Проповедь радость в господе сила моя читать. Радость в Господе

«Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10). В то время, когда были провозглашены эти слова, израильтяне только что возвратились из вавилонского плена. Под руководством Ездры и Неемии народ отстроил разрушенные стены Иерусалима, и теперь их целью было восстановление храма и нации.

Чтобы объявить это, Неемия созвал специальное собрание у Водяных ворот города, внутри уже отстроенных вновь стен Иерусалима: «Тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами» (Неем. 8:1). На этом собрании присутствовало около 42360 израильтян. С ними было 7300 рабов, включая 245 певцов. Всего было собрано около 50000 человек.

Вначале шла проповедь Божьего Слова. Писание говорит, что люди изголодались по слышанию его: «(Они) сказали книжнику Ездре, чтоб он принёс книгу закона Моисеева… И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать» (8:1-2).

Эти люди не нуждались, чтобы Божье Слово подталкивало их. Их объединял общий голод, и они были полностью готовы подчиниться авторитету Божьего Слова. Они хотели быть под его управлением, чтобы привести свою жизнь в согласие с его истиной.

Удивительно, что Ездра проповедовал этой толпе в течение пяти или шести часов – «от рассвета до полудня» (8:3). Но никто не обращал внимания на время: «Уши всего народа были прикованы к книге закона» (8:3). Эти люди были полностью захвачены Божьим Словом.

Какая поразительная сцена! Такое не увидишь сегодня ни в одной американской церкви. Однако, я скажу вам, что истинное пробуждение не может иметь место без такого всеохватывающего голода по Божьему Слову. Действительно, когда Божий народ устаёт от проповедуемого Божьего Слова, начинается духовная смерть – и Господня радость уходит.

Может, вам приходилось слышать выражение «дегустаторы проповедей». Этому термину почти 200 лет, и он впервые появился в Лондоне в середине 19-го века. В то время каждое воскресенье 5000 человек слушали в «Метрополитен Скинии» проповеди великого проповедника Ч. Г. Сперджена. На другом конце города также произносил помазанные Духом проповеди Джозеф Паркер. По всему Лондону проповедовали другие пламенеющие духом пасторы, произнося глубокие, пророческие слова, открывающие истины Библии.

Для богатых лондонцев стало популярным видом спорта – вскочив в свой экипаж, мчаться через весь город от одной церкви к другой, чтобы послушать для сравнения проповеди этих служителей. Каждый понедельник в Парламенте проводились особые заседания, посвящённые обсуждению того, какой проповедник произнёс наилучшую проповедь и кто изрёк самое глубокое откровение.

Этих слоняющихся бездельников окрестили «дегустаторами проповедей». Они всегда претендовали на знание какой-либо новой духовной истины или откровения, но только некоторые из них практиковали то, что они слышали.

У Водяных ворот в Иерусалиме, однако, не было ни красноречивой ни сенсационной проповеди. Ездра проповедовал непосредственно из Писаний, читая целые часы подряд, и когда стоящий народ слушал Божье Слово, возбуждение в нём росло.

Время от времени Ездра был настолько взволнован тем, что он читал, что останавливался, чтобы «благословить Господа, великого Бога» (8:6). Могущественно сходила Господня слава, и все воздевали руки, прославляя Бога: «И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои» (8:6). По мере того, как были прочитываемы некоторые места, они «поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (8:6). Люди смирялись пред Богом, сокрушаясь сердцем и раскаиваясь. Затем, через некоторое время, они вставали, чтобы испытать ещё большее.

Заметьте, пожалуйста: на этом собрании не было никаких захватывающих историй, которые возбуждали бы эмоции слушателей. Там не было никаких манипуляций с кафедры, никакого драматического свидетельства. Там даже не было никакой музыки. Эти люди просто имели ухо, чтобы слышать всё, что говорил им Бог.

Я верю, что Господь желает сегодня действовать среди Своего народа таким же образом. Я вижу, как Его Дух производит движение в церквях, где существует голод Его Слова.

Но я также бывал в церквях, где люди постоянно поглядывают на часы, ещё до начала проповеди. Затем, когда пастор произносит своё заключительное «аминь», эти люди, обгоняя друг друга, устремляются на автостоянку, где припаркованы их автомобили. В такой церкви нет настоящей радости. Как же мы можем ожидать, чтобы закоренелые грешники когда-либо захотели стать её частью?

Тот род пробуждения, который мы видим в 8-й главе Неемии, требует пастора, который будет так же взволнован при чтении Писания, как Ездра. Однако, это также требует и народа, который так же будет взволнован, слыша Божье Слово, и будет повиноваться ему. Даже самый пламенный проповедник не может расшевелить самодовольную общину, если она не жаждет больше слышать Божью истину.

Результатом этой мощной проповеди была волна сокрушения среди слушателей.

Для изголодавшихся израильтян было недостаточно даже длившейся полдня проповеди. Они хотели больше Слова Божьего, поэтому они сформировали группы с семнадцатью старейшинами, помимо Ездры, которые руководили библейскими занятиями остаток этого дня: «(Они) поясняли народу закон… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Когда эти люди уразумели Божий закон, они начали оплакивать свои грехи: «Весь народ плакал, слушая слова закона» (8:9). Представьте эту сцену: 50000 людей лежат, распростершись на земле, единодушно оплакивая свои грехи. Божье Слово, подобно молоту, сокрушило их гордость, и теперь их плач эхом отдавался на окрестных холмах.

Я спрашиваю вас – не это ли суть пробуждения? Не заключается ли оно в том, что слово настолько касается сердец, что люди повергаются на колени, плача и раскаиваясь пред Богом?

Я сам переживал такие святые собрания. Когда я был ещё ребёнком, наша семья посещала «палаточные собрания» в летнем лагере «Живые Воды» в Пенсильвании. Второе пришествие Иисуса проповедовалось с такой силой и авторитетом, что все были убеждены, что не пройдёт и часа, как Иисус возвратится. Сердца охватывал святой страх, и люди повергались на свои лица. Некоторые кричали так, как если бы они были подвешены над адом на тонкой нити – рыдая, сокрушаясь и печалясь о своих грехах.

Часто Божье Слово проповедовалось весь день до поздней ночи. На следующее утро людей всё ещё можно было застать лежащими, простершись на полу молитвенной комнаты, и скорбящими о своих грехах. Некоторых даже приходилось выносить.

Именно в один из таких вечеров Господь призвал меня, восьмилетнего мальчика, быть проповедником. Я часами был в Духе, сокрушаясь и плача; Божье Слово было живым для меня. Сердце моё горело в предчувствии скорого возвращения Христа и это было для меня неизбежной реальностью. Я никогда не забуду этого чудесного переживания.

И всё же, какими бы славными не были эти проявления, будь то летний лагерь «Живые Воды» или столетия назад иерусалимские Водяные ворота – ничто из этих вещей не может привлечь грешников в Божий дом.

Представьте себе неспасённого человека, который пытается справиться со своими жизненными стрессами. Он имеет проблемы в браке, он изранен и находится в смятении, он боится, что жизнь его бесцельна и бессмысленна. Такой человек безрадостен и испытывает отвращение к жизни; ничто из того, что он пытается делать, не может насытить его жаждущую душу. Он убеждён, что не может обойтись и дня без поддержки себя алкоголем.

Если вы возьмёте этого человека на церковное служение, где люди лежат повсюду, простершись и плача о грехах, он не поймёт, что происходит. Возможно даже, он уйдёт ещё более удручённым, чем пришёл.

Мы должны понять: пробуждение у Водяных ворот Иерусалима было не для грешников. Оно было исключительно для отпадших Божьих детей. Подобным же образом, не так уж много было неспасённых людей среди тех, кто посещали палаточные собрания «Живых Вод». В обоих случаях Господь стремился восстановить Своих детей – спасти их от осквернения, крестить их радостью и сделать их сильными.

Божье свидетельство никогда не заключается в том, чтобы люди лежали на своих лицах, проливая реки слёз. Нет, свидетельство, которым Он хочет наделить Свой народ, – это радость – искренняя, постоянная радость: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10). Эта радость – следствие библейской проповеди и истинного покаяния, она приносит истинную силу Божьему народу, привлекая грешников в Божий дом.

У большинства христиан радость никогда не ассоциируется с покаянием. Но покаяние, фактически, является матерью всякой радости в Иисусе. Без этого не может быть настоящей радости. Но всякий христианин или церковь, которые ходят в покаянии, будут преисполнены радости в Господе.

Чего не хватает сегодня во многих церквях, так это того, в чем больше всего нуждаются погибшие: искренней, удовлетворяющей душу радости.

Я часто слышу, как христиане говорят: «Мы достигли пробуждения в нашей церкви своими молитвами». Но я скажу, что это не может произойти вследствие одной лишь молитвы. Никакого подобного пробуждения не может быть, если только пастор и народ не возжаждут Божьего Слова. Они должны всецело подчинить свою жизнь, чтобы она управлялась Писанием. Мы просто не можем получить небесную радость, доколе чистое слово не обличит нас о грехе, ломая всякую гордость, предубеждения и ложное чувство собственного достоинства.

Когда Давид проявил непослушание, он потерял радость в Господе, и эта радость могла быть вновь обретена только благодаря истинному покаянию. Поэтому он молился: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною… окропи меня…» (Пс. 50:4-5,9). Давид также умолял вернуть ему то, что он потерял: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14).

Я думаю, что это объясняет, почему на многих церквях сегодня лежит покров смерти. Говоря коротко, там находится грех в стане, и невозможно сохранять радость в Господе, если присутствует грех. Как может Дух Святой изливать радость на народ, который продолжает предаваться прелюбодеянию, пагубным привычкам и материализму, живя как неспасённый?

Господь отнял славу у Силома, потому что первосвященник Илий отказался бороться с грехом в Божьем доме. Илий привык к лёгкой и спокойной жизни – и если вы привязаны к наслаждениям, у вас не будет желания обличать грех. В конце концов, Бог написал над входом во святилище «Ихавод», то есть «отошла слава». Затем Он поставил Силом как пример того, что происходит с церковью, когда игнорируется грех. Божья слава, включая всякое веселие и радость, развеивается – как в жизни отдельного верующего, так и в жизни церкви.

Неизменный результат благоговения пред Божьим Словом – Это излияние подлинной «радости во Иисусе».

Ездра сказал толпе: «Вы взволнованы Божьим Словом – жаждете его, любите его и позволяете ему работать в ваших сердцах. Вы каялись, плача и рыдая – и это угодно Богу. Но теперь пришло время радоваться. Достаньте свои носовые платки и вытрите слёзы. Настало время для великой радости и веселья».

Слава Господня сошла на Израиль, и следующие семь дней прошли для народа в радости: «И пошёл весь народ есть и пить… и праздновать с великим веселием; ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Еврейское слово, переведённое здесь как «веселие», означает «ликование, веселье, радость, счастье». Такого рода веселие означает не только приятное чувство – это внутренняя радость, глубокое изобилие её. Она может выражаться по-разному в каждом из нас, потому что такая радость находится глубоко в нашем сердце, но для всех окружающих нас ясно, что источник нашей радости – небесного происхождения.

Когда Израиль обращался ко греху и идолопоклонству, Господь отнимал у них радость: «И прекращу у неё всякое веселье» (Осия 2:11). «И прекращу у них голос радости и голос веселия… и вся земля эта будет… ужасом» (Иер. 25:10-11). «Помрачилась всякая радость, изгнано всякое веселие земли» (Исаия 24:11).

Временами Израиль, пытаясь прикрыть свой грех, облачался в ложную радость. Мы видим, как это происходит сегодня также во многих церквях. Мы можем быть свидетелями пения, танцев, духовных проявлений, громкой хвалы – но те, кто любят Божье Слово, могут распознать, истинная ли это радость или ложная.

Вы можете вспомнить крики Израиля, когда они плясали вокруг золотого тельца. Когда Иисус Навин услышал голоса народа, он сказал: «Военный крик в стане» (Исх. 32:17). Но Моисей отвечал: «Это не крик побеждающих» (32:18). Моисей говорил: «Это крик людей, всё ещё находящихся в рабстве. Они не являются победителями, господствующими над своими грехами». Золото стало богом для Израиля, и это вызвало крик, вырывавшийся из уст народа, но это был крик ложной радости – шум, который предвозвещал неотвратимый Божий суд.

Однажды я проповедовал в большой церкви, исполненной такого рода шумом. Во время поклонения пастор и органист довели народ до неистовства, так что они громко пели и хлопали в ладоши в течение целого часа. Спустя некоторое время я почувствовал себя физически больным. Я молился: «Господи, здесь творится что-то неладное. Это не похоже на народ, который господствует над своими грехами».

Год спустя этот пастор и музыкант, игравший на органе, были изобличены как гомосексуалисты. Однако люди так и не распознали своих лидеров, так как не были укоренены в Божьем Слове. Вместо этого они последовали шуму, который казался шумом радости, но вёл их к разрушению.

Когда мы основывали церковь на Таймс-Сквер в 1987 году, мы быстро поняли, что пасём своё стадо в современном Коринфе. И мы должны были проповедовать сильное слово, обличавшее всякий грех.

Наши служения посещали многие христиане, работавшие в отрасли развлечений – в театре, на телевидении и в кино. Эти люди выкрикивали громкую хвалу, но в некоторых случаях это не было выражением победы и господства над грехом. Некоторые предпочитали продолжать заниматься тем, что явно бесчестило Господа, играя в пьесах и спектаклях, которые были богохульными.

Мы были в недоумении, как мы можем евангелизировать неспасённых людей из шоу-бизнеса, если наши собственные члены церкви всё ещё были вовлечены в его греховные аспекты. В конце концов, мы решили, что не можем позволять двойные стандарты, поэтому мы проповедовали святое отделение – и Господь начал действовать среди этих людей. Многие из них отказались от выгодной карьеры в области развлечений, и Бог удивительным образом благословил их. Один бывший актёр теперь является пастором церкви в Иерусалиме, проповедуя Христа на горе Кармил.

Нам пришлось столкнуться с другими значительными проблемами среди народа. Гомосексуалисты, не оставившие свой образ жизни, хотели петь в хоре. Кривляющиеся в барах музыканты хотели играть в оркестре. Чтобы бороться со грехом, мы вынуждены были проповедовать закон, но мы всегда умеряли свои проповеди милосердием.

Также мы должны были покончить с грехом в среде своих собственных сотрудников. Одного музыканта видели, как после наших собраний он посещал театры, где публике предлагают эротику и порнографию. Один из участников нашей группы поклонения – белый мужчина – похвалялся: «любой чёрный, который попытается почистить ветровое стекло моего автомобиля, надеясь заработать, получит в зубы мой кулачный сэндвич». Мы немедленно уволили этого человека.

Нам нужно было также бороться с заблуждениями и лукавством в своей общине. Один женатый мужчина сообщил мне, что он верит, что Господь заберёт от него жену. Он сказал, что Бог уже открыл ему, на какой женщине в нашей церкви он женится. Я без обиняков сообщил этому человеку, что любое откровение такого рода, которое он мог бы получить, не от Бога.

Мы продолжали проповедовать святость, неделю за неделей, и через время наши проповеди отпугнули многих людей. Однако Господь сохранял для Себя богобоязненный остаток – людей, которые любили Его Слово. Эти люди каждое служение усаживались, подобно голодным птичкам, рты которых широко раскрыты, чтобы принимать пищу. После служения они брали домой кассеты с записями проповедей, чтобы вновь и вновь прослушать их. Мы видели в них дух покаяния, страстное стремление быть послушными Божьему Слову и готовность ему подчиняться.

Одна состоятельная супружеская пара, позвонила в наш офис, сказав: «Пришлите, пожалуйста, завтра грузовик с несколькими рабочими. Мы хотим убрать из нашего дома свой ликёро-водочный бар, вместе с нашими телевизорами».

Как только люди приходили под власть и владычество Божьего Слова, радость мощно наполняла их. Вскоре наши служения становились наполненными чем-то большим, чем слёзы раскаяния. Неожиданно церковь задрожала от криков победы, ликования и радости. Это была великая радость – потому что мы начинали понимать великую истину Божьего Слова.

Чтобы поддерживать радость в Господе, Бог призвал к более глубокой работе Духа.

Бог услышал плач израильтян и явил им милость. Он обратил их плач в веселие, позволяя им восклицать и радоваться. Во время этого Он призвал их собраться уже на другое собрание.

Ради того только, чтобы радость Израиля была сохранена – чтобы она не была потеряна снова – Бог должен был копнуть чуть глубже. Некоторые области жизни народа ещё не были подчинены Его Слову, однако Господь позволил всем радоваться в течение некоторого периода времени, потому что хотел, чтобы они знали, что находятся в безопасности. Теперь же, во время переживаемого ими состояния Божьего удовлетворения, Его спасения и радости, Он просил их совершить более великое отделение от мира.

Бог сказал этим радующимся душам: «Я очень доволен вами. Вы почтили Моё Слово, раскаиваясь в ваших грехах, радуясь Моей милости и обещая быть послушными Мне. Теперь для вас настало время, чтобы поступать по Моей любви. Я хочу, чтобы вы отделились всецело – совершенно порвали с мирскими влияниями, которые вползли в ваши сердца и дома».

Видите ли, когда израильтяне находились в плену, они стали привыкать к язычникам, постепенно перенимая их язык и манеры. Израильские мужчины женились на язычницах, а израильские женщины, благодаря своему приданому, приобретали язычников-мужей. Израильтяне также допустили, чтобы неосвящённые вещи стали частью поклонения в Божьем доме.

Возлюбленные, мы не можем идти дальше к полноте во Христе, если мы не будем всё более отделяться от этого мира. Если наши мысли и устремления не становятся всё более направленными к небу, мы постепенно будем терять всякую радость нашего покаяния.

Израиль не хотел терять свой великий дух радости, поэтому они собрались снова, повинуясь в этом вопросе Богу: «И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих» (Неем. 9:2). «…и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию… и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем. 10:29-30).

Этот остаток израильтян также пренебрегал десятиной, и теперь Бог требовал от них также и это. Вы можете недоумевать: «Неужели Бог в самом деле удержал бы Свою радость и веселие от церкви, если бы народ не давал десятину?». Я отсылаю вас к Малахии 3:8-10:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» – десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища… испытайте Меня… не открою ли я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка».

Бог говорил Израилю: «Перестаньте обкрадывать Меня. Если вы послушаетесь Моего повеления давать десятину, Я изолью на вас такое благословение, что вы не сможете вместить его». Народ торжественно обещал, что «начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов со всякого дерева… и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Божье обетование излить благословения с неба истинно и для нас сегодня.

Когда мы располагаем своё сердце к тому, чтобы повиноваться Божьему Слову, позволяя Духу Святому обличать и умерщвлять всякий грех в нашей жизни, Сам Господь даёт нам радоваться: «Бог дал им великую радость» (Неем. 12:43). Я верю, что это изливаемое благословение включает преизобилующую радость, даже посреди наших испытаний. Господь открывает небеса и крестит нас «радостью Иисуса» – с восклицаниями, радостью и пением – невзирая на наши обстоятельства.

Неемия напомнил радующимся израильтянам о том, как Бог обеспечивал их праотцев в пустыне. Господь изливал на них множество различных милостей. Он научал их Своим Духом и вёл их, находясь в облачном и огненном столпе. Он сверхъестественно обеспечивал их манной и водой, и чудесным образом не давал изнашиваться их одежде и обуви (см. Неем. 9:19-21).

Как вы смотрите на подобного рода благословения? Многочисленные милости, ясное направление, наставление Духа Святого, обеспечение всех физических и материальных нужд – это звучит для меня чудесно. И действительно, все эти благословения продолжают оставаться в силе и для нас сегодня. Господь, в Своей великой милости, обещал обеспечивать всем этим Свой народ.

Однако, мы всё ещё предпочитаем жить в пустыне, как Израиль. Неемия указал, что их праотцы восстали против Господа, игнорируя Его закон: «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой… ожидая их обращения, Ты медлил многие годы… но они не слушали» (Неем. 9:26-30).

Можете ли вы представить, какую ужасную духовную смерть навели на себя эти люди? Сорок лет суббот без всякой радости или веселья, сорок лет похорон, не входя в обетованную землю. Эти израильтяне были богаты благословениями, имели много добра, ни в чём не нуждались – но они были тёплыми в духе.

Это картина Иеговы-ире – Бога, Который верно заботится о Своём народе, даже если они стали нечувствительны к Его Слову. Израильтянам наскучило то, что Божье, и они просто механически исполняли свои обязанности. В Своём милосердии, Господь продолжал руководить их повседневными делами и обеспечивать их, но эти люди никогда не хотели войти в Его полноту. Что же удивительного в том, что их одежда и обувь никогда не изнашивались? Они просто никуда не шли.

Такое печальное состояние сегодня у многих церквей. Бог может продлевать Своё милосердие для церкви – освобождать от долгов, направлять на добрые дела, обеспечивать финансами для строительства нового здания. Но церковь может оставаться в духовной пустыне, никогда и никуда не продвигаясь. Народ может испытывать меру Божьего благословения – достаточную только для того, чтобы не умереть от жажды – но оставаться слабым, изнурённым, еле живым, и всё это потому, что он всё ещё сосредоточен на вещах этого мира. Он не имеет ни духа, ни жизни.

Говоря просто, только радость в Господе даёт нам истинную силу. Мы можем говорить что угодно о своём десяти или двадцатилетнем хождении со Христом. Мы можем красоваться своими одеждами праведности, но если мы не позволяем Духу Святому поддерживать в наших сердцах радость в Господе – если мы не жаждем постоянно Его Слова – тогда мы теряем свой огонь, и не будем готовы к тому, что грядёт на этот мир в эти последние дни.

Как мы можем поддерживать радость в Господе? Мы делаем это таким же образом, как получили её вначале: во-первых, мы любим, почитаем Божье Слово и с волнением жаждем его. Во-вторых, мы постоянно ходим в покаянии. И третье: мы отделяем себя от всякого мирского влияния. Вот как, исполненные Духа Святого, христианин или церковь поддерживают «радость в Иисусе» – всегда радуясь, полные утешения и веселия. Аминь!
________________
Давид Вилкерсон

Copyright © 2001-2008 — Russian Edition, New Life Ministries International, Seattle, Washington, USA

Радость в Господе

Дети Божии призваны быть представителями Христа, жизнь которых свидетельствует о Его доброте и милости. Как Иисус открыл нам истинный характер Отца, так и мы должны открывать Христа тем, кто ничего не знает о Его нежной любви и сострадании. «Как Ты послал Меня в мир, – сказал Иисус, – так и Я послал их в мир». «Я в них, и Ты во Мне,... да познает мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:18, 23). И апостол Павел писал ученикам Иисуса: «Вы показываете собой, что вы – письмо Христово», «узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2 Кор. 3:3, 2). В лице каждого из Своих детей Иисус посылает письмо этому миру. Если вы – последователь Христа, то в вашем лице Он посылает письмо вашей семье и всем вашим соседям. Иисус, живущий в вас, желает достичь мыслей и чувств каждого из тех, кто еще не знаком с Ним. Они, возможно, не читают Библию или не слышат голос, Который обращается к Ним с ее страниц. Они не видят любви Божьей, явленной в делах рук Его. Но если вы – верный представитель Христа, то, может быть, через вас они будут приведены к некоторому пониманию Его милосердия и испытают побуждение любить Его и служить Ему.

Христиане уполномочены быть носителями света на пути к небу. Они должны освещать мир тем светом, который получают от Христа. Их жизнь и характер должны давать людям правильное представление о Христе и Его служении. Истинные последователи Христа сделают служение Ему привлекательным, каким оно и является на самом деле. Христиане, которые вынашивают в своей душе уныние и печаль, которые ропщут и жалуются, несут другим неправильное представление о Боге и христианской жизни. Они создают впечатление, будто Богу не угодно, чтобы Его дети были счастливы, и этим они ложно свидетельствуют о нашем небесном Отце.

Дьявол торжествует, когда ему удается ввергнуть детей Божьих в неверие и отчаяние. Он злорадствует, когда видит, что мы не доверяем Богу и сомневаемся в Его готовности и силе спасти нас. Он ликует, когда мы думаем, что Провидение Божие причиняет нам вред. Сатана делает все, чтобы представить Господа немилосердным и безжалостным. Он искажает истину и внушает людям ложные понятия о Боге. А мы вместо того, чтобы размышлять о Божественной истине, слишком часто мысленно останавливаемся на ложных представлениях сатаны и бесчестим Бога тем, что не доверяем Ему и ропщем на Него. Сатана постоянно стремится чем-то омрачить религиозную жизнь. Он хочет, чтобы она казалась изнурительной и трудной. И если христианин своей жизнью подтверждает такое представление о религии, то он помогает врагу.

Многие люди слишком часто думают о своих ошибках, недостатках, разочарованиях. Сердца их наполнены печалью и унынием. Когда я была в Европе, одна сестра, терзаемая отчаянием, написала мне и просила утешить и ободрить ее. В ту же ночь после получения ее письма мне приснилось, что я была в саду и человек, который, казалось мне, был его хозяином, водил меня по его тропинкам. Я рвала цветы и наслаждалась их благоуханием в то время, как эта сестра, шедшая рядом, обратила мое внимание на колючки, которые мешали ей идти. Она жаловалась и роптала. Она не шла по дорожке сада вслед за проводником, но ходила среди колючек и терновника. «Как жаль, что этот прекрасный сад обезображен терновником», – горевала она. Тогда проводник сказал ей: «Оставьте эти колючки, вы только поранитесь о них. Собирайте розы, лилии и гвоздики».

Разве в вашей жизни не было светлых радостных мгновений, когда ваше сердце восторженно билось под воздействием Духа Божия? Оглядываясь назад и вспоминая пережитое, неужели вы не сможете найти нечто приятное? Разве обетования Божьи, подобно душистым цветам, не растут вдоль вашего пути? Неужели вы не хотите, чтобы их красота и благоухание наполнили ваше сердце радостью?

Шипы и колючки будут причинять вам лишь раны и боль. И если вы рвете их и предлагаете другим, то вы не только сами пренебрегаете милостью Божией, но мешаете и другим идти тропою жизни.

Неразумно хранить в своей памяти неприятные воспоминания прошлого, наши грехи, разочарования, все время говорить о них, оплакивать их, пока уныние не одолеет нас совершенно. Унывающий человек объят мраком, он препятствует свету Божьему проникнуть в его душу и бросает тень на путь других.

Благодарите Бога за светлые минуты, которые Он подарил нам. Будем же в своей памяти связывать воедино все доказательства Его любви, чтобы постоянно взирать на них. Будем думать о Сыне Божьем, Который оставил престол Своего Отца и сокрыл Свою Божественность в человеческом естестве, чтобы спасти человека от силы сатаны; думать о Его победе, одержанной для нас и открывшей небеса, чтобы люди имели возможность верою увидеть Царство славы Божией. Вспомним о падшем человечестве, спасенном из бездны погибели, куда вверг его грех, и вновь приведенном в согласие с Предвечным Богом, и о том, что все, выдержавшие Божественное испытание через веру в Искупителя, оказываются облеченными в праведность Христа и восхищенными к Его престолу – вот те истины, над которыми Бог приглашает нас размышлять. Сомневаясь в любви Божией и не доверяя Его обещаниям, мы бесчестим Его и огорчаем Святого Духа. Как чувствовала бы себя мать, если бы ее дети постоянно жаловались на то, что она не желает им добра, тогда как она всеми силами заботится об их интересах и живет для их счастья? Если бы они сомневались в ее любви, это ранило бы ее сердце. Как чувствовал бы себя любой человек, если бы его дети так относились к нему? Что может думать о нас наш Небесный Отец, когда мы не доверяем Его любви – любви, которая побудила Его отдать на смерть своего единородного Сына, чтобы мы могли получить жизнь вечную. Апостол пишет: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римл. 8:32). И все же очень многие, если не словом, то делом говорят: «Господь не предназначил это для меня. Возможно, Он любит других, но не меня».

Все это только вредит нашей душе, потому что каждое слово сомнения навлекает на нас искушения сатаны и утверждает в нас склонность к маловерию, огорчает ангелов, и они вынуждены удаляться от нас. Когда сатана искушает вас, не произносите ни слова сомнения или уныния. Если же вы будете слушать его нашептывания, то ваш ум наполнится недоверием и возмущением. Говоря об этом другим, вы не только вредите себе, но и сеете в сознании окружающих вас людей семя, которое прорастет и принесет горький плод в их жизни. Влияние ваших слов может оказаться непоправимым и губительным для них. Вы, возможно, перенесете искушение и выпутаетесь из сетей сатаны, но другие, поколебавшиеся под вашим влиянием, может быть, не смогут избавиться от посеянного вами сомнения. Поэтому так важно говорить лишь о том, что дает духовную силу и жизнь!

Ангелы внимательно вслушиваются в то свидетельство о своем небесном Учителе, которое вы несете миру. Будем же больше говорить о Том, Кто «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас перед Отцом. Когда вы приветствуете друга, пусть ваше сердце и уста будут полны хвалы Богу. Это привлечет его мысли к Иисусу.

Все люди встречают испытания, печали, которые тяжело переносить, искушения, которым трудно противостоять. Не несите ваши скорби смертным людям, но поведайте о них Богу в молитве. Возьмите за правило никогда не высказывать ни единого слова сомнения или уныния. Ваши слова надежды и одобрения могут сделать многое, озаряя жизнь других и подкрепляя их силы.

Многие немощные души бывают тяжело подавлены искушением. Они почти готовы сдаться в борьбе со своим «я» и с силами зла. Не лишайте уверенности таковых в их тяжелой борьбе. Поддержите их ободряющими словами надежды. И тогда свет Христов будет сиять в вашей жизни. «Никто из нас не живет для себя» (Римл. 14:7). Наше влияние, о котором мы даже не подозреваем, может ободрить и укрепить других или, напротив, привести их в уныние и удалить от Христа и истины. Многие люди имеют неправильное представление о характере и жизни Христа. Они думают, что Христос был лишен сердечной теплоты и жизнерадостности, что Он был суров, строг и печален. И поэтому часто христианская жизнь некоторых бывает окрашена мрачными тонами.

Часто говорят, что Иисус плакал, и неизвестно, улыбался ли Он когда-нибудь. Наш Спаситель, действительно, был «Мужем скорбей, изведавшим болезни». Он открывал Свое сердце для всех горестей людских. Но хотя Его жизнь и была полной самоотречения и обремененной скорбями и заботами, дух Его не был подавлен. Его лицо не выражало скорби или недовольства, но всегда свидетельствовало о внутреннем спокойствии. Сердце Иисуса было источником жизни, и куда бы Он ни приходил, всегда приносил с Собой покой и мир, радость и счастье. Спаситель был всегда серьезным и целеустремленным, но никогда не был мрачным и угрюмым. Жизнь Его последователей будет отмечена целенаправленностью и наполнена глубоким сознанием личной ответственности. Легкомыслие исчезнет, не будет буйного веселья и грубых шуток. Религия Иисуса Христа приносит мир, который подобен тихой полноводной реке. Она не гасит света радости, не подавляет веселого настроения и не наводит тень на счастливое, улыбающееся лицо. Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим; и если истинная любовь царит в нашем сердце, то мы будем следовать Его примеру.

Если мы будем постоянно думать о недобрых или несправедливых поступках других, то не сможем любить их так, как Христос возлюбил нас. Но когда наши мысли сосредоточены на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сможем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. Мы должны любить и уважать друг друга независимо от ошибок и недостатков, которые мы не можем не замечать. Необходимо развивать в себе смирение и скромность и воспитывать в себе терпеливое и снисходительное отношение к ошибкам других. Это уничтожит в нас мелочное себялюбие и сделает нас великодушными и благожелательными.

Псалмопевец пишет: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Псал. 36:3). «Уповай на Господа!» Каждый новый день приносит свои тяготы, заботы и трудности. Встречаясь вместе, мы больше всего говорим друг с другом о наших затруднениях и испытаниях. Сколько ненужных тревог одолевают нас! Сколько страхов и беспокойства вторгается в нашу жизнь! И они настолько подавляют нас, что мы совершенно теряем из вида милосердного Спасителя. А люди, окружающие нас, могут думать, что у нас нет сострадающего любящего Спасителя, готового слышать наши просьбы и послать помощь в трудное для нас время.

Некоторые люди живут в постоянном страхе и суете. А между тем, они каждый день окружены очевидными доказательствами Божьей любви, пользуются обильными дарами Его Провидения, но не замечают Его благословений. Их мысли постоянно сосредоточены на различных неприятностях, которые, по их мнению, грозят им в будущем, или на каком-то действительном, но, фактически, незначительном затруднении, которое настолько ослепляет их, что они перестают видеть то многое, за что должны были бы благодарить Господа. Трудности, с которыми они сталкиваются, не приближают их к Богу – единственному Источнику помощи – а, наоборот, удаляют от Него, вызывая беспокойство и ропот.

Можем ли мы проявлять такое неверие? Почему мы так неблагодарны и так недоверчивы? Ведь Иисус – наш лучший Друг, и все Небо заинтересовано в нашем благополучии! Не дадим же суете и тревогам повседневной жизни будоражить наш ум и волновать сердце! В противном случае у нас всегда будут причины для раздражения и смятения. Мы не должны пребывать в такой озабоченности, которая только смущает и обременяет нас, и вовсе не помогает переносить испытания.

Может быть, вас постигают неудачи в житейских делах и вам грозят потери, а будущее представляется мрачным и бесперспективным? Не падайте духом! Возложите свои заботы на Бога и оставайтесь спокойными и бодрыми! Просите у Бога мудрости, чтобы управлять своими делами благоразумно и избежать потерь и бед! Делайте все, что от вас зависит, чтобы достигнуть положительных результатов. Иисус обещал Свою помощь, но и мы, со своей стороны, должны прилагать усилия. И если вы вполне доверились вашему всесильному Помощнику и сделали все, что могли, – смело смотрите в будущее!

Воля Божия состоит не в том, чтобы Его дети были обременены заботами. Однако наш Господь не обманывает нас. Он не говорит нам: «Не бойся. На твоем пути опасности нет». Потому что Он знает, что есть и опасности, и испытания. Он прямо говорит нам об этом. Бог не берет Свой народ из мира греха и зла, но указывает нам на безопасное убежище. Иисус молился за Своих учеников: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15).

В Нагорной проповеди Христос преподал Своим ученикам урок о необходимости доверять Богу. Эти наставления были предназначены для того, чтобы ободрять детей Божьих во все времена. Они и сегодня содержат для нас столь обильные поучения и утешения. «Взгляните на птиц небесных, – приглашал Иисус Своих последователей, – они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Далее Спаситель спрашивает: «Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф. 6:26). Великий Бог заботится о людях и животных, простирает Свою руку и удовлетворяет нужды Своих созданий. Птицы небесные не оставлены без Его внимания. Он не кладет им пищу прямо в клюв, но предусмотрел все необходимое для их существования. Они должны собирать зерна, которые Он рассыпал для них. Они должны заготавливать строительный материал для своих маленьких гнезд и кормить своих птенцов. С веселым пением они совершают свой труд, потому что «Отец ваш Небесный питает их». А «вы не гораздо ли лучше их?» Вы, способные мыслить и сознательно поклоняться Богу, не гораздо ли ценнее птиц? Неужели Наш Творец и Хранитель, создавший нас по Своему образу и подобию, не пошлет нам все, в чем мы нуждаемся, если только мы полагаемся на Него?

Христос обратил внимание Своих учеников на обильно растущие повсюду полевые цветы с их очевидной красотой, которой Небесный Отец наделил их в знак Своей любви к человеку. Он сказал:

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Простая прелесть живых цветов далеко превосходит великолепие, с которым одевался Соломон. Самый ослепительный наряд, созданный человеческим искусством, не может сравниться с естественной сияющей красотой созданных Богом цветов. Иисус спрашивает: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры» (Матф. 6:28, 30). Как нежны и разнообразны краски, которыми Бог, Небесный Художник, украшает цветы, увядающие за день! Насколько же больше Он заботится о тех, кто сотворен по Его Собственному образу? Слова Христа порицают беспокойство, замешательство и сомнения маловерного сердца.

Господь желает видеть Своих сыновей и дочерей счастливыми и послушными. Иисус говорит: «Мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 14:27; 15:11).

Счастье, к которому стремятся из корыстных побуждений, отказываясь от исполнения долга, не может быть долговечным и прочным. Оно быстро проходит, а человек, искавший его, остается в одиночестве и печали. Служение Богу приносит радость и удовлетворение. Христианин не живет в неопределенности. Он не подвержен ненужным горестям и разочарованиям. Даже если мы не наслаждаемся удовольствиями в этой жизни, мы можем радоваться в ожидании жизни грядущей.

Уже здесь, на земле, христианин может испытывать радость общения со Христом, наслаждаться светом Его любви, постоянно утешаться Его присутствием. С каждым шагом нашей жизни мы можем становиться ближе к Иисусу, обретать более глубокий опыт в познании Его любви и приближаться к славной и мирной Отчизне. Поэтому не будем оставлять упования нашего, но, как никогда раньше, исполнимся твердой уверенности. «До сего места помог нам Господь» и будет помогать до конца (1 Цар. 7:12). Посмотрим назад, в прошлое, на те памятные вехи, когда мы ясно видели помощь Божью и избавление от руки противника. Будем помнить о всех заботах и милостях, проявленных к нам: о слезах, которые Он осушил, боли, которую Он унял, беспокойствах и тревогах, которые Он рассеял, нуждах, которые Он восполнил, благословениях, которыми Он осыпал нас. – Таким образом мы укрепимся силою, чтобы пройти оставшийся путь нашего страдания.

Мы не можем не думать о трудностях, ожидающих нас в грядущей борьбе. Но, оглядываясь в прошлое и взирая на будущее, мы можем сказать: «До сего места помог нам Господь! Как дни твои, будет умножаться богатство твое» (Втор. 33:25). Господь не пошлет нам испытания сверх наших сил. Поэтому будем трудиться каждый на своем месте, веря, что, каким бы ни было испытание, нам будет дана сила, достаточная, чтобы его перенести.

Вскоре откроются небесные врата для Божьих детей, и из уст Царя, как самую прекрасную музыку славы, они услышат слова благословения: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф. 25:34).

Тогда искупленные будут радушно приняты в обители, которые Иисус приготовил для них. Их новые сограждане будут отличаться от тех, которые окружали их на грешной земле. Там не будет порока, нечестия, обмана, идолослужения. Спасенные будут общаться с теми, кто победил дьявола и силой Божественной благодати достиг совершенства характера. Каждая греховная наклонность, всякое несовершенство, которое теперь причиняет им страдания, будет удалено кровью Христа. Они окажутся наделенными Его славным сиянием, превосходящим яркость солнца. В них воссияет нравственная красота и совершенство Христова характера, затмевающие внешнее великолепие. Как и безгрешные существа они будут стоять перед великим Божьим престолом, разделяя величие и преимущества ангелов.

Взирая на славное наследие, которое ожидает его, «какой выкуп даст человек за душу свою?». Он может быть бедным, однако владеть таким внутренним богатством и достоинством, которыми мир никогда не может его наделить. Душа, искупленная и очищенная от греха, посвятившая все свои благородные силы служению Богу, бесценна в глазах неба. И все небо в присутствии Бога и святых ангелов радуется о каждой искупленной душе радостью, которая выражается в священных песнях величайшего триумфа.

Из книги Путь ко Христу автора Уайт Елена

Радость в Господе Дети Божии призваны быть представителями Христа, жизнь которых свидетельствует о Его доброте и милости. Как Иисус открыл нам истинный характер Отца, так и мы должны открывать Христа тем, кто ничего не знает о Его нежной любви и сострадании. «Как Ты послал

Из книги Шримад Бхагаватам. Песнь 3. Статус кво. Часть 1 автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Что значит терпети о Господе? (на ст. 22-23) Филарета, Митроп. Московского. И послаша Варнаву преити даже до Антиохии: иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася и моляше всех изволением сердца терпети о Господе (22, 23 ст.). Когда святые апостолы, находясь в Иерусалиме,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

4:1-3 Призыв твердо стоять в Господе Слово итак, с которого начинается этот отрывок, показывает, что Павел в своих призывах опирается на уже сказанное относительно опасности, которая исходит от тех, кто стремится заставить всех христиан стать иудеями, а также о его

Из книги Церковь Духа Святого автора Афанасьев Протопресвитер Николай

V. «ПРЕДСТОЯТЕЛИ В ГОСПОДЕ» I. «Все должно быть благопристойно и чинно» 1. В богословской науке прочно утвердилось мнение, что первоначальное христианство, во всяком случае вне–палестинское, находилось в состоянии благодатного анархизма. Конец благодатного анархизма

Из книги Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания автора Африканский Тихоний

Правило 1. О Господе и Его теле.

Том Браун

Один из самых популярных стихов Писания записан в книге пророка Неемии: «И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас» (Неемия 8:10).

Почему радость так важна? Потому что «радость пред Господом - подкрепление для вас! » Радость даёт силу. А сила нужна нам для того, чтобы бороться. Вы призваны «подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тимофею 6:12). Я ощущаю, что многие люди в теле Христа устали бороться добрым подвигом веры. Им трудно бороться, потому что они утратили радость.

Возможно, вы устали бороться за ваш брак. Вам надоел ваш муж (жена). Вы думаете, что он (она) вас больше не любит, а если так, то зачем бороться за его (её) любовь. Вы готовы признать поражение.

Возможно, вам надоело быть больным и всё время уставать. Вы так давно болеете, что уже забыли, каково это – быть здоровым. Было время, когда болезнь отступила, но, похоже, она снова наступает. Вы думаете: «Какой смысл, мне нужно принять эту болезнь и учиться жить с ней. Мне никогда не поправиться ».

А может быть, у вас серьезные финансовые проблемы? Прошло время, но мало что изменилось. Вы начинаете разочаровываться. Вы думаете, что вам никогда не удастся уплатить по всем счетам.

У вас могут быть проблемы с вашими детьми. Вы задаете себе вопрос: «Смогут ли они когда-нибудь исправиться? ». Вы устали от их сопротивления. Вы спрашиваете: «Интересно, изменит ли их когда-нибудь Бог? »

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ

Я знаю, как вы себя чувствуете. Будучи пастором, я постоянно встречаюсь с проблемами. Я стараюсь быть хорошим пастором. Я учу Слову, консультирую по поводу разных ситуаций, навещаю больных и т.д. Но, должен сказать, что всегда есть люди, которым не нравится то, что я делаю. Они жалуются:

«Я не наполняюсь духовно». «Пастор не проведал меня в больнице». «У пастора не было времени поговорить со мной, когда мне было это так необходимо». «Люди в церкви недружелюбны». «В церкви никому до меня нет дела».

После всего этого, мне часто хочется сдаться: «Какой смысл пытаться быть хорошим пастором. Люди этого не ценят ». Мне хочется сказать: «Забудь о них! » Конечно же, это говорит моя плоть, а не сердце.

Сердце моё говорит: «Они не знают, что делают. Они сами себя расстраивают. Они не хотят меня обидеть. Я буду радоваться ». Именно это нам и нужно делать: Радоваться!

РАДУЙТЕСЬ ВСЕГДА

В Филиппийцам 4:4 сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» . Как часто вы должны радоваться? Ответ: Всегда! Вы должны радоваться всегда, потому что радость очень легко потерять. Вы не можете использовать радость, которая была у вас вчера. Радость может дать вам силу только тогда, когда вы её постоянно обновляете.

Вы не можете использовать радость, которая была у вас вчера. Радость может дать вам силу только тогда, когда вы её постоянно обновляете.

Радость, которая была у вас на прошлой неделе, не сможет дать вам силу сегодня. Радость даст вам силу сегодня, только если у вас она сегодня есть. Именно поэтому так важно радоваться всегда !

Вы можете сказать: «Ну, мне сегодня не до радости» . Но Бог не сказал: «Радуйтесь только тогда, когда вы хотите радоваться». Нет! Он сказал: «Всегда радуйтесь!» Бог, несомненно, знает, что вы не всегда хотите радоваться. Но вам нужно радоваться всегда для того, чтобы у вас была сила бороться.

В Иакова 1:2 сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения » . Великая радость – это не счастье. Если углубиться в происхождение слова счастье, то оно буквально означает «выпавшая человеку хорошая доля, благоприятный жребий». Другими словами, счастье – это выпавший случай. Следовательно, счастье основано на том, что случается или происходит. Если происходит что-то хорошее, мы счастливы. Однако Бог говорит нам о том, что великая радость происходит даже во времена тяжелых испытаний - даже когда отказывают тормоза, когда болеют дети, когда вас увольняют с работы или когда ваш муж (жена) в плохом настроении.

Поэтому запомните, когда вы радуетесь, вы побеждаете искушения (проблемы).

Почему апостол Иаков считает, что впадать в искушения – это великая радость? Потому что радость дает нам силы, чтобы бороться с искушениями, а если вы поборите искушения, вы победите. Иаков продолжает: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка » (ст. 4). Иаков имел в виду «побеждать искушения», а не «принимать искушения». Поэтому запомните, когда вы радуетесь, вы побеждаете искушения (проблемы).

НО И ТОГДА Я БУДУ РАДОВАТЬСЯ

Мне нравится стих из Аввакума 3:17:

«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах…» (Похоже, у него были проблемы.) Посмотрите, что сказано в следующем стихе:

«Но и тогда…»

Обратите внимание, он не собирается смириться со своими проблемами, а что-то с ними сделать.

Он говорит: «но и тогда я буду РАДОВАТЬСЯ О ГОСПОДЕ И ВЕСЕЛИТЬСЯ О БОГЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО» (ст. 18).

Он собирается РАДОВАТЬСЯ, потому что «Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (ст. 19).

Аввакум не собирался оставаться побежденным. Возможно, он выглядел побежденным, но он собирался таким оставаться. Можно быть побежденным, а можно быть победителем. Разница в вашем отношении.

Благодарное сердце поможет вам быть победителем. Именно такое отношение было у пророка. Ничего хорошего не происходило в его жизни – ни плодов, ни урожая, ни овец, ни рогатого скота, но он продолжал радоваться.

Говоря современным языком, Аввакум мог сказать: «Хотя бы в моём холодильнике не было продуктов, а на счету не было денег, хотя бы моё физическое состояние ухудшалось, а боль становилась сильнее, хотя бы мои дети были наркоманами, а моя жена не ценила бы меня, то и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».

Какими бы ни были обстоятельства, вы можете радоваться!

Но и тогда я буду РАДОВАТЬСЯ О ГОСПОДЕ И ВЕСЕЛИТЬСЯ О БОГЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО.

ИСТОЧНИКИ СПАСЕНИЯ

Давайте посмотрим еще на один стих из Писания: «Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И В РАДОСТИ БУДЕТЕ ПОЧЕРПАТЬ ВОДУ ИЗ ИСТОЧНИКОВ СПАСЕНИЯ » (Исайя 12:2-3).

Вы знаете о том, что есть источники спасения? (Обратите внимание слово источники использовано во множественном числе) Когда вы получили спасение, вы унаследовали множество источников. Каждый источник наполнен уникальным благословением:

Один источник называется: ИСЦЕЛЕНИЕ, другой: УСПЕХ ОТ БОГА, третий: ЗДРАВЫЙ УМ. Есть даже источник с названием: ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Чем больше вы смотрите на унаследованные вами источники, тем больше радуется ваше сердце.

Обратите внимание, Писание говорит, что вы в радости будете черпать из источников спасения. А для того чтобы черпать из источников, вам нужна сила. Не имея силы, вы не сможете черпать из источников. Поэтому пророк Исайя говорит: «в радости будете почерпать воду из источников спасения » . Для того чтобы черпать из источников исцеления, успеха, благоразумия и восстановления семейных отношений, нужна радость. Без неё вы не сможете ничего черпать из этих прекрасных источников.

Радость помогает вам оставаться сильным и дает возможность черпать из источников спасения.

Возможно, вы болеете. Но помните, что Бог дал вам источник исцеления. Но, только имея радость, вы сможете черпать из этого источника. Так что хоть вы и больны, продолжайте радоваться.

А может, вашу жизнь накрыла бедность? Имея радость, вы сможете черпать из источника под названием «успех от Бога».

Вы также можете испытывать страх, беспокойство и депрессию. И здесь вам поможет источник под названием «здравый ум», но снова-таки, если будете это делать с радостью!

Не расстраивайтесь. Не сдавайтесь.

Дьявол может атаковать вас (в конце концов, не зря его называют князем века сего), но у него нет власти украсть у вас радость. Радость – это духовная сила, которая находится внутри вашего человеческого духа. Сатана может посягать на ваше тело, финансы и семью, как мы знаем из книги Иова, но он не может касаться вашего духа. Ваш дух находится для него вне досягаемости. А поскольку он не может достать до вашего духа, он не может отнять у вас радость.

Сатана не может украсть вашу радость, потому что она является частью вашего духовного мира. Если вы утратили вашу радость, так это только потому, что вы сами её отдали. Но если вы будете хранить вашу радость, сатана вынужден будет пропустить к вам предназначенные для вас благословения.

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость» .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» .

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» .

Признаюсь честно, что забыл о таком месте в Новом Завете, пока брат не использовал его на уроке.

Что примечательно, в самом описании?

Человек небольшого роста, который не пользовался особой популярностью в народе из-за своей работы (он «обирал» своих братьев налогами) ищет Иисуса. И чтобы увидеть Его, запланировал опередить толпу и залез на смоковницу.

Я думаю, что Закхей не предполагал, что из всей толпы Иисус сможет обратить на него свое внимание и уж тем более разделить с ним пищу.

И то, что он поспешил на призыв Христа и радовался, еще раз подчеркивает трепет в сердце Закхеи. А такие слова Иисуса, как «и он сын Авраама», сказанные в защиту на ропот окружающих, разве не вдохновляют?!

Иерихон был богатым городом и важным центром. Он лежал в долине реки Иордана и контролировал дороги, ведущие в Иерусалим и переправу через реку Иордан, которые вели в земли восточного берега реки. Около города находился большой пальмовый лес и всемирно известная роща бальзамовых деревьев, запах которых наполнял воздух на многие километры вокруг. Далеко за пределами Иерихона были известны его розовые сады.

Иерихон называли «городом пальм». Иосиф Флавий называет Иерихон «божественной землей», «самой тучной и плодородной в Палестине». Римляне стали вывозить из Иерихона финики и бальзам, которые приобрели мировую известность.

Это привело к тому, что Иерихон еще больше разбогател и приносил казне большие доходы с налогов и пошлин. Мы уже видели, какие налоги собирали мытари как они их собирали и хищнически при этом обогащались (Лук. 5,27-32). Закхей находился в зените своей карьеры и был самым ненавидимым в округе человеком. Сказанное о нем распадается на три части.

1. Закхей был богат, но несчастлив.

Он был одиноким, потому что выбрал занятие, сделавшее его презираемым, Он слышал об Иисусе, о Его добром отношении к мытарями грешникам, и думал, что, может быть, у Иисуса есть и для него доброе слово.

Презираемый и ненавидимый людьми Закхей стремился к любви Божией.

2. Закхей решил, во что бы то ни стало увидеть Иисуса, и ничто не смогло остановить его.

Уже одно то, что оказался в толпе, потребовало от него мужества: ведь каждый мог бы воспользоваться случаем, чтобы пихнуть, ударить или толкнуть ненавистного сборщика налогов!

Но Закхей не заботился об этом, хотя бы и не осталось живого места от ушибов, синяков и кровоподтеков. Ему не давали взглянуть на Иисуса — уже одно это доставляло удовольствие людям. Поэтому Закхей забежал вперед и взобрался на смоковницу, дерево с низким стволом и раскидистыми ветвями, на которое можно было легко взобраться.

Один путешественник пишет, что «дерево это дает приятную тень… И поэтому его очень любят сажать вдоль дороги».

Коротышке Закхею, конечно было непросто взобраться на дерево, но сильное желание придало ему мужества.

3. Закхей продемонстрировал всем, что он теперь стал иным человеком.

Когда Иисус заявил, что проведет этот день в доме Закхея, а тот узнал, что обрел верного друга, то принял решение, отдать половину своего состояния бедным; вторую половину он тоже не намерен был оставить себе, а решил употребить на то, чтобы загладить причиненное им людям зло.

В своем решении воздать людям, что принадлежало им, Закхей пошел дальше, чем того требовал от него закон. Возмещение вчетверо полагалось по закону лишь за умышленный и насильственный грабеж (Исх 22,1). В случае обычной кражи если украденное не могло быть возвращено хозяину полагалось уплатить возмещение в размере двойной стоимости украденного (Исх. 22,4.7). Если кто добровольно признался в содеянном и добровольно предложил возместить стоимость украденного и еще одну пятую часть этой стоимости (Лев. 6,5; Числ. 5,7).

Закхей же был готов возмещать причиненный им ущерб в объеме гораздо большем, чем того требовал от него закон. Этим он доказал на деле, что стал совсем другим человеком.

Один доктор рассказал очень неприятное событие о том, как во время одного судебного заседания несколько женщин давали показания перед судом. Но одна женщина настойчиво молчала и отказывалась давать показания. Когда ее спросили о причине такого поведения, она сказала: «Четыре из этих свидетельниц должны мне деньги, но не отдают, а мне самой нечем кормить голодную семью, потому что у меня нет денег».

Показание, не подкрепленное делами, доказывающими его искренность является неправдоподобным.

4. Весь рассказ об обращении мытаря Закхея кончается великими словами, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Всегда следует осторожно толковать слово погибший и помнить, что в Новом Завете это слово не имеет значения проклятый или осужденный . Оно просто означает не на должном месте .

Вещь потеряна, если она пропала со своего места и находится на другом, не своем месте, и если мы находим эту вещь, мы возвращаем ее на место, которое она должна занимать.

Погибший человек свернул с истинного пути и отошел от Бога; он найден и спасен, когда снова, как послушное дитя, займет свое надлежащее место в семье своего Отца.