Почему мусульмане молятся на ковре. Амулеты святой земли

Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира . Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами .

В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина , предпочитали садиться на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям .

Размеры и материалы

Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.

В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т. п .

История

Термины

  • Фарраш - слуга, расстилающий молитвенный коврик.

В суфизме существует ряд мистических интерпретаций, связанных с термином саджада.

  • Саджада - синоним тариката и цепочки преемственности (силсила).
  • Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) - руководитель тариката.
  • Саджадат аль-иршад - место и право мистического наставничества.

Искусство

Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов .

Галерея

  • Турецкие намазлыки
  • Carpet with Double Medallion.jpg

    Turkeye.Urgüp06.jpg

    Re entrant prayer rug Anatolia late 15th early 16th century reverse.jpg

Напишите отзыв о статье "Молитвенный коврик"

Примечания

Литература

  • Резван Е. А. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 202-203.
  • A. J. Wensinck. Sadjdjada // The Encyclopaedia of Islam . 1-4. Ley de-London, (1908), 1913-1934.

Отрывок, характеризующий Молитвенный коврик

Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.
Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

    Ислам · Мечеть · Хадж … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ханский дворец. Дворец Ханский дворец … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Поклон, в его историческом происхождении движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве). В эпоху первобытной дикости, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть… … Википедия

    Список и краткое описание эпизодов американского телесериала «Морская полиция: Cпецотдел». Сериал выходит на экраны с 23 сентября 2003 года. К настоящему времени показано восемь полных сезонов. Содержание 1 Описание сезонов 2 Сезоны … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Пять столпов ислама - (Five Pillars of Islam), осн. предписания и религ. обряды ислама. Основы исламской веры (иман) требуют регулярного чтения шахады, гл. свидетельства веры, являющегося первым предписанием, или столпом, ислама. Шахада подтверждает единство Бога и… … Народы и культуры

Вопрос: Можно ли делать намаз на коврике расписанном арабскими буквами, с рисунками Каабы или мечети?

Ответ: Стелить на пол молитвенный коврик с надписью или даже с одной арабской (читай мусульманской) буквой, макрух. Стелить такое с какой бы то ни было целью на пол, это неуважение и непочтительность. Если стелят на пол намеренно, для издевательства, то это неверие. Стелить на пол коврики с изображением Каабы, мечети или с Исламскими надписями тоже не разрешено. (Хадика. Том 2, стр 633)

Не разрешено стелить на пол коврики для намаза с изображением Каабы, мечети или с надписями исламскими буквами, потому что это неуважение. Но к ним не относятся покрывала, половики, паласы с рисунками. Ибни Хаджар Мекки в своей фетве сказал: ""Изображения с живыми существами нельзя использовать в местах где нужно проявить уважение, там где не нужно показывать уважение пользоваться можно"". Когда покрывала, половики с изображением живых существ стелют на пол то проявляется неуважение к изображению. Если изображение находится не там куда прикладывается голова для суджуда, то намаз на нем не навредит. Если изображение живого существа находится выше пупка, то в таком месте совершать намаз является макрухом. Если изображение живого существа там где ступает нога, там где сидят, то макрухом не будет. Если висит выше пупка за спиной совершающего намаз то будет танзихан макрух. (Реддуль мухтар)

Значит, когда изображение живого существа стелится на пол, то это неуважение к рисунку и намаз не будет макрухом. А стелить на пол предметы с изображением Каабы, мечети это проявление неуважения и поэтому не разрешено. (Саадати Абадийа)

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на коврике с изображением минарета?

Ответ: Макрухом не будет.

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на покрывале, половике, ковре с изображением льва, оленя?

Ответ: На подобных вещах, если изображения не распологается под ногами, там где сидят, куда будет прикладываться голова, то макурхом не будет. Рисунок лежит на полу, на земле и к нему не проявляется почтения. Но если рисунок находится там куда будет прикладываться голова для суджуда, или там где будут стоять, сидеть, то решение подпадает под решение о рисунке на теле и одежде, и намаз будет макрухом. Поэтому в одежде с рисунком живых существ нельзя совершать намаз! (Зауаридж)

Вопрос: Впадает ли в куфр (неверие) тот кто не верит что совершать намаз в коврике с Каабой и мечетью будет макрухом?

Ответ: В куфр не впадает. Макрухом будет если постелить такое на пол. Мусульмане которые пользуются такими ковриками, делают это не потому что не почитают и не уважают, они даже не знают что это неправильно. Не будет куфром потому что они не знают. Многие этого не знают.

Вопрос: Можно ли постелить очень старый коврик для намаз под ноги, там где ходят люди?

Ответ: Это неправильно, проявление неуважения.

Вопрос: Является ли макрухом наступать на место для суджуда в коврике для намаза?

Ответ: Нет не будет макрухом. Но это противоречит нормам приличия.

Вопрос: Разрешается ли совершать намаз в коврике для намаз сшитой самим? Сейчас много ковриков которые отвлекают внимание. Читать намаз на таких ковриках будет макрухом? На стене нашего дома которая находится со стороны Каабы много украшений. Можно ли совершать намаз смотря на них?

Сейчас в мечетях постелены ковры которые мешают совершать намаз с хушу. Стелить нужно однотонный ковер.

На стену которая находится на стороне Каабы тоже не нужно вешать аяты, хадисы, исламские рисунки. Рисунки и аяты нужно вешать на правую или левую стену мечети.

Вопрос: В книге «Саадати Абадийа» сказано: «На коврике где изображение живого существа не находится в месте для суджуда, читать намаз не макрух. Потому что стелить такой коврик на пол проявленное к рисунку неуважение.» В таком случае, можно ли читать намаз на коврике с рисунком Каабы или мечети?

Ответ: Ложить на пол рисунок - это неуважение к изображению. Стелить коврик с рисунком Каабы или мечети, это неуважение к ним и поэтому на них не разрешается читать намаз.

Вопрос: в «Саадати Абадийа» сказано: «Не разрешается намаз на ковриках с орнаментами и рисунками отвлекающие внимания.» В нынешних мечетях постелены очень красивые ковры. Читать намаз в таких коврах будет макрухом?

Ответ: Если орнаменты на коврах отвлекают внимание также как и на ковриках для намаза, то намаз будет макрухом. Намаз напротив зеркала или на отражающей поверхности тоже отвлекают внимание и поэтому является макрухом. Если на зеркале не видно отражения или же не смотреть на зеркало, намаз не будет макрухом. значит макрух здесь измеряется тем, насколько оно отвлекает. Наш пророк (алейхиссалям) делал намаз в одежде с орнаментами. Затем заметил что эти рисунки отвлекают от намаза. Он снял одежду и отдал кому-то. С этой точки зрения, не нужно читать намаз в одежде с надписями и рисунками.

Вопрос: В домотканом паласе с орнаментами есть изображение похожее на + (плюс). Многие его принимают за крест. Можно ли читать намаз на таких ковриках ручной работы?

Ответ: Да разрешается.

Вопрос: К изображениям с мавзолеями или с могилами аулия тоже нужно проявлять уважение?

Ответ: Да.

ГАЗЕТА С РИСУНКОМ

Вопрос: Можно ли постелить газету с рисунком для того чтобы сделать на нем намаз?

Ответ: Если рисунок не расположен там куда будет прикладываться голова, то можно сделать намаз. Постелив на пол подстилку с изображением мы показываем этим самым свое не уважение к рисунку, т.е. из-за того что на нее ступают ногами, это считается не почтением. Если рисунок не там куда будут делать суджуд, то намаз на такой подстилке разрешен. (Реддуль мухтар)

МОЛИТВЕННЫЙ КОВРИК С РИСУНКОМ КААБЫ

Вопрос: Если коврик с изображением накрыть тканью так чтобы не был виден рисунок, то можно ли на нем сделать намаз?

Ответ: Если изображение Каабы не видно, то с условием что не будут на нее наступать, намаз сделать можно. Т.е. если даже накрыто, то наступать на нее нельзя.

Коврик для намаза – это аксессуар, необходимый каждому мусульманину. Совершать ежедневные молитвы удобно на молитвенном коврике. Намазлык защищает одежду от пыли, стоять или сидеть на нем приятнее, чем на земле или полу. Так можно сосредоточиться на намазе, отвлечься от посторонних мыслей. Купить намазлык можно в нашем Интернет-магазине. Yaseen Hijab предлагает большой выбор ковриков для намаза.

Виды молитвенных ковров

  • Детский намазлык – это модели уменьшенных размеров. Их мусульмане покупают для детей, чтобы воспитывать подрастающее поколение по канонам ислама. Такие модели делают из натуральных тканей, они мягкие и комфортные.
  • Домашние варианты коврика для намаза украшают вышивкой, принтами. Они бывают шерстяными, шелковыми, хлопковыми, с добавлением синтетических волокон. Иногда снизу покрыты экокожей.
  • Дорожные – легкие, компактные, из непромокаемых материалов. Идут в комплекте с чехлом, в который можно сложить коврик после молитвы. Их шьют из плащевой или других тканей, устойчивых к намоканию.
  • Дополнительный коврик можно заказать для работы – это лаконичные однотонные модели или аксессуары с небольшими принтами. Они легкие, тонкие, комфортные.

Как заказать намазлык

В нашем интернет-магазине вы можете купить коврик для намаза с доставкой по России или курьерской доставкой по Москве. У нас есть аксессуары производства Турции – это наиболее красивые и долговечные варианты, подарочные модели. К каждому товару указана цена, размеры, материал.

Саджада (араб.) — коврик для намаза.

Саджада – молитвенный коврик, постелив который мусульманин отгораживает себя от внеш­него мира, временно отделяет себя от мирской суеты. На нем обычно изображение ниши или арки, остриём касающейся Мекки.
При молитве следует расстелить саджаду лицом в сторону Мекке (кибла), одному общему центру поклонения для верных, соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону.

Если имеется в виду самый ранний этап развития мусульманства, то развернуть саджаду и проделать тоже-самое, следует лицом к Иерусалиму. Мухаммад* 13 лет призывал в Мекке людей к принятию Ислама. Во время молитвы он направлял лицо в сторону Иерусалима.

Коврик для намаза играет особую роль в жизни мусульман. Этот коврик по-разному называют у разных народов: у арабов – саджджада, у иранцев – таги, джанамаз, у тюркских народов – намазлык, мехраби… Но используется он везде одинаково. Это коврик для совершения молитвы. В литературе на русском языке о нем по известным причинам писалось очень мало и редко. Эти коврики практически не появлялись на выставках. Но любой мусульманин легко отличит молитвенный коврик от множества других. Молитвенный коврик не обязательный, но желательный атрибут молитвы. Вместо него можно использовать практически любую подстилку, включая собственную одежду, но специальный коврик наиболее удобный и привычный атрибут молитвы.

Традиционные молитвенные коврики ткутся, но иногда встречаются и бархатные, суконные, льняные, вышитые и набивные. Особой эстетикой отличаются коврики лоскутные. Как правило, молитвенный коврик бывает рассчитан на одного человека (размер 100х150 см), но встречаются ковры на 3 – 6 человек, для семьи с несколькими женами, или на несколько десятков, а иногда и сотен человек – для совершения массовых молитв в больших мечетях.

Существует определённый набор изобразительных элементов, позволяющих легко отличить молитвенный коврик от обычных. Некоторые из этих элементов являются почти обязательными, другие встречаются реже. На каком-то ковре может быть изображён только один, но существенный образ; на другом могут присутствовать много образов. Все зависит от фантазии и желания автора и заказчика.

Самый главный изобразительный элемент молитвенного коврика, по которому он почти всегда безошибочно узнаётся, – это мехраб, специальная арка в мечети, указывающая направление во время молитвы.

Второй важный изобразительный элемент – специальные надписи. Как правило, это цитаты из Корана, молитвы, отдельные фразы, имеющие особый смысл. В верхней части ковра в рамочке очень часто появляется фраза «Великий Аллах (Б*г) велик». К этому месту прикасаются лбом во время молитвы и поэтому многие называют этот участок ковра алтарем. Вообще надписи располагаются так, чтобы на них нельзя было наступить во время молитвы.
Часто изображаются чётки, в последнее время становятся все более популярными изображения знаменитых мусульманских мечетей, например, Ай-Софи или Сулеймания.

Молитвенный коврик можно назвать «микромоделью» мечети.

Нередко на молитвенном коврике бывают отмечены те семь частей тела, которыми молящийся прикасается к ковру во время молитвы. Это ступни, колени, ладони и лоб. Особенно часто встречается изображение кистей рук.

Часто на молитвенном коврике изображаются те предметы, которыми пользуются во время молитвы. Это одновременно и их изображение, и указание места, на котором они должны находиться. Эти предметы, хранят завёрнутыми в коврик, что очень удобно.
Мусульманин расстилает коврик, направляя верхнюю часть изображённого на нем мехраба в сторону Каабы (это направление называется киблой), раскладывает предметы по своим местам, становится в указанном месте – и он готов к совершению ритуала.

Молящийся использует гребёнку, которой расчёсывает бороду, зубочистку из волокнистого дерева с размочаленным концом, для которого используются определённые сорта дерева, мешочек с благовониями, лепестками роз, создающими вокруг приятный аромат.
Некоторые мусульмане обязательно используют спрессованный кусочек священной земли (Мекки), который бывает разной формы и на котором тоже бывают специальные надписи. Его располагают в верхней части ковра и именно к нему прикасаются головой во время молитвы.

Некоторые мусульмане считают: молитвенный коврик связан со своим хозяином и коврик мудреца несет в себе определённую энергию. Такие коврики очень ценились и передавались по наследству как носители особой благодати своих хозяев. Ведь мусульманин совершает молитву пять раз в день. Если он находится в пути, то обязательно берет с собой молитвенный коврик. Это то пространство, которое сакрализуется после произнесения первых молитвенных формул, это то, что отделяет мусульманина от обычного мира не только физически, но и духовно, это место его общения с Б*гом.

Вот фрагмент поучения средневекового теоретика Кабуса, которое он написал для своего ученика:

«Если не изучишь ты её по предписанию веры, то изучи хоть на основании здравого смысла, ибо молитва дает много выгод. Первое то, что всякий, кто выполняет пять обязательных молитв, у того всегда тело и платье будут чистые, а чистота во всяком случае лучше грязи. Второе то, что молящийся далек от осуждения [других] и гордыни, ибо суть молитвы положена в смирении, а коль скоро ты приучишь природу к смирению, тело тоже последует за природой. А затем мудрецам известно, что кто хочет уподобиться каким-нибудь людям, тому надо с ними видеться… По признанию всех разумных мужей, нет власти и мощи сильнее мощи ислама и нет веления действительнее велений его. Следовательно, если хочешь всегда быть мощным и счастливым, ищи общество обладателя власти и будь покорен им и не ищи сопротивления ему, дабы не стать несчастным и грешником».

Маис НАЗАРЛИ

Мусульманские ковры известны повсюду. Без них невозможно представить себе культуру не только Востока, но и Запада. О них написано очень много картин и книг. Помимо художественных достоинств они прекрасно сохраняются и живут в веках. Можно спорить о качестве современных живописи и архитектуры в мусульманских странах, можно говорить об утере качества во многих областях декоративно-прикладного искусства, но традиционный ковер, несомненно, остается эталоном бесспорного мастерства восточных умельцев.

Аллах знает лучше…