Итоги восстания сипаев в индии 1857 1859. Восстание сипаев

Что мы знаем о восстании Сипаев. Во первых, что их всех расстреляли привязав к пушкам, а во вторых что капитан Немо был за Сипаев. Ну и главное, это то, что Сипаи восстали против Британских угнетателей, за свободу и независимость. Ну а потом через 90 лет Ганди окончательно устыдил Англичан своей простотой и они дали Индии свободу. Скажу сразу уважаемые читатели. Я не люблю Британию. Сотни лет она была нашим Врагом N1, сотни лет британские спецслужбы и финансовые институты поддерживали и финансировали самые отвратительные коррупционные составляющие в наших верхах, из за чего Русские солдаты погибали в интересах Британской империи. Британские агенты безнаказанно убивали наших Императоров и Министров. Британия втянула нас в три мировых войны. Но про восстание сипаев, я, тем не менее, расскажу не предвзято. И первым делом, я открою вам один секрет... Накануне восстания, власть в Индии принадлежала вовсе не Английской короне. Индия принадлежала Ост-Индской Компании, олигархической торговой фирме, а это воистину было государство в государстве. А началась эта история, вовсе не из за борьбы за независимость свободолюбивых индусов, а из за голимых патронов к винтовке системы Энфилда Капсюльное ружьё системы Энфилда, имело определенные особенности эксплуатации. Винтовку надо было смазывать и плюс пропитывать смазкой картонные патроны. А данные смазка и пропитка содержали в себе животные жиры. При заряжании ружья, производились следующие действия... -- Взять патрон. -- Скусить верхушку патрона с пулей -- Из картонной гильзы высыпать в ствол порох -- После чего гильза использовалась как пыж -- А пуля забивалась шомполом Процесс был для тех времен весьма революционный и технологичный, но животные жиры из которых состояла смазка, имели коровье и свинское происхождение. Так что широкие массы сипаев, среди которых были как индуисты, так и мусульмане, не прельщала перспектива осквернения через подобный контакт с останками табуированных животных. Ведь свинья считается у мусульман нечистым животным, а корова для индуистов - животное священное, и питаться его мясом великий грех. Но джентльменам и офицерам из Компании, были по барабану обычаи каких-то там туземцев. Военное руководство Британской империи, настаивало на использовании именно этой модели оружия, во всех частях, вне зависимости от вероисповедания солдат. Когда власти осознали ошибку, было уже поздно: сипаи истолковали нововведение как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств, и все сипаи, и индуисты, и мусульмане - забыв разногласия объединились в защите Дхармы и Корана. Первые серьезные волнения начались в туземных эскадронах "соваров" (туземных кавалеристов) 3-го полка легкой кавалерии. 85 соваров, отказались стрелять из новых ружей, ввиду того что патроны были смазаны свиным и говяжьим жиром. Было арестовано 85 человек, их заключили под стражу и все вроде бы успокоилось, но тут как это всегда бывает в Истории, появилась роковая женщина. В советских учебниках, как об Давидовской "Индийской Свободе ведущей на баррикады" всегда писали о рани (принцессе) Лакшми-Баи, но она то как раз проявила себя гораздо позже (читайте об этом ниже). Ну а женщиной выступившей затравкой к мятежу, выступила чистокровная англичанка по имени Долли (вдова британского сержанта, изгнанная из английского сообщества города Мирута за кражу). Эта дама работала в местном солдатском борделе проституткой и когда туда пришли развлечься совары третьего полка легкой кавалерии, Долли подговорила своих товарок, заявить солдатам, что даже проститутки презирают трусов, которые позволили арестовать своих товарищей, и что совары могут получить "продажной любви" по полной программе, только когда освободят своих товарищей. Все это послужило последней каплей масла в пожар мятежа, который на самом деле готовился заранее, и очень серьезно, но вспыхнул именно Воскресным вечером 10 мая 1857 года, после неудачного посещения индийскими зольдатен борделя. Сипаи 20-го и 11-го полков Бенгальской туземной пехоты и естественно 3й полк легкой кавалерии подняли мятеж на военной базе в Мируте, отказались повиноваться своим офицерам-британцам, и открыли по ним огонь. Бунтовщики грабили и жгли дома европейцев, жестоко истребляя их обитателей. В живых не оставляли никого, даже женщин и детей. Часть оставшихся в живых европейцев сипаи взяли в заложники и направились в Красный форт в Дели. Мятежники и присоединившиеся к ним местные формирования и жители Дели, разгромили британский гарнизон, расквартированный в Красном форте, перебив множество англичан. Во главе восстания стал, последний правитель династии Моголов, Падишах Бахадур Шах Зафар II и Дели естественно пал. Администрация Компании ещё не осознала весь масштаб катастрофы, а мятежи уже охватили Северную и Центральную Индию. 29 марта 1857 года сипай Мангал Пандеи начал восстание в Барракпуре и окрестностях Калькутты. Лозунгом повстанцев были слова -" За нашу религию! Надкусывая патроны, мы становимся нечестивцами!" К сентябрю 1858 года из 139 тысяч сипаев Бенгальской армии, верными Компании и Британской короне осталось едва семь неполных полков, численностью в 7 796 сипаев. Тридцать тысяч дезертировали, а остальные 100 тысяч человек влились в армию восставших. После падения Красного форта в Дели сипаи развернули настоящую охоту на фиранги (foreigners - "иностранцы"), европейские кварталы и военные городки британской армии - были захвачены и разграблены. Повстанцы разрушали все следы ненавистной цивилизации фиранги, телеграфные станции, железнодорожные линии, даже городское освещение в центре Дели. Нападениям подверглась и христианские церкви. Антибританская пропаганда, уверяла сипаев в преднамеренном искоренении британцами индуизма и ислама через введение христианства. Здание делийской церкви Сент-Джеймс, было полностью разгромлено и разграблено, вплоть до скамеек и подколенных подушечек, колокола сброшены на землю. Хотя были случаи, когда восставшие сипаи, испытывавшие симпатии к своим британским офицерам, предлагали им за деньги служить на стороне повстанцев, а когда офицеры отказывались, то помогали им добраться до британских войск. Восставшие безжалостно убивали европейцев, не щадили ни женщин ни детей. И тут уже Британская пропаганда, расцвечивала ужасы сипайского террора, особенно в слухах и позднее в газетах, смаковались сцены насилия над англичанками. По Дели поползли слухи о том, что англичанок принуждали проходить по улицам нагими, на глазах у всех насиловали и отрезали им груди, не щадя даже маленьких девочек... Но должен ответственно заявить, что по данным Британской разведки, подобных массовых изнасилований не было, но убийств невинных гражданских было много. Британская войска очнулись и восстановили контроль над Дели, но было уже поздно: бунт превратился в общенародное восстание. В Северной и Центральной Индии, против Компании поднялись сотни тысяч людей и война была почти тотальной, и обычная и в том числе информационная. Мятежники выпустили прокламации с описанием будущего Индии. Они заменили в листовках официальный фарси, на разговорный хиндустани, что было очень действенно. 25 августа 1857 года лидер повстанцев принц Фероз Шах от имени "правительства Бадшах Бахадур Шаха", обнародовал программу мер по преобразованию власти и законов. Законопроект, предусматривал абсолютную власть заминдаров (землевладельцев) на их землях, а право на торговлю предоставлялось только предпринимателям-индийцам, которые получали при этом возможность бесплатно использовать "паровые суда и экипажи". Сипаям обещали повысить жалованье. На государственную службу обещали принимать только индийцев. Представители высших каст будут обязаны брать на работу представителей низших, а священнослужители и ученые люди получат землю в свободное пользование. В общем вы нас поддержите и все будут в шоколаде, дайте лишь победить. Мы с вами уважаемые читатели, это уже проходили и увы не раз. 30 мая 1857 года взбунтовался гарнизон в Лакхнау, мятеж сопровождался поджогами жилищ, нападениями на британцев и грабежами. В форте, сумел закрепиться британский гарнизон Генри Лоуренса, численностью 1 700 штыков. 90 дней длилась осада, потери британцев составили больше 1 000 человек, но они держались. 18 ноября новый главнокомандующий войсками Британской империи в Индии сэр Колин Кэмпбелл деблокировал Лакхнау. Мятежниками, был разработан остроумный код "Чапатти". Чапатти (лепешки из низкосортной муки) были основным продуктом питания в Северной Индии, и при перевозке естественно не вызывали никаких подозрений. Их использовали следующим образом: "Охранник" (выборного командир самообороны) из одной деревни изготавливал две чапатти и передавал одну из них "охраннику" в другой деревне с указанием испечь еще десять. Последний оставлял одну лепешку себе в подтверждение участия его деревни в мятеже, а десять раздавал - по две каждому - связным из пяти других деревень, с такими же инструкциями. Чапатти, при этом надкусывались "договаривающимися сторонами" - таков был старый индийский способ "росписи на договоре". Эта система оказалась настолько эффективной, что Британцы до самого конца восстания, так и не смогли её раскрыть. Чапатти-телеграф работал как часы. Получив от сипаев сигнал, крестьяне, немедленно брались за оружие: нападали на европейцев и коллаборационистов, грабили и убивали, и тем самым расширяли зону бунта и отвлекали на себя Британские войска. В ночь 4 июня 1857 года взбунтовались сипаи, генерала Уилера в Канпуре. Восставшие избавились от мундиров и смешавшись с толпой, приступили к бунту и сопутствующим ему занятиям. Канпурских мятежников возглавили маратхский пешва Нана Сахиб (премьер-министр в индийском государстве Маратхи и его соратник Тантиа Топи. 25 июня Нана Сахиб, пообещал британским военным и их семьям, укрывшимся в Канпуре, право безопасного отступления при условии, если они сдадутся. Выбора у генерала Уилера не было, и он согласился. Однако во время конвоирования пленных к лодкам началась резня, после которой остались горы окровавленных тел. Всех мужчин уничтожили. Нескольких выживших женщин и детей отправили в Биби-Гхар (Женский дом) в Канпуре. 15 июля, когда восставшие испугались возможного нападения приближающихся британских войск, был отдан приказ уничтожить несчастных. Местные сипаи отказались подчиниться этому приказу, тогда с городского рынка вызвали четырех мясников, которые убили заложников и расчленили их тела тесаками. После этой бойни Тантиа Топи мобилизовал местных лидеров и призвал их войне против фиранги и против их религии - христианства. Все пригороды Канпура были охвачены уже бесконтрольным восстанием, мятежники увлеченно грабили всех богатых, независимо от национальности и вероисповедания. 5 июня 1857 года вспыхнуло восстание в княжестве Джханси (ныне штат Уттар-Прадеш) под предводительством рани (принцессы) Лакшми-Баи (той самой). Собственность фиранги и их индийских прислужников была разграблена, а официальные документы присутствий Компании сгорели в кострах. Английские офицеры с семьями решили укрыться в форте Джханси, но не все успели, и отставшие были убиты мятежниками. К вечеру 8 июня осажденные фиранги сдались, их тут же согнали в близлежащий сад и зверски убили. А мятежная принцесса снискала поистине легендарную популярность. Она взяла на вооружение тактику выжженной земли и повсеместно её применяла против британцев и их прислужников. До марта 1857 года рани успешно руководила обороной, но войска сэра Хью Роуза, сломили сопротивление мятежников. Принцесса создала летучую кавбригаду и стала вести партизанскую войну. Про индийскую кавалерист-девицу была сложена народная песня: "Доблестно, словно мужчина, сражалась она, княгиня Джханси! С каждого бруствера били ее пушки, вздымая море огня! Словно мужчина, сражалась она, княгиня Джханси, доблестная и великолепная!" Позднее Рани воевала в войсках Тантиа Топи и июне 1858 года погибла в неравном бою под Гвалиором. В Бхайпуре, на западе Бихара и на востоке Уттар-Прадеш, возглавил 75-летний Кунвар Сингх и его младший брат Амар. Сорок миллионов местных жителей боготворили его как "отца бхайпурцев". Невзирая на почтенный возраст он лично участвовал в сражениях и организовал затяжную партизанскую войну. Возглавляемые им Динапурские полки повстанцев, прошли с боями до Банда, Канпура, Лакхнау и Азангара и пересекли Ганг. Он погиб, сражаясь за освобождение родного Джагдишпура. Конечно бумажные патроны, пропитанные животным жиром, и забастовка в борделе, были лишь искрой, воспламенившей уже готовое вспыхнуть пламя. Мятеж тлел уже с 1830 года и подготовлен он был очень основательно, уж очень много было у Компании завистников и врагов. Еще одной из причин мятежа были тяжелые условия, в которых Сипаи несли свою службу. Бенгальская армия вместе с армиями округов Бомбея и Мадраса считалась самой крупной к востоку от Суэцкого канала. Стоит напомнить, что все войска на территории Индии делились на три типа: королевские полки, европейские войска Ост-Индской компании и местные войска компании. В каждом из трех президентств, на которые тогда делилась Британская Индия (Бенгальское, Мадрасское и Бомбейское), были войска всех трех типов. К началу мятежа Бенгальская армия насчитывала 139 807 "туземцев"-сипаев, возглавляемых 26 089 европейцами. За 18 с лишним лет, предшествовавших началу восстания, Бенгальскую армию и её сипаев постоянно использовали в колониальных конфликтах и войнах, в качестве бросаемого на убой пушечного мяса. Они участвовали в первой Афганской войне (1839-1842 годов), Синдской кампании 1843 года, в обеих Пенджабских войн (1845-1846 и 1848-1849 годов), во второй Бирманской войне (1852 года), в Опиумных войнах с Китаем (1840-1842 и 1856-1860 годов) и даже в Крымской войне против России (1854-1856). При первых признаках недовольства в 19-м пехотном полку его командир, полковник Митчелл, пригрозил отправить личный состав "в Бирму или Китай, где всех перебьют". Все руководящие должности, начиная с субалтерн-офицеров, естественно, занимали британцы. А жалование сипаев было грошовым. А Британская армия, повсеместно перешла в наступление. 19 сентября 1857 года пал Дели. Город одновременно атаковали четыре армейские колонны, и оборона сипаев рухнула в момент. По городу прокатилась волна мародерства и разрушений, ибо Дели отдали солдатам на "три дня". Несметные сокровища достались победителям. Общая сумма награбленного так и не просчитана, однако много состояний доброй старой Англии, ведут начало из сокровищниц Красного Форта. Документально подтверждено, что в грабежах участвовали и солдаты, и офицеры. Британцы не забыли гонений на Христиан и в отместку подвергли "десакрализации" множество местных объектов религиозного поклонения. А у участников мятежа, пошли конфискации имущества и земли. Затем начались расправы. Не мудрствуя лукаво, британцы обвинили в измене всех жителей восставших районов поголовно. Конечно под разборку попало много невиновных. Казни повстанцев и их вождей проводились полевыми судами, судами Военного Комиссариата или попросту специальными комиссарами, наделенными правом миловать и казнить от имени Британского правительства. В центре Дели установили виселицу площадью четыре квадратных фута, и каждый день на ней вешали группы мятежников. Некоторые деревни, просто стирали с лица земли. Все помнят картину Верещагина про Сипаев привязанных к жерлам пушек, но так казнили только вождей восстания и особо провинившихся в зверствах против европейцев. Экономные бритты, предпочитали вешать. Входило гораздо дешевле. Мятеж был подавлен с исключительной жестокостью, но индийский вулкан не потух, и сопротивление британской империи, еще долго тлело в сердцах и душах. Правлению Ост-Индской Компании пришел конец, и власть в Индии снова перешла к Имперскому правительству. Есть кстати версия, что мятеж был инспирирован врагами Компании, что бы обрушить ее позиции в Индии, и действительно, уж больно одномоментно полыхнуло по всей Индии просматривались в действиях мятежников, элементы организации. Но правду об этом мы еще долго не узнаем, ибо архивы по этим событиям, до сих пор засекречены. Приложение Пехотная винтовка Энфилд обр. 1853 г. Основным оружием британской армии была ударно-капсюльная винтовка Энфилд образца 1853 года. Это было очень надежное и мощное оружие. Энфилд заряжался пулей Минье.577 калибра, которую он был способен послать на расстояние 1700 м, а прицельный огонь можно было вести с 853 м. Эта винтовка была довольно массивной - длиной 1397 мм без штыка и 1842 мм со штыком. При этом ось штыка была для удобства отклонена от оси ствола, что позволяло солдату производить перезарядку, не натыкаясь рукой на его острие. В боях Крымской войны винтовка Энфилд показала себя с самой лучшей стороны; именно это оружие российские солдаты и матросы стремились захватить в качестве трофея и повернуть его против врага и именно эта винтовка стала роковой для Русской армии, в первых боях после высадки Союзников. Кстати именно из этой винтовки, был убит Адмирал Нахимов.. Ост-Индская компания английская (1600-1858), частная компания по торговле с Ост-Индией (Индией и Ю.-В. Азией) и Китаем, постепенно превратившаяся в политическую организацию и аппарат английского правительства для эксплуатации и управления захваченными территориями. С 1623 О.-И. к. сконцентрировала свою деятельность в Индии, откуда вывозила в страны Азии, а также в Европу ткани, пряжу, индиго, опиум, селитру. В 1-й половине 17 в. торговля велась преимущественно через Сурат, позже главными опорными пунктами стали основанные О.-И. к. Мадрас, Бомбей, Калькутта. Своё влияние в Индии О.-И. к. утвердила в борьбе с европейскими соперниками (португальскими, голландскими и французскими Ост-Индскими компаниями) и местными правителями, используя подкуп, шантаж и военную силу. Победив в войнах 18 в. французскую Индийскую компанию (основана в 1719 на базе Ост-Индской и др. французских торговых компаний), английская О.-И. к. по сути монополизировала эксплуатацию Индии. Уже в 17 в. О.-И. к. приобрела ряд государственных прерогатив: право вести войну и заключать мир (1661), чеканить монету, иметь военно-полевые суды, полностью распоряжаться своими войсками и флотом (1686). После 1757 (битвы при Плесси) захватила Бенгалию и ряд других территорий. Со 2-й половины 18 в. основой деятельности О.-И. к. стала не торговля, а сбор налогов, управление и грабёж захваченных территорий. К 1849 О.-И. к. подчинила в основном всю Индию и к 1852 - Нижнюю Бирму. Доходы, поступавшие от торговли, налогов, грабежа, были весьма значительным и позволяли буквально диктовать свою волю Британскому парламенту, что нравилось в Британии далеко не всем. С середины 18 в. бесконтрольность О.-И. к. стала вызывать уже явное недовольство окрепшей английской промышленной буржуазии, претендовавшей на участие в прибылях от эксплуатации Индии. В результате принятия английским парламентом ряда актов (1773, 1784, 1813, 1833, 1853) Совет директоров О.-И. к. был подчинён Контрольному совету, назначаемому королём; генерал-губернатор владений О.-И. к. стал назначаться премьер-министром; дивиденд был ограничен 10%. Монополия О.-И. к. на торговлю с Индией была отменена в 1813, а с 1833 торговая деятельность О.-И. к. вообще была запрещена. В 1858 во время Восстания Сипаев 1857-59 О.-И. к. была ликвидирована (с выплатой пайщикам компенсации в 3 млн. фунтов стерлингов). Индия стала подчиняться непосредственно статс-секретарю (министру) по делам Индии и английскому вице-королю.

Индийское народное восстание 1857-1859 годов - народное восстание в Индии против колониального господства Англии. В английской литературе восстание часто называют Сипайским, так как его военным ядром были сипаи. Центром восстания была территория, расположенная между Пенджабом и Бенгалией. Восстание началось в Бенгальской армии, комплектовавшейся в этой области.

Сипаи Бенгальской армии в подавляющем большинстве состояли из двух высших индусских каст раджпутов и брахманов, меньшую часть армии составляли мусульмане. Сипаи-раджпуты являлись или представителями верхней прослойки общинного крестьянства, так называемых паттидаров, или мелкими феодальными землевладельцами; брахманы в основной массе были владельцами сравнительно небольших участков земли, по преимуществу полученных их предками от местных индусских феодалов в виде религиозного дарения или от сельской общин в качестве брахманского служебного надела. По традиции брахманские земли освобождались полностью или частично от уплаты феодальной ренты. Мусульманская часть Бенгальской армии состояла из представителей той же социальной прослойки, что и раджпуты.

После захвата Северной Индии англичанами колониальные власти резко увеличили земельный налог с паттидаров и ликвидировали налоговые привилегии брахманов. Это привело к ухудшению их положения и переходу их земель главным образом в руки торгово-ростовщических каст за долги или за недоимки по уплате земельного налога английским властям.

Недовольство английской колониальной властью, охватившее паттидарскую и мелкофеодальную прослойку населения района вербовки сипаев, проникло и в Бенгальскую армию. Оно было усилено тем, что незадолго до 1857 года англичане отняли у бенгальских сипаев ряд привилегий (например, право служить только в пределах Индии) и уменьшили жалованье. Гнет колонизаторов остро ощущали ремесленники, разорявшиеся в результате проникновения в Индию английских товаров фабричного производства. К недовольству народных масс прибавилось недовольство многих крупных феодалов, чьи княжества и поместья были отняты англичанами силой или на основе закона о "выморочных владениях", проведенного генерал-губернатором Дальхузи.

В восстании принимали участие различные классы Индии, но движущей силой являлся наиболее многочисленный класс - крестьянство, а также ремесленники. Крестьянство имело целью избавиться от налоговой и ростовщической эксплуатации и вернуть наследственные права на землю. Феодалы, игравшие большую роль в руководстве восстанием, стремились к изгнанию англичан только для того, чтобы восстановить утерянное ими монопольное право на эксплуатацию индийского народа.

Непосредственным поводом к Индийскому народному восстанию было введение в армии новых ружей, патроны для которых, по слуху, пронесшемуся в Бенгальской армии, были смазаны коровьим или свиным жиром. Сипаи отказывались брать патроны, так как прикосновение к ним оскорбляло религиозные убеждения индусов и мусульман. 10 мая 1857 года в городе Мируте (Мератх) восстали три синайских полка и ушли в Дели, где были поддержаны делийскими сипаями и местным населением. Повстанцы провозгласили восстановление династии Великих Моголов и заставили ее представителя Бахадур-шаха II подписать воззвание с призывом к войне за освобождение родины. В Дели наряду с пр-вом Бахадур-шаха II был создан административный совет (джалса) из сипаев и горожан как высший административный орган государства. В его работе (с июля) принял участие преданный делу борьбы за независимость Бахт-хан. Видя неспособность принца Мирзы Могола, поставленного Бахадур-шахом во главе делийских войск, Бахт-хан взял военное руководство в свои руки.

Весть о событиях в Дели и воззвания, разосланные делийцами, подняли против колонизаторов значительной часть населения Северной Индии. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали долговые расписки, хранившиеся у ростовщиков, гнали из сел новых помещиков (заминдаров).

В ходе восстания, помимо Дели, возникло еще два пункта концентрации повстанческой армии. Одним из них был Канпур, где восставший 4 июня гарнизон провозгласил своим вождем Нана Сахиба; другим - Лакхнау - столица Ауда. В городах значительную роль в их обороне играла ремесленная беднота.

Борьба, в которую вступили индийские солдаты колониальной армии, крестьяне, ремесленники и значительная часть феодалов, приобрела общенародный характер.

Повстанческим властям, созданным в Дели, Канпуре и Лакхнау, пришлось столкнуться с огромными трудностями: нехваткой денег для выплаты жалованья войскам, недостатком военного снаряжения, продовольствия и т. п.

В Дели сипаи, видя беспомощность властей, сами облагали делийских богачей своего рода контрибуцией, силой отбирали хлеб, который те прятали в своих амбарах. Агенты англичан, укрывшиеся в городе, провоцировали и раздували беспорядки. Феодалы, примкнувшие вначале к восставшим делийцам, вскоре начали тайные переговоры с англичанами о прекращении войны. В Лакхнау пр-во, созданное из прежней придворной знати, также оказалось неспособным наладить порядок в городе. Попытки Ахмад-шаха (см. Маулави) вмешаться в действия аудских вельмож привели к удалению его из правительства и аресту.

Несколько лучше обстояли дела в Канпуре, где душой пр-ва был Азимулла-хан. Здесь были приняты меры к организации аппарата управления и обеспечения снабжения войск и населения.

Военное руководство всех трех центров восстания с самого начала стало придерживаться оборонительной тактики.

Пассивная тактика руководства Индийского народного восстания помогла колонизаторам сохранить за собой Пенджаб и Бенгалию, подавить там восстание синайских частей, быстро ликвидировать вспышки восстания в Декане и удержать в повиновении синайские армии Мадраса и Бомбея. Наконец, эта пассивность привела к переходу инициативы в воен. действиях в руки англ. командования. В Калькутту были переброшены войска из Мадраса и Бирмы, а также английские солдаты, направлявшиеся в Китай. Значительную помощь англичанам оказали выступившие на их стороне раджи Гвалиора, Индура, сикхские раджи Патиалы и Джхинда и многие др. представители феодальной знати, а также корпус гуркхов (гурков) из Непала.

В конце мая началось наступление колонизаторов вверх по Гангу. В июне были заняты Бенарес и Аллахабад. Колонизаторы жестоко расправлялись с восставшими.

15 и 16 июля англичане нанесли поражение Нана Сахибу, который отступил на территорию Ауда, а позднее ушел в Рохилкханд. За месяц до падения Канпура другие английские части подошли к Дели и приступили к осаде этого города. 19 сентября после 4-месячной осады англичане овладели городом. Бахадур-шах сдался английской армии вместе со своей семьей. Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами английских войск.

С падением Дели основным центром Индийского народного восстания стал Ауд. Туда была брошена 100-тысячная английская армия. Во главе обороны аудской столицы Лакхнау встал Ахмад-шах, которого феодалы были вынуждены освободить из-под ареста. Бои под Лакхнау начались в последних числах февраля 1858 года, и только 19 марта англичане овладели городом. Как и в других городах, в Лакхнау англичане учинили грабеж и массовое избиение горожан.

После падения Лакхнау освободительная война индийского народа вступила в партизанский этап, на котором особенно развернулись военные таланты Ахмад-шаха и Тантиа Топи. Тантиа Топи встал во главе гвалиорского контингента, поднявшего бунт против своего князя. Своей военной базой он сделал город Калпи и не раз наносил англичанам серьезные удары. Вместе с джхансийской княгиней Лакшми-Бай и другими военными вождями Тантиа Топи вел искусную маневренную войну в районе Калпи, Канпура и Гвалиора.

2 августа 1858 года английский парламент принял закон о переходе управления Индией от Ост-Индской компании к короне, а 1 ноября 1858 года была опубликована Прокламация королевы Виктории, объявлявшая об этом и о прощении феодалов, участвовавших в восстании (кроме тех, кто лично был повинен в убийстве англичан), и обещавшая уважать их феодальную собственность. Феодалы сложили оружие, что облегчило завершение операций по уничтожению остатков повстанческих войск.

Большая часть военных вождей пала в боях, другие были схвачены и казнены или сосланы на вечную каторгу. В конце 1858 года Тантиа Топи (маратх по происхождению) предпринял попытку пробиться в Декан и поднять на восстание маратхов. Однако, пройдя за реку Нарбаду, он вынужден был отступить в Раджпутану, затем в Гвалиор, где был выдан предателем и 18 апреля 1859 года повешен. Гибелью Тантиа Топи завершилась трагическая эпопея Индийского народного восстания.

Основные причины поражения Индийского народного восстания: 1) военное превосходство англичан над восставшим народом; 2) противоречие целей восставших (прежде всего крестьян и феодалов); англичане, пойдя на уступки феодалам, оторвали Их от участия в восстании; 3) сохранявшаяся в результате слабости экономического развития разобщенность народов Индии, укрепляемая к тому же всей политикой колониальных властей; это помогло англичанам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Несмотря на поражение, Индийское народное восстание выявило огромную силу народной ненависти к колониальным поработителям. Английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Они не только ликвидировали Ост-Индскую компанию и подчинили Индию короне, но и сделали своими союзниками индийских феодалов, проведя ряд законов, закреплявших их права помещичьей собственности на землю. В то же время им пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничивавшие феодальный произвол заминдаров.

Индийское народное восстание имело большое международное значение. Наряду с Тайпинским восстанием в Китае и Бабидскими восстаниями в Иране оно явилось, по выражению К. Маркса, ответом народов Азии на закабаление их капиталистическими державами, в первую очередь Англией. К. Маркс отмечал также значение освободительной борьбы индийского народа для европейского рабочего движения.

Индийскому народному восстанию посвящена обширная литература. Еще в свое время оно приковало к себе внимание почти всего мира. Первыми, кто поднял голос в защиту повстанцев, были К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 12). В своих блестящих статьях К. Маркс и Ф. Энгельс показали общенародный характер восстания и его движущие силы, дали анализ сильных и слабых сторон восстания и причин его поражения, разоблачили гнусные действия озверевших усмирителей восстания. В России с самой яркой статьей в защиту инд. народа выступил революц. демократ Н. А. Добролюбов, опубликовавший под псевдонимом Н. Турчинов статью "Взгляд на историю и совр. состояние Ост-Индии" в журнале "Современник" (1857, кн. 9), в этой статье он отмечал кар. характер восстания, вызванного всей системой колониального угнетения Индии. В Англии восстание поддержал видный чартист Э. Ч. Джонс, который писал в газете "People"s Paper", что индийское восстание было не военным мятежом, а подлинно национальным восстанием (подробнее см ст. Д. Брайна в сб.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг., М., 1957)

Буржуазная историография, и прежде всего английская, отрицает народный характер восстания и рассматривает его как военный бунт сипаев, к которым присоединились недовольные феодалы. В качестве причины восстания выдвигается недальновидная политика частной организации Ост-Индской компании и ее генерал-губернатора Дальхуаи. Такая точка зрения проводится в самой авторитетной, богатой фактич. материалом многотомной истории Кея и Маллесона (Kaye"s and Malleson"s History of the Indian mutiny, v. 1-5, L., 1888-89), в трехтомной истории Форреста (G. W. Forrest, History of the Indian Mutiny reviewed and illustrated from original documents, v. 1-3, L., 1904-12) и в др. работах. Что касается индийской исторической литературы, то она не велика, в частности и потому, что колониальные власти пропускали лишь такие книги, которые не противоречили их взглядам. Они разрешили публикацию работ Сайд Ахмад-хана "Асбаб-е бхагават-и Хинд" (1858) и Канхайа Лала "Тарих-и бхагават Хинд" (1916) (обе на яз. урду), но запретили книгу В. Д. Саваркара "The Indian war of Independence 1857" (L., 1909) за её решительную антианглийскую направленность. Однако Саваркаром восстание представлено как романтическая эпопея борьбы за родину и религию небольшой кучки феодалов, организовавших заговор против англичан и поддержанных сипайскими войсками и народом, якобы видевшими в них своих "естественных" вождей. После освобождения Индии ее историки получили возможность более глубокого изучения событий 1857-1859 годов. В появившихся работах приводятся новые документы Однако лишь немногие авторы попытались раскрыть народный характер восстания (напр., Ashoka-Mehta, 1857. The great rebellion, Bombay, 1946; Rebellion, 1857. A Symposium, сб. ст. ed. by P. С. Joshi, New Delhi, 1957). Большинство авторов до сих пор продолжает следовать английской традиции в оценке Индийского народного восстания (см., напр., кн. S. N. Sen, Eighteen fifty-seven, Calcutta-Delhi, 1957).

Советские историки, исходя из оценки Индийского народного восстания, данной К. Марксом и Ф. Энгельсом, всегда рассматривали его как общенародное восстание против колониального гнета, главными движущими силами которого были крестьяне и ремесленники (гл. в кн.: И. М. Рейснер, Очерки клас. борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932). Советские ученые показали, что в ходе Индийского народного восстания крестьяне пытались вернуть общинные права на землю, отнятые у них колонизаторами в свою пользу или в пользу заминдаров, а также силой покончить с задолженностью ростовщикам. Однако эти выступления крестьян не наложили на Индийское народное восстание печати аграрной революции, как пытались доказывать некоторые современные индийские авторы (см. ст. Сатиндры Сингхав журн. "India to-day", 1952, v. 1, No 10). Из опубликованных. в СССР работ наиболее всесторонне все аспекты Индийского народного восстания освещены в сборнике, изданном к столетнему юбилею восстания "Народное восстание в Индии 1857-1859" (М., 1957). Из других работ по истории Индийского народного восстания следует упомянуть работы: Комарова Э. Н., Экономические предпосылки индийского народного восстания 1857-1859 гг., "СВ", 1957, No 4; Москалева В., Сипайское восстание в Индии в 1857, "ИЖ", 1937, No 9; Осипова А. М., Великое восстание в Индии 1857-1859, М., 1957; его же, К вопросу о роли раджпутского крестьянства в инд. нац. восстании 1857-1859 г., "ВИ", 1957, No 6; Семеновой Н. И., Пенджаб в период Народного восстания в Индии 1857-1859 гг., в кн.: Индия. Статьи по истории, М., 1959; Библиографию работ по истории восстания, вышедших на иностр. яз. до 1957, см. в книге: Sen S. N., Eighteen fifty-seven, (Calcutta-Delhi), 1957.

А. М. Осипов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Одно из самых кровавых восстаний в истории Британии - одно из самых кровавых подавлений мятежа. Чаще всего о нём вспоминают, как об анекдоте. Мол, индийские солдаты возмутились, что их заставили надкусывать патроны, пропитанные говяжьим жиром, и из-за такой малости убили всех англичан в Дели и вокруг. Однако и ход восстания, и его причины были куда сложнее.

Патроны на говяжьем жиру

Патроны в бумажной обёртке, пропитанной жиром, действительно были. Армию перевооружили новыми винтовками, которые должны были заряжаться именно этими патронами. Чтобы зарядить винтовку, солдат должен был по команде откусить часть бумажной обёртки патрона - вскрыть её. Вкус жира вызвал волнения среди сипаев. Все они были или индуистами, или мусульманами, и первые уверял, что бумага пропитана коровьим жиром, а вторые - свиным. В конце концов решили, что используется смесь. Британские власти официально заявили, что это не так, но сипаи не верили.

Проблема была в том, что для индуистов корова была священным животным, а свинья для мусульман - нечистым. Предлагать брать в рот жир этих животных было бы надругательством над религиозными убеждениями сипаев. 29 марта 1857 года сипай по фамилии Панди (это брахманская фамилия - по значению для индийцев примерно как дворянская) принципиально отказался пользоваться патронами. Когда в полк прибыл британский офицер для расследования его бунта, Панди выстрелил в него.



Меткость подвела сипая, и он ранил только лошадь. Панди призвал других солдат к мятежу, но однополчане колебались. Британцы в ответ призвали арестовать Панди, но сипаи продолжали колебаться. Нашёлся только один солдат, попытавшийся взять Панди, но гордый сын касты брахманов выстрелил себе в голову. Правда, как понятно по инциденту с лошадью, меткость у него была неважная и самоубийство не удалось. Его арестовали, а позже повесили. Полк Панди расформировали за непослушание.

Казнь мужчины из семьи брахманов и стала последней каплей. Недовольство копилось долго. Инцидент произошёл в Бенгали, краю, специально разорённом англичанами до того, и разорённом жестоко. Местные ткачи значительно опережали по технологиям английских и даже не составляли им конкуренцию - никто не покупал английскую ткань, если мог позволить себе индийскую.

Чтобы задушить конкурентов, британские власти обложили бенгальцев непосильными налогами, запретили продавать свои ткани в Англию и приняли ещё ряд мер, в результате которых край не только разорился, но и пришёл к масштабному голоду. От этого страшного голода Бенгали так и не смог оправиться.



Отношение британцев к местным было вообще неважным. Те же сипаи получали намного меньше английских солдат. Правда, на фоне общей экономической ситуации в том же Бенгали это были хорошие деньги. Сипаев кидали в любые войны империи, например, они были главным пушечным мясом в прошедших в середине девятнадцатого века афганской войне, войне в Бирме и двух пенджабских конфликтах. Кое-кто из повстанцев только что вернулся из далёкого Крыма, где воевал с Россией. Что касается патронов, то их обёртки, скорее всего, смазывались любым жиром, поставленным со скотобойни, включая свиной и говяжий. Изготавливали их на всю империю, и никто даже не задумался, как отнесутся к такой пропитке индийские солдаты.

Договор на хлебе

Вскоре после казни Панди отказались стрелять новыми патронами восемьдесят пять сипаев в Мируте. Их приговорили как мятежников к смертной казни, но милостиво заменили её десятью годами каторги. Во время прилюдного сдирания с осуждённых погонов мятежники принялись проклинать прочих сипаев за то, что те их предали. Проклятья подействовали лучше воззваний. Сипаи восстали.

Повстанцы освободили своих товарищей, а также всех, кто был заключён в тюрьме, и напали на британских офицеров. К бунту сразу присоединились горожане. Мгновенно было растерзано несколько британцев, включая женщин и детей. Один из бенгальских полков в сопровождении некоторых других сипаев смог вывести британские семьи из города, передав их затем под покровительство наваба (правителя) в Рампуре. Если бы не это, жертв было бы намного больше.



Повстанцы из Мирута ушли к Дели, к Бахадур Шаху. Они просили его возглавить мятеж. Тем временем горожане и часть сипаев в Дели тоже подняли мятеж против британцев. Нападали в основном на чиновников, владельцев магазинов и священников, а также на попытавшихся защищать храмы индийских христиан. Те сипаи, что отказались участвовать в бунте, останавливать повстанцев не стали.

Британские офицеры взорвали местный арсенал. Взрыв убил нескольких индийцев и повредил дома вокруг. Известие об умерших из-за англичан индийцах распространилось моментально, и восстали практически все сипаи вокруг Дели. Дели стал мятежным городом. Но, говоря честно, что с этим делать дальше, не знал сначала никто. У восстания не было цели. Оно было чистым всплеском накопившейся ярости.

Ясно было только одно - британцы так просто мятежников не оставят. Требовалось мобилизовать как можно больше индийцев до того, как Дели окажется окружён. И мятежники разослали по округе… чапатти, дешёвые лепёшки, которые ели в крестьянских семьях и которые были настолько твёрдыми, что могли храниться очень долго.



В каждой индийской деревне, согласной присоединиться к восстанию, местный выборный глава приказывал испечь два чапати. Одну он оставлял себе как знак. Другую надкусывал и передавал в деревню, от которой ожидал союзничества. Местный глава, в свою очередь, также надкусывал её - в знак того, что «подписывает» негласный договор, и рассылал уже свои чапати дальше.

Такая странная система позволила повстанцам быстро и очень тихо набрать союзников. К мятежу в большом количестве присоединились крестьяне. Многие полагают, что именно это сделало его таким кровавым. Известны случаи, когда сами сипаи отказывались участвовать в убийствах британских женщин и детей. Тогда вперёд выступали вооружённые крестьяне.

При осаде Канпура сипаи тоже отказались убивать заложниц и их малолетних детей. Тогда предводители послали за мясниками. На результаты их работы солдаты не могли смотреть без содрогания. Наутро убрать трупы было послано несколько людей, и они обнаружили, что три женщины и три ребёнка выжили. Живых подобрали вместе с мёртвыми и скинули в колодец.

Лакшми-Бай

Одной из предводительниц восстания была вдова одного из индийских князей, Лакшми-Бай. Британские власти восстановили её против себя, заявив, что княжество её мужа после его смерти отходит британской короне. И это несмотря на то, что покойный успел завещать всё своему пятилетнему племяннику. Лакшми, согласно завещанию, должна была стать при малыше регентом.

Княгиня долго и безрезультатно пыталась вернуть княжество законным путём, обивая пороги чиновников, но из этого ничего не вышло. Захваченное раз Британия уже из своих рук не упускала.

Когда княжество присоединилось к восстанию, в одной из крепостей заперлись шестьдесят британцев - включая женщин и детей. Они просили помощи и защиты Лакшми, но у неё не было ни своего войска, ни авторитета среди сипаев. В конце концов, повстанцы предложили британцам сдаться и уйти из крепости, пообещав, что их никто не тронет. Как только британцы вышли из ворот, их убили.



Возможно, именно это жестокое убийство заставило Лакшми-Бай после ухода мятежных сипаев обратиться к британским властям. Она снова заверила их в своей верности и просила вернуть ей княжество, чтобы она могла навести порядок. Британцы открыто заявили, что считают её сообщницей бунтовщиков и, что называется, послали. Это было, наверное, самое нелепое, что они могли сделать. Без их грубости Лакшми-Бай не стала бы одной из предводительниц мятежников.

Тут надо остановиться на её личности. Дело в том, что Лакшми-Бай в детстве растили примерно так же, как . Она с детства владела воинским искусством, умела драться двумя саблями, ездить верхом. Муж отнёсся к её причудам благосклонно, и Лакшми-Бай, став княгиней, обучила воинскому искусству и своих служительниц - настоящий отряд амазонок.

Лакшми-Бай не просто поддерживала повстанцев, она участвовала в битвах лично. Она не только сражалась, но и, разбираясь в стратегии, отдавала эффективные приказы. Её присутствие в рядах мятежников вдохновляло их так же, как если бы ожила сама Разия. Погибла Лакшми в одном из боёв.

Поражение

Мятежники бы могли преуспеть в скидывании британской власти если не со всей, то со значительной части Индии, если бы не амбиции Бахадур Шаха. Он объявил себя правителем индийских земель. Это очень не понравилось сикхам и пенджабцам, и они встали на сторону британских властей. Бахадур Шах был мусульманином и потомком династии Великих Моголов, с которыми у сикхов и пенджабцев была давняя вражда.

На землях, где британской короне удавалось вернуть свою власть, начиналась обратная резня. Британским солдатам командование разрешило всё. Они грабили, насиловали, избивали горожан, а сопротивляющихся ещё и убивали.



После подавления восстания казнили через повешение огромное количество индийцев. Весь бенгальский край был в виселицах. Чтобы попасть на неё, достаточно было малейшего подозрения властей, что ты хоть как-то помогал повстанцам. Лидеров повстанца казнили способом, который делал невозможным нормальное их погребение, то есть максимально оскорбительным и в то же время устрашающим. Их привязывали к пушкам. Когда пушки стреляли, ядрами и пороховыми газами казнённых разрывало на кусочки.

Жестокость ответных мер потрясла Европу не меньше, чем ужасы самого мятежа. Многие сочувствовали повстанцам. Через десять лет после подавления мятежа во Франции вышла книга, главным героем которой стал один из предводителей постанцев, принц Даккар. Правда, действует он в основном под псевдонимом «капитан Немо». Жюль Верн описывает злоключения свои героя на родине очень сочувственно.

Кстати, Верн вообще брал для своих фантастических книг из жизни намного больше реалий, чем можно подумать. Например, .

Восстание сипаев в Индии

Восстание сипаев (Сипайское восстание, в современной историографии Индийское народное восстание 1857--1859, Первая война Индии за независимость) -- восстание индийских солдат против жестокой колониальной политики британцев в 1857--1859 годах. Восстание началось на севере от Бенгалии до Пенджаба и в центральной Индии. Основная инициатива была предпринята со стороны армии и незадолго до этого отстранённых от власти махарадж, но в некоторых областях его поддержали крестьяне, и оно превратилось в общее восстание. Дели был захвачен повстанцами, однако позже был окружён и взят британцами. Восстание положило конец власти Британской Ост-Индской компании и привело к её замене прямым правлением британской короны («Британский Радж»). Восстание вызвало бурную волну самых разнообразных откликов, как в британских прессе и литературе (включая ультрарасистские высказывания Чарльза Диккенса), так и за её пределами (особенно во Франции), где определённые круги высказывались за союз с Российской империей с целью вытеснения Великобритании из Азии.

Сипаями назывались индийские солдаты в английской армии, действующей в колониях Индии. Армия состояла из сорока тысяч европейцев и пятнадцати тысяч сипаев-индийцев различных каст и вероисповеданий. Положение сипаев среди белых европейцев было незавидным: они никогда не могли получить офицерский чин, их жалованье было намного меньшим, скорее, скудным. Колониальная политика, британские миссионеры породили в рядах сипаев и всего местного населения страх перед насильственным обращением в христианство. Поэтому индийские правители, также страдающие от произвола английских колонизаторов, начали подстрекать сипаев к восстанию.

Ко времени прибытия британцев Индия делилась на огромное количество мелких княжеств, постоянно воевавших друг с другом. Захватившие Индию британцы быстро осознали преимущество ружей и пушек над кожаными щитами и кривыми саблями. Тем не менее, вдали от родины терять британских солдат было невыгодно, и основной ударной силой стали сипаи -- индийские наёмники, вооружённые по последнему слову техники (хотя их выучка и не дотягивала до британских стандартов), им регулярно выплачивалось солидное жалование. Неудивительно, что для местной бедноты попасть на службу к британцам стало пределом мечтаний. В первую очередь британцы занялись модернизацией экономики: построили Гангский канал, продолжили Великий колёсный путь, наладили эффективную почтовую систему, появилась сеть школ и даже высшие учебные заведения.

Впрочем, политика объединения индийских земель, начатая лордом Дальхузи, когда оставшийся без наследника феодал должен был отдать земли Ост-Индской компании, встретила недовольство. Жизнь постепенно переводилась на христианский лад: были запрещены сати и сватание детей. Внешнюю торговлю в обход Компании запретили. Налоги на землю стали для многих непосильными. Поточное производство тканей привело к экономическому упадку регионов, в которых ткачество и красильное дело развивалось тысячелетиями. Да и сипаи из «привилегированного сословия» к началу восстания превратились в простое «пушечное мясо» -- к тому времени уже почти 20 лет Британия вела в Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. В общем, недовольство колониальной политикой британцев превратило регион в «пороховую бочку», и для бунта требовался только повод.

Поводом к восстанию стала новая винтовка Энфилда с капсюльным замком. Патрон, который надлежало скусывать, якобы пропитывался смесью говяжьего и свиного жира (корова была священным животным в индуизме, а свинья -- нечистым в исламе). Хотя подразделения сипаев намеренно комплектовались по смешанному принципу, это не помешало сговору индусов и мусульман. Ходили и «предсказания», что «Ост-Индская компания будет править 100 лет» (начиная с битвы при Плесси, 1757), и что «всё станет багровым».

Ход восстания.

Весной (апрель-май 1857 года) колониальная администрация уволила всех, кто отказался пользоваться новыми патронами, и восемьдесят человек из них были приговорены к каторге судом в Мируте (главная крепость северо-восточных провинций). Десятого мая началось вооруженное восстание. Освободив арестованных, сипайская конница двинулась к Дели. Мусульманское население присоединилось к повстанцам, истребило около пятисот европейцев и объявило султаном одного из потомков Великих Моголов. Одновременно сипаи развернули военные действия в Канпуре и Лакхнау.

В Канпуре во главе бунта стал Нана-сагиб (ДандуПант), лишенный наследственных прав решением английской администрации. Канпур, в котором жили англичане и их семьи, девятнадцать дней находился в осаде сипаев, но потом сдался. Нана-сагиб расправился с европейцами: мужчин расстрелял, а женщин и детей взял в заложники. А Лакхнау англичанам повезло больше. Они три месяца держали осаду (июнь-сентябрь), вплоть до прибытия подкрепления. Сипаи в городах Ауда и Бенгалии примкнули к бунтовщикам, а бомбейские и мадрасские полки сохранили верность англичанам и были использованы колониальными властями в подавлении восстания. Мятежом были охвачены территории долины Ганга.

Повстанцев не поддержали такие государства Индии, как Маратхская конфедерация и Хайдарабао. Сикхи Пенджаба склонились на сторону англичан из-за своих антимусульманских настроений. Начиная с четырнадцатого августа, целую неделю, длился штурм Дели. Англичане взяли город. Мятежники были наказаны, многие - казнены. Нана-сагиб долго удерживал Канпур, но, покидая город, уничтожил заложников - жен и детей англичан. Лакхнау спас генерал Колин Кэмпбелл со своими частями, прибывший сюда для подавления восстания. Весной 1859-го с помощью частей Кэмпбелла мятеж был окончательно подавлен. Нана-сагиб скрылся в Непале. Всем участникам восстания английская администрация объявила амнистию при условии, если они не причастны к убийству английских подданных. Индийские правители дали присягу верности англичанам. Восстание сипаев повлекло такие последствия: упразднилась Ост-Индская компания и введено коронно.

Осада Дели.

Британцам понадобилось время, чтобы собрать силы. Часть войск была переброшена из метрополии и Сингапура по морю, часть, после окончания Крымской войны -- по суше через Персию, некоторые -- из Китая. Две группировки английских и шотландских войск медленно двинулись к Дели, убив в сражениях и повесив множество индийцев. Силы британцев (к которым добавились два подразделения гуркхов) встретились у Карналы, и в сражении с основными силами повстанцев у Бадли-ке-Серай отбросили их к Дели. Осада города продолжалась с 1 июля по 21 сентября. На первых порах повстанцы превосходили войска Компании по численности, и окружение не вполне было завершено, так что казалось, что в осаде находятся британцы, а не индусы. 14 августа прибыло подкрепление британцев, сикхов и пуштунов. 7 сентября британская армия, получив осадные орудия, пробила бреши в стенах. 14 сентября британцы попытались начать штурм через бреши и Кашмирские ворота, но понесли тяжёлые потери. Британский командующий пытался отступить, но был удержан своими офицерами. После недели уличных боёв Компания захватила город.

Британцы начали уничтожать и грабить город; множество индусов были убиты в качестве мести за расправы повстанцев над европейцами. Британская артиллерия расстреляла главную мечеть с окрестными зданиями, в которых проживала мусульманская элита со всей Индии. Великий Могол Бахадур Шах был арестован, а два его сына и внук расстреляны.е управление в стране.

Причины поражения.

Основные причины поражения сипаев: военное превосходство английских колонизаторов над восставшим народом; различия в целях восставших, прежде всего крестьян и феодалов; сохранявшаяся разобщённость народов Индии помогла колонизаторам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Последствия.

Несмотря на поражение восстания, британские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Ещё 2 августа 1858 парламент Соединенного Королевства принял закон о ликвидации Ост-Индской компании и переходе управления Индией к Великобритании, а таким образом все жители стали подданными британской королевы уже как императрицы единой Индии. Индийских князей и помещиков колонизаторы сделали своими союзниками, проведя ряд законов, закреплявших их права феодальной собственности на землю. В то же время колониальным властям пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничившие феодальный произвол заминдаров.

восстание сипай колонизатор

Индия накануне восстания

В середине XIX в., когда вся Индия уже находилась под британской властью, значительно ускорились темпы приспособления индийской экономики к нуждам и потребностям английского капитализма. К этому времени выявилось значительное несоответствие между темпами роста ввоза в Индию британских промышленных товаров и вывоза из нее сырья в Англию. Индия становилась рынком сбыта быстрее, чем источником сырья. Между тем в Англии, ставшей «фабрикой мира», резко возросла потребность в индийском сырье и продовольствии.

Не удивительно, что английские власти предприняли ряд мер для увеличения производства и вывоза необходимых метрополии сельскохозяйственных продуктов. За время, когда генерал-губернатором Индии был Дальхузи (1848-1856), вывоз хлопка-сырца удвоился, экспорт зерна возрос в 3 раза, а общий вывоз из Индии в Англию увеличился примерно на 80%.

Этому способствовала проведенная Дальхузи экспроприация части земель феодальной аристократии и высшего духовенства. Под разными предлогами Дальхузи аннексировал и присоединил к владениям Ост-Индской компании ряд княжеств. Например, лишив князей традиционного права назначать своими наследниками приемных детей, английские власти аннексировали Сатару, Нагпур, Джханси и некоторые другие княжества. В 1853 г. они заставили правителя Хайдарабада передать Ост-Индской компании в «возмещение долгов» область Берар и другие хлопководческие районы. В начале 1856 г. под предлогом «плохого управления» было присоединено к владениям компании крупное княжество Ауд с населением 5 млн. человек, при этом англичане лишили многих представителей феодальной знати их земельных владений. Общая территория индийских княжеств была сокращена при Дальхузи примерно на одну треть. Английские чиновники выколачивали недоимки прежних лет, которые не удалось получить княжеским сборщикам. Новое землеустройство сопровождалось увеличением налогов, переходом земли к новым владельцам - заминдарам, тесно сотрудничавшим с английскими колонизаторами.

Английские власти связали главные центры Индии телеграфными линиями, была начата постройка первых железных дорог, необходимых.для вывоза сырья и ввоза товаров. Индия оказалась втянутой в орбиту мирового капиталистического рынка. В 1854 г. в окрестностях Калькутты была пущена первая джутовая фабрика, через два года открылась хлопчатобумажная фабрика в Бомбее.

Вызванный английской политикой рост товарности сельского хозяйства происходил не в результате общего подъема сельскохозяйственного производства, а за счет увеличения доли необходимого продукта, изымаемого у индийского крестьянства. В этих условиях до предела сужались возможности расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве Индии. Рост производства сырья сопровождался сокращением посевов продовольственных культур.

Причины народного восстания 1857-1859 гг.

В 50-х годах XIX в. противоречия, нараставшие на протяжении длительного периода предшествовавшего развития Индии, достигли предельной остроты.

Установление британского владычества в Индии резко усилило бедствия и страдания народных масс. Росло их недовольство.

Страну будоражили слухи о предстоящем насильственном обращении индусов и мусульман в христианство. Распространению таких слухов способствовала активизация деятельности миссионеров, поддерживаемая и поощряемая британскими властями. Председатель Совета директоров Ост-Индской компании заявил в британском парламенте: «Провидение вручило обширный Индостан Англии для того, чтобы знамя Христа победно развевалось по всей Индии».

Возрастало также недовольство части феодальной аристократии, мелких феодалов и общинной верхушки, сильно задетых аграрно-налоговой политикой колониальных властей и особенно экспроприациями Дальхузи.

Общий рост недовольства отражался на настроениях, индийских солдат и.офицеров. Сипайские гарнизоны становились центрами, аккумулировавшими это недовольство.

Положение в англо-индийской армии

Из трех сипайских армий - Бенгальской, Мадрасской и Бомбейской - антианглийские настроения особенно широко охватили Бенгальскую, численность которой значительно превышала численность двух других, вместе взятых армий. Ее офицеры и солдаты в основном вербовались из двух высших индусских каст - брахманов и раджпутов - ив большинстве своем были выходцами из семей общинной верхушки и мелких феодалов. Среди них было много уроженцев Ауда. Из аналогичных социальных слоев вербовались в Бенгальскую армию и сипаи-мусульмане.

Брожение среди сипаев дополнительно усиливалось некоторыми моментами, непосредственно связанными с положением англо-индийской армии. Завоевав всю Индию, англичане стали меньше считаться с сипаями. Было сокращено жалованье, урезаны пенсии, отменены многие привилегии. Сипайские полки стали посылать воевать в Афганистан, Иран, Бирму, Китай. Усилилась национальная дискриминация индийских солдат со стороны английских офицеров.

Сильнейшее возмущение вызвало введение в начале 1857 г. новых патронов, смазанных говяжьим жиром и свиным салом. Перед употреблением обертку патрона надо было надкусить зубами. Это задевало религиозные чувства сипаев-индусов, которым религия запрещала употреблять в пищу говядину, и сипаев-мусульман, не употреблявших свинину. Однако, когда развернулось восстание, сипаи без колебаний пустили в Дели эти патроны против англичан..

Начало восстания

К концу 1856 г. вся Индия глухо бурлила. В сипайских полках Бенгальской армии, в городах и деревнях усилилась антианглийская-агитация. На заборах военных лагерей появились призывы: «Братья, убейте наших тиранов, их немного!», «Если сипаи объединятся, белые будут каплей в море!», «Если мы все восстанем - успех обеспечен. От Калькутты до Пешавара будет гореть земля». Ущемленные англичанами феодалы сближались, устанавливали контакты с сипайскими полками. Большую роль в подготовке восстания играли тайные организации ваххабитов. Его идеологической подготовке способствовала деятельность известного мусульманского просветителя Фазл-хака.

Началом народного восстания явилось вооруженное выступление сипаев и гражданского населения в Мируте (Мератх) 10 мая 1857 г. Накануне англичане заковали в кандалы и бросили в тюрьму группу сипаев, обвиненных во враждебности к англичанам. Возмущенные этим, сипаи трех полков и большая толпа горожан взялись за оружие. К ним присоединились крестьяне окрестных деревень. Перебив командиров-англичан, восставшие полки двинулись к Дели. Оставшиеся в Мируте английские войска удерживали город, окруженный восставшими крестьянами. Когда на другой день, 11 мая, мирутские полка подошли к Дели, городская беднота открыла ворота и впустила их в город. Одновременно там началось восстание местных сипаев и гражданского населения. Малочисленный английский гарнизон был бессилен, и древняя столица Индии перешла в руки повстанцев.

Они подошли к дворцу последнего представителя династии Великих Моголов, Бахадур-шаха II, и потребовали, чтобы тот присоединился к восстанию. Бахадур-шах, вынужденный принять это предложение, был провозглашен верховным правителем Индии. Массы воспринимали восстановление империи Моголов как восстановление независимости.

B восстании объединились индусы и мусульмане. Подчеркивая доброжелательность к индусам, делийское правительство Бахадур-шаха запретило убой коров - священных животных у индусов. В свою очередь, индусские вожди восстания поддерживали мусульманскую религиозную символику. Прокламации призывали: «Братья индусы и мусульмане!.. Бог не желает нашей покорности перед английскими угнетателями. Разве он не одинаково вдохнул в сердца индусов и мусульман горячее желание изгнать англичан из пределов нашей родины?»

Дальнейшие успехи восстания

Захват Дели послужил сигналом для народных выступлений в других частях страны. Основными очагами восстания стали районы Центральной Индии (по среднему течению Джамны и Ганга).

В Канпуре важную роль в подготовке восстания играл приемный сын последнего пешвы маратхов Нана Сахиб, лишенный англичанами своих прав и пенсии. Нана Сахиб был связан с тайными организациями сипайских полков Канпура. Он стал одним из самых выдающихся вождей восстания.

4 июня в Канпуре выступили сипаи двух тюлков. Они захватили казну, арсенал, тюрьму, освободили заключенных и послали делегатов к двум другим полкам, которые вскоре перешли на сторону восставших. С самого начала в канпурском восстании активно участвовали народные массы. Там формировались отряды из крестьян и ремесленников. Восставшие осадили засевших в канпурской крепости англичан, которые в конце июня вынуждены были капитулировать. Нана Сахиб провозгласил себя пешвой и стал управлять освобожденной канпурскими повстанцами территорией в качестве вассала делийского императора.

Одновременно восстали сипайские войска в незадолго до того аннексированном княжестве Джханси; часть из них направилась на помощь повстанцам района Дели. В других маратхских княжествах - Индауре и Гвалияре - сипаи перебили английских офицеров. Но их князья, заявив о присоединении к восстанию, проводили предательскую политику. Они разными способами старались задержать продвижение местных сипайских полков на север для участия в боях с англичанами.

Важнейшим очагом восстания стал Ауд. Здесь еще в 1856 г., вскоре после аннексии княжества; развернулась активная подготовка к антианглийскому восстанию. Одним из организаторов, народного движения в Ауде был религиозный проповедник Маулави Ахмад Шах, в прошлом мелкий феодал. Он рассылал прокламации, произносил проповеди, разоблачавшие англичан. Накануне восстания Ахмад Шах был схвачен английскими властями и ожидал в тюрьме смертного приговора. Его освободил» восставшие сипаи.

В отличие от восстаний в других районах восстание в Ауде началось выступлением не сипаев, а крестьян. Сипайские полки, посланные англичанами против крестьян в окрестности столицы княжества г. Лакхнау, шерешли на сторону восставших и перебили английских офицеров. Одновременно восстали сипаи в Лакхнау. Городское население, в первую очередь ремесленники, также поднялось против колонизаторов. По словам английского историка, «в течение 10 дней английская администрация в Ауде исчезла, как сон. Войска взбунтовались, и народ перестал быть верным правительству». Было объявлено о восстановлении независимости и провозглашении махараджей малолетнего сына бывшего государя. Регентский совет возглавила княгиня-мать. По настоянию сипаев, в его состав был включен Ахмад Шах.

Народное восстание застало колонизаторов врасплох. На огромной территории от Дели до Калькутты они располагали лишь несколькими полками английских солдат. В обширных густонаселенных областях Индостана восставший народ ликвидировал колониальный режим.

Характер и движущие силы восстания

Начавшееся восстание было великим освободительным восстанием народов Индии против британских колонизаторов. Сипаи нанесли первый удар по колонизаторам и стали военным ядром восстания. Но его главной движущей силой были крестьяне и ремесленники. Главной целью восставших было освобождение Индостана от иноземного господства, изгнание британских колонизаторов. Это объединило крестьян, ремесленников, солдат, часть феодалов.

Известно, что с первых шагов своей захватнической политики в Индии английские колонизаторы стремились опереться на князей и помещиков, видели в них основную опору. Но с превращением Индии в колонию главными эксплуататорами ее трудящихся стали англичане, а индийским феодалам приходилось играть подчиненную роль. К тому же накануне восстания часть феодалов лишилась своих княжеств и земель. Все это привело к выступлению некоторых индийских князей и помещиков против англичан. Индийские князья, феодальная знать, примкнувшие к восстанию, хотели восстановить свою власть, сохранив феодальные порядки. В ходе восстания многие из них проявляли трусость и нерешительность и даже переходили на сторону англичан.

Коренные интересы народных масс, бывших главной движущей силой антиколониальной войны, требовали не только изгнания колонизаторов, но и ликвидации феодального гнета. Объективно участие масс в освободительной войне имело и антифеодальную направленность. Внешне она проявлялась в выступлениях против помещиков-заминдаров новой формации, получивших землю из рук англичан, и против тех феодалов, которые предавали восстание.

Вследствие неорганизованности и распыленности крестьян и ремесленников руководителями восстания стали феодальные элементы. Но по мере развертывания восстания в лагере повстанцев углублялись противоречия между народными массами и феодальной знатью, изменявшей делу борьбы за независимость,

Очень скоро выявились и другие слабости восстания. Оно не нашло поддержки на юге Индии. На северо-западе, в Пенджабе, происходили лишь отдельные, изолированные выступления сипаев, которые англичане жестоко подавили, опираясь на поддержку пенджабских феодалов: Колонизаторам удалось использовать религиозную рознь между сикхами и мусульманами и традиционную враждебность сикхов к монгольской власти. Бомбейская и Мадрасская армии не поддержали восставших сипаев Бенгальской армии. Надо полагать, что наряду с другими причинами сказалось и то, что эти армии в отличие от Бенгальской формировались англичанами из наиболее обездоленных представителей низших каст, для которых военная служба казалась счастливым выходом из беспросветной нужды и нищеты.

Смпайские части Бенгальской армии, составлявшие военное ядро восстания, действовали разрозненно, без общего руководства.

Положение англичан облегчалось тем, что значительная часть феодалов с самого начала стала на их сторону. Войска некоторых княжеств участвовали вместе с англичанами в подавлении восстания.

Бои за Дели

В первые месяцы восстания его главным центром был район Дели. В июне сюда были переброшены крупные силы англичан из Пенджаба. Началась осада. Повстанцы стойко обороняли свою столицу.

По мере того как выяснялись неспособность и нежелание Бахадур-шаха II и его окружения развернуть народную войну против колонизаторов, углублялись противоречия между народными массами и феодальным руководством. Народные массы не сумели выдвинуть из своей среды военных или политических руководителей, но отдельные выходцы из феодальной среды пытались осуществлять политику, в известной мере учитывающую чаяния масс. Среди них выделялся Бахт-хан - офицер-сипай, участник организации ваххабитов, вступивший в июле в Дели во главе объединенных войск, состоявших из сипайских частей и отрядов ваххабитов. Он стал одним из выдающихся военных и политических руководителей восстания. На совете командиров полков, находившихся в Дели, Бахт-хана избрали главнокомандующим. Одновременно был сформирован Совет восставших. В него входили шесть представителей сипаев и четыре представителя гражданского населения. Формально главой Совета восставших был Бахадур-шах, но фактически его возглавлял Бахт-хан.

Поддерживаемая населением восставшая армия считала себя носителем власти. Главный девиз сипаев гласил: «Человек принадлежит богу, страна - шаху, а власть - войску». Характерно, что даже шахская печать была отобрана у Бахадур-шаха и какое-то время находилась в руках Совета восставших»

Совет пытался осуществить некоторые мероприятия, отражавшие требования народных масс. Были отменены налоги на соль и сахар и введено строгое наказание за тайное накопление продовольствия. Семьям погибших воинов выделялся земельный надел, свободный от налогов. Богатые купцы облагались специальными сборами в пользу повстанческой армии. Совет обратился к императору с письмом, призывающим прекратить злоупотребления при сборе налогов и улучшить положение крестьянства. Бахт-хан издал приказ о всеобщем вооружении горожан. Бахт-хан и некоторые члены Совета восставших стремились ограничить влияние феодального окружения шаха. Видимо, зная о злоупотреблениях шахской семьи, Бахт-хан заявил, что он отрубит нос и уши даже принцу королевской крови, если тот будет уличен в хищениях.

Феодальные же элементы все более склонялись к прекращению борьбы. Многие из них вступили в тайные сношения с англичанами, сообщали им военные секреты. Есть основания считать, что и Бахадур-шах стремился к соглашению с англичанами. Распространялись даже слухи о его попытке бежать к неприятелю. Все это ослабляло защитников Дели.

В то время как пенджабская армия англичан вела осаду Дели, английские.войска, выступившие из Калькутты, шли вверх по долине Ганга. Подавив восстание в Аллахабаде (Илахабад) и Бенаресе (Варанаси), они вступили в район Канпура. Здесь развернулись упорные бои. Однако канпурские повстанцы вели

борьбу изолированно, не было установлено непосредственной координации военных действий между Канпуром и Дели. Регулярные части сипаев и партизанские отряды крестьян и ремесленников действовали разрозненно. Выявились также серьезные противоречия между местными феодалами и сипаями. В результате англичанам в июле удалось овладеть Канпуром.

Длительная осада Дели поставила делийских повстанцев, ослабляемых предательством феодалов, в тяжелое положение. В начале сентября 1857 г. из Пенджаба прибыли новые английские подкрепления, имевшие осадную артиллерию. 14 сентября они начали штурм и после шестидневных боев овладели столицей. Уводя остатки своих войск, Бахт-хан предложил Бахадур-шаху следовать вместе с армией для продолжения борьбы, но последний предпочел сдаться англичанам.

Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами. Опасаясь расправы, большинство мирных жителей покинуло город.

Героическая оборона Дели заняла важное место в истории индийского народного восстания. В течение четырех месяцев борьба в районе Дели привлекала внимание всей страны, вдохновляла повстанцев в других районах.

С падением Дели был ликвидирован крупнейший очаг восстания, но борьба продолжалась.

Осенью к остаткам армии Нана Сахиба, вынужденного оставить Канпур, присоединились войска Гвалияра, выступившие вопреки воле своего князя, и отдельные сипайские части, прорвавшиеся из Дели. Местное население по-прежнему поддерживало повстанцев, и район Канпура продолжал оставаться одним из важных очагов восстания. Но главным центром восстания после падения Дели становится Ауд.

Развертывание восстания в Ауде

С самого начала восстание в Ауде приняло массовый характер. В руках восставших быстро оказалась вся территория княжества. Только в крепости, расположенной в центре Лакхнау оставался осажденный повстанцами небольшой английский гарнизон. Ауд стал главным очагом освободительной борьбы, воодушевляя народные массы всей Индии. Сюда стягивались и главные силы англичан. В ноябре 1857 г. англичане развернули наступление на Лакхнау. Им удалось прорваться к городу и вывести оттуда осажденный гарнизон. Но удержаться в Лакх-иау они не смогли и отступили к Канпуру.

Между тем в Индию прибыли новые английские войска, освободившиеся после окончания войны с Ираном, и часть войск, отозванных с пути в Китай. В декабре шли бои с войсками Нана Сахиба. Англичанам удалось прочно занять линию р. Ганг и отрезать повстанцев Центральной Индии от Ауда.

В этот период все острее стали проявляться противоречия между народом и феодальной знатью. Ахмад Шах требовал отстранения колебавшихся военачальников из феодальной знати и развертывания решительных действий против английских войск. В январе 1858 г. произошло вооруженное столкновение между отрядами Ахмад Шаха и сторонниками феодальной верхушки Ауда. После этого Ахмад Шах был брошен в тюрьму, но по требованию населения и армии его вскоре освободили, и он вновь стал одним из самых авторитетных руководителей повстанцев.

К весне 1858 г. английское командование сосредоточило крупные силы для наступления на Лакхнау. В начале марта 70-тысячная английская армия окружила Лакхнау. После упорной борьбы 14 марта англичане овладели городом. Они учинили там повальный грабеж и неслыханные зверства, продолжавшиеся в течение двух недель.

Однако англичанам не удалось ликвидировать повстанческую армию. Отступив из Лакхнау, она продолжала борьбу под руководством Ахмад Шаха.

Партизанская война в 1858-1859 гг. Открытый переход феодалов на сторону англичан

После падения Лакхнау главной формой вооруженной борьбы против колонизаторов стала партизанская война. Помимо Ауда она охватила Центральную Индию, где ядром партизан стали остатки повстанческой армии Нана Сахиба, в которую влились и делийские войска. Отряды Нана Сахиба и Бахт-хана двинулись на север и затем отступили в Непал. После этого борьбу в Центральной Индии возглавил талантливый партизанский вождь и полководец Тантиа Топи.

Одним из центров сопротивления в Центральной Индии стало княжество Джханси. Здесь оборону против англичан возглавила княгиня Лакшми Бай, своим мужеством и отвагой вдохновлявшая повстанцев. В мужской одежде, с оружием в руках, она бесстрашно появлялась в самых опасных местах. Когда в апреле 1858 г. англичане ворвались в центр княжества г. Джханси, Лакшми Бай по веревочной лестнице ночью спустилась с одной из башен и ускакала от английской погони. Она примкнула к отряду Тантиа Топи и погибла в рукопашной схватке. Народы Индии чтят память Лакшми Бай, одной из легендарных героинь своей освободительной борьбы.

Войска Тантиа Топи прошли с боями почти всю Центральную Индию. Продолжались боевые действия в Ауде и других очагах сопротивления. Но феодальные элементы открыто переходили на сторону англичан. Этому способствовало обещание англичан гарантировать князьям и феодальной аристократии полную неприкосновенность их владений. Один из князей предательски захватил Ахмад Шаха и за 50 тыс. рупий вручил англичанам его окровавленную голову. В апреле 1859 г. другой раджа захватил и выдал англичанам Тантиа Топи, мужественно принявшего смерть. Отдельные отряды повстанцев продолжали сопротивление до конца 1859 г.

Великое восстание народов Индии было подавлено с чудовищной жестокостью. Сипаев привязывали к жерлам пушек и затем выстрелом разрывали их на части. Озверевшие колонизаторы истребляли не только повстанцев, но и мирное население.

Причины поражения восстания

Исход восстания 1857-1859 гг. показал, что в тот период в Индии еще не сложилась общественная сила, достаточно могучая для того, чтобы изгнать колонизаторов. Большинство вассальных князей и феодальной знати, помещики-заминдары с самого начала поддержали англичан. Та часть феодалов, которая примкнула к восстанию и захватила в свои руки руководство, боялась размаха движения, действовала разрозненно, нередко преследуя узкоклассовые и династические цели.

В ходе восстания проявились все слабости, присущие крестьянским восстаниям, не руководимым передовым классом. Крестьяне и ремесленники не смогли в ходе восстания выдвинуть свою собственную программу и своих вождей. Хотя отдельные руководители восстания (Ахмад Шах, Бахт-хан и др.) учитывали требования народных масс, они не могли существенным образом повлиять на положение дел.

Синайские полки и крестьянские отряды действовали разрозненно и неорганизованно. Давала себя знать также национальная, религиозная и кастовая разобщенность населения Индии.

В этих условиях крупные воинские подразделения, двинутые англичанами, их военно-техническое превосходство решили исход борьбы.

Историческое значение индийского народного восстания

Несмотря на поражение, восстание 1857-1859 гг. занимает выдающееся место в истории народов Индии. Оно показало силу сопротивления народов Азии иностранным колонизаторам. Его опыт и традиции вдохновляли на борьбу новые поколения индийских патриотов. Оно нанесло серьезный урон английским колонизаторам и имело важное международное значение.

К. Маркс и Ф. Энгельс, с огромным вниманием и сочувствием следившие за героической борьбой народов Индии, видели в них союзников революционного пролетариата Европы.

В то время как английские колонизаторы зверски расправлялись с индийскими патриотами, передовые "представители английских трудящихся выражали сочувствие борющейся Индии. Один из вождей чартистов, Эрнест Джонс, призывал в 1857 г. английских рабочих: «Англичане! Индийцы борются сейчас за то, что является самым священным для человека. Их дело так же справедливо и священно, как дело поляков, венгров, итальянцев и ирландцев... Вас, люди Англии, призовут проливать "кровь и приносить жертвы для разгрома одного из самых благородных движений, которые когда-либо знал мир... Сограждане! У вас есть более благородная задача, нежели участвовать в уничтожении чужих свобод, а именно бороться за свои собственные свободы».

Индийскому народному восстанию сочувствовали русские революционеры-демократы. Н. А. Добролюбов посвятил ему статью «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии».

Политика британских колонизаторов после подавления восстания

Борьба народных масс оказала свое влияние на политику колонизаторов, которым приходилось считаться с угрозой новых народных выступлений. В 1858 г. английский парламент принял закон, объявлявший Индию владением британской короны. Ост-Индская компания была окончательно ликвидирована. Три президентства компании стали провинциями. Англичане использовали ликвидацию компании, которая давно уже отжила свой век, для того, чтобы свалить на нее ответственность за бедствия, принесенные Индии колонизаторами, и посеять иллюзии, что с переходом Индии под власть британской короны для ее народов наступят лучшие времена.

В опубликованном 1 ноября 1858 г. обращении английской королевы Виктории, к Индии содержалось обещание «свято уважать права, честь и достоинство туземных князей», подчеркивалась неприкосновенность земельной собственности феодальной знати. Английская королева брала под защиту закона кастовый строй и другие пережитки средневековья.

Таким образом, после восстания колонизаторы усилили курс на сотрудничество с индийскими князьями и помещиками и сохранение феодальных пережитков в политическом строе, экономике, быту и сознании народов Индии Усилилась роль индийских феодалов как опоры британского колониального режима. Одновременно колонизаторы стали активнее проводить политику разжигания религиозно-общинной розни между мусульманами и индусами.

Английские власти приняли меры, чтобы несколько разрядить недовольство крестьянства. В 1859 г. были приняты «Закон о постоянной аренде» и другие акты, запрещавшие заминдарам произвольно повышать ренту и сгонять с земли тех крестьян, которые могут доказать, что они арендуют свой участок не менее 13 лет. Это затрудняло борьбу крестьян, разбивая их на различные категории арендаторов с разными правами, сеяло у части крестьян иллюзии о возможности улучшить свое положение. В дальнейшем «постоянные арендаторы» получили право закладывать и продавать свои земли. Эти земли постепенно начали скупаться ростовщиками, купцами, кулаками, которые, в свою очередь, сдавали их в аренду. В итоге эксплуатация крестьян-арендаторов увеличилась.

Учитывая опыт восстания, англичане реорганизовали свои вооруженные силы в Индии. После ликвидации Ост-Индской компании ее войска стали королевскими войсками. В них было значительно увеличено число англичан. Теперь на двух-трех солдат-индийцев приходился один английский солдат. Артиллерия и технические части, как правило, комплектовались только из англичан. Эти меры повысили роль англо-индийской армии как важнейшего орудия колониального порабощения народов Индии.

Подавив народное восстание 1857-1859 гг., англичане усилили колониальную эксплуатацию Индии, окончательно превратив ее в аграрно-сырьевой придаток капиталистической Англии.