Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Ответы к стр. 6 — 7
1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.
2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.
1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб
.
4) Кто на своей голове лес носит? Лось
.
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.
Повествовательные: 1
, 6
.
Вопросительные: 3
, 4
.
Побудительные: 2
, 5
.
3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.
- Батюшки, на кого ты похож?!
Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…
(Э. Шим)
повествовательные √
вопросительные
побудительные √
восклицательные
невосклицательные
Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.
Почему лапы в болотной тине?
4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(И. Демьянов)
Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.
1 .Психологический настрой
Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Учитель. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь оценку «пять»
2. Минутка чистописания
И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.
Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.
Кинешь в речку –не тонет
Бьешь о стенку- не стонет
Будешь оземь кидать-
Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)
Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М
В следующей строке напишите слоги ма мо.
Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.
4 Актуализация знаний
Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)
Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)
Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)
5.Знакомство с главными героями урока
Настало время узнать вам секрет.
И на урок пришли сегодня к нам.
Кто, узнаете, отгадав загадки.
(точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)
Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.
Составим предложение о друге.
Например: Моего друга зовут Рома.
- Как вы сказали предложение.
С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.
Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.
Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?
А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.
Скажите, можно разорять птичьи гнезда?
Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!
6 Физминутка
Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.
Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!
7 Наблюдение над знаками препинания
На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).
Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.
Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения
Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.
8Интонационная разминка.
На доске: Прозвенел звонок.
Прочитайте с разной интонацией.
9 Офтальмотренажер
(Дети глазами следят за передвижением солнышка)
10 Закрепление материала
Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.
-Кто стучится… вопросительное
- Однажды мы… повествовательное
-Перестаньте дразнить… побудительное
-Почему подснежники… вопросительное
-Маленький лосенок… повествовательное
-Учись хорошо… побудительное
11 Работа по книге Слайд 9)
Упр. 599 (письменно)
Упр. 600 (устно)
Выполнить тесты
1. По цели высказывания предложения бывают
А)Повествовательные,побудительные, вопросительные
Б)Вопросительные, невосклицательные
2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
А) ? Б) . В) !
3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения
А). Б) ? В)!
4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении
А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение
5. Определи тип предложения по цели высказывания
На улице падает снег
А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное
13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)
Предложение
Мысль.
14Домашнее задание
Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания
15 Оценки
16 Итог урока
Я доволен….
Мне понравилось..
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить ….за…
Я могу похвалить себя за…
Предложение
Повествовательное, вопросительное
Повествует, рассуждает, описывает
Предложение раскрывает красоту.
Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.
Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:
- Мальчик изучает азбуку.
- Зима.
- Вечереет.
Три группы предложений по цели высказывания
Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.
Повествование
К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.
Вопрос
Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.
Когда вы пойдёте в музей?
Неужели вы пойдёте в музей?
Вы пойдёте в музей?
Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:
Побуждение к действию
К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.
Ребята, давайте жить дружно!
Пассажиры, зайдите в вагон.
Немедленно уберись в комнате.
С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:
- запрещать;
- просить;
- приказывать;
- инструктировать;
- запрещать;
- советовать.
Эмоционально окрашенные предложения
Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.
Какой вкусный торт!
Сколько ягод в лесу!
Люди! Здоровье дороже всего!
Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.
Я ел вкусный торт.
В лесу много ягод.
Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.
Характеристика предложений
После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.
Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)
Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)
Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)
А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:
Осенью падают разноцветные листья.
У моря дует холодный ветер.
Давай поиграем в футбол.
У тебя всё получится!
Какие тёплые деньки наступили!
Неужели эти все подарки для меня?!
Как красиво в лесу весной!
Пруд покрылся льдом.
Птички радуются тёплому ясному утру.
Какие чудесные грибы под деревьями!
Защищайте младших и слабых!
Мальчик, что у тебя случилось?
Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:
Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.
Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- Вот послушай …
Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
Что каждый из знаков говорит об интонации?
По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.
Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- Какой шум!
- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
(По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)