Виды развертывания в пожарной охране. Боевое развертывание сил и средств на пожаре

Штаб части оформляет решение командира, как правило, на карте с пояснительной запиской.

В пояснительной записке к решению могут отражаться:

· Выводы из оценки противника;

· Боевая задача части;

· Порядок действий других сил в интересах части;

· Замысел решения командира;

· Боевые задачи подчиненным подразделениям;

· Схема нанесения удара по объектам (целям);

· Распределение управляемых ракет и ядерных боеприпасов;

· Организация взаимодействия и обеспечения;

· Порядок управления и другие элементы.

На основе замысла боевых действий, оценки обстановки и полученной боевой задачи, одновременно с выработкой решения по указанию командира штаб авиационного соединения (части) совместно с начальниками служб планирует боевые действия.

Командир авиационной базы ставит боевую задачу устным боевым приказом . При базировании на двух и более аэродромах боевая задача эскадрильям может ставиться боевым распоряжением .

В авиационной базе все боевые приказы и боевые распоряжения, отданные командиром устно, записываются заместителем начальника штаба.

Контроль подготовки подразделений к выполнению поставленных задач, правильным уяснением и своевременным выполнением полученных ими приказов и распоряжений является обязанностью всех командиров, штабов и начальников служб.

Контроль должен быть постоянным и целеустремленным, направленным на проверку подготовки подчиненных частей к выполнению наиболее сложных задач и оказание им необходимой помощи.

В боевом приказе указываются:

1. В первом пункте – выводы из оценки обстановки и прогноз ее развития.

2. Во втором пункте – боевой состав и боевую задачу части, назначенный летный ресурс, выделенное количество боеприпасов.

3. В третьем пункте – задачи, выполняемые в интересах части силами и средствами старшего начальника.

4. В четвертом пункте – задачи соседей и взаимодействующих соединений.

5. В пятом пункте – после слова «РЕШИЛ» замысел боевых действий.

6. В шестом пункте – после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» боевые задачи подразделениям (состав привлекаемых сил), формулировка самой задачи: дата, время, с применением каких средств поражения по каким целям действовать, каких результатов достичь, запасные цели, боевая зарядка, порядок выполнения боевой задачи, взаимодействия и обеспечения.

7. В седьмом пункте – порядок управления: с каких ПУ осуществлять управление, рубежи передачи управления, порядок управления в условиях помех, место командира полка и его заместителей на земле и в воздухе.



8. В восьмом пункте – время готовности к выполнению поставленной задачи.

26. Основные тактические группы боевых порядков авиационных частей (подразделений). Этапы боевого полёта.

Боевой порядок – это взаимное расположение подразделений, пар и самолетов (вертолетов) в воздухе для совместного выполнения боевого полета. Он определяется командиром соединения или устанавливается старшим начальником.

Боевой порядок авиационного соединения в воздухе может включать группы различного назначения:

· Основную (ударную, десантную, транспортную или другую) группу,

· Группы обеспечения

Основная группа предназначена для достижения главной цели решаемой задачи, составляет основу боевого порядка и включает, как правило, большую часть сил, привлекаемых для выполнения боевой задачи.

Группы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий успешного выполнения боевой задачи основной группой путем достижения своими действиями частных целей.

Боевой полет включает следующие основные этапы :

· Взлет и построение боевого порядка;

· Полет в район выполнения боевой задачи;

· Действия в районе выполнения боевой задачи;

· Полет из района выполнения боевой задачи на аэродром (аэродромы) посадки;

· Роспуск боевых порядков и выполнение посадки.

При тушении пожаров и проведении АСР и подразделяются на следующие этапы:

  • подготовку к развертыванию;
  • предварительное развертывание;
  • полное развертывание.
Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля , с установкой или без установки на , осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении .

Особенности проведения развертывания сил и средств в реальных условиях очень сильно зависят от конкретной обстановки на месте вызова: характера объекта, типа и количества пожарных автомобилей , их оснащения и количества личного состава.

При предварительном развертывании:



а2 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
б2 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
в2 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.
Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ .

При полном развертывании:



а3 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
б3 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
в3 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.

Наиболее типичные схемы развертывания сил и средств

Развертывания караула в составе 2-х отделений на АЦ

Наиболее распространенным сочетанием пожарных автомобилей стоящих на вооружении одного пожарно-спасательного подразделения, в России является сочетание двух пожарных автоцистерн . Таким образом, и наиболее распространенной схемой развертывания сил и средств является развертывание караула в составе двух отделений на АЦ.

При таком сочетании, как правило на АЦ первого отделения старшим выезжает начальник караула , на АЦ второго отделения – помощник начальника караула (либо командир отделения).

По прибытии к месту вызова – основной задачей для первого отделения является проведение разведки во главе с начальником караула. Для этого прокладывается рабочая рукавная линия со стволом первой помощи. В случае необходимости, для проведения разведки формируется звено ГДЗС . Основная задача личного состава второго отделения – обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ (воды), для чего АЦ устанавливается на водоисточник.


При проведении предварительного развертывания, личный состав первого отделения осуществляет разведку , при этом, с собой он несет необходимый запас пожарного оборудования и инструмента. Личный состав второго отделения прокладывает магистральную линию к указанному РТП месту и устанавливает рукавное разветвление .


В случае необходимости проведения полного развертывания, личный состав первого отделения выдвигается на рабочую позицию, рукавная линия ствола первой помощи заполняется водой. Личный состав второго отделения от проложенного разветвления осуществляет прокладку дополнительных рабочих рукавных линий. Дальнейшие действия сильно варьируются в зависимости от характера пожара – их объем определяется РТП по ситуации.

В приведенном примере рабочая рукавная линия первого отделения (со стволом первой помощи), по мере израсходования воды в АЦ, переключается к рукавному разветвлению. Личный состав второго отделения подает один ствол «А» по трехколенной лестнице , и один ствол «Б» на уровне земли.

Требования безопасности при развертывании сил и средств

При прокладке рукавных линий:
  • выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;
  • обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек ;
  • устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;
  • создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.
Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации .

Личный состав обязан обеспечить

При развертывании сил и средств личным составом подразделений ФПС обеспечивается:

а) выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;
б) установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (условного очага пожара на учении) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. Пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;
в) остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка железнодорожного транспорта согласуется в установленном порядке);
г) установка единых сигналов об опасности и оповещение о них участников тушения пожара, личного состава подразделений ФПС, работающего на учении;
д) вывод участников тушения пожара в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса легковоспламеняющейся и горючей жидкости из резервуаров;
е) организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и с своевременным оповещением участников тушения пожара об их приближении в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.

Личному составу запрещается

При развертывании сил и средств личному составу подразделений ФПС запрещается:

а) начинать развертывание сил и средств до полной остановки пожарного автомобиля;
б) надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
в) находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, пожарного оборудования;
г) переносить ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом или мотоприводом в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;
д) поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
е) подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или их подъема на высоту.

Вертикальные рукавные линии крепятся из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав .

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников подразделений ФПС.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения

При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения, личный состав подразделений ФПС выполняет ряд дополнительных условий:

а) определяет расстановку сил и средств, исходя из обстановки на пожаре, а также с учетом маршрутов движения к очагу горения и мест заземления, согласованных с оперативным персоналом энергообъекта;
б) заземляет ручной пожарный ствол, подключая его с помощью специальных струбцин и провода к заземляющему устройству (контуру заземления) в указанном месте;
в) прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до позиции ствольщика;
г) заземляет насос с помощью специальных струбцин и провода путем подключения в указанном месте к стационарному контуру заземления или заземленным конструкциям.

После ликвидации горения личным составом подразделений ФПС:

а) прекращается подача огнетушащих веществ;
б) отсоединяются струбцины от контура заземления и заземляющих устройств;
в) осуществляется отход с позиций по безопасным маршрутам, указанным руководителем тушения пожара или оперативным должностным лицом на пожаре


Этапы боевого развертывания сил и средств на пожаре - последовательность действий по приведению прибывших к месту пожара подразделений пожарной охраны в состояние, позволяющее обеспечить подачу ОТВ в очаг пожара . Боевое развёртывание сил и средств пожарной охраны состоит из следующих этапов: 1) подготовки к боевому развёртыванию, которая проводится по прибытии на пожар одновременно с разведкой и включает в себя: установку пожарных автомобилей на с присоединением всасывающих пожарных рукавов и пуском воды в насос; снятие креплений пожарно-технического вооружения ; приведение насоса автоцистерны в рабочее положение без установки её на водоисточник и присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса; проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий, например, подготовка места для установки дополнительных пожарных автомобилей на открытый водоисточник, отыскание дополнительных гидрантов и их расчистка в зимних условиях, создание площадок для маневрирования пожарных автомобилей и т. п.; 2) предварительного развертывания, которое проводится в том случае, когда по внешним признакам пожара сразу можно определить направление прокладки магистральных рукавных линий или кто-то из встречающих лиц укажет это направление. В дополнение к действиям, проводимым при подготовке к боевому развёртыванию, необходимо проложить магистральные линии , и установить разветвления, поднести к ним рукава для рабочих линий, стволы, лестницы и т. п.; 3) полного боевого развёртывания, которое может проводиться сразу по прибытии подразделения на пожар или же после подготовки или предварительного развёртывания. Ствольщики выходят на позиции кратчайшими и наиболее безопасными путями, используя для этого пожарные лестницы, коленчатые подъёмники , устраняя преграды путём вскрытия и разборки конструкций и т. п. Вся работа по развёртыванию сил должна проводиться с таким учётом, чтобы действия одного пожарного не затрудняли последующих действий других пожарных. Для беспрепятственного, быстрого и наиболее целесообразного развёртывания дополнительных сил и средств перед местом пожара должен быть свободный участок (площадь). Одной из характерных ошибок, наиболее часто допускаемых пожарными караулами , является подъезд машин непосредственно к месту горения , при этом автомобили ставят бессистемно, и в короткое время прилегающие улицы и территории загромождаются дополнительно прибывающими силами. Это осложняет дальнейшее маневрирование, подъезд необходимых пожарных автомобилей затрудняется или задерживается, останавливается уличное движение. Особенно часто подобные ситуации возникают, когда силы и средства сосредоточиваются достаточно быстро, а работа тыла еще не организована. В этом случае командиры прибывающих пожарных подразделений должны проявить организованность и дисциплинированность, что в значительной степени будет способствовать успешному проведению боевого развёртывания.

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Казалось бы, для тушения огня достаточно человека и источника воды. На самом деле деятельность спасателей это управление большим хозяйством: автомобилями, техническими средствами, устройствами. Их нужно доставить к месту пожара, настроить на рабочее состояние. Эти действия называются боевым развертывание сил и средств на пожаре.

Вся деятельность пожарных по спасению людей, имущества, приравниваются к боевым действиям. Каждый шаг, работа, поступки, начиная с поступления вызова на возгорание, выполняются в строгом порядке. Этот порядок устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, введенными в действие указанием МЧС № 43-2007-18 от 26.05.2010 г. Вся деятельность подразделяется на следующие направления:

  1. Прием вызова, обработка звонка о пожаре.
  2. Выезд, следование к объекту возгорания.
  3. Проведение разведки.
  4. Спасательные работы.
  5. Развертывание сил и средств на пожаре.
  6. Тушения огня.
  7. Сбор, возвращение.

К силам и средствам относится:

  • личный состав (пожарные) ;
  • пожарная, спасательная техника;
  • средства связи;
  • огнетушащие вещества;
  • иные технические устройства.

Развертывание означает действия личного состава по установке на позиции спасательных и , приведение их в состояние боевой готовности к тушению огня. Позиция – это место, на котором располагаются силы, средства для ведения спасательных работ, боевых действий по тушению возгорания.

Этапы

Количество этапов развертывания сил и средств на пожаре предусмотрено всего три:

  1. Подготовка.
  2. Предварительное.
  3. Полное развертывание.

К первому этапу пожарные приступают сразу же после прибытия на место возгорания. Подготовка к развертыванию состоит из следующего:

  1. Установка автомобильной техники на источник воды.
  2. Установка насоса в рабочее состояние.
  3. Присоединение рукавной линии.

В том случае, когда предусмотрена дальнейшая организация тушения огня, при получении указаний от руководителя тушения пожара (РТП), после выполнения подготовки выполняется этап предварительного развертывания:

  1. Присоединяются, прокладываются линии (магистральные, рабочие).
  2. Устанавливаются разветвления рукавов и стволов.

Полное развертывание сил и средств на пожаре наступает, когда требуется подача ОВ (огнетушащего вещества). Для этого по указанию РТП проводится следующая деятельность после организации подготовки и предварительного этапа:

  1. Назначение позиций ствольщиков.
  2. Прокладка рукавных линий.
  • Заполнение рукавных линий ОВ.

Подготовка к развертыванию

Первый этап боевого развертывания является базой, на которой основывается вся дальнейшая деятельность на пожаре. На многих объектах заранее разрабатываются планы и карточки тушения огня. Эти документы создаются по приказу начальника гарнизона с письменного разрешения собственника (руководителя) объекта.


В планах содержится схемы развертывания основных пожарных автомобилей, которые позволяют быстро и эффективно расположить пожарную технику. Также в нем рассматриваются наиболее вероятные варианты развития событий, содержится другая оперативно-тактическая информация.

Прокладка рукавных линий проводится с соблюдение правил:

  • Пожарные рукава складываются в гармошки, скатки, пачки. Для распрямления скатки в левой руке фиксируется конец, а правой скатка откидывается в выбранном направлении. Рукава, сложенные гармошкой и пачкой, распрямляются со стороны соединительной головки (в сторону возгорания).
  • Линии проводят внутри здания по лестничным маршам или между ними. Снаружи здания линии протягиваются с использованием ручных, автомобильных лестниц или подъемников.
  • Через заборы, трамвайные, железнодорожные пути, канавы, другие препятствия используются рукавные седла, мостики или рукава располагаются под рельсами между шпалами.

Более точные сведения о планировании деятельности пожарных можно почерпнуть из книги «Основы научных исследований оперативно-тактических действий».

Пожарная и спасательная техника

Эффективность тушения пожара в первую очередь зависит от наличия пожарной, аварийно-спасательной техники. На сегодня для спасения людей используется следующие устройства:

Наименование Рисунок Назначение
Автолестница Используются для спасательных работ с большой высоты, а также для подъема пожарных, средств тушения огня.
Автоподъемник
Индивидуальное канатно-спусковое устройство Применяется для спуска, спасения людей, до которых невозможно добраться другими способами.
Прыжковое устройство Предназначено для спасения падающих с большой высоты людей, гашения кинетической энергии.
Спасательный рукав Используется для спасения большого количества людей с верхних этажей зданий за короткий промежуток времени.

Автомобили для тушения пожара подразделяются на основные (общего применения, целевые) и специальные:

Вид Наименование Рисунок Назначение
Основные общего применения Автоцистерны
Используется для транспортировки личного состава, оборудования и вооружения, а также проведения аварийно-спасательных работ, тушения пожара, оборудован емкостью для огнетушащих веществ (ОВ), насосом, средствами подачи ОВ.
Насосно-рукавные автомобили
Доставляет к месту пожара личный состав, оборудован комплектом рукавов, насосом.
Машины первой помощи
Применяется для начальной стадии возгорания. Транспортирует подразделение спасателей, оборудована насосной установкой, емкостями ОВ.
Техника с насосом высокого давления
Используется для тушения огня в высотных зданиях.
Пожарно-спасательный
Кроме насоса, емкости ОВ, комплекта рукавов имеет оборудование для подъема спасателей к месту возгорания, проведения спасательных работ.
Основные целевые Аэродромный
Имеет специальное оборудование для ликвидации последствий возгораний, крушения самолетов.
Порошкового, пенного, комбинированного, газового, газоводяного тушения
Оснащен специальный устройствами для образования, подачи ОВ.
Автонасосные станции
Применяется для подачи воды при сложном разветвлении рукавов на крупном пожаре.
Пеноподъемники
Оснащен подъемной стрелой с пеногенераторами.
Специальные Автомобили диагностики, отогрева пожарной техники, автолаборатория, компрессорная станция, газодымозащитной службы, дымоудаления, ремонта средств связи, оперативно-служебный и т.д.

Это далеко не полный перечень техники. Для того, чтобы действовать быстро, необходимы постоянные тренировки личного состава пожарной охраны.

Методический план


Всасывающие головки: а) ГРВ; б) ГМВ; в) ГЗВ Ручные пожарные стволы комбинированные а) ОРТ-50 и ОРТ-50А; б) СРВД-2/300 с рукавной катушкой КРВД-400-60(90); в) СВПР

Все групповые, индивидуальные тренировки проводятся в соответствии с методическими планами занятий. Во время занятий происходит знакомство со всеми видами техники, оборудования. Все участники боевого расчета отрабатывают индивидуальный порядок действий во время боевого развертывания пожарных. Например:

Участники боевого расчета Порядок действий
Командир отделения Руководит этапами развертывания сил и средств на пожаре
1-й пожарный Прокладывает рабочие, магистральные линии, работает со стволом.
2-й Прокладывает линии рабочие, магистральные. Вместе с 3-м пожарным устанавливает раздвижную лестницу. Использует инструмент для резки электрических проводов.
3-й Помогает прокладывать линии. Устанавливает лестницу. Работает шанцевым инструментом.
водитель Устанавливает машину на источник воды. Переключает двигатель на работу насоса. Обеспечивает подачу воды, пены.

Стоит отметить, на все виды работ, в том числе на этапы боевого развертывания на пожаре существуют временные нормативы выполнения, которые отрабатываются на практических занятиях. Кроме того, на все виды боевого развертывания в пожарной охране проводятся соревнования.

Этапы боевого развертывания Правила установки пожарной техники, прокладки рукавных линий, установки лестниц Рациональные схемы боевого развертывания Боевое развертывание при низких температурах Техника безопасности при боевом развертывании

Боевое развертывание это приведение сил и средств пожаротушения в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре

Каждое подразделение пожарной охраны, в зависимости от назначения и имеющегося пожарнотехнического вооружения, а так же сложившейся обстановки на пожаре имеет свои особенности боевого развертывания.

Основное требование предъявляемое к боевому развертывания (далее: Б. Р.) Быстрое сосредоточение всех сил и средств подразделений на исходных позициях в точном соответствии с принятым решением руководителя тушения пожара

Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей в зависимости от складывающейся обстановки включает 3 этапа: 1 этап - подготовка к боевому 2 этап 3 этап - развертыванию предварительное развертывание полное боевое развертывание

Подготовка к боевом развертыванию Проводится по прибытию подразделений на пожар одновременно с разведкой Подготовка к Б. Р. проводится по подаваемой РТП или командиром отделения команде: « Караул, готовсь!» , «Отделение, готовсь!» .

Командир должен указать водоисточники, на которые нужно установить пожарные автомобили. Подготовка к боевому развертыванию может проводиться как с установкой пожарного автомобиля на водоисточник, так и без установки.

а) подготовка к Б. Р. с установкой автомобиля на водоисточник включает: установку автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос снятие креплений с ПТВ проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий

б) без установки автомобиля на водоисточник: приведение насоса в рабочее положение присоединение рукавной линии со стволом к насосному патрубку снятие креплений с ПТВ

Предварительное развертывание Проводится в случае, когда по внешним признакам можно определить направление прокладки магистральных линий или это направление указано.

Предварительное развертывание включает: выполнение работ предусмотренных 1 -м этапом; прокладка магистральной рукавной линий, установка разветвлений; поднос к разветвлению напорных рукавов, стволов, лестниц и другого необходимого ПТВ

Подаваемые команды: « Отделение, автоцистерну на пожарный гидрант, предварительное развертывание (указывается направление прокладки рукавных линий и диаметр стволов)МАРШ!»

Полное боевое развертывание В зависимости от обстановки может проводиться сразу по прибытию подразделений на пожар, а также после подготовки или предварительного развертывания.

Включает: выполнение работ предусмотренных 1 и 2 этапом; прокладку рабочих линий и выход ствольщиков на позиции; подача воды в рукавные линии;

Подаваемые команды: «Отделение, ствол РС-50 (2 ствола РС_50 и т. п.) по выдвижной лестнице (по лестничной клетке) в 3 -й этаж здания, - МАРШ!»

При полном Б. Р. особое внимание следует обратить на быструю и правильное введение в действие первых стволов на решающем направлении. Ствольщики выходят на позиции работ кратчайшим путем.

Основные обязанности боевого расчета на АЦ и АНР АЦ Командир отделения Пожарный N 1 Ст. пожарный Подает команду отделению, идет руководит работой отделения по с людей, тушению пожара и эвакуац Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом выполняет работу по спасанию

Пожарный N 2 Пожарный N 3 людей или по вскрытию и разборке конструкций С пожарным N 3 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает рукава Д-66(77) мм, работает со стволом и инструментом для резки электропроводов, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию разборке конструкций С пожарным N 2 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, помогает прокладывать магистральную линию, устанавливает

разветвление, остается на посту безопасности, работает шанцевым инструментом, эвакуирует людей, разбирает конструкции, подносит электрофонарь и освещает место работы, прокладывает рабочую линию и работает со стволом, устанавливает эжектор (гидроэлеватор) Пожарный N 4 Вместе с водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, прокладывает магистральную линию, работает на разветвлении, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций,

устанавливает рукавные мостики и устанавливает связь с ЦППС по радиостанции или телефону Водитель С пожарным N 4 устанавливает автомобиль на водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает подачу воды (пены) в рукавную линию АНР Командир отделения Отдает команду или распоряжение отделению, идет в разведку и руководит работой отделения по

спасанию людей, тушению пожара и эвакуации имущества Пожарный N 1 Прокладывает рабочую линию, пе. Ст. пожарный реносит стволы, работает со стволом. Принимает участие в спасании людей, вскрытии и разборке конструкций, в составе звена идет в разведку Пожарный N 2 Прокладывает рабочие линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 1. С пожарным N 7 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает вторую магистральную линию,

участвует в составе звена в разведке, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 3 С пожарным N 4 прокладывает магистральную и рабочую линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 2 , выполняет работы поспасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 4 С пожарным N 3 прокладывает первую магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, подносит и устанавливает

Пожарный N 5 лестницы, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций С водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, устанавливает рукавные мостики, наблюдает за магистральной линией и работает на разветвлении, осуществляет временный ремонт рукавов или их замену, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций Пожарный N 6 Устанавливает связь по радиостанции или телефону с ЦППС или частью, идет в разведку, подносит

электрофонарь, работает с ножницами по обесточиванию электропроводов или резке решеток, выполняет работы по эвакуации людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 7 Вместе с пожарным N 2 прокладывает вторую магистральную линию, переносит и устанавливает выдвижную лестницу, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций, работает шанцевым инструментом и ножницами

Водитель С пожарным N 5 устанавливает автомобиль на водоисточник переключает работу двигателя на насос и обеспечивает бесперебойную подачу воды или пены в рукавные линии

При установке пожарных машин на ближайшие водоисточники необходимо учитывать возможность подъездов к горящим объектам автолестниц, автоподъемников и другой специальной техники. Расстановка пожарных машин по возможности не должна нарушать уличного движения у места пожара.

Следует избегать установки пожарных машин на те водоисточники, где может произойти сильное задымление или которые могут подвергнуться воздействию пламени, высоких температур и т. д. Пожарные автоцистерны размещают возможно ближе к позициям работ.

Резервную пожарную технику располагают таким образом, чтобы она не мешала проведению боевого развертывания и была при необходимости быстро использована для тушения пожара.

По назначению рукавные линии делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, проложенная от пожарной машины до разветвления, называется магистральной, линия, идущая от разветвления до стволарабочей.

По расположению рукавные линии могут быть горизонтальными, вертикальными и ползучими, проложенными по маршам лестниц. Рукавные линии к позициям стволов прокладывают наиболее удобными и кратчайшими путями.

Прокладку магистральных рукавных линий осуществляют из скаток, рукавных катушек и рукавов, соединенных между собой и уложенных в «гармошку» на пожарных автомобилях.

При остановке пожарного автомобиля у водоисточника или на значительном расстоянии от места пожара для прокладки магистральных рукавных линий в первую очередь используются рукава из скаток и «гармошек» , а затем уже из рукавных катушек, которые легче транспортировать.

Если пожарный автомобиль установлен у места пожара, с него снимают необходимое ПТВ и магистральную линию до водоисточника прокладывают с автомобиля.

На улицах, дорогах, во дворах рукавные линии прокладывают по одной или другой стороне проезжей части, вблизи тротуара; при пересечении проезжей части - под прямым углом (в этом случае их защищают рукавными мостиками); при пересечении железнодорожных путей - под рельсами между шпал.

Нужно избегать прокладки рукавных линий по острым или горящим предметам, в местах разлива кислот, щелочей и других едких веществ. Если это невозможно, то для прокладки рукавных линий устраивают настил из различных подручных материалов.

Не допускаются перекручивания и заломы рукавов, перегибы их при прокладке через заборы, окна и другие препятствия, а также удары соединительных головок о твердые покрытия дорог.

Магистральные рукавные линии к горящему зданию прокладывают под прямым углом. Разветвления устанавливают примерно на расстоянии 10 м от горящего объекта.

Место установки выбирают так, чтобы рабочие линии были наикратчайшими и можно было наладить связь между ствольщиками и бойцом, работающим у разветвления.

В зданиях, имеющих значительные площади, и при удаленности очагов горения от входов более чем на 100 м целесообразно устанавливать разветвления внутри здания - на площадках лестничных клеток, расположенных близко от места работы стволов.

Внутри лестничных клеток рукавные линии прокладывают по маршам (ползучие линии) и между маршами (вертикальные линии), снаружи здания - по пожарным лестницам и с помощью веревок. При прокладке рукавных линий снаружи здания их располагают против простенков.

Внутри здания целесообразно применять прорезиненные рукава, а рукавные линии располагать так, чтобы они не загромождали проходы и лестничные клетки.

Прокладка рукавных линий заканчивается выводом стволов на позиции работ. При этом предусматривают запас рукавной линии для продвижения ствольщика и обеспечения маневрирования струей. Рукавную линию наращивают у ствола.

Число рукавов, необходимое для прокладки рукавных линий, определяют расчетом: - для горизонтальных линий - на 1 м местности 1, 2 м рукава (с учетом неровного рельефа)

- для вертикальных линий - на один этаж жилого дома 4 м рукава, на один этаж производственного здания 6 м рукава: для ползучих линий длину рукава принимают в 2 раза больше, чем для вертикальных линий.

Пожарные лестницы используются спасения людей с этажей зданий, подачи стволов и подъема личного состава на высоту для проведения работ по тушению пожаров. Лестницу-палку применяют при тушении пожаров внутри помещений.

Выдвижная лестница используется для работы снаружи здания при подъеме на высоту до 10 м (в окно третьего этажа или на покрытие двухэтажного жилого дома), а также внутри производственных и других зданий.

Штурмовая лестница служит для подъема на этажи зданий. Автолестница и коленчатые подъемники применяют при тушении пожаров в многоэтажных зданиях.

Места установки лестниц определяют так, чтобы они не оказывались в зоне огня и не мешали проведению других работ по тушению пожара. Нельзя устанавливать лестницы против арок и входов в здание.

Ручные пожарные лестницы устанавливают на твердые и ровные площадки, исключающие их сползание. Если лестницу необходимо установить против окон, из которых выбивает пламя, ее защищают водяными струями.

При работе с лестницы со стволом или инструменто м пожарный должен закрепиться за ступеньку лестницы карабином.

Лестницы переставляют с одной позиции на другую после того, как личному составу, поднявшемуся по ней, указаны пути возвращения или перехода на другую позицию. Не допускается переставлять лестницы в выдвинутом положении.

Автолестницы и коленчатые автоподъемник и устанавливают на свободной площадке с твердым покрытием или уплотненным грунтом.

Не допускается устанавливать автолестницы и коленчатые автоподъемники на крышки колодцев, люков и т. п. Лестницу выдвигают на 11, 5 м выше подоконника, карниза кровли, балкона площадки или ограждения.

При работе стационарного закрепленного лафетного ствола на автолестнице рукавные линии прокладываются посередине лестницы и надежно закрепляют рукавными задержками. Давление воды в рукавной линии понижают или повышают постепенно.

При наличие ветра автолестницы крепят веревочными оттяжками. При ветре более 10 м/с работать с коленчатых автоподъемников запрещается.

Категорически запрещается производить маневрирование лестницей механическим или ручным способом, если на ней находятся люди, а также переставлять с места на место в выдвинутом состоянии автолестницы и коленчатые автоподъемники.

Схемы боевого развертывания без установки АЦ на водоисточник 70 1, 2 рукава d=66, 77 1 рукав

50

Схемы боевого развертывания от АЦ при заборе воды с помощью гидроэлеватора с одним Г- 600 через насос

70 50

Зимой боевая работа на пожарах осложняется низкой температурой, снежными заносами и обледенениями. Подача воды к месту пожара зимой затрудняется тем, что ее температура в водопроводе снижается до 0, 5 - 1 С, а в открытых водоемах, реках и озерах - до 0 С.

Если температура наружного воздуха -15 С и ниже, целесообразно использовать для тушения воду из водопроводных сетей. В этих случаях на гидрант устанавливают пожарную колонку и проверяют наличие воды в сети без подачи ее в насос.

Воду из колонки в насос подают по напорно-всасывающим рукавам. Из открытых водоисточников воду забирают с максимально возможной глубины, так как температура воды в нижних слоях несколько выше, чем в верхнем.

При подготовке к боевому развертыванию всасывающую линию в водоем не спускают. При пуске насоса открывают насосный патрубок, к которому еще не присоединена рукавная линия, и подают воду на излив.

Это позволяет шоферу пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе насоса. Только после этого увеличивают обороты насоса, плавно подают воду в рукавную линию и одновременно закрывают свободный патрубок.

От пожарных автомобилей, установленных на водоисточники, прокладывают одну магистральную линию из прорезиненных рукавов, по которой подают воду к месту пожара.

При температуре -15 С и ниже на расстоянии не менее 1, 5 -2 м от действующей рукавной линии предусматривают резервные рукавные линии, в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении.

Рукавные линии прокладывают без заломов и по возможности изгибов. Соединительные без головки рукавных линий засыпают снегом (для утепления).

Рабочие рукавные линии присоединяют сначала к крайнем штуцерам разветвления, чтобы в дальнейшем использовать средний штуцер, менее подверженный замерзанию.

При наружных пожарах разветвления на рукавных линиях желательно не устанавливать. В этом случае рекомендуется применять стволы с большим расходом воды. Если разветвление необходимо, его утепляют чехлами из войлока и других материалов или засыпают снегом.

При пожарах внутри зданий разветвления устанавливают на лестничных клетка, в вестибюлях, коридорах и других утепленных помещениях так, чтобы они не мешали эвакуации людей и другим работам на пожаре.

Действующие рабочие линии не допускается крепить на пожарных лестницах и рядом сними, чтобы они не обледенели. Большая опасность замерзания воды в рукавной линии и стволах создается при температуре 40 С и ниже.

Это происходит потому, что в период пуска воды в рукавную линию температура рукавов близка к наружной температуре воздуха. При подаче в рукавную линию вода охлаждается, превращается в ледяную массу (шугу) и закупоривает линию и стволы.

Потери тепла при подаче воды по рукавной линии зависят от разности температур окружающего воздуха и воды, проходящей по рукавной линии. Они увеличиваются с уменьшением скорости движения воды и увеличением расстояния, на которое подается вода.

Поэтому магистральные и рабочие рукавные линии прокладывают из прорезиненных напорных рукавов, внутренний резиновый слой которых уменьшает потери тепла через стенки.

Сущность подогрева заключается в том, что при работе насоса на больших оборотах и при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса.

Степень нагрева зависит от количества воды, подаваемой насосом в рукавную линию, напора на насосе и температуры окружающего воздуха.

При температуре воды в водоисточнике, близкой к 0 С, и наружной температуре воздуха, равной 40 С, в зависимости от расхода воды, подаваемой в рукавную линию, ее можно нагреть в насосе от 0, 4 до 1, 3 С.

При температуре воздуха -35 С и ниже не допускается прекращать подачу воды от пожарных машин в магистральные линии, а также из стволов, работающих на пожаре, поскольку это может привести к замерзанию рукавных линий и стволов.

1. Перед отдачей команды «на боевое развертывание» РТП обязан: а) выбрать и указать личному составу наиболее безопасные и кратчайшие пути прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря

б) убедиться и постоянно следить за выполнением мероприятий по безопасности проведения работ при развертывании на транспортных магистралях,

установить автомобили и оборудование так, чтобы не затрудняли расстановку прибывающих сил и средств, их сосредоточения на боевых участках и по возможности не препятствовали нормальному дорожному движению

При необходимости принять меры к остановке всех видов транспорта (кроме железнодорожного вне предприятий народного хозяйства).

В случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями выставить посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении

в) установить единые сигналы для быстрого оповещения людей об опасности и известить о них весь личный состав, работающий на пожаре (аварии и т. п.). При явной угрозе взрыва, обрушения, вскипания и т. п. Немедленно вывести личный состав в безопасное место

2. При проведении боевого развертывания запрещается: а) приступить к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля б) освещать колодцы пожарных гидрантов, газо-и теплокоммуникаций открытым огнем

в) спускаться в колодец водокоммуникаций без изолирующего противогаза и спасательной веревки г) одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоту д) находиться под грузом при его подъеме или спуске на веревках (ПТВ и др.)

ж) подавать воду в незакрепленные рукава, до выхода ствольщиков на закрепленные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав)

3. При развертывании отделений специальных служб необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности, определяемые особенностями применяемой специальной техники и изложенные в инструкции заводов-изготовителей.

4. При прокладке рукавной линии с рукавного автомобиля необходимо контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков рукавного автомобиля.

При наматывании рукавов на рукавную катушку необходимо держаться за поручни барабана, не допуская повреждений рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.

5. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо: а) во избежании попадания осколков заклепок в лицевую часть пользоваться оправкой с полукруглой выемкой б) не соприкасаться с нагретой поверхностью вулканизационного аппарата

в) при работе с клеем периодически проветривать помещения Запрещается держать клей в непосредственной близости от нагреваемых приборов.

6. При укладке рукавов на стеллажи рукавной базы следует пользоваться лестницей-стремянкой или передвижной площадкой. Соединительные головки рукавов укладывать вниз скатки на лицевую часть стеллажа.