Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово — ключ

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.

Программное содержание:

1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./

Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./

Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./

Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы

"Однажды встретились два друга.

Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история."

Эвристическая беседа:

О ком этот рассказ?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Почему же друзья разошлись?

Какая проблема возникла у мальчиков?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез

Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ.

Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения

Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /

Из всех источников знаний в нашей группе есть:

Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.

Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)

5. Введение в систему знаний

Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ

не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .

Сколько значений у слова "ключ"?

Значит, слово "ключ" - : .

Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?

Елена Микулова
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова»

Задачи :

1. Познакомить с многозначным словом «ключ» , с использованием проблемной ситуации.

2. Закрепить умения составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схемам;

3. Развивать интонационную выразительность речи ; умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.

Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ , ключевая, родниковая вода.

Оборудование : картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь , родниковая вода.

Ход НОД

Звучит песня о дружбе.

Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)

Как вы думаете, что значит дружить?

А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?

Можно сказать «друг» . А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель)

Я вам расскажу историю о двух друзья. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.

Однажды встретились два друга.

Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.

Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода : свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.

Оком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной , дверной)

Рассмотрите иллюстрации ключей.

3. Выдвижение гипотез.

Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?

Значит, Сережа мог потерять ключ.

Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)

Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?

4. Проверка решения.

Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре , энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)

Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь . Давайте заглянем в него.

Ключ – бьющий из земли водный источник.

Как по-другому называют ключ? (родник)

Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение :

Много есть ключей :

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)

Физкультминутка :

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел ,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)

5. Введение в систему знаний.

Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (дети пробуют)

Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике – еще прозрачнее, вода речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода свежая, а в роднике – свежее, вода вкусная, а в роднике – вкуснее.

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.

Все это называется «ключ» . А внешне они похожи или разные?

Если слово имеет одно значение –то оно однозначное, а если у слова много значений , т оно….

Сколько значений у слова «ключ» ?

Значит, слово «ключ» - ….

Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)

Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы может рассказать о нем родителям?

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.

Ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов. Задачи: 1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе,.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова»МАДОУ детский сад «Теремок» р. п. Ветлужский.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Многозначные слова» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе ОГКУСО CРЦН «Причал надежды» на тему: «Многозначные слова» Воспитатель: Евграшина Т. А.

Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»

Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.

Цель :

Познакомить детей с многозначными словами ;

Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;

Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .

Развивающие :

Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.

Активизировать словарь детей многозначными словами .

Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.

Демонстрационный материал :

Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)

Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .

Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый….?

Ответ детей : Буратино

В : правильно ребята - Буратино.

Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?

А вы случайно не находили здесь мой ключ ?

Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.

В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?

Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.

В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.

Дети : (ответ детей «нет не встречали).

В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?

Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .

Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….

В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .

Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.

Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.

В : Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отверну,

Он и может, если захочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?

Д : отвечают.

В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел ,

(руки развести в стороны )

Ключик , видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать ,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?

Скажи "Родник" -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий .

Мы и родник зовем ключом .

(Ключ от дверей тут ни причем.)

Дети : ключ – это родник .

В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.

В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?

Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .

Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.

В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.

На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.

Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).

Ход занятия

I. Орг. момент

– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).

II. Чем отличается слог и слово?

Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.

Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год.

Ползун ползет,

Иголки везет.

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

Выставляются картинки: елка, еж, иголка.

– Что общего у этих предметов? (иголки)

– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)

– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.

Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.

2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.

– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?

Эх, звоночек, синий цвет,

С языком, а звону нет.

(колокольчик-цветок)

3. Есть и другие слова-братья.

ключ.

Много разных есть ключей.

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

– О чем говорится в этом стихотворении?

– Что нарисовано на этих картинках?

4. – Что это? (ручка)

Что делают этой ручкой? (пишут)

– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)

– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.

5. Физкультминутка.

6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).

– Чем похожи все эти ножки?

Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.

7. Чтение стихотворения:

Вот шофер какой чудак,

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?

Лучше взял бы да и съел.

– Почему шофер не мог съесть баранку?

– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?

8. Упражнение «Закончи предложение».

– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.

– У девочки заплетена длинная … коса.

– У меня в ушах золотые … сережки.

– На ветке березы висят зеленые … сережки.

– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

– О какие словах – братьях вы еще узнали?

9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).

– Я купила ершик – сказала мама.

– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.

Мама достала из сумки ершик.

– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.

– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.

– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.

– Что купила мама в магазине?

– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?

– Что объяснила мама Егорке?

III. Итог занятия.

– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)

– Какие слова-братья вы запомнили?

– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.

прислала

учитель-логопед Кузнецова Н.В.

г. Астрахань, МБДОУ №85

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"