Как отремонтировать пластмассовую деталь термоса откололось ушко. Как отремонтировать сломавшуюся пластмассовую деталь

Сломав пластиковый бампер на автомобиле ВАЗ, владелец может относительно недорого приобрести и поставить новый, покрашенный в подходящий цвет. Хозяевам иномарок не так повезло, пластмассовые обвесы для их машин стоят куда дороже. Выход - отремонтировать повреждённую деталь, заделав трещину своими руками с целью экономии средств. О способах восстановления поломанного пластика полезно знать и владельцам российских авто, не покупать же новый элемент из-за мелких трещин.

Методы заделки трещин

В зависимости от величины повреждения и типа пластмассы практикуются следующие способы треснувших бамперов:

  • косметическое склеивание с помощью ацетона и донорского пластика;
  • заклеивание современными химическими составами;
  • крепление на эпоксидной смоле с применением армирующей сетки из стекловолокна;
  • заделка трещины паяльником с армированием металлической сеткой;
  • сварка с помощью термофена и пластикового стержня.

Справка. Существует один простой метод, используемый автолюбителями, не слишком заботящимися о внешнем виде машины. Это соединение краёв трещины проволокой либо скрепками из степлера. Дело это нехитрое, значит, и рассматривать данную технологию нет смысла, всё и так понятно.

Применение для склеивания ацетона, способного растворять многие разновидности пластмасс, - это временная мера, применяемая для небольших трещин, появившихся в середине обвеса. Суть его такова:

  1. Подбираются кусочки пластика, схожего по составу с материалом бампера, и растворяются в ацетоне до густой консистенции.
  2. С тыльной стороны бампера трещина обезжиривается и тоже обрабатывается ацетоном, дабы размягчить поверхность.
  3. Разжиженный пластик наносится на повреждение с обратной стороны, после чего застывает в течение нескольких часов. Снаружи дефект можно подкрасить тюбиком-корректором.

С помощью густых двухкомпонентных составов, продающихся в двух тубах, заделываются любые одиночные трещины в большинстве разновидностей пластмассы. Исключение - обвесы из стеклопластика, их склеивают эпоксидной смолой, а при серьёзных повреждениях применяют армировку стекловолоконной сеткой.

При многочисленных крупных трещинах, проломах и пробоинах в бампере методы склеивания становятся неэффективными. В подобных случаях практикуется пайка либо сваривание термофеном с применением донорского полимерного материала. После такого ремонта место дефекта подвергается тщательной зачистке и покраске в цвет автомобиля. В конце необходимо сделать полную полировку бампера, чтобы покрашенный участок не выделялся на фоне старого покрытия.

Совет. Если вы попали в ДТП либо столкнулись с неподвижным препятствием и проломили обвес, постарайтесь собрать все отлетевшие кусочки, кроме самых мелких. Это позволит использовать при ремонте «родную» пластмассу и не искать что-то похожее.

Подготовительный процесс мало отличается для различных способов склеивания и сварки полимерных деталей, поэтому его стоит рассмотреть отдельно. Вопрос первый - так ли необходимо снимать бампер, чтобы произвести ремонт. В большинстве случаев без демонтажа не обойтись, поскольку пластмассу нужно заделывать с обеих сторон. Исключение - разбитые обвесы, растрескавшиеся во многих местах. Их нужно сначала скрепить воедино, а потом снимать. Иначе после ремонта деталь может потерять форму, отчего не сойдутся точки крепления, а зазоры со смежными элементами увеличатся.

Справка. Зачастую тело бампера отрывается в точках крепления и на саморезах остаются небольшие кусочки пластмассы. Перед демонтажем такую деталь надёжно приваривают к оторванному креплению и только потом снимают.

Чтобы подготовить повреждённый обвес к ремонту, нужны такие инструменты и материалы:

  • набор ключей и отвёрток для снятия элемента;
  • электрическая шлифмашина;
  • наждачная бумага разной зернистости - от Р180 до Р320;
  • обезжиривающая жидкость - органический растворитель либо уайт-спирит;
  • ветошь.

Примечание. С помощью шлифовальной машины можно выполнить зачистку качественнее и гораздо быстрее, нежели вручную. Этот и другой электроинструмент, который понадобится для покраски и полировки, можно арендовать на 2-3 дня.

Вне зависимости от того, проводятся работы прямо на автомобиле или при снятом бампере, его необходимо хорошенько вымыть и просушить. Затем крупной шкуркой надо ободрать краску с отступом 3-5 см от трещины в каждую сторону и зашлифовать участок мелкой наждачной бумагой. Какой бы способ ремонта вы ни избрали, краску нужно удалить до основания, иначе она помешает адгезии клея либо сплавлению полимеров во время сварки. В конце участок следует обезжирить.

Совет. Качество ремонта обвеса зависит от условий, в которых он производится. Сподручнее заделывать повреждения в гараже, оборудованном смотровой канавой для удобного снятия детали и пайки отвалившихся креплений по месту.

Склеивание двухкомпонентным составом

Для реализации данного способа вам необходимо приобрести следующий комплект для ремонта бамперов от бренда 3М:

  • 2 компонента FPRM для приготовления жидкого полимера в тубах по 150 мл (цена - около 2500 руб.);
  • специальный жёсткий скотч;
  • самоклеящаяся армирующая сетка из стеклохолста (иначе - стеклоканва) шириной 48 мм;
  • инициатор адгезии в аэрозольном баллоне;
  • 2 шпателя - широкий и узкий;
  • канцелярский нож;
  • перчатки, защитные очки.

Справка. Подобные наборы предлагаются и другими производителями, но бренд 3М - наиболее известный и проверенный на практике.

Склеивание жидким полимером подходит для большинства пластмасс и может выполняться как при снятом обвесе, так и на автомобиле. Правда, второй вариант довольно неудобен плюс понадобится хорошее освещение в смотровой яме. Для разделки трещины понадобится электродрель (не болгарка!) с оправкой для абразивных кругов. Ремонт состоит из следующих технологических операций:

  1. С помощью дрели, работающей на низких оборотах, и абразивного круга снимите фаски под углом около 30° по краям трещины с обеих сторон. В поперечном разрезе это смотрится примерно так: «> <».
  2. Обезжирьте участок и дайте растворителю время на полное испарение. С лицевой стороны бампера, где краска была уже зачищена на подготовительном этапе, наклейте вдоль всей трещины скотч. Он послужит своеобразной опалубкой при заливке двухкомпонентного раствора.
  3. Обработайте место повреждения с тыльной стороны обвеса инициатором адгезии из баллона, затем на раскол наложите самоклеящуюся стеклоканву.
  4. Смешайте компоненты из тюбиков в соотношении 1:1 при помощи шпателя. Нанесите жидкий полимер на сетку несколькими тонкими слоями, чтобы не образовалось воздушных раковин. Укладывайте смесь до тех пор, пока она полностью не скроет стеклоканву.
  5. После укладки состава дайте ему 30 минут для отвердевания, затем снимите скотч с лицевой стороны и повторите операцию заделки (но без сетки).
  6. После застывания обработайте участок шлифмашиной, применяя поочерёдно наждачную бумагу Р180, Р240 и Р400. На этом ремонт пластика закончен и можно приступать к покраске.

Важно! После смешивания компонентов состав нужно использовать в течение 6 минут, чего вполне достаточно для наложения на повреждение с одной стороны. Время отвердевания 30 минут верно для комнатной температуры 21-23°С, поэтому при работе в холодном помещении нужно обязательно организовать местный подогрев бампера (например, инфракрасным обогревателем).

Если с лицевой стороны элемента заметны неровности, то перед покраской наложите на перепады немного шпатлевки, предназначенной для пластика. После высыхания зачистите её шкуркой Р1500, обезжирьте и покрасьте распылителем, предварительно нанеся слой грунта. Спустя 1 сутки отполируйте поверхность обвеса.

Заделывание жидким полимером - фото

После разделки требуется ручная зачистка трещины Внутреннюю сторону обвеса тоже надо ошкурить Разделка краёв трещины под углом Скотч клеится с лицевой стороны С внутренней стороны приклеивается стеклоканва С торца видно, как скотч ограничивает вытекание состава наружу при нанесении 2 компонента выдавливается на шпатель в одинаковом количестве Перемешивание компонентов шпателем Состав втирается в щель и сетку шпателем После застывания и снятия скотча заделанный стык зачищается Так выглядит заклеенная трещина в пластике

Видеоинструкция по использованию состава 3М

Ремонт с помощью стекловолокна

Технология применяется для устранения повреждений обвесов, сделанных из стеклопластика, поскольку предыдущая методика в этом случае не подойдёт. Что потребуется для работы:

  • стекловолокно для ремонта бамперов;
  • полиэфирная (эпоксидная) смола в комплекте с отвердителем;
  • мягкая кисть;
  • канцелярский нож или ножницы;
  • резиновые перчатки.

Совет. Если в месте удара образовалась выпуклость либо впадина, то сразу после зачистки выровняйте её, используя для нагрева строительный фен.

Поскольку латки из стеклоткани придётся накладывать с обеих сторон повреждённого участка, то бампер лучше демонтировать с автомобиля. Выполнив все подготовительные работы, включая зачистку от краски и обезжиривание, действуйте в такой последовательности:

  1. С помощью шлифовальной машины с крупнозернистой наждачной бумагой (Р80- Р120) сделайте углубление в теле бампера с лицевой стороны, охватив радиус 3-5 см от трещины. Это необходимо, чтобы накладка из стеклоткани по итогу не выпирала за плоскость детали.
  2. С тыльной стороны сделайте зачистку крупной шкуркой, но без углубления. Обезжирьте участок и дайте ему просохнуть.
  3. Вырежьте заплатки из стеклоткани. На лицевую часть нужно сделать аккуратную латку, повторяющую форму углубления, а с тыла можно приклеить накладку прямоугольной формы.
  4. Смешайте смолу с отвердителем в пропорциях, указанных на упаковке. Нанесите состав кистью на поверхность, наложите заплатку (можно в несколько слоёв) и пропитайте её смолой.
  5. Чётко выдержите время, заданное для отвердевания эпоксидного состава (написано на ёмкости со смолой), после чего тщательно зачистите ремонтный участок мелкой шкуркой. Задача - выровнять поверхность, удалив выступы.

Примечание. Изначально используется крупнозернистая наждачная бумага с целью создания на поверхности пластмассы шероховатость, способствующей лучшей адгезии полиэфирного клея.

На этом работы по ремонту самого пластика окончены, дальше выполняется зачистка, грунтование и покраска по стандартной технологии. Последняя операция - полировка бампера, она необходима для придания элементу однородного блеска.

Фото ремонта обвеса из стекловолокна

Видеоролик о заклеивании дефектов стеклотканью

Пайка крупных повреждений бампера

Многочисленные трещины, проломы и оторванные элементы бампера ремонтируются термическими методами, в частности, пайкой. Для выполнения этой кропотливой работы требуется небольшой комплект инструментов и материалов:

  • паяльник мощностью не менее 100 Вт с широким жалом и деревянной ручкой;
  • тонкая металлическая сетка, специально предназначенная для термического скрепления пластмассовых деталей;
  • нож, кусачки для обработки отломанных сегментов;
  • струбцина винтовая;
  • наждачная бумага с мелким и крупным зерном для зачистки швов.

Примечание. Процесс пайки серьёзных дефектов может растянуться на часы. Пластиковая рукоятка паяльника за это время прогреется настолько, что инструмент станет трудно держать рукой.

В процессе подготовки к пайке краску необходимо удалить до основания не только с трещин, но и с оторванных кусков бампера. Причём в этом случае обвес с машины не снимается, пока все разрывы не будут скреплены и зафиксированы пайкой, иначе элемент потеряет точную форму.

Технология пайки реализуется в такой последовательности:

  1. После зачистки протрите участок обезжиривателем и дайте ему испариться.
  2. Совместите края трещин и при необходимости зафиксируйте их в таком положении струбцинами.
  3. Нагретым паяльником сделайте прихватки по длине всех трещин. Для качественного прогрева жало нужно погружать в пластмассу на глубину, равную половине толщины материала, а потом разравнивать поверхность расплавленного пластика. Расстояние между прихватками - 1,5-2 см.
  4. Когда прихватки сделаны на всех трещинах, надо поставить на место отломанный кусок. Примерьте его к отверстию и при необходимости подрежьте, чтобы он входил в дыру заподлицо с поверхностью.
  5. Припаяйте оторванный сегмент на прихватках, затем повторите операцию с внутренней стороны. После чего бампер можно аккуратно снимать с автомобиля и продолжать работу в более комфортных условиях, хотя это делать необязательно, кому как удобно.
  6. Выполните сплошную пайку всех стыков с двух сторон обвеса. Чтобы от нагрева соседние прихватки не расходились, шов нужно паять с пропусками. То есть, сначала сваривается первый участок между прихватками, потом - третий, пятый, седьмой и так далее. По окончании возвращайтесь и припаивайте все оставшиеся участки.
  7. Нарежьте сетку кусочками 2-4 см в длину. Их нужно впаять поперёк шва в самых напряжённых местах - по краям трещин, на середине, на стыке и около рёбер жёсткости. Технология проста: стальная сетка кладётся на шов и, нагреваясь от паяльника, погружается в полимерную основу бампера. В конце размягчённую пластмассу над сеточкой нужно разгладить.

Важно! Спаивая края пластмассы, нужно её неподвижно удерживать и давать время на застывание. Если вы отпустите деталь раньше времени, то шов разойдётся.

По окончании процедуры пайки зачистите шкуркой поверхность элемента, затем обезжирьте и покрасьте в требуемый цвет. При дальнейшей эксплуатации будьте внимательнее, поскольку от сильного удара бампер может разлететься на куски, порвавшись в тех же местах. Чтобы скрепить его прочнее, стоит воспользоваться другим способом - свариванием донорским пластиком.

Фотоинструкция по пайке бампера

Все стыки тщательно зачищаются от краски Скрепление трещины прихватками Разлом теперь держится на прихватках Отломанный кусок чётко подгоняется под проём Обломок тоже закрепляется прихватками Все швы зафиксированы в нескольких точках Полностью пропаянные стыки Все операции по пайке повторяются изнутри бампера

Как правильно паять передний обвес - видео

Сваривание термофеном

Это более эффективный способ соединения полимерных деталей, применяемый не только для ремонта бамперов, но и для восстановления разнообразных изделий из пластмассы. Он позволяет надёжнее скрепить элементы, затрачивая на работу гораздо меньше времени, чем при пайке. Чтобы воспользоваться этой технологией, нужно приготовить те же инструменты с материалами, что и для спаивания, исключая металлическую сетку. Кроме того, для ремонта понадобится.

Ремонт пластика при помощи промышленного фена – самый оптимальный и надежный вариант. Такой сварной шов не будет уступать по прочности любому другому участку детали, а если с внутренней стороны наварить еще один толстый слой, то получится самый крепкий участок на всей детали.

Может показаться, зачем необходимы другие способы восстановления пластмассы мото и авто деталей, но все не так просто – нужно иметь соответствующие навыки, перед тем как браться за ремонт. Специалисты рекомендуют попробовать на ненужном пластике с трещиной «набить руку», перед тем как браться непосредственно за ремонт пластика детали мотоцикла или автомобиля.

Первая проба покажет, что вы скорее всего просто деформируете деталь или недоварите шов – такие ремонтные работы не принесут никакого результата. Помимо практики встает финансовый вопрос – для проведения таких работ потребуется непосредственно сам фен, с возможностью регулировки подачи воздуха и настройки температурных режимов – такое изделие обойдется примерно в 3-5 тыс. рублей + специальные насадки.

Если такие затраты не пугают рядового пользователя, то можно приступать непосредственно к ремонту пластика своими руками .

Подбираем необходимый материал и инструмент для ремонта пластика

Для выполнения ремонта пластика своими руками , вам понадобятся следующие материалы:

  • Промышленный фен. Специалисты рекомендуют использовать модели от именитых брендов, таких как Makita, Bosh, HG и пр. Почитайте отзывы и убедитесь сами – данные модели очень практичны, долговечны и надежны. С ними можно на протяжении нескольких лет спокойно ремонтировать детали из пластика. Некоторые мастера применяют фены для спайки радиодеталей – они идеально подходят для спайки мелки трещин;
  • Набор специальных насадок, диаметром от 5 до 8 мм. В большинстве случаев продаются отдельно от самого фена. В зависимости от бренда, могут стоить от 100 до 800 рублей. К примеру, на ту же Makita, одна насадка стоит порядка 600-700 рублей;
  • Пластик для припоя. Следует помнить, что пластик должен быть идентичным пластику детали. Его можно приобрести в специализированном магазине или же нарезать самостоятельно, используя старые идентичные детали. Обычно, «магазинный» припой продается в мотках – это удобно и практично.

Для ремонта пластмассы можно использовать дополнительные приспособления, такие как:

  • Шлифовальная машинка – потребуется мастеру для шлифовки шва. Покупать ее необязательно, ведь для таких целей идеально подойдет наждачка или набор напильников;
  • Несколько зажимов, для фиксации шва. Их можно приобрести в любом строймаркете.

Если все укомплектовано, то можно смело приступать к выполнению работ.

Пошаговая инструкция по ремонту пластика

Рассмотрим ремонт пластмассы пошагово, чтобы стало понятно даже неопытному ремонтнику:

  • Изначально следует узнать состав материала, из которого изготовлена поврежденная деталь. Обратите особенное внимание на то, что пластик припоя должен быть идентичен пластику ремонтируемой детали. Учитывая данный фактор, мастера устанавливают необходимую температуру нагрева воздуха – в случае несоответствия припоя и самой детали, один из материалов плохо прогреется и попросту отвалится. Или же случится перегрев и деталь, как и припой «поплывут», что приведет к плачевному результату. Индекс материала (маркировку пластмассовой детали) можно узнать, заглянув за тыльную сторону ремонтируемого компонента. В большинстве случаев, попадается три основных вида пластика: РР (полипропиленовые детали), ABS (изделия из акрилонитрила, бутадиена и стирола), и наконец, РА (детали из полиамида);

  • Зачистка детали перед ремонтными работами. Прежде чем начать восстановительные работы, края трещины поврежденной детали необходимо аккуратно зачистить, чтобы избавиться от торчащих зубцов пластика и сколов. Данные манипуляции легко произвести при помощи напильника или наждачной бумаги – специалисты рекомендуют зачищать по 5-10 мм от края разлома с каждой стороны;

  • Сборка детали. В случае, если деталь раскрошилась на несколько отдельных кусков, мастеру придется попотеть и собрать деталь на манер пазла. Каждый отдельный элемент придется зачищать по краям и устанавливать на законное место. Чтобы «сборка» не развалилась, всю мозаику крепим при помощи струбцин (похожи на небольшие бельевые прищепки). Стоимость их невелика и их легко можно достать в любом строительном магазине (цена не превышает 70 рублей за 1 шт.);

  • Сварочные работы. Берем один пруток (припой), заостряем его кончик и аккуратно прижимаем его к краю очищенного разлома. По мере нагревания, начинаем нагревать припой и пластик. При правильно выставленном температурном режиме и уровне подаче воздуха, начинаем сварочные работы, прогревая прутик и прислоняя его к нагретой детали. Струя воздуха, сама будет прижимать нагретую пластмассу, поэтому руками ничего делать не нужно.

Все, мы закончили выполнение ремонтных работ.

Краткие итоги

Теперь вы знаете как восстановить пластмассовую деталь самостоятельно, не обращаясь к специалистам. После сварочных работ остается только выровнять выпирающую сварку под уровень детали и все. Остатеся только покрасить деталь и установить ее на мотоцикл или автомобиль.

Видео — ремонт пластика своими руками

Часто нам нужно склеить сломавшееся или треснувшее пластмассовое изделие — от дужки очков до бампера автомобиля. Также бывает нужно приклеить крючок в ванной или держатель для садового распылителя. Суть процесса склеивания состоит в растворении поверхностного слоя двух заготовок и образовании из этого раствора слоя пластика, общего для обеих деталей. После застывания части образуют единое целое, или, как говорят, «склеиваются намертво».

Определяем тип пластика

чтобы надежно склеить пластмассу, прежде всего, нужно выяснить, из какого именно пластика сделан предмет. Зная пластмассу, можно подобрать для него наиболее подходящее клеящее средство.

Все производители наносят на свою пластмассовую продукцию символику вторичной переработки — это хорошо знакомый Recycling Triangle – треугольник со стрелочками на сторонах, символизирующий повторное использование материалов.

В треугольнике — цифры от одного до семи. Зачастую цифры дополняются аббревиатурой. По этим обозначениям и определяют тип пластмассы.

Что означает маркировка на пластике

  • PET полиэтилен низкого давления или полиэтилентерефталат. Применяется в основном для упаковки или расфасовки продуктов питания. Выпускается в виде пленки, пакетов или прозрачной тары для жидких и сыпучих товаров, а также напитков.
  • HDPE уплотненный полиэтилен низкого давления. Используется для выпуска термоусадочной пленки и пакетов для расфасовки.
  • V (PVC) поливинилхлорид –непищевой пластик, используется для изготовления прочных и долговечных предметов, таких, как хозяйственные ведра, рамы металлопластиковых окон, линолеум.
  • LDPE Полиэтилен низкой плотности высокого давления. Применяется в производстве бутылок для напитков и молочных продуктов, пакеты для расфасовки, игрушки, трубы для холодной воды.
  • PP полипропилен. Пластмасса химически не активна, термостойкая (до 150 °С), шире всего применяется в производстве медицинских товаров, термостойкой посуды и домашней утвари, игрушки, трубы и фитинги для горячей воды, и многое другое.
  • PS полистирол. Также пищевой пластик, из него делают одноразовую посуду, домашнюю утварь, корпуса кухонных приборов. Если его вспенить, образует прекрасный пористый теплоизолятор — пенопласт, используемый в быту и в строительных работах.
  • O Other (прочие) — материалы, не предназначенные для вторичной переработки, например, с включениями металла, бумаги или других веществ). Сюда же относятся пластмассы, не относящиеся к одной из шести групп.

PS — полистирол

Чтобы надежно склеить пластмассу, нужно внимательно рассмотреть маркировку на изделии и подобрать клей, предназначенный для полимеров этой группы. Существует другой способ определения типа пластмассы — небольшой кусочек ее надо поджечь. Каждый тип горит с характерным для него запахом и видом пламени. Для надежного применения этого способа в домашних условиях нужно прибрести немалый опыт.

Маркировка клея

Тюбики с клеем также маркируются, жаль только, что система обозначений не всегда совпадает с обозначениями в треугольнике на пластмассовом изделии. Чаще всего на тюбике можно увидеть следующие символы:

  • PC- поликарбонат (используется для перекрытия теплиц и навесов).
  • ABS –сополимер акрилонитрила.
  • PP полипропилен.
  • PPMA органическое стекло общего назначения.
  • PE- хорошо знакомый полиэтилен.
  • PVC- еще один знакомый- винил, или поливинилхлорид.
  • PS –полистирол.
  • PA 66- полиамид.
  • PUR полиуретан.

Если вы не специалист в органической химии, то, скорее всего, дальнейшее изучение маркировки в домашних условиях успехом не увенчаются. Лучше прочитать в руководстве пользователя, которое обязательно должно прилагаться к тюбику, какие пластики можно им склеить.

Типы клеев

Разнообразию применимых в быту пластмасс соответствует не менее широкое разнообразие выпускаемых составови способов их применения.

Чем склеить пластмассу

Чтобы растворить поверхностный слой материала, нужно разрушить химические связи между молекулами. Для этого применяют специальные вещества-сильные растворители. Каждый растворитель подходит к своей группе пластиков, а на материале из другой группы может даже не оставить следа. В основе каждого клеящего состава и лежит такой растворитель. Кроме того, в состав могут входить:

  • отвердитель, способствующий его высыханию;
  • наполнитель — растворенные молекулы того вещества, для которого клей предназначен.

Одним из самых сильных растворителей является дихлорэтан. Он применяется, чтобы склеить полистирол и оргстекло.

В зависимости от способа применения средства подразделяются на несколько групп:

  • жидкие;
  • контактные;
  • реакционные;
  • термоклеи.

Жидкие

Жидкие широко распространены в быту, их легко и просто применяют в домашних условиях для склейки пластика, имеющего пористую структуру. Они выпускаются как на основе органического растворителя, так и на водной основе. Их наносят на поверхности, которые прижимают друг к другу на время, достаточное для испарения основы. После этого клеевой слой отвердевает, формируя соединительный шов. Характерным примером служит клей ПВА, им можно склеить в домашних условиях не только линолеум, но и древесину.

Контактные

Склеивание проходит в два этапа:

  • склеиваемые поверхности смазывают тонким слоем, который растворяет поверхностный слой пластика, размягчая его и облегчая контакт с другой поверхностью;
  • через несколько минут детали с силой прижимают друг к другу, размягченные слои перемешиваются, растворитель испаряется и формируется шов.

Так работают Момент, БФ-2 и другие. Ими можно склеить в домашних условиях полистирол и другие пластики. В их состав входят ядовитые вещества, поэтому работать нужно в хорошо проветриваемом помещении и не допускать попадания капель на кожу или слизистые оболочки.

Реакционные

Однокомпонентные реактивные средства очень быстро растворяют склеиваемый материал и столь же быстро затвердевают. Это такие известные марки, как Секунда, Суперклей и их аналоги. Шов получается прочный и жесткий.

Двухкомпонентные состоят, соответственно из двух компонентов, хранящихся отдельно друг от друга:

  • отвердитель;
  • закрепитель.

Компоненты смешивают непосредственно перед применением и наносят на поверхности, где смесь и затвердевает, образуя соединение. Основой служат эпоксидные или полиэфирные смолы. Шов в домашних условиях получается весьма прочным. Характерной особенностью является то, что полное затвердевание идет достаточно долго, и шов постепенно увеличивает как прочность, так и хрупкость.

Термоклеи

В эту группу входят вещества, проявляющие свои свойства при нагреве до 110-120 °С. Для применения нужен специальный клеевой пистолет с нагревательным элементом. Отличается точностью нанесения. Кроме пластика, им можно склеить в домашних условиях дерево, ткань, бумагу.

Как склеить пластмассу намертво в домашних условиях

После того, как был определен вид пластика и подобран соответствующее вещество, следует:

  • тщательно обезжирить склеиваемые поверхности. Для этого применяют спирт, обезжириватель или мыльный раствор (только хозяйственного мыла);
  • чтобы надежнее склеить предметы, нужно увеличить смачиваемость. Для этого поверхности обработать бархатным надфилем или тонкой шкуркой;
  • двухкомпонентные реактивные вещества смешивать только по завершении подготовки деталей;
  • не использовать кисточки с натуральной щетиной;
  • клеящего вещества наносить столько, чтобы при прижатии заготовок излишки не выдавились за пределы зоны склеивания.

Детали следует прижимать так, чтобы исключить их смещение в плоскости склеивания друг относительно друга.

Как достичь максимального эффекта при склеивании пластмассовых деталей

Чтобы склеивание пластмассы в домашних условиях дало максимальный эффект, следует:

  • точно определить материал и подобрать к нему подходящее клеящее средство;
  • тщательно следовать требованиям инструкции по применению;
  • выждать положенное время набора швом прочности и не пытаться использовать изделие раньше времени;
  • для наружных работ или для предметов, используемых в условиях повышенной влажности, нужно выбрать водостойкую марку;
  • несмотря на объявленную термостойкость клеящего средства, сами детали могут этой температуры и не пережить;
  • если на изделии нет маркировки, то можно пробовать капнуть капельку клеящего вещества в малозаметном месте, и посмотреть, растворяется ли материал.

Эпоксидный клей дает одно из самых прочных соединений и совместим со многими видами пластиков.

Что влияет на надежность склеивания

На надежность шва влияет целый ряд условий. Все они важны, и несоблюдение какого- либо одного может привести к тому, что приклеенное в домашних условиях отвалится, несмотря на соблюдение всех остальных. Итак:

  1. Соответствие материала изделия и клеящего состава.
  2. Соответствие типа клеящего состава величине усилий, которые будет испытывать соединение. Не менее важно и направление действия этих усилий. Так, составы, дающие жесткие швы, не подходят для ремонта, например обуви — ведь подошва в ходе эксплуатации будет изгибаться и скручиваться, несмотря на то, что усилие на разрыв будет небольшим. В то же время этим составом можно успешно приклеить, скажем, крючок к стеклу, и вешать на него десятки килограммов.
  3. Соблюдение технологии применения. Здесь важно все — и сколько секунд или минут надо сжимать поверхности, и чем их обезжиривать, и сколько держать детали прижатыми друг к другу. Все это зависит от свойств конкретной пары «пластмасса-клей», подробно описано в инструкции и должно быть дословно выполнено. Отклонение на секунду во времени выдержки или преждевременное начало использования изделия могут привести к вторичной поломке.
  4. Механическая часть процесса. Важно тщательно очистить поверхность от пыли и придать ей шероховатость. Кроме того, направление прижима деталей друг к другу должно быть перпендикулярно склеиваемым поверхностям. Нельзя допускать взаимного смещения деталей после прижатия — это тоже приведет к неудаче.

Склеить пластик намертво — не так-то просто. Тщательно следование домашним мастером несложным правилам позволит получать прочные и долговечные соединения. Главное – не забывать про технику безопасности: не вдыхать пары клеящего состава и не допускать его попадания в пищу, на кожу или слизистые оболочки. При случайном проглатывании следует немедленно обратиться к врачу, обязательно прихватив с собой тюбик.

Пластмассы прочно вошли в нашу жизнь. Во многих случаях пластмассовые детали оказываются удобнее, легче, дешевле, а иногда и прочнее металлических. Но ничего вечного не бывает. Конечно, сломанную деталь проще всего заменить. А если это невозможно, имеет смысл попробовать отремонтировать.

Ремонт сломанных пластмассовых деталей чаще всего советуют проводить с помощью сварки. Качественно выполненная сварка дает прочный, а после соответствующей обработки - практически незаметный шов.

К сожалению, сварка применима далеко не всегда. Значительная часть пластмасс, применяемых в промышленности, относится к реактопластам и не сваривается в принципе. Очень трудно сваривать тонкие пластмассовые детали сложной формы, которые при нагреве легко коробятся. Да и вообще выполнить хорошую сварку непросто. Стоит чуть недогреть - и шов получится хрупким, чуть перегреть - и пластмасса детали начнет разрушаться.

Поэтому в домашних условиях более целесообразно сломанную пластмассовую деталь склеить . Все этапы работы рассмотрим на примере одной из пластмассовых деталей внутренней облицовки салона автомобиля.

Обломанным оказался край тонкой пластмассовой пластины, через отверстие в которой деталь крепилась к кузову. Толщина пластины около миллиметра. Сварка сразу отпала, так как при нагреве до температуры плавления тонкая пластина неминуемо покоробится. Попробуем склеить!

Пластмассы, использующиеся для изготовления деталей, чрезвычайно многообразны. В промышленности используется несколько десятков различных видов пластмасс, каждый из которых имеет свои физические и химические свойства. Поэтому перед началом ремонта следует определить тип пластмассы, из которого изготовлена деталь.

Как определить тип пластмассы?

Если размер не слишком мал, то достаточно внимательно ее осмотреть. Где-нибудь в укромном месте с внутренней стороны обязательно обнаружится несколько букв - код материала детали . Рядом может быть нанесена дата изготовления, а для деталей автомобиля - номер детали по каталогу запасных частей.

Если деталь импортного производства, то обозначение, скорее всего, будет нанесено внутри или рядом с кодом переработки - треугольником из трех замкнутых друг на друга стрелок.

Коды буквенного обозначения пластмасс стандартизированы. Чаще всего встречаются:

ABS - акрилонитрилбутадиенстирол (очень широко распространенный материал, особенно для крупных деталей внешней и внутренней отделки автомобилей, корпусов бытовой техники, игрушек)

PA - полиамид (благодаря износостойкости, особенно с добавками графита, талька, стекловолокна, масла широко применяется для изготовления трущихся деталей, шестеренок редукторов)

PC - поликарбонат (прозрачный полимер, используемый при изготовлении линз, компакт-дисков, рассеивателей фар и фонарей, также широко распространен сотовый поликарбонат в виде листов с ячеистой структурой)

PE - полиэтилен (упаковочная пленка, ящики, канистры, садовый инвентарь, водопроводные и канализационные трубы, игрушки)

PP - полипропилен (упаковочная пленка, мешки, канализационные трубы, одноразовая посуда)

PUR - полиуретан (подошва обуви, отбойники амортизаторов, другие упругие детали с высокой износостойкостью)

Другие обозначения можно найти в полном списке условных обозначений технических пластмасс по стандарту ISO 1043-1.

Встречаются и комбинированные типы. Например, на ремонтируемой детали оказалась маркировка ABS+PC .

Смесь АБС-пластика и поликарбоната широко используется именно для изготовления деталей автомобиля, так что ошибки нет.

Какую пластмассу можно склеивать?

Инженер-технолог промышленного производства скажет, что склеивать можно любую пластмассу. Но он также скажет, что пластмассы делятся на три группы:

- легкосклеиваемые , требующие минимальной подготовки поверхности: АБС-пластик (ABS, MABS), полиакрилат (PAK), поликарбонат (PC), пластики на основе целлюлозы (СА, CAB, САР, CN, СР, СТА), поливинилхлорид непластифицированный (PVC-U), пластики на основе эпоксидной смолы (EP)

- условно легкосклеиваемые , требующие минимальной подготовки поверхности и выбора специального клея или грунта: некоторые сорта полиамида без наполнителей (PA), полистирол (PS), поливинилхлорид пластифицированный (PVC, PVC-C), полиэфирные пластики (PEEK, PEEST, PEI, РЕК, PESU, PEUR)

- трудносклеиваемые , требующие специальной физико-химической подготовки поверхностей: полиформальдегиды (CF, FF, MF, PF, UF), ударопрочный полистирол (PS-HE), полипропилен (PP), полиэтилен (PE), полиамиды (PA)

В домашних условиях имеет смысл ремонтировать детали из пластмасс первой и, иногда, второй группы. Например, прекрасно клеится полистирол, если использовать клей на основе дихлорэтана или толуола (клей для пластмассовых моделей).

Ремонтируемая деталь из смеси АБС-пластика и поликарбоната также относится к группе легкосклеиваемых деталей и хорошо клеится практически любым универсальным клеем. В данном случае максимальную прочность шва обеспечит эпоксидный клей ЭДП, произведенный в г. Дзержинске.

Клей готовится в соответствии с инструкцией (10-12 частей отвердителя на 100 частей смолы). Очень удобно смешивать эпоксидную смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике. Эпоксидка обладает к полипропилену весьма слабой адгезией, поэтому застывшие остатки из стакана легко удаляются. Да и выкинуть такой стаканчик тоже не жалко.

Как подготовить поверхности к склеиванию?

При подготовке пластмассовых деталей к склейке правильнее всего следовать инструкции по склеиванию, прилагаемой к клею. В общем случае подготовка заключается в зачистке поверхностей мелкой наждачной бумагой и обезжиривании органическим растворителем. Для пластмассы лучше использовать этиловый спирт, так как в бензине или ацетоне некоторые пластмассы могут растворяться или набухать, что снизит прочность клеевого шва.

Эпоксидный клей наносится тонким слоем на одну или обе склеиваемые поверхности, детали совмещаются и фиксируются. В отличие от контактных клеев, эпоксидная смола не требует сильного давления, фиксацию соединения можно обеспечить, прихватив детали нитками, резинками или бельевыми прищепками. Через 1-2 часа фиксирующие приспособления следует снять . Во-первых, позднее оторвать их будет гораздо более проблематично. А во-вторых, окончательная полимеризация эпоксидной смолы без внешнего давления не позволит образоваться в шве внутренним напряжениям.

Склейка пластмассовых деталей с усилением

При склейке тонких деталей встык даже самый лучший клей не сможет обеспечить достаточную прочность клеевого соединения. Дело в том, что прочность шва зависит от площади соприкосновения деталей. В данном случае соприкасаются обломки детали только по тонкой поверхности разлома. Здесь целесообразно применить усиливающую накладку , тем более, что место склейки находится не на виду.

Если обломки удастся найти, то работа упрощается. Для начала обломки следует постараться приклеить на место любым подходящим клеем. Можно использовать моментальный цианакрилатный клей «Секунда» или контактный полиуретановый «Момент».

После этого из бумаги делается выкройка усиливающей накладки. Особой точности здесь не требуется, так как накладка потом обрабатывается по месту.

Для накладки лучше всего использовать стеклотекстолит , можно даже фольгированный. Это очень прочный и стойкий материал на основе эпоксидной смолы. Толщина накладки выбирается исходя из размеров детали, в данном случае достаточно 1.5 мм. Резать стеклотекстолит удобно ножовкой по металлу или отрезным диском ручного гравера . Крупные детали можно вырезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).

Приклеивается накладка обычным способом с выдержкой для окончательной полимеризации эпоксидной смолы не менее 24 часов. Окончательная обработка накладки по контуру детали производится напильником или фрезами гравера .

Усиленная таким образом пластмассовая деталь по прочности значительно превосходит исходную.

Пластик обладает множеством достоинств, но есть у него и один существенный недостаток – непрочность. Пластиковые изделия могут трескаться, разбиваться, с них могут откалываться куски и т.д. Если повреждения значительные, то вещь легче выбросить и купить новую, чем заниматься ее ремонтом, а вот небольшие повреждения вполне под силам исправить своими руками. Восстановление пластика может проводиться разными методами, выбор которых во многом зависит от вида самого пластика. На многих пластмассовых изделиях можно найти маркировку с составом пластика и это поможет в выборе технологии восстановления. Так, реактопласты клеят с помощью специального клея, а термопласты запаивают. Также метод ремонта пластиковых изделий зависит и от характера повреждений – трещина, царапина, скол и т.д.

При ремонте пластмассовых предметов могут понадобится следующие материалы и инструменты: растворители (например, ацетон), шлифовальная бумага №1000, паяльник или клей для пластика, струбцины, абразивная паста, кисти или шприц, припой, очиститель для пластика, латунная сетка, грунтовка и краска для пластика, шлифовальная машинка, лак.

Ремонт пластика при помощи клея

  • Перед началом восстановления пластик обрабатывают шлифовальной бумагой, убирая загрязнения. Также необходимо обезжирить место склеивания.
  • На трещину или шов наносят клей с помощью кисточки или шприца. При необходимости части пластика для склеивания можно укрепить стекловолокном.
  • Далее совмещают детали так, чтобы они не сместились и в то же время плотно прижались друг к другу. Для лучшего результата можно использовать струбцину.

Ремонт пластика с помощью паяния


Ремонт пластика с помощью эпоксидной смолы

Для этого метода понадобится эпоксидная мола и отвердитель, стеклоткань или лента-серпянка (продается в строительных магазинах), ацетон, касторовое масло, напильник и шлифовальная бумага, изолента или скотч, пластиковая посуда и деревянные палочки, грунт для пластика, полиэфирная шпалевка, автоэмаль.