С окончанием Второй мировой войны США наравне с СССР стала одной из двух мировых сверхдержав. Штаты помогли поднять Европу из руин, пережили экономический и демографический бум. В стране начался процесс отказа от сегрегации и расовой дискриминации. Одновременно с этим в американском обществе развернулась антикоммунистическая пропагандистская кампания сторонников сенатора Маккарти. Тем не менее, несмотря на все внутренние и внешние испытания, стране удалось сохранить и закрепить свой статус главной демократии западного мира.
Новая сверхдержава
Когда в 1939 году в Европе началась кровопролитная война, власти США попытались остаться в стороне от масштабного конфликта. Однако чем дольше продолжалось противостояние, тем меньше оставалось возможностей для ведения изоляционистской политики. Наконец, в 1941 году произошла атака на Перл-Харбор. Вероломное нападение японцев заставило Вашингтон пересмотреть свои планы. Так заранее определилась роль США после Второй мировой войны. Американское общество сплотилось в "крестовом походе" XX века, целью которого была победа над нацистами и их союзниками.
Третий рейх потерпел поражение, оставив Европу в руинах. Первостепенное экономическое и политическое значение Старого Света (в первую очередь Великобритании и Франции) было поколеблено. США после Второй мировой войны заняли освободившуюся нишу. По всем показателям относительно слабо пострадавшая от ужасов последних лет страна заслуженно стала считаться сверхдержавой.
«План Маршалла»
В 1948 году начала действовать предложенная госсекретарем США Джорджем Маршаллом «Программа восстановления Европы», также названная «Планом Маршалла». Ее целью была экономическая помощь странам разрушенной Европы. Посредством этой программы США после Второй мировой войны не просто оказывали поддержку своим союзникам, но и закрепляли свой главенствующий статус в западном мире.
Деньги на восстановление промышленности и другой важной инфраструктуры выделялись 17 странам. Американцы предлагали свое содействие социалистическим государствам Восточной Европы, однако под нажимом Советского Союза те отказались участвовать в программе. В особенном порядке деньги предоставлялись Западной Германии. Американские средства поступали в эту страну вместе с параллельным взиманием контрибуции за прежние преступления нацистского режима.
Нарастание противоречий с СССР
В СССР к «Плану Маршалла» относились отрицательно, считая, что с помощью него США после Второй мировой войны давит на Советский Союз. Подобная точка зрения была распространена и на Западе. Ее придерживался в том числе и бывший американский вице-президент Генри Уоллес, раскритиковавший программу помощи Европе.
С каждым годом нарастающее противостояние СССР и США становилось все более острым. Державы, стоявшие по одну сторону баррикад в борьбе против нацистской угрозы, теперь сами начали открыто враждовать. Сказывались противоречия между коммунистической и демократической идеологиями. Западная Европа и США после Второй мировой войны создали военный союз НАТО, а Восточная Европа и СССР - Организацию Варшавского договора.
Внутренние проблемы
Внутреннее развитие США после Второй мировой войны сопровождалось противоречиями. Борьба с нацистским злом на несколько лет сплотила общество и заставила его забыть о собственных проблемах. Однако едва ли не сразу после победы эти трудности заявили о себе вновь. В первую очередь они заключались в отношении к этническим меньшинствам.
Социальная политика США после Второй мировой войны изменила прежний уклад жизни индейцев. В 1949 году власти отказались от прежнего Закона о самоопределении. В прошлом остались резервации. Ускорилась ассимиляция с обществом коренных жителей Америки. Зачастую индейцы переезжали в города под давлением. Многие из них не хотели отказываться от образа жизни предков, однако им приходилось поступаться своими принципами из-за кардинально изменившейся страны.
Борьба с сегрегацией
Острой оставалась проблема взаимоотношений белого большинства и черного меньшинства. Сохранялась сегрегация. В 1948 году она была отменена в ВВС. Во Второй мировой войне многие афроамериканцы служили в авиации и прославились удивительными подвигами. Теперь они могли отдавать долг Родине в одинаковых условиях с белыми.
1954 год даровал Штатам еще одну важную общественную победу. Благодаря давно назревавшему решению Верховного суда история США после Второй мировой войны ознаменовалась отменой раздельного обучения в школах по расовому признаку. Затем Конгресс официально подтвердил для чернокожих статус граждан. Постепенно США встали на путь, ведущий к полному отказу от сегрегации и дискриминации. Этот процесс завершился в 1960-х гг.
Экономика
Ускорившееся экономическое развитие США после Второй мировой войны привело к небывалому экономическому буму, который иногда называют «золотым веком капитализма». Он был вызван несколькими причинами, например кризисом в Европе. Период 1945-1952 гг. также считается эпохой Кейнса (Джон Кейнс - автор знаменитой экономической теории, по заветам которой США жили в те годы).
Усилиями Штатов была создана Бреттон-Вудская система. Ее институты облегчили международную торговлю и позволили осуществить «План Маршалла» (появился Всемирный банк, Международный валютный фонд и т. д.). Экономический бум в США привел к бэби-буму - демографическому взрыву, в результате которого стало стремительно расти население всей страны.
Начало холодной войны
В 1946 году, находясь с частным визитом в США, уже бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступил со знаменитой речью, в которой назвал СССР и коммунизм угрозами для Западного мира. Сегодня историки считают это событие началом холодной войны. В Штатах в то время президентом стал Гарри Трумэн. Он, как и Черчилль, считал, что с СССР нужно придерживаться жесткой линии поведения. За время его президентства (1946-1953) окончательно закрепился раздел мира между двумя противоположными политическими системами.
Трумэн стал автором «доктрины Трумэна», согласно которой, холодная война была противостоянием между демократической американской и тоталитарной советской системами. Первым настоящим яблоком раздора для двух сверхдержав стала Германия. По решению США, был включен в «План Маршалла». СССР в ответ на это устроил блокаду города. Кризис продолжался до 1949 года. В результате него на востоке Германии была создана ГДР.
Тогда же начался новый виток гонки вооружений. После больше не было попыток использовать в войнах ядерные боеголовки - они прекратились уже после первой. Второй мировой войны США хватило, чтобы осознать смертоносность новых ракет. Однако гонка вооружений уже стартовала. В 1949 году СССР испытал ядерную бомбу, а чуть позже - водородную. Американцы лишились оружейной монополии.
Маккартизм
С ухудшением отношений и в СССР, и в США развернулись пропагандистские кампании по созданию образа нового врага. «Красная угроза» превратилась в повестку дня для миллионов американцев. Самым ярым антикоммунистом был сенатор Джозеф Маккарти. Он обвинял многих высокопоставленных политиков и общественных деятелей в симпатиях к Советскому Союзу. Параноидальная риторика Маккарти быстро была подхвачена СМИ.
США после Второй мировой войны, кратко говоря, пережили антикоммунистическую истерию, жертвами которой становились люди, совсем далекие от левых взглядов. Маккартисты во всех бедах американского общества винили предателей. Их нападкам подвергались профсоюзы и сторонники переговоров с социалистическим блоком. Трумэн хоть и был критиком СССР, но отличался от Маккарти более либеральными взглядами. Со скандальным сенатором сблизился республиканец в 1952 году выигравший очередные президентские выборы.
Жертвами маккартистов стали многие деятели науки и культуры: композитор Леонард Бернстайн, физик Дэвид Бом, актриса Ли Грант и т. д. За шпионаж были казнены супруги-коммунисты Юлиус и Этель Розенберги. Пропагандистская кампания по поиску внутренних врагов, однако, вскоре захлебнулась. В конце 1954 года Маккарти был отправлен в позорную отставку.
Карибский кризис
Франция, Великобритания, США после Второй мировой войны вместе с другими создали военный Вскоре эти страны выступили в поддержку Южной Кореи в ее борьбе против коммунистов. Последним, в свою очередь, помогали СССР и Китай. Корейская война продолжалась в 1950-1953 гг. Это был первый вооруженный пик противостояния двух мировых политических систем.
В 1959 году произошла революция в соседней с США Кубе. К власти на острове пришли коммунисты во главе с Фиделем Кастро. Куба пользовалась экономической поддержкой СССР. Более того, на острове было размещено советское ядерное оружие. Его появление поблизости от США привело к Карибскому кризису - апогею холодной войны, когда мир стоял на пороге новых ядерных бомбардировок. Тогда, в 1962 году, американскому президенту и советскому лидеру Никите Хрущеву удалось договориться и не усугублять ситуацию. Развилка была пройдена. Началась политика постепенной разрядки.
Мир после Второй мировой войны
Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на Западную и Восточную, “германский вопрос ” во второй половине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.
Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформировал лагерь социалистических стран.
Вместе с тем психологический шок от радикальности произошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не понимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и пределов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недоверие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европейская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой промышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.
■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала
■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ваши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-
11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.
Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за разною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей
■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в
< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует искать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раздуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, инициатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагавшим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они утверждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.
После войны державы-победительницы начали согласованно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формирования послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ претерпели масштабные изменения, в то время как на Западе Европы они не были столь существенными.
Из многих восточноевропейских государств в официальном
порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Западной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бежала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо служивших в охранных, полицейских, националистических формированиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.
В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Европы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.
Сразу после войны формально во всех четырёх зонах оккупации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Совета, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, главным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдамские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались реформы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, наоборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.
1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,
Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.
64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между Западом и Востоком, или миром капитализма и миром социализма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложением установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных судов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторонниками консервативного режима. Левым силам оказывала помощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале
1947 г. просить США воспрепятствовать этому.
Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для такой войны, и они были связаны не только с германским вопросом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о торговле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран снижала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглашение и запретил его подписывать своим союзникам. В восточноевропейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким образом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась политика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждаемых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-
пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его принять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в
1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.
В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союзников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Германии спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находившемуся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлинский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Англию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны оккупации Германской Демократической Республикой, Раздел Германии стал свершившимся фактом.
Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Великобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший прологом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким образом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали ступенями формирования Западного блока.
В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР испытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили монополию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.
В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым этапом на этом пути стал план французского министра иностран-
66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европейские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-
■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аденауэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действовал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которыми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.
Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показавшей уязвимость территории всех западных держав и США, снизили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.
Окончание Второй мировой войны совпало в Западном полушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглашении 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамериканские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так складывались политико-правовые основы будущей системы коллективной безопасности и обороны в Западном полушарии.
2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступивший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнутри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западного полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в других регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его положения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), создание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.
Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. После войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.
Но правящие элиты латиноамериканских стран не смирялись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исключить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервенционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти оптимальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - президента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласились на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-
ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.
Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латинской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимодействие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были основным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноамериканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }