Экономическая наука. Экономика как наука и экономика как хозяйство

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Экономическая наука изучает хозяйственную (экономическую) жизнь людей, объединенных в общество. Проявление этой жизни мы видим постоянно, часто принимая в ней непосредственное участие.

Например, по улицам проезжают машины, везущие цемент, железобетонные конструкции, окна и т.д. для новостроек. Это — проявление производственной деятельности (производства) в сфере строительства.

Почти ежедневно каждый из нас посещает магазины различных торговых сетей. Покупая там товары, мы становимся участниками обмена денег на продукты и услуги. Ежегодно принимается Государственный бюджет. Парламентарии обсуждают вопрос о том, сколько средств выделить на образование, медицину, учреждения культуры, армию, суды и т.п.. В этом случае мы наблюдаем отношения распределения доходов, собранных в государственном бюджете.

Когда семья кладет деньги на банковский депозит — это пример использования ранее полученных доходов как сбережений.

В каждом из четырех рассмотренных случаев речь шла об отдельных проявлениях хозяйственной жизни, которые предполагают наличие экономических ресурсов — материалов, производственных мощностей, денежных средств и т.п.. При этом отметим, что все экономические ограничены.

Ведь когда строительные материалы используются на одной новостройке, то они не могут быть использованы на другой. Или, если деньги тратятся покупателем на приобретение стирального порошка в магазине то они уже не могут быть потрачены на покупку пирожных в буфете. А парламентарии, принимая решение, скажем, об увеличении расходов бюджета на учреждения образования, должны определить, какие другие статьи расходов государственного бюджета должны при этом уменьшиться. Наконец, если семья экономит средства, положив их на банковский депозит, то это означает, что она сознательно ограничивает свое потребление.

Поскольку все экономические ограничены, то важнейшей проблемой хозяйственной (экономической) жизни является деление их таким образом, чтобы наилучшим, наиболее полно удовлетворить потребности.

Экономическая наука как раз и помогает решать проблему распределения ограниченных ресурсов. Попутно заметим, что потребности людей безграничны — они меняются и растут, их бесконечность обуславливается неуемным желанием людей улучшать потребления, делать разнообразным и содержательным собственную жизнь.

Итак, предметом экономической науки является обоснование способов распределения ограниченных ресурсов, благодаря которому обеспечивается лучше, наиболее полное удовлетворение потребностей. При этом наука объясняет, как должна функционировать

Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа.

Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯ­ТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.

Они выражают необходимые устойчивые регулярные зави­симости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.

За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в ко­торые вступают люди в процессе этой деятельности.

ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.

Экономические законы относятся к социальным, обществен­ным, и этим они отличаются от законов природы.

Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения ма­териальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономичес­ких формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.

Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.

Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограниче­ниях.

Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворе­ние своих потребностей, предприятия - прибыль, тогда как госу­дарство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопо­ставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.

В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наимень­шая хозяйственная единица - отдельная фирма, объединение и т. п.

МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определен­ных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Мак­роанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.

МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.

Так, марксистская теория выделяет пять общественно-эконо­мических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них.

Современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами, которые изло­жены в вопросе 8.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления | и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств, j В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции,

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.

1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется пози­тивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение - это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Тео­рии формулируются в виде позитивных утверждений.

2. На основе экономической теории определяется экономи­ческая политика. Ее задача - найти варианты и механизмы решений экономических проблем.

3. В ходе реализации экономической политики совершен­ствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию.

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как лее работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможноети - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.