Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города. Помпеи: история гибели города и интересные факты

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы — землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год — на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год — археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Город Помпеи возник в VI в. до н.э. по самой естественной и рациональной причине: там, где сходились дороги, соединявшие северную и южную части Апеннинского полуострова. А значит, это было идеальное место для доходной торговли. К тому же природа, климат создали здесь все для безмятежного времяпрепровождения, что в античности считалось лучшим условием достойной во всех отношениях жизни. Тогда поселения, которые стали предтечей города, располагались на берегу Неаполитанского залива (затем залив от этого места отступил). Жили здесь оски - одно из древних италийских племен. Впоследствии оски ассимилировались с латинянами-римлянами и исчезли с этнического ландшафта истории как племя. Считается, что оски были родственны самнитам, исходя из того, что имели похожие языки. Самая убедительная версия происхождения названия города связана с оскским словом pumpe - «пять»: столько было первых поселений на месте города. А основные дороги, которые сходились здесь, вели на Нолу, Кумы, Стабии. Другая версия происхождения названия города отталкивается от греческого pompe - «триумфальное шествие», согласно мифу об основании Гераклом городов Помпеи и Геркуланум. В пользу второй версии говорит то, что строился город по канонам греческой архитектуры. Что, впрочем, характерно для всех строений Древнего Рима наряду с этрусским влиянием. А Помпеями первыми завладели этруски, затем - греки из Кум и только потом - римляне.

Сначала структура Помпей была по-деревенски произвольной, но с IV в. до н. э. он преображается: были проложены прямые улицы, образовались кварталы двух-и трехэтажных жилых домов, в которых квартиры и комнаты сдавались внаем. Общественные здания этого небольшого, по сути, города, придавали ему едва ли не столичную респектабельность. «План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах...» это цитата из краткого очерка о Помпеях выдающегося русского искусствоведа П. П. Муратова (1881-1950 гг.).

Многие дома здесь не имели кухонь. Хлеб покупали в пекарнях (их было 34), а готовые горячие блюда - в 89 термополиях, древнеримских тратториях. Сибаритский образ жизни утверждала римская аристократия, строившая в Помпеях, Геркулануме и вблизи них роскошные виллы. Так и жили помпеяне: ремесленники трудились, торговцы вели свою коммерцию на рынках и в порту близ устья реки Сарно, патриции отдыхали, и все посещали Форум, храмы, театры, амфитеатр - арену для гладиаторских боев, термы и лупанарии - дома свиданий. И даже военные конфликты этот порядок и безмятежный дух не особо нарушали. А главные события в истории Помпей были таковы: завоевание самнитами - 20-е гг. V в. до н. э., союз с Римом после Второй Самнитской войны - около 310 г. до н. э., Союзническая война - восстание италийских племен против Рима (91-88 гг. до н. э.) и завоевание императором Суллой в 89 г. до н. э.

Неизвестно было жителям Помпей о самом важном для них - что происходит в недрах стратовулкана , стоящего на стыке тектонических плит Европы и Африки. Время от времени помпеяне ощущали подземные толчки, но, поскольку масштабных разрушений не происходило, то и серьезного значения им никто не придавал. Обитателей Помпей не волновало даже то, что часть склонов была ощутимо теплой. Так продолжалось до 62 г.

Античные Помпеи, ныне археологический парк, находятся в итальянской области , в юго-западной части Апеннинского полуострова, на некотором расстоянии от побережья Неаполитанского - в древности Куманского - залива, примерно в 24 км на юго-восток от Неаполя. Город разделен на 9 районов (регионов), которые вполне можно назвать и более привычно - кварталами.

Землетрясение 5 февраля 62 г, нанесло Помпеям весьма ощутимый урон. Правящий тогда император Нерон даже подумывал о том, чтобы выселить всех жителей из города. Но им не верилось, что нечто подобное может повториться.

Ведь до этого Везувий представлялся им по характеру добродушным великаном: на его изумрудно-зеленых склонах паслись стада, на плодородных вулканических почвах обильно плодоносили оливковые рощи и виноградники. Во время землетрясения рушились стены домов, была повреждена система водоснабжения, падали и разбивались статуи.

За какие-то 10-15 лет все было восстановлено, и построены новые здания. Пострадал и соседний город подругую сторону Везувия, пострадал больше, но он был и гораздо меньше Помпей. Город Стабии был полностью разрушен еще в 89 г. до н. э. Суллой во время Союзнической войны, но на его месте было возведено довольно много вилл, в 62 г. также сильно пострадавших от землетрясения.

Предвестники новой грядущей беды начали проявляться с первых дней августа 79 г.: пересыхали ручьи, беспокойно вели себя животные, улетели птицы. Наблюдательные и образованные жители города, поразмыслив, сочли за лучшее поскорее покинуть его. Остались в Помпеях в основном рабы, охраняющие оставленное хозяевами имущество, да мелкие ремесленники со своими семьями и одинокие люди. Всего погибло не менее 2 тыс. человек. Есть предположение, что гораздо больше - до 16 тыс. (с учетом Геркуланума, Стабий и мелких селений), но, поскольку раскопки не завершены и по сей день, пока официальная цифра - 2000.

Роковое сокрушительное извержение началось во второй половине дня 24 августа и длилось почти сутки. Сначала произошли взрывные выбросы вулканического пепла, покрывшего все окрестности Везувия. Затем из жерла вулкана, как пробка из бутылки, вылетел толстый слой застывшей лавы, до поры до времени запечатывавший жерло вулкана. Еще в воздухе этот слой разлетелся на большие и мелкие куски, и потекла лава уже раскаленная. А также пирокластические потоки. Это была движимая напором вулканических газов и взлетающая время от времени в воздух смесь из расплавленных глубинных горных пород, раскаленных камней и пемзы - пористого застывшего вулканического стекла, теперь снова плавящегося. По произведенным современным вычислениям, скорость этого смертоносного потока могла достигать 700 км/ч (рывками), а температура - 800°С. Над кратером Везувия залповыми снопами взлетали лапилли - застывавшие на лету мелкие фрагменты магмы.

Затем частота залпов снизилась, и образовалось огромное дымное облако из пепла и вулканических газов, ветром его относило в сторону Помпей и Стабий. Высота облака достигала 33 км. А процесс внутри Везувия продолжался, западная часть вулкана взорвалась и рухнула в расширившийся кратер, оттуда вырвались новые потоки лавы. Люди в Помпеях были обречены. Кто-то пытался укрыться в собственном доме, кто-то, напротив, на открытых местах, чтобы видеть, куда бежать. Но все это оказалось бесполезно. Многие, прежде чем на них обрушились камни, погибли, задохнувшись ядовитыми сернистыми испарениями. Предположительно так же погиб в Стабиях писатель Плиний Старший, автор «Естественной истории» - крупнейшего энциклопедического сочинения античности. Он командовал тогда галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива и, как только началось извержение, устремился в Помпеи, но на галеры уже падали камни, и Плиний повернул на Стабии, чтобы кому-то помочь и вообще понять, что происходит.

Когда извержение закончилось, Помпеи и Стабии покрывал пепел, камни, лахары - грязевые потоки. Толщина слоя достигала 8 м. Над Геркуланумом образовался покров толщиной около 20 м. Уцелевшие люди бежали куда глаза глядят, лишь бы подальше от места пережитого апокалипсиса.

Раскопки

Научные археологические раскопки на месте трагедии 79 г. в Помпеях начались только в XVIII в.

Первым наткнулся на следы погибшего города архитектор Д. Фонтана, руководивший прокладкой подземного канала от реки Сарно к вилле на холме Чивита. Этими следами были фрагменты зданий и, по-видимому, городской стены, но большого значения находкам придано не было. А между тем под этим холмом и находились Помпеи, хотя символическое название холма Чивита - «Город» (в переводе) - прямо на это указывало. В 1607 г. неаполитанский богослов и историк Дж. Капаччо, задумавшись над тем, что могла бы означать латинская надпись с этого холма - decurio pompeis, истолковал ее как «начальник декурии» (группы рабов) или городской советник Помпей (а консул Помпей Великий в истории Рима был) и сделал вывод, что здесь была вилла вельможи, возможно, того самого Помпея Великого. Мысль о древнем городе по-прежнему никому не приходила в голову, и заурядный городок того времени Чивита на холме никак на такие догадки не наталкивал. В 1631 г. произошло еще одно мощное извержение Везувия, покрывшее уже Чивиту слоем пепла, и жители города тоже покинули его.

Раскопки на холме начались в 1748 г. Глава экспедиции археологов Р. Дж. Алькубьерре, однако, был уверен, что найденный город - Стабии, и вскрыл только три незначительных участка, не связанных между собой. Гораздо больший интерес у него вызывали раскопки Геркуланума, над которым располагался новый город - Резина. Здесь случайно, при рытье колодца, были найдены предметы большой материальной ценности, и началась настоящая лихорадка охоты за ними. Алькубьерре тоже был нацелен только на самое ценное, но, разумеется, в отличие от самодеятельных копателей, ценное с точки зрения высокого искусства. Все прочие находки из найденного им в «Стабиях» и Геркулануме он, будучи по натуре снобом, бестрепетно уничтожал. Пока этим варварством не возмутились его ученые коллеги.

В 1760-1804 гг. под руководством Ф. ле Вега раскопки приобрели, наконец, иной, систематический характер. Поднятый грунт вывозился, на открытых памятниках сразу же начиналась первичная реставрация. И ценные артефакты, и обычные бытовые предметы тщательно классифицировались: век (приблизительно), стиль, происхождение.

В 1763 г. на постаменте одной из статуй была открыта надпись с указанием даты и места ее создания, и стало понятно, что раскапываемый город - не Стабии, а Помпеи. Самый значительный вклад в возвращение Помпей в мировую культуру внес археолог Дж. Фиорелли, руководивший раскопками в 1863-1875 гг. В 1870 г., глядя на скелеты погибших людей, засыпанные слоем пепла и похожие на статуи, он придумал заливать гипсом пустоты, образовавшиеся на месте несохранившихся тел людей и животных. Так были реконструированы их позы, рассказавшие о самых драматических эпизодах гибели Помпей. С 1980 г после очередного землетрясения в районе Везувия в Помпеях ведутся только реставрационные работы: форсирование раскопок может привести к обрушению зданий, что уже бывало. На сегодня примерно четверть территории города не вскрыта.

Среди античных городов Помпеи занимают особое место, с какой строны ни взглянуть. Например, с точки зрения урбаниститической культуры - в городе было все, что нужно человеку для благополучной на то время жизни. Улицы прямые, широкие, вообще все коммуникации - чрезвычайно хорошо продуманы. Высокого уровня был бытовой комфорт - водопровод в Помпеях технически не намного уступает средневековым системам водоснабжения. Монументальные здания Помпей: храмы, постройки для общественных собраний, развлечений, занятий спортом, виллы были настолько безупречны по своим пропорциям и общему облику в духе греческих традиций, что их можно было бы ставить если не вровень с шедеврами античной архитектуры, то сразу за ними, а отдельные - и вровень.

Фрески, скульптуры, мебель, декоративные изделия из металлов, мрамора и других материалов - все это особый, уникальный художественный мир. Высоким уровнем отличались и все технические приспособления, которыми пользовались ремесленники, а также врачебные инструменты. Свой хлеб Помпеи продавали даже в другие города - настолько он был хорош, благодаря применявшейся здесь тонкой технологии хлебопечения.

Общая информация

Античный римский город в Италии, уничтоженный извержением вулкана Везувий в I в. И вследствие этого же сохранившийся как археологический объект.
Месторасположение : западное побережье Аппенинского полуострова, юг Италии.
Административная принадлежность : регион Кампания, провинция Неаполь.
Официальный статус : музей под открытым небом, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1997 г.
Время основания : VII-VI вв. до н. э.
Начало археологических раскопок : 1748 г.
Официально принятая дата гибели : 24-25 августа 79 г.
Денежная единица Италии : евро.
Ближайший аэропорт : Каподичино в Неаполе (международный).

Цифры

Население города накануне извержения Везувия в 79 г. : около 20тыс. чел. (по современным умозрительным оценкам).
Площадь археологического заповедника Помпеи : 0,66 км 2 (внутри городских стен), виллы в предместьях и буферная зона - еще 0,44 км 2 .
Расстояние от кратера Везувия - 9,5 км, от подножия вулкана - 4,5 км, от Неаполя - около 24 км.
Вместимость самых грандиозных сооружений Помпей : амфитеатра - 20 тыс., Большого театра - 5 тыс., Малого театра - 1,5 тыс. чел.

Количество туристов в год : 2,5 млн чел.
Современная высота Везувия : 1281 м.
Площадь современного (нового) города Помпеи : 12,42 км 2 .
Население современного города Помпеи : 25 358 чел. (2016 г.).

Экономика

Туризм, торговля.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский, сухое жаркое лето, дождливая осень, мягкая зима.
Средняя температура января : +8,8°С.
Средняя температура июля : +25,3°С.
Среднегодовое количество осадков : 980 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 73%.

Достопримечательности

    Форум и на нем : храм Юпитера (150 г. до н. э.), храмы Ларалий (святилище помпейских Ларов - божеств - покровителей города, спешно построено после землетрясения 62 г.), Веспасиана (2-я пол. I в. н. э.), базилика, общественное здание (130-120 гг. до н. э.), Комиции (место проведения голосований, I в. до н. э.), Евмахия - здание, построенное в I в. до н.э. жрицей Евмахией, предположительно для коллегии красильщиков, ткачей и фуллонов (мужчин-прачек), Мацеллум (крытый рынок, I в. до н. э.).

    Виллы : Дом Фавна (180-170 гг. до н. э.), вилла Мистерий (II-I вв. до н. э.), вилла Оплонтис (I в. до н. э.), дом Большого фонтана, дом Малого фонтана и др.

    Самые известные дома : Трагического поэта, Хирурга, Моралиста, Менадра, Позолоченных амуров, Юлии Феликс.

    Поблизости : Археологический парк Геркуланума, собор Мадонны дель Росарио в Помпеях (1876-1901 гг.), Национальный парк Везувий, Неаполь.

    Национальный археологический музей Неаполя.

Любопытные факты

    Извержение Везувия 24 августа 79 г. началось на следующий день после Вулканалий - проходившего в Риме празднества в честь бога огня Вулкана в древнеримской мифологии.

    В 1944 г., когда произошло последнее по времени значительное извержение Везувия, на аэродроме вблизи современного города Помпеи стояло авиационное подразделение армии США. Во время этого стихийного катаклизма слой вулканического пепла достиг метра. 88 самолетов и разное оборудование получили сильные удары кусками обрушившейся с неба пемзы, и американцы оставили аэродром, бросив всю поврежденную технику.

    Амфитеатр для гладиаторских схваток в Помпеях - наиболее хорошо (хотя и не идеально) сохранившееся из подобных римских сооружений в мире. Размеры его - 104х135 м. Гладиаторские бои проходили там в самый канун извержения 79 г.

    На дне Неаполитанского залива, в 20 км от Помпей, покоятся руины еще одного роскошного античного города - Байи, также ставшего жертвой вулкана.

    Самым известным произведением на тему извержения Везувия в 79 г. стала картина «Последний день Помпеи» русского художника Карла Брюллова, написанная в 1830-1833 гг. Первыми, кто увидел это эпическое плотно, были римляне, оставившие о нем восторженные отзывы. Шедевр Брюллова выставлялся также в Лувре. Картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

    Во время раскопок XVI в. архитектор Фонтана обнаружил фрески эротического содержания и взял на себя смелость снова закрыть их. При следующих раскопках выяснилось, что подобных изображений в городе необычайно много.

    Улицы в Помпеях были замощены каменными плитами, при этом были приподняты по отношению к мостовой на 20-25 см.

    Каждый год 8 мая и в первое воскресенье октября десятки тысяч католиков устремляются в городок Сантуарио, что означает Святилище, близ современного города Помпеи на праздник в честь Мадонны дель Росарио в Помпеях. Над изображением Мадонны и младенца, которое почитается как чудотворное, сияют звездные ореолы, украшенные драгоценными камнями, среди которых есть уникальные изумруды. Все это - дары богатых прихожан. Собор строился в 1876-1901 гг., и сразу по окончании строительства был возведен в ранг папской базилики. В нем хранятся часть тернового венца с головы Христа и фрагмент Святого креста. С 80-метровой колокольни собора, куда можно подняться на лифте, открывается самый захватывающий вид на Помпеи и другие окрестности Неаполя.

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Симпатичная гора, находящаяся всего в нескольких километрах от черты города Неаполя , высотой в 1281 метр, на первый взгляд выглядит безобидной, пока мы не знаем ее название, - Везувий . Единственный действующий вулкан на материковой Европе - является одним из самых опасных на нашей планете. Особо неверующим, жители города Неаполь порекомендуют съездить к побережью Неаполитанского залива, где под метровыми слоями пепла столетиями покоились три античных города Геркуланум , Стабии и Помпеи , бурная деятельность которых оборвалась 24 августа 79 года когда вулкан заговорил в полную силу.
За 20 лет до известного землетрясения, вулкан разбушевался и изрядно потряс близлежащие деревни так, что их жителям пришлось их заново отстраивать. Даже в крупных городах наблюдались значительные разрушения. Но, память человеческая слишком коротка, пышная растительность и плодородная почва на склонах горы привлекала все новых и новых поселенцев, так с большой скоростью, поселки и города множились и расширялись. С 62 года жители «Привезувья» чувствовали регулярные толчки, но серьезно не проявляли своего опасения о том, что однажды огнедышащий исполин сотрет с лица земли Помпеи, являвшийся в те времена древнеримским мегаполисом. В 74 году Спартак со своими соратниками-гладиаторами укрывались от своих преследователей среди буйствующей зелени вулкана. Ни один человек не высказывал озабоченности по поводу «неспокойного соседа».
Город Помпеи был основан в VI веке до нашей эры и в 89 году до н.э. Был взят Суллой, одним из диктаторов Римской империи, после чего считался колонией Рима. Находился на пересечении торговых дорог, соединявших Южную Италию и столицу, благодаря такому выгодному расположению и процветал. Здесь было все, что могло свидетельствовать о крупном мегаполисе эпохи Римской империи : храмы, театры, бани. Помпеи должно даже рискнуть назвать «древнеримской Барвихой», поскольку римские патриции охотно строили себе виллы и выезжали отдохнуть, а то и вовсе оставались жить, нежась в эдаком античном курорте.
Основание соседнего города
Геркуланум приписывается Геркулесу, совершившему недалече свой подвиг, и решил запечатлеть это основанием двух городов (второй и был Помпеи). Расположился город непосредственно на побережье, перенял на себя портовую функцию близлежащих городов и тоже благополучно и быстро развивался. Но, к 79 году в городе проживало не более 4 000 человек, поскольку в 62 году он перенес сильные разрушения, и большая часть жителей покинула его.
Стабии назывался условно городом, поскольку римский император Сулла разрушил его в 89 году до нашей эры, и он оставался просто населенным пунктом. Заново отстраивать город не стали, однако здесь прижились те из числа римлян, кому место в «помпейскую барвиху» было «заказано».
Жизнь в этих античных городах шла своим чередом. И теплым августовским днем, 24 числа, когда горожане кто шел на рынок за покупками, кто направлялся в храм Юпитера, кто играл с детьми, кто отправлялся в местный амфитеатр, по масштабам способный вместить все население
Помпеев , посмотреть на бои гладиаторов, как, совсем неожиданно начало происходить извержение вулкана Везувий. Огромное облако раскаленного дыма с камнями и пеплом, достигавший в высоту 33 километра, устремилось в небо. «Да, ужасающее зрелище. Да, тяжеловато дышать, но это же не так трагично», — думали в этот момент горожане и продолжали заниматься своими делами. После взрыва западной части вулкана и обвала ее в кратер, сопровождавшееся неимоверным звуковым эффектом, те, кто способен был оценить трагичность ситуации, стали покидать город. И, покинули город многие, оставляя в основном только рабов стеречь дома, стариков, не способных перемещаться, ну и конечно же, те, кто решил просто не покидать свое жилище, а переждать природный катаклизм за широкими стенами родного дома.
Известный в ту пору древнеримский писатель,
Плиний Старший , командующий галерным флотом, отправился в населенный пункт Стабии, понаблюдать за разбушевавшейся стихией. Но отплыть обратно из-за отлива он не смог, в ожидании улучшения ситуации на море и помогая, успокаивая испуганных граждан, он внезапно перестал дышать. По версии его племянника, Плиния Младшего, он задохнулся в сернистых газах в ночь на 26 августа.
По существующему мнению ученых, непоправимый удар по городам нанесли пирокластические потоки из высокотемпературных (800 градусов) вулканических газов, пепла, камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно они стали причиной гибели большинства жителей из Геркуланумы, хотя они захлестнули город только лишь через 18-20 часов после начала извержения. У всех горожан была возможность покинуть опасное место, как, большинство и сделало.
Сколько жителей Помпеи погибло? Точной статистики нет. Но, предполагается, что число жертв достигает 2000 человек. В Стабиях и Геркулануме их было меньше, поскольку они сами были значительно меньше.

Плиний Младший , племянник погибшего Плиния Старшего, впоследствии описал: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке…

Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Жители, пережившие страшную трагедию, не стали откапывать многометровые пласты пепла и лавы для того, чтобы освободить тела погибших родственников. О них вспомнили значительно позже, в XVIII веке, когда начали производить раскопки. Охотники за старинными раритетами и золотом стали появляться на раскопках античных городов , которые ведутся и по сей день.
Погибающие помпейцы вязли в грудах мелких камней, затем их накрыл дождь из пепла и, выбившись из сил, задыхались под ним. Горячий ливень, обмочивший тела погибших, образовал на их поверхности месиво, проникшую даже в складки одежды, во все углубления на теле, даже в морщинки. После разложения тел, появились углубления-пустоты, которые, по совету итальянского ученого Джузеппе Фиорелли , предложили залить гипсом. Так, получились скульптуры, сохранившие положение тела в момент гибели, даже ужасающее выражение их лиц, которые до Второй мировой войны были выставлены в небольшом помпейском музее у Морских ворот. А сейчас на несчастных и корчишихся от ужаса и боли скульптуры можно посмотреть в Помпеях . На этом месте когда-то цвел сад, но сейчас он называется Садом Пленников .
В 2014 году было уже 70 лет, как огнедышащее зево вулкана Везувий не производило серьезных извержений. Однако, по мнению современных ученых, чем дольше его молчание, тем сильнее сильнее будет удар и ощутимей разрушения.