План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Либеральные реформы Александра II. Ш

Цель:

  • Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
  • Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
  • Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.

II. Актуализация прежних знаний

Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).

III. Формирование новых знаний

1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала ) Слайд 1

План

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Реформа образования.
  6. Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)

“... За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.

Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?

2. Слово учителя

Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

3. Работа в группах.по плану

План

  1. Время проведения реформы.
  2. Цели реформ.
  3. Значение реформ.
  4. Составить кластер

4. Выступления групп и обобщение ответов учителем (Слайд 4-7)

5. Физкультминутка

6. Ролевая игра

Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3) .

7. Выступление групп. Обобщающее слово учителя. (Слайд 8-11)

Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.

  • 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
  • 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
  • 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
  • 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  • 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
  • 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)

IV. Закрепление темы

Выполнение тестового задания. (Приложение 5)

V. Рефлексия (Слайд 13)

“Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Мы сегодня разобрались....
  • Я сегодня понял, что...
  • Мне было трудно...
  • Завтра я хочу на уроке...

VI. Итоги урока

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими...?”.

Используемая литература

  1. Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й кл.: справ.материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2012
  2. История. 5-11 классы: Технология современного урока/ В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2005
  4. Саплина Е.В. Безносов А.Э. Материалы курса “ЕГЭ по истории и обществознанию”: лекция 1-4 - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010
  5. Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011

Ответы я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?» Н.А. Некрасов






Подготовка реформы ГодСобытие 1857г.Создание секретного комитета Осень 1857г. Рескрипт на имя виленского губернатора В.И. Назимова, предписывавший создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права. Март 1859г.Создание Редакционных комиссий. 1860г.Обсуждение проекта в Главном комитете 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.




Царь-освободитель «Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки… Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И. Герцен) Александр II ()














Значение отмены крепостного права 1.Появление свободной наемной рабочей силы. 2.Подъем экономики 3.Поставлен вопрос о необходимости проведения других реформ. 1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян


Либеральные реформы Александра II Дата проведения реформы Название реформы Содержание реформы Задание: заполните таблицу на основе материала учебника стр


Внешняя политика Александра II Прорыв дипломатической изоляции России. Сближение России с Пруссией. Восточный вопрос – 1878 гг. – русско-турецкая война Горчаков А.М. – министр иностранных дел




Цели России в войне Освободить славянские народы от турецкого ига. Подъем авторитета России как великой державы. Повод: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.


Силы сторон Балканский фронтКавказский фронт русскиетуркирусскиетурки солдат солдат солдат солдат ружье Бердана (1300 шагов) ружье Мартини (1800 шагов) ружье Снайдера (1300 шагов) ружье Генри (1500 шагов) конница конница конница 4000конница 2000 стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки



Условия мирного договора Сан-Стефанский договор Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани). Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Берлинский конгресс Болгария была разделена на две части: Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции, Южная – автономной турецкой провинцией - Восточная Румелия. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину. Англия получала остров Кипр.





Внутренняя политика Александра 2

Слайдов: 35 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 5

Александр II – великий реформатор. Реформы Александра II. Назовите государственного деятеля. В.А. Жуковский. Александр II. Я.И. Ростовцев. Н. А. Милютин. Император Николай I. Кроссворд. Часть земель. Название реформы местного самоуправления. Название реформы. Повинности крестьян. Повинности крестьян в пользу феодала. Воинская повинность. Повинность, введенная Александром II. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу. Земля. Руководитель редакционной комиссии. Руководитель редакционной комиссии, занявший этот пост после Я.И. Ростовцева. Император, возглавивший либеральные реформы. - Внутренняя политика Александра 2.ppt

Реформы Александра II

Слайдов: 15 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 24

История России. Эпоха великих реформ. 1.Александр II. 2.Предпосылки реформ. Крымская война: доказала непригодность государственной системы. 3.Первые мероприятия Александра II. Великая Княгиня Елена Павловна. Императрица Мария Александровна. Граф Сергей Степанович Ланской. 4.Подготовка реформ. Император Александр II. Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу. Кн. Константин Николаевич. В марте 1859 г.учреждается редакционная комиссия во главе с Я.И. Ростовцевым. Я.И.Ростовцев. Но Ростовцев до реформы не дожил. Н.А.Милютин. 5.Отмена крепостного права. Крестьяне становились свободными и наделялись гражданскими правами. - Реформы Александра II.ppt

Реформы Александра 2

Слайдов: 6 Слов: 367 Звуков: 0 Эффектов: 27

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Александр II подписал манифест об отмене крепостного Права. Крепостные получили личную свободу и часть общих Гражданских прав. Земская и городская реформы при Александре II. 1864 году новые органы местного самоуправления стали земства. Количество депутатов всех курий было одинаково. Аналогичной была система выборов в городской думе. Судебная реформа 1864 года. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. В уголовном разбирательстве состояли жюри присяжные в количестве 12 человек. По реформе 1864 года было введено 2 типа судов:1.Мировые.2.Общии. - Реформы Александра 2.ppt

Реформы Александра Второго

Слайдов: 24 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Либеральные реформы 60-70-х гг. Историческое значение реформ. Реформы Александра II. Историки. Реформы. Значение. Судебная реформа. Принципы нового суда. Судебная система России. Значение реформы. Военная реформа. Численность русской армии. Создание военных гимназий. Отмена рекрутских наборов. Гладкоствольное оружие. Запрещались телесные наказания. Создание массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. Положение о начальных народных училищах. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Расширение и совершенствование образования. Недостатки. - Реформы Александра Второго.ppt

Великие реформы Александра 2

Слайдов: 21 Слов: 2136 Звуков: 0 Эффектов: 3

Реформы Александра II. Предпосылки реформ. Термины. Предпосылки отмены крепостного права. Первые мероприятия Александра II. Подготовка реформ. Документы по реформе. Манифест. Основные положения манифеста. Крестьяне. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы просвещения. Гимназический устав. Реформа цензуры. - Великие реформы Александра 2.ppt

Либеральные реформы Александра 2

Слайдов: 40 Слов: 1499 Звуков: 0 Эффектов: 126

Реформы 60-70-х годов XIX века. Царь – освободитель. Александр II. Либеральные реформы. Либерализм. Родоначальники либерализма. Что такое модернизация. Заполните таблицу. Б.М. Кустодиев. Повторим понятия и термины. Крестьянская реформа. Г.Г. Мясоедов. Земское самоуправление. Земская реформа. Модернизация. С.-Петербургский университет. Новый университетский устав. Реформа образования. В.М. Маковский. Суд присяжных. Судебная реформа. Панорама. Всеобщая воинская повинность. Преимущество реформы. Военная реформа. Российские либералы. Дмитрий Милютин. Александр II и российские либералы. - Либеральные реформы Александра 2.ppt

Значение либеральных реформ Александра 2

Слайдов: 56 Слов: 2254 Звуков: 0 Эффектов: 103

Характеристика внутренней политики российского правительства. Либеральные реформы. Характеристика внутренней политики. Александр ІІ. Коронация. Эпоха. Валуев. Милютин. Покушение. Меры для укрепления общественного порядка. Направление деятельности. Основные положения. Земская реформа. Губернская управа. Городская реформа. Городская дума. Судебная реформа. Сенат. Принципы буржуазного права. Отмена телесных наказаний. Финансовые реформы. Порядок в составление смет. Государственный контроль. Цензурная реформа. Реформы в области образования. Закон божий. Представители. - Значение либеральных реформ Александра 2.ppt

Административные реформы 1867-1868 гг

Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0

Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, составлялся из 120-200 кибиток. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Органы управления по реформам. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. - Административные реформы 1867-1868 гг.ppt

Военная реформа Александра II

Слайдов: 16 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 0

Военная реформа Александра II. Несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Свободные податные сословия. Важные реформы. Общая программа военных реформ. Реорганизация центрального военного управления. Реорганизация департамента Генерального штаба. Офицеры Генерального штаба. Реорганизация местного военного управления. Положение о военно-окружных управлениях. Учреждение военных округов. Штаб округа. Сроки мобилизации армии были сокращены. - Военная реформа Александра II.pptx

Судебная реформа Александра II

Слайдов: 20 Слов: 794 Звуков: 0 Эффектов: 13

Суд присяжных в России. Положительное значение судебной реформы. Сравнение суда в России. Суд в России. Документы. Суд во времена «Русской правды». Орудия пытки в Московской Руси. Суд по Соборному уложению 1649 г. Судебники Ивана III и Ивана IV. Какой суд был до Александра II. Судебная реформа Александра II. Процесс Веры Засулич. Судья Кони. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Сильные стороны суда присяжных. Недостатки суда присяжных. История суда в России. Урочные лета. -

Открытый урок по истории по теме:

«Россия в эпоху великих реформ Александра II»

Еренкова В.М., преподаватель

истории

Белгород, 2014

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.

Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.

Задачи:

    образовательные:

проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;

познакомить студентов с личностью Александра II;

исследовать основные положения реформы 1861 года;

познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой

закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями

    воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей

    развивающие

способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;

способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.

Форма проведения учебного занятия : урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов

Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»

Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,

мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

План урока

Этапы Урока

Организационный момент:

Приветствие;

Отметка присутствующих;

Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);

Мотивация;

Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально).

Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу:

Проверка домашнего задания;

Разминка (опрос);

Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты);

Постановка проблемного задания.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Изучение нового материала:

1. Причины отмены крепостного права

2. Личность Александра Второго

3. Основные положения реформы 1861года

4. Великие реформы 60-70-х.годов

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест).

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф урока:

«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

I . Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.

Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)

Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .

Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.

Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.

Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.

С какими событиями вы связываете эту эпоху?

Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.

Разминка:

I . «Соотнесите: дата – событие».

1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)

1839-1843 в)финансовая реформа

1842 г)указ об обязанных крестьянах

1847-1848 д)казнь декабристов

1826 е)создание III отделения

1834 ж)создание Министерства государственных имуществ

1853-1856 з)подавление Венгерской революции

1839 и)Крымская война

1830-1831 к)восстание в Польше

л)создание «теории официальной народности»

II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д

III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »

Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.

Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)

Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?

Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.

Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :

Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»

Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».

Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?

Ответучащихся (можно предложить им соотношения):

1803 - Указ о вольных хлебопашцах.

1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.

1842 - Указ об обязательных крестьянах.

1847 – 1848 – Инвентарная реформа.

Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала

IV . Изучение нового материала.

Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)

Слова преподавателя:

- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.

Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.

Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.

- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)

Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.

Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).

Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).

Включение нового знания в систему знаний

Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов

-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:

А)личное освобождение крестьян

Б)наделение землей

В)выкупная сделка.

Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:

Временнообязанное состояние;

Личная свобода;

Уставные грамоты;

Мировые посредники;

Выкупная сделка;

Отрезки;

Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.

Обсуждение результатов работы группы

На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).

Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?

Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?

Чем объясняется их реакция?

Что думают изображенные на картине люди?

Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока

Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.

В чем же историческое значение реформы 1861г?

Правомерно ли эту реформу назвать Великой?

Студенты называют итоги:

    Покончено с крепостным рабством.

    30 млн. крепостных получили свободу.

    Россия стала на путь капиталистических отношений.

    Реформа создала условия для модернизации экономики.

    Способствовала изменению крестьянства.

    Стала переломным моментом в истории России.

    Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.

8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.

Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.

V. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант (Приложение №6).

VI .Рефлексивно-оценочный этап

Оценки студентам.

VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).

Повторительно – обобщающий урок на тему:

«Александр II – великий реформатор».

Цели и задачи:

  • закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
  • способствовать развитию гражданственности у учащихся;
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к историческому прошлому»
  • создавать условия для развития учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

Тип урока: урок-обобщение .

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР:

  • мультимедийная презентация урока;
  • тесты.

Используемый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в. М., Просвещение.


Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Наш урок посвящен важному событию в истории России – великим реформам XIX в. Кто же был инициатором реформ, которые сравнивают по значению с реформами ПетрI?

Учащиеся: Александр II.

Сообщение учащегося:

Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским. Напряженные занятия продолжались на протяжении 10 лет. Некоторые экзамены, которые цесаревич сдавал дважды в год, принимал сам император: тяжелое испытание и для экзаменующегося, и для его учителей. В конце обучения Александр прослушал курсы лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии. Их читали ему видные сановники империи. Кроме того, он совершил длительную поездку по России, первым из Романовых посетив Сибирь.

Как я уже сказала, что в 1855 году Александр Николаевич короновался на царство. Один из наиболее замечательных тогдашних москвичей, поэт и мыслитель Алексей Степанович Хомяков приветствовал императора такими стихами:

И верим мы, и верить будем,

Что даст он дар – венец дарам –

Дар братолюбья к братьям – людям

Любовь отца к своим сынам.

И даст года он яркой славы,

Победу в подвигах войны

И средь прославленной державы

Года цветущей тишины.

Александр II понимал необходимость реформ в стране. В своих реформаторских начинаниях император опирался на либеральных деятелей, которые в это время заняли высокие правительственные посты. Среди них можно назвать великого князя Константина Николаевича, братьев Н.А. Милютина и Д.А. Милютина, А.В. Головина, П.А. Валуева и др. Именно под их руководством в России состоялись реформы, которые позднее получили именование – Великие реформы.

Вопрос: Что такое реформа? (с лат. – преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры).


Причины либеральных реформ:

  • Отмена крепостного права.
  • Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах.
  • Необходимость пересмотра российской судебной системы.
  • Необходимость реорганизации военного дела в России.
  • В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.

Учитель: Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем-освободителем». Почетное звание, даруемое лишь избранным. Почему?

Учащиеся: при нем было отменено крепостное право.

Учитель: Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом».

  • «Эта речь, - пишет современник, - поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие».

Вопросы:

  • Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года). Перед подписанием Манифеста, Александр приказал всем выйти из кабинета. Ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, - как он сам говорил, - наедине со своей совестью».)

Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

  • Что в результате реформы получили крестьяне? (личную свободу).
  • Что значит получить личную свободу? (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).
  • На каких условиях освобождались крестьяне?

В результате крестьянской реформы:

  • введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами;
  • община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности;

вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Значение крестьянской реформы:

  • она предоставила возможность развития крестьянского предпринимательства;
  • способствовала росту отхода крестьян на заработки;

давала сильный толчок развития капитализма в России.

Учитель:

Итоги крестьянской реформы 1861г. вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право:

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику.

Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова?

А) что значит «распалась цепь великая?»

Б) что значит ударила «одним концом – по барину»?

В) что значит ударила «другим концом – по мужику»?

Исторический диктант?

Оценка по документу?

Реформа 1861 года стала величайшим политическим свершением XIX века.

Учитель:

Россия после отмены крепостного права превратилась в совершенно иную страну. Многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день. Возникла необходимость продолжить преобразования и привести в соответствие с новым социальным порядком государственное устройство.

Вопрос? Какие были проведены реформы?

Были проведены: земская, городская, судебная, военная, просвещения, финансовая.

Когда осуществлялась земская реформа? (Земская реформа 1 января 1864 года.)

  • К началу 60-х гг. XIX века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Да и дворянам надо было как-то компенсировать утрату прежней власти.
  • создание органов местного самоуправления – земств;
  • организация медицинской и ветеринарной помощи;

появление образовательных учреждений.

Принципы.

Работа с документом в учебнике «Из положения о губернских и уездных учреждениях» стр. 155-156

Вопрос: №1 стр.157

Положительные последствия:

  • создание широкой сети земских больниц и школ;
  • улучшилась дорожная сеть;

земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Но:

  • У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции (т.е. они не влияли на правительство);
  • Преобладающее положение в земствах занимало дворянство;
  • Земства зависели от органов центральной власти;
  • Финансовые возможности земств были ограничены;

Медленно решались финансовые и хозяйственные вопросы.

Вывод: Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, способствовала развитию благоустройства. Описанный А.П.Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.


Городская реформа 1870 г.

По типу земской была проведена и городская реформа.

Суть реформы: (она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями) :

  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.

Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. (1 – крупные предприниматели, платившие в городскую казну 1/3 налогов; 2 - более мелкие налогоплательщики еще одной 1/3; 3 – все остальные налогоплательщики – рабочие, служащие, интеллигенция).

Вопрос? Какие вопросы решало городское общественное самоуправление?

Вопросы, которые решала городская власть:

  • благоустройство городов;
  • устройство рынков и базаров;
  • попечение о местной торговле и промышленности;
  • здравоохранение и народное образование;
  • принятие санитарных и противопожарных мер;

установление местных сборов.

Положительные последствия реформы:

  • значительное улучшение благоустройства городов;
  • улучшение системы здравоохранения и народного образования;

создание сети попечительских заведений.

Но:

Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. (Кем контролировалась ее деятельность? Государством. Губернатор или министр внутренних дел утверждал городского голову – председателя управы. Они же могли наложить запрет на любое решение думы).

  • в них преобладала торгово-промышленная буржуазия;

рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа.

Цель реформы : создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям в обществе и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам.

Принципы нового суда:

  • введение суда присяжных заседателей;
  • суды становились бессословными, гласными и состязательными, независимыми от администрации;

создан институт мировых судей.

Схема: Структура российского суда.

  • Суд мировой (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела).
  • Общий суд (включал) окружной суд(рассматривали сложные уголовные и гражданские дела); судебные палаты (рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников).

Вопрос? В каких судах присутствовали присяжные заседатели? (в окружных судах при рассмотрении уголовных дел).

Высшей апелляционной инстанцией становился Сенат, он также рассматривал политические дела.

Российская судебная система стала самой передовой для того времени.

Либеральные преобразования в обществе вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Вопрос: Когда проводилась военная реформа? (1861-1874 г.г.)

1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?

Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота ) до 1874 года . Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году .

2)Какие недостатки со временем обнаружились

В этой системе набора в армии?

Схема. Усиление экспансии европейских держав, поражение России в Крымской войне, военное развитие Западной Европы, образование милитаристской Германской империи, рост революционного движения в России – необходимость коренной реорганизации военного дела в России.

Вопрос: кто являлся руководителем военной реформы?

(Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года).

  • 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру;
  • реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность; (вместо рекрутских наборов со времен Петра I переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества).
  • сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы, 3 и 9 в запасе);
  • отмена телесных наказаний; (зависимости от рода войск).

техническое перевооружение армии и флота.

Вопрос: что такое воинская повинность?

Схема. Меры по техническому перевооружению армии и флота:

  • коренная техническая реконструкция военных заводов;
  • использование достижений ученых и конструкторов;
  • замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;

строительство парового флота.

Вопрос: Каково значение военной реформы? (Россия получила массовую армию современного типа. Поднят авторитет воинской службы).

В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».

Учитель:

Образование и просвещение были предметом особенных забот императора Александра Николаевича.

Вопросы: когда осуществлялась реформа в области народного образования? (1863-1864гг.)

Каковы изменения в системе образования?(начальное, среднее, высшее)

  • Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Последствия реформы:

  • увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных;
  • созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные; (Александра II можно назвать создателем сельской школы).
  • в Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске);
  • увеличилось количество начальных сельских школ;
  • положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы;
  • в гимназии могли учиться дети любого сословия;
  • восстановлена автономии университетов.

Недостатки реформы:

  • был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий и девушек, выпускниц гимназий;
  • в гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.

Значение и последствия реформ:

Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства.

Созданы органы самоуправления и суда.

Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности.

Выросло гражданское самосознание населения.

Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.

Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.

Вывод: Все эти «исправления» и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, - другие, по сути дела, противники преобразований. Реформы 60-70-х г.г. – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX века явилось коренное обновление общественно - политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.

(В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.)

Заключительное слово учителя, подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.

Тест.

б) отмена цензуры в России;

____________________________________________________________________

Тест.

1)Судебная реформа была проведена на принципах:

а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?

2)Главная причина отмены крепостного права:

а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?

3)Главное последствие земской реформы:

а) возможность открытой политической деятельности;

б) отмена цензуры в России;

в) возможность хозяйственной инициативы на местах;

г) формирование на местах политических партий?

4)Из либеральных реформ позже других проводилась:

А) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?

5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:

а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?

6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:

а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;

в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?

7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:

а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;

в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?

Ответы на тест: 1) в; 2) в; 3) в; 4) б; 5) в; 6) в; 7) в, г, д

О чем или о ком идет речь?

Ответ:________________________________.

_________________________________________________________________

О чем или о ком идет речь?

  1. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

Ответ:_____________________________.

  1. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.

Ответ:______________________________.

  1. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

Ответ: ______________________________.

  1. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.

Ответ:_______________________________.

  1. Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.

Ответ: _______________________________.

  1. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

Ответ:________________________________.

  1. Преобразование в какой-либо сфере государства.

Ответ:________________________________.