Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.
Программное содержание:
1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.
3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
4.Развивать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.
Ход занятия
Вводная беседа:
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./
Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./
Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./
Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./
Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы | "Однажды встретились два друга. Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа. Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история." Эвристическая беседа: О ком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Сможем ли мы помочь мальчикам? Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили). Теперь проблема мальчиков и наша проблема. Вы хотите помочь мальчикам разобраться? |
2. Актуализация знаний | А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/ Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами. |
3. Выдвижение гипотез | Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/
- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ. Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/ Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/ Воспитатель обобщает ответы детей: - Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода. |
4. Проверка решения | Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: / Из всех источников знаний в нашей группе есть: Давайте заглянем в него. Проверка в словаре. Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник). Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника. Воспитатель читает стихотворение. Много есть ключей: Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич) |
Физ. Минутка
Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/
Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)
5. Введение в систему знаний | Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/ Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее. Скажи "родник" - и вот возник, (Ключ от дверей тут ни при чем). Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные? Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : . Сколько значений у слова "ключ"? Значит, слово "ключ" - : . Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./ Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий. А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :) Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам). Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам. |
Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?
Елена Микулова
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова»
Задачи :
1. Познакомить с многозначным словом «ключ» , с использованием проблемной ситуации.
2. Закрепить умения составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схемам;
3. Развивать интонационную выразительность речи ; умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.
Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ , ключевая, родниковая вода.
Оборудование : картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь , родниковая вода.
Ход НОД
Звучит песня о дружбе.
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг» . А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель)
Я вам расскажу историю о двух друзья. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Однажды встретились два друга.
Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.
Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода : свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.
Оком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний
А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной , дверной)
Рассмотрите иллюстрации ключей.
3. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
4. Проверка решения.
Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре , энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь . Давайте заглянем в него.
Ключ – бьющий из земли водный источник.
Как по-другому называют ключ? (родник)
Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение :
Много есть ключей :
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)
Физкультминутка :
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел ,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)
5. Введение в систему знаний.
Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (дети пробуют)
Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике – еще прозрачнее, вода речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода свежая, а в роднике – свежее, вода вкусная, а в роднике – вкуснее.
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.
Все это называется «ключ» . А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет одно значение –то оно однозначное, а если у слова много значений , т оно….
Сколько значений у слова «ключ» ?
Значит, слово «ключ» - ….
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)
Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы может рассказать о нем родителям?
Публикации по теме:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов. Задачи: 1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе,.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова»МАДОУ детский сад «Теремок» р. п. Ветлужский.
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Многозначные слова» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе ОГКУСО CРЦН «Причал надежды» на тему: «Многозначные слова» Воспитатель: Евграшина Т. А.
Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»
Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.
Цель :
Познакомить детей с многозначными словами ;
Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;
Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .
Развивающие :
Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.
Активизировать словарь детей многозначными словами .
Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)
Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .
Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый….?
Ответ детей : Буратино
В : правильно ребята - Буратино.
Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?
А вы случайно не находили здесь мой ключ ?
Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.
В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?
Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.
В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.
Дети : (ответ детей «нет не встречали).
В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?
Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .
Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….
В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .
Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.
Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.
В : Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отверну,
Он и может, если захочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?
Д : отвечают.
В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел ,
(руки развести в стороны )
Ключик , видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать ,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий .
Мы и родник зовем ключом .
(Ключ от дверей тут ни причем.)
Дети : ключ – это родник .
В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.
В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?
Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .
Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.
В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент
– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).
II. Чем отличается слог и слово?
Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
Ползун ползет,
Иголки везет.
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
– Что общего у этих предметов? (иголки)
– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.
– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?
Эх, звоночек, синий цвет,
С языком, а звону нет.
(колокольчик-цветок)
3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Что нарисовано на этих картинках?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)
– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
– Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение стихотворения:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
– Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?
8. Упражнение «Закончи предложение».
– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.
– У девочки заплетена длинная … коса.
– У меня в ушах золотые … сережки.
– На ветке березы висят зеленые … сережки.
– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
– О какие словах – братьях вы еще узнали?
9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
– Я купила ершик – сказала мама.
– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.
– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.
– Что купила мама в магазине?
– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
– Что объяснила мама Егорке?
III. Итог занятия.
– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
– Какие слова-братья вы запомнили?
– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
прислала
учитель-логопед Кузнецова Н.В.
г. Астрахань, МБДОУ №85
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"