Буквы безударных гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс 1

Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.

Целевые установки урока:

  • Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
  • Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
  • Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
  • Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • Воспитывать коммуникативную культуру.

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог

Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
  • развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
  • развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
  • Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.

Ход урока

1) Оргмомент.

Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.

Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2

  1. Вы готовы секреты русского письма открывать?
  2. Ум и смекалку не забыли взять?
  3. Постараетесь всё понять?
  4. А грамотно будете писать?

Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

2) Актуализация старых знаний.

(Два человека выходят к доске выполнять задание:

  • 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
  • 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.

I. Словарный диктант «Отгадай загадку»

А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.

Презентация Слайды 3-8

Учитель читает загадку, ученик отгадывает.

То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(тетрадь)

Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом
(карандаш)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(корова)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)

Летом вырастает, осенью опадает.
(листок)

б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).

П. Самоопределение к деятельности

Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая ). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?

(Подобрали проверочное слово – лист ). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И )

Как думаете, чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)

Презентация Слайд 9

Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами .

Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)

Презентация Слайд 10

2. Чистописание

Давайте пропишем эти гласные.

Ш. Проверка пройденного материала

А теперь проверим наших ребят.

Ученик 1 ) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?

Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).

А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?

Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).

Презентация Слайд 11

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

2. Словарная работа

Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)

Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)

Слайд со словарным словом.

Задание 1. Написание и запоминание слова.

Задание 2.

2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.

Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)

Твердость (у,э,о,а,ы)

Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, а также уметь работать дружно и слаженно.

Ш. Работа по теме урока

Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.

Слайд с Самоваровым

Прослушивание с диска (объяснение материала)

Давайте послушаем , что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)

Интервал 1 Объяснение о звуках

Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)

Интервал 2 Объяснение л –са л-са

Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!

Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)

Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)

Интервал 3 Конкретизация. Упражнение с диска:

Вопрос Самоварова - остановить запись

сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)

Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.

Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.

1V.Физкультминутка. (Включается музыка)

Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я

У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.

(Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)

2. Презентация Слайд 12

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

3. Работа на листиках (Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)

Карточка 1 (Работа в парах)

Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.

Све ча, вра чи, гро зный, ли стик, ро са, мя ч, со сна.

Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).

Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О:

Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.

Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).

Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:

Зв…риный – (зверинец, звери)
Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
В…дяной – (вода, водный, водичка)
Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)

Проверка по диску

Самооценка:

  • «зеленая карточка» - все правильно
  • «желтая карточка» - были ошибки
  • «красная карточка» - не согласен

4. Музыкальная физкульминутка

5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78

Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39

V. Рефлексия.

Презентация Слайд на доске 13:

А) - Итак, продолжите фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Я заполнил…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)

V1. Итог урока. Презентация Слайд 14

Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:

а) У кого были красные полосочки – Упр. 3

Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2

В) Кто работал в парах - Упр. 7

Презентация слайд 16.

Литература.

Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL:

которые обозначаются на письме 10 буквами :

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

Ы́йя, Ы́ныкган.

    Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.

Дым [ды́м], тыл [ты́л].

    Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Физик [ф’и́з’ик].

    Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы] .

    Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Из и риса – [из-ы́]риса.

    Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

    после [ж], [ш], [ц] ;

Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].

Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

В и згнании ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ] .

Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

Яндекс.Директ

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается э ] );

Ж а леть ы э л’э́т’], лош а дей [лъшы э д’э́j], двадц а ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , – э ] ;

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

Например:

после твёрдых согласных: д о мовой ъ маво́j], рыб а [ры́бъ ], крыш а [кры́шъ ], ц е ликом ъ л’ико́м];

после мягких согласных: р я довой [р’ь даво́j], пол е [по́л’ь ], ч а совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.

Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-л е́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

    либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );

    либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

Явный – я́ -вный, проявка – про- я́ -вка, съёмка – съ ё м-ка.

Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́-ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в заударном слоге ни звучит гласный [и].

Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных – [Λ] ;

    после мягких согласных – э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать э ] .

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я [ j ] + гласный [э], [а] j е, я будет звучать звук э ] .

Объявился – о II -бъя I -ви́л-ся II – первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных – [ъ] ;

    после мягких согласных – [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

Особенности произношения гласных в безударных позициях

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий: 1) места по отношению к ударному слогу, 2) положения в абсолютном начале слова, 3) твердости / мягкости предшествующего согласного.

Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.

В первом предударном слоге возможны четыре гласных - безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда , [ч"и]с ы´ часы , ш[ы]лкá шелка , н[а]чнóй ночной .

В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой , [м"ь]сорýбка мясорубка , [ч"у]дотвóрный чудотворный .

В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам , нéжн[ъ]й нежный и нежной , си[н"ь]м синим и синем , пó[л"ь]м полем , лóшадь лошадью .

В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты , нóт[ъ] нота, нó[т"ь] нóте , нóт[у] нóту .

Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать , [и]кспортёр экспортёр , [а]говáривать оговáривать .

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]

В 1-м предударном слоге,

в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]

Во 2, 3-м предударном слоге,

в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)

Твердость / мягкость предшествующего согласного - важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных: 1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой , [лы]сéть лысеть , [ла]рéц ларец , [лъ]шадéй лошадей ; 2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л"у]бовáться любоваться , [ч"и]рнéть чернеть , [л"ь]дорýб ледоруб ; 3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р"и]ды´ ряды , [п"и]ти´ пяти, [р"ь]довóй рядовой , [п"ь]тилéтка пятилетка ; 4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном -ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.: получ и´л[с"ъ] получился - у бабý[с"ь] у бабуси ; кáп[л"ъ] капля - кáп[л"ь] капли; медвé[д"ъ]м медведям - медвé[д"ь]м медведем ; в ы´са[д"ъ]сь высадясь - в ы´са[д"ь]сь высадись .

Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго , б[о] á , андáнт [э].

>>Русский язык: Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

Ударение

Начало урока

48. Расскажите, кто изображен на рисунках.

Произнесите первое слово, назовите все гласные звуки. Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой гласный звук нужно произнести с большей силой, чтобы слово звучало правильно?

Такую же работу проделайте со словами - названиями других птиц, изображённых на рисунках .

В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук.
Остальные гласные звуки в слове безударные.

49. Рассмотрите рисунки.


Назовите сначала все изображённые фрукты, потом овощи. В каждом слове-названии выделяйте голосом ударный гласный звук.

Запишите сначала слова - названия фруктов, потом овощей. Поставьте знак ударения.

Горох, лимоны, огурцы, абрикосы, редис, яблоки

50. Запишите названия дней недели по порядку. Поставьте знак ударения.

Понедельник, ... .

Среда, суббота, четверг, воскресенье, пятница, вторник

51. Назовите изображённые предметы.

Выделите все звуки в этих словах.

Одинаковые ли они? Назовите ударный гласный звук в каждом произнесённом слове. От чего зависит смысл этих слов?

60. Прочитайте стихотворение.


Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
(А. Барто)

В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
Спишите ту часть стихотворения, в которой говорится мишку и слона.

В односложных словах знак ударения не ставится.

61*. Составьте предложения из данных слов.

в, сестрёнку, брат, школу, ведёт
Лёша, оленёнку, молока, маленькому, дал
вечером, сараю, к, опять, пришёл, ёжик
сами, класс, всегда, мы, наш, убираем

Запишите предложения.

Объясните, над какими словами не надо ставить знак ударения.

Начало урока

62. Прочитайте предложения так, чтобы получился рассказ.

Хозяин передал его в зоопарк.
Ночью он просыпался и поднимал весёлую возню.
Он принёс лисёнка домой.
К осени лисёнок стал большим.
Это был шустрый и беспокойный зверёк.
Охотник нашёл в лесу маленького лисёнка.
Как можно озаглавить получившийся рассказ?
Запишите заглавие.
Письменно ответьте на вопросы:
Кого нашёл охотник в лесу? Куда он принёс лисёнка?
Какой это был зверёк? Как он вёл себя ночью?

При записи ответов поставьте, где надо, знак ударения.

63. Выпишите сначала односложные, потом двусложные, а затем трёхсложные слова. Где надо, поставьте знак ударения.

страна заводы мост ёлочка рыбаки
брат лужайка Катя журавли труба

Объясните, когда не нужно ставить знак ударения.

мебель дежурные ребята ребёнок
ученик школьник классы карандаши
воробей ворона медведь заяц

Выпишите слова в таком порядке: с ударным гласным звуком в первом слоге, во втором, в третьем, в четвёртом . Назовите невыписанные слова.

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык, 2 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по русскому языку за 2 класс , конспект по русскому языку , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

В русском языке 6 основных гласных звуков :
A О Э У Ы И

Они обозначаются на письме 10 буквами:
A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.

Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

По месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

По участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
лавиализованные [y] [o]
нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).

Так же к вашему вниманию упражнения