Как прозвонить проводку в квартире. Как прозвонить провод мультиметром – нюансы процесса

При выборе кабельной продукции для электропроводки, у большинства заказчиков, главный критерий покупки - низкая цена. Основная мотивация таких клиентов, это нежелание переплачивать за материалы, которые будут замурованы в стены. Они совсем не догадываются, что дешевые провода, как правило, производятся с заниженными сечениями жил и дешевой пожароопасной изоляцией. Такие кабеля не смогут долго отвечать высоким требованиям по безопасности электропроводки в квартирах и других помещений.

"Сомнительные кабели" могут преподнести немалые сюрпризы своим владельцам: замкнутые или перебитые жилы, заниженное сечение, пожароопасная оболочка и много других неприятностей.

В своей работе, мне приходиться монтировать различные провода целыми километрами. Поэтому знаю, что только хороший кабель будет служить своими владельцам долгие годы. К сожалению, в последнее время, найти качественный провод все труднее и труднее. Уже давно при закупке кабельной продукции, я провожу обязательный «тест на качество», о нем сегодня мой рассказ.

Проверка сечения жил у кабеля

Самый основной критерий для выбора кабеля это соответствующее сечение его жил. Большинство производителей занижают его до безобразия. Для производителя выгода от этого очевидна, чем меньше меди в проводе, тем дешевле кабель на рынке и больше прибыль. Для нас (мастеров) это сильная головная боль. Потому как мы подразумеваем, что если меняется проводка, то это на долго (не менее 25 лет), а с некачественным кабелем вся работа сводиться на нет.

Это одна из основных мотиваций, почему я рекомендую использовать на розетки сечение медного провода 2,5мм 2 , а не 1,5мм 2 . И пусть теоретики тыкают пальцем на красивые таблицы в книге, утверждая, что больше и не надо. Но на практике, немного перестраховки только на пользу. (Это больше относиться к белорусам, так как европейцы и россияне уже давно придерживаются этого правила ).

Еще отмечу, что главной характеристикой для провода является измерение сопротивления жилы, а не его сечения. Измерить сопротивление жилы кабеля в обычных условиях трудно, поэтому я отталкиваюсь всё-таки от фактического сечения токопроводящей жилы. Основной стандарт, который регламентирует данную характеристику, это советский ГОСТ 22483 принятый в 1977 году.

Сейчас полностью отсутствует контроль качества проводов, из-за необязательного соблюдения ГОСТ. Практически каждый завод создает собственные ТУ и между ними могут быть значительные отличия. Как ориентиры вы можете взять на заметку несколько стандартов, которых придерживаются ответственные производители. Это ГОСТ 16442-80, ГОСТ Р 53768-2010 и ГОСТ Р 53769-2010.


Оперативно проверить качество кабеля на соответствие существующим стандартам и техническим регламентам, можно благодаря приведенной ниже таблице. Для этого с помощью микрометра или штангенциркуля, а также весов, определите размеры и (или) массу токопроводящей жилы и сравните с данными в таблице.

В таблице указаны наименьшие значения из возможных. Все что ниже этих величин не может соответствовать ГОСТ 22483-77 и является некачественной продукцией. Следует помнить, что даже правильное соответствие сечение жилы может нарушать нормы по сопротивлению кабеля из-за добавления различного мусора (смесей или более дешевых металлов) в его состав.

Определить фактическое сечение жилы можно с помощью формул:


Пример: Диаметр замеренной жилы составил 1,4 мм. В квадрате 1,4 превращается в 1,96 (1,4*1,4 =1,96) Получаем результат S = 0,785 * 1,96 = 1,53.

Иногда под настроение могу проверить качество жилы на излом, но это не основная проверка, поэтому описывать процесс не вижу смысла.

Проверка кабеля на обрыв и замыкание

После покупки кабеля не поленитесь проверить его на обрыв и замкнутость проводов. И неважно, купили вы бухту или отрезок в несколько метров. Редко, но попадается брак. Поэтому лучше потратить немного времени для проверки целостности проводов, чем потом горевать с замурованными и не работающими участками электропроводки.

Для выполнения этой проверки я использую мультиметр в режиме прозвонки. Практически все мультиметры в данном режиме оснащены звуковым оповещением.

Проверка на обрыв заключается в прозвонке каждой жилы одинакового цвета, между собой с двух сторон кабеля. Желто-зеленый с желто-зеленым, синий с синим и т.д. При отсутствии обрыва концы жилы должны прозваниваться .

Для определения замкнутости жил между собой, их следует прозвонить друг с другом. В этом случае жилы проводов не должны прозваниваться .

Чтобы не запутаться с проводами, и прозвонить все жилы (что очень актуально, когда жил много), следуйте простому правилу. Соберите все жилы в одну линию. Затем проверьте первую жилу со всеми остальными. После проверки согните ее, чтобы она не мешала, и начинайте проверять вторую со всеми оставшимися. Повторите данную операцию до тех пор, пока не останется последняя жила. После этого можно быть абсолютно уверенным в том, что все жилы кабеля были проверены на замыкание между собой.

Проверка изоляции кабеля

По новым стандартам (в Республике Беларусь они еще слабо действуют) при монтаже электропроводке в жилых помещениях и зданиях следует использовать силовой кабель, не распространяющий горение с низким дымо и газовыделением (ВВГнг-LS). Уже сталкивался и знаю, что на кабеле может быть написано что угодно, поэтому испытать изоляцию на горючесть никогда не помешает.

Сразу предупреждаю в квартире испытание не проводить! За запах и копоть, спасибо вам никто не скажет.

При проверке изоляции на горючесть, кабель ни в коем случае не должен загореться (т.е. изоляция должна сморщиваться, но не гореть). Если кабель загорелся, то испытания он не прошел. Если в процессе проверки возникнет сильная задымленность или почувствуете сильную вонь, то это тоже будет признаком дешевой изоляции.

В конце испытания кабель обычно выглядит так:

Толщина изоляции кабеля, тоже регламентируется (ГОСТ 23286), но ее я никогда не проверяю, так как приведенных выше испытаний более чем достаточно, чтобы быть уверенным, что кабель соответствует стандартам.

Вот и все что мне хотелось рассказать Вам о проверке кабелей и проводов. Возможно, провести все испытания не получиться слишком быстро, но потраченное время стоит того. Лично я трачу на проверку бухты не более 5 минут. Всем спасибо за внимание, и удачи в покупке качественной продукции для электропроводки.

P.S. По просьбам читателей привожу производителей, продукцию которых я приобретаю. В основном это: "Кобринагромаш", "Автопровод", "Алюр".

Для ремонта домашней электропроводки или бортовой сети автомобиля всегда требуется знать, как прозвонить провода мультиметром. Этот прибор тестирует целостность, исправность кабеля, им можно проверить сопротивление изоляции и действующее напряжение в домашней электросети. Это незаменимый измеритель для монтажа проводки и практической реализации электротехнических проектов.

Настройка и подготовка мультиметра

Для правильной работы с мультиметром нужно его настроить. Это значит, что нужно выбрать величину, предполагаемую к измерению, и предел ее функционирования, то есть то значение, за которое она не будет выходить.

Символы на лицевой панели измерителя

Мультиметром можно производить проверку различных электротехнических величин: силы тока, напряжения, сопротивления, частоты. Также с его помощью производится тестирование работоспособности различных радиоэлементов: резисторов, конденсаторов, диодов и транзисторов. Сама часть слова «мульти» подразумевает наличие нескольких типов измерений. Для выбора этих типов на передней панели тестера предусмотрена ручка, поворотом которой можно выбрать необходимую величину.

Существует тип мультиметров более высокого класса, например, Agilent, выбор величин измерения в котором производится не поворотной ручкой, а кнопками. Для выбора величины достаточно нажать на соответствующую этой величине кнопку.

В большинстве случаев символы, изображенные на корпусе мультиметра, изображают принятые в физике обозначения электротехнических величин либо условно-графические обозначения радиоэлементов, предполагаемых к тесту. На лицевой панели можно встретить такие символы:

  • U - символ напряжения;
  • В - обозначает вольты, это тоже мера напряжения;
  • I - это ток, при установке ручки на это обозначение будет измерена сила тока;
  • А - амперы, мера силы тока;
  • Ω, R - символ сопротивления;
  • Ом - мера сопротивления, Омы;
  • -| |- - таким значком указывается конденсатор, мультиметр измерит его емкость;
  • Диоды и транзисторы тоже маркируются на корпусе тестера своими условно-графическими обозначениями.

Но не только измеряемые величины обозначены на лицевой панели тестера: отверстия для подключения щупов тоже имеют свои обозначения. Одно из гнезд измерителя будет всегда занято черным щупом. Это общее отверстие, оно обычно промаркировано надписью COM, что значит «общий». Кроме него, у мультиметра есть два или три рабочих отверстия, предназначенные соответственно для измерения напряжения, малого тока и большого тока.

Гнездо, отмеченное знаком U, Ω, Hz предназначено для замеров сопротивления, напряжения и частоты, а также для теста различных радиоэлементов. Сюда же нужно устанавливать щуп для прозвонки проводов и кабелей на обрыв.

Отверстие с надписью мА (mA) используется для проверки малых токов (до 1 ампера), а с надписью А (10 А) нужно для измерения высокого ампеража.

Также возле значков напряжения и тока находятся символы ~ или -. Это обозначает характер измеряемой величины: постоянный или переменный ток или напряжение.

Пределы измеряемых величин

Кроме обозначений величин проверяемых параметров, на лицевую панель мультиметра нанесены обозначения пределов измерений. В более совершенной аппаратуре этих надписей нет, так как электроника тестера сама выбирает предел, исходя из подаваемого ей на вход сигнала. Однако большинство мультиметров предполагает ручную настройку пределов измерений.

Обычно пределы заданы числами, кратными 2: 2, 20, 200… Таким образом, при выборе предела следует руководствоваться правилом: выбирать ограничение выше измеряемого, но одного порядка. Например, для измерения напряжения в домашней электросети (в розетке) нужно выбрать режим измерения переменного напряжения и предел измерения 2000 вольт. А для прозвонки проводов мультиметром нужно выбрать режим сопротивления и минимальный предел измерений 2 Ом. Однако для длинных кабелей требуется больший предел измерений - 20 Ом. Дополнительно можно включить кнопкой звуковой сигнал, который подается при возникновении короткого замыкания (наличия цепи).

Подключение тестера

Для проверки параметров электроцепей и прозвонки мультиметром проводов и кабелей необходимо правильно подключить измеритель в тестируемую цепь. При проверке на целостность цепи проверяется необходимый участок, заключенный между выводами измерителя. Поэтому тестер подключается к выводам цепи. Если измеряется напряжение, мультиметр нужно подключить параллельно участку, на котором проверяется напряжение.

При измерении тока мультиметр нужно подключить последовательно в разрыв тестируемой цепи, например, между выводом источника питания и клеммой нагрузки.

Проверка параметров электроцепи

При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.

Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:

Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.

Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:

  1. Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
  2. Режим измерения выбирается тот же - проверка сопротивления;
  3. Предел измерения нужно выбрать наибольший - 20 или 200 мегаом;
  4. Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
  5. На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.

Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме , с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.

После этого нужно найти концы провода и подключить к ним щупы мультиметра. На экране прибора будет отображено сопротивление этого провода. Оно должно быть в пределах от 1 до 10 кОм.

В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном - бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.

Требования безопасности

При любых проверках электрических сетей, находящихся под напряжением, необходимо выполнять требования техники безопасности. Нельзя работать без защитной изолированной обуви, а также лучше надевать резиновые перчатки. При проверках целостности и сопротивления изоляции электрических цепей нужно обязательно обесточивать сеть путем отключения автоматов, поэтому следует проводить все проверки в светлое время суток, так как при аварийном освещении и при свете фонарей можно работать только при возникновении чрезвычайной ситуации.

Полная проверка и прозвонка электропроводки являются обязательным этапом ремонта квартиры. Кроме того, прозванивать электропроводку приходится и тогда, когда есть сомнения в ее исправности.

Конечно, самый простой способ проверить исправность электропроводки вашей квартиры – это обратиться к электрикам. Правда, у муниципальных служб оперативность работы отнюдь не на высоте, а частные - достаточно дорого берут за свои услуги.

Обратите внимание!

При любых работах, связанных с электропроводкой, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

Проверка электропроводки

Проверка на этапе прокладки

Для начала обратим внимание на потенциальные проблемы, которые могут ожидать мастера-электрика при прокладке новой проводки. Как правило, такая проводка прокладывается по голым стенам (или в специально проделанные штробы), и затем – перекрывается штукатуркой и финишной отделкой.

Обратите внимание!

Первую проверку всей электропроводки необходимо выполнять до начала всех штукатурных работ!

Иначе в дальнейшем вас может ожидать неприятный сюрприз: для устранения неполадок с проводами придется вскрывать штукатурку.

На данном этапе возможные источники проблем с электропроводкой можно разделить на две группы:

  • Ошибки строителей (штукатуров, бетонщиков, отделочников)
  • Ошибки электрика

И если с первой группой бороться можно только неусыпным надзором, то ошибок электрика можно избежать, тщательно следуя прорисованной схеме проводки при ее прокладке и внимательно проверкой перед началом отделочных работ.

Простая проверка новой электропроводки

Итак, мы пришли к моменту, когда проводка проложена. И проложена, вроде, правильно.

Что мы можем сделать на этом этапе, чтобы убедиться в исправности проводки?

  • Проверяем проводку на наличие короткого замыкания: между нулем, фазой и землей не должно быть контакта .
    Качество изоляции проводов при высоком напряжении напрямую зависит от качества кабеля, так что если вы не поскупились, и приобрели не самый дешевый вариант – то здесь проблем, как правило, не возникает

Обратите внимание!

Если же вы не уверены в качестве изоляции – можно проверить его с помощью мегаомметра. Как правило, в строительных магазинах такую услугу оказывают при покупке.

  • Следующий этап проверки – визуальный контроль качества изоляции кабеля . Любые механические повреждения должны быть устранены до того, как кабель будет перекрыт отделкой или штукатуркой.

Если на этом этапе все в порядке, то можно приступать к следующему этапу проверки – прозвонке проводки. Далее мы опишем процедуру прозвонки максимально подробно – по этому алгоритму можно будет проверить как новую проводку, так и проводку в уже жилой квартире.

Прозваниваем проводку

Инструменты для прозвонки

Чаще всего прозвонка производится мультиметром – специальным прибором, предназначенным для регистрации различных параметров электрического соединения (силы тока, напряжения, сопротивления и т.д.) .

Простой мультиметр стоит недорого, и потому вполне заслуживает занять постоянное место в вашем наборе инструментов.

Мультиметр, установленный в режим прозвонки (чаще всего обозначается соответствующим значком) поможет вам, если необходимо:

  • Проверить наличие контакта
  • Проверить целостность электрической цепи
  • Проверить работу выключателя или розетки
  • Разобраться, какой из пучка кабелей (очень распространенная в наших квартирах ситуация) куда подключен.

Мультиметры бывают цифровые и аналоговые, однако принцип их работы остается неизменным .

Как пользоваться мультиметром для прозвонки проводки - мы расскажем в следующем разделе.

Прозвонка с помощью мультиметра

Прозванивая проводку с помощью мультиметра, выполняем следующие операции:

  • Далее ищем ноль. Включаем мультиметр на измерение напряжения (если нам нужно найти 220В, ставим больше – у ряда моделей это 600 В). Затем одним щупом мультиметра касаемся фазы, а другим поочередно тестируем провода. Как только на мультиметре появится искомые 220В – нужный нам провод найден. Маркируем и его.
  • Проверяем другие пары проводов по этому же принципу, и точно так же маркируем их.

С помощью мультиметра можно не только прозвонить проводку в распределительной коробке, но и проверить, нет ли разрыва в проводе (например, в кабеле питания).

Проверка целостности проводника

Проверку целостности проводника выполняем так:

  • Отсоединяем проводник от источников тока. Если проводник представляет собой многожильный кабель – то делаем это для всех входящих в него проводов.
  • Включаем мультиметр либо в режим прозвонки, либо – в режим измерения сопротивления на самом грубом пределе.
  • Соединяем щупы мультиметра: на дисплее должны появиться нули, а в режиме прозвона со звуковым сопровождением прибор издаст писк.
  • Разомкнутые щупы мультиметра присоединяем к проводнику. Целый проводник показывает нулевое сопротивление.
  • Для многожильного кабеля процедура проверки та же, но предварительно необходимо промаркировать соответствующие жилы (если они не отличаются цветом изоляции).

Если после проверки нарушений целостности кабеля не выявлено – значит, неисправность следует искать в другом месте.

Прозвонка проводов в квартире, поиск нарушения целостности кабеля или короткого замыкания вполне могут быть выполнены самостоятельно. И все же, напоминаем еще раз – даже если вы опытный специалист-электрик, не забывайте о правилах техники безопасности!

Без электрических компонентов современному автомобилю с бензиновым двигателем невозможно даже сдвинуться с места. Но и наличие дизельного силового агрегата не сделает эксплуатацию автомобиля безопасной и комфортной. А все потому, что благодаря проводке все узлы и агрегаты работают как единый механизм.

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы . И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
    • управление звуковыми устройствами;
    • управление АКПП;
    • управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  2. Контрольные приборы и датчики;
  3. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
    • механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  4. Функции комфорта:
    • кондиционер;
    • стеклоподъемники;
    • музыкальная аппаратура;
    • системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Обратите внимание!
Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.
Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.

Как обнаружить неисправность

Если что-то из электрических приборов или исполнительных механизмов перестает работать, то не стоит спешить с его заменой. Нельзя исключать, что причина отказа скрыта в нарушении работоспособности проводки, и установка нового оборудования проблему не решит.

Для этого необходимо вооружиться:

  1. мультиметром;
  2. либо сигнальной лампой на 12 Вольт с соединительными проводами.

Порядок работы с мультиметром

Справочно: Мультиметр представляет собой универсальное устройство, одновременно объединяющее омметр, амперметр и вольтметр.
За измерение напряжения бортовой цепи отвечает вольтметр, силу тока измеряет амперметр, а сопротивление соответственно определяет омметр.

Проверка напряжения

Для этого:

  • Переключаем мультиметр в режим вольтметра;
  • Подсоединяем один из щупов прибора к отрицательной клемме аккумулятора (если проверяемое устройство находится под капотом) или к массе автомобиля, стараясь выбрать место на кузове с хорошим контактом;
  • Второй щуп подключаем к подающему проводу в проверяемой цепи, предварительно сняв его с клеммы устройства или прибора.

Если на табло появится значения – напряжение в проводе присутствует и сам провод исправен. Проделываем операцию с другими проводами, и когда обнаружим точку, где напряжение в сети отсутствует, определяем, что источник неисправности расположен в этом отрезке.

Обратите внимание!
В некоторых электрических цепях автомобиля напряжение присутствует только тогда, если ключ в замке зажигания установлен в определенное положение.

Поиск короткого замыкания

Данная процедура характерна таким моментом, как полное отсутствие напряжения в цепи.

Для этого:

  1. извлекается плавкий предохранитель, отвечающий за проверяемую цепь;
  2. мультиметр переводится в режим вольтметра;
  3. один из щупов подключается к клеммам подключения предохранителя в тот момент, когда все остальные приборы и оборудование этой цепи обесточены;
  4. пошевелите провод – если на экране будут появляться значения, значит провод закорачивает.

Обратите внимание!
Чаще всего это происходит с проводкой в местах, где протерлась изоляция.
Подобный тест на поиск короткого замыкания можно осуществить с любым другим элементом цепи, в т.ч. с выключателями.

Проверка качества заземления

Поскольку подавляющее большинство автомобилей имеет однопроводную схему электропроводки, и «-» все электрическое оборудование получает через металлический корпус авто, качество заземления приборов и механизмов играет решающую роль.

Но в процессе эксплуатации, детали корпуса:

  • ржавеют;
  • окисляются;
  • разбалтываются;

и у электрооборудования, подключенного к корпусу, теряется электрический контакт, они начинают работать с перебоями. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести проверку надежности заземления.

Алгоритм проверки надежность подключения электрооборудования и других элементов к массе автомобиля будет следующим:

  1. Отсоединяем аккумуляторную батарею и подсоединяем один из проводов мультиметра к массе автомобиля;
  2. Второй провод подсоединяем к точке заземления или к соединению, которое мы проверяем;
  3. Если на экране будут появляться значения, сверьте их с заводскими параметрами, и если они близки – значит заземление в порядке.

Проверка целостности цепи

Порядок действий следующий:

  1. Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ;
  2. Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра;
  3. Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля;
  4. Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет;
  5. Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв.

Дополнительное оборудование

В процессе эксплуатации владельцы автомобилей нередко устанавливают дополнительное электрооборудование:

  • Сигнализацию;
  • Более мощные осветительные приборы;
  • Аудио и видео аппаратуру и т.п.

Их интеграция добавляет проводки в автомобиле, а также нагружает электросистему. Более того, ряд «новых» потребителей электричества неотключаемые, например, сигнализация, а значит, вероятность быстрого разряда аккумуляторной батареи становится очень актуальной.

Если ваш автомобиль начинает плохо заводиться после длительной стоянки, то следует определить причину утечки тока. Найти утечку вам также поможет многофункциональный прибор, переведенный в режим амперметра.

Совет: Не забудьте выставить диапазон измерения до 10 Ампер, поскольку ток в бортовой сети автомобиля постоянный.

В заключение

Провода в автомобиле выполняют очень ответственную роль. И даже будучи защищенными надежной изоляцией и закрытыми от внешнего воздействия в виде атмосферных осадков и высоких температур, провода могут потерять свои свойства, что приведет к поломкам и отказам как отдельных цепей, так и всех электросистем автомобиля.

А своевременный контроль и диагностика их технического состояния позволит предотвратить поломки, тем самым, сбережет ваше время и, самое главное, сохранит ваш автомобиль целым и невредимым.

В этой статье мы рассмотрим очень важную и интересную тему – как проверить проводку в квартире либо доме своими руками. Необходимость проверки электрики возникает в нескольких случаях: при покупке нового жилья, во время ремонта перед финишной отделкой стен, при неполадках, а также иногда после затопления квартиры. Если вы сомневаетесь в своих силах и совсем не имеете опыта в электромонтажных работах, рекомендуем вызывать мастера, который быстро, а главное – правильно сможет сделать ревизию электрической проводки. Однако, если вы знаете, как пользоваться тестером и в то же время являетесь постоянным читателям нашего , рекомендуем ознакомиться с методикой проверки, описанной ниже.

Первичный осмотр после покупки

Если вы только купили дом либо квартиру, первым делом нужно проверить состояние проводки, т.к. даже малейшие неисправности могут в последующем привести к поражению электрическим током или возникновению пожара. В новом и старом доме технология ревизии будет отличаться, поэтому отдельно посмотрим оба способа. Сразу же обращаем ваше внимание на то, что перед проверкой электропроводки необходимо обязательно отключить электроэнергию в щитке. Работать под напряжением, особенно неопытным электрикам, категорически запрещается!

Новостройка

Проверить электропроводку в новостройке после монтажа чаще всего приходится после покупки, перед капитальным ремонтом – отделкой стен и расстановкой мебели. Важность этого мероприятия заключается в том, что если вы с самого начала не осмотрите кабельную линию, в будущем делать проверку проводки под натяжным потолком либо за гипсокартонными листами будет гораздо сложнее.

Первым делом вы должны рассчитать суммарную мощность электроприборов, которыми будете пользоваться, на основании чего и сравнить это значение с сечением уже проложенного в стенах проводника. Если сечение недостаточное, обязательно замените электрику, однако как показывает опыт, в новостройках таких проблем не возникает.

Следующий шаг – проверка состояния скрытой электропроводки. Изоляция не должна иметь повреждений, а все соединения проводов обязательно должны быть выполнены с помощью клеммников либо других соединителей (к примеру, колпачков СИЗ), но никак не посредством скруток. Скрутки делать запрещено, смотрите перечень разрешенных способов соединений в . ПУЭ п. 2.1.21. Также важно и проверить номиналы розеток. На розеточную группу должны идти медные проводники, сечением не менее 2,5 мм 2 , номинал автоматического выключателя розеточных групп не должен быть больше номинального тока розеток, обычно это 16А.

Если все перечисленные выше требования удовлетворены, последнее что останется сделать – проверить проводку в квартире на нагрузку. Другими словами вам необходимо самому выполнить проверку правильность сборки распределительного щитка. При подключении всей техники и включении всех светильников в комнатах автоматы не должны срабатывать. Если , значит электропроводка не способна выдержать нагрузку от подключенных электроприборов, в результате чего придется выполнять замену автоматов, и т.д. Если же автоматы в щитке не выключились после включения нагрузки, значит домашняя проводка правильная. Не помешает дополнительно проверить надежность подключения автоматов в щитке, а также сверку номиналов с нагрузкой, которая на них приходит.

Старое жилье

Сложнее проверить состояние электропроводки в старом доме либо квартире, особенно если вы только купили жилье и понятие не имеете о том, как выполнена разводка электрики по комнатам. Итак, ревизию электросети нужно выполнить по следующей методике:

  1. Найти все распределительные коробки по комнатам. Открыв крышку, вы сможете понять, каким кабелем выполнена скрытая разводка электрики: алюминиевым или медным, а также какое сечение проводов. Еще вы должны сразу проверить состояние изоляции – если проводка старая, даже малейший перегиб кабеля приведет к тому, что изолирующий слой начнет сыпаться либо трескаться. Такую электропроводку требуется безоговорочно менять. Правильной будет (так сказать на пробой и утечку тока). Её сопротивление должно быть не меньше 0,5 МОм. Но такой прибор есть не у каждого, поэтому можете «для приличия» измерить сопротивление хотя бы мультиметром, хотя это сложно назвать нормальной проверкой. Если сопротивление изоляции плохое – будут происходить утечки, и может срабатывать УЗО, если вы будете модернизировать электрощит. Не менее важно сразу же осмотреть все соединения проводов – не должно быть повреждений и скруток, особенно алюминия с медью. При необходимости нужно сразу же вместо скруток соединить провода клеммными колодками. О том, многоквартирного дома, мы подробно рассказывали в соответствующей статье.
  2. Проверить розетки и выключатели света. В розетках необходимо осмотреть целостность проводов, изоляции, а также определить номинал, на который они рассчитаны. Если к розеткам подведена трехжильная проводка, обязательно нужно определить, где фаза, где ноль и где заземление. Для этого понадобится мультиметр либо индикаторная отвертка, а саму технологию мы предоставили в соответствующей статье. После того как вы определите, где заземляющий проводник, необходимо . Об этом мы тоже подробно рассказали. Еще очень важный момент – если розетка установлена в металлический подрозетник, лучше заменить его на более современный, пластиковый. Что касается выключателей света, их нужно самому разобрать и убедиться, что на разрыв идет фазный провод, а не нулевой. Если до этого горе-электрик подвел на разрыв ноль, придется переделать подключение, т.к. такой вариант небезопасный – даже при замене лампочки в люстре вас может ударить током.
  3. Осмотрите вводной щиток. В нем должны быть установлены современные автоматы, а не пробки, которые использовались в далеком прошлом. Обязательно проверьте, чтобы на электропроводку в ванной комнате было установлено , которое защитит от поражения электричеством при пробое изоляции и . При этом учтите, что установка УЗО в двухпроводной проводке () запрещена согласно ПУЭ п. 1.7.80 (см. ). Также проверьте качество всех подключений и сечение вводного кабеля. Если сечение недостаточное, замените кабель на более подходящий.
  4. Когда все самые важные узлы будут проанализированы, останется проверить старую проводку на нагрузку, как мы описывали выше. Как показывает опыт, в старых частных домах и квартирах без замены электрики не обойтись, но какое-то время можно и подождать (к примеру, до ремонта), просто не включать сразу много мощных электроприборов.

Следует еще рассказать о специальном приборе, с помощью которого можно проверить правильность электромонтажа — мегаомметре:

Вот и вся технология проверки старой и новой домашней проводки. Как вы видите, сделать ревизию не очень сложно, однако время на это уйдет достаточно! Обращаем ваше внимание на то, что в своем доме или квартире нужно проверять состояние электропроводки примерно раз в год. Все, что от вас требуется — подтягивать винтики на зажимах проводов, а также визуально смотреть, нет ли подгоревшей изоляции.

Что еще важно знать

Иногда недостаточно просто проверить электрику и самому заменить все несоответствующие элементы проводки. Иногда, к примеру, после затопления квартиры, нужно выполнить проверку сети на наличие короткого замыкания. Для этого лучше всего использовать специальный тестер – мультиметр. О том, мы достаточно подробно рассказали в соответствующей статье.

Также хотелось бы отдельно отметить, что во время ревизии электропроводки нужно обращать внимание на удобство расположения розеток и выключателей, потому что после ремонта переставлять их будет не совсем логично. Вроде бы простой момент, но многие его упускают.

Вот и все, что хотелось рассказать вам о том, как проверить проводку в квартире и доме своими руками. Надеемся, что предоставленная методика была для вас понятной и полезной. Не забываем ставить оценку статьи и делиться информацией с друзьями!

Видео: методика профессиональной диагностики электрической сети

Нравится(0 ) Не нравится(0 )