Буддизм перерождение души. Реинкарнация в исламе, христианстве и других мировых религиях

Каждый человек вне зависимости от вероисповедания хоть раз в жизни задумывался над тем, что его ждёт после смерти. Кто-то не верит в существование параллельной реальности, кто-то убеждён в том, что попадёт в рай или ад, а кто-то ищет всевозможные доказательства реинкарнации души, надеясь на перерождение в новом теле. Последняя версия набирает всё большую популярность. В то, что человек способен переродиться, верят многие люди и даже снимаются фильмы про реинкарнацию, после просмотра которых гипотеза выглядит более чем убедительной.

Откуда произошла теория?

В переселение душ после смерти первыми начали верить представители иудаизма и буддизма. Именно эти убеждения легли в основу религий, которые заключают в себе любовь к миру, мудрость веков, а также веру в бесконечность Восточные мудрецы всегда были уверены в том, что бессмертной. Несмотря на то, что наше тело стареет, а затем и вовсе погибает, духовная личность остаётся.

У каждого из нас бывают моменты, когда мы вынуждены прощаться с родными людьми, осознавая, что больше мы их никогда не увидим. Однако, если верить восточным мудрецам, знающим законы реинкарнации, умершего можно встретить, но только в совершенно другом образе. Душа способна переселиться в иное тело, которое не обязательно должно быть человеческим. Это может быть какое-нибудь животное, например, собака.

Существует колоссальное количество историй, которые родственники умерших людей воспринимают как доказательство реинкарнации души. Возможно, в вашей семье тоже такие есть. Попробуйте вспомнить. Может быть, на вашем заборе часто сидит одна и та же птица, которая не боится вас или даже ведёт себя странно, пытаясь обратить на себя внимание. Кто-то относится к подобным проявлениям как к разгулявшейся фантазии, обычным совпадением, но есть и те, которые прислушиваются к своему внутреннему голосу, видят в этом некий знак.

С точки зрения науки

Научные сотрудники, философы и эзотерики веками стараются разгадать эту тайну, найти убедительные доказательства реинкарнации душ. Многолетние работы над версией, предполагающей возможность переселения духовной материи из одного тела в другое, породили самые разные гипотезы.

Одна из теорий гласит о том, что человеческая душа выполняет определённую функцию, а именно - поддерживает природный баланс. В каждой жизни она получает необходимый опыт, а после смерти физического тела, переселяется в другое, но обязательно противоположного пола.

Если покойник был захоронен не по правилам или над его надгробием надругались вандалы, то человек, в которого переселится душа, будет испытывать серьёзные проблемы с психическим здоровьем. Возможно, у него разовьются такие болезни, как шизофрения, раздвоение личности или мания преследования. Если верить этой гипотезе, то все люди, имеющие психические отклонения, неудачно закончили прошлую жизнь.

Переселение душ после смерти может оставить след на теле, например, в виде родинок. Одна из теорий, которая возникла в процессе изучения подобного феномена, указывает на то, что большие родимые пятна - это отметины из прошлого. Если быть точнее - то это места, на которых были шрамы на вашем «старом» теле. Возможно, большое родимое пятно указывает на смертельное ранение, погубившее человека, душа которого теперь живёт в вас.

Некоторые источники утверждают, что души людей, которые вели неправильный образ жизни, продолжают своё существование в теле животных. Однако эта версия вызывает массу споров среди тех, кто профессионально занимается этим вопросом. Большинство убеждено в том, что человеческая душа не способна прижиться в теле животного.

Восточная религия имеет собственные взгляды на этот счёт. Мудрецы верят в то, что душа человека, который сильно нагрешил при жизни, обречена на долгое и мучительное существование в теле, например, жука-навозника. Также считается, что энергетическая материя, покинувшая человека, наделавшего немало бед за время своей жизни, может быть заточена в камень или какой-нибудь бытовой предмет.

Некоторые люди рассказывают невероятные истории, уверяя окружающих, что периодически в их сознании возникают образы, воспоминания, которые никак не связаны с настоящей жизнью. Они убеждены в том, что это «дореинкарнационные» фрагменты, воспроизводимые на уровне клеточной памяти.

Скорее всего, среди тех, кто сейчас читает эту статью, найдутся люди, которые не понаслышке знают о дежавю. Объяснений этому феномену существует огромное количество, однако к единому мнению, которое бы полностью раскрыло тайну этого странного чувства, так никто и не пришёл.

Одни считают, что это происходит вследствие замыкания внутримозговых импульсов, другие же уверены в том, что это - наслоение друг на друга межвременных отрезков. Переживая состояние дежавю, люди начинают думать, что всё происходящее вокруг уже когда-то случалось. Они будто были именно в это время и в этом месте, абсолютно чётко предугадывают дальнейшее развитие событий и даже знают, что их собеседник скажет дальше. Вряд ли в один момент может произойти столько совпадений.

Несколько задокументированных случаев

Эксперименты, направленные на установление фактов реинкарнации, проводились ещё задолго до того момента, как появилась различная аппаратура и научные лаборатории. Так, в восточных странах были уникальные традиции погребения. Умершему человеку делался прокол в определённой части тела, а когда на свет появлялся новорождённый, искали на нём родинку в аналогичном месте. Вы никогда не задумывались над тем, что представляют собой ваши родимые пятна? Возможно, их появление не случайно.

Много лет спустя этим обычаем увлёкся научный сотрудник Джим Такер, который документировал самые интересные случаи реинкарнации. Так, один из его текстов гласит о том, что спустя год после смерти дедушки на свет появился младенец. На его руке была странная родинка, точно в том месте, на котором перед похоронами покойного оставили метку.

Но странности на этом не закончились. Через несколько лет, когда мальчуган начал разговаривать, он неожиданно обратился к своей бабушке в уменьшительно-ласкательной форме, точно так, как это любил делать его дедушка. После смерти супруга пожилую вдову так никто не называл. Все были в глубочайшем шоке, а мать паренька призналась, что видела в сновидении своего отца, который не хотел расставаться со своей семьёй и искал способ, как вернуться домой.

Полумесяц

В этой же книге о реинкарнации есть ещё один случай, который заставляет людей задуматься над вероятностью существования данного феномена. В общественной больнице, расположенной в Майами, всю свою сознательную жизнь проработала женщина по имени Дайана. В госпитале она встретила свою вторую половинку. Мужчина, которого Дайана выходила, а потом и вышла за него замуж, имел родимое пятно, напоминавшее полумесяц.

Супруги прожили многие годы в любви и в радости, но самое интересное произошло на приёме у психотерапевта. Женщина поделилась историей, якобы произошедшей в её предыдущей жизни. Она утверждала, что находилась в теле индианки, которая была вынуждена скрываться от колонизаторов из Европы, оккупировавших Америку. Однажды, чтобы не выдать себя и плачущего ребёнка, которого она держала на руках, женщине пришлось закрыть ему рот. По неосторожности она задушила малыша, на затылке которого была родинка в виде полумесяца.

Смертельное ранение

Современным учёным тоже пришлось столкнуться с примером реинкарнации. В одном турецком городке родился мальчик. Спустя время он начал утверждать, что помнит многочисленные фрагменты из прошлой жизни, в которой он был солдатом. Мальчик рассказал, что, когда он был военнослужащим, его подстрелили из крупнокалиберного ружья. Ранение оказалось смертельным. Впервые он стал говорить о своих воспоминаниях в совсем юном возрасте, абсолютно не зная, что такое реинкарнация. Позже стало известно, что в архиве местной клиники было обнаружено дело с историей болезни солдата, поступившего на лечение с ранением правой области лица. Спустя неделю он скончался. Стоит ли говорить о том, что мальчик появился на свет с множественными врождёнными дефектами правой стороны лица?

Доказательства реинкарнации души

Современные психотерапевты и психологи нередко применяют методику, которая известна как регрессия прошлых лет. Используя её вместе с гипнозом, можно восстановить воспоминания, которые находятся глубоко в подсознании.

Скорее всего, каждый слышал или видел в фильмах, как пациента погружают в состояние гипноза, после чего удаётся вспомнить не только факты, например, из раннего детства, но и даже из прошлой жизни. Когда человека приводят в чувство, он абсолютно ничего не помнит из того, что говорил доктору, находясь в гипнозе. Подобная практика даёт возможность понять все тонкости человеческого мировосприятия. Есть несколько случаев, которые описывают явные факты, подтверждающие существование реинкарнации после смерти.

В медицине существует такое понятие, как ложные воспоминания. Научные сотрудники сделали опрос среди детей разного возраста. К их удивлению, большинство ребят в красках описывали последние минуты из своей предыдущей жизни. Как правило, смерть наступала в результате насильственных действий, а сами события происходили за несколько лет до того, как на свет появились опрашиваемые дети. Самые реалистичные и правдоподобные истории были у малышей в возрасте от 2 до 6 лет.

Сумеречная зона

А вот одна из ситуаций, которую в своих работах описал Брайан Вайс - психоаналитик с многолетним стажем. Во время очередного сеанса, на который пришла девушка-пациент, доктор погрузил её в состояние транса. Кэтрин (так звали пациентку) начала говорить, что чувствует присутствие отца Брайана, а также его сына, которые скончались из-за проблем с сердцем. Стоит отметить тот факт, что девушка абсолютно ничего не знала о личной жизни доктора и не могла угадать, какую трагедию пережил Вайс. Подобный феномен, когда кто-то видит умерших родственников своего собеседника, принято называть «сумеречная зона».

История про двух братьев

Ещё более странная история произошла в семидесятые годы прошлого столетия. У молодой женщины был сын, которого звали Кевин. В возрасте двух лет мальчишка скончался от рака крови, вызванного сложнейшим переломом ноги, которая неправильно срослась. Юного пациента отчаянно пытались спасти, провели курс химиотерапии. Ему был введён катетер через шею с правой стороны, а в области левого уха, вследствие деформации глаза, появился рубец. Малыш умер в страшных муках.

Спустя десять лет женщина, потерявшая сына, родила ещё одного ребёнка, но уже от другого мужчины. У новорождённого мальчика проявилось родимое пятно точно в том месте, где был рубец у покойного малыша. Позже выяснилось, что второй сын имеет врождённые проблемы с левым глазом, а также хромает на ту ногу, которая была сломана у его старшего брата, хотя никаких патологий обнаружено не было.

Став совсем взрослым, парень рассказывал невероятные истории, раскрывая всю суть реинкарнации. Он утверждал, что душа старшего брата переродилась в его образе. Он безошибочно пересказал весь медикаментозный курс, а также точно указал на место расположение катетера. Помимо воспоминаний, связанных с болью и страданиями, парень помнил своё старое место жительство, в деталях описывая дом, в котором, по факту, никогда не был.

Бирманская девочка с японским прошлым

Об этой истории мир узнал благодаря работам психиатра Иэна Стивенсона, который в своих учениях о реинкарнации описал удивительный случай. В шестидесятых годах прошлого века на территории Бирмы родилась девочка, которая в трёхлетнем возрасте начала рассказывать о том, что в прошлой жизни была японским солдатом. По её словам, его сожгли заживо местные жители, привязав крепко к дереву.

Кроме того, что девочку одолевали жуткие воспоминания, она кардинально отличалась от сверстников своим поведением. Она не признавала буддизм, не носила длинные волосы, а детям, с которыми периодически гуляла на площадке, отвешивала пощёчины точно так же, как это делали японские солдаты, напавшие на Бирму.

Стоит отметить тот факт, что она была необычным ребёнком с самого рождения. На правой руке у девочки был заметен явный дефект: безымянный и средний пальцы оказались сросшимися, напоминая перепонку водоплавающих животных. Спустя несколько дней врачи сделали ампутацию некоторых фаланг, а мать ребёнка утверждает, что на правой ручке её дочери было пятно, напоминающее ожог, а также полосы, очень похожие на следы от верёвок.

30 рупий

На вопрос о том, существует ли реинкарнация, вам дадут положительный ответ жители деревни Аллуна Миана, которая находится в Индии. Именно здесь жил мальчишка по имени Таранжит Сингх. Находясь в двухлетнем возрасте, он заявил, что в прошлой жизни был обычным студентом по имени Сэтнэм Сингх, который жил в шестидесяти километрах от родной деревни Таранжита.

Мальчуган рассказывал родителям, что его предыдущая жизнь оборвалась в результате нелепой аварии, а именно после того, как в студента влетел скутер. Также парнишка говорил, что помнит последние секунды своего прежнего бытия, будто лежал в луже крови, а вокруг валялись конспекты и учебники. Таранжит вспомнил, что на момент аварии в его кармане было ровно тридцать рупий.

Слова мальчишки долгое время не воспринимали всерьёз, ведь в деревне, где население малообразованное, никто не знает, что такое реинкарнация. Однако отец, уставший от постоянных историй своего чада, решил разобраться в ситуации и докопаться до истины. Ему стало известно, что парень с таким именем действительно жил, а потом погиб под колёсами скутера. Отправившись с сыном в соседнюю деревню, они нашли дом, в котором проживал Сэтнэм. Его родители были в шоке от того, какими фактами из жизни их сына оперирует чужой ребёнок. Они подтвердили то, что Сэтнэм умирал в луже крови, а вокруг были разбросаны учебники, а также то, что на момент гибели в его кармане лежало тридцать рупий.

Слухи о невероятном перерождении души быстро поползли по всей провинции. Местные органы власти обратились к экспертам, которых попросили провести экспертизу. Таранжиту предложили написать несколько предложений, после чего сделали судебное почерковедение. Все были в настоящем недоумении, когда выяснилось, что подчерки обоих ребят практически идентичные.

Ксеноглоссия

В медицине часто встречаются случаи, когда люди начинают говорить на иностранных языках, порой на самых экзотических. Чаще всего, подобное явление становится следствием клинической смерти, сильнейшей черепно-мозговой травмы или пережитого стресса. В парапсихологии это состояние имеет собственное название - ксеноглоссия.

Например, человек, проживающий в России, неожиданно может заговорить на турецком языке, при этом без всякого акцента. Единственное объяснение, которое приходит на ум, - в прошлой жизни он был турком.

Для наглядности можно привести реальный пример, который имел место в медицинской практике. Так одна американка, родившаяся в семье иммигрантов из Восточной Европы, которые разговаривали на чешском, русском и польском языках, начала удивлять окружающих. На приёме у психоаналитика, находясь под гипнозом, женщина неожиданно заговорила на шведском языке, представившись крестьянином, который когда-то жил в Швеции. Несмотря на то, что люди, следившие за испытанием, абсолютно не верили женщине, полиграф показал, что она говорит исключительно правду. В её семье нет ни одного человека, который знал бы шведский язык, и она никогда не интересовалась его изучением. Однако это не мешало женщине разговаривать на нём без акцента.

Фильмы про реинкарнацию

Мимо подобного феномена не смогли пройти знаменитые режиссёры, работающие с жанром «Мистика». Лучшими фильмами, в сюжете которых лежат реальные истории о переселении душ, можно назвать: «Рождение», «Маленький Будда», «Беспокойная Анна».

Перерождаться. Утрата прежних ценных свойств, ухудшение. Перерождение пшеницы. Признаки физического перерождения. Перерождение тканей.

3. перен. Утрата прежней психологии, идеологии, социального облика под воздействием буржуазной среды (неол. презр.). Идейное перерождение. Бытовое перерождение. Ко времени войны 1914-18 гг. произошло перерождение большинства партий II Интернационала в открытых пособников империалистической буржуазии.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРЕРОЖДЕНИЕ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    ПЕРЕРОЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. переродиться. 2. Утрата прежнего мировоззрения, социального облика под воздействием чуждой среды, идеологии. Духовное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

    перерождение - , ия, ср. == Коммунистическое перерождение общества. патет. ◘ Дело превращения школы в орудие коммунистического перерождения общества. Жаковщиков, 175 … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Дистрофия … Большой медицинский словарь

    Изменение структуры и (или) функции клеток, тканей в результате некоторых заболеваний. Термин «П.» введён в общую патологию (См. Патология) Р. Вирховом для обозначения процессов, характеризующихся замещением нормальных компонентов… … Большая советская энциклопедия

    - (Degeneratio) в более общем смысле может относиться к целым индивидам или семействам, представляющим признаки вырождения: чаще всего это наблюдается на потомках от родственных браков, близких к тому, что принято называть кровосмешением.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ср. 1. процесс действия по гл. перерождаться, переродиться 2. состояние по гл. перерождаться, переродиться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Перерождение, перерождения, перерождения, перерождений, перерождению, перерождениям, перерождение, перерождения, перерождением, перерождениями, перерождении, перерождениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    перерождение - перерожд ение, я … Русский орфографический словарь

Книги

  • Перерождение , Свами Даши , "Перерождение"-автобиографическая книга Свами Даши, или, как он сам себя называет, Искателя Истины. Это первый литературный проект победителя 17-го сезона телешоу" Битва Экстрасенсов" на ТНТ.… Категория: Эзотерические знания Серия: Авторская серия Свами Даши Издатель: Эксмо ,
  • Перерождение , Свами Даши ,  "Перерождение"– автобиографическая книга Свами Даши, или, как он сам себя называет, Искателя Истины. Это первый литературный проект победителя 17-го сезона телешоу" Битва Экстрасенсов" на… Категория: Эзотерические знания Серия: Книги Свами Даши Издатель:

Реинкарнация в исламе, христианстве и прочих мировых религиях занимает далеко не последнее место, как иногда принято считать. Узнайте об отношении к переселению душ после смерти представителей различных религиозных конфессий.

В статье:

Реинкарнация в исламе

Принято считать, что реинкарнации в исламе, как и в большинстве ортодоксальных мировых верований, не существует. Большинство мусульман придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Немногие стремятся ознакомиться с работами мусульманских мистиков, которые занимались расшифровкой строк Корана, уделенных проблеме перерождения в посмертии.

Прозрачной информации о реинкарнации в Коране нет, и принято считать, что Магомет не говорил ничего на эту тему. Этот источник вскользь затрагивает вопросы перерождения духа после разрушения физического тела. Однако, как и любые другие вероисповедания, ислам учит тому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Коран содержит мысли о возрождении и обновлении. Вот как звучит один из аятов писания:

Он - тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь.

Несложно догадаться, что речь идет об Аллахе. Существует еще несколько строк из Корана, которые также говорят о реинкарнации, однако, одновременно служат предупреждением для идолопоклонников:

Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрете, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами подарить вам то же самое? Слава Аллаху!

И хотя эти строки прозрачно намекают на возможность в обновленном физическом теле, их принято толковать в качестве обещаний воскрешения. В целом, все упоминания о воскресении в Коране так или иначе соприкасаются с вопросом реинкарнации и могут толковаться именно как обещания перерождения, а не воскресения.

Исламское учение представляет человека как душу, способную воскреснуть в виде духа. Тела все время созидаются и уничтожаются, а душа бессмертна. После гибели тела она может быть воскрешена в другом, что и есть реинкарнация. Суфии и прочие мусульманские мистики толкуют Коран именно так.

Если верить трактовкам Корана, которые принято считать традиционными, после смерти человеческая душа попадает на ангельский суд. Ангелы в исламе - посланники Аллаха. Неверных они отправляют в Джаханнам, который можно назвать аналогией ада - это место для вечных мучений после смерти. Несмотря на то, что некоторые трактовки Корана уверяют, что попасть туда можно только после воскресенья, принято считать, что душа попадает туда именно после смерти.

Достойные правоверные мусульмане не попадают на суд ангелов. Ангелы приходят за их душами и провожают их в райские сады. Истинная награда за безгрешие ожидает их исключительно после воскресения, однако ожидают они его в более приятной атмосфере, чем неверные. Кроме этого, существуют исламские ангелы, которые проводят так называемый суд в могиле. Он представляет собой допрос о добрых и злых делах, и проходит он прямо в могиле погребенного. Существует даже традиция - близкие шепчут на ухо усопшему советы, которые должны помочь ему на этом суде и попасть в мусульманский рай. Таковы общепринятые убеждения касательно загробной жизни в исламе.

Вместе с тем, известно, что суфии считали идею реинкарнации основополагающим принципом веры в загробную жизнь. На нем было выстроено учение сирийских суфий - друз. В последнее время именно эти принципы оказывают влияние на мнение ортодоксальных мусульман. Мудрость суфий считается утраченной, однако известно, что их учения имело мощную связь с древними религиозными верованиями.

Сложно судить, что является ересью, а что - правильной трактовкой Корана. Так утверждал сам Магомет :

Коран ниспослали на семи языках, и каждый его аят имеет и явное и тайное значение. Божий вестник даровал мне двоякое понимание. И учу я лишь одному из них, потому что открой я и другое - это понимание разорвало бы им горло.

Поиск эзотерического смысла в Коране, с учетом этого, действительно имеет смысл. Тайное значение его текстов содержало информацию о реинкарнации и многих других интересных явлениях. Однако со временем она была забыта. Некоторое время учение о реинкарнации и перерождениях, принципы посмертной жизни которых отличались от традиционных, считались еретическими.

Вера в переселение душ не подвергает опасности мусульманина. Несмотря на это, репутации еретика многие опасаются, и на данный момент реинкарнация в мусульманстве трактуется исключительно как часть суфийской традиции. Многие теологи отмечают, что идея реинкарнации способна примирить мусульманскую мораль с религиозным учением. Страданиям невинных людей можно найти причины в виде грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Реинкарнация в христианстве

Реинкарнация в христианстве признается как несуществующее явление, призванное смутить разум богобоязненного человека и ввергнуть его в грех. С первых веков своего существования это религиозное учение отвергает возможность переселения души в новое физическое тело после смерти. Согласно его основополагающим принципам, после смерти физического тела душа находится в ожидании Страшного Суда и второго пришествия Иисуса Христа, за которым последует воскрешение всех усопших.

Страшный суд

Страшный Суд совершается над всеми людьми, жившими в разные времена. Его цель - разделение их на грешников и праведников. Практически каждый знает, что грешники отправятся в ад, а праведников ожидает вечное наслаждение в раю - царстве, котором обитает Бог. Душа человека проживает только одну жизнь в одном теле. После Судного Дня их тела будут восстановлены, воскрешение будет именно телесным.

Идею о том, что христианство и реинкарнация - учения, которые шли рука об руку в самом начале зарождения христианской веры, ввела . Идею реинкарнации она принимала как основополагающий принцип устройства Вселенной, поскольку в той или иной мере она присуща всем религиозным учениям мира. Елена Блаватская была уверена в том,что наличие идеи реинкарнации в христианстве было намерено скрыто недобросовестными популяризаторами этого религиозного учения. По ее словам, изначально учение Иисуса Христа содержало в себе идею переселения душ.

Никейский собор 325 года

Принято считать, что до Первого Никейского Собора 325 года реинкарнация присутствовала в христианстве. Блаватская же утверждала, что эту идею отменили во время Пятого Вселенского Собора в 553 году . Так или иначе, переселение душ исчезло из священных христианских текстов в первом веке от Рождества Христова. Теософы XlX-XX веков и приверженцы движения нью-эйдж согласны с этой концепцией. Большинство из них согласны с Блаватской по поводу общего сакрального слоя всех религиозных учений.

Поиски идеи реинкарнации в православии и католицизме принято объяснять важностью этой концепции в системе оккультных представлений об окружающей каждого человека реальности. Кроме этого, принято отрицать важность христианских источников в принципе. Во время Первого Никейского Собора 325 года большинством голосов собравшихся было определено, что Богом является Иисус Христос. После этого его умирающему образу начали повсеместно поклоняться верующие. Однако свою миссию Иисус Христос обосновал вполне доступно:

Я ниспослан к заблудшим овцам дома Израиля.

Однако после его смерти было принято решение объявить Иисуса Христа спасителем всего человечества, а не еврейского народа. Реинкарнация в Библии изначально присутствовала, однако после Никейского Собора исчезли все упоминания об этом явлении – их заменили представления о вечном существовании в аду или раю и единственно возможном спасении через Иисуса Христа.

Реинкарнация в буддизме

Возможность реинкарнации в буддизме довольно ясно подчеркнута словами Будды :

Взгляните на свое состояние сегодня, и вы узнаете, то вы делали в прошлой жизни. Взгляните на свои дела сегодня, и вы будете знать ваше состояние в последующей жизни.


Идея повторных перерождений характера для этого религиозного учения.
Цель перерождений – совершенствование человека, без которого невозможно достичь просветления. Этот путь к просветлению длится не одну тысячу лет - невозможно стать просветленным за одну человеческую жизнь. В буддизме жизнь после смерти возможна в одном из пяти миров - ад, духи, животные, люди и небожители. Мир, в который попадет конкретная душа, зависит от ее желания и кармы. Принцип кармы, если не вдаваться в подробности, прост - каждый получает то, что заслужил своими деяниями в предыдущих воплощениях.

Плохие поступки придется отрабатывать в следующем воплощении, чтобы в итоге достичь просветления. Существует такое понятие, как «плохая карма». Это означает, что судьба постоянно посылает человеку наказания за деяния его прошлого воплощения. Хорошие же поступки ведут к просветлению, постоянная работа над собой гарантирует счастливую жизнь. Так говорится в одном из древних буддистских текстов:

Бодхисаттва своими Божественными глазами, которые видели намного больше, чем доступно человеку, лицезрел как всякая жизнь умирала и перерождалась заново - низших и высших кастах, с печальными и торжественными судьбами, с достойным или низким происхождением. Он умел различать, как карма влияет на перерождения живых существ.

Будда говорил: «Ах! Есть думающие существа, совершающие неумелые дела телом, не владеющие речью и умом, и придерживающиеся ошибочных взглядов. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, он вновь рождаются немощными, бедными, и опускаются ниже. Но есть и другие, свершающие умелые дела телом, владеющие речью и умом, и следующие правильным взглядам. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, они вновь рождаются - со счастливой судьбой, в небесных мирах.

Буддисты большое значение отводят избавлению от страха смерти и привязанности к физическому телу. Последнее они представляют как стареющее и умирающее вместилище бессмертного человеческого духа. Телесное восприятие жизни - это то, что мешает истинному просветлению. Просветление же называют целостным осознанием реальности. По его достижению человеку открывается полная картина устройства Вселенной.

Реинкарнация в иудаизме

Реинкарнация в иудаизме - не чуждое этому религиозному учению представление. Однако отношение к нему в религиозной философии иудеев и их мистических учениях разное. Основной источник в иудаизме - Ветхий Завет. Он не говорит о явлении переселения души после смерти, однако оно подразумевается во многих эпизодах Ветхого Завета. Например, существует изречение пророка Иеремии :

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Из него следует, что Господь составил мнение о пророке еще до того, как он оказался в материнской утробе. Он выдал ему миссию, основываясь на уровне духовного развития пророка Иеремии, а также его качествах и способностях. Иными словами, он успел проявить себя еще до рождения, что означает, что это было не первое его воплощение на Земле или в неком ином мире. Иеремия же не имел памяти о том, что стало причиной избрания Господом для выполнения миссии.

Некоторые моменты Ветхого Завета и вовсе невозможно понять, если не соотносить с концепцией реинкарнации. Хороший пример - изречение царя Соломона :

О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.

Царь Соломон обращается к безбожникам, которые будут прокляты, судя по всему, после своего следующего рождения в новой инкарнации. Они понесут наказание только после того, как родятся снова. Невозможно не провести аналогию между словами Соломона и восточным учением о карме, которая тоже обещает наказание за плохие поступки в следующей жизни.

Все темы в иудейской теологии, которые связаны с загробным миром и перевоплощениями, покрыты тайной. Существует мнение, гласящее, что человек не должен быть допущен к этой тайне при жизни. Считается, что есть три вида переселения души - это вселение ее в плод внутри утробы матери, вхождение чужой души в тело живущего человека для выполнения ей определенной цели, а также вселение злого духа. В последнем случае нечистую душу изгоняют подобно

Будда говорил: "Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, если вы хотите знать свое будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия".

Реинкарнация в раннем буддизме и в учении Будды

Мысль о повторных рождениях характерна для буддизма: просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Известный учёный-буддолог Эдвард Конзе пишет:

Одной из основ буддизма является учение о «четырёх благородных истинах », указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. Они очень тесно связаны с законами кармы и реинкарнации. Согласно учению абхидхармы , прослеживающегося еще в раннем буддизме, живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада , животных, духов, человеческих существ и небожителей . Подобно индуизму , этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс перевоплощения продолжается до тех пор, пока живое существо либо «распадётся» в момент смерти, либо достигнет шуньяты , «великой пустоты» - совершенство, которого достигают лишь немногие. Все формы жизни (включая богов) сопряжены со страданиями определённого рода, и рассматриваются в буддизме в первую очередь для подчёркивания идеи страдания. Только человеческое существование даёт возможность принятия разумного решения, все остальные формы (включая богов, пребываюших в наслаждении) практически не властны противодействовать потоку самсары, и лишь человек может принять решение о выходе из круговорота страданий.

Многочисленные истории о переселениях душ находятся в «Джатаках » («Рассказах о рождении»), которые первоначально были поведаны самим Буддой. В состав «Джатак» входят 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В них, часто в аллегорической форме, описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех историях «Джатаки». Подробно рассказывается о том, как Будда из сострадания принимал тела дэвов , животных и даже деревьев, с целью помочь обусловленным душам достичь освобождения.

Среди ранних сторонников реинкарнации в буддизме выделяется Ватсипутрия , брахмана , который изначально состоял в школе стхавира . Спустя 250 лет после ухода Будды он основал течение пудгалавады , с целью борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала доктрину о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильным противостоянием и пудгалавада была признана еретической, уступив дорогу образующимся новым группам, которые не принимали учение о реинкарнации.

Как и в других ответвлениях буддизма махаяны, в дзене наряду с регулярной медитацией предписывается аналитическое изучение смерти, которое способствует преодолению страха смерти и избавлению от иллюзии, проистекающей от отождествления себя с телом. Типичная иллюзия обусловленной души состоит в вере в то, что смерти можно избежать в каком-то материалистическом смысле. Человек живёт так, будто бы смерть никогда не наступит. День за днём люди наслаждаются и страдают, мало задумываясь о неминуемом конце жизни. Буддистские учителя направляют своих учеников на путь осознания природы тела: тело должно умереть, тогда как вечное «я», тем не менее, продолжает жить. Материальное существование, с его иллюзией телесного наслаждения, является главным препятствием для достижения просветления, - индивидуум должен встречать смерть без страха, противопоставив последней полное её осознание.

Буддийский учёный Буддхагхоша (5 век) впервые систематизировал в буддизме медитации, касающиеся смерти. В одной из наиболее значительных его работ, «Висуддхимагге » («Путь чистоты»), он делит эти медитации на две категории: медитации на неизбежность смерти и медитации на отвратительность трупов. Буддхагхоша развил эти медитационные техники в сложную систему из восьми стадий:

Предположительно, медитация на омерзительность трупов была необходима для усиления осознания практикующим своей смертности и подготовки ко встрече со смертью без страха. Буддхагхоша утверждал, что если бы человек мог отчётливо представить себе «омерзительное, гниющее по своему естеству тело», и осознать, что телу суждено гнить и разлагаться, то он отказался бы от привязанности к нему. Эти медитации были нацелены на освобождение практикующего их индивида от телесного восприятия жизни. Медитации на смерть были первым шагом, направленным на сосредоточение сознания на решающем, последнем моменте, когда душа переходит из одного тела в другое. В одном из древнебуддийских текстов говорится следующее:

Своим Божественным оком, абсолютно ясным и превосходящим человеческое зрение, Ботхисаттва видел, как живые существа умирали и рождались вновь - в высших и низших кастах, с благополучными и горестными судьбами, обретая высокое и низкое происхождение. Он различал, как живые существа перерождаются согласно их карме: «Увы! Есть мыслящие существа, которые совершают неумелые поступки телом, не владеют речью и умом, и придерживаются ошибочных взглядов. Под действием плохой кармы после смерти, когда их тела придут в негодность, они рождаются снова - в бедности, с несчастливой судьбой и немощным телом, в аду. Но есть живые существа, которые совершают умелые поступки телом, владеют речью и умом, и придерживаются правильных взглядов. Под действием хорошей кармы, после того как их тела придут в негодность, они рождаются вновь - со счастливой судьбой, в небесных мирах.

Буддизм возник в Индии 2 500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма), усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтому путь Будды (от санскритского будх - «просветленный») рассматривался как иноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего, включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации. Фактически буддизм появился для того, чтобы придать особое значение учению о «воплощении», в котором утверждается, согласно ранним буддийским мыслителям, что преобладающая мысль человека в момент смерти формирует тот самый образ, который выстраивается определяющим для нового существования в последующем теле. Безусловно, этот взгляд на реинкарнацию заимствован из ранних учений индуизма.

К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры; существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий. Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особой разновидности буддизма, получившей название Теравада, - южноиндийской философской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой (ана-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения. Согласно школе Теравады, то, что называется «я», - это преходящее сочетание пяти элементов (пяти скандх): (1) материи, (2) телесных ощущений, (3) восприятий, (4) побуждений и эмоций и (5) сознания. И хотя буддисты школы Теравады заявляют, что индивидуум - это больше, чем сочетание названных элементов в любой отрезок времени, они торопятся отметить, что во время смерти эти пять элементов распадаются и «я» перестает существовать.

Но даже самые консервативные буддисты школы Теравады признают, что «растворение» индивидуальности в момент смерти является не абсолютным концом жизни, а, скорее, началом новой фазы существования. Считается, что некое тонкое кармическое качество, поглотив «пять элементов», переходит в новое тело, принося с собой новое сочетание скандх, которое помогает войти в «новую жизнь» с новым жизненным опытом. Существуют даже тексты писаний, указывающих, что «карма пяти элементов» в форме «зародыша сознания» (виннану) переходит в утробу матери, - и это можно рассматривать, по меньшей мере, как тонко завуалированное представление о реинкарнации.

Считается, что «бездушное» учение Теравады возникло, когда сам Будда еще пребывал на Земле, но и в те времена оно рассматривалось как нестандартное представление, которое не находило достаточной поддержки в текстах писаний. Изучение ранних буддийских текстов, фактически, показало, что взгляд школы Теравады едва ли отражал представления оригинального индийского буддизма; в некотором смысле он даже противоречил раннебуддийскому учению. И тем не менее, среди древних буддистов были считавшие точку зрения о несуществовании души верной: это могло бы объяснить, почему даже на Востоке идет так много споров относительно учения Будды о душе и реинкарнации. Глубокие исследования, однако, позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит о своем отношении к учению, отрицающему существование души:

О монахи, есть аскеты и брахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельник Гаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Они считают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я не говорю.

Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды - одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней». буддизм с самого начала признавал как существование души, так и процесс ее перевоплощения, хотя клеветники и выдвигали Будде несправедливые обвинения в пропаганде обратного. По мнению одной из философских школ, ранние буддисты сочинили учение, отрицающее существование души, в противовес индуистской ортодоксальности, стремясь тем самым укрепить буддизм как традицию, теологически отличную от индуизма. ...

Историки расходятся во мнениях, отрицал ли Будда душу вообще или все же признавал ее существование с некоторыми отклонениями от принятых в индуизме определений. Буддийские тексты сами раскрывают большую часть своих тайн, если, читая их, руководствоваться не политически мотивированными трактовками, а попытками проникнуть в целостность учения Будды. Например, четыре Благородные Истины - основополагающая мысль буддизма, указывающая на присущее [живым существам - примеч. ред.] желание и последующее их страдание от материального существования - прямо перекликаются с законами кармы и перевоплощения. Ранний буддизм учит, что живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, грубых (животных) созданий, духов (привидений), человеческих существ или небожителей. Как и в традиционном индуизме, этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс продолжается, повторяясь, до тех пор, пока существо либо «распадется» в момент смерти, либо достигнет уровня Будды. Лишь немногие самоотверженные достигают такого совершенства. Для большинства же предъявляемые требования оказываются слишком строгими, а удовольствия материального мира слишком соблазнительными. И как результат - большинство живых существ пребывают в животных формах жизни. Поэтому, как считают буддисты, существа других видов превосходят людей по численности. Так идея о реинкарнации увязывается с тем страданием, которое охватывает все уровни бытия, о котором гласят четыре Благородные Истины.

В статье «Буддизм учит воплощению» Кристмас Хамфрис, один из величайших авторитетов западного мира в области буддийской мысли, приводит знаменитый список «десяти положений, которым Гаутама Будда не стал бы учить», первоначально составленный госпожой Рис Дэвиде, ведущим ученым Пали XIX века. В этом списке госпожа Дэвиде однозначно утверждает, что Будда «никогда бы не отрицал существования истинного «я», духа, души». Несмотря на то, что она долгое время изучала буддизм школы Теравады, который, как упоминалось, придерживается учения, отрицающего душу, она настойчиво заявляет, что «Будда начинал свою миссионерскую деятельность, побуждая людей серьезно заниматься поисками Атмана (своего «я»), и закончил призывом жить, сознавая атман как источник света и собственное прибежище». Интерес Будды, как она говорит, на самом деле был направлен к личности, то есть к внутреннему «я» на его «пути» [освобождения - примеч. ред.]. И это долгий и трудный путь, утверждает она, который, как Будда хорошо знал, занял бы много, жизней; он разъяснял это в притчах и беседах с близкими учениками.

Если Будда... учил [истине] Атты («я»), наряду с его блестящими предшественниками в области индийского мышления, что же тогда он говорил относительно «не - я», анатты? Это понятие совершенно особенное. Существует пять скандх - составляющих личности, в которых не удается обнаружить низменного «я»... Однако монахи не могли оставить это утверждение в чистом виде. Нападая на понятие атмана, которое во времена Будды деградировало до уровня некоей «вещи»... они отклонились слишком далеко [от верного понимания]. «Не существует «я», «я» не существует!» - кричали они, и с течением времени сформировалось безрадостное, слишком узкое учение, [то, которое] мрачно провозглашается сегодня.

Хамфрис возражает против мировоззрения, отрицающего душу. Он соглашается с бхиккху (монахами) школы Теравады, когда они отвергают материалистическое понимание души; но он настаивает на том, что вечное «я», понятое надлежащим образом, неотъемлемо от буддийского мышления и также заявляет, что «бхиккху игнорируют «не рожденное, не имеющее начала [«я»]... своих собственных священных писаний, как будто оно присуще любой проявленной вещи. Несомненно, что феноменальное «я» - называть ли его эго, тенью, следующей по пятам, или развивающейся душой - все время меняется». Хамфрис заключает, что бхиккху не правы, говоря: «Души нет, души нет, нет вообще никакого «я».

Дальнейшие свидетельства веры в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов, животных, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавья («великое высказывание») буддийской традиции гласит: «Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ». В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, - великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях «Джатаки».

Северный буддизм

До сих пор в основном мы имели дело с южным буддизмом - буддизмом Бирмы, Шри Ланки, Камбоджи, Таиланда и отдельных регионов Вьетнама. Мы кратко обсудили его учение, отвергающее существование души, и представили опровержение, основываясь на раннеиндийских источниках. Сейчас перейдем к рассмотрению взглядов северного буддизма в традиции Махаяны, получившей развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Возможно, потому, что эта традиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийского буддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, которая с особенной очевидностью обнаруживается в религии Тибета, где учение о перевоплощении продолжает занимать центральное место.

Во время посещения Соединенных Штатов в 1981г. Далай Лама - верховный представитель тибетского буддизма - сказал: «Согласно философской школе Теравады после того, как личность достигнет нирваны, она перестает быть личностью, полностью исчезает; однако согласно высшей школе философской мысли, личность все же сохраняется, и существование «я» по-прежнему продолжается».

Тибет изначально известен как Ти-Бутта - «Ти» по-китайски означает «Божество», а Бутта, происходящее от санскритского буддха, означает «мудрость». Поэтому, ссылаясь на успешные воплощения двух возвышенных лам: Далай Ламы и Панчен Ламы, Тибет называют Землей Бога Мудрости, или Воплощений Мудрости. Только высших монахов называют ламами, во всех буддийских общинах их признают высокоразвитыми душами, которые инкарнируют вновь и вновь, чтобы помочь другим достичь просветления. Инкарнированных наставников тибетцы называют Ринпоче, от слова рин – драгоценный - прим.ред.. Придерживаясь веры в реинкарнацию, в Тибете дням рождения не придают значения, даже дням рождения Лам. И это потому, что день рождения рассматривается не как нечто уникальное, а как нечто, через что каждый из нас проходит миллионы раз. Также здесь уместно вспомнить тибетскую книгу Мёртвых. Прим. ред.

Людей совершенно не интересует дата рождения их царя [Далай Ламы]. Он олицетворяет собой возвращение на землю Ченрези, Бога Милосердия, одного из тысячи живущих Будд, которые отказались от нирваны ради того, чтобы помогать человечеству...

В северных формах буддизма представление о реинкарнации выражается иным образом, и временами прямые упоминания о перевоплощении могут казаться довольно невразумительными. Китайский буддизм, например, часто характеризуют как «приземленный», пренебрегающий понятием реинкарнации и подобными ей «абстракциями», в пользу более ощутимых вещей, таких как красота природы. Это влияние исходило, главным образом, от местных китайских учителей, например, Лао Цзы и Конфуция, самые ранние приверженцы которых (восходящие к Династии Танг, началу эры христианства) придавали особое значение «миру природы» и красоте «здесь и сейчас». Однако в отношении истинного китайского буддизма следует упомянуть древнее писание, известное как «Праджна Парамита Сутра», написанное на деревянных табличках, которое, согласно преданию, содержит слова самого Будды. (Говорят, китайцы были первыми, кто записал их). На этих глубоко почитаемых табличках начертаны эзотерические истины, которые прямо указывают на реинкарнацию. Буддисты, являющиеся приверженцами учения о перевоплощении, высоко почитают эти писания, и не только за то, что они ясно обосновывают учение о реинкарнации, но и потому, что они, как предполагается, излагают слова самого Будды.

Среди других ранних сторонников реинкарнации в буддизме следует назвать Ватсипутрию, брамина, изначально состоявшего в школе Стхавиры. Спустя 250 лет после ухода Будды этот монах основал школу Пудгалавады, специально задуманную для борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала учение о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильной оппозицией, и его группа монахов, стойких приверженцев буддизма, была признана еретической и уступала дорогу образующимся новым группам, которые тщательно избегали учения о перевоплощении.

Дзен-буддизм

По традиции учителя дзена обучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено на сложных техниках медитации, а не на метафизических вопросах, включающих, например, понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителей дзена, проповедовавших перевоплощение и вечное существование души. Для этих учителей дзена было очевидно, что живое существо вечно и не распадается после того, как тело становится бесполезным для него. Например, великий учитель Чао-чоу (778-897) писал: «До существования мира природа Личности уже существует. После разрушения мира природа Личности остается нетронутой».

Однажды Хуи-ненг (638-713), которого историки дзена назвали «шестым китайским патриархом дзена», собираясь умирать, попросил своих учеников встать.

Человеческая жизнь коротка: в лучшем случае мне осталось жить не более нескольких лет.

Я умираю каждый момент времени... с каждой быстротечной секундой моя жизнь увядает и ее нельзя вернуть.

Медитация на омерзительность трупов была нужна, как предполагалось, для эмоциональной встряски практикующего, для усиления осознания им своей смертности жизни и его подготовки ко встрече со смертью без страха, с благоволением. Если бы человек, в самом деле, мог правдиво и отчетливо представить себе «омерзительное, гниющее по своему естеству тело», говорит Буддхаг-хош, и осознать, что телу суждено гнить и разлагаться, то он отказался бы от привязанности к нему и углубился бы в постижение атмана - истинного «я», которое существует внутри тела и выходит за его пределы. В целом смысл состоит в том, чтобы научиться различать тело и истинное «я». Отрезвляющие ум, эти медитации не являлись упражнениями, приводящими к психическим расстройствам, скорее, они были мозговой встряской, нацеленной на освобождение медитирующего от телесного восприятия жизни. Только после этого наступала невозмутимость ума, необходимая для медитации на высшие истины. Медитации, касающиеся смерти, были первым шагом, направленным на сосредоточение сознания на решающем, последнем моменте, когда душа переходит из одного тела в другое. Буддхагхош утверждал, что без достижения этого состояния весь процесс такой медитации является пустой тратой времени.

Идея перевоплощения в буддизме Махаяны нашла символическое изображение в эмблеме Бхава Чакры (Колеса Закона), запечатленной на прекрасной фреске в монастыре Таши динг в Сиккиме. Колесо делится на 6 частей, представляющих 6 состояний существования. Три верхних части представляют: первая - локи, высшую обитель богов; вторая - обитель полубогов; третья - обитель человечества. Нижние три части относятся к состояниям: животных, духов и привидений и, наконец, к адскому существованию. Буддизм Махаяны полагает, что после смерти живое существо переселяется в одну из шести этих частей в зависимости от соотношения благих и нечестивых поступков, совершенных им ранее. Если душа целомудренна, она может попасть в обитель богов, где будет наслаждаться небесными удовольствиями до тех пор, пока ее благоприятная карма не иссякнет. Если душа порочна, она попадает в ады, где остается на время, которое соответствует тяжести ее пороков. Если душа жила средней жизнью добродетели и греха, то она сразу воплощается в человеческом теле.

В соответствии с учением северного буддизма, душа может достичь конечного состояния просветления только в человеческом теле. Нирвана, высшее состояние согласно буддизму, никак не представлена среди областей внутри колеса, ей соответствуют два изображения за его пределами. Личностям, обладающим добродетелью истинной Нирваны, нет места в колесе трансмиграции; они переступают его пределы. Тем не менее, в каждой из шести частей колеса можно заметить маленькую фигурку Будды; она олицетворяет его проявление в качестве Бодхисаттвы Сострадания, который рождается в материальном мире, чтобы просветить остальных, пребывающих во всех сферах жизни, и привести их к совершенству.

Важно отметить, что полный круг, состоящий из шести частей, символизирует иллюзию материального мира. Положение бытия, будь то Бог, человек, зверь или кто-то еще, - всего лишь часть той же самой иллюзии плотского существования. Единственной и абсолютной реальностью является состояние Будды, выходящее за пределы обычного трехмерного мира. Поскольку сама ось колеса иллюзии состоит из сотворенных трех пороков - глупости, жадности и вожделения, - все виды жизни в нем объединяет отсутствие истинного состояния Будды.Согласно буддийскому учению, состояние Будды присутствует в каждом живом существе, однако из-за пороков существа не могут обнаружить в себе это состояние - прим. ред. До тех пор, пока живое существо не одержит верх над этими тремя пороками, оно продолжает оставаться жертвой своего эго и телесного отождествления и трансмигрирует через шесть областей иллюзорного бытия.

По краю Бхава Чакры располагаются двенадцать вторичных символов - ниданы, которые отображают 12 состояний существования, начиная от рождения до нового рождения. Эти двенадцать символов размещаются на Чакре подобно цифрам на циферблате часов. Они замыкают цикл, напоминающий собой круговорот рождений и смертей. Однако, перемещаясь по концентрическим окружностям все ближе и ближе к центру, к нирване, к состоянию Будды, живое существо, таким образом, учится и развивается с каждым новым рождением. Проповедуя учение о перевоплощении, буддизм представляет собой многообещающую философию жизни, утверждающую непрестанное развитие живого существа, в ходе которого оно вырывается на свободу и погружается в бессмертный нектар реальности.

Заключение

В недавно опубликованных «Концепциях трансмиграции», профессор Р.Д. Премасири утверждает, что буддизм школы Теравады, вопреки принятому мнению, признает и считает нужным учение о реинкарнации. Он пишет, что идея перевоплощения в этой традиции имеет такое же значение, как «вера в Бога в монотеистических религиях». Он блестяще восстанавливает положение этого учения в буддизме Теравады, цитируя такие ортодоксальные источники, как «Суттапитака» Пали, «Милинда-панха», трактаты Абхидхаммы, Буддхагхоша и др. Он методично пытается разрешить очевидный вопрос: если в буддийской школе Теравады не существует понятия «я», тогда кто или что перевоплощается? Проведя детальный анализ, он ссылается на представление о душе и реинкарнации как на один из подразумеваемых или составляющих факторов в буддизме, тем самым отвергая ошибочное представление, что трансмиграция не играет никакой роли в буддизме Теравады.

В том же сборнике опубликовано эссе профессора Ричарда Пилгрима о восточноазиатском буддизме Махаяны. И хотя вполне очевидно, как следует из этой статьи, что все разновидности Махаяны поддерживали учение реинкарнации, Пилгрим высказывает интересное соображение, касающееся традиции Теравады. Он заявляет, что Махаяна относится к пониманию перевоплощения со стороны Теравады как к слишком формальному и одностороннему, возможно, из боязни подобного толкования атмы, приведшего ранних буддистов Теравады к отрицанию души и перевоплощения, когда, как это было, вместе с рисовой водой выплеснули ребенка. Как бы то ни было, последние (упомянутые выше) работы видных буддологов, например, Премасири и Пилгрима, свидетельствуют о том факте, что реинкарнация в буддийской мысли живет и здравствует. Для тех, кто сомневается в этом, в заключение мы приведем древнебуддийский текст, с которым в настоящее время согласны все теологи ортодоксального буддизма:

Своим Божественным оком, абсолютно ясным и превосходящим человеческое зрение, Бодхисаттва видел, как живые существа умирали и рождались вновь - в высших и низших кастах, с благополучными и горестными судьбами, обретая высокое и низкое происхождение. Он различал, как живые существа мигрируют согласно их карме: «Увы! Есть мыслящие существа, которые дурно обращаются с телом, не владеют речью и умом, они унижают ариев и придерживаются ошибочных взглядов. Под действием плохой кармы после смерти, когда их тела придут в негодность, они рождаются снова - в бедности, с несчастливой судьбой и немощным телом, в аду. Но есть живые существа, которые хорошо обращаются со своим телом, владеют речью и умом, не унижают ариев и придерживаются правильных взглядов. Под действием хорошей кармы, после того как их тела придут в негодность, они рождаются вновь - со счастливой судьбой, в небесных мирах».