Национальная кухня монголии. Кухня Монголии

Основой в приготовлении пищи служат мясо и молочные продукты, так в стране достаточно хорошо развито скотоводство. Но, не смотря на это их повседневный рацион достаточно разнообразен. Среди сортов мяса можно встретить говядину, конину, козлятину, баранину и даже мясо яков.

Особенности монгольской кулинарии

Отличительной чертой кухни степного народа является то, что они не доводят мясо до полного его приготовления, считая, что таким образом в нем сохраняются все полезные вещества для организма. В меню монголов вы практически не употребляют жареные продукты. Это можно объяснить историческим развитием – дело в том, что в степи особо- то не на чем и жарить, поэтому их рацион богат на разные виды супов. Но и мясо само собой. Его и варили и коптили и вялили в больших количествах.

Есть один очень неординарный способ в приготовлении мяса известный с давних времен – мясо резали на тонкие узкие полоски и клали под седло. При высокой температуре уже к вечеру оно полностью просаливалось, и было готово к употреблению.

Популярным национальным блюдом монгольской кухни считается баранина, приготовленная по старинному рецепту. Называется оно хар – хох и готовится только по большим праздникам, чтобы порадовать гостей. Дело в том, что сам процесс готовки очень длительный. Особым спросом пользуются блюда из баранины. Особенностью кухни степного народа есть то, что они едят мясо без гарниров и дополнительных наборов продуктов. И даже приправ.

Мясные блюда

Мы уже говорили, что мясные блюда были очень популярными среди монголов в связи с их историческим развитием и географическим положением. Его разнообразность просто поражает. Вашему вниманию предоставляются традиционные мясные блюда:

Хоргох. Берется мясо на кости и большая, желательно, алюминиевая канистра. В нее слоями кладется мясо и раскалённые на костре камни. Все это заливается водой и добавляется небольшое количество специй по вкусу. Крышка канистры герметично и плотно закрывается и ставится ненадолго на огонь. Мясо, протомившись, пускает сок, и вкус получается необычным и ярким.

Борц. Это вяленое мясо, которое начинают заготавливать в конце осени – начале зимы. Это либо верблюжатина или мясо крупного рогатого животного. Вначале его отделяют от прослоек жира и режется тонкими полосками. Когда его начинают сушить, то благодаря холоду вся лишняя жидкость испаряется, и остаются только полезные питательные вещества. Такой продукт может храниться весь год, если оно правильно приготовлено.

Боодог. Блюдо из мяса, добытого на охоте. Чаще всего это дикий козел или тарбаган. С добычи полностью снимают шкуру и тщательно очищают от внутренностей. Дальше мясо с костями и лук закладывают обратно в шкуру вместе с галькой заранее раскаленной в огне. Шерстяной покров заранее уничтожают и уже готовую тушу жарят на огне, чтобы она подрумянилась. Через полчаса в туше делают глубокий надрез в районе брюха и заливают туда немного жидкости, вынув при этом гальку. Готовое мясо разрезают на кусочки, бульон выливают в посудину и употребляют в пищу.

Заметка: http://alawarclub.ru/ скачать игры алавар тут можно бесплатно!

Цусан хиам. Это колбаса из кишок барана, залитых его кровью с добавлением лука, муки и соли.

Шарсан элиг. Обжаренная на огне печень без соли. Заворачивается в брюшную часть.

Молочная еда

Особым спросом пользуются продукты, сделанные на основе молока. Монголы пьют молоко, выдоенное из коровы, овцы, козы, верблюда. Каждый его вид нашел свое особенное место в рационе. Например, из надоя кобылы изготавливают кумыс и даже водку, из надоя коровы масло. Перед употреблением молоко долго кипятят. Исключение составляет только кумыс, так как кобыла в Монголии считается чистоплотным животным. Продукты из молока делятся на свежие и консервированные. В первую категорию входят:

  1. Тараг – кипяченое молоко с добавлением специальной закваски
  2. Бяслаг – сыр из пресного творога
  3. Орог – пенка из молока
  4. Вторую категорию представляют:
  5. Аруул. Являет собой высушенный на солнце творог из любого вида молока большими кусками
  6. Грут – высушенный маленькими кусочками творог
  7. Урюм – сушеная пенка из кипяченого молока
  8. Архи – самогон из молока
  9. Тарасун – водка из молока

Масло

Особенностью употребления монголами молока в пищу является то, что они его обязательно долго кипятят.

Зеленая пища

Являет собой растительную пищу. Коренной пище следует отнести ягоды, фрукты, грибы, зерновые культуры, одним слово все то, что растет в самой стране. Еще со времен Монгольской империи степные народы в своем рационе использовали пищу завезенную из других стран – помидоры, огурцы, перец, лук и чеснок. Растительная пища является важной составной национальной кухни. Ведь без набора специй и приправ, мясо получается не таким вкусным и насыщенным. Самыми распространенными приправами являются ревень, тмин, сульхир.

Блюда из муки

Мучные блюда очень важный элемент питания так они пополняют энергетический запас организма на относительно долгое время. Сегодня большим спросом пользуются такие блюда из муки:

  1. Бозы. Напоминают чем-то большие пельмени, сваренные на пару. Единственное что внутри у них мелко порубленное мясо с традиционными специями
  2. Жаренные в жире из барана пирожки с мясной начинкой
  3. Лапша с добавлением мяса
  4. Слоеное и сладкое тесто, обжаренное в бараньем жире как во фритюре. Часто употребляется как дополнение к чаю или молоку.

В Монголии процесс чаепития это целое искусство. Если вы придете в гости к степному народу, пусть даже ненадолго, чрезвычайно гостеприимные хозяева в обязательном порядке предложат вам пиалу с вкусным чаем. Отказываться от такого щедрого жеста считается плохим тоном. Раньше отличающей чертой монгольского чаепития есть то, что во время приема чая не разговаривали и не вели беседы, как принято у нас, а просто молчали, предаваясь неземному вкусу. Конечно, сейчас все немножко иначе, ведь мир уже другой. Осталось только главное правило первой чашки чая для хозяина юрты. Только после него вся семья могла тоже приступить к чаепитию.

Обедней прием пищи тоже обязательно должен начинаться с чая. Им лакомятся в то время, пока готовится баран или другой сорт мяса. В качестве знака уважения к личности гостя, хозяйка юрты преподносит пиалу держа ее обеими руками.

Гость тоже должен принять ее таким образом. В стране степей существует древнее правило правой руки. Дело в том, что пиалу и табакерку во время церемонии приветствия можно передавать только правой рукой. Ну и логично, что все подношения должны быть только правой рукой, или в случае с горячей пиалой двумя руками. Особой популярностью пользуется так называемый кирпичный чай. Его густо заваривают и заправляют либо молоком с маслом, либо же салом и солью. Необычное сочетание характерно только для жителей Монголии.

Таким образом, монгольская кухня не только прошла испытание временем, сохранив все технологии в приготовлении пищи и старинные рецепты, но она достаточно необычная и неординарная.

Национальная кухня Монголии сочетает в себе смесь приправ с необычно приготовленными мясо – молочными продуктами в основном на костре или же с помощью раскаленных камней. Это придает блюду особого шарма и экзотики, необычного и запоминающего вкуса, которые давно уже стали визитной карточкой страны и так привлекают множество туристов попробовать стряпню степного народа. Что ж, приятного аппетита!

Слоеная лепешка по монгольски — Далан давхар бин. В этом рецепте мы расскажем о приготовлении вкусных и простых жареных слоеных лепешек с разными начинками, которые популярны в Монголии.

Ингредиенты: на 8 человек

800 г пшеничной муки
-300-400 мл воды
-растительное масло для жарки
-соль по вкусу

Для начинки: либо зеленый лук, либо сахар

Способо приготовления:

1.Теплую подсоленную воду добавить в муку, вымесить мягкое тесто как для бууз. Накрыть тесто миской на 20-30 минут, чтобы оно «отдохнуло».


2.Разделить его на 3 части и из каждой раскатать тонкий,круглый пласт.

3. Затем смазывать готовый пласт из тесто растительным маслом, посыпать сверху сахаром.

4. Cкрутить раскатанное тесто в рулон. Защипывая концы рулона,сворачивать с двух сторон как на фото.


5. Каждую часть раскатать в круглую лепешку около 0,5 см толщиной или по размеру сковороды, в которой лепешки будут жариться.

6. Обжарить лепешки поочередно с двух сторон на разогретом растительном масле до румяности. После жарки выкладывать лепешки на бумажное полотенце, чтобы оно впитало лишний жир.

Слоеная лепешка с луком

слоеная лепешка с сахаром

Эта получилась сладкая слоеная лепешка. Можно разрезать и подать к столу.

А вместе сахара можно добавить салат из зеленого лука \зеленый лук нарезать мелко, посолить и заправлять растительным или оливковым маслом\, тогда у нас выйдет соленая лепешка с луком.

Приятного аппетита!

Монгольская кухня

Долгое время про пищу монголов ходили ужасные слухи. Мол, они едят все, что можно разжевать. Монах Карпини, посетивший Монголию в XIII веке писал, что пищу монголов составляют собаки, волки, лисицы и лошади, а иногда жители этой страны едят и человеческое мясо. Последнее, кстати, утверждал и Марко Поло. Конечно же, многое из того, что в далекие времена считалось лакомством, теперь уже не пользуется популярностью, более того, вызывает отвращение. Зачем, к примеру, ловить степных мышей, если вполне хватает баранины или говядины?

Традиции монгольской кухни

И все же рецепты и способы приготовления многих блюд пришли из далекого голодного Средневековья. Как и тысячу лет назад, в рацион входят всевозможные супы. Вообще, в Монголии не любят ничего жареного. И действительно, жарить было не на чем — в степи нет не то что дров, а даже веточек. Поэтому все либо варили, либо стряпали на пару. Но чаще мясо просто вялили или коптили. Или поступали следующим образом — мелко нарезанные полоски мяса клали под седло, к вечеру они просаливались, и их можно было есть.

Хар-хох — традиционное монгольское блюдо

Хар-хох — это баранина, приготовленная по древнему рецепту. Свежее мясо, овощи, картофель нарезают и укладывают во флягу, установленную на открытом огне. Внутрь доливают речной воды, бросают гладкие камни, которые лишь слегка обжаривают и пропекают мясо с гарниром. Через полчаса кушанье готово.

Мясо

Вообще, блюда из мяса составляют основу монгольской кухни. Их готовят по такому же принципу, как и хар-хох. Только вместо фляги чаще используют собственную шкуру жертвы. Блюда стряпают только по большим праздникам или для дорогих гостей, поскольку сам процесс очень трудоемкий.

Очень любят жители этой страны блюда из вареной несоленой баранины. Впрочем, используются и конина, и говядина, и баранина, и верблюжатина, и козлятина, и мясо яков и сайгаков.

Наиболее характерны сушка мяса на ветру и на морозе длинными, тонкими лентами без всякой предварительной обработки. Простые, без всяких гарниров и приправ (кроме сушеного лука-мангира) мясные блюда монгольской кухни требуют, тем не менее, длительного приготовления, поскольку мясо варят или сушат большими порциями.

Пенки и молоко

Самое популярное кушанье монгольской народной кухни — пенки, для их приготовления молоко долгое время кипятят на слабом огне, а потом остужают. Затем толстый слой пенок осторожно снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо, немного подсушивают и подают к чаю.

Молоко подвергают сложной и долгой обработке. При этом используются почти в равной степени, как минимум, три, а иногда и пять видов молока: кобылье, овечье, коровье, верблюжье и молоко яков. Такое разнообразие видов, а также множество вариантов заквасок расширяет ассортимент молочной кухни Монголии до невообразимых пределов.

Национальные блюда Монголии

В Монголии существуют и блюда, известные только в этой стране, например, борцог (куски мелко нарезанного теста, обжаренные в бараньем жире или масле), хальмаг (смесь пенок и муки), пирожки с начинкой из сырого мяса.

Традиционная пища монголов. Национальная одежда.

    Одежда: мужская и женская.

    Литература.

    Иллюстрации.

Исторически сложившаяся модель питания кочевников включает в себя два основных компонента: мясо домашнего скота (в виде различных блюд из мяса и крови) и молочные продукты, дополнявшиеся в небольшом количестве продуктами охоты, собирательства и рыбной ловли, которые вносили разнообразие в рацион кочевников, однако были нерегулярными и характерны далеко не для всех групп кочевого населения.

Соотношение между потребляемым количеством мяса и молочных продуктов зависело от сезона хозяйственного года кочевников. Можно выделить несколько «пищевых» сезонов:

    Зимний рацион, более основательный, включал в себя мясо домашнего скота, заготовленное в прок в октябре-ноябре, различные типы сыров и масло, печеные или вареные изделия из муки культурных злаков или просто слегка поджаренную муку из диких злаков, разводимую в воде или чае.

    Осенний рацион, включал в себя свежее мясо, которое ели в момент массового забоя скота.

Мясо разных видов скота, входивших в стадо монголов, оценивалось

по-разному и соответственно была различна его роль в пищевом рационе. Монголы делили скот на две группы: скот с горячим дыханием (халуун хошуутай мал) – овцы и лошади; скот с холодным дыханием (хуйтэн хошуутай мал) – верблюды, козы, крупный рогатый скот, сарлаки (яки) и хайнаков (помесь яка и коровы). Мясо первой группы считалось более полезным для человека и более престижны, из него готовились праздничные блюда. Предпочтение отдается баранине, а не конине, хотя средневековые источники часто упоминают об использовании кочевниками в пищу именно конины. Иногда в литературе встречаются высказывания о ритуальном неприятии монголами свинины не верны по сути, запретов не есть свинину не было, как и не было самой свинины, т.к. это животное не пригодно для кочевого скотоводства.

Обычно мясо ели в вареном виде. Опускали крупные куски мяса в воду и не долго варили, думая, что слегка проваренное мясо сохраняет все полезные вещества, которыми животное запаслось на подножном корме. Таким образом, можно сделать вывод – мясо в рационе кочевников их необходимым количеством животных жиров и белков, но небольшим количеством витаминов. Вареное мясо было принято запивать крепким мясным бульоном, приправленным солью (мясо варили не соленым), диким луком или чесноком, а иногда и перцем. Жареное мясо ели редко, объясняя это тем, что оно вредно для здоровья (объяснение этому дано гораздо позже). Здесь противопоставляется различие двух видов культур – охотничьего и кочевого скотоводства. Жаренное в яме на горячих углях и запеченное внутри собственной шкуры мясо (боодог) монгольская кухня унаследовала от охотничьих времен, а вареное от кочевого скотоводства.

Особое внимание заслуживает кровь, как продукт питания. Традиционное употребление в пищу «живой крови», т.е. крови живых животных, монголам известно с глубокой древности (Марко Поло отмечал, что каждый воин монгольской армии в XIII веке мог иметь для своих личных нужд до восемнадцати коней. Во время быстрых походных маршей, чтобы не обнаружить себя, не жгли костры и не готовили пищу, и тогда основным питанием воинов становилась кровь). Животное сваливают на землю, делают надрез вены вблизи шеи и сцеживают кровь в какую-либо посудину, а иногда просто пили прямо из него. Не причиняя вреда животному от него за один раз можно было брать не более трехсот грамм крови. «Живую кровь» можно употреблять в подогрето и свернувшемся виде, добавляя в нее масло, сыр, как это делали обычно тибетцы. Кровь забитых животных сливали в особую посуду и использовали для варения колбас (гэдэ). Известны несколько сортов колбас: чисто кровяные и начиненные помимо крови мелко наструганным фаршем из внутренностей с добавлением дикого чеснока, лука и специй.

Внутренности животных (сердце, печень, почки, легкие) использовались как самостоятельное блюдо: их подавали на стол в вареном виде наряду с мясом. Поедание каждого из них у монголов рассматривалось как усиление соответствующих свойств человеческой природы: съеденная печень увеличивала силу, сердце – храбрость. В голодные годы ели копыта, кости, а также мясо погибших от голода и болезней животных.

Вторым, не менее важным, чем мясо, компонентом питания были молочные продукты. На их изготовление шло молоко всего домашнего скота: коров, яков, хайнаков, овец, коз, кобыл, верблюдиц. Первой обработкой молока было кипячение, не кипяченое в пищу не употребляли. Есть определенная традиция в отношении к молоку разных животных и его наиболее рационального использования: самым жирным и потому лучшим по качеству считалось молоко яков, т.к. из него удавалось получить наибольшее количество масла. Коровье и козье молоко использовалось в основной своей массе на приготовление молочных продуктов, рассчитанных на длительное хранение (масло, кислый сыр, сушеный творог), так и предназначенные для еды в ближайшие дни (пенки, пресный сыр, простокваша). Овечье и верблюжье молоко пили с чаем. Кобылье молоко шло только на изготовление кумыса, особый вид кумыса делали из верблюжьего молока. При нехватке молока монголы использовали для изготовления молочных продуктов смесь молока от разных животных.

Существовали следующие виды молочных продуктов: скоропортящиеся – сметана (цоцгий), пенки (ором) простокваша (тараг), пресный мягкий сыр (бяслаг), смесь творога и сыворотки (боз), остающийся при перегонке молока в молочную водку, квашенное коровье молоко (хормог); долгохранящиеся – топленые масла (шар тоз, цагаан тоз, мэхээртэй тоз), масло, сбитое в ручную из отстоявшихся сливок, снятых с некипяченого молока (цоцгийн тоз), различные виды сушеного творога или сыра, получаемые путем кипячения квашеного молока разной степени жирности (хурууд, ааруул, ээзгий, аарц). Их растворяют в чае или просто в воде и используют в пищу круглый год. Наиболее лакомые из молочных блюд – это подсушенные пенки, а также сливки, прожаренные с мукой и сахаром (хайлмаг, хольсон тоз). Особняком стоит вопрос об употреблении монголами свежего молока. Плано Карпини пишет, что монголы пили и кобылье, и овечье, и верблюжье молоко. Майский И.М. и Вяткина К.В. пишут, что монголы в первой половине двадцатого века пили свежее молоко. Отмечают также ограниченное потребление молока: его дают пить детям, но чаще не в чистом виде, а в смеси с различными видами творога. Взрослые пью его редко: либо это первая пиала во время первой дойки скота после отела, либо это угощение почетного гостя; пиалой молока встречают невесту, прибывшую в юрту жениха. Также свежее молоко использовалось в некоторых ритуальных обрядах – подношение богам и духам, кропление молоком при отправлении в дорогу, наречение ребенка именем, первой стрижки его волос, установки новой юрты. Одним из ограничением потребления свежего молока является низкая удойность скота; необходимость перерабатывать его на кисломолочные продукты; невозможность хранить молоко в свежем виде более шести часов, т.к. оно скисало.

Монголам с древнейших времен были известны разные способы хранения и консервирования молока. Зимой – замораживание его в закрытой посуде и превращение в лед, от которого затем откалывают куски нужного размера и разводят в чае или просто в горячей воде. Летний способ – высушивание молока на солнце в плоской и широкодонной посуде до того, как оно успевает скиснуть естественным путем. Высохшее молоко толкут в порошок, который затем разводят в воде или чае.

Все напитки кочевников в той или иной степени также связаны с молоком. Самый распространенный из них чай с молоком. Нередко в чай добавляли масло, соль, поджаренную муку, курдючное сало, пельмени, костный мозг барана, размельченное вяленое мясо. К чаю подавали разные виды сушеного творога, пресные лепешки, кусочки теста, обжаренные в жиру. Из холодных молочных напитков, с небольшим содержанием алкоголя приготовляемых из молока – кумыс. Кумыс готовили таким образом: молоко заквашивают в свежем виде, наилучшей закваской считается небольшое количество старого кумыса. Кумыс держат в больших кожаных бурдюках, сделанных из цельно снятых бычьих шкур. Время необходимое для брожения зависит от регулярности взбалтывания и консистенции молока. Уже готовый кумыс разливают в сосуды помельче и пьют, добавляя в курдюки новые порции молока после каждой дойки. Крепость обычного кумыса 1,5-3 градуса. Известны также способы усиления его опьяняющих свойств, так в Западной Монголии с этой целью используют ветки можжевельника, синий ячмень, ягоды облепихи. Следующий по степени крепости напиток – молочная водка. Ее гонят из кислого молока, которое заквашивают после того, как с него снимут сливки. Монголам известно пять степеней перегонки водки (архи, арз, хороз, шарз, дун), шкала крепости которых возрастает от 9-11 градусов до 30 градусов.

Растительный элемент в питании монголов. Растительная пища восполняет в организме человека потребность в крахмале. В системе питания монголов дикорастущая флора была представлена весьма обширно. Это крахмалоносы, ягоды, грибы, лук и пряно-ароматические травы, использовавшиеся как приправы. Из диких злаков получали муку, прожаривали ее с маслом и добавляли в чай. К мясу использовали луковицы лилий, корневища горца живородящего, гусиные лапчатки. Ягоды (черная и красная дикая смородина, крыжовник алтайский, земляника, малина, облепиха, черемуха) и плоды диких яблонь. Особенно полезных считался дикий лук: крупнолуковичный лук алтайский, лук монгольский, лук многокорневой, разновидности черемши. Как заменители чая использовали кипрей, шиповник иглистый.

Не последнюю роль в системе питания играют рыболовство и охота. Монголы жившие в районах крупных озер (Хубсугул, Буир-нур, Далай-нур) и богатых рыбой рек (Онон, Керулен), в голодные годы подкармливались рыбой (били ее стрелами из лука). Охота в жизни монгола была не только средством добычи дополнительного питания, но одновременно развлечением знати, и способом тренировки молодого воина. Ценилось мясо кабанов и дзеренов и подавали его только к столу ханов и знати. Кочевник охотился в основном на птицу (уток, гусей); в голодные годы ели даже полевых мышей, хомяков.

Монголы заимствовали у китайцев употребление в пищу риса и пшеницы (отнимали у покоренных народов). Со второй половины XIX века в Монголии стали появляться русские купцы и крестьяне, которые осваивали земли Северной и Западной Монголии, сеяли хлеб, торговали зерном и мукой. С появлением муки и овощей в систему питания монголов сразу вошел ряд блюд, представляющих собой сочетание мясных и мучных изделий, суп с мясом и лапшой (гурилтай хоол), сваренный на пару пирожки, типа крупных пельменей с начинкой из смеси нескольких сортов мяса, в который добавлен лук, чеснок, перец, иногда морковь и капуста, пирожки, жаренные в кипящем бараньем жире, суп с мясом и рисом (будаатай хоолл), суп с пельменями (банштай хоол).

Символика пищи, точнее говоря ее место в системе традиционных социальных связей монгольского общества. Говоря о пище ритуальной и праздничной, следует помнить, что монголы ряд блюд называют просто «почетными», не вкладывая, в это понятие никакого сакрального содержания. К их числу относятся бууз, хуушуур, банш и традиционная вареная баранина. Специальных ритуальных трапез у монголов не существовало. Богам они подносили тоже, что ели сами, за исключением мяса. Следует выделить свадебные трапезы. Для свадебного пира годилась только баранина. Сваренное мясо распределяли между гостями по старшинству и в зависимости от степени уважения к ним со стороны хозяяв. Помимо вареной баранины и крепкого бульона из нее, на свадебных пирах были и другие блюда: супы, заправленные крупами, обилие молочных продуктов, изделия и теста, традиционный боорцог. Свадебной питье – арки, кумыс, чай с молоком.

К большому застолью подавали вареное мясо, уложенное по всем правилам на большом деревянном блюде. К мясу ставили соус, отдельно пенки, сухой творог, сыр, сладости. Брали еду руками, но у каждого едока должны были быть свои пиала и нож. Кочевники очень ловко пользуются ножом: большой кусок мяса захватывается зубами и только после этого отрезается возле самых губ. Из пиалы, которую в прежние времена каждый скотовод должен был постоянно носить с собой, пили чай, ели горячую лапшу и любое другой полужидкое блюдо. Со времени вхождения Монголии в состав цинского Китая престижным моментом стало умение владеть китайскими палочками для еды.

Точного фиксированного количества трапез у монголов в течение дня не было, можно выделить только утреннюю и вечернюю еду. День кочевника начинается с утренней дойки, затем выгона скота на пастбище, и лишь после этого наступало время утренней еды: пили чай с молоком, ели молочные продукты, мучные изделия, холодное мясо, если оно оставалось с вечера. Вечерняя трапеза была основательной, обильной, продолжительной по времени: пока ждали когда сварится мясо, пили чай, ели лапшу и снова пили чай.

Монгольский национальный костюм имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Он тесно связан с образов жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разнообразным бытовым ситуациям – едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике. Своеобразие климатических условий также влияют на характер одежды – возникают костюмы предназначенные для разных времен года.

Национальная одежда монголов – дэлл хорошо приспособлено к кочевому образу жизни и представляет из себя халат, запахивающийся слева на право. Дэлл подпоясывают кушаком из контрастного по цвету материала, длиной до 3-5 метров. Дэлл носят как мужчины, так и женщины. Еще во врмея Чингиц-хана существовала всегосударственная регламентация одежды и ее цвета. Разница в покрое между мужским и женским дэлл нет. Будничный дэл шьют из плотной хлопчатобумажной ткани «далембы», праздничный – из узорчатого шелка. Зимой дэлл подбивают теплым мехом, подкладка одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. Верхнюю часть дэлл до пояса служит как бы большим карманом, из которого ничего не выпадает даже при самой быстрой скачке. Покрой одежды, застегивающейся с боку, спасает от сильных ветров, это практичная одежда для верховой езды.

Летом монголы носят легкий халат «Тэрлэк», весной и осенью ватный халат «Ховонтэй дээл». Свой отпечаток накладывает на одежду и возраст ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, не ярок, скромен, а молодеж предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм замужней женщины был богаче украшениями и отделкой.

Также следует отметить другой вид халата с косым бортом «Ташуу энгэртэй дээл», и халат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом «Задгай энгэртэй дээл». Позже популярным стал дэлл с прямоугольным бортом «Дуроэлжин энгэрэй дээл». В процессе приспособления к меняющимся социально экономическим условиям происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившей в обогащенном виде древние традиции.

Некоторые из костюмных тканей, привозились из стран Востока. Народные мастера-умельцы изготовляли украшения из золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней. Изготовление одежды считалось искусством, было много подлинных мастеров, славившихся своим мастерством, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умение. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел клеить, стегать, он знал символику орнамента, применяемого в одежде, символику цветов и их сочетание. Как было сказано, каждой одежде был свойственен строго определенный вид орнамента, имеющий, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма. Народные одежды были главным образом коричневого или синего цветов. Как известно, Монголию населяют разные народности – халха, буряты, дербеты, тургуты, барга и другие. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касается конструкций, цвета, покроя и формы. Например, неодинаковые борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халата, обивки по краям бортов, украшения и орнаменты. В костюме халхастца преобладает сине-коричневые цвета, в костюме бурят – синий, хотона – темные цвета. Почти все национальности для обшивки борга употребляют черный бархат и кроме того, пускают тонкую полоску четного бархата по самому краю борта. Женские безрукавки «ууж» в общем сходны, но и в них можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и нингатские женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у нингаток вертикально. Некоторые мужчины надевают халаты с разрезом, как и женщины.

Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы – это «наамал ултай гутал», сапоги с приклеенной подошвой «шохой той гутал, ханчин гутал». Гутулы, это сапоги с загнутыми к верху носками и толстой подошвой. Внутрь гутула вставляется войлок, поэтому гутулы очень теплые. Кроме того, загнутые вверх мысики сапог удобны для верховой езды в стременах. Шили обувь из сырья исключительно животного происхождения и почти всегда с орнаментом.

Головные уборы монгол удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, табарган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покрова (хадак, голубой шелковый платок, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья, мира, вручается гостям или хозяину в знак уважения, дружбы и мира). Например, устремленная к небу остроконечная верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина – прочность, крепость, нижняя часть сампина называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг и тридцать две прошивки – солнечные лучи (тампин обычно бывает красного или коричневого цвета). Также существуют головные уборы «захчим-малгай», «тоорцог» - летняя шапка хала и торгутов «юудэн» - дэрбецкаяч летняя шапка. Головной убор в монгольской этике имел большое значение. Наступить или перешагнуть через него означало оскорбить владельца. При приветствии, произнесении благожеланий, поздравительных речей, разрезании почетной части мяса, при торжественных церемониях полагалось надевать шапку, чтобы выразить свое почтение хозяину, гостю и присутствующим.

Несколько слов нужно сказать о прическе важной части женского туалета. Прическа у халхаских и нингатских женщин как бы «крылатая», волосы заплетены в две косы, расширяющаяся у висков в виде крыльев, причем размах «крыльев» в прическах халхасок – шире, у нингасок – уже, и украшение волос более просты. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, некоторые любят коралловые, золотые, серебряные, жемчужные украшения.

Что касается детской одежды – сведений по этому вопросу мало, но известно, что для ребенка существовали следующие предметы пеленания, выделанные из шкур домашних животных, рубашки. Для более старшего возраста использовалась одежда, как и для взрослых.

Литература.

    Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.1980.

    Жуковская Н.Л. Монголы. Народы Мира: Историко-этнографический справочник. М.1988.

    Кочешков Н.В. Народное искусство монголов. М.1973

    Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.1981

    Майдар Д., Турчин П. Разноликая Монголия: Этнографический очерк. М.1984.

    Рона-Таш А. По следам кочевников. Монголиями глазами этнографа. М.1964.

Монгольская еда всегда определялась климатом и экономикой и заметно отличается от других стран. Кочевая жизнь, связанная с необходимостью перегонять животных на новые пастбища, требовала повышенного употребления белка, монгольская пища традиционно содержит много жиров, ее отличает преобладание мясных и молочных продуктов.

В центре внимания монгольского сельского хозяйства всегда было животноводство. Это в значительной степени предопределило употребление большого количества мяса (баранина, говядина, козлятина, иногда конина, свинина и домашняя птица). Велика доля мучных блюд, риса, часто употребляются в пищу корни растений, зелень, особенно много монголы едят лука и чеснока.

Рыба и рыбные продукты не являются популярными. Но иностранцы ошибочно считают, что монголы совсем не употребляли или не употребляют рыбу, это миф.

Летом, когда много молока, монголы готовят из него продукты, которые можно хранить в течение длительного времени. К ним относятся ааруул и хурууд (вид высушенного творога), бяслаг и ээзгий (два вида сыра из кислого молока), цагаан тос (готовится из обезжиренного молока) и шар тос (топленое масло). Свежее молоко обычно пьют, добавляют в чай или превращают в популярное сгущенное кислое молоко. Сельчане по-прежнему готовят эти продукты, а жители городов все еще их употребляют.

В сельской местности еду обычно готовят один раз в день, если не ожидают прихода гостей. Утром и днем чай с молоком пьют с боорцогом (сливочное печенье, обжаренное в масле) и едят мясо, сваренное накануне.

Традиционно еда готовится только зимой, в основном вареное мясо и бульон, с добавлением лапши или риса. В ежедневной диете монголов молочные продукты пользуются большой популярностью, например, свежее молоко, кислое сгущенное молоко, йогурт, сыр, творог и айраг (напиток из ферментированного кобыльного молока, также известный как кумыс). Итак, для монгольской традиционной диеты характерны молочные продукты летом, мясо на оставшуюся часть года, предпочтение отдается баранине. В более теплый сезон, когда забивается меньшее количество крупного рогатого скота, монголы едят вяленое мясо (борц).

Кочевой образ жизни и климат определили способы сохранения мяса. Наиболее распространенным методом является сушка на воздухе: мясо разрезается на длинные полосы и висит в тени. Оно очень быстро сохнет, становясь настолько твердым, что его невозможно порезать ножом, поэтому перед употреблением его замачивают в горячей воду. Для повседневной еды монголы готовят холодные блюда, часто это приготовленные баранина или говядина с приправами.

В особых случаях, особенно во время Цагаан Сара (монгольский Новый год), на столе у монгольской семьи - целый крестец баранины как почетное блюдо. От него отрезают тонкие ломтики мяса и отдают их гостям. В качестве первого блюда хозяин подает лапшу и мясной суп с булочками, бульон с мясными пельменями или грибами и т. д. Второе, как правило, также мясное - бууз и хуушуур (как чебуреки) очень популярны.

Есть одно экзотическое блюдо, которое употребляется с наслаждением с незапамятных времен: Боодог - туша козла, чьи внутренности и кости удаляются через горло. От туши животного отделяется голова и через образовавшееся отверстие вынимаются все внутренности и кости. В освободившееся нутро щипцами закладываются круглые раскаленные в костре камни, затем горло перевязывается, туша кладется на угли костра и блюдо доводится до готовности.

Туша-мешок вздувается, издавая булькающие звуки в процессе приготовления.

После готовности в брюхе делается надрез, оттуда аккуратно вычерпывается наваристый бульон и разливается по чашкам. Затем вынимаются камни (существует поверье, что теплые камни вытягивают из человека все болезни, если он подержит их в руках или подмышками) и нарезается мясо.

Хорхог - еще одно специальное блюдо. Для приготовления хорхога используется баранина. Мясо на косточке режется на кусочки. От десяти до двадцати гладких камней размером с кулак кладется в огонь. Мясо и горячие камни помещаются в металлический сосуд, в качестве которого часто используется бидон для молока, добавляются соль и специи. Часто это блюдо готовится с овощами (морковь, капуста, картофель). Далее добавляется необходимое количество воды, сосуд закрывается крышкой и ставится на огонь.

Содержимое тушится на огне и горячих камнях. Блюдо готовится полчаса или чуть больше. Готовое блюдо подается порционно.

После приготовления блюда горячие камни дают в руки гостям. Камни в процессе приготовления впитывают жир и становятся чёрными и скользкими. Их перекладывают из ладони в ладонь. Едят хорхог обычно руками, для отделения мяса от костей можно использовать нож. Хорхог - популярное в Монголии блюдо, но подаётся не во всех ресторанах.

Внутренности овец и коз используются для приготовления зайдас или колбасы. Тщательно промытые кишки набиваются мелко нарезанными внутренностями, жиром, кровью, добавляются специи, соль, лук или чеснок. Стоит вспомнить, что большинство монголов страны знают, как приготовить вкусное блюдо из субпродуктов, и в монгольской кухне есть более сотни таких блюд.

Любимым напитком монголов является молочный чай, хотя они также пьют чай с рисом, мясом, пельменями и курдючным салом. В некоторых регионах предпочитают соленый чай, в других чай заваривается на костном бульоне.

Ситуация быстро меняется, поскольку страна становится более развитым аграрно-индустриальным государством с более динамичной экономикой, а на монгольскую культуру все большее влияние оказывает Запад. Одним из изменений стало введение в рацион злаков, овощей и фруктов. Расширение посевов позволило местным фермерам производить достаточное количество зерна для удовлетворения национального спроса на муку и мучные продукты. Выращивание овощей и фруктов также быстро распространяется. Птицеводство, свиноводство и пчеловодство тоже развиваются быстрее, чем в ХХ веке.

В то время как мясо по-прежнему является важной частью рациона, овощи, фрукты, рис, яйца, кондитерские изделия, приготовленное мясо и рыба также стали неотъемлемой частью современной диеты. Вкусные, разнообразные и питательные продукты свидетельствуют о значительном улучшении уровня жизни в Монголии. Кафе и рестораны быстрого питания предлагают не только национальные блюда, но и традиционные блюда иностранных кухонь.