Природа цвета. Три основных цвета

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного‑неприятного или привлекательного‑непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. 1/1) учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло‑фиолетовым, на оранжевом - голубовато‑серым, на красном - зеленовато‑серым, а зелёном - красновато‑серым, на синем - оранжево‑серым и на фиолетовом - желтовато‑серым (рис. 31…36). Каждый цвет заставляет серый принять его последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это ещё и с другой стороны. Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон‑журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов, В разделе, посвящённом физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой‑либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи - жёлтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зелёный - собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зелёной, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо‑чёрный тон. Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создаёт в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне‑серый квадрат на средне‑сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне‑серого цвета. Это означает, что средне‑серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий);

синий - оранжевый = синий - (жёлтый и красный);

жёлтый - фиолетовый = жёлтый - (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность.

Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне‑экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, сточки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого‑то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своём труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое‑либо бесцветно‑пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляете? основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, те. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок .

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности».

Когда Оствальд утверждает, что «… цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: «Гармония - Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цвето‑тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник‑колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения: жёлтый:красный:синий=3:6:8. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Жёлто‑красно‑синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно‑серый цвет. Жёлтый, красно‑фиолетовый и сине‑фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие жёлтого, красно‑оранжевого. фиолетового и сине‑зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт сгармонизованное сочетание жёлто‑оранжевого, красно‑фиолетового, сине‑фиолетового и жёлто‑зелёного.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объединяющим жёлто‑оранжевый, красно‑фиолетовый и сине‑зелёный или красно‑оранжевый, сине‑фиолетовый и жёлто‑зелёный.

Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвящённом гармонии цветовых созвучий.


Недавно я возобновила свои уроки по рисунку и живописи, и хочу рассказать вам про сочетание цветов. В любой ситуации, когда дело касается цвета, есть удачные и неудачные сочетания оттенков. Будь то маникюр или одежда, нарисованная открытка или даже ремонт дома - всегда важно выбрать красивое и интересное сочетание цветов.

В отношении одежды это даже важнее, если дом и любимую спальню вы можете красить в какие угодно оттенки, и приглашать туда только близких, то одежда - важнейший социальный инструмент, который позволяет нам составлять первое мнение друг о друге, и поэтому нельзя допустить того, чтоб ваша одежда говорила о вас неправильно. Как выбрать хорошие оттенки и подобрать интересные пары? Какие есть правила на этот счет? Как с блеском подобрать любые тона?

Немного теории

Самый простой способ выбрать подходящий оттенок - пользоваться цветовым кругом. Он разделен на 12 секторов, и в нем представлены основные цвета. Также каждый сектор градуирован от светлого (в центре) к темному (по краю). Что мы можем вывести из данного круга?
  1. Белый гармонирует абсолютно с любым тоном и делает его ярче.
  2. Черный поможет разбавить любой ансамбль и при этом придаст ему глубины.
  3. Видны комплементарные и аналогичные цветовые соседства.
  4. Можно вывести триады, тетрады и квадраты.
Что такое комплементарная пара? Это цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Чтоб не промахнуться, лучше всего выбирать одинаковые по светлоте и насыщенности оттенки - равноудаленные секторы от центра.


Это хорошее сочетание, и чаще всего им пользуются многие линии одежды - они выпускают одни и те же модели в комплементарных оттенках, и тогда купив фиолетовую блузку вы всегда сможете выбрать к ней фисташковую юбку (и наоборот).

Аналогичные пары - те, что стоят рядом на цветовом круге. Такие пары часто встречаются в архитектурных композициях. Наверняка вы видели, когда дом покрашен в светлый лимонный, а архитектурные элементы - откосы и карнизы, балюстрады и архитравы – зеленые. Также встречается это решение очень часто и в аксессуарах - например, гораздо проще найти желтые туфли с оранжевой отделкой, чем желтые с синей или фиолетовой.

Триады, тетрады и квадраты - схемы, которые выведены по особой форме на цветовом круге. Для триады это треугольник, для тетрады - прямоугольник, а квадрат говорит сам за себя.


Посмотрите на разные цветовые круги, чтоб понять принцип, и вы никогда не ошибетесь в выборе удачного оттенка.

Нейтральные

Нейтральными цветами называют черный, белый и серый - они подходят практически ко всему, и хорошо смотрятся между собой. Однако, следует учитывать и то, что человек, с головы до ног одетый в черное или серое - моветон, монохромные наряды давно стали признаком дурного вкуса. В летний период уместно быть одетым в белое с головы до ног, но здесь сохранить яркость могут помочь аксессуары - сумка, обувь, яркие украшения и детали.

Любое сочетание серого цвета должно быть хорошо сбалансировано. Как правило, в продаже редко встречаются ткани или аксессуары чистого серого оттенка, чаще всего колор имеет холодный или теплый подтон. Соответственно, подбирая сочетания цветов с серым, нужно смотреть:

  • на теплоту серого;
  • на теплоту выбранного колора;
  • на светлоту двух оттенков и их совместимость.

Теплота серого

Серый может быть теплым и холодным.


Теплые оттенки лучше сочетать с теплыми тонами - желтый, оранжевый, красный, розовый, малиновый.

Холодный серый идеально смотрится, если к нему добавить голубой, сиреневый, зеленый или синий.

Теплота выбранного цвета

Даже желтый может быть холодным. Лучше всего выбирать те краски, температура которых соответствует основной температуре колора. Теплый желтый и холодный голубой хорошо выглядят с холодным серым.

Светлота

Это место, которое выбранный цвет мог бы занять на растяжке от самого темного к самому светлому. Лучше всего, если серый не соперничает со своим партнером. Не можете выбрать? Выбирайте самые яркие оттенки или пастельные тона, а от темных лучше воздержаться.







Теплые

Теплые цвета на цветовом круге представлены от желтого и до фиолетового. Это приятная гамма, которая поднимает настроение и дарит ощущения тепла и света. Однако, выбрать цветовые пары здесь не так-то и просто. Естественно, когда я говорю о соседствах красного или желтого - это те сочетания, где указанный мною цвет является основным (то есть преобладает визуально).






















Лучшее сочетание красного цвета - с белым, синим и черным. Это чистые оттенки, которые носили короли и королевы, эта гамма (без черного) представлена на российском триколоре и флагах других государств. Используйте чистые оттенки, и тогда вы точно сможете быть уверены в своем выборе.

Интересным получается сочетание бордового цвета с оттенками синего и серого. Вообще к бордовому подойдут любые ягодные тона. А вот зеленые тона лучше выбрать с холодным подтоном.


Прекрасное сочетание коричневого цвета с бежевым - получается приятное шоколадное сочетание. Оттенки какао и кофе, чая и молока, выпечки и слоновой кости - многие сочетания цветов с коричневым навевают мысли о десертах.


Естественно, теплые тона отлично сочетаются между собой - коричневый и светло-оранжевый отлично выглядят вместе, а сочетание красного, оранжевого и желтого когда-то было ультра-модным.

Хотите добавить в сочетание изюминку? Попробуйте сложные тона. Сочетайте коричневый со сливовым, бежевый и ежевичный, теплый чернильный и холодный бирюзовый. Да, не забывайте о сочетании коричневого и мятного цвета. Сочетание мятного и шоколадного навевает мысли о развлечениях, удовольствиях и отдыхе.


Нравится экстравагантность? Добавьте немного аксессуаров глубокого оттенка - например, кобальт синий хорошо оттенит оранжевый или розовый, а бирюзовый цвет хорошо выглядит на оттенках желтого и зеленого.

Холодные

Холодные колоры - те, что от зеленого к фиолетовому. Это оттенки травы и воды, прохладные и освежающие, они приносят покой и умиротворение. Если вы хотите использовать холодные оттенки в интерьере, то лучше всего отдать предпочтение ярким чистым краскам, сочетаемость которых очень высока с другими цветами.




























Наилучшее сочетание для дома - темно-синий с белым и красным. Причем красный должен быть изюминкой, его не должно быть много, а вот синий лучше не экономить.

Мой любимый оттенок - turquoise, его также называют бирюзовый цвет и любимый оттенок Тиффани. Бирюзовый цвет хорошо сочетается с самыми разными оттенками. Можно подобрать теплый розовый и насыщенный оранжевый, который смогут красиво оттенить бирюзовый цвет. Интересное сочетание бирюзового оттенка получается с коралловым - рыже-красная палитра хорошо подчеркивает бирюзовый цвет.








Также стоит попробовать сочетание синего цвета с холодной желтой и светло-зеленой гаммой, а оттенить зеленые тона поможет голубой. Вообще сочетание зеленого цвета с желтым и голубым - классическое для весны и весенних праздников, поэтому попробуйте найти свои решения в данной цветовой гамме (и не забывайте поглядывать на цветовой круг).


Попробуйте уделить больше внимания сочетанию зеленого цвета с другими цветами - в этом году компания Пантон объявила Greenery оттенком 2017 года, поэтому грех не обзавестись парочкой зеленых предметов гардероба и не прикупить домой несколько изумрудных украшений. Кстати, красивые сочетания цветов с зеленым можно подобрать онлайн - цветовая палитра составится автоматически.


Хотите составить интересные сочетания фиолетового цвета? Попробуйте светлые холодные тона - сиреневый, розовый, зеленый. Не нравится глубокий фиолетовый? Попробуйте лиловый и лавандовый, а также не забывайте о сиреневом.

Разные идеи
























Не можете разобраться, в сочетаниях желтого цвета с другими цветами? Посмотрите оригинальные и классические схемы сочетающихся оттенков.




Классное сочетание желтого и сиреневого с фиолетовым, сочетание розового цвета с желтым - такое сочетание сиреневого и желтого с фиолетовым запомнится абсолютно всем.












В поисках красивых схем на основе коричневого цвета с другими? Сохраните себе эти схемы - если таблица всегда будет всегда под рукой, то вы сможете подобрать все тона к коричневому.

Запомните, что сочетание оранжевого цвета с черным - знойное и жаркое!

А вот схемы по сочетанию розового цвета с другими оттенками и красного цвета с другими колорами.






Хотите составить палитру в холодной гамме? Тогда сочетания сиреневого цвета с холодными тонами - голубой, изумрудный, синий и серый к вашим услугам.

Теперь вы знаете о цветовых сочетаниях почти также много, как и профессиональные художники, а это значит, что у вас точно получится подобрать любые сочетания цветов – хоть для идеального гардероба, хоть для прекрасного ремонта!

В большинстве современных кабелей проводники имеют изоляцию разных цветов. Цвета эти имеют определенное значение и выбираются не просто так. Что такое цветовая маркировка проводов и как с ее помощью определить где ноль и заземление, а где — фаза, и будем говорить дальше.

В электрике принято различать провода по цветам. Это намного облегчает и ускоряет работу: вы видите набор проводов разных цветов и, по цвету, можете предположить какой для чего предназначен. Но, если разводка не заводская и делали ее не вы, перед началом работ обязательно надо проверить соответствуют ли цвета предполагаемому назначению.

Для этого берут мультиметр или тестер, проверяют на каждом проводнике наличие напряжения, его величину и полярность (это при проверке сети электропитания) или просто прозванивают куда и откуда идут провода и не меняется ли «в пути» цвет. Так что знание цветовой маркировки проводов — один из необходимых навыков домашнего мастера.

Цветовая маркировка провода заземления

По последним правилам проводка в доме или квартире должна иметь заземление. Последние годы вся бытовая и строительная техника выпускается с заземляющим проводом. Причем заводская гарантия сохраняется только при условии подачи электропитания с работающим заземлением.

Чтобы не путаться для провода заземления принято использовать желто-зеленую окраску. Жесткий одножильный провод имеет зеленый основной цвет с желтой полосой, а мягкий многожильный — основное поле желтого цвета с зеленой продольной полосой. Изредка могут встречаться экземпляры с горизонтальными полосками или просто зеленые, но это — нестандарт.

Цвет провода заземления — одножильного и многожильного

Иногда в кабеле есть только ярко-зеленый или желтый провод. В таком случае именно их используют как «земляной». На схемах «земля» обычно рисуется зеленым цветом. На аппаратуре соответствующие контакты подписываются латинскими буквами PE или в русскоязычном варианте пишут «земля». К надписям часто добавляется графическое изображение (на рисунке ниже).

В некоторых случаях на схемах шина «земля» и подключение к ней обозначается зеленым цветом

Цвет нейтрали

Еще один проводник, который выделяют определенным цветом — нейтраль или «ноль». Для него выделен синий цвет (ярко-синий или темно-синий, изредка — голубой). На цветных схемах эта цепь также прорисовывается синим, подписывается латинской буквой N. Так же подписываются контакты, к которым необходимо подключить нейтраль.

Цвет нейтрали — синий или голубой

В кабелях с гибкими многожильными проводами, как правило, используется более светлые оттенки, а одножильные жесткие проводники имеют оболочку более темных, насыщенных тонов.

Окраска фазы

С фазными проводниками несколько сложнее. Их окрашивают в разные цвета. Исключены уже используемые — зеленый, желтый и синий — а все остальные могут присутствовать. При работе с этими проводами надо быть особенно аккуратными и внимательными, ведь именно на них присутствует напряжение.

Цветовая маркировка проводов: какого цвета фаза — возможные варианты

Итак, наиболее часто встречающаяся цветовая маркировка проводов фазы — красный, белый и черный. Еще могут быть коричневый, бирюзовый оранжевый, розовый, фиолетовый, серый.

На схемах и клеммах фазные провода подписываются латинской буквой L, в многофазных сетях рядом стоит номер фазы (L1, L2, L3). П кабелях с несколькими фазами они имеют разную окраску. Так проще при разводке.

Как определить правильно ли подключены провода

При попытке установить дополнительную розетку, подключить люстру, бытовую технику, требуется знать, какой именно провод является фазным, какой нулевым, а какой — заземляющим. При неправильном подключении техника выходит из строя, а неосторожное прикосновение к токоведущим проводам может окончиться печально.

Надо убедиться что цвета проводов — земля, фаза, ноль — совпадают с их разводкой

Проще всего ориентироваться по цветовой маркировке проводов. Но не всегда все просто. Во-первых, в старых домах проводка обычно однотонная — торчат два-три провода белого или черного цвета. В этом случае надо разбираться конкретно, после чего навешивать бирки или оставлять цветные метки. Во-вторых, даже если в кабеле проводники окрашены в разные цвета, и вы визуально можете найти нейтраль и землю, правильность своих предположений надо проверить. Случается, что при монтаже цвета перепутаны. Потому сначала перепроверяем правильность предположений, потом начинаем работы.

Для проверки понадобятся специальные инструменты или измерительные приборы:

  • индикаторная отвертка;
  • мультиметр или тестер.

Найти фазный провод можно при помощи индикаторной отвертки, для определения нуля и нейтрали нужен будет тестер или мультиметр.

Проверка с индикатором

Индикаторные отвертки бывают нескольких видов. Есть модели, на которых светодиод зажигается при прикосновении металлической частью к токоведущим частям. В других моделях для проверки требуется дополнительно нажать кнопку. В любом случае при наличии напряжения зажигается светодиод.

При помощи индикаторной отвертки можно найти фазы. Металлической частью прикасаемся к оголенному проводнику (при необходимости наживаем на кнопку) и смотрим, горит ли светодиод. Горит — это фаза. Не горит — нейтраль или земля.

Работаем аккуратно, одной рукой. Второй к стенам или металлическим предметам (трубам, например) не прикасаемся. Если провода в проверяемом кабеле длинные и гибкие, можно придержать их второй рукой за изоляцию (держитесь подальше от оголенных концов).

Проверка с мультиметром или тестером

На приборе выставляем шкалу, которая немного больше предполагаемого напряжения в сети, подключаем щупы. Если позваниваем бытовую однофазную сеть 220В, ставим переключатель в положение 250 В. Одним щупом прикасаемся к оголенной части фазного провода, вторым — к предполагаемой нейтрали (синего цвета). Если при этом стрелка на приборе отклоняется (запоминаем ее положение) или на индикаторе загорается цифра, близкая к 220 В. Проделываем ту же операцию со вторым проводником — который по цвету определили как «землю». Если все верно, показания прибора должны быть ниже — меньше чем те, которые были перед этим.

В случае, если цветовая маркировка проводов отсутствует, придется перебирать все пары, определяя назначение проводников по показаниям. Пользуемся тем же правилом: при прозвонке пары «фаза-земля» показания ниже, чем при прозвонке пары «фаза-ноль».

Таблица (палитра) цветов html предоставляет вам возможность самостоятельно подобрать нужный вам тон. Значение цвета отображается в трех форматах: Hex, RGB и HSV.

  • Hex состоит из трех двух символьных значений в шестнадцатеричной системе счисления. Например: #ff00b3, где первая пара чисел - красный, вторая - зеленый, а третья - синий.
  • RGB (RedGreenBlue) имеет вид "200,100,255", обозначающее количество соответствующего тона(красный,зеленый,синий) в получаемом цвете.
  • HSV (Hue, Saturation, Value - тон, насыщенность, значение) - цветовая модель, в которой в качестве координат являются:
    • Hue - цветовой тон, может варьироваться в пределах от 0° до 360°.
    • Saturation - насыщенность, варьируется в пределах 0-100 или 0-1. Чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета. А чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому.
    • Value (значение цвета) - задает яркость, значение так же может варьироваться в пределах 0-100 или 0-1.

Введите код цвета: GO

Список цветов с названиями

В таблице перечислены названия цветов на английском языке (которые можно использовать в качестве значений), поддерживаемые всеми браузерами, и их шестнадцатеричные значения. Все перечисленные цвета являются "безопасными", то есть во всех браузерах будут отображаться одинаково.

Название цвета HEX Цвет
Black #000000
Navy #000080
DarkBlue #00008B
MediumBlue #0000CD
Blue #0000FF
DarkGreen #006400
Green #008000
Teal #008080
DarkCyan #008B8B
DeepSkyBlue #00BFFF
DarkTurquoise #00CED1
MediumSpringGreen #00FA9A
Lime #00FF00
SpringGreen #00FF7F
Aqua #00FFFF
Cyan #00FFFF
MidnightBlue #191970
DodgerBlue #1E90FF
LightSeaGreen #20B2AA
ForestGreen #228B22
SeaGreen #2E8B57
DarkSlateGray #2F4F4F
LimeGreen #32CD32
MediumSeaGreen #3CB371
Turquoise #40E0D0
RoyalBlue #4169E1
SteelBlue #4682B4
DarkSlateBlue #483D8B
MediumTurquoise #48D1CC
Indigo #4B0082
DarkOliveGreen #556B2F
CadetBlue #5F9EA0
CornflowerBlue #6495ED
MediumAquaMarine #66CDAA
DimGray #696969
SlateBlue #6A5ACD
OliveDrab #6B8E23
SlateGray #708090
LightSlateGray #778899
MediumSlateBlue #7B68EE
LawnGreen #7CFC00
Chartreuse #7FFF00
Aquamarine #7FFFD4
Maroon #800000
Purple #800080
Olive #808000
Gray #808080
SkyBlue #87CEEB
LightSkyBlue #87CEFA
BlueViolet #8A2BE2
DarkRed #8B0000
DarkMagenta #8B008B
SaddleBrown #8B4513
DarkSeaGreen #8FBC8F
LightGreen #90EE90
MediumPurple #9370D8
DarkViolet #9400D3
PaleGreen #98FB98
DarkOrchid #9932CC
YellowGreen #9ACD32
Sienna #A0522D
Brown #A52A2A
DarkGray #A9A9A9
LightBlue #ADD8E6
GreenYellow #ADFF2F
PaleTurquoise #AFEEEE
LightSteelBlue #B0C4DE
PowderBlue #B0E0E6
FireBrick #B22222
DarkGoldenRod #B8860B
MediumOrchid #BA55D3
RosyBrown #BC8F8F
DarkKhaki #BDB76B
Silver #C0C0C0
MediumVioletRed #C71585
IndianRed #CD5C5C
Peru #CD853F
Chocolate #D2691E
Tan #D2B48C
LightGray #D3D3D3
PaleVioletRed #D87093
Thistle #D8BFD8
Orchid #DA70D6
GoldenRod #DAA520
Crimson #DC143C
Gainsboro #DCDCDC
Plum #DDA0DD
BurlyWood #DEB887
LightCyan #E0FFFF
Lavender #E6E6FA
DarkSalmon #E9967A
Violet #EE82EE
PaleGoldenRod #EEE8AA
LightCoral #F08080
Khaki #F0E68C
AliceBlue #F0F8FF
HoneyDew #F0FFF0
Azure #F0FFFF
SandyBrown #F4A460
Wheat #F5DEB3
Beige #F5F5DC
WhiteSmoke #F5F5F5
MintCream #F5FFFA
GhostWhite #F8F8FF
Salmon #FA8072
AntiqueWhite #FAEBD7
Linen #FAF0E6
LightGoldenRodYellow #FAFAD2
OldLace #FDF5E6
Red #FF0000
Fuchsia #FF00FF
Magenta #FF00FF
DeepPink #FF1493
OrangeRed #FF4500
Tomato #FF6347
HotPink #FF69B4
Coral #FF7F50
Darkorange #FF8C00
LightSalmon #FFA07A
Orange #FFA500
LightPink #FFB6C1
Pink #FFC0CB
Gold #FFD700
PeachPuff #FFDAB9
NavajoWhite #FFDEAD
Moccasin #FFE4B5
Bisque #FFE4C4
MistyRose #FFE4E1
BlanchedAlmond #FFEBCD
PapayaWhip #FFEFD5
LavenderBlush #FFF0F5
SeaShell #FFF5EE
Cornsilk #FFF8DC
LemonChiffon #FFFACD
FloralWhite #FFFAF0
Snow #FFFAFA
Yellow #FFFF00
LightYellow #FFFFE0
Ivory #FFFFF0
White #FFFFFF

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.