Что такое однородные обстоятельства. Простое осложненное предложение

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Первый случай

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

    наречием, например: Дворник встает рано;

    деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;

    инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;

Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

Второй и третий случаи

По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

    обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;

    обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;

    обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;

    обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;

    обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;

    обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;

    обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

    обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

    если они выражены деепричастным оборотом,

    если они представляют собой сравнительный оборот,

    если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.

Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

Это правило имеет несколько важных примечаний:

От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Упражнение

    Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.

    Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.

    Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.

    Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.

    Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.

    Ради победы_ они готовы на все.

    Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед.

    Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра.

    Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов).

    – Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.

    На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков).

    Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов).

    Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов).

    В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков).

    На вопросы следователя он отвечал_ нехотя.

    Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов).

    Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов).

    Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый.

    Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев).

    А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут).

    Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков).

    Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин).

В русском языке много небольших нюансов, которые тем не менее очень важны и для понимания его структуры, и для формирования привычки к грамотности. Одной из тем, которые можно отнести к категории таких нюансов являются обособленные однородные обстоятельства. Что это такое и что в них особенного?

Однородные обособленные обстоятельства: как они выделяются и какие характерные признаки имеют

Этот член предложения объединяет в себе черты обособленных обстоятельств, которые на письме выделяются запятыми, и однородных членов предложения, между которыми ставятся соединительные союзы (такие как и, либо, или). То есть это такие однородные обстоятельства, которые обособляются от остального предложения с помощью запятых, но при этом между ними запятая не ставится.

Чаще всего обособленное обстоятельство выражается деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, однородные члены предложения в этом плане исключениями не являются, хотя однородными могут быть обстоятельства, выраженные существительным с предлогом или без.

Чтобы лучше понять эту тему, нужно рассмотреть примеры однородных обособленных обстоятельств. Так, в предложении “Она стояла, поправляя макияж и закалывая растрепавшиеся локоны” деепричастные обороты являются обстоятельствами образа действия, которые относятся к одному и тому же главному члену, значит, они однородные. Таким образом, это однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, между которыми не нужна запятая, но которые отделяются от остального предложения, обособляясь с помощью этого знака препинания.

Однородные обособленные обстоятельства могут стоять в любой части предложения – в начале, в конце или в середине, выделение запятой необходимо во всех случаях, от положения зависит только то, где эта запятая будет стоять.

В некоторых случаях между однородными обстоятельствами ставится не соединительный союз, а запятая – чаще всего в тех случаях, когда это не деепричастный оборот или одиночное деепричастие, а сравнительный оборот или существительное (обычно с такими предлогами, как несмотря на, ввиду и т.п.).

В таких ситуациях обстоятельства, если они относятся к одному члену предложения, все равно остаются однородными и обособляются, как если бы между ними стоял соединительный союз. Для лучшего понимания темы следует рассмотреть примеры: Она сияла как маленькая звездочка, как свет самого яркого маяка. Он любил нее, несмотря на холодность, несмотря на любовь к другому.

Что мы узнали?

Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, сравнительными оборотами или существительными, обособляются так же, как обычные обособленные обстоятельства. Если между ними стоит соединительный союз, то запятая не нужна, а если они разделяются только интонационно, то она ставится обязательно. Обычно интонацией разделяются сравнительные обороты или однородные обстоятельства, выраженные существительными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 242.

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

компанией ЛитРес .

Лекция 3. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения с бессоюзной связью

Материал включает три темы:

1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Тема 1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Грамматическая роль уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения

В качестве уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения с бессоюзной связью обычно выступают определения и обстоятельства , реже составные именные сказуемые.

Подлежащие и дополнения в данной теме рассматриваются как обособленные приложения .

2. Уточняющие члены предложения

Уточнение основано на логическом сужении, ограничении объема понятия , а также предполагает переход от понятия более абстрактному к более конкретному.

Соответственно, уточняющие члены предложения сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, то есть изменяют объём его значения , например:

А) На бугре, среди двух берёз , сидит старик с рожком (уточнение, сужение значения).

Б) Я очнулся на постели, в большой и светлой горнице (уточнение, расширение значения).

3. Пояснительные члены предложения

Пояснение основано на логическом отношении тождества и является повторным наименованием уже названного.

Соответственно, пояснительные члены предложения раскрывают значение предыдущего слова или заменяют его близким по значению словом , например:

А) Они часто употребляли в разговоре такие, мало понятные для меня , слова (пояснение, раскрытие содержания местоимения).

Б) Пошли ровным, в ногу, шагом (пояснение, замена близким по смыслу словом).

4. Сходство значений для уточняющих и пояснительных членов предложения

В ряде случаев уточняющие и пояснительные члены близки по значению. Тогда для правильной постановки знаков препинания их различение не является обязательным, так как в обоих вариантах они обособляются с помощью запятых, например:

Здесь господствовал коричневый, почти красный , цвет почвы (уточнение оттенка при сужении значения или пояснение с заменой близким синонимом).

5. Отличие уточняющих и пояснительных членов от обособленных членов предложения


– А уточняющие и пояснительные члены можно назвать обособленными?


Уточняющие и пояснительные члены предложения отличаются от обособленных членов тем, что в первом случае всегда присутствуют, по меньшей мере, два одноименных слова (второе слово уточняет или поясняет первое), в то время как обособленные члены не имеют такой пары , например:

А) Уточнение и пояснение:

Внизу, в овраге, протекал ручей.

Солнце уже выглянуло из-за горы и тихо, без хлопот , принялось за свою работу.

Б) Обособление:

Вследствие прошедших дождей , дорога стала непроходимой.

Утомлённый , он быстро заснул.

В то же время уточняющие и пояснительные члены предложения могут называться обособленными в широком смысле этого слова , так как они всегда обособляются, то есть на письме выделяются запятыми.

6. Присоединительные члены предложения

Присоединение – это придание члену предложения вид дополнительного высказывания (пояснения, замечания).

Соответственно, присоединительные члены предложения – это уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении .

К присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные , так и просто обособленные члены предложения.


§2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ

1. Знаки препинания

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены с бессоюзной связью могут находиться в середине или в конце предложения, при этом уточняющие и пояснительные члены обособляются с помощью запятых, а присоединительные – с помощью тире.

2. Интонация

Уточняющие и пояснительные члены предложения произносятся с интонацией обособления, то есть выделяются паузами и интонационным ударением.

В интерпозиции дополнительно используется «вставочная интонация» – общее понижение тона, изменение темпа речи.

Для присоединительных членов также используется особая интонация с увеличенной паузой , связанной с постановкой тире .


§3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При уточнении второе слово сужает (или расширяет) значение первого слова.

2. Примеры уточняющих членов предложения

А) Уточняющее обстоятельство места, сужение значения

Против границы, на том берегу , всё было пусто.

Никита повернул направо, к речке , и старался идти по дороге, по чужим следам.

Внизу, между белыми стволами, свет блестит яркими, длинными лучами.

Б) Уточняющее обстоятельство времени, сужение значения

На другой день, чуть свет , мы были на берегу.

Наши места издавна, ещё со времён дедушки , славились своим богатством.

В) Уточняющее обстоятельство места, расширение значения

Он очнулся на кровати, в большой и светлой горнице.

Г) Два уточняющих обстоятельства

Я нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука .

Вдали, за пылью переулочной, за скукой загородных дач, чуть золотится крендель булочной и раздаётся детский плач.

Д) Уточняющее (несогласованное) определение

Внизу лежала широкая, в полмили, полоса земли.

Они вышли на глубокий, по ступицу, песок и сели в извозчичью пролётку.

На поляне рос могучий, в три обхвата, дуб.

Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Е) Уточняющее составное именное сказуемое

Кораблик был маленький, в несколько дюймов .

Скатерть на столе была длинная, до пола .


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При пояснении второе слово (обычно местоимения, вариант 1) или дополняет значение первого слова, называя признак или предмет сходным по значению словом (вариант 2).

Во втором случае пояснительные члены сходны с однородными членами , но отличаются от них вторым планом речи .

2. Пояснение (1)

Второе слово раскрывает содержание первого слова (местоимения):

Обстоятельство

Тогда, поздней осенью , на даче было тихо и пустынно.

То ли он спал, то ли так, в забытьи , лежал.

Определение

Другая, железная , лестница висела в воздухе, как подвесной мост.

На ней уже было другое платье, очень простое и очень ловкое .

Такие записки, для одного себя , часто бывают нелогичными и непоследовательными.

Сказуемое

Он оставался таким же, спокойным и трудолюбивым .

3. Пояснение (2)

Второе слово синонимично первому слову (тот же признак называется другим словом)

Обстоятельство

Он наивно, по-детски , вытер пальцами глаза.

Тихо, без криков и выстрелов , будет плыть этот корабль.

Определение

Мы увидели пустое, без признаков жилья , место.

Сказуемое

Снег был чистый, без единого пятнышка .

Ночь была ясная, в мелких белых звёздах .


§5. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТИРЕ)

1. Постановка задачи

Уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении относятся к группе присоединительных членов. Как уже говорилось, к присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные, так и просто обособленные второстепенные члены предложения.

2. Уточнение в добавочном сообщении (сужение значения)

Обстоятельство

В этом доме она и поселилась – в крошечной комнатушке на втором этаже .

У шоссе стоял одинокий домик – около самого входа в туннель .

В комнате стояло ещё пианино – в самом углу, напротив дивана .

Сказуемое

Листья ландышей здесь необыкновенно сочные и крупные – величиной в ладонь .

3. Пояснение в добавочном сообщении

Определение

И необычайный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной человеческой массы.

Сказуемое

Дорога была одна – широкая, обставленная вехами .

Осенние зори иные – хмурые, медленные .

4. Неоднородные (по отношению к первому слову) члены в добавочном сообщении

Лесные щеглы кормились здесь среди всякой травяной всячины – весёлые, никогда не унывающие.

5. Обособленные члены в добавочном сообщении (не являются одноименными)

Определение

Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои .

Чаадаев находился в центре внимания мыслящей – и одновременно немыслимой – России.

Обстоятельства и дополнения

Посидели – больше для приличия – несколько минут.

Отправились домой – с большой неохотой – только к вечеру.

Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах.

Тема 2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Постановка задачи

Однородные обстоятельства раскрывают общую тему (однородный ряд можно заменить обобщающим словом), произносятся с интонацией перечисления и на письме отделяются друг от друга запятыми.

Неоднородные обстоятельства характеризуют определяемое слово с разных сторон (например, координаты предмета во времени и в пространстве); они не выделяются перечислительной интонацией и не отделяются запятыми на письме.

Уточняющие обстоятельства сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, а пояснительные раскрывают его содержание (1) или заменяют другим словом (2); они произносятся с интонацией обособления и на письме выделяются запятыми.

2. Общий принцип решения

Однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства обычно отличаются друг от друга по смыслу в соответствии с их определением (раскрытие общей темы, обозначение различных признаков и т.д.).

Парные варианты в этом случае часто составляют:

А) однородные и пояснительные (2) обстоятельства образа действия ;

Б) неоднородные и уточняющие обстоятельства места и времени .

В ряде случаев вид обстоятельств может определяться неоднозначно или быть авторским .


– Кажется, это довольно сложная тема ?

– В этой теме, действительно, излагается много различной информации , поэтому она кажется сложной. С другой стороны, свой выбор вы очень часто (хотя и не всегда) можете объяснить авторским решением , что вполне соответствует действительности.


§2. СРАВНЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Однородные обстоятельства места, времени и образа действия раскрывают независимо друг от друга общую тему:

В поле, в роще, на лугах чувствовалось безмолвие.

Занятия будут проходить по вторникам, четвергам, субботам .

Недалёкий лес роптал и гудел непрерывно, затаённо, с глухой угрозой .

Б) Пояснительные обстоятельства (1) места, времени и образа действия: второе слово раскрывает содержание первого слова:

Здесь, в тайге , человек может полагаться только на свою изобретательность.

Там, за седыми горами , тёмный нахмурился лес.

В это время суток, после заката солнца , у горизонта долго держится серебряная полоса.

Она тогда, перед половодьем , накупила много хлеба.

Так, без грусти и без удовольствия , проходили дни.

В) Пояснительные обстоятельства (2) места и образа действия: второе слово дополняет (поясняет) содержание первого слова:

Внизу, в долине, лес стал чаще.

Тихо, без единого шороха , пробирался по лесу охотник.

На стогу уныло, по-сиротски , сидит ворона.

2. Парные варианты (для обстоятельств образа действия)

Сближение значений однородных и пояснительных обстоятельств образа действия связано с тем, что однородные обстоятельства, раскрывающие общую тему, и пояснительные (2) обстоятельства, называющие один и тот же признак разными словами, в этом случае близки по значению. Их различие часто бывает связано с желанием автора отнести обстоятельство на второй план речи.

А) Однородные обстоятельства образа действия: первый план речи

Иван шёпотом, чуть слышно продолжал ей что-то рассказывать.

Самоуверенно, почти с вызовом прозвучали эти слова.

Б) Пояснительное обстоятельство образа действия (2): второй план речи

Она озорно, по-девичьи, взглянула на него.

Он тряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом , глянул на небо.


§3. СРАВНЕНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ И УТОЧНЯЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Неоднородные обстоятельства обозначают разные признаки:

Неоднородные обстоятельства места: разные координаты

На озере среди лесов зелёных кувшинки белые, как звёзды, расцвели.

Неоднородные обстоятельства времени : разные координаты

По вечерам в такие дни всё семейство собиралось в гостиной.

Неоднородные обстоятельства: координаты места и времени :

Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Ранним утром на самом краю болота танцует глухарь.

Только изредка в темноте листвы блеснёт солнечный кружочек, похожий на золотую монету.

Б) Уточняющие обстоятельства сужают (расширяют) значение ранее названного признака:

Уточняющие обстоятельства места : сужение значения

В гостинице, на втором этаже, в номере с окном на площадь, сидят обычно под вечер бывший помещик Теплов и его друг Языков.

Уточняющие обстоятельства времени : сужение значения

Ранним утром, ещё до рассвета, я затоптал костёр и отправился на ток.

2. Парные варианты (для обстоятельств места и времени )

В авторском варианте возможно различное толкование неоднородных и уточняющих обстоятельств места и времени, если сужение или расширение значения для уточняющих обстоятельств не является принципиальным . В этом случае они близки по значению и различаются по первому или второму планам речи , причём обособление обстоятельств второго плана речи часто связано с их распространённостью :

А) Неоднородные (нераспространенные) обстоятельства: разные признаки, первый план речи:

За рекой на горе лес зелёный стоит.

Далеко на восток тянутся горные хребты.

Летом в дождливую погоду здесь скучно.

Б) Уточняющие (обычно распространенные) обстоятельства: сужение значения,

второй план речи:

За рекой, в розовеющем небе , ярко сверкала вечерняя звезда.

Летом, вечерними зорями, на вершину кургана прилетает беркут.

За рекой, на высокой горе, одиноко темнеет лес.


– Парный вариант с авторским выбором возможен в том случае, когда нет четкой границы в различении обстоятельств , и тогда автор может их представить и как неоднородные, и как уточняющие. Кроме того, возможность обособления зависит от структуры и распространенности предложения.

Тема 3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Примечание. Тема различения однородных и неоднородных определений уже рассматривалась подробно.


§1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Особенности решения

Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений имеет свои особенности по сравнению с различением подобных обстоятельств.

2. Ограниченная тематика

Тематика уточняющих и пояснительных определений практически ограничена следующими темами:

А) второе определение является несогласованным;

Б) первое определение является местоименным;

В) на втором месте стоит определительный оборот.

3. Пояснительные определения однородного типа

Следует отметить существование пояснительных определений однородного типа , которые относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и отделяются на письме запятыми.


§2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕСОГЛАСОВАННЫМ

1. Три варианта постановки знаков препинания

Если второе определение относится к разряду несогласованных, то оно может являться по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), неоднородным (нет запятой), пояснительным или уточняющим (выделяется запятыми).

2. Однородные определения:

Для однородных определений характерно раскрытие общей темы, сближенные признаки, первый план речи:

Иногда дорога пресекала обширные, в полном цвету и блеске рощицы ландышей.

В приземистой, с коричневатыми стенами избушке горела лампа.

Она сняла толстую, с бахромой скатерть и постелила другую.

Из темноты послышался тихий, с лёгким присвистом смех.

3. Неоднородные определения:

Неоднородные определения обозначают разные признаки :

У стены стоял старинный деревянный с инкрустацией шкаф.

На стол поставили синие с позолотой по краю чашки.

Стена была облицована светлым с розовыми прожилками мрамором.

4. Уточняющие определения:

Уточняющие определения уточняют признак, названный предыдущим словом, обычно сужая его объем:

Небольшие деревья, высотой около полутора метров , встречаются здесь повсеместно.

Только узкая, саженей в триста , полоса плодородной земли составляет владение казаков.

Я увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом , лису.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят , шинели.

Скользили серые, под цвет земли , ящерицы.

5. Пояснительные определения (2):

Пояснительные определения (2) подробнее раскрывают уже названный признак, называя его другим словом:

Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика , низком месте.

Малиновое, без лучей , солнце садилось за рекой.

Камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке , руками.

§3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

1. Два варианта постановки знаков препинания

Если на втором месте стоит определительный оборот, то он является по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), уточняющим или пояснительным (выделяется запятыми):

2. Однородные определения: сближенные признаки, раскрытие общей темы:

Открылся вид на высокий, чуть розовеющий небосвод.

В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес.

Мы вошли в холодный, всю зиму нетопленный зал.

3. Уточняющие определения: сужение признака, второй план речи:

Он приобрел старую, датированную концом XVIII века, картину.

4. Пояснительный оборот (1): раскрытие содержания местоимения, второй план речи:

Каждое явление имеет свои, присущие только ему , признаки.

Дашу удивила доморощенность всего этого, так нашумевшего , дерзновения.

Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким , определением.

5. Пояснительный оборот (2): дополнительное пояснение признака, второй план речи

Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким , мундире, был уже в залах.


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ТИПА

– Это общепринятый термин?

– Не совсем, но по факту такие определения существуют, и поэтому желательно их как-то обозначить.


1. Определение

Пояснительное определение однородного типа имеют следующие особенности:

С одной стороны , по смыслу оно являются зависимым, так как поясняет значение первого определения.

С другой стороны , оба определения грамматически ведут себя как однородные , то есть относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и на письме отделяются запятыми.

2. Пояснительное определение однородного типа или неоднородное определение

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от неоднородных определений. Различение пояснительных определений однородного типа (отделяются запятыми ) и неоднородных определений (нет запятых ) делается по смыслу :

А) пояснительное определение (1) однородного типа (раскрытие содержания местоимения )

Я хочу купить другой, кожаный портфель (другой = кожаный).

Эта задача требует новых, нестандартных решений.

Здесь его ожидала другая, интересная жизнь.

Б) неоднородные определения (разные признаки):

С правой стороны дороги тянется другая горная цепь (есть две горные цепи – одна и другая).

3. Пояснительное определение однородного типа или обычное

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от обычных пояснительных определений. Пояснительные определения однородного типа (разделяются запятыми ) и обычные пояснительные определения (выделяются запятыми ) различаются только планами речи, что во многих случаях является авторским решением:

А) пояснительное определение (1) и (2) однородного типа, первый план речи, разделение запятыми.

Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном.

Это были свои, слободские люди.

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя.

Я умоляю вас, князь, отдайте приказ на еще один, последний штурм.

Надо стремиться к нормальному, мирному существованию различных стран.

В воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу.

Б) обычное пояснительное определение (1), второй план речи, выделение запятыми:

Еще один, последний , коридорчик вел мимо маленькой комнаты.


– Кажется, такие определения чаще разделяются запятыми ?

– Да, и это видно из следующего общеизвестного примера:

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя (А. С. Пушкин).

– А почему именно эти пары ?

– Это связано, во-первых, со сходством однородных и пояснительных признаков и, во-вторых, с не всегда четкой границей между признаками уточняющими и неоднородными .

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром -

Среди предложений 31–38 найдите предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.


(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

– (8)Нравится?

– (9)Очень, – ответил мальчик.

– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В. Железникову*)

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»

1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.

2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.

3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.

4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Пояснение.

Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Ответ: 4

Ответ: 4

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DB6E28, вариант РЕШУ №106

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно Виктор Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных в отрывке из произведения В.А. Железникова.

С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании лётчика: «Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил…» (предложение №7), «И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой» (предложение №57). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героев.

В предложениях 12, 33 прилагательные используются для описания состояний природы: белые облака, большая свинцовая туча. Они добавляют в описание яркости, красочности, значит, выполняют функцию изобразительно-выразительных средств.

Проанализировав текст, мы подтвердили мысль В.В. Виноградова о важности прилагательных в нашей речи.

Маленький художник видит мир по-особому: он живо воспринимает его красоту, для него удивление в необычности мира: Земля похожа на мозаику (предложение 26), в облаках можно разглядеть слонов и китов (предложения 12, 15). Умение удивляться говорит об открытой душе героя, о богатом внутреннем мире.

Рядом со своим случайным попутчиком раскрывается и внутренний мир лётчика. Взрослый человек в силу своей занятости и некоторой суровости профессии не заметил, как перестал видеть главное: жизнь вокруг прекрасна и удивительна: «(29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика».

Страшно в жизни встретиться с человеком, не способным видеть красоту и добро, человеком, очерствевшим под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, относящимся ко всему с недоверием и опаской. Пусть в мире будет побольше таких мальчиков, способных не только восхищаться миром, но и заряжать своей положительной энергией окружающих. Именно так произошло с лётчиком. Невидимый импульс от маленького художника родил новый заряд: летчику захотелось осуществить мечту ребёнка и подарить ему краски.

3. Внутренний мир человека - это особый мир, недоступный другим людям и скрытый от посторонних глаз. Это наши мысли, переживания, мечты, чувства. Тайна внутреннего мира приоткрывается, когда мы совершаем какие-либо поступки, даём оценку событиям, то есть проявляем себя. А если проявили, то, возможно, повлияли на кого-то, кто был рядом.

Соприкоснувшись с миром фантазий маленького художника, лётчик не мог не удивиться их необычности: он сам никогда не видел в небе облаков-слонов с хоботами и не замечал, что в Земле похожа на мозаику. Лётчик удивлялся самому себе: впервые за много лет работы он подумал о грозовой туче не как об опасной ситуации, а о том, на что она похожа. Наверное, именно из-за этих новых ощущений, которые лётчик впервые испытал, в благодарность за них, он и подарил мальчику краски.

У нас в классе учатся две сестры, обе очень увлечены поэзией, знают массу стихов не из школьной программы. И читают их так выразительно, душевно. Особенно пронзительно звучали стихи о войне на классном часе, посвящённом Дню победы. Но когда мы собрались всем классом, чтобы принять участие в «Бессмертном полку», девочки не пришли. «Мы и так стихи зубрили, надоела эта война», - сказали они в оправдание. А мы-то думали, что они...по-настоящему, с душой...А оказалось, что их душа - потёмки.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но наши миры живут в нас не обособленно, они невидимыми нитями связывают нас с другими людьми. Давайте делиться хорошими, светлыми, чистыми мирами. И тогда мир заиграет новыми красками.