Татарские предания о первых людях на земле. Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа

Белый волк и крылатый барс: Наивная мудрость мифа

Первобытный человек еще не отделял себя от природы, «я» от «не я». Существовавшие среди людей родоплеменные отношения он переносил и на природу, весь окружающий мир. Один из мифов, отражающих представления о зооморфных предках, дошел до нас через посредство китайского источника. В нем говорится, что род из дома Хунну (Сунну) по прозванию Ашина был разбит в сражении и совершенно истреблен. В живых остался один десятилетний мальчик. Отрубив у него руку и ногу, враги бросили его в болото. Там его и подобрала волчица, которая вырастила мальчика. Через десять лет волчица родила десять сыновей, ставших родоначальниками десяти тюркских племен. В других версиях вместо мальчика фигурирует девочка, а спасает ее волк или же другие животные.

В мифах этой группы две центральные идеи - творения и развития. Согласно первой, мир создан сверхъестественным существом - богом, творцом, демиургом; согласно второй - мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния, хаоса, мрака либо из воды, яйца и т.п. Обе эти идеи могли присутствовать как порознь, так и вместе, взаимопереплетаясь и дополняя друг друга.

В давние времена весь мир состоял из воды - великого первичного океана. И плавала в нем одна-единственная утка. Снесла утка яйцо, и образовалась Земля, снесла второе - засияло Солнце, снесла третье - получилась Луна...

Рождение мира из яйца утки является одним из наиболее распространенных космогонических сюжетов не только у тюрков, но и у многих других народов мира. В Евразии он бытовал от эвенков на востоке до финнов и латышей на западе. Есть другой вариант этой легенды. Согласно ему, суша возникла из комочка земли, который утка достала со дна океана. По мнению известного мифолога А. М. Золотарева, эта версия возникла где-то в Азии, в среде монголоидных племен.

Булгарскими мастерами создано множество бус, ожерелий, височных колец и других украшений, в которых фигурируют золотая уточка и снесенные ею яйца в виде трех последовательно нанизанных круглых или желудеобразных бусин.

По представлениям наших предков, мироздание состояло, по крайней мере, из трех частей: Земли, Неба и Подземного мира. При этом и Небо, и Подземный мир наделялись земными чертами. Так, солнце воспринималось одушевленным существом в виде огненной или золотой птицы, крылатого коня. В татарских сказках сохранился отголосок такого представления - мифическая птица Симург, которая на своих крыльях выносит героя из подземного мира в наземный (как солнце восходит из-под земли, из-за горизонта).

С солнцем связывались разные животные: баран, олень, лось, заяц. Среди археологических находок булгарской эпохи встречаются фигурки барана, символизирующего небесные тела. Так, на круглой бронзовой матрице симметрично расположены по кругу стилизованные головы баранов. В центре - схематичное изображение солнца: круг с расходящимися лучами. Головы баранов вместе образуют крест - солярный знак, символ солнца и луны.

Баран вообще был для древних тюрков особым животным - жертвенным, посвященным солнцу и небу. Особенно угодным считался баран с отметиной на лбу, толковавшейся как солярный знак. И сейчас имеет хождение поговорка: «Алланын кашка тэкэсеме эллэ син?!» («Разве ты баран, отмеченный богом?!») - о человеке, вознесшемся или вознесенном безо всяких заслуг. Когда-то у татар бытовала вера в «кук тэкэ» - небесного барана. Ему посвящался специальный джиен (праздник). Восприятие солнца в образе животных отразилось и в доныне бытующей присказке: до полудня солнце идет на быке, в полдень - на коне, после полудня - на зайце. Сейчас она стала метафорой, а некогда понималась буквально.

Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько интересный исторический путь прошел народ, живущий на такой изобильной и богатой земле, первым защищавший Русь от нашествия монголо-татар и построивший такие великолепные города как Казань, Свияжск и Елабуга. И, конечно же, все это отразилось в легендах и традициях татарского народа. В этом разделе собраны самые интересные и загадочные предания, истории, мифы и легенды Татарстана.

Вообще татарские баснословные существа можно разделить на следующие две группы:

1) существа, обитающие в воде , и 2) существа, живущие на суше .

Существа, обитающие в воде : су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;

Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде (именно в озере) повелителя воды, водяного деда. Но никто не видел, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это — Су-ияси.

Су-ияси — (то есть “водяной хозяин”) является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, — и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

Су-анасы — “водяная мать”. Су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы, бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы — видима и днем и ночью.

Юха – дракон, превратившийся в юху-девицу. Дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочим, он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчесывает себе волосы, сидя на берегу озера. Превратившись в девушку, юха может сделаться женою, может выйти замуж. При этом муж непременно пламенно полюбит свою супругу; но вместе с тем будет все более и более худеть. Вот что такое юха-кыз, юха-девица!

Существа, живущие на суше : убыр, албасты, уряк, бичура, уй-иясе, абэар-иясе, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Убыр – всегда имеется в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у русских “домовой”, может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра, тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра. Убыр-старухи всегда живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги — когда идет или едет. Живут они в избушках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудьважного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи,хитрецы.

Албасты. Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.

Уряк (“дуть ”) — существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!”. Уряк имеется у всякого татарина.

Бичура — то же, что у русских кикимора или “соседка”. Это существо представляется в виде женщины — ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор. Бичура живет в жилых помещениях — на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись, пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.

Уй иясе — баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду — и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит. При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”. Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же, бывает, занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.

Абзар иясе — кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе — хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу — властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.

Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”) — по поверью татар, когда ребенок болеет оспою, то в больших оспинах именно и присутствуют сейчас сказанные существа.

Шюряли — баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую — на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, но если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласившись, погибает. Что же это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в дереве щель, и чтобы она была шире, забивает в нее клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин и таким образом ущемляет шюрялия. Шюряли завопит от боли диким голосом, чтобы сбежались подобные ему существа, и, освободив его от беды, отомстили бы татарину, защекотав его насмерть. Но если раньше татарин на вопрос шюряли: “как ему имя?” догадался ответить: “имя мое былтыр” (прошлый год), то, ущемив шюряли и бросившись бежать, спасается, потому что шюряли закричит тогда впопыхах: “прошлый год ущемил!”, а сбежавшиеся товарищи, не только не побегут искать хитреца, а просто расхохочутся над беднягою: “чего искать прошлый год, не найдешь! Видно, шюряли очень глупый!” — скажут ему тогда в ответ.

Джинн. До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди, они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе. Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись “охранительными пламенниками”. Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим заблуждениям. Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека. По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними, по крайней мере, нежелательна.

Диу-пэри – дивы, являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и притом в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причем могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землею и морем, и невидимо — на земле. Они живут и владеют теми местами и там, где положен клад. Да и сами кладовые вещи, обыкновенно неблагоприобретенные, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем своим предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину:

1) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся;

2) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: “бисмиллю” (во имя Бога!) перед вкушением пищи, то явно будет видно, что это не пища, а лошадиный помет;

3) див непременно постарается зазванного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведет в нее гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои — помыть, испарить, а когда татарин подставит спину, то див забьет его комлем веника до смерти и мертвого зароет под полком своей бани.

Литература:

Каюм НАСЫРИ «Поверья и приметы казанских татар»

Существует огромное количество мнений о том, откуда появилось название города «Казань». Самая известная говорит, что от булгарского слова «котёл», которое на родном наречии звучало как «казан». Вы ведь слышали, что настоящий плов готовят в казане ?

Если верить этой легенде, хан Алтынбек, будучи одним из нескольких сыновей правителя древней Булгарии, спасался от монголов, которые преследовали его уже много дней. Остановился на берегу неизвестной ему реки и приказал слуге набрать воды для утоления жажды. Котёл был из золота - драгоценный котёл, достойный сына хана. Слуга был крайне неаккуратным человеком, да и берег был скользким - котёл выпал у него из рук, а быстрое течение реки и глубина не позволили вытащить сосуд обратно.

На удивление, Алтынбек не покарал слугу за оплошность, а решил, что это знак с небес, который говорил поселиться здесь. Чтобы этот случай не исчез в летах истории реку назвали «Казан», уже в дальнейшем в конце слова появился мягкий знак. То же название дали сторожевой крепости, вокруг которой начал расти и возвышаться большой город…

Согласно другой легенде, правители Булгарии хотели построить новый город, но никак не могли выбрать для него подходящего места. Тогда они пришли к известному на тот момент колдуну, он поколдовал на костях и, впав в мистический транс, сказал им основать город на том месте, где без огня закипит полный воды котёл (казан). Также он приказал зарыть на том же месте первого человека, который там встретится.

Проведя в поисках около года, слуги хана наконец увидели, что вода кипит - на берегу реки, которая в наши дни разделяет Казань на две части. А первым человеком, пришедшим на это место, стал сын хана, который шёл к ним по просьбе отца.

Но слуги хана из жалости убили его, а поймали собаку, бегающую поблизости и зарыли её вместо сына.

Когда хан спросил, всё ли они сделали, они не стали лгать и рассказали про сына хана и труп собаки. Хан одновременно и обрадовался, что сын остался жить, и огорчился - ведь город, построенный на трупе собаки, по его убеждению, не мог простоять слишком долго.

Был собран учёный совет, на котором решалась судьба города. Учёные мужи, посовещавшись, решили, что подобный поворот событий ничего плохого не предвещает, а живой сын стал хорошей приметой того, что город ждёт большое и счастливое будущее. Обрадованный хан построил мечеть, чтобы отпраздновать эту благую весть.

Есть и третья легенда, которая прямо проистекает из второй: согласно ей, сын всё же был убит слугами и зарыт глубоко под землёй, в недрах нынешнего кремля. Говорят, что сын был настолько чист душой, что сейчас из его черепа бьёт святой родник. При этом возможно, что речь идёт о водяном ключе, который тёк у Тайницкой башни в казанском Кремле. Из него брали омовение мусульмане с самого начала основания Казани и вплоть до XX века, до того момента, как он оказался затоплен в 1956 году, когда активно шло строительство Куйбышевского водохранилища.


егенда о барсе

В наших краях никогда не водились белые (а уж тем более - крылатые) барсы. Символ же города был взят древней легенды, согласно которой мальчик-сирота, родившийся в Казани, заблудился в далёких лесах и горах. А после - его нашёл и вырастил, воспитал Белый барс. После мальчик вернулся в Казань и поражал своей силой, ловкостью и хитростью. Его так и прозвали: Белый Барс.


егенда о Зиланте


С происхождением крылатого дракона Зиланта связано несколько легенд. Первая из них затрагивает процесс постройки казанской крепости. Говорят, после постройки крепости, в место стройки наползли гигантские змеи, головы которых были по размеру сторожевых псов. И вызвался парень, чтобы на коне со снопом подожжённой соломы подъехать к стройке и поджечь сваленные там сухие деревья. Так строители хотели прогнать змей.

Парень задачу выполнил, но особо большая змея, взяв в зубы свой хвост (не спрашивайте), выбила мальчика из седла, и до смерти его отхлестала. Тем не менее, змей в крепости более не было и она стала использоваться людьми.

Как рассказывает другая легенда, в месте основания казанского Кремля, по несчастливой случайности, оказалось огромное змеиное гнездо, в котором жило большое количество крупных толстых змей. И был у змей собственный царь, которого они сами нарекли Зилант - он уже несколько раз нападал на строителей и даже утаскивал некоторых под землю. Змеиная нора наводила ужас на всю округу, стройку даже думали завершить и искать другое место для строительства. Но в самый решающий момент нашёлся татарский батыр, который взял свой меч, отправился в самое логово змей и бросил Зиланту вызов. А после - победил его. Но в самый последний момент оказался укушен и умер от яда. Но память об этом бесстрашном подвиге живёт и по сей день, а в назидание будущим врагам змей Зилант изображён на гербе Казани - уже побеждённый и вздёрнутый на флагштоке.


егенда о сокровище


Вы знали, что в Казани можно сказочно разбогатеть? Нужно лишь найти утерянное сокровище царя ханов, которое тот сбросил в озеро Кабан, когда к городу подошли войска Ивана Грозного. Как мы знаем из истории, город был взят, а вот сокровище так и не нашли, и только несколько соучастников сокрытия сокровища, которых пытали, но не смогли выпытать место сброса богатства в озеро знали место - но их уже давно нет в живых.

Поиски сокровища продолжаются до сих пор. Кто знает, быть может, сокровище уже нашли, просто не сказали об этом... А может быть, вы его найдёте?

Во время осады города погибли все, кто знал о сокровище, кроме одного слуги - но он молчал даже под долгими пытками, и унёс тайну о сокровище с собой в могилу.

Тем не менее, примерные приметы места, где на дне лежат сокровища, известны, слуга оказался не слишком стойким:

1. Нужно встать у истока ручья, впадающего в озеро Булак.

2. Отмерить расстояние, равное двум полётам стрелы, в направлении к центру озера.

3. Теперь самый спорный пункт - необходимо отыскать на противоположном берегу некое особо приметное место, именно совсем неподалёку от него и находятся сокровища

4. И четвёртая примета, без которой сокровища не найти... неизвестна - слуги Ивана Грозного перестарались и тот, кого пытали, умер, так и унеся тайну сокровища с собой в могилу. Так что оно никому не известно.

Что же такое находится в сокровище, из-за чего его одно время искали все, кому не лень?

Большое количество золотых слитков, основная часть всех ханских запасов.

Огромное количество монет: монеты из серебра и золота, различных происхождений: от Египта и до Персии.

Золота в сокровищнице насчитывалось порядка нескольких тонн и остаётся большой загадкой, как его сумели доставить за пределы Кремля за такой короткий срок - всего часть ночи.


егенды о подземных катакомбах.

Не меньше таинственных слухов ходит о подземных ходах, в которых обитал тысячелетний дракон, способный выдыхать клубы пламени. А согласно особо легендарным слухам, он живёт там и сейчас…

Но, даже если не принимать во внимание огнедышащее существо, то сеть подземных туннелей - это действительный факт, существующий и подтверждённый. Впервые о подземельях говорится в слухах о подземных подкопах, которые делал Иван Грозный, осаждая Казань. Подкопанная галерея, которая велась со стороны Даировой бани на краю Булака вдруг наткнулась на другой подкоп - через него шла череда жителей, которые скрытно выходили из города в поисках воды и еды. В подкоп, недолго думая, бросили бочку с порохом и подожгли, тем самым обрушив подземные своды на несчастных жителей и засыпав подкоп.

Историки не раз подмечали, что холм, на котором стоит Кремль, целиком изрезан подземными проходами. Некоторые адреса и вовсе известны точно: подземная часть Гостинодворской церкви и крупное подземелье улицы Чернышевского. Также известно, что большая часть катакомб ведёт из усадьбы Боратынских.


егенды о башне Сююмбике

Главный символ Казани, прямо с ней ассоциирующийся - это, разумеется, башня Сююмбике - собственная Пизанская башня Казани. Многоярусное здание 58 метров высотой, макушка которого также неуклонно стремится к земле, полно легенд касаемо своего происхождения.

Точный год постройки неизвестен. Говорят, что она была возведена в XVII веке. В военных целях потребовалось следить за горизонтом - дозорные башни существенно расширяли территорию обзора, в качестве неё и выступила Сююмбике. Другие историки говорят, что она служила мавзолеем для покойного мужа Сафа-Гиреи. Есть принципиально иное мнение согласно которому башня Сююмбике - всего лишь один из минаретов разрушенной мечети, которая звалась Муралеевой. Достоверность этого стоит под сомнением, так как стоит только сравнить минареты мечетей и башню Сююмбике и понять, что принципы их постройки совершенно разные.

Есть очень поэтический вариант, который наиболее любим казанскими экскурсоводами, вы и сами лично услышите эту историю, если решите посетить Казань. Согласно ему, башня построена для исполнения последней воли царицы Сююмбике, в которую влюбился и хотел взять себе в жёны Иван Грозный. Именно отказ царицы и называют причиной похода на Казань и её последующее взятие. После этого царица была вынуждена согласиться, но выставила условие: за неделю выстроить высокую башню, которая по красоте была бы подобна ей.

7 дней трудились русские мастера, за удачное завершение стройки которых им было обещано богатство, за невыполнение - казнь. А что поделать? Времена такие!

С потрясающей скоростью возводя башню, в день закладывали по одному ярусу. И архитекторы успели, в конце назначенной недели башня возвышалась, во всей своей прекрасной стройной красоте.

Царица же, увидев башню, исполнила то, ради чего попросила её воздвигнуть: забралась на самый верх, окинула взглядом родные земли и свой народ, стоящий внизу, пустила слезу и бросилась на острые камни, которые лежали внизу башни.

Легенда очень поэтичная, но отчего-то не учитывает строения башни - каждый следующий ярус ступенькой стоит на предыдущем. Чтобы долететь до земли, царица Сююмбике должна была иметь мощные ноги подлинной баскетболистки, чтобы совершить мощный прыжок и улететь дальше площадки последнего яруса, на землю.

В реальности история царицы была куда прозаичнее: Сююмбике родилась в семье Юсуфа, ногайского мурзы. Впервые она вышла замуж за хана Джан-али, но из-за крупных амбиций мужа в политике, из-за которых последовало удачное покушение на него, брак не принёс ей счастья. Второй муж царицы был хан Сафа-Гирей. От него она родила сына - Утямы-Гирея, который впоследствии был взят в качестве почётного заложника в русское войско, при дворе Ивана Грозного крещён и получил имя Александр.

Судьба почётных заложников была достаточно завидной - их присутствие при дворе гарантировало лояльность со стороны той ханской семьи, у которого они были взяты. Им давали образование, хорошо с ними обращались, женили - они вели жизнь куда лучше тех, что их охраняли. Так случилось и с Александром - он получил лучшее образование в Москве, но умер в 20 лет из-за плохого здоровья.

Вскоре Сафа-Гирей был изгнан из Казани, на престол сел Шах-Али, бран Джон-Али, за которого Сююмбике впервые вышла замуж. Именно Шах-Али стал последним мужем Сююмбике, который увёл её в город Касимов, где она спокойно дожила жизнь.

Описанные события имели место ещё до взятия Казани, так что легенда о башне и Сююмбике действительно лишь красивая легенда.


егенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Каждый человек в России, вне зависимости от национальности или вероисповедания знает про икону Казанской Божией Матери. Мало того, что это произведение русского иконописного искусства имеет поистине мировое значение, так и её списки находятся в самых разных, порой неожиданных местах земного шара. К примеру, одна из копий, хранится на маленьком венецианском острове, где население - рыбаки, да рыбачьи жёны.

Но сам факт того, что на сегодняшний день оригинал иконы утерян и образ её существует лишь на многочисленных списках, не столь известен. Судьба иконы находится в центре чудесных событий, а сама же она испарилась в одну из ночей начала XX века.Она был обретена в пламени, в нём же и погибла - так люди говорят. Истина, как и обычно бывает в истории, находится где-то за пределами человеческого восприятия. Но именно к ней взывают христиане для обретения милости и помощи в трудных жизненных ситуациях. Говорят о ней... много чего о ней говорят, давайте уже рассмотрим её историю!

23 июня 1579 года в Казани начался страшный пожар, который разросся до размеров всего города. Начался он в доме стрельца Даниила Онучина. По легенде, дочери стрельца в ночь после пожара было видение: пришла Богородица и сказала, что на месте их сгоревшего дома находится Её Пречистый Образ и что его непременно нужно отыскать. Девочка побежала на руины, собственными руками начала копаться в остывших углях и нашла - в том месте, где прежде стояла печь, оказалась спрятана знаменитая ныне икона, завёрнутая в вишнёвую ткань. Её краски нисколько не потускнели ни от времени, ни от пожара - икона была словно написана вчера.

Весть об этом фантастичном случае немедленно облетела всю Казань. Первым принял и признал икону священник Ермолай, который (неизвестно, с её ли помощью, или по собственной удачливости и воле) дослужился до Московского патриарха.

Образ доставили в храм имени святого по имени Никола Тульский, после в собор. Довольно скоро обнаружили большое влияние иконы на людей, к ней обращающихся.

Икону несколько раз списывали, один список отправили Ивану Грозному, который тут же велел на месте, где была найдена икона, заложить церковь, а стрельцу выдать новый дом, взамен сгоревшего. Так и поступили, при иконе был основан девичий монастырь, и именно Матрёна, которая нашла икону, стала первой из тех сорока служительниц, которые стали жить в монастыре. Позже она же и стала настоятельницей этого монастыря.

Не толькоИван Грозныйсумел увидеть чудесном изображении Богоматери образ, достойный глубокого почитания. Его сын, Фёдор, дал указ основать новую церковь, построенную не из дерева, а из камня, увеличил число служительниц-инокинь с 40 до 64. Также пожертвовал из казны на икону большое количество драгоценных камней, на изготовление двух рис: будничной и праздничной. Обе были драгоценными: будничную украшали жемчуга, праздничная сияла от золота и бриллиантов, которые были вкраплены в драгоценный металл.

В начале XIX века икону перенесли в собор из камня, выделив ей отдельную комнату. Примерно через 100 лет здесь разыгралась трагедия.

Игуменья монастыря заметила, что кто-то начала активно охотиться за иконой - взламывались замки, обнаруживались царапины на ставнях окон, через которые можно было попасть в помещения к иконе. Обращения в полицию и к властям ничего не дали, так как никто не верил, что икону кто-то хочет украсть.

В итоге она пропала. Некоторое время спустя был арестован Федор Чайкин, он же Стоян Варфоломей, известный в городе вор. Он признался, что икону ему заказала группа неизвестных лиц. Его сослали на каторгу, на которой он сошёл с ума и скончался.

Однако игуменья монастыря вела себя удивительным образом: нисколько не взволновалась фактом кражи иконы. И часто сёстры по служению слышали от неё: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Некоторый свет на эту тайну пролила помощница игуменьи, когда вернулась из заключения в ГУЛАГе. Она рассказала, что игуменья, опасаясь кражи иконы, придумала тонкий выход: меняла на фальшивку оригинал, заменяя его обратно утром. Так что Чайкин, придя ночью, не сумел похитить картину.

Что в этом правда, а что вымысел - сложно сказать. Однако, само предположение о том, что игуменья подменяла икону, видя, что её хотят похитить, вполне логично. Так что очень может быть, что это творение, появившееся при крайне загадочных обстоятельствах, хранится где-то, готовясь выйти на свет.

Абзар иясе

 
 
Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе -
хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет
соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет
тот же домовой.
 
Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе
показывается людям в образе человека или животных, но только издали и
ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин
хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе
почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у
нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными,
худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.
 
Вот что рассказывали о действиях Абзар иясе.
 
Мы при отце держали гнедых лошадей. Лет через восемь, по смерти отца, я
одного гнедка зарезал, так как под старость он плохо работал, а вместо него
купил хорошую вороную лошадь. Но сколько ни кормил я эту новокупку, она у
нас все худела и худела. Грива у нее спервоначалу, как и у других лошадей,
была прекрасно завита, а потом день ото дня стала развиваться и совсем
окоротилась. Через год я продал эту лошадь уже лишь за полцены и купил
другого гнедка, который пришелся ко двору. Теперь я хорошо знаю, что на
нашем дворе нельзя заводить скотины черной масти - ни лошадей, ни коров,
ни овец. Скотину с черной мастью не любит Абзар иясе и губит ее.
 
Как и с домовым, с Абзар иясе нужно соблюдать хорошие отношения,
угождать ему и временами умилостивлять его.
 
 

Албасты

 
Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и
являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и
в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде
большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что
может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь.
 
Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.
 
Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан
ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву.
Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились.
 
Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо
хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я
задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из
горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса,
проснулся измученным, усталым и на другой день захворал.
 
Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким
испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит.
 
Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не
доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны
от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится.
 
Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты.
Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать
светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и
принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку.
 
После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было
в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса,
мычание коров, ржание лошадей... Еще сильнее испугался мужик и с молитвой
поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают
его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них.
 
Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя,
Албасты и задавит. “Ну, будь что будет!” Лег он в кошевку и отпустил
поводья...
 
Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них.
После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а
рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился
мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго
соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал
еще днем.
 
Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже
стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы
своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он
и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную
деревню.
 
Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту
темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы
неминуема.
 
 

Бичура

 
Бичура - то же, что у русских кикимора или “соседка”.
 
Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух
аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.
 
Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не
у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую
комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и
несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если
рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей
подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку.
 
Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще
озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено.
Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить
бывает нельзя, особенно одиноким.
 
По давнишним рассказам, один мулла просто измучился с Бичурой: то
валенком в него пустит, то поленом с печки, то кирпичом из-за печки, проста
беда да и только. Что делать!
 
У муллы было ружье. Зарядил он его днем, а вечером положил к себе в
постель. Как только наступила полночь, летит с печки кирпич и прямо на
постель к мулле. Мулла, недолго думая, схватил ружье и выстрелил прямо в
печку. Сколько, однако, ни стрелял, а толку все было мало: валенки, ичиги,
старая шапка, лучины на муллу так и сыпались.
 
Так продолжалось не одну ночь. Но вот однажды лежит мулла в постели и
слышит будто голос с печки: “Мулла, ты - человек грамотный, прочитай
молитву, тогда и стреляй!” Мулла так и сделал, сотворил молитву и
выстрелил. Попал он в Бичуру или нет - неизвестно, но только послышался с
печки жалобный плач. С той поры мулла спал спокойно, никто не швырял в
него всякой дрянью.
 
Как давит Бичура человека, об этом передают следующую историю,
слышанную рассказчиком от отца.
 
В 1863 году мой отец служил мельником на мельнице у помещика Юнусова
близ деревни Мордвы. Однажды часов в одиннадцать ночи пришел он с
мельницы в рабочий дом, где спали двое рабочих - русский мужик со своим
пятнадцатилетним сыном. Ровно в двенадцать часов, когда мой отец еще не
уснул, вдруг с потолка падает женщина, ростом не более полуаршина, с
ирнаком на голове, и подходит к ногам отца. Отец не долго думая толкнул ее
ногой, и она упала со стуком, будто грохнулась на пол двухпудовая гиря.
 
Спустя несколько минут после этого спящий в доме мальчик вдруг начал
тяжело дышать и произносить во сне разные неясные звуки, будто привиделся
ему кошмар какой-то или давил его кто-то. Несомненно, тревожила мальчика
упавшая с потолка Бичура. Когда отец разбудил мальчика, то он сказал, что
его во сне кто-то сильно давил.
 
Но Бичура не только давит людей во сне и озорничает, она иногда бывает
очень полезна. Любезна она тем, что приносит хозяину дома деньги и многое
другое, в чем он нуждается. У кого живет Бичура, тот нередко богатеет, и
наоборот, изгнав Бичуру, он становится бедным.
 
Об этом тоже существует рассказ.
 
Некогда у указного муллы деревни Кискя Асты Лаишевского уезда жила
Бичура. Мулла богател с каждым днем. Денег и скота у него стало много, скот
был сытый и красивый. Оказалось, что Бичура приносила ему деньги ночью,
воруя их у соседей, а лошадей кормила овсом из житницы соседей.
 
Когда мулла достаточно разбогател, Бичура ему стала не нужна, надоела, и он
решил выпроводить ее из своего дома. Для этого мулла привез из одной
деревни ворожею, которая должна была нашептыванием удалить Бичуру. Как
только ворожея въехала во двор, загорелись у муллы надворные строения.
Через пять-шесть часов мулла стал нищим, все у него сгорело: и дом, и
имущество, и скот.
 
Дома соседей уцелели
 
 
 

Богатырь Идель и красавица Акбикэ

 
На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном
дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной
чародейкой.
 
Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие
юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась
чародейки Фатымы.
 
Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и
выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней.
 
Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ
не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и
отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки.
 
С тех пор влюбленные никогда не разлучались.
 

 
Большие люди

 
 
В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через
еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки,
озерца запросто перешагивали.
 
Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем
маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик
человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда
такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой.
 
Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, -
и показал находку.
 
Взглянул отец и говорит:
 
- Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей,
что будут жить после нас.
 
Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.
 
 
 
 

Девушка и водяная

 
Жила в одной крестьянской семье девушка, сирота от рожденья. Недобрая
мачеха не любила ее, заставляла работать от темна до темна.
 
Как-то рано утром, когда еще солнце не взошло, послала мачеха падчерицу за
водой. Делать нечего, пошла сиротка к спящему озеру. Черпает воду и плачет.
 
Увидела она в воде свое отражение. Будто похожа и непохожа: глаза - ее, а
волосы - до колен. Глядь - из воды руки к ней тянутся, а за ними - хвост рыбий!
 
Схватила девушка ведра и, не чуя под собой ног, ну бежать к дому. Слышит -
припустился за ней кто-то. Не отстает, догоняет. И уговаривает: “Постой,
ненаглядная, выслушай меня!”
 
От страха девушка закричала, да так, что всю деревню разбудила.
Повыскакивали из домов люди, видят: гонится за девушкой водяная.
 
Схватили непрошеную гостью, заперли на самый крепкий замок и стали судить
да рядить, что с ней делать. Долго решали, да так ничего не удумали. А
водяной будто и дела до людей нет: знай себе охорашивается, распускает по
зеленым плечам свои густые волосы да все расчесывает их
большим-пребольшим гребнем, И невдомек людям, что русалка свою
колдовскую силу так пробует.
 
Не смогла русалка сиротку у озера догнать, а против ее чар колдовских
девушка не устояла. Сама не поймет, что с ней происходит, а только влечет
ее к водяной, и все тут. Хочется смотреть-любоваться, как оглаживает она
роскошные волосы, и любо слушать ее вкрадчивый голос как самую красивую
песню. Чудится девушке, что зовет русалка, да так сладко звучат ее речи, так
нежен и певуч голос, что прежнего страха как не бывало, а только - тревога,
томление, грусть-тоска безотчетная и безграничная.
 
Подкралась девушка к дому, где заперли водяную, дрожит вся как лист на
ветру: боязно, словно воровке, что заметит ее кто из односельчан, а страсть
как хочется хоть одним глазком поглядеть на русалку. Нашла щелку в двери,
прильнула к ней и обомлела: русалка тут как тут прямо у двери, смотрит и
лукаво так улыбается. И - ни слова, только гребень в волосы воткнула да
рукой знак делает, будто зовет к себе.
 
Заколотилось у девушки сердце, заметалось, словно птаха в сетях. Ни жива,
ни мертва, отпрянула она от двери и прочь от страшного места. Не успела по
дому добежать, как чувствует - ноги словно онемели. А в ушах - голос
русалочий, жалобный такой, будто прощается она навсегда. Не в силах его
слышать, повернула девушка обратно, да снова бегом - теперь уж к
русалочьей обители. Глянула в дверную щель: водяная на том же месте, а
глаза печальные-препечальные.
 
Решила девушка во что бы то ни стало освободить пленницу. А как - не знает.
Ходит словно безумная вокруг дома, убивается. Жизнь ей стала не мила
оттого, что русалку вызволить из плена не может. Из глаз - слезы ручьем,
бегут - не остановишь.
 
Заметили в деревне, что с девушкой что-то неладно. Поглядели, как она
тайком к русалке бегает, и разгадали ее намерение освободить озерную
колдунью.
 
Посадили и девушку под замок вместе с русалкой. Да крепко-накрепко
наказали всем никуда ни под каким предлогом не выпускать. Как ни просила
девушка, чем ни клялась, что будет послушна, - никто не внял ее мольбам.
 
Тогда девушка то ли сказалась больной, то ли в самом деле занедужила. И
стала умолять своего старшего брата, который больше других любил и жалел
ее, отпустить их вместе с русалкой на свободу.
 
- Нет мне без нее жизни, - словно в бреду повторяла она. - В деревне я всем
теперь как чужая. Сжалься над бедной сестрой!
 
Что делать брату? Темной ночью отомкнул он замок, обнял сестру. Смотрит -
пленниц и след простыл...
 
Утром на берегу озера послышался голос девушки. Выводила она тихо,
протяжно. То ли здоровалась с односельчанами, то ли прощалась. Сбежалась
вся деревня к озеру, смотрят - никого.
 
Но с тех пор по вечерам и на утренней зорьке не умолкал девичий голос,
задумчивый и печальный. Шли год за годом, а он все звучал где-то на берегу,
смущая людские души, не давая им покоя.
 
Задумали односельчане избавиться от водяной и вызволить из неволи
девушку, Что только ни делали: и сети в озеро закидывали, и
плотины-запруды устраивали - все напрасно.
 
Долго думали-гадали в деревне, как же быть им с водяной, и порешили
наконец отравить воду в озере. Так и сделали.
 
Рано утром слышат: коровы не мычат - ревом ревут. Смотрят - у одной
мертвый теленок родился, у другой выкидыш. А молока и вовсе нет ни у
одной, будто подоил их кто.
 
Как ни обхаживали коров, сколько ни караулили по ночам - все без толку.
Мучается скотина, ни молока, ни приплода.
 
Так продолжалось и год, и другой. В конце концов собрались самые старые
мудрые люди в деревне и велели всем от мала до велика рыть новое русло
для воды из родников, которые наполняли озеро. Много пришлось
потрудиться, прежде чем образовалось новое озеро. Понравилось озеро
русалке, и перебралась она в его чистую воду. А у коров вскоре молоко
появилось - жирное, вкусное.
 
И вот однажды на берегу старого озера снова послышался девичий голос -
чистый, прозрачный, словно ключевая вода. Увидели односельчане бедную
сиротку, идущую им навстречу. Сколько ни расспрашивали - не сказывает, что
с ней было. Не знаю, отвечает, не ведаю.
 
Тихой стала девушка, молчаливой. Каждый вечер приходила она к озеру и
пела одну и ту же песню. Колыбельную. А ее старший брат в толк не мог
взять, откуда ведомы сестре слова этой песни, с которой баюкала его мать.
Ведь сестрице не довелось услышать нежного голоса матушки...
 
 
 

Джинн

 
До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди,
они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе.
Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись
“охранительными пламенниками”.
 
Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в
Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня
самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали
ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим
заблуждениям.
 
Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в
сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После
изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека.
 
По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но,
отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и
встреча с ними по крайней мере нежелательна.
 
Года три тому назад зимой отравился я ранним утром осматривать капканы,
поставленные на волка. Отойдя немного от деревни, оглянулся и вижу: идет за
мной черная кошка. Поначалу я не обратил на нее внимания и продолжал свой
путь. Снова оглянулся, и что же! - вижу уже не кошку, а черную собаку. И тут я
не придал этому значения и прошел еще часть пути. Когда оглянулся в третий
раз, увидел, что собака превратилась в человека, одетого в черный халат.
 
Тут я начал догадываться, что следует за мной ни кто иной, как Джинн. А
человек в черном халате уже близко от меня и, смотрю, хочет обойти.
Обогнал, подошел к одинокому пню и встал лицом ко мне. Остановился и я, не
зная, что делать.
 
В это время в ближайшей деревне прокричали азан. Приободрился я и,
вскинув ружье, выстрелил прямо в стоящего против меня Джинна. Он сразу же
исчез. А я подошел к пню: весь заряд попал в него.
 
Пошел я дальше и, осмотрев свои охотничьи приборы, благополучно
возвратился
 
 
 

Звездочка Зухра

 
Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной,
слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением,
расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не
возгордилась своей красотой и трудолюбием.
 
Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за
любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При
отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала
изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный
дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни
разу не тронули добрую и кроткую девушку.
 
Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут,
пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение
падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху.
 
И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от
беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную
посудину. Да пригрозила:
 
- Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не
было!
 
Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду.
Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а
плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер.
 
На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра,
расправила плечи, огляделась.
 
Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг
нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали
звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно
таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра,
ушли прочь печали и невзгоды.
 
Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней
нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые
слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке,
очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам,
крупными алмазами падая на землю.
 
Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью
легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова
взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке,
сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной
страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку...
 
В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю,
становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий
камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее,
стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся
почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь
распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она
так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из
которых засияла особенно ярко.
 
Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания,
не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла
Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле
этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась
рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней
зорькой исчезли и луна, и звезды.
 
Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее
любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные
водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и
исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка.
 
Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась
вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством
драгоценных алмазов...
 
Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в луну, то увидите на ней силуэт
девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую
звезду. Это и есть та самая звездочке, что вознесла добрую душу на небо. Ее
называют звездой Зухры.
 
 
 

Ий иясе

 
Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в
домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах,
рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома,
домовой.
 
Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по
ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы.
Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в
предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью
случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.
 
Ночью домовой обыкновенно чешет голову, иногда сеет решетом муку -
хороший признак, сулящий богатство. Воет домовой не к добру - это означает
приближение бедности. Можно слышать иногда, как домовой прядет лен, но
самого его в это время не бывает видно. Домовой прядет только ту пряжу,
которая остается на прялке неоконченной. Если кто-нибудь будет прясть
после него, то непременно захворает, поэтому лучше всего не оставлять
пряжу, или уж, если надо оставить, перекинуть ее спереди назад на прялку.
Тогда домовой прясть не будет.
 
При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным,
заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить
домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название
“якшамбе садакасы”.
 
Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с
живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка,
чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его
становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же бывает занят
только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.
 
Не любит домовой, когда ему перечат. Скажем, он имеет обыкновение
заплетать волосы на голове, бороду не только себе, но и живущим в доме
людям. Не стоит их расплетать, пока сами не расплетутся. Если же не
дождешься, расплетешь или, еще хуже, отрежешь, то непременно умрешь или
сделаешься уродом каким, или приключится другое несчастье.
 
Когда часть семейства выделяется для жительства в новый дом, необходимо
соблюсти по отношению к домовому некоторые обряды, умилостивить его или
как бы попрощаться. Тогда жизнь в новом доме будет спокойной и
благополучной.
 
Вот что делает для этого сын, отделяющийся от отца. В полночь он приходит с
хлебом в дом родителей, конечно, предварительно договорившись с ними, и
спускается в подполье. Там он, зажегши три свечи, берет горстку земли,
уносит ее домой и высыпает в подполье нового дома. При этом следует
наблюдать, чтобы на пути никто не встретился. Если встретится кто-нибудь,
проку от этого обряда не будет. Снова надо брать землю из подполья, чтобы
жизнь в новом доме была спокойной и счастливой.
 
* * *
 
Раньше про домовых рассказывали разные истории. Например, такие.
 
Однажды в лунную ночь, проснувшись, вижу я перед собой нечто похожее на
человека. Догадавшись, что это домовой, я постарался, чтобы он не заметил,
как за ним наблюдаю. Домовой нее сидит себе спокойно на скамье и прядет,
звук веретена разносится по всей комнате. Сам он белый как полотно, голова
покрыта будто бы длинными волосами, но черты лица я никак не мог
разобрать, потому что он сидел ко мне спиной. Потом домовой, должно быть,
почувствовал, что я не сплю, быстро встал, взял свою прялку и скрылся за
печкой.
 
А еще была у нас белая кошка, которой жилось хорошо и привольно. После
нее мы завели черную. Сколько ее ни кормили, она все была худая. Мы
постоянно удивлялись, почему кошка не поправляется. Потом начали
догадываться: наверное, ее мучит домовой. Подтвердилась эта догадка так.
Однажды, возвращаясь с поля, вхожу я в избу и слышу, кто-то шебаршит на
печи. Посмотрел я - нет никого. А кошка вся измучена и лежит на полу. Это ее
мучил домовой.
 
После этого мы черную кошку отдали соседу, а сами завели опять белую, и
она у нас была всегда сытая, жирная и веселая
 
 
 
 

Испугался собаки

 
 
Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени
Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел
шурале.
 
Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как кто-то с треском
шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой,
весь покрыт шерстью.
 
- “Гав-гав” есть? - спрашивает.
 
- Нет, - отвечают ему.
 
- “Чух-чух” есть?
 
- Нет.
 
Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А
шурале все ближе.
 
- Поиграем в щекотку? - говорит.
 
Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза
глядят.
 
Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли.
 
Он, оказывается, боится собаки и кнута.
 

Министерство образования Российской Федерации

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет Культуры и сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


по теме «Миф сибирских татар»

по дисциплине: «Основы мифологии»


Исполнитель: Антоненкова. А.М.

Научный руководитель: Гумерова. Г.А.


Нижневартовск,2012


Введение


Сибирские татары - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды


Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» - («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы - поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале - обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами - хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе - Хозяин воды, Су анасы - Мать воды, Су кызы - Дочь воды, Йорт иясе - Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.


Описание персонажей


Абзар иясе


Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе - хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как обязанности его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.


Албасты


Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.


Бичура


Бичура - то же, что у русских кикимора или соседка.Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.


Богатырь Идель и красавица Акбикэ


На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой.Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались.


Джинн


По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними по крайней мере нежелательна.


Ий иясе


Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.

Пицен, в мифологии западносибирских татар дух - хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о пицене. гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал пицен), женился на ней и зажил богато. Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос ока вытаскивала ящериц и поедала их.

Зилант


В татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона или змея.


Тулпар


Крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии. Тулпар в башкирских богатырских сказках выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает своим ржанием землю. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам.

Эпос у татар - мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий татарской народной поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Слово б?ет (баит) арабского происхождения и обозначает двухстрочную строфу. Позже оно становится обозначением отдельных произведений и целого жанра татарского народного творчества. Баиты относятся к лироэпическим жанрам фольклора. Они создаются в период или после важных исторических событий (войны, крестьянские восстания) или после каких-либо исключительных происшествий (внезапная смерть, гибель). Поэтому их содержание связывается с конкретными историческими, чаще всего трагическими, событиями, а образы имеют прототипов. Для баитов характерно повествование от первого лица. Такой прием связан с весьма глубокими традициями. В современном фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим.

Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Сказки считаются одним из самых долговечных жанров фольклора: возникшие в первобытной древности, они до сих пор остаются одним из самых активных жанров прозаического фольклора. Основное место в прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, хотя ранее жанровой разновидностью являются сказки о животных.

Среди волшебных сказок много богатырских, в самих названиях которых, в обозначении имени героя присутствует слово батыр. Но в этих сказках все-таки больше дастанно-эпического, нежели сказочного.

В бытовых сказках сюжет, композиция и художественные особенности намного проще и доступнее. В ней нет традиционных объемистых зачинов и концовок, практически отсутствуют повторы. Сюжет их прост и ясен и состоит обычно из двух-трех эпизодов-мотивов. Большое место занимают диалоги, состязания в остроумии, игре слов. В них немало острой сатиры, но чаще мягкого юмора.

Кроме рассмотренных выше жанров, существуют еще одна разновидность татарского фольклора - это афористические жанры (пословицы, поговорки, загадки).

Функций пословиц, весьма широки и разнообразны. И самое важное среди них - обеспечение гармонии во взаимоотношениях людей. Они словесно оформляли обычное право и требовали его соблюдения. Немалое значение имели пословицы в сохранении информации и передаче ее следующим поколениям. Велика была роль пословиц и поговорок в нравственно-этическом воспитании людей, особенно молодежи.

Специфическую группу составляют загадки, которые внешне, по рисунку стиха, с одной стороны, близки к пословицам, а с другой - отличаются от них своей двучастностью: в них всегда должен быть и соответствующий ответ. Происхождение загадок относится к глубокой древности - к тому отдаленному периоду, когда основной хозяйственной деятельностью людей была охота, которая требовала соблюдения строгих обрядов, в том числе и табу, т.е. запрета определенных слов - наименований животных, орудий охоты, обозначения тех или иных действий. На этой основе формировались словесные и краткие, легко запоминаемые описания различных животных и зверей, орудий охоты и др. Много загадок, связанных с конкретными условиями жизни человека и общества. Содержание загадок в целом широко и разнообразно.

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты), лирические песни и песни-четверостишия или частушки (такмаклар). В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).