Хочу принять православие. Принятие христианства

Читайте также

Возможно, природа этого явления схожа с природой т.н. cтокгольмского синдрома - психологического состояния, возникающего при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними.

Прочитать ещё 2 ответа

Вы ещё не упомянули, что есть свои образы Ииуса в гностических религиях, в религиях New Age, в европейском оккультизме, в буддизме, в индуизме, в бахаизме, в мунизме, у мормонов и свидетелей Иеговы. Даже у римского императора-язычника Александра Севера в его дворцовом святилище среди изваяний разнообразных богов была статуя Иисуса. Наверное было и какое-то своё языческое отношение к этому. Даже у некоторых атеистических авторов есть своё видение Иисуса - как древнего революционера, борца за свободу и т.п.

Лично я считаю, что большинство этих образов, кроме, быть может, каких-то совсем экзотических, дополняют друг друга.

Что стоит за этими двумя словами? Информация о событии в истории России или самое важное решение в жизни человека. В чем суть христианства?

Для многих «принятие христианства » ассоциируется с известным историческим событием 1000-летней давности, когда было принято религиозное решения для целой страны. Но важно помнить и о другом значение этого термина. О личном. О том, что значит принять христианство для каждого конкретного человека.

Здесь, на сайте «Христиане.ру», кроме статей о новостях из жизни христиан и проповедей мы специально вывели в отдельный раздел информацию о том, как стать христианином .

Если коротко, то принятие христианства значит буквально следующее:

1. Признать существование Бога

2. Осознать собственную греховность и несоответствие Божьим стандартам святости. Смириться с фактом, что собственными силами мы этой святости достичь не сможем, а согласно Божьим законам мы обязаны понести наказание за грехи - вечную смерть в аду.

3. Принять жертву Иисуса Христа, Который взял на Себя наказание за грехи всех людей. Он, будучи невиновным, взял на себя вину тех, кто должен быть наказан. В принятии жертвенной смерти Христа на крести и состоит суть «принятия христианства ». Мы понимаем, что достойны смерти и принимаем единственную возможность получения вечной жизни - через Иисуса Христа.

Основная мысль христианства

Бог хочет, чтобы мы жили праведной жизнью. Тем не менее принятие христианства - это не мимикрирование под «прилежных учеников», которые создают видимость праведной жизни. Скорее, это посвящение своей жизни Богу, передача Ему прав на управление вашей жизнью, поиск Его путей, восстановление разрушенных грехом взаимоотношений с Создателем. Бог прощает нам наши грехи и говорит: «Следуй за Мной». В этом «следуй за Мной» и есть суть «принятия христианства».

Следует помнить, что центральная идея христианства - не панацея от болезней или несчастий, не волшебная палочка для налаживания нашей земной жизни, а восстановление утраченных из-за человеческого греха отношений между Богом и человеком. Это надежда на вечную жизнь с Богом.

Несколько важных цитат из Библии

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоан.3:16)

Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Иоан.10:10)

«потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23)

«Ибо возмездие за грех - смерть» (Римлянам 6:23).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.»(Рим.5:8)

«Христос умер за грехи наши... Он погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию, и... явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам...»(1 Коринфянам 15:3,6)

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»(Иоан.14:6)

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12)

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9)

Христос сказал:«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...»(Откр.3:20)

Известные люди о Священной книги христиан - Библии

«Господи, что это за книга и какие уроки! Что за книга это священное писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано все на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных...»

Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Ленинград, 1976. С. 265

«Библия наложила неизгладимую печать и на всю современную культуру. В той или иной степени с ней связаны символика, обычаи, общественные идеалы, искусство и литература большинства стран. Готические соборы и русские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте и Мильтон, Палестрина и Бах - все это свет Библии, преломленный в многообразии культур и видов творчества».

«Сию возлюбил от юности моея... О сладчайший органе! Единая голубица моя Библия!.. На сие я родился. Для сего ем и пью; да с нею поживу и умру с нею».

Сковорода Г. В кн.: Эрн В. Жизнь и личность Григория Саввича Сковороды. Цит. по книге: Лики культуры. Т. 1. М., 1995. С. 340.

«События допотопные, рассказанные в Книге Бытия, как тебе угодно, совершенно принадлежат истории, разумеется мыслящей, которая, однако ж есть одна настоящая история. Без них шествие ума человеческого неизъяснимо; без них великий подвиг искупления не имеет смысла, а собственно так называемая философия истории вовсе невозможна. Сверх того, без падения человека нет ни психологии, ни даже логики; все тьма и бессмыслица».

Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч.: В 2-х тт. Т. 2. М., 1991. С. 127.

«Евангелие лежало у меня на коленях, и с минуту я не могла дотронуться до него, раскрыть его... Когда я, откинув тяжелый переплет, и передо мной явились строки, - я не знаю, что со мной сталось? Вся, охваченная каким-то порывистым движением восторга, я читала и читала. Я едва ли что понимала, я только чувствовала блаженство читать!.. Вдруг я очнулась и слышу: «Каждый, кто слышит эти Мои слова и поступает по ним, Я уподоблю его человеку разумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и выступили из берегов реки, и подули с силою ветры и устремились к дому тому, - и он не разрушился, потому что был основан на камне. И каждый, слушающий эти Мои слова и не поступающий по ним сравнится с человеком безумным, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и выступили из берегов реки, и подули с силою ветры, и приблизились к дому тому - и он упал, и было разрушение его велико...
Где я? Что это за слова? Что за сила в них? Так и уносит душу! Я бросила взгляд на начало страницы - не полно, я перекинула лист, и еще, и еще, - и очутилась у подножия Нагорной проповеди Спасителя. Мне было жарко, а потом стало холодно до дрожи. Слово о блаженствах поразило меня. Но мало-помалу холод начал проходить... Я чувствовала, что у меня сердце будто таяло, я таяла вся. Меня проникала какая-то сладостная неведомая теплота, которая вместе действовала на душу и тело, что у меня легкий пот выступил на лбу, и слезы тихо незаметно прилили к глазам. Я все читала, и как-то начала понимать (не то, чтобы эту святую книгу: ее поймет всякое благое дитя), - но я, как взрослый человек - как женщина, начинала изумительно понимать ничтожность и ложь тех бесчисленных книг, которые прочитала я! Их яркая, нечистая пестрота, как что-то испаряющееся выдыхалось мною - сходило, как туман, с моей молодой души. И молодое чувство, чего-то совсем нового, забилось и запросило новой жизни во мне... глазам представилась вся моя жизнь, все ее нелепости. Мне стало невыносимо стыдно этой доброй великой Книги. Я изо всей силы прижала ее к себе и бросилась бежать...»

Кохановская Н.С. Цит. по книге: Жилов И. Что говорят знаменитые люди о Библии? Юрьев. 1913.
С. 57-58.

«Между книгами, которые я для тебя выбрал, я положил Евангелие... Знай, друг мой, что это совершеннейшая из всех книг, какие когда-либо существовали и будут существовать! Она исходит от самого Христа. И ты, если будешь следовать ей с простотой сердца, искренно и смиренно, - ты всегда избежишь дурных путей».

Диккенс Ч. В альманахе: Христианские чтения. М., 1989. С. 90.

«Как добиться того, чтобы читая Писание, толковать и понимать его не так, как нас приучили это делать великие мастера Греции, а так, как того хотели и требовали от своих читателей те, которые передали нам через книгу книг то, что они называли словом Божиим? Пока Библия еще находилась только в руках «избранного народа», этот вопрос мог не возникать: во всяком случае, допустимо, что, воспринимая слова Писания, люди не всегда были во власти тех разумных принципов и той техники мышления, которые стали как бы нашей второй природой и которые, не давая даже себе в том отчета, мы считаем непреложными условиями постижения истины. Жильсон тоже прав, утверждая, что средневековые мыслители всегда стремились держаться духа и воли? И может ли человек эллинского воспитания сохранить ту свободу восприятия слов Писания, которая является залогом правильного понимания того, о чем в нем повествуется?»

Шестов Л. Соч. в 2-х тт. М., 1993. Т. 1. С. 520.

«Признаюсь вам также, что святость Евангелия это такой аргумент, который говорит моему сердцу и против которого мне даже жаль было бы найти какое-нибудь дельное возражение. Посмотрите на книги философов со всею присущей им пышностью; как они ничтожны по сравнению с этой книгой! Возможно ли, чтобы книга, столь возвышенная и в то же время столь простая, была произведением человеческим? Возможно ли, чтобы Тот, о Ком она повествует, и Сам был только человеком? Таков ли тон энтузиаста или честолюбивого основателя секты? Какая кротость, какая чистота в Его нравах! какая трогательная прелесть в Его наставлениях! какая возвышенность в Его правилах! какая глубокая мудрость в Его беседах! какое присутствие духа, какая тонкость и правильность в Его ответах! какое у Него господство над страстями! Где человек, где мудрец, который умеет действовать, страдать и умирать без проявления слабости и без самохвальства? Когда Платон изображает своего воображаемого праведника, заклейменного всем позором преступления и достойного всех наград добродетели, он черта в черту рисует Иисуса Христа; сходство столь поразительное, что все Отцы церкви чувствовали его, да и нельзя на этот счет ошибиться. Какие предрассудки, какое ослепление нужно иметь, чтобы осмелиться сравнивать сына Софроникса с Сыном Марии! Какая разница между одним и другим!… Но где у своего народа мог Иисус заимствовать эту возвышенную и чистую мораль, уроки и пример которой Он один давал? Из среды самого бешенного фанатизма провозглашена была самая возвышенная мудрость, и простодушие самых героических добродетелей почтило презреннейший из всех народов. Смерть Сократа, спокойно философствующего со своими друзьями, - самая приятная, какую только можно пожелать; смерть же Иисуса, испустившего дух среди мук, поносимого всем народом, - самая ужасная, какой только можно бояться. Сократ, принимая чашу с отравой, благословляет человека, с плачем подающего ее; Иисус, среди ужасного мучения, молится за своих остервенелых палачей. Да, если жизнь и смерть Сократа достойны мудреца, то жизнь и смерть Иисуса суть жизнь и смерть Бога. Скажем ли мы после этого, что евангельская история произвольно вымышлена?… Иудейские писатели никогда не выдумали бы ни этого тона, ни этой морали; а Евангелие заключает в себе столь великие, столь поразительные, столь неподражаемые черты истины, что изобретатель был бы еще более удивительным чем самый герой. Но при всем том, это самое Евангелие полно вещей невероятных, вещей, которые противоречат разуму и которые невозможно ни одному разумному человеку ни постичь, ни допустить. Что делать среди всех этих противоречий? Быть всегда скромным и осмотрительным, уважать молча то, чего не можешь ни отвергнуть, ни понять, и смиряться пред Великим Существом, которое одно знает истину».

Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2-х тт. М., 1981. Т. 1. С. 370-371.

«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладкому уверению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 6-ти тт. Т. 5. М., С. 339.

«Так как вера - это единственный вход к Христу, то первым должно быть правило как можно лучшего знания Писания и вера в него, переданные от Него и Его духа; не на словах, не холодно, не равнодушно, не колеблясь, как это делают большинство христиан, но от всего сердца; пусть крепко-накрепко укоренится в нем, что в Писаниях нет ни единой йоты, которая не имела бы весьма серьезного отношения к твоему спасению».

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. С. 128.

«Основной тезис Реформации: церковные предания и решения Церкви - от людей, результат человеческой мысли, но спасающая истина не может быть получена самостоятельной работой мысли, она лишь в Откровении, то есть в Священном Писании, и пытаться его дополнить означает ставить человеческое на место Божественного.
Одновременно происходит радикальное изменение отношения к тексту. Реформаторы решительно отказываются от средневекового католического представления о тексте Писания как о шифровке, которая не может быть понята вне традиционного церковного толкования. Именно вера в очевидность Писания, вера в то, что Бог хочет нам сказать через него истину, а не скрыть ее, позволяла Кальвину и Лютеру противопоставлять свои нетрадиционные толкования католическим. Они все время апеллируют к здравому смыслу. Здесь берет свое начало небывалое, характерное именно для новой истории раскрепощение человеческого разума, которому усваивается способность самому вникать и познавать Божественные истины, данные нам в Священном Писании. И это очень важно, поскольку меняется взгляд человека на самого себя, на свои способности, на весь окружающий мир и на свое место в нем.
Кальвин и Лютер никогда не претендовали на полное понимание Священного Писания. Они допускали, что изучение Писания будет продолжаться и после них. Доступность Писания для понимания не мешает ему быть бесконечно глубоким. При этом, согласно Кальвину, стремление к правильному пониманию Писания - естественное следствие спасения, но безусловно правильное понимание всех тонкостей библейского текста не есть необходимое условие спасения. Необходимым для спасения мыслится лишь вера в то, что верующий спасен Иисусом Христом».

Борисов А. Побелевшие нивы. Размышления о русской православной церкви. М., 1994. С. 142.

«Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни... Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой божественной книги, в сознании ее живых, вечно непреходящих глаголов».

Белинский В. В альманахе: Христианские чтения. М., 1990. С. 114.

«... Я достал с полки до сих пор благоговейно мной хранимые два старых-старых тома, взятые у одного товарища - «Библии», издание еще времен Александра Благословенного, с мелкой, как бисер, славянскою печатью. А по-славянски я тоже не знал, т.е. никогда и ничего не читал, кроме каких-то склонений в четвертом классе по грамматике Перевлесского: «рабъ», «раба», «рабому» (кажется - так). Эти славянские неразборчивые буквы я всегда ненавидел. Положив ее на валик кушетки, я открыл - конечно, случайно - начало Исаии пророка... и стал почти по складам разбирать, но потом все быстрее и быстрее.
И тут я почувствовал. Именно сейчас, после смены тех греческих впечатлений, до чего же это могущественнее, проще, нужнее, святее всего, всего... Первый раз я понял, почему это «боговдохновенно», т.е. почему так решили люди вот об этой единственной книге, а не о других. Это шло куда-то в бездонную глубину души... Это было совсем другое, чем Демосфен. О чудная Сирия, о твои тайны! Ничего мы не понимаем в Востоке. Бог говорит. А то - человек говорит. Да не важно, что тут (у Исаии) «Бог» написано. И мы везде и всюду это «Бог» пишем. Но если бы «Бог» и не было написано (у Исаии): все равно я и всякий почувствовали бы, что это - Божье слово, что вообще это какое-то нечеловеческое слово. И как оно нужно! И как оно дорого! Оно спасительно, опять не в нравоучительном смысле, а в каком-то другом, глубочайшем, - вот в чем дело...
С тех пор люблю и читаю слово Божие. Но вот дело и практика, ради которой я заговорил. До этого 1880 года я никогда не читал слова Божия. В восемь лет ученья в гимназии мы, ученики, прошли катехизис, богослужение, историю русской церкви, священную историю Ветхого завета Рудакова и его же священную историю Нового завета: но Евангелия и Библии я никогда не читал, и знал разницу между ними только в том, что Евангелие - маленького формата, а Библия - огромная и тяжелая. Я хочу сказать и хочу, наконец, пожаловаться, что на так называемом «Законе Божием» нас учат чему угодно, но не слову Божию, а слово Божие точно держат от нас в карантине. Как это мудрецы распорядились - я не знаю, но знаю еще и второй факт, что оканчивали курс мы в гимназии сплошь лютыми безбожниками, и какое-нибудь религиозное чувство во мне пробудилось только в университете, начиная с рассказанного вечера, да еще под впечатлением талантливых лекций по всеобщей истории (курс средних веков, курс реформации). Насчет безбожия я не о себе одном говорю, а о всем нашем товариществе: не было для нас большего удовольствия, как поглумиться над верой, приблизительно с четвертого и до восьмого класса гимназии.
Но еще о слове Божием: позднее я узнал и чудную «книгу Товита», и речи Иова, и страницы «Истории царств», и таинственное «Бытие». Все до того хорошо, что трудно выразить. Вот что надо проходить в гимназиях, взамен теперешнего безверного набора фраз, разных тоже в своем роде «Иловайских», переделавших по-своему, скомпилировавших по-своему слово Божие. Заставьте-ка в первом классе проходить «книгу Товита»: ведь это идиллия, святая идиллия. Где-нибудь в пятом классе проходите мудрое «Бытие», ибо тут уже о грехе и это может усвоить ребенок же в 10-11 лет (теперь проходят в этом возрасте священную историю Ветхого завета), в шестом классе - Евангелие, в седьмом - апостольские послания. И будет выходить из гимназии христианин, а не безбожник и циник, издевающийся над отрывочными текстами, которым его старательно и бесполезно выучили.
Если в какой реформе мы серьезно нуждаемся, то в этой. Ибо без помощи слова Божия и без веры в него прожить трудно, и тем труднее, чем серьезнее человек и чем труднее время».

Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995.
С. 76-78.

«Мне было около пятнадцати лет, когда мой отец пригласил священника давать мне уроки богословия, насколько это было нужно для вступления в университет. Катехизис попался мне в руки после Вольтера. Нигде религия не играет такой скромной роли в деле воспитания, как в России, и это, разумеется, величайшее счастие. Священнику за уроки закона божия платят всегда полцены, и даже это так, что тот же священник, если дает тоже уроки латинского языка, то он за них берет дороже, чем за катехизис <...>
Но Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством, это меня проводило через всю жизнь; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».
Герцен А.И. Соч. в 4-х тт. М., 1988. Т. 1. С. 65-67.

О покаянии

«Если надеешься ты умилостивить Всевышнего
Не поступками благородными,
Но только устами угодливыми,
Ты, чьи надежды в стране фараоновой,
Понапрасну усердствуешь, лебезя и витийствуя!
С кем, с чем сопоставлю тебя, сущность моя,
Сердцевина неизменная и нечистая?

Я - Содом, небесным огнем уже озаренный,
Я - судия Ниневии осужденный,
Я - Ханаан, проклятый и отлученный,
Я кощунствую с Вифсаидою,
Я предаю с Иудою,
Я - грех безграничный, многократный, непреходящий,
Я - город идолов, разрушению подлежащий,
Я - след мятежа Израиля древнего,
Я - подобие Тира отверженного,
Я своенравнее Галилеи,
Капернаума неуверовавшего слепее,
Амалика свирепее,
Сидона порочнее,
Царицы Савской испорченнее.

Я - образ всего дурного и неприглядного,
Я - седины старца развратного,
Я - львиный последыш, ставший аспидом ужасающим,
Самое себя пожирающим,
Я - голубь, но только по глупости беспримерной,
А не по кротости святой, проникновенной,
Я - последний день Иерусалима,
Чье паденье неотвратимо,
Осязаемо, зримо.

Я - дом, покинутый благоразумным жильцом,
Полуразрушенный, загаженный нечистотами,
Я - обиталище помыслов извращенных,
Изъеденный лишаями бессчетными.
Я - строенье, Тобой возведенное,
Оскобленное увещаниями,
Заветами оздоровленное,
Обмазанное глиною незлобивости,
И вот той же самою дланью
Снесенное по справедливости.

Я, негодный, отринут, отринут,
Подобно рабу нерадивому и лукавому,
Зарывшему в землю казну
и не принесшему пользы
Господину во гневе правому.

Но Ты, о Боже духов и всяческой плоти,
Как о Тебе говорит Моисей-боговидец,
Ты, долготерпящий и многомилостивый,
Как величает тебя избранник Иона,
Отнесись ко мне благосклонно,
Дай мне силы закончить книгу мою, -
Об этом одном Тебя заклиная ныне, -
Дай засеять слезами раскаянья ниву мою,
Чтобы колосья после косьбы оказались
В безмерном снопе Твоей благостыни,
Не уподобь меня иссякшей земле Израиля,
ничего не плодящей, мертвой пустыне.»

Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений. Ереван. 1984. С.37,38.

«Раскаяние - это еще не покаяние; обнаружить в себе грех и греховность - надо; но только над ними плакаться -недостаточно. Если мы действительно понимаем, что Бог может нас исцелить (по слову Исаии пророка: Если грехи ваши были бы как багряница, Он может сделать их чистыми, как лен; 1,18), если только мы в это верим, то мы должны от греха вырваться к Живому, спасающему нас Богу.
Есть рассказ в житиях святых о том, как два пустынника ушли в город продавать свое изделие с тем, чтобы купить хлеба и вернуться в пустыню. За те несколько часов, которые они провели там, один из них согрешил, и другой пал. Когда они встретились, один сказал: Я в пустыню с тобой не вернусь, мне там больше нет места: я согрешил, я оскверню наше братство… Другой ему сказал: Бежим в пустыню, будем каяться - и Бог нас очистит!.. Он его убедил. И оба вернулись. Признались всему братству в своих грехах; им было велено в течение сорока дней, запершись в кельях, умолять Бога. И братья приходили к их окнам и дверям, и прислушивались. Первый - день и ночь исповедовал свой грех, плакал над собою, говорил Богу, что нет ему уже надежды на спасение. И братья изумлялись такой силе раскаянья. А у кельи другого они стояли в недоумении, потому что после первого исповедания подвижник стал петь пасхальные песнопения. Благодарить Бога за Его любовь, за Его милосердие, за то, что Он - спасение. Они отходили, покачивая головой: этому, верно, не спастись, он не умеет каяться… Прошло сорок дней, и оба вышли из своего келейного заточения. Первый сказал, что за эти сорок дней он до глубины познал свое недостоинство, понимает, что ему нет места в братстве. Посвященном чистоте, подвигам и Богу, и он ушел из пустыни и погряз в грехе. А другой вышел с сияющим взором: он говорил о том, что Бог - его Спаситель, что все возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. И он остался, и долголетним подвигом вырос далеко за ту меру. От которой он отпал… Он спасся надеждой, он спасся той искрой радости, которая отличает надежду как предвкушение, от веры, являющейся лишь убеждением».

Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви.
Интербук, М., 1991, С. 168, 169

"Необходимо освободить человеческую душу от того плена, в котором она находится у ничтожного и дурного. Христианская религия предлагает для этого покаяние…Покаяние мыслимо только как свободное совестное внутреннее делание самого человека, в котором никто не может заменить его: только он сам добровольно может поставить себя перед лицо Божие, узнать самого себя в своих деяниях и прострадать покаянным сердцем свою виновную грешность…Смысл таинства покаяния совсем не в том, чтобы "свалить" накопившиеся грехи и приняться за новые -- того же качества и еще большего количества. В совершении таинства должен "зачаться" новый человек, -- по-новому видящий, любящий, постигающий, желающий и действующий; с обновленной совестью, с новой ответственностью, в новой силе, с новыми молитвами, с новым духовным подходом к людям и к миру, и,-- что важнее всего,-- с новым созерцанием Бога и в новой обращенности к Нему".

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Рарогъ.
М., 1993, С.243, 244

О христианской жизни

«Многие имеют обыкновение считать, сколько раз и когда они были на богослужении, и так кичатся этим великим делом, будто они ничего, кроме этого, не должны Христу - выходя из храмов, они возвращаются к своим прежним привычкам».
Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина.
С. 147

«Прежде всего объявляю, что этот юноша, Алеша, был вовсе не фанатик, и по-моему, по крайней мере и не мистик вовсе. Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода вырвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его... Обиды он никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику, или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то, чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду, и это решительно пленяло и покоряло детей... Но людей он любил: он, казалось, всю жизнь жил, совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не назвал его ни простачком, ни наивным человеком. Что-то было в нем, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он все допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя.
Явясь по двадцатому году к отцу, положительно в вертеп грязного разврата, он, целомудренный и чистый, лишь молча удалялся, когда глядеть было нестерпимо, но без малейшего вида презрения или осуждения кому бы то ни было.
... Алексей непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых, которому попади вдруг хотя бы даже целый капитал, то он не затруднится отдать его, по первому даже спросу, или на доброе дело, или, может быть, даже ловкому пройдохе, если бы тот у него попросил.
Прибавьте, что он был юноша отчасти уже нашего последнего поколения, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силою души своей, требующий скорого подвига, с непременным исканием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью.
Едва только он, задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и Бог существуют, то сейчас же, естественно, сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю».
Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: «раздай все и иди за Мной, если хочешь быть совершен». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной», ходить лишь к обедне»...
Да и все этого юношу любили, где бы он не появился, и это с самых детских даже лет его».

Достоевский Ф.М. Братья Карамазвы.
Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. С. 17-19.

«Христианство странно: оно повелевает человеку признать себя ничтожным, даже презренным и в то же время повелевает ему уподобляться Богу. Без такого противовеса это возвышение сделало бы его безмерно тщеславным, а принижение - отвратительным до последней степени...
Нет иного более соответствующего человеку учения, как учение христианское, которое указывает ему его двойственную способность получать и терять благодать, в силу двойной постоянно угрожающей ему опасности - отчаяния или гордости...
Ни один человек так не счастлив, так не разумен, так не добродетелен и достоин любви, как истинный христианин. Как мало гордится он верой в возможность своего единения с Богом! Как мало возмущается, сравнивая себя с червем земным!
Вот по истине великолепный способ восприятия жизни и смерти, благ и бедствий!».

Блез Паскаль. Мысли. М., 1994. С. 149, 150.

«В начале я говорил, что в Боге есть Личности, сейчас я скажу больше. Нигде, кроме как в Нем, подлинных личностей нет: пока вы не отдадите Ему свое «я», настоящего «я» у вас не будет. Однообразие царит главным образом среди самых «естественных» людей, а не среди тех, кто покорился Христу: вспомните, как монотонно однообразны все великие тираны и завоеватели, и как чудесно разнятся святые.
Но отдача Христу своего «я» должна быть полной и безоговорочной. Вы должны слепо отбросить его. Христос даст вам подлинную личность, но не за этим вы должны обратиться к Нему. Самый первый шаг - постараться совершенно забыть о своей личности. Ваша подлинная новая личность (которая и Христова, и ваша именно потому, что она Христова) не выявится, если вы будете искать ее. Она выявится, если вы будете искать Его. Может быть, это покажется вам странным. Но тот же принцип действует и в обыденной жизни. В обществе вы не будете производить хорошее впечатление на других, пока не перестанете думать о том, какое впечатление вы производите. Даже в литературе и искусстве те, кто заботится об оригинальности, никогда не достигают ее. Если же вы просто стараетесь говорить правду, не заботясь о том, сколько раз она уже высказывалась другими, в девяти случаях из десяти вы, сами того не заметив, будете оригинальны. Этот принцип универсален. Откажитесь от себя, и вы найдете свое подлинное «я». Погубите жизнь, и вы спасете ее. Покоритесь смерти - ежедневной смерти ваших стремлений, амбиций, заветный желаний и, в конце смерти вашего тела, - и вы обретете новую жизнь. Ничего не старайтесь оставлять себе; то, что вы оставите себе, никогда не будет подлинно вашим. Ничто, что не умерло в вас, никогда не восстанет от смерти. Ищите себя, и вашим уделом станут лишь ненависть, одиночество, отчаяние, злоба, разложение и погибель. Но ищите Христа, и вы найдете Его, а в Нем - все».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990.
С. 216, 217.

Несколько полезных слов о прощении

«Говорят: «Я не хочу никому вредить, но не хочу терпеть, когда мне вредят». Нет, если тебе причинили ущерб, от души прости обиду, остерегаясь того, как бы ни случилось чего-нибудь, что и тебе надо было бы простить. Надо столь же осмотрительно избегать своей вины, сколь легко прощать чужую вину. Чем ты больше, тем больше смиряй себя, чтобы служить всем в любви».

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина.
С. 180

«Каждый согласен с тем, что прощение - прекрасная вещь, пока выбор - простить или не простить - не приходится сделать ему самому. Такая ситуация возникла, например, во время войны, когда само упоминание о прощении вызывало бурю возмущения - не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной: сама мысль о прощении кажется им отвратительной и низкой. Они говорят: «Меня тошнит от подобных рассуждений!» И половине из вас уже не терпится меня спросить: «Хотелось бы знать, как бы вы относились к гестапо, будь вы поляком или евреем?» Я и сам бы хотел знать... В этой книге я не пытаюсь рассказать вам, что я мог бы сделать - я могу сделать крайне мало, - я лишь рассказываю, что представляет собой христианство. Не я его придумал. И в самой сердцевине его нахожу слова: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». сказано совершенно ясно и недвусмысленно, что мы не получим прощения, если сами не будем прощать. Другого пути нет. Что же нам делать?
Приступая к изучению математики, вы начинаете не с интегралов, а с простого сложения. Точно так же, если вы действительно хотите научиться прощать (все зависит от вашего желания), то лучше начать с чего-нибудь более легкого, чем гестапо. Для начала можно простить собственному мужу или жене, родителям, детям, соседу или сослуживцу что-либо сделанное или сказанное ими на прошлой неделе. На первое время этого будет достаточно».

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хочу принять христианство, я мусульманка. Что для этого нужно сделать и нужно мне менять свое имя на православное? Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Дорогая читательница, очень рад Вашему желанию! Слава Богу, Господь просветил Вас и у Вас в сердце появилось это доброе и очень правильное желание.

"В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь", - рассказывает протоиерей Алексий Митюшин в материале , который очень советую Вам прочитать.

Вам нужно прийти в храм - любой, какой Вам нравится или какой ближе к Вашему дому - и поговорить со священником о Вашем желании. Скорее всего, Вам нужно будет пройти небольшой курс так называемых огласительных бесед, то есть занятий, на которых священник или его помощники расскажут Вам и остальным, кто хочет принять христианство, об основах веры. Вам порекомендуют прочитать литературу - прочитайте ее. Пока же сама можете начать читать Евангелие, например, от Марка,и толкования к нему (они есть в интернете или их можете купить в церковной лавке).

После того, как Вы пройдете огласительные беседы, Вы сможете принять Таинство Крещения, то есть стать христианкой.

"Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество - и душу, и плоть, приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти", - я цитирую Вам материал .

Что касается имени, в Таинстве Крещения человеку нарекается имя в честь святого, который будет его небесным покровителем. Если есть святая с Вашим именем, то имя Вы можете не менять. А если такой нет, то выберете, посоветовавшись со священником, кто из святых будет Вашим покровителем.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать .

Мусульмане, принявшие христианство, не редкость для современного мира. Постепенно все больше людей из разных стран меняют ислам на католическую или православную веру. Почему так происходит?

Мусульмане, принявшие христианство, в Египте

Уже более миллиона египетских мусульман приняло христинаство. Лишь в 2012 году было продано больше 750 000 аудиокопий и 500 000 текстовых копий и 600 000 копий фильма "Иисус".

Почему приняли христианство многие мусульмане?

Ислам становится менее привлекательным. По данным из различных источников, за 28 лет шариатского правления в Иране, руководители не смогли решить социальные и экономические проблемы и сделать страну примером поэтому многие жители разочаровались в своей религии.

Многие меняют веру из чувства безысходности. Христианство дает веру в свои силы и в то, что жизнь изменится к лучшему.

Мусульмане, принявшие христианство, в Иране

В Иране Евангелие и Ветхий Завет резко стали пользоваться спросом. Многие желают купить Священное Писание на фарси. По разным данным, количество иранских новообращенных христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Всего в Иране проживает около 70 млн. Ежедневно около 50 мусульман принимают христианство, причем, делают это тайно. Это объясимо, ведь такие действия запрещены под страхом смерти. Но в Европе к этому относятся более лояльно. Так, только в столице Великобритании расположено 3 христианских церкви для иранцев. Аналогичные церкви есть также в 9 городах Англии, 14 странах Европы, 22 штатах Америки. В крупных имеется 8 соборов и в Австралии - 4. Всего на Западе функционирует свыше 150 подобных церквей.

Мусульмане, принявшие христианство, в Алжире

Массовые изменения веры наблюдаются и среди берберских племен. В 2006 году даже был издан закон о запрете миссионерской деятельности. Несмотря на то что он ограничивает права человека (согласно соглашений ООН), закон и по сей день действует.

В соответствии с этим, человек, который принуждает или подстрекает мусульманина к смене веры, рискует попасть в тюрьму на срок 2-5 лет. То же наказание предусмотрено за распространение, создание и хранение религиозной литературы, которая может пошатнуть веру мусульман.

Как обстоят дела в других странах?

Ежегодно около 35 тыс. турецких мусульман становятся христианами. В Малайзии примерно 100 тыс. человек изменили веру. В Индонезии ежегодно становятся христианами около 10 тыс. человек. В этой стране переходы из одной конфессии в другую разрешены, но споры вокруг этого явления все же ведутся. В Йемене массовый отток мусульман в другие веры сильно осуждается. Поэтому новообращенные христиане устраивают совместные молитвы в строгой секретности в домах иностранцев. Т.к. если кто-нибудь узнает о том, что мусульманка приняла христианство, ее непременно казнят. То же относится и к молодым людям, нарушившим нормы шариата.

Нормально ли это?

В каждой стране свое понимание нормы. Где-то изменение конфессии карается смертью, где-то к этому относятся лояльно. Поэтому универсального ответа нет. В то же время растет число христиан, которые принимают ислам. Причем, среди них есть видные ученые, спортсмены и общественные деятели.

Олеся, 35 лет, предприниматель

Перешла из христианства в ислам

Несколько лет назад я стала всерьез задумываться о том, как одинокой девушке выжить без поддержки в мире мужчин. Я не законченная феминистка, но я отдаю себе отчет, что многие коллеги-мужчины смотрят только на мои ноги. Иногда меня пугало, что пройдет лет десять-пятнадцать, и они даже на мои ноги смотреть перестанут. Сейчас все эти страхи в прошлом.

Родители мои не были верующими людьми, не ходили в церковь, но, повинуясь общему духу 90-х годов, покрестились и окрестили меня.

Когда я была маленькая, мы с мамой были в Белоруссии. Там я зашла в центральный католический собор Минска, костел Святого Симеона и Святой Елены. Он очень красивый внутри и снаружи. На улице было жарко, мои ноги в неудобных, жестких сандалиях болели. Я посидела на лавочке в соборе, любуясь на витражи и иконы, слушая шепот прихожан и отдыхая в прохладе полутемного помещения. Я решила, что католики лучше православных: у них в церкви можно посидеть.

У моего отца был ребенок от первого брака, и он всегда для него был важнее. Он делал с ним уроки, давал деньги, позже одалживал на квартиру, на бизнес, потом на долги. Наверное, он чувствовал себя виноватым перед ним. Я хотела произвести на отца впечатление: думала, что пойду по его указке на факультет «бухгалтерский учет и аудит», добьюсь успеха и скажу: «Смотри папа, я добилась, я лучшая, у меня все получилось. Я сильная, я смогла, даже без тебя». Нет, не так. Я скажу ему: «Люби меня, я достойна».

Все было хорошо до того момента, пока я, держа малютку на руках и изнывая от высоты каблуков, не начала смеяться прямо посреди молитвы, которую читал батюшка

Я много работала. Однажды моя подруга попросила меня быть крестной ее ребенка. Это было очень помпезное мероприятие. Приехала куча родственников, для них это было масштабное развлечение. Единственным, кто не радовался, был младенец. Ну и я. Все было хорошо до того момента, пока я, держа малютку на руках и изнывая от высоты каблуков, не начала смеяться прямо посреди молитвы, которую читал батюшка.

(Надо сказать, что в это время над страной бушевал кризис, был 2009 год, люди пачками теряли работу, а я как раз пыталась заниматься недвижимостью, и моя фирма была серьезно закредитована под покупку квартир. Я до сих пор помню ночные звонки коллекторов. Они были не настолько озверевшие, как сейчас, но нервы мне потрепали изрядно. Я боролась как могла. И тут, посреди отчаянной борьбы, этот абсурдный эпизод с крещением, батюшкой, выпившими родственниками и кричащим несчастным младенцем, которому я искренне сочувствовала.)

Я начала смеяться. Прямо посреди молитвы я смеялась, смеялась и смеялась, не могла остановиться, сорвала церемонию, меня вывели из церкви. Я проплакала еще четыре часа, прежде чем успокоилась. Подружку я больше не видела.

Когда мне исполнилось 33 года, я вдруг поняла, что мне больше некуда идти. Я взвешивала то, что случилось со мной за эти годы. Тяжелый ежедневный труд. Сначала в аудиторской компании - помощником, руководителем команды, менеджером. Потом собственное дело, сначала в квартирном бизнесе, закончившееся полным банкротством. Потом новое дело, которое я начала со своим институтским приятелем, - компания по обслуживанию СМС-трафика.

Последние три года мы работали по 16 часов в сутки, и я сильно уставала. Света в конце тоннеля не было видно, деньги подходили к концу, нам срочно нужен был стратегический инвестор или новый крупный клиент. Я чувствовала, что в третий раз подняться у меня уже не получится. Просто сил не хватит.

Это был самый трудный момент в моей жизни. И тогда посреди этого всего я встретила Карена.

Никогда бы не подумала, что буду встречаться с армянином, да еще и с художником, человеком, на мой рациональный взгляд, не имеющим твердой почвы под ногами. Неважно, как мы встретились и сблизились, что нашел он во мне, усталой и отчаявшейся, как отогрел мое сердце и ум, не веривший уже никому. Важно, что после встречи с ним дело вдруг пошло на лад.

Осенью 2014 года он сказал мне, что один его клиент, крупный коллекционер из правительства, посоветовал поменять все деньги, какие есть, в валюту, подождать полгода и посмотреть, что будет.

Мы взяли огромный кредит на нашу фирму, заложив все, что у нас было, и поменяли деньги в валюту. Мой партнер по бизнесу, используя деньги, выигранные за счет этого совета, не только расплатился с банком, но и купил быстродействующие серверы и смог наладить новое программное обеспечение. Мы внезапно вырвались на рынок, выиграв крупный тендер.

Сейчас у нас все хорошо. В Армении мало исповедуют ислам, но Карен - потомственный мусульманин. Когда он делал мне предложение, он попросил, чтобы я тоже приняла ислам, сказал, что ему будет приятно. Я согласилась. Так я столкнулась с религией в третий и последний раз.

Андрей, 51 год, военный в отставке, предприниматель

Перешел из ислама в христианство

В советские времена упорно шла борьба с религией и все были атеистами. Несмотря на то что мой отец мусульманин, он никогда не ходил в мечеть и не знал Коран. Сам он называл себя мусульманским атеистом. Он рос в глухой деревне. У татар тогда не было отчества, а фамилия давалась по имени отца. Отец стал одним из множества Халиловых. Пришло время поступать в военное училище, нужно было оформлять документы, и он взял более русские имя и фамилию, вступил в партию. А чтобы делать карьеру, он должен был быть неверующим. Потом настало время жениться. Он вернулся в татарское село, где ему истопили баню. Там его ждала девушка. Позже он узнал, что, если татарин моется в бане с девушкой, она становится ему женой. Жениться непонятно на ком он не хотел, так что сбежал в другой город. Там в общежитии он встретил татарскую девушку, тоже из глухого села. Она почти не знала русского. Она ему понравилась, позже они расписались. Отец категорически запретил разговаривать на татарском языке в семье. Поскольку мама плохо знала русский, она почти не разговаривала со мной и с моей сестрой.

Все меня называли Андреем. В детский сад пошел как Андрей, в школу тоже. Когда я получал паспорт, то впервые узнал, что я, вообще-то, Азат, а имя у моего отца совершенно другое. Позже я поступал в военное училище, назвался Андреем, а документы принес на Азата. Тогда мне сказали, чтобы я определился, кто я - Андрей или Азат.

Однажды я шел по улице, ко мне подошла женщина и сказала, что я болен и что она может меня вылечить, но она не принимает мусульман

С будущей женой я познакомился еще в школе, и, когда вернулся из училища, мы поженились. Мне было 22 года. Поскольку моя супруга христианка, меня волновал вопрос, как к нашему союзу отнесутся наши родители. На свадьбе мой отец сказал, что я никто, не принадлежу ни к одной религии, мы можем жить как хотим и он ни на чем не настаивает.

Наступили 90-е годы, ситуация с религией изменилась. Я сильно заболел и практически умирал. Врачи не могли мне помочь. Однажды я шел по улице, ко мне подошла женщина и сказала, что я болен и что она может меня вылечить, но она не принимает мусульман. Женщина была ясновидящей и целителем. Я очень удивился - откуда она узнала про болезнь? И подумал: раз она видит, что я болен, значит, вероятно, сможет мне помочь. Другой надежды у меня все равно уже не было. Я очень хотел верить в чудо и пошел в церковь, покрестился. После чего отправился по оставленному женщиной адресу. В итоге она вылечила меня христианскими молитвами и святой водой.

С тех пор я точно знаю, кто я. Стараюсь соблюдать пост, в Крещение купаюсь в проруби, праздную Пасху вместе с женой, но специально не молюсь и в церковь хожу не часто. Я просто поверил. Христианство дало мне веру в жизнь и в чудо.

Семья, узнав о том, что я принял христианство, от меня отвернулась. Сестра сразу спросила, как они теперь меня будут хоронить? На что я заметил, что в моей семье все старше меня, так что не факт, что это они будут меня хоронить. Мама всегда слушалась отца, как и положено мусульманским женщинам, а отец твердо решил, что я ему больше не сын. Я пробовал помириться. Первое, что я сделал, - пошел в мечеть и попросил совета у имама. Тот сказал пригласить отца, хотел с ним поговорить, объяснить, что Бог един и каждый человек имеет право прийти к вере своим путем. Но отец категорически отказался. Сказал, что никогда не ходил в мечеть и не пойдет сейчас и что никто ему не имеет право диктовать, как жить. Будучи сам человеком неверующим, он объявил мне бойкот, написал письмо на двух листах, в котором требовал помимо смены религии развестись с женой, которая, по его мнению, подталкивала меня принять христианство. После этого я пошел в церковь и поговорил с батюшкой. Батюшка сказал, что это мой крест по жизни, я сам выбрал религию и должен помириться с родными. Он сказал позвать отца для разговора. Отец снова отказался прийти.

Так прошло четыре года, пока однажды папа просто не зашел ко мне в дом и не стал вести себя как ни в чем не бывало. Я по-прежнему христианин, мы помирились, ничего не обсуждая. Возможно, когда-то он захочет поговорить со мной. А пока мне достаточно того, что моя семья снова вместе.

Евгения, 29 лет, научный консультант

Перешла из христианства в буддизм

Крестили меня еще в младенчестве. Сколько себя помню, всегда верила в Бога и никогда не сомневалась в его существовании. Но то, как христианство объясняет предназначение человека, процесс его рождения и смерти, казалось мне спорным. Мне не давало покоя, что человек послан на землю смиренно страдать. Я, как мать, не могу понять, как можно обречь своего ребенка на жестокие муки и страдания (имея в виду Христа). Как одна его смерть могла в принципе что-то искупить и перед кем?

У меня изначально был не христианский образ мышления, наверное. Нельзя сказать, что я целенаправленно искала подходящую мне религию. Нужные люди сами стали появляться в моей жизни. Я встретила своего будущего мужа и с его подачи стала интересоваться буддизмом.

В буддизме не обязательно подставлять вторую щеку, если тебя ударили. Но сам факт удара - это божественное проявление, которое тебя чему-то учит

Некоторые вещи во всех религиях перекликаются. Главная идея любой веры - это любовь к Богу. В буддизме она воспринимается как любовь ко всему окружающему миру. Путь христианина означает принятие, терпение и смирение; любовь к Богу, любовь ко всему живому вокруг. Все тяготы нужно переносить смиренно. А в буддизме не обязательно подставлять вторую щеку, если тебя ударили. Но сам факт удара - это божественное проявление, которое тебя чему-то учит. Одинаково и отношение к сексу: не разрешается предохраняться, должны рождаться дети - как результат любви. На самом деле пути христианина и буддиста похожи - понятия плохого и хорошего в религиях схожи. Но модели жизни и смерти разные.

В христианстве земная жизнь дана единожды, далее душа отправляется навечно в рай или ад. А в буддизме тело - только рубашка для человеческой души, которая вечна. Каждое новое перерождение для буддиста - это способ приблизиться к Богу, если живешь по божественным законам; отработать грехи из прошлых жизней, очистить карму. Путь рождения не бесконечен. Монахи стремятся прожить текущую жизнь так, чтобы прекратить цепочку перерождений в этом мире и перейти в более тонкие миры.

Самым сложным вопросом оказалось воспитание детей. Я всегда думала, что если у родителей нет сомнений и они уверены в чем-то, то будет несложно передать ребенку свои знания. Но оказалось, что влияние общества очень сильно. Я думала, что разум ребенка как чистый лист и его можно заполнять чем угодно. Но меня ждало неприятное открытие - соседи, бабушка, знакомые, друзья уже что-то нарисовали на нем. Родственники иногда гнут свою линию. Например, объясняя, что дедушка на небесах. В итоге дети в смятении - мама с папой говорят одно, а бабушка другое. Или бабушка пытается накормить ребенка мясом, потому что это полезно, а наши дети не едят мяса. Приходится многое им объяснять.

Мои родители никогда не были против моего мировоззрения, так что как такового конфликта отцов и детей у нас не возникало. Их отношение к жизни с годами тоже стало меняться, и многие мои верования они теперь разделяют. У нас хорошие отношения, и я им благодарна за то, что они укрепили во мне веру в Бога. Детям я объясняю, почему в христианстве мы следуем таким-то обрядам, а что-то берем из буддизма. Крестили мы их рано, еще в саду. Это скорее дань уважения родителям, защита от лишних вопросов окружающих. Нам не хотелось идти на конфликт, родителей беспокоило, что внуки не крещеные. Мы дождались, пока дети были в состоянии понять, что такое крещение, и дети прошли обряд в полном понимании. Я думаю, они подрастут и сами выберут свой путь.

Конечно, многие христианские обряды мне и сейчас помогают в сложной ситуации. Некоторые молитвы я постоянно использую для разговора с Богом. Я часто читаю «Отче наш», хочу, чтобы дети его знали тоже. Невозможно полностью отказаться от того, к чему тебя приучали с детства. Некоторые ритуалы уже часть тебя, настолько они важны и сильны.

Я стараюсь медитировать, как только появляется такая необходимость и возможность, - для этого нужен настрой и уединение. Процесс чем-то похож на йогу. Некоторые ошибочно воспринимают ее как физкультуру. А йога неразрывно связана с медитацией. Важна не только точная поза, которая помогает медитировать, но и душевный настрой. Медитировать можно и в парке, например. Чаще всего мы медитируем для того, чтобы получить ответ на какой-то сложный, мучительный вопрос. Медитация - это не выбор решения из нескольких придуманных тобой. Во время сеанса открываются неожиданные варианты, о которых ты даже не думал. Человек отключается и общается с высшими силами, которые посылают знаки.

Однажды муж сидел на лавке в парке, занимался медитацией и получил ответ в таком виде: мимо проходила компания людей, один из них что-то рассказывал, и оказалось, что обрывок его фразы, долетевший до мужа, стал решением вопроса. Порой в суете дней мы не замечаем что-то важное. Медитация помогает отделить зерна от плевел. Медитацией можно вылечиться, например, от простуды или более серьезных болезней. Это искусство. Конечно, у мужа это получается лучше, а я постоянно совершенствуюсь. В будущем мне было бы интересно побывать в Тибете и лучше узнать о жизни монахов.

Я очень уважительно отношусь к любой религии. Само по себе то, что человек верит в Бога, уже достойно уважения. Мне не важно, как он это делает, как зовет он пророка и какие у него молитвы. Вера в существование Бога объединяет всех людей, делает всех добрее и терпимее.

Николай 38 лет, военный

Перешел из христианства в ислам

В этот спор, что правильно, а что - нет, для меня всегда была вовлечена и религия. Я постарался вспомнить основные моменты, которые привели меня к решению поменять веру. Я вырос в неполной семье. Точнее, неполной она стала, когда мне было 9 лет, - отец ушел от нас. Мама была хорошей, доброй, отзывчивой, занималась домом. Отец был военным, мы часто переезжали. Казалось, родители любили друг друга. Я думаю, ничего бы не произошло, если бы мама со временем не становилась все более и более религиозной. Возможно, ей было скучно, отец был на работе, и она пыталась заполнить пустоту. Она крестила меня совсем маленьким, хотя отец был против этого. «Вырастет, само решит», - шутливо говорил он. Мы с мамой часто ходили в церковь. Когда мне было 8 лет - слишком часто. Мама начала петь в церковном хоре, и, хотя отец сначала вежливо, потом силой пытался остановить ее, вернуть в семью, она совсем перестала его слушать.

Мне вспоминается случай, произошедший за обедом у нас на кухне. Отец пришел пораньше, а я в этот день подрался с двумя мальчишками постарше. Я защищал малыша, у которого они отняли мячик. Малыш плакал, и мне показалось это несправедливым. А папа всегда говорил мне, что надо стараться поддерживать справедливость.

Тогда отец, увидев синяки на моем лице (а мне здорово досталось), спросил меня, как все случилось. Я рассказал. Он похвалил меня. А мама до этого сильно ругалась, говорила, что я неправильно толкую веру, что надо учиться смирению и, если бьют в правую щеку, подставлять левую. Мысли отца мне понравились гораздо больше.

Именно тогда я подумал: что это за вера такая, которая отняла папу у мамы, а маму у папы и которая не позволяет отбиваться от плохих мальчишек?

Через некоторое время отец ушел. Матери пришлось зарабатывать деньги, и с религией на время было покончено. Мы переехали в Москву.

Именно тогда я подумал: что это за вера такая, которая отняла папу у мамы, а маму у папы и которая не позволяет отбиваться от плохих мальчишек? Мама умерла, когда мне было 23 года.

Вторая история произошла со мной в школе. Подростком я много читал: папы не было рядом, мама работала на двух работах, советоваться было не с кем. Я помню тишину библиотек, приглушенный шепот и шарканье ног по коридорам, запах пыли и корешки книг, стоящих на полках, по которым я пробегал пальцами, отыскивая нужные. Там я познакомился с величайшими классиками. Меня особенно тронула фраза, которую вложил в уста горца Ибрагима-Оглы русский писатель Шишков. «Что Аллах, что Исса - все едино», - говорил он. Тогда я понял, что каждый верит в своего Бога.

Дальше было летное училище, распределение в часть. Я был лучшим выпускником потока, но летали мало. Потом сменилась власть и стали летать больше. Меня командировали в Ливию. Мы летали на бомбежки. Вылетая на миссию, нажимая на гашетку бомбометателя, я думал, не ошиблись ли люди, направляющие мой самолет? Не летят ли бомбы на детей, женщин, на невинных мужчин?

Я всегда поражался американскому летчику Полу Уорфилду Тиббетсу, пилоту «Энолы Гей», который обратил в пепел столько невинных людей и никогда не сожалел об этом. Для него эти люди были статистами, ничего не значащим пеплом. Неверными, подлежащими истреблению. Тогда я опять подумал, что в нашем христианстве что-то не так.

К нам на базу частенько заходили ливийцы-шииты. Мы не прогоняли их, общались. Далеко не во всех из них была ненависть. Они очень религиозны, но даже истинно верующие вполне вменяемы, религия не затмила их разум, как разум моей мамы.

Они проповедуют добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество - это основа ислама. Я подружился с некоторыми из них, понял их образ мысли, культуру. В этой молодой религии я нашел призыв к действию, которого мне не хватало. Возможно, какое-то оправдание тому, что я невольно делал.

В общем, теперь я верю, и во мне появилась какая-то воля, может быть, определенный стержень, помогающий мне преодолеть трудности, содержащий в себе одновременно и силу, которую воспитывал во мне отец. Но силу мягкую, которая требуется, чтобы защитить слабого.