Первый царь. Год венчания на царство ивана грозного Политический символизм венчание на царство

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • , Книга издана в память коронования Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Описанию этого события предпослан исторический очерк венчания на царстворусских государей, который… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Феодоровича до Императора Александра III , Книга издана в память коронования Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Описанию этого события предпослан исторический очерк венчания на царство русских государей, который… Категория:

В московском небе раздавался звон колоколов. Он доносился изо всех соборов Кремля: и со Спасского собора, который был на Смоленской площади, и со стороны Каменного моста, где расположился собор Николая Чудотворца. Звонили и во всех церквях, находящихся на окраине, и во всех монастырях, к которым относятся – Симонов, Новинский, Андроньев и многие другие. На дворе была зима и мороз позволял звукам колоколов легко и непринужденно расплываться по всей Москве. Этот звон достигал и некоторых сел, которые разместились недалеко от Москвы – Воробьева, Коломенского.

Эти красивые переливы колокольного звучания оповещали всех жителей Москвы о великом торжестве – о венчании на царство молодого русского князя Ивана Васильевича Грозного.
Кремлевская процессия продвигалась очень долго и с малой скоростью. Начиналась она из дворца великого князя и держала свое направление в сторону главного собора Успения Богородицы в Москве, который был построен во времена правления Ивана III, являющегося дедом Ивана Васильевича. Бояре держали плавный ход. Все они были разодеты в тяжеленные шубы из дорогих мехов соболя, горностаев и белок, которые были укрыты либо шелками с разведенными яркими красками, либо бархатом из самой Италии. Здесь же в числе огромного количества зрителей можно было видеть как купцов и гостей, так и холопов с мастерами. Эта большущая толпа застыла, словно завороженная великолепнейшим шествием, которое на тот момент происходило. И не удивительно, ведь такого в Москве раньше никогда не видели. Все происходило в первый раз. Хотя полвека тому в этом самом соборе проходил обряд венчания внука Ивана III – Дмитрия. Он приходится Ивану IV братом во втором поколении. Дмитрия венчали на получение титула князя. А Иван Васильевич венчался на царство и это было в первый раз в те времена.

1547 – год венчания на царство Ивана 4

Данный величественный процесс венчания был осуществлен 16 января в 1547 года согласно имеющемуся в то время византийскому сценарию. Во время данного процесса использовались такие атрибуты: крест дерева животворящий, шапка Мономаха, жезл царя и многие другие предметы церкви. Сам обряд был очень пышным и величественным. Все бояре, которые присутствовали на обряде венчания, а также знать и служители церкви были очень дорого разодеты. На них были наряды изготовленные из парчи, с золотом и драгоценными камнями. Перезвоны во всех церквях и ликование народа давало возможность прочувствовать всю атмосферу этого действительно большого и красочного праздника.

После венчания Ивана Васильевича на царство он получил высокий титул, а Русь стала на ровне с Римской империей. Молодого царя помазали миром и это, согласно религии, означало, что он был избран Богом.

В основе таинства помазания царей лежит воля Божья. Упоминание об этом можно найти в Священном Писании. Так же в нем говорится о том, что во время помазания царей времен Ветхого Завета, пророки и первосвященники даровали им особую Божью благодать, с помощью которой они должны были править народом и царством согласно Божьей воле.

Таинство помазания миром над любым из верующих совершается только лишь один раз – после их крещения. Иван Грозный – это первый из царей, да что там – первый из людей вообще, кто был удостоен совершения над ним данного таинства дважды. Таким образом первый раз таинство над Иваном Васильевичем проводилось в день его крещения, а второй раз – в день его венчания на царство. И это свидетельствовало о том, что ему были дарованы благодатные способности, которые нужны для тяжелой царской службы.

Бархат и комка светло-розового цвета струились, подобно кровавому потоку на белом снегу. По нему в свои хоромы следовал первый царь Руси. Теперь этот титул принадлежал ему на законных основаниях. Наконец мечта его деда воплотилась в реальность.

Вследствие того, что Иван Грозный стал царем и взошел на престол, был разработан официальный Чин обряда венчания на царство, который определял последовательность наделения того, кто правил страной, властью.

Данный документ вышел в двух редакциях – “Краткой” и “Пространной”. Иван Грозный венчался на царство в последовательности, которую описывает Краткая редакция. Глава государства Руси теперь назывался царем и приравнивался своим титулом к западным монархам. Он теперь смело мог называться императором либо же королем.

Обряд венчания, проведенный над царем Грозным на царство, очень напоминал тот обряд венчания на княжение, который был проведен над Дмитрием, являющимся Ивану III внуком. Отличие было лишь в расширении и небольшом усложнении самой церемонии венчания.

В основном отличался состав регалий. К Шапке Мономаха и бармам был добавлен крест животворящего дерева, который считался частью именно того Креста, где распяли Христа. Его вместе с Шапкой Мономаха считали подарком Константина Мономаха.

Пространный вариант Чина, в отличии от Краткого, был составлен после совершения обряда венчания молодого царевича на царство. Именно поэтому в него вносится большое количество нововведений, которые носят существенный характер.

К царским регалиям, согласно Пространной редакции, относились скипетр, который царю вручали после того, как Шапка Мономаха уже была надета на голову царя, и золотая цепь. Последнюю возлагали на царя во время литургии возле Царских ворот.

В Пространной редакции были еще несколько нововведений, которые имели исключительную важность. Это таинство помазания миррой и таинство причащения. Первое таинство проводилось в процессе литургии и далее завершалось вторым таинством – причащением.

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных различиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Среди них – держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже было хорошо известно, что Земля круглая. Не стоит считать, что люди выяснили это гораздо позже. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

В 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе проходила церемония венчания внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было и ближайший по времени атрибут, от которых бармы могут происходить, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежащие Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь – очень сложна, кольца цепи причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.


Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство два царя. 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.


Интересна история двойного трона. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (Аугсбург) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция “Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.

2. Обряд венчания на царство как символ власти

Венчание на Царство (Священное Коронование) русских Государей по определенному церковному обряду было совершено впервые при Великом Князе Московском Иоанне III над внуком его Димитрием, 4 февраля 1498 года. Известно указание летописи на присылку Владимиру Мономаху подарков от византийского Императора, и на этой основе была создана повесть о мономаховом венце и бармах, в которой говорится, что Мономах «венчан бысть тогда в Киеве тем царским венцем и оттоле Боговенчанный Царь нарицашеся в Российском Царствии». Царь Иоанн Васильевич IV Грозный в своей духовной благословлял сына Иоанна Иоанновича «Царством Русским, шапкою Мономаха и всем чином царским, что прислал прародителю нашему Царю и Великому Князю Владимиру Мономаху Царь Константин Мономах из Царьграда». Над преемником Иоанна III Василием III обряд венчания не был совершен; точно так же оставшийся после Василия трехлетний сын Иоанн Васильевич IV не был венчан на Царство, а только благословлен митрополитом. Но когда Иоанн Васильевич IV Грозный достиг 16-летнего возраста, он объявил митрополиту Макарию и боярам о своем решении венчаться «Царским Венцом» на Государство.

В чин венчания Ивана IV впервые вошло Миропомазание, очевидно также взятое из чина венчания византийских Императоров. При венчании Царю подали кроме шапки Мономаха, Животворящего Креста и золотой цепи также «скипетр, чтобы править хоругви Великого Русского царства» (16 января 1547). При венчании Бориса Годунова 1 сентября 1599 в числе знаков царского достоинства впервые появляется яблоко, или держава: «Как это яблоко, приняв в свои руки, держишь, -- говорил Патриарх, -- так держи и все царства, данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». При Алексии Михайловиче начали играть большую роль бармы при венчании, а Феодор Алексиевич надел во время венчания порфиру. Он был последний Царь, короновавшийся мономаховыми регалиями: т. к. за ним последовало коронование сразу двух Царей, то для них сделаны были новые регалии. Императорской короной коронуется впервые супруга Петра I Екатерина I (7 мая 1724). Петр I сам составил чин коронования и придал этой церемонии преимущественно государственный характер. О коронации объявлялось на всех площадях «во всенародное множество» через герольдов с трубачами и литаврами. Древние бармы Петр заменил западной епанчой или мантией из золотого штофа, подбитой белыми горностаями и расшитой орлами; отменено было надевание Мономахова Креста. Вместо шапки Мономаха для Императрицы сделали новую корону по образцу византийских. Все прочие регалии (скипетр, державу) Петр оставил прежние.

Сохранено было также Миропомазание. Из Государей императорской короной первым венчался Петр II 25 февраля 1728 года в Москве. Император Иоанн VI и Петр III коронованы не были. Коронование Павла I происходило одновременно с супругой, причем Павел, подобно Петру I, возложил на Императрицу только венец и епанчу, а скипетр продолжал держать в своей руке. Принимая из рук Императора венец, Императрица преклонила пред ним колена. Особенность коронации Павла (5 апреля 1797 года) состояла еще и в том, что он по окончании обряда прочитал и затем положил на престол в Успенском соборе составленный им и в тот же день обнародованный Закон о Престолонаследии, или «Учреждение об Императорской фамилии». В XIX веке русские Государи, чтобы венчаться на Царство, приезжали из Санкт-Петербурга в Москву и останавливались в Петровском дворце.

В навечерие торжественного дня коронования как в главном Успенском, так и в прочих соборах и церквах по всей Москве отправляли пополудни в четыре часа молебен со звоном, а к вечеру -- всенощное бдение. Цари и члены Императорской фамилии слушали всенощное бдение в храме Спаса за Золотой Решеткой, где читалось и правило к Причащению. В самый день коронования, когда начало торжества возвещалось двадцатью одним выстрелом из пушек, от Успенского собора начинался благовест в большой колокол, потом -- в другие перебором, как обычно бывает для крестного хода. Синодальные члены и преосвященные архиереи с прочим духовенством собирались в соборе и совершали молебствие о многолетнем здравии Его Императорского Величества. По окончании молебна и литургийных часов ожидали в священническом одеянии пришествия Императорской четы. Когда начиналось шествие, звонили во все колокола. При приближении царских регалий к южным дверям соборной церкви все архиереи и прочее духовенство в священническом одеянии выходили из церкви на паперть и воздавали регалиям честь каждением фимиама и кроплением Святой водой. .

Далее обряд венчания на царство приобретал все более торжественный и величественный характер. Процесс венчания проходил уже в нескольких соборах - Благовещенском, Архангельском и церкви Пречистой Богоматери. Но как бы не менялся сам обряд венчания на царство, неизменным оставался его смысл - божественного предначертания власти и сосредоточения всей ее полноты в руках царя, что было свойственно всем средневековым монархам Европы.

Анализ судебной реформы Столыпина

законопроект преступный служба дума Сущность законопроекта «о введении состязательного начала в обряд предания суду», который был внесён правительством в Третью Государственную думу в ноябре 1907 г. состояла в следующем. Для того...

Военная политика Древнего Египта

Экспедиции за пределы страны возобновляются лишь в правление XI династии. Прежде всего, возобновляется контроль над Хаммаматскими каменоломнями...

Діяльність масонства

Кандидата в масони на початку обряду заводять у Кімнату Роздумів, пофарбовану в чорний колір, обстановка якої відповідає назві, в ній можуть бути предмети, що нагадують кандидату про тлінність буття...

Иван IV Грозный

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться...

Иван Грозный - герой или тиран?

В январе 1547 г., достигнув совершеннолетия, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство...

Иван Грозный: личность и государственный деятель

13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин, К. О. Сушко, К. В. Разва, С. С...

Культура кочевого общества

Пожалуй, ни к какому другому из кочевых племен региона время не было так благосклонно, как к печенегам. Во-первых достоверные археологические памятники печенегов в Приуралье сейчас известны, а главное- территориально они располагаются там...

Лицарство в історії західної і центральної Європи

Річ у тому, що не кожний феодал міг бути в той же час лицарем. Лицарська гідність повідомлялася лише через особливий обряд присвячення. З другого боку не потрібно було неодмінно володіти леном, щоб стати лицарем...

Личность Ивана IV (Грозного) в истории отечества

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В декабре 1546 года 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться. Был устроен смотр невест...

Погребальные обряды древних народов

В археологической литературе под погребальным обрядом чаще всего понимается сумма остатков от ритуальных церемоний; овеществленные, опредмеченные конечные результаты деятельности...

Половцы

Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то, что способы обращения с умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения...

Российская история от князя Олега до Александра II

8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе...

Россия в XVI веке. Иван Грозный

Иван рано и много, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Ивана учили грамоте, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного...

Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

иван грозный правление опричнина 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство. Ряд историков (Н. И. Костомаров Костомаров Н.И....

Эволюция Российской монархии

Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Ростово-Суздальское. В середине ХII века, усилиями в основном Юрия Долгорукого, Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины...