Одноцепная опора с подкосом (варианты). Большая энциклопедия нефти и газа


Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В используются древесные и железобетонные опоры. Древесные опоры бывают различных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Для производства древесных опор употребляют приемущественно древесную породу деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Поперечник сосновых бревен для главных частей опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть более 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) — более 12 см.

Древесная порода опор недолговечна и, к примеру, срок службы древесных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Небезопасными разрушителями древесной породы являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, темные усачи и термиты.

Повышение срока службы древесных опор в 3 — 4 раза достигается методом обработки их разными хим субстанциями — антисептиками, процесс обработки древесных опор именуют антисептированием. В качестве антисептиков используют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.


Рис. 1. Конструкции древесных опор воздушных линий до 1000 В: а — одностоечная промежная, б — угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г — анкерная А-образная: 1 — стойка, 2 — подкос, 3 — ригель, проволочная оттяжка, 5 — натяжное устройство, б — бандажи, 7 — приставка (пасынок)

Древесные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на особых полигонах и стройзаводах, а потом на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные древесные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) — отчасти собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед сборкой все детали опоры кропотливо осматривают: у их не должно быть таких изъянов, как разрушение защитных покрытий (дезинфицирующих, противокоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубочайших раковин на железных хомутах и бандажах и т. п. В процессе использования более стремительно повреждается участок древесной опоры, расположенный на 30 — 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесная порода более активно подвергается переменному воздействию осадков и содержащейся в земле воды.

В целях экономии древесной породы древесные опоры делают составными — соединяют стойку опоры с древесной либо железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют крепкую конструкцию, применение которой увеличивает надежность работы воздушной полосы электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной либо 2-мя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами либо хомутами. Для соединения древесной стойки с древесной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 — 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и высшая часть древесной приставки.

Рис. 2. Методы сопряжения древесных стоек опор с приставками (пасынками): а — с одной древесной, б — с одной железобетонной, с 2-мя древесными, 1 — стойка, 2 — бандажи, 5 — древесная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 — слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной засечкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают полосы бандажей и делают маленькие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 — 60 мм) избавляют выпуклости для обеспечения наилучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в 2-ух местах, отступив вниз от вершины приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние меж бандажами — 1000 — 1100 мм.

Для бандажей используют железную покрытую цинком мягенькую проволоку поперечником 4 мм либо неоцинкованную проволоку (катанку) поперечником 5 — 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и крепко скрученных либо стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется поперечником бандажной проволоки. Один бандаж обязан иметь 8 витков при поперечнике проволоки 6 мм, 10 витков при поперечнике 5 мм, и 12 витков при поперечнике проволоки 4 мм.

Длина проволоки, нужной для 1-го бандажа, рассчитывается по формуле:

L б = 26n (D1 + D2)

где L б — длина проволоки, см, n — количество витков бандажа, D1 и D2 — поперечникы стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору последующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в древесную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а потом, намотав и плотно уложив нужное количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся место меж витками особый ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным методом 2-ой бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, крепко стягивая таким макаром бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Заместо скрутки для стягивания бандажа может быть использован болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с 2-мя приставками (рис. 2, в) производится аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при всем этом стойка опоры обрабатывается с 2-ух сторон.

Любая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответственных участках приставок делают за ранее вырубки глубиной 6 — 8 мм и шириной 60 — 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесная порода под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Железные неоцинкованные детали опор два раза покрывают асфальто-битумньм лаком.

Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 — 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры с помощью струбцин (рис. 3, а).

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки древесных опор: а — струбцина для временного скрепления стойки опоры с древесной и железобетонной приставкой, б — шаблон для разметки отверстий под крюки, в — приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г — ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор создают при изготовлении их на стройзаводах, но не изредка, чтоб избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, конкретно в месте сооружения воздушной полосы электропередачи.

Работы по оснастке опор содержат в себе разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в их крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают с помощью шаблона, сделанного из кусочка прямоугольной дюралевой шины шириной 3 — 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) маленьким изогнутым концом накладывают на верхушку опоры поначалу с одной, а потом с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в их штырей создают также с помощью шаблона.

Отверстия в опоре сверлят с помощью электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии используют бурав соответственного размера либо особое приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие обязано иметь поперечник, равный внутреннему поперечнику вырезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввентят в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 — 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие с помощью ключа (рис. 3, г).

Изоляторы укрепляют на арматуре (крюках, штырях) в мастерских либо конкретно на трассе воздушной полосы при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещинок, сколов фарфора, стойких, не поддающихся чистке загрязнений и других изъянов.

Грязные изоляторы должны быть очищены. Очистка изоляторов металлическими щетками, скребками либо другими металлическими инструментами воспрещается. Большая часть загрязнений убирают с поверхности изолятора, протирая грязные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) — смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса вероятных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При всем этом принимаются последующие значения коэффициента припаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при обычном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а — изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б — крюк КН-16, в — штыри ШТ-Д (для древесных траверс) и ПГГ-С (для железных траверс)

Древесные опоры обширно используются при строительстве воздушных линий, в особенности в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, древесные опоры недолговечны, потому они равномерно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 — 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное либо кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значимой части ее длины делают пустотелой.

Железобетонные опоры снабжены жестким железным каркасом из арматурной стали, повышающим механическую крепкость опоры, они служат для подвески на их проводов на траверсах либо крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в их крюков.

В железобетонной опоре имеется особый вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу полосы с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах либо конкретно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор делается фактически так же, как оснастка древесных опор, несколько отличаясь только некими второстепенными операциями. Работы по оснастке опор делают до их подъема и установки в котловане, что позволяет использовать разные механизмы и таким макаром намного облегчить труд монтажников.

Школа для электрика

Cтраница 1


Одностоечные опоры применяют в качестве промежуточных, а одностоечные с подкосом и А-образные - в качестве угловых, анкерных и концевых.  

Одностоечные опоры с фундаментами или с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор, устанавливаемых на фундаментах, соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор, устанавливаемых с оттяжками, оттяжки присоединяют до подъема. Анкерные плиты для закрепления оттяжек также монтируют заранее.  

Одностоечные опоры массой до 4 т устанавливают краном, до 10 т - краном и трактором, более 10 т - падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех конструкций устанавливают падающей стрелой и тракторами. Иногда металлические опоры устанавливают вертолетом.  

Одностоечные опоры допускается поднимать вручную, при этом снимать поддерживающие багры и ухваты разрешается только после установки опоры и полной засыпки котлована землей. Багры и ухваты должны быть длиной 2 5 - 4 5 м и диаметром не менее 50 мм и иметь прочные металлические наконечники.  

Одностоечные опоры с фундаментами или с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор, устанавливаемых на фундаментах, соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор, устанавливаемых с оттяжками, вттяжки присоединяют до подъема. Анкерные плиты для закрепления оттяжек также монтируют заранее.  

Одностоечные опоры массой до 4 г устанавливают крапом, до 10 т - краном и трактором, свыше 10 т - падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех конструкций устанавливают падающей стрелой и тракторами. Иногда металлические опоры устанавливают вертолетом.  

Одностоечные опоры допускается поднимать вручную баграми и ухватами, при этом снимать поддерживающие багры и ухваты разрешается только после установки опоры и полной засыпки котлована землей. Багры и ухваты должны быть длиной 2 5 - 4 5 м и диаметром не менее 50 мм и оборудованы прочными металлическими наконечниками.  


Одностоечная опора применяется в основном как промежуточная, но пригодна при небольшом числе легких проводов как концевая и угловая. Опоры с подкосом и с оттяжкой, а также А-образные, используются как концевые и угловые при тяжелых марках проводов.  


Одностоечные опоры могут устанавливаться буровой крановой машиной (БИК-9) и краном-столбосоставом на автомобильном ходу.  

Одностоечные опоры представляют собой железобетонную стойку с металлическими траверсами и тросостойкой и разделяются на два вида: а) одноцепные - для линий 35 - 220 кв с траверсами, расположенными в два яруса; б) двухцепные - для линий 35 - 150 кв с траверсами, расположенными в три яруса.  

Одностоечные опоры в сочетании с консольной тележкой обеспечивают возможность разворота хлыстов любой длины на любом участке моста; вместе с тем имеется возможность подачи пачек сортиментов в поперечном положении.  

Одностоечные опоры закрепляются в грунте без специальных фундаментов установкой в пробуренные котлованы.  

Одностоечные опоры следует ставить краном-столбо-ставом на автоходу или на тракторе. АП-образные опоры ставятся кранами на автоходу или на гусеничном ходу. При отсутствии этих механизмов установка одностоечных опор производится вручную с помощью козел, ухватов и багров, а подъем опор всех других типов производится обычно с помощью падающей стрелы трактором или лебедкой напрямую или через полиспаст.  



Владельцы патента RU 2295015:

Изобретение относится к области строительства опорных конструкций для линии электропередачи. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности одноцепной опоры, уменьшение расхода материалов при изготовлении опор, что приводит к уменьшению стоимости ЛЭП. Одноцепная опора с подкосом содержит закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке. Подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки. Также описан другой вариант выполнения опоры с подкосом. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к опорным конструкциям для линии электропередачи высокого напряжения (ЛЭП).

У свободностоящих (без оттяжек) стальных и железобетонных опор одноцепных трехфазных ЛЭП высокого напряжения с подвесной линейной изоляцией закрепление проводов осуществляется на горизонтальных консолях, закрепленных на стойке опоры. На опорах без подвески грозозащитного троса расположение консолей выполнено следующим образом: одна консоль расположена на вершине стойки, а две других - на некотором расстоянии ниже в одной вертикальной плоскости, при этом одна из консолей нижнего яруса имеет большую длину в силу того, что действующие правила устройства электроустановок (ПУЭ) не допускают расположения фаз в одной вертикальной плоскости (см. "Справочник по электрическим установкам высокого напряжения". - М.: Энергоатомиздат, 1989, с.385-426). Такое расположение консолей для крепления проводов с точки зрения воздействующих на опору нагрузок имеет два отрицательных последствия:

Несимметричное нагружение несущих элементов стойки опоры нагрузками от проводов из-за несимметричного расположения траверс;

Увеличение скручивающих усилий, воздействующих на опору в аварийном режиме при обрыве провода, закрепленного на более длинной траверсе.

Эти отрицательные последствия приводят к необходимости увеличивать сечения несущих элементов стойки опор, что приводит к увеличению материалоемкости и стоимости опор.

Известна опора для одноцепной трехфазной линии электропередачи без подвески грозозащитного троса, содержащая смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения симметрично расположенных относительно вертикальной оси стойки на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части стойки под углом к вертикальной оси стойки третью консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода (SU, авт. св. №1573117, Е 04 Н 12/00, опубл. 23.06.1990).

Недостатком данной опоры является сложность ее конструкции, обусловленная необходимостью применения большого количества оттяжек для расположения узла крепления верхнего провода на вертикальной оси стойки и для крепления шарнирно смонтированной третьей консоли.

Известна одноцепная опора с подкосом, содержащая стойку, укрепленную нижним концом в грунте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части над указанными консолями дополнительную консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке (SU №1709048, Е 04 В 12/00, опубл. 30.01.1992).

Недостатком данной опоры является ее высокий изгибающий момент в сечении стойки, обусловленный нерациональным креплением подкоса из-за использования традиционной схемы построения одноцепной опоры.

Сечение стойки у опоры с подкосом определяется моментом в сечении самой стойки на уровне узла крепления подкоса. Это момент от сил, лежащих выше этого сечения (нагрузка от фазы провода, нагрузка от фазы троса, давление ветра на часть стойки, расположенной выше сечения стойки на уровне узла крепления подкоса). Чем ближе это сечение к этим силам, тем меньше момент. А в известном решении нижние траверсы слева и справа от стойки расположены на одном уровне. Поэтому максимальная высота сечения стойки на уровне узла крепления подкоса определяется допустимым промежутком между отклоненным проводом и подкосом и, как правило, всегда расположена существенно ниже. В связи с этим для таких опор приходится увеличивать сечение опоры или применять дополнительные оттяжки.

Данное известное решение принято в качестве прототипа для обоих заявленных объектов.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по снижению изгибающий нагрузок за счет рационального пространственного расположения консолей и узла крепления подкоса к стойке.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности одноцепной опоры, уменьшении расхода материалов при изготовлении опор, что приводит к уменьшению стоимости ЛЭП.

Указанный технический результат достигается тем, что в одноцепной опоре с подкосом, содержащей закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, отличающаяся тем, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.

Указанный технический результат достигается тем, что в одноцепной опоре с подкосом, содержащей стойку, укрепленную нижним концом в грунте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части над указанными консолями дополнительную консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии проводов, при этом ниже расположенная консоль со стороны подкоса расположена выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли, а подкос прикреплен к стойке выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки.

Отличительные признаки, касающиеся того, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии проводов, при этом нижерасположенная консоль со стороны подкоса расположена выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли, а подкос прикреплен к стойке выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки, являются новыми по сравнению с известными аналогами и в совокупности необходимыми для достижения нового технического результата, заключающегося в создании облегченной опоры одноцепной с высокими эксплуатационными показателями в отношении внешних изгибающих нагрузок.

Изобретение поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата чертежом, где представлен пример исполнения опоры одноцепной.

Согласно настоящему изобретению одноцепная опора с подкосом содержит закрепленную нижним концом в грунте стойку, в верхней части которой смонтированы расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке. Подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.

Данное изобретение рассматривается на примере одноцепной опоры линии электропередачи, содержащей стойку 1, выполненную по любой из известных конструкций (железобетонной трубчатой, из металлической круглой или многогранной трубы, решетчатой башенного типа, в виде деревянного столба и т.д.). В верхней части стойки 1 (например, на вершине стойки) смонтированы (жестко закреплены) расположенные по разные стороны относительно нее две консоли 2, 3 для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд 4 подвесных изоляторов для нижних проводов. В верхней части стойки 1 смонтирована дополнительная консоль 5 для узла крепления гирлянды 4 подвесных изоляторов для верхнего провода.

Подкос 6 любой известной конструкции одним концом закреплен в грунте, а другим прикреплен к стойке. Подкос 6 расположен в плоскости консолей 2, 3 и 5 (при этом одна нижерасположенная консоль 2 расположена на стойке 1 со стороны подкоса 6, а консоли 3 и 5 расположены по другую сторону стойки 1), перпендикулярной линии проводов. Нижерасположенная консоль 2 со стороны подкоса 6 расположена выше нижерасположенной консоли 3 на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли 5, что позволяет прикрепить подкос 6 к стойке 1 выше нижерасположенной консоли 2 на другой стороне стойки.

Закрепление стойки и опоры в грунте осуществляется с использованием фундаментов 7, отдельных для стойки 1 и для подкоса 6. В зоне фундаментов 7 стойка 1 и подкос 6 связаны между собой стяжкой 8, формирующей силовой треугольник опоры, обеспечивающий связывание фундаментов в единую опорную площадку.

Таким образом, за счет смещения точки прикрепления одной из нижерасположенных консолей для нижних проводов сформированы условия, позволяющие увеличить по высоте точку крепления подкоса.

Сечение стойки у опоры с подкосом в точке крепления подкоса определяется изгибающим моментом в сечении А самой стойки на уровне узла крепления подкоса. Это момент от сил, лежащих выше этого сечения: Р п - нагрузка от фазы провода на каждой консоли, Р т - нагрузка от фазы троса, W - давление ветра на часть стойки, расположенной выше сечения А. Чем ближе сечение А к этим силам, тем меньше изгибающий момент.

Согласно настоящему изобретению с целью уменьшения изгибающего момента в сечении А консоль со стороны подкоса приподнята, что позволяет разместить узел крепления подкоса к стойке выше нижней консоли с другой стороны (где нет подкоса). При этом выше сечения А остаются только 2 силы Р п, сила W уменьшается за счет уменьшения высоты части стойки над сечением А, и расстояния от всех сил до сечения А уменьшаются, Все это существенно снижает изгибающий момент в сечении и позволяет облегчить стойку. По расчетам, несмотря на некоторое увеличение длины подкоса, опора в целом оказывается легче.

Настоящее изобретение промышленно применимо, так как получаемый результат базируется на рациональном взаимном пространственном расположении узлов и элементов опоры, несущих провода и удерживающих опору от воздействия внешних нагрузок.

1. Одноцепная опора с подкосом, содержащая закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, отличающаяся тем, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.

Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) - не менее 12 см.

Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

Увеличение срока службы деревянных опор в 3 - 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами - антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а - одностоечная промежуточная, б - угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г - анкерная А-образная: 1 - стойка, 2 - подкос, 3 - ригель, проволочная оттяжка, 5 - натяжное устройство, б - бандажи, 7 - приставка (пасынок)

Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) - частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед сборкой все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 - 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными - соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 - 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а - с одной деревянной, б - с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 - стойка, 2 - бандажи, 5 - деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 - слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 - 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами - 1000 - 1100 мм.

Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 - 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

L б = 26n (D1 + D2)

где L б - длина проволоки, см, n - количество витков бандажа, D1 и D2 - диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 - 8 мм и шириной 60 - 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком.

Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 - 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а - струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б - шаблон для разметки отверстий под крюки, в - приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г - ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 - 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 - 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов.

Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) - смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а - изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б - крюк КН-16, в - штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 - 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой.

Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.