Новые формы занятости населения. Неформальная занятость в России: современные тенденции

Обширная сфера неформальной занятости сложилась в российской экономике с начала 90-х годов. Ее масштабы, как представляется, значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размеру с теневым рынком труда Италии (ЗG-48% экономически активного населения) и развивающихся стран (25-45% экономически активного населения).

Хотя проблемы неформальной занятости стали в последние годы объектом пристального внимания специалистов, они до сих пор недостаточно научно проработаны. Это связано, во-первых, с характером самого объекта, скрытого от глаз исследователя. Во-вторых, с размытостью границ сферы неформальной занятости. В-третьих, со сложностью определения масштабов и оценки параметров явления из-за недостатка достоверной информации о нем и существенного расхождения результатов, получаемых различными оценочными методами. И, наконец - с отсутствием ясного и структурированного понятия, определяющего исследуемый объект, и четких критериев, позволяющих отнести к нему тот или иной вид трудовой деятельности, квалифицируемый как занятость населения.

Для разработки теоретических подходов к проблеме неформальной занятости и оценки ее количественных параметров в августе-сентябре 2001 г. был проведен пилотный опрос специалистов-трудовиков.

Масштабы и сферы распространения неформальной занятости

Свыше трети опрошенных специалистов не рискнули количественно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в своем регионе, и ограничились замечанием, что эти масштабы велики и имеют тенденцию к росту. Оценки же тех, кто отважился это сделать, варьируют в широких пределах: от 3-5 до 4050 и даже 80% занятого населения. При этом чаще других в анкетах встречал ась оценка - 25-30% экономически активного населения, что составляет от 18 до 22 млн. чел.

Столь большое расхождение оценок вызвано, как представляется, с одной стороны, сложностью проблемы и практически полным отсутствием информации, с другой - не разработанностью понятия и отсутствием четких критериев отнесения населения к категории неформально занятых. В результате самые высокие оценки могут быть следствием более широкой трактовки понятия ·респондентом.

Наиболее часто встречающиеся в анкетах оценки не опровергают содержащихся в специальной литературе. Согласно таким оценкам, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 млн. чел., а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 млн. чел.

Таким образом, масштабы неформальной занятости в России значительно шире, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размерам с теневым рынком труда в развивающихся странах, где его доля составляет от 25 до 45%. Это означает, что сфера неформальных трудовых отношений - вполне сложившийся самостоятельный сегмент рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимися социально-демографическими и профессионально-квалификационными характеристиками работающих.

Среди неформально занятых больше всего местных жителей, на долю которых, по оценкам респондентов, приходится примерно половина численности данного контингента. За ними идут граждане стран ближнего зарубежья (примерно 25-30% неформально занятых), среди которых (в порядке снижения частоты упоминания) преобладают граждане Украины, государств Закавказья, Молдовы, республик Средней Азии, Беларуси и Казахстана. Третью позицию - примерно 15-20% - занимают жители других регионов России, среди которых, по мнению респондентов, преобладают выходцы с Северного Кавказа. Причем двое ответивших особо подчеркнули, что контингент неформально занятых формируют представители всех регионов России. И, наконец, примерно 5% неформалов приходится на долю граждан государств дальнего зарубежья (в порядке уменьшения частоты упоминания - Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Корея, прочие страны Азиатского региона, государства Балтии и Югославия).

Таким образом, не менее трети неформально занятых в экономике России составляют, согласно данным анкетного опроса, лица, которых можно квалифицировать как нелегальных иммигрантов, что превосходит даже самые смелые оценки специалистов по миграции населения 2

Свыше 75% респондентов отметили, что больше всего неформальная занятость распространена в Москве и Московской области, Петербурге и вообще в крупных городах (миллионщики, столицы субъектов Федерации и т.п.). Далее следуют Центральный, затем Южный федеральные округа (особо в этом отношении были выделены республики Северного Кавказа и Краснодарский край как регионы, где велика численность беженцев и вынужденных переселенцев) и Дальневосточный регион (особенно Приморский и Хабаровский края). Отдельные респонденты назвали также Поволжье, Урал, Западную и Восточную Сибирь, регионы российского Севера и моногорода. При этом в одной из анкет было подчеркнуто, что данное явление свойственно всем регионам страны.

Отраслями, Где преимущественно распространена неформальная занятость, являются, по мнению специалистов, торговля и общественное питание, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство (табл.1). Эти данные корреспондируются теми сферами приложения труда неформалов, которые были отмечены при ответе на вопрос анкеты о видах неформальной занятости.

В числе прочих отраслей упомянутых наука, здравоохранение, образование. В трех случаях было отмечено, что неформальная занятость распространена во всех отраслях экономики.

Отраслевая структура неформальной занятости свидетельствует о том, что в России ее интенсивное развитие в последнее десятилетие тесно связано с процессами разгосударствления экономики: именно в торговле, строительстве, сфере обслуживания начали развиваться и получили наибольшее распространение негосударственные формы собственности, благоприятствующие распространению неформальных трудовых отношений.

Участники опроса явно недооценили промышленность как сферу применения труда неформалов, хотя распространение негосударственной формы собственности способствует росту неформальной занятости и в этой сфере, ~ том числе и на государственных предприятиях.

Так, проведенное в первом полугодии 2001 г. Центром исследований рынка труда Института экономики РАН обследование показало, что на 20% обследованных предприятий на протяжении года, предшествовавшего этому, имел место наем работников без оформления документов с немедленной оплатой по выполнении работы. При этом почти в30% случаев такие работники составляли от 5 до 40%. Распределение указанных предприятий по отраслям и формам собственности представлено в табл.2. Обращает на себя внимание тот факт, что именно на государственных предприятиях доля случайных работников, занятых на неформальной основе, оказалась наибольшей.

Уровень неформальной занятости в промышленности России должен быть существенно выше, поскольку охваченная упомянутым обследованием категория включает далеко не всех неформально занятых на промышленных предприятиях. Так, информация, полученная в ходе обследования домашних хозяйств, предприятий и организаций Брянской области (исследовательский проект ТACIS "Определение параметров теневой экономики"), позволила оценить масштабы совокупной занятости (с учетом ее неформального компонента) на предприятиях области, которые оказались на 19% выше списочной численности работающих.

Наличие неформальной занятости в промышленности подтверждает также обследование, проведенное в Нидерландах, которое показало, что в швейной промышленности страны от 6 до 46% фирм применяют нелегальный труд, на долю которого пришлось около половины совокупной занятости в отрасли. В пищевой промышленности таких фирм от 6 до 20%, в металлообработке - от 3 до 10%.

Нидерландское обследование показало также, что за рубежом отраслями-лидерами в использовании нелегального труда являются сфера услуг (особенно гостиничный бизнес), общественное питание, сельское хозяйство и строительно-монтажные работы, на долю которых в общем объеме нелегальной занятости в стране приходится не менее двух третей Это в целом подтверждает высказанное в ходе опроса мнение российских специалистов относительно отраслевого распределения неформальной занятости.

В России одной из ключевых сфер неформальной занятости является торговля, особенно мелкооптовая рыночная. Городские вещевые и продуктовые потребительские рынки представляют собой крупнейшую составляющую современной неформальной экономики везде в мире, являясь средоточием не только юридически неоформленных отношений найма, но и местами концентрации нелегальных мигрантов и теневого предпринимательства. В России, согласно экспертным оценкам, эти рынки вбирают до 15 % экономически активного населения (т.е. не менее 10 млн. чел.) в качестве наемных работников и предпринимателей, причем более 90% последних, являясь по сути самозанятыми, не имеют и не стремятся приобрести легальный статус и, следовательно, не несут связанных с этим статусом обязанностей (уплата налогов, оформление сделок, предоставление отчетности, сертификация товара и т.д.).

Мелкооптовые потребительские рынки весьма неоднородны в этническом отношении. Помимо численно преобладающих русских (по оценкам, от 60 до 70% персонала рынков) на них присутствуют представители стран ближнего (Украина, Беларусь, Молдова, государства Закавказья) и дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Афганистан, Индия и др.). Большинство из них с полным правом можно отнести к категории нелегальных мигрантов.

Важной сферой неформальной занятости, к сожалению, переплетающейся практически со всеми остальными ее видами, является криминальная и иная антисоциальная деятельность: наркобизнес, контрабанда (включая торговлю людьми и нелегальную переправку их через границу), торговля оружием, изготовление фальшивых документов и денежных знаков, производство и реализация порнографической продукции, рэкет, проституция, сутенерство и сводничество, заказные убийства, бандитизм и иная силовая поддержка организованной преступности. Эти виды деятельности теснейшим образом связаны с масштабной, коррупцией в органах государственной власти.

Оценить размеры этого вида неформальной занятости крайне трудно в силу ее "подпольного характера, а также вследствие того, что очень часто" она выступает "в форме вторичной занятости, будучи официально "прикрыта каким-либо вполне легальным видом деятельности (учеба в вузе, работа в охранных структурах и т.п.). По оценке МВД РФ, численность тех, кого можно безоговорочно отнести к криминальной составляющей неформальной занятости (криминальные авторитеты и их "рабочая сила": торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и проч.), достигает примерно 9 млн. чел., или не менее 12,5% экономически активного населения страны.

Одним из наиболее одиозных неформальных (занятий" в последние полтора десятилетия стала проституция, причем Россия не только поставляет женщин на мировые рынки сексуальных услуг, но и сама стала активным принимающим центром этого бизнеса, организованного по сугубо криминальным законам и ставшего (с учетом производства и распространения порнографической продукции) одной из ведущих "отраслей" криминальной экономики.

Участники опроса отметили, что неформальная занятость наиболее распространена среди молодежи и лиц среднего возраста, причем в этой возрастной категории мужчин несколько больше, чем женщин (примерно 55 и 45%). Далее неформальная трудовая активность резко падает, однако в большей степени у мужчин (в 3,5 раз), чем у женщин (в 1,5-2 раза). Поэтому с возрастом среди неформалов, по мнению опрошенных, начинают преобладать женщины.

Необходимо, однако, учесть, что более низкие показатели неформальной занятости среди более старших групп населения (отмеченные и ВЦИОМ) могут быть следствием того, что они утаивают дополнительную занятость, которая по преимуществу носит именно неформальный характер. Молодежь, как показали исследования, обычно не скрывает неформальную занятость.

Я рассмотрела сущность неформальной занятости, характерные черты, причины возникновения и сравнила формальный и неформальный сектор. Делая вывод, я бы хотела затронуть каждый пункт этой главы.

а) понятие неформальной занятости охватывает работников, трудовые отношения которых не подпадают под трудовое законодательство; соответственно такие работники не охвачены налогообложением и социальной защитой.

б) возникновение неформальной занятости, вследствие снижения уровня жизни населения, избыточности предложения рабочей силы, систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе.

в) выделила основные разновидности неформальной занятости:

отраслевые;

организационные;

разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах.

г) сравнила формальный и неформальный сектор. Это сравнение мне дало понять, что формальный и неформальный сектор имеют как общие черты, так и существенно различные. Но все равно они тесно связаны, так как, например, вторичная занятость прикрывается каким-нибудь вполне легальным видом деятельности, и это размывает границы между секторами.

2. Масштабы и сферы распространения неформальной занятости в России

2.1 Оценка неформальной занятости

По опросам специалистов выявлено, что невозможно количественно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в каждом регионе. Специалисты ограничились замечанием, что эти масштабы велики и имеют тенденцию к росту. Их оценки варьируют в широких пределах: от 3-5 до 40-50 и даже 80% занятого населения. При этом чаще встречалась оценка - 25-30% экономически активного населения, что составляет от 18 до 22 миллионов человек.

Столь большое расхождение оценок вызвано, как представляется, с одной стороны, сложностью проблемы и практически полным отсутствием информации, с другой – неразработанностью понятия и отсутствием четких критериев отнесения населения к категории неформально занятых. В результате самые высокие оценки могут быть следствием более широкой трактовки понятия респондентом.

Наиболее часто встречающиеся в анкетах специалистов оценки не опровергают содержащихся в специальной литературе. Согласно таким оценкам, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 миллионов человек, а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 миллионов человек.

Среди неформально занятых больше всего местных жителей, на долю которых, по оценкам специалистов, приходится примерно половина численности данного контингента. За ними идут граждане стран ближнего зарубежья (примерно 25-30% неформально занятых), среди которых (в порядке снижения частоты упоминания) преобладают граждане Украины, государств Закавказья, Молдовы, республик Средней Азии, Беларуси и Казахстана. Третью позицию - примерно 15-20% - занимают жители других регионов России, среди которых, преобладают выходцы с Северного Кавказа. Причем подчеркивают, что контингент неформально занятых формируют представители всех регионов России. И, наконец, примерно 5% неформалов приходится на долю граждан государств дальнего зарубежья (в порядке уменьшения частоты упоминания - Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Корея, прочие страны Азиатского региона, государства Балтии и Югославия).

Таким образом, не менее трети неформально занятых в экономике России составляют, согласно данным анкетного опроса, лица, которых можно квалифицировать как нелегальных иммигрантов, что превосходит даже самые смелые оценки специалистов по миграции населения.

Свыше 75% респондентов отмечают, что больше всего неформальная занятость распространена в Москве и Московской области, Петербурге и вообще в крупных городах (миллионники, столицы субъектов Федерации и т.п.). Далее следуют Центральный, затем Южный федеральные округа (особо в этом отношении были выделены республики Северного Кавказа и Краснодарский край как регионы, где велика численность беженцев и вынужденных переселенцев) и Дальневосточный регион (особенно Приморский и Хабаровский края). Отдельные респонденты назвали также Поволжье, Урал, Западную и Восточную Сибирь, регионы российского Севера и моногорода. При этом было подчеркнуто, что данное явление свойственно всем регионам страны.

Для России наиболее характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена. Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в т. ч. в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения, систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе. Итак, неформальный сектор складывается за счет снижения платежеспособного спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики и вытеснения, таким образом, занятых из формального сектора. Развиваясь, неформальный сектор формирует собственный спрос на рабочую силу.

В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость практически никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чем в развивающихся странах. Вообще проводить какие-либо аналогии по уровню доходов от неформальной деятельности между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реально прожиточного минимума, значительная часть работающих в государственном секторе имеет зарплату ниже прожиточного минимума.

Неформальная занятость в России в значительной степени связана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в первую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов.

По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн. человек (более 30% экономически активного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в "формальном" секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать дополнительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы.

Таким образом, масштабы неформальной занятости в России значительно шире, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размерам с теневым рынком труда в развивающихся странах, где его доля составляет от 25 до 45%. Это означает, что сфера неформальных трудовых отношений - вполне сложившийся самостоятельный сегмент рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимися социально-демографическими и профессионально-квалификационными характеристиками работающих.

2.2 Отраслевая структура неформально занятых в России

Отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются, по мнению специалистов, торговля и общественное питание, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство (таблица 2).

Таблица 2. Отраслевая структура неформально занятых в России,%.

В числе прочих отраслей упоминается наука, здравоохранение, образование.

Отраслевая структура неформальной занятости свидетельствует о том, что в России ее интенсивное развитие в последнее десятилетие тесно связано с процессами разгосударствления экономики: именно в торговле, строительстве, сфере обслуживания начали развиваться, и получили наибольшее распространение негосударственные формы собственности, благоприятствующие распространению неформальных трудовых отношений.

Участники опроса явно недооценили промышленность как сферу применения труда неформалов, хотя распространение негосударственной формы собственности способствует росту неформальной занятости и в этой сфере, в том числе и на государственных предприятиях.

Так, проведенное в первом полугодии 2001 году Центром исследований рынка труда Института экономики РАН обследование показало, что на 20% обследованных предприятий на протяжении года, предшествовавшего этому, имел место наем работников без оформления документов с немедленной оплатой по выполнении работы. При этом почти в 30% случаев такие работники составляли от 5 до 40%. Распределение указанных предприятий по отраслям и формам собственности представлено в таблице 3. Обращает на себя внимание тот факт, что именно на государственных предприятиях доля случайных работников, занятых на неформальной основе, оказалась наибольшей.

Неформальная занятость концентрируется главным образом в сфере слуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Причем неформальная занятость в сфере торговли является, как правило, первичной, в то время как в строительстве - вторичной.

По данным обследования МЦК, около 30% занятых в торговле и сфере общественного питания горожан работают без трудового договора. На долю основной регулярной неформальной занятости в этих отраслях приходится 57% общего числа неформальных рабочих мест в выборке (N=128), в то время как по всей выборке доля рабочих мест в торговле и сфере общественного питания составляет всего лишь 15%. На долю четырех отраслей (розничная торговля и общественное питание, строительство и транспорт) приходится почти три четверти неформально занятых, однако это всего 33% общей городской занятости.

С учетом секторальной структуры неформальной занятости не удивительно, что наиболее распространенным профессиональным статусом в неформальной занятости является работник сферы услуг, за ним следуют промышленные рабочие. Таким образом, рост сектора услуг может рассматриваться как фактор роста неформальной занятости, но в отличие от развитых стран в России наблюдается расширение не производственных услуг, а торговли, которая и порождает наибольшее количество неформальных рабочих мест.

Тот факт, что неформальная занятость концентрируется главным образом на малых молодых предприятиях, работающих в сфере услуг и общественного питания, доказывает лишь одно: природа экономической деятельности таких фирм, включая их нестабильный, изменчивый характер, а также ограниченный доступ к кредитным ресурсам, не позволяет им соблюдать жесткие правила российского трудового законодательства. При такой текучести кадров работодатель должен обладать достаточной гибкостью при найме нового персонала в случае роста предприятия и увольнения лишних работников в случае его сокращения. Другим фактором, влияющим на оформление трудовых отношений, является налогообложение. В России работник не выплачивает отчислений в систему социальной защиты из своих доходов (на пенсионное обеспечение, страхование от безработицы и т.д.), в то время как ставка единого социального налога до 2005 г. составляла для работодателя более 35%.

Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной занятости.

К неформальной занятости в России относится официально не­зарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Международная организация труда (МОТ) рассматривает нефор­мальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих глав­ным образом из независимых, самостоятельно занятых производите­лей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире.

Существует много разновидностей неформальной занятости. Ос­новными из них являются:

  • отраслевые - в сфере образования, медицины, оказания раз­личных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, на­пример «челночный» бизнес);
  • организационные - индивидуально занятые, работники и вла­дельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных ор­ганизациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте;
  • разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только не­формальные доходы; лица, для которых неформальные доходы ос­новные; лица, совмещающие работу в «формальном» и «неформаль­ном» секторах (неформальная занятость дает неосновную часть до­ходов).

Все виды неформальной занятости имеют общую черту - неста­бильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, уч­реждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой.

В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно меньших масштабах и в иных фор­мах, чем в развивающихся. В развитых странах доля «неформального» сектора составляет 5-10% валового внутреннего продукта, а в разви­вающихся - до 35%. В России она достигает 40%.

Многие совмещают работу в «формальном» и «неформальном» секторах. Это в основном работающие неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в вынужденном отпус­ке. Получающие низкую заработную плату, имеющие относительно свободный режим работы или возможность подрабатывать на рабочем месте также склонны к неформальной занятости.

Масштабы и роль неформальной занятости в России

Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформаль­ном» секторе. В России уровень неформальной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в России нефор­мально занятые могут получать высокие доходы. В «неформальном» секторе России также существует бедность, однако в значительно меньших размерах, чем в развивающихся странах.

Неформальная занятость в России в значительной степени свя­зана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в пер­вую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов.

По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн человек (более 30% экономически актив­ного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в «формальном» секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать допол­нительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы.

Роль неформальной занятости в России неоднозначна. Она в зна­чительной степени сдерживает резкое падение уровня жизни населе­ния и рост безработицы, лица, занятые в «неформальном» секторе, производят дешевые товары и услуги, имеют возможность выбрать удобный для себя режим работы. Развитие неформальной занятости является одним из элементов рыночного саморегулирования эконо­мики.

Однако неформальная занятость порождает ряд социальных про­блем. Она создает условия для криминализации общества. В «нефор­мальном» секторе отсутствуют социальные гарантии, контроль за ус­ловиями труда, качеством товаров и услуг, неформально занятые не­редко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Госу­дарство не получает значительную часть средств в результате укрытия доходов от налогообложения.

Полностью устранить неформальную занятость, а вместе с ней и укрытие части налогов от налогообложения невозможно. Масштабы получения неформальных доходов могут сократиться в результате со­здания благоприятных условий для развития малого и среднего биз­неса, что будет способствовать регистрации неформальных производ­ственных единиц.

Выводы

1. Разработка и реализация принципиальных подходов к политике за­нятости с учетом возможной динамики наиболее острых и разрушительных форм безработицы предполагают использование самых разнообразных ин­струментов воздействия.

2. Спад производства в России не вызвал адекватного сокращения за­нятости и увеличения безработицы. Но при этом происходит сдвиг в струк­туре безработных - увеличение социально уязвимых групп и, как следствие этого, лиц, длительное время не имеющих работы.

3. В составе длительно безработных помимо наиболее уязвимых катего­рий трудящихся присутствуют и «новые маргиналы» - высококвалифици­рованные работники, специалисты. Это свидетельствует об отсутствии пря­мой связи между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее и высшее профессиональное образование и высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности.

4. Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большин­стве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с сис­тематическими задержками ее выплаты.


Навигация

« »

25 Приморский край

Дата публикации: 16.12.2016

Издание: Журнал "Вэд - Эксперт" №4, октябрь 2016
Тема: неформальная занятость
Источник:   печать

Надежда Владимировна Ян, заместитель руководителя, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

За первое полугодие 2016 года налоговыми органами приморского края совместно с представителями администраций муниципальных образований, территориальных органов МВД России проведено более 50 рейдов по выявлению фактов неформальной занятости.

В ходе рейдов налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, подразумевающие использование наемных работников: розничная торговля, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуги по предоставлению мест для стоянок автотранспортных средств, бытовые услуги, медицинские услуги, парикмахерские услуги. Деятельность гостиницы и ресторанов. Выявлено более 270 работодателей и 120 работников, не заключивших трудовые отношения.

Проблема неформальной занятости характерна не только для Приморья, но и в целом для страны. Отдельные работодатели практикуют такой вид трудовых отношений со своими работниками, так называемую «серую» зарплату. В целях экономии – ухода от налоговых и других обязательных платежей. Неформальная занятость – это нелегальное трудоустройство, т.е. наличие трудовых отношений без издания приказа о приеме на работу, без оформления письменного договора, без внесения соответствующей записи в трудовую книжку, без официальной выплаты заработной платы и связанных с ней налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Уклоняясь от уплаты налогов и взносов в Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, организации ухудшают социальное обеспечение своих работников: размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья, затратах на обучение детей, на лечение. Соглашаясь получать зарплату «в конверте» работник должен понимать, что это негативно скажется на его будущем благосостоянии.

Сегодня налоговые органы края совместно с государственными внебюджетными фондами, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами власти проводят последовательную, целенаправленную работу по легализации «теневой» заработной платы.

Сегодня налоговые органы Приморского края совместно с государственными внебюджетными фондами, контролирующими и правоохранительными органами, а так же органами власти проводят последовательную работу по легализации «теневой» заработной платы.

Работа ведется начиная с 2006 года путем деятельности комиссий по легализации налоговой бвзы всех уровней - комиссий по легализации налоговой базы в налоговых органах и межведомственных комиссий по налоговой и социальной политике при главах муниципальных образований. Руководителей организаций, уклоняющихся от налогов, приглашают на заседания таких комиссий, поскольку неуплата налога с выплаченного работнику неофициального вознаграждения является налоговым правонарушением. В результате выплаты «теневой» зарплаты бюджеты всех уровней недополучают огромные средства, которые могли бы пойти на различные социальные программы.

По результатам заседания комиссия направляет информацию о налогоплательщике в правоохранительные, контролирующие и иные органы, например в органы внутренних дел, государственную инспекцию труда, а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенциями.

Неявка руководителя на комиссию, ка и отказ легализировать заработную плату могут послужить основанием для проведения налоговой проверки.

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициального оформления трудовых отношений налоговыми органами проводится комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

При проведении мониторинга отчетности, представляемой налогоплательщиком, с целью выявления недобросовестных работодателей налоговые органы используют всевозможные рычаги и механизмы, в том числе руководствуясь сведениями из внешних источников:

  • это наличие информации от самих сотрудников о выплате работодателем заработной платы "в конвертах";
  • размер заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Приморском крае или ниже среднеотраслевого уровня заработной платы;
  • на наличие в организации вновь принятых сотрудников, заключивших трудовой договор с работодателем на менее выгодных финансовых условиях по сравнению с предыдущим местом работы;
  • отслеживание справок о доходах с целью получения кредита с большей суммой заработной платы, чем отражено в отчетности, представленной в налоговые органы работодателем.
  • объявления в средствах массовой информации о вакансиях с указанием настоящего размера вознаграждений.

Полученные таким образом достоверные сведения о манипуляциях с начислением заработной платы направляются вправоохранительные органы, по таким фактам проводятся выездные налоговые проверки, принимаются другие меры в соответствии с действующим законодательством.

Каждый работодатель должен знать, что наступление мер ответственности реально и неизбежно.

Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольна серьезная: административная ответственность – статьями 5.27, 15.11 КоАП РФ, уголовная – статьей 199.1 КУ РФ. Санкции Уголовного кодекса РФ предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, но и принудительные работы либо арест либо лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Для работника, который официально не трудоустроен либо трудовой договор с ним оформлен, но работник получает основную сумму зарплаты в конверте («серая зарплата»), так же предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Кроме того, работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов, а это уже уголовная ответственность.

Каждый человек должен понимать, что за свое благополучие, заработную плату он несет ответственность. И никакой работодатель не может заставить его получать «зарплату в конвертах». Необходимо соизмерять эти риски.

За налоговые правонарушения должны отвечать обе стороны: и работник и работодатель. Если сотрудник знал, что ему выдаётся неучтённая зарплата и с неё не уплачивался налог на доходы, он несёт такую же ответственность перед законом, как и работодатель. Работник работает нелегально, ни работодатель, ни он сам ничего не платит. В итоге бюджет субъекта и муниципальных образований не получает значительные суммы налоговых отчислений, следовательно не выплачивается достойная зарплата, в частности, учителям, медикам, а жители края не получают качественное обслуживание.

В течение 2016 года налоговыми органами края продолжена работа по пивлечению самозанятого населения к декларированию своих доходов и уплате налогов (включая применение патентной системы налогообложения) в отношении таких видов предпринимательской деятельности как репетиторство, сдача недвижимости в аренду (наём) и других.

На 1 июля текущего более 1700 налогоплательщиков привлечены к декларированию полученных в 2015 году доходов от сдачи имущества в аренду, общая сумма исчисленного налога на доходы физических лиц от которых составила порядка 26 млн.руб.

Почти половина работающих граждан вовлечена в "теневой" рынок труда - такие данные обнародовал Центр социально-политического мониторинга. Социологическое исследование Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ показало, что "серый" рынок труда в последнее время оживился.

Счет на миллионы

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих "серые" зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в "конвертах", - отметил Андрей Покида. - Доля граждан, вовлеченных в некриминальный "теневой" рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, - пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. - Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, - продолжает Андрей Покида. - Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

Добро пожаловаться

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени". Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени"

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, "оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде". Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены "ящики доверия", - рассказала Светлана Колодезная. - Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Летом на Брянщине стартовала акция "Достойный труд - достойная жизнь". Она продлится до октября. Ее цель - привлечь общественное внимание к проблеме "серых" зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

Это и неоплаченные "больничные" и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, - перечисляет Светлана Колодезная. - Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине - и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам "горячей линии". На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

"Неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором

Также в Брянске прошла профсоюзная акция "Скажи "НЕТ" зарплате в конвертах", - говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. - Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в "конвертах".
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами "в конвертах" ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы "горячие линии". Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, - рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. - Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

"Ноу-хау" региона - легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, - говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. - Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в "тени" и не попадало в статотчеты.

Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, - продолжает Анатолий Майоров. - Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

Тенденция

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из "тени", в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, - с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них - чтобы платили деньги. А уж "чистыми" или "грязными" - дело второе. Кроме того, "неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, - констатирует Андрей Покида. - Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение "теневой" занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.