Топиарий, сделанный своими руками – это замечательный и эксклюзивной подарок…. Народные промыслы Народный художественный промысел - что это

Хорошая серия красочных пособий от Мозаики-Синтез - альбомы по народной росписи и народному искусству, темы альбомов - самые разные.

Книги небольшие, недорогие, очень хороши для занятий с детьми.

В тех изданиях, что чуть подороже, помимо самого альбома прилагается ещё и.

Гжель и хохлома, городец, филимоновские свистульки, роспись матрёшек, мезенская роспись, жостовские подносы, дымковская игрушка, и многое другое.

Пособия очень хороши для занятий по технологии в младших классах.

Издания этой серии предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда.

Каждый выпуск - красочный альбом, цикл занятий по определенной теме с игровыми, подробно иллюстрированными заданиями для детей и методическими рекомендациями для педагогов и родителей. Сначала лучше освоить пособие родителю, а потом уже преподавать своим детям.

Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.

Народные промыслы детям

Мезенская роспись

Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-9 лет. Данное пособие из серии "Искусство - детям" посвящено лепке из глины народной игрушки, а именно Каргопольской игрушки.


Жостовский букет (+ форма для росписи). Диаметр формы для росписи: 190 мм.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства рекомендуется для занятий с детьми 8-10 лет на уроках труда и изобразительного искусства.


Цветочные узоры Полхов-Майдана (+ форма для росписи). Размер формы для росписи: 100 мм x 200 мм.


Филимоновские свистульки (+ форма для росписи)


Размер формы для росписи: 120 мм x 190 мм.


Узоры Северной Двины (+ форма для росписи)

В представленный комплект входят рабочая тетрадь и форма для росписи. Форму с лицевой стороны можно раскрасить по готовому рисунку, а с оборотной - расписать самостоятельно. Форму можно использовать и как трафарет. Для работы понадобятся кисти (№2 и №3), акриловые или гуашевые краски и бесцветный лак.
Размер формы для росписи: 125 мм x 200 мм.

Рисование - пособие для детей.

Дымковская игрушка - учимся росписи.


Альбом - обучение городецкой росписи.

Каргопольская игрушка


Гжель - с формой для росписи.

Гжель. Пособие по росписи.

Русского народного творчества пост
16 самых красивых видов народного искусства России

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

~~~~~~~~~~~



Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.


Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.


Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.


Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.


Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.


Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Народный художественный промысел - это не только история, но и современность. Бижутерия ручной работы, повязка в технике «шитья по бели», сделают вас неповторимыми.

Народный художественный промысел - что это?

Народный художественный промысел или декоративно-прикладное искусство - многогранное понятие. Оно относится к области декоративного искусства, включает в себя:

  • сотворение художественных изделий, которыми пользуются в частном быту в обществе;
  • художественную обработку утилитарных предметов (мебели, утвари, ткани, средств передвижения, орудий труда, игрушек, украшений и т. д.).
Народное декоративно прикладное искусство использует различные материалы:
  • керамику;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • текстиль и т. д.
Работы выполняются при помощи литья, ковки, инкрустации, чеканки, резьбы, росписи, гравирования, вышивки и т. д.

Народное декоративно прикладное искусство возникло очень давно. Это одна из главных областей творчества народа. В наше время интерес к такому виду самовыражения не только не снизился, но и повысился. Придумано много видов рукоделия, которые также являются частью декоративно-прикладного искусства, ознакомьтесь с некоторыми из них.

Бижутерия ручной работы: мастер-класс


Современное декоративно-прикладное искусство - это и создание украшений. Сделав такую миниатюру, вы будете уверены, что она выполнена в одном экземпляре и второй точно такой же ни у кого не будет.

На ней, на белом фоне, нарисован розовый тюльпан. Чтобы сделать миниатюру, потребуются:

  • акриловые краски следующих цветов: охра, кармин, светло-зеленая, черная, титановые белила;
  • заготовка из пластики;
  • кисточка (из колонка);
  • палитра;
  • баночка с водой.

В данном случае, мастерица изготовила бижутерию из пластики фирмы Cernit, взяв белый цвет Blanco Opaco - из него получаются красивые сияющие изделия.


Для формы была взята круглая латунная основа. Пластику нужно раскатать скалкой на этой форме, запечь при 110° С в духовом шкафу 15 мин. Затем вынуть оттуда, когда остынет, достать и отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 600 - тогда краска лучше ляжет.

Теперь нужно положить перед собой все необходимое для росписи и можно начинать.


Выдавите на палитру немного каждой краски. На кончике кисти смешайте белую с карминной, чтобы получить нужный оттенок и консистенцию, разведите небольшим количеством воды. Этим цветом изобразите очертания будущего цветка.

Легкими мазками вы наметите места расположения двух крайних лепестков, третий - центральный и стебелька. Вот как далее делается предмет современного народного декоративного прикладного искусства.

Смешав белую и охру, каптинете чуть розовой краски, смешайте. Этим нежно-персиковым цветом окрасьте нижний слой лепестков. Теперь в эту же смесь краски капните зеленого, смешайте, нарисуйте очертания стебля.


Вот как делается бижутерия ручной работы дальше. Смешайте на палитре белый и карминный цвет, чтобы получить более насыщенный розовый. Им окрасьте лепестки. При этом необходимо повторить рисунок прожилок в центре цветка и на краях лепестков. На следующем этапе нужно повторить данную процедуру, но уже добавить лишь чуть воды.


Далее, смешайте охру и зеленый акрил, добавьте воды, нанесите эту субстанцию на листья. Но они не должны быть чересчур яркими, чтобы основное внимание досталось цветку. Внизу лепестки чуть более насыщенного окраса, вверху - менее.

Взяв карминный и чёрный в одинаковых пропорциях, добавьте немного воды. Перемешав, обозначьте этой смесью оттенки листьев и лепестков.


Чтобы еще больше оттенить лепестки внизу по центру, грань стебля, также смешайте карминный и черный, но уже добавьте лишь чуть воды. Положите в эту палитру зеленого, зарисуйте листочки у основания.

В чёрную акриловую краску капните чуть воды, нанесите микромазками несколько горизонтальных штрихов на прожилки внизу лепестков, у основания.


Осталось добавить к белесой смеси буквально каплю зеленой краски, прорисовать прожилки внизу среднего центрального и немного на листочке.

Вот какая бижутерия ручной работы получится.


Теперь ознакомьтесь с тем, как в старину украшали свои головы девушки. Следующий мастер-класс поможет изготовить повязку «Архангельская».

Как сделать праздничный головной убор русских девушек?


Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

Вот что потребуется, для того, чтобы сделать старинную повязку на голову:

  • белая х/б ткань;
  • голубой и белый шелк;
  • белый шнур (сутаж);
  • холст;
  • мелкий белый бисер;
  • крупные стразы - 2 белых и 3 голубые, средние: 2 голубых и 3 светло-желтых;
  • маленькие стразы - 9 голубых, 3 желтых и 3 зеленых;
  • картон;
  • бисерные иглы;
  • 2 жемчужные нити по 30 см;
  • белые нитки;
  • большие пяльцы или деревянный подрамник;
  • ножницы.

Подобный народный художественный промысел характерен для северных народов, именно там зародилось «шитье по бели».


Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань.
Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».


Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.


Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.


Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

Следите за ровностью рядов, выполняйте их строго шнуру. Нужно хорошо натягивать нить, чтобы бисерины хорошо прилегали друг к другу.



Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.


Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.


Теперь вы имеется представление о том, как народное декоративно прикладное искусство выработало принцип изготовления и украшения головного убора. Недаром такие повязки называют «Архангельскими», так как сутажное шитье характерно для этих северных мест.

Хохломская роспись своими руками

Это также народный художественный промысел, возник он примерно 300 лет назад. Тогда в селе Хохлома, в Нижегородской области мастера создали промысел. Они делали деревянную посуду и расписывали ее определенным образом. Растительный орнамент в золотых и красных тонах наносится на чёрный фон. Эта роспись стала называться «хохломской».

Как украсить доску на кухню?


Попробуйте окунуться в этот народный художественный промысел, изготовив доску для кухни, но которая будет расписана под хохлому современным способом. Для этого используется техника декупажа.

Для воплощения этой идеи купите салфетки с рисунком под хохлому или бумагу для декупажа с изображением такого типа, можно скачать из интернета. Заготовки для досточек берут готовые неокрашенные или делают их своим руками, лобзиком из фанеры толщиной 3–4 мм.

Вот список необходимого:

  • заготовка для досок;
  • карандаш;
  • копирка;
  • шило;
  • ножницы;
  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • мебельный лак.
С салфеток снимите только верхнюю часть, понадобится лишь она. Если распечатали изображение, используйте для этого тонкую бумагу, перед наклеиванием на доску ее края с обратной стороны нужно ошкурить для лучшего прилегания.

Если используете салфетку, тогда смажьте клеем досточку. Если взяли бумагу, тогда промажьте ее. Приклейте любую из этих заготовок к лицевой стороне доски. Когда клей высохнет, промажьте бумажную основу лаком в 2 слоя.

Когда он высохнет, можно повесить доску на самое видное место на кухне, чтобы любоваться этим произведением искусства.

Хохломская роспись позволит создать и шкатулку.

Роспись шкатулки

Почувствуйте себя настоящими мастерами, которым близко народное декоративно-прикладное искусство. Распишите деревянную шкатулку под хохлому. Для такого творчества будут нужны:

  • акриловые краски, предназначенные для работы с деревом;
  • малярный скотч - узкий;
  • деревянная шкатулка;
  • фоновая бронзовая или золотая краска;
  • лак для дерева;
  • три беличьи кисти - № 1–3;
  • мягкая кисть для нанесения лака;
  • карандаш;
  • наждачная бумага;
  • калька.

Краску для дерева можно приобрести в художественном салоне, как и лак, который наносят кистью или в аэрозоли.


Если деревянная шкатулка не новая, на ней есть неровности, пройдитесь по ним мелкой наждачной бумагой.


Теперь нанесите на всю шкатулку фоновую краску в 2 слой. Но сначала подождите, пока высохнет первый. На следующий этап переходите только тогда, когда и второй слой полностью высохнет.

Не теряйте времени, пока это происходит, вы успеете нарисовать понравившийся или придуманный вами рисунок на кальке. Нужно изобразить основные детали, мелкие вы нанесете прямо на шкатулку.

Когда фоновая краска на ней до конца высохнет, прикрепите сверху кальку с изображением растительного орнамента, взяв скотч. Тогда этот шаблон закрепится и не станет съезжать. Чтобы перенести очертания на шкатулку, водите по линиям рисунка на кальке, слегка нажимая. Тогда изображение отпечатается на шкатулке.

Взяв кисточку под номером один и черную краску, обводите на шкатулке изображение.


Приклейте по периметру крышки скотч, он не даст заходить сюда черной краске. А ею вы закрасите фон. Его вы сделаете кисточкой под номером 3.

Скотч отклейте лишь тогда, когда краска высохнет. Тогда можно приступать к творческой части, рисовать цветы и ягоды.


Чтобы нарисовать смородины ровно, окуните обратную сторону карандаша с круглыми гранями в краску, приложите, как печать, к поверхности шкатулки.


Осталось изобразить траву, где-то дорисовать цветочки, усики, капельки, точки на клубнике, блики. Когда все это высохнет, покройте двумя или тремя слоями лака, давая каждому высохнуть.


Шкатулка готова! Вот какой красивой она получится. Если вам понравилось мастерить шкатулки, оформлять их, посмотрите, как сделать шкатулку из конфет. Заодно и перекусите сладким, чтобы повысить работоспособность, захотеть прямо сейчас сделать своими руками красивые предметы. Такое народное творчество более современное, но создавать подобные предметы не менее интересно.

Шкатулка из конфет

Если вам понравилось делать шкатулку, в качестве бонуса - ещё одно изделие, но съедобное. Для его изготовления берутся:

  • креповая бумага;
  • деревянная шпажка;
  • цветной картон;
  • конфеты;
  • клей ПВА;
  • двусторонний скотч;
  • ножницы.


Сначала нужно спрятать хвостики конфет, чтобы съедобные элементы хорошо смотрелись. Уберите эти детали, подклеив те к основанию скотчем.

От картона отрежьте полосу. Её высота - это высота конфет без «хвостиков». Диаметр - произвольный. Если он около 8 см, тогда потребуется 300 г конфет.

Сверните эту заготовку в цилиндр, закрепите степлером. Приложите её к картону, обведите, вырежьте круг, который нужно приклеить к цилиндру.


Прикрепите к шкатулке двусторонний скотч, но пока верхнюю предохранительную пленку не снимайте. Будете убирать ее постепенно, приклеивая конфеты.


Когда все их прикрепите, останется обкрутить эту красоту лентой, оставить изделие в таком виде или декорировать, розами из бумаги. Для этого отрежьте от креповой бумаги поперек волокон полосу шириной 5 см. С одной стороны накрутите ее на шпажку. Чтобы придать форму лепестка, растяните по центру.

Вложите в него карамель, обкрутите бумагой, прихватив «хвостик» фантика, чтобы сформировать розу. Зафиксируйте ее флористической лентой, завязав ту у основания. Трех розочек будет достаточно.


Такой современный народный художественный промысел непременно порадует ребенка или взрослую сластену, станет оригинальным подарком.

Если вы хотите воочию увидеть, как сделать шкатулку под хохлому в старинных традициях, тогда предлагаем посмотреть видео-урок.


А вот как смастерить деревянную круглую шкатулку.

Ручная работа – отличный вариант для реализации собственных творческих задумок и идей. Объекты ручной работы во всем мире имеют высокую ценность, так как они эксклюзивны и способны выражать чувства автора, а также его отношение к окружающим вещам. Популярность хэнд мэйда обусловлена еще и тем, что он способен создать объект не только из подручных материалов, но и с учетом индивидуальных пожеланий творца или заказчика.

Ручная работа – отличный вариант для реализации собственных творческих задумок и идей

Созданная своими руками вещь имеет значительно более высокую цену, нежели та, которая выпущена в большом количестве экземпляров на производстве. Это обусловлено тем, что хэнд мейд не предполагает возможности создания идентичных предметов, а значит, ценность ручной работы в основном заключается в ее эксклюзивности. Даже при повторном создании такого же предмета, он будет отличаться от предыдущего какими-либо деталями, так как человек не способен в точности повторить предыдущую копию.

  • имеют собственную энергетику;
  • наделяются характером и душой;
  • имеют индивидуальную историю создания, которая напрямую связана не только с автором, но и с заказчиком.

Также ценность ручной работы обусловлена:

  • более длительными временными затратами на изготовление индивидуальной вещи;
  • тщательной проработкой образа;
  • индивидуальным подходом к каждому объекту;
  • использованием более дорогостоящих материалов.

Самым главным преимуществом вещей, сделанных вручную, является то, что им не свойственно терять свою ценность, как в случае промышленного производства. Наоборот, эксклюзивные вещи со временем только дорожают.

Шкатулка игольница: ручная работа (видео)

Поделки своими руками для дома: есть ли смысл?

Перед тем как заняться украшением собственного дома многие задаются вопросом: а есть ли смысл украсить его предметами, сделанными своими руками или легче отправиться в магазин и приобрести все необходимые вещи? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, если у домочадцев имеется достаточное количество свободного времени, которое они готовы потратить на хэнд мэйд, тогда, несомненно, смысл есть. Ведь это позволит не только украсить свой дом, но и создать в нем особую атмосферу, а возможно, и реализовать в каких-либо вещах особый функционал. Кстати, большую популярность набирает такое течение рукоделия, как украшение и возвращение к жизни старых вещей, потерявших свою внешнюю привлекательность. Подобные элементы домашнего декора позволят не только исключить расставание с любимыми вещами, вышедшими из строя, но и внести индивидуальность в свой дом, сэкономив при этом определенную сумму денежных средств.


Украсить свой дом можно самостоятельно, сэкономив часть средств

С другой стороны, если у домочадцев практически полностью отсутствует лишнее время, изготавливать элементы декора для дома самостоятельно практически не смысла, так как их создание требует большого количества времени. Если все-таки в подобной ситуации есть желание украшать свое жилище именно авторскими эксклюзивными вещами, лучше их заказать у какого-либо автора, который сможет реализовать любую предложенную идею.

Народные промыслы: можно ли воплотить в жизнь

При наличии определенных материалов можно воплотить в жизнь любой народный промысел. Стоит учесть, что в этом деле важна не только материальная база, но и процесс приобретения определенных навыков, которые позволят во всех деталях освоить народные промыслы. Для начала желательно начинать с создания более легких вещей, предполагающие использование упрощенных схем и техник.


При наличии определенных материалов можно воплотить в жизнь любой народный промысел

В домашних условиях воплотить в жизнь работы профессионалов возможно, если соблюсти несколько важных пунктов.

  1. Перед изготовлением изделия, необходимо тщательно изучить технологию его создания.
  2. Для вещи требуется приобрести такие материалы, которые используются в работе профессионалами.
  3. К созданию желаемой вещи требуется идти постепенно, набирая опыт на более простых объектах.
  4. Во время создания предметов для дома необходимо проявлять аккуратность, а этому в большинстве случаев помогает усидчивость и терпение.

Сейчас наиболее популярными предметами, созданными профессионалами и доступными для изготовления в домашних условиях, являются:

  • плетение корзин и хлебниц;
  • травяное плетение;
  • восковое литье;
  • свечеварение;
  • резьба по дереву;
  • лепка из глины;
  • вышивка;
  • вязание крючком;
  • роспись по дереву и керамике.

Поделки из бумаги, керамики, природных материалов: идеи

Интересно, что предметы хэнд мэйда из бумаги, природных материалов и керамики могут создаваться не только в рамках детского творчества, но и быть самодостаточными произведениями искусства.

Так, для украшения дома можно изготавливать поделки из бумаги в следующих техниках:

  • аппликация;
  • ажурное вырезание;
  • папье-маше;
  • скрапбукинг;
  • коллаж;
  • моделирование;
  • квиллинг;
  • норигами;
  • киригами;
  • картинка из бумажных салфеток;
  • айрис фолдинг;
  • декупаж и 3D-декупаж.

Интересно, что предметы хэнд мэйда из бумаги, природных материалов и керамики могут быть самодостаточными произведениями искусства

Отличным вариантом является совмещение нескольких техник в рамках одной работе, например, картину, выполненную в технике айрис фолдинг, отлично дополняют декоративные элементы квиллинга.

Идеи поделок из керамики для дома

В основном из керамики изготавливаются различные статуэтки, которые используются для украшения дома. Однако помимо этих декораций из керамики можно создать:

  • оригинальные кашпо и горшки для домашних растений;
  • вазы;
  • посуду;
  • копилки;
  • шкатулки;
  • органайзеры и подставки;
  • фоторамки.

Помимо лепки из глины, из готовых керамических изделий можно создавать целые произведения искусства.

    1. Из глиняных горшков можно сделать причудливых бабочек и различных насекомых, которые смогут украсить придомовую лужайку.
    2. Высокий глиняный горшок может служить отличным столиком для расположения на нем чайных принадлежностей.
    3. Несколько керамических горшков, зафиксированных между собой, оставленных друг на друга и увенчанных поддоном создадут форму изящной подставки, а более низкий вариант ножки послужит отличным вариантом для кормушки.
    4. При наличии дачной веранды около дома из горшков и старой люстры можно создать утонченную подставку для цветов, которые будут спускать свою листву буквально с потолка, создав образ сада.
    5. Из оставшихся кусочков плитки можно изготовить шикарные подставки под горячее и чашки. Однако в этом случае в нижней части плитки понадобится приклеить какой-нибудь мягкий материал, чтобы исключить образование царапин на столе и иной мебели.
    6. Отлично смотрится оформленный плиткой стол или зеркало. Такие предметы интерьера добавят дому изящества и благородства.
    7. Керамическая плитка может служить основой для создания картин, заменяя полотно. Для рисования по керамической плитке лучше всего использовать акриловые краски.

Идеи поделок из природных материалов

Ввиду возрастания значимости экологической темы наибольшая популярность наблюдается в изготовлении поделок из природных материалов. Интересно, что подобная экологическая ручная работа может заключаться не только в создании детских поделок, но и в изготовлении вещей для домашнего обихода.

  1. Из опавших или сломленных ветром веток можно изготовить красивые скворечники. Кстати, повешенные кормушки за окном дома позволят ежедневно наслаждаться красивым птичьим пением.
  2. Из соломы, подсушенных круп, трав, веток, шапочек от желудей могут быть изготовлены украшения для оформления посуды, например, эффектно смотрится украшенный природными материалами чайный набор.
  3. Для декорации пустующих полок из каштанов, желудей, шишек, листьев, лепестков цветов можно создать топиарии, рамки для фотографий, а также украсить вазу.
  4. Яркие засушенные осенние листья могут складываться в эффектные картины.
  5. Из твердых природных материалов может быть сделано украшение-держатель для салфеток.
  6. Каштаны, желуди и шишки станут отличным материалом для изготовления конфетчиц.
  7. Песок может быть использован для обсыпки корпуса будущего изделия. С такой основой эффектно смотрится украшение ракушками.
  8. Шишки зачастую используются для создания декоративных корзинок.
  9. Из яичной скорлупы, предварительно окрашенной пищевыми красителями, может получиться изумительная рельефная картина. Подобное рукоделие может служить и основой для декупажа. В этом случае на объекте располагается не только изображение, но и интересная фактура.

Ввиду возрастания значимости экологической темы наибольшая популярность наблюдается в изготовлении поделок из природных материалов

Особой популярностью поделки из природных материалов пользуются накануне праздников.

Так, например, определиться с подарком поможет следующая подборка:

  • к 8 марта зачастую изготавливают различные подсвечники, фоторамки и «экологические букеты»;
  • природный декор нередко используется для оформления свадебного зала и аксессуаров, например, листьями и лепестками может быть украшен журнал пожеланий;
  • к Новому Году изготавливаются подсвечники, венки, различные елочные авторские игрушки, созданные на основе шишек, каштанов, засушенных листьев;
  • к Пасхе можно сложить картину, выполненную из кусочков яичной скорлупы или подготовить подставки для окрашенных яиц из шапочек желудей.

Поделки из природных материалов своими руками (видео)

Сейчас наступила эпоха, в которой место «машинной штамповки» постепенно заменяется авторскими вещами. Такое творческое направление называется хэнд мэйд. Популяризация ручного творчества обусловлена тем, что в процессе создания той или иной вещицы автор вкладывает в нее свою душу, а также индивидуальную задумку.

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что от мастера доброго»
____________


Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами - одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет.

У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, и миниатюры, ... Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело.

Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства.

Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и - реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и - землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей.

Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве.


Конон Лебедев городецкий художник, 1991
Фото: Николай Мошков


В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку.

В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.

«Необходимые в быту вещи: ковши, братины, рукомои, рубеля, прялки, полотенца, мужской и женский костюм, - когда их касалась рука безымянного крестьянского художника, превращались в подлинные произведения искусства, не теряя присущей им простоты и выразительности», - писал известный советский искусствовед В. М. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. «В основе народного искусства всегда лежала глубокая связь с материалом, тонкое понимание его художественных качеств и свойств. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки».

Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту. Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник.

Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку.

Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. 

Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия. Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные.

Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином.

Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования.

На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно.

Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания.

Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них.

Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть.












Гайтан (шейное украшение). Фрагмент. Конец XIX в. Смоленская губерния
Махры (украшение в косу). Конец XIX в. Воронежская губерния