В каком возрасте ребенок должен хорошо разговаривать. Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить? Когда ребёнок начинает понимать речь и выполнять простые просьбы

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Вряд ли найдется мамочка, которую не интересовал бы вопрос о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить свои первые слова. Эти волнительные моменты часто запоминаются родителям на всю жизнь. Давайте узнаем, когда же малыши произносят первые слова, что влияет на этот процесс и как помочь своему чаду в этом непростом деле.

От А до Я или этапы развития речи

Основы речи маленького человечка закладываются в довольно раннем возрасте, приблизительно до полугода. В этот период важно много разговаривать с крохой, читать ему сказки, стихи, петь песни. С каждым днем ваш карапуз будет радовать вас своими новыми достижениями. Давайте узнаем, какие умения присущи для детей различного возраста.

Достижения крохи до 6 месяцев

Во сколько ребенок начинает говорить свои первые слова? Примерно к 1 месяцу младенец начинает реагировать на слова своих родителей. Он успокаивается при мамином разговоре, фиксирует взгляд на ней, прислушивается. К 3 месяцам начинается гуление. Карапуз оживляется при разговоре взрослых, машет ручками и ножками, поворачивает головку. Его речь включает такие звуки, как «у», «г», «к» и другие. Примерно к 5 месяцам малыш во время разговора со взрослыми четко ловит, откуда идет звук, поворачивает головку, фиксирует взгляд. К 7-8 месяцам маленький человечек издает звуки «ба», «ма», «бу» и другие.

Что должен уметь карапуз до года? В 8-9 месяцев ребенок впервые говорит уже некоторые слоги, например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да», «агу». В его речи слышны такие звуки, как «к», «м», «б» и прочие.


С 10 месяцев кроха произносит первые слова «ляля», «мама», «папа» и другие. К 12 месяцев карапуз имеет в своем арсенале уже около 5-7 слов, например, «дай», «мама», «сам», «папа», «баба» и так далее.

Достижения ребенка от года до двух

После 12 месяцев ваш сыночек или дочка будет иметь в своем арсенале уже от 5 до 15 слов, что зависит от индивидуальных особенностей развития. К возрасту 1.5 лет ваше чадо начнет говорить уже приблизительно 15-20 слов. Кроме этого, он уже вполне сможет показывать и называть основные части тела. К двум годам появятся первые предложения. Например, «дай мама» или «пальчик бо-бо».

Словарный запас от 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок уже вполне может осознанно произносить до 20-25 слов. Кроха уже четко различает понятия «я», «ты», «мне», «тебе». По просьбе мамы он выполняет элементарные действия, такие как «подай игрушку», «отойди от двери». К трем годам малыши учатся считать от одного до пяти, могут сказать, кто стоит или лежит, кто идет. Сыночек или дочка может назвать свое имя (Миша, Шура, Ваня), сказать, где живет, как зовут маму и папу. От одного до трех лет словарный запас малыша быстро пополняется, он начинает говорить целыми предложениями.

Возраст 3 года часто называют возрастом «почемучки». Связано это с тем, что кроха начинает всем интересоваться, часто задает вопрос «почему», «зачем».

В среднем слова «мама» и «папа» дети говорят в период от 10 месяцев до полутора лет. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от того, сколько времени крохе уделяют родители, насколько часто они разговаривают с младенцем.


Немалое значение также имеют генетические особенности и индивидуальное развитие малыша, а также его физическая активность.

Первые слова: есть ли определенные сроки

Девочки и мальчики начинают говорить свои первые слова, как правило, к возрасту 12 месяцев. Но это не означает, что, если ваш кроха не произнес первых слов к году, у него обязательно есть какие-либо проблемы. Каждый ребенок индивидуален, соответственно, его речь также может развиваться в индивидуальном порядке. Родители должны помнить, что в семье необходимо создать благоприятную обстановку, ни в коем случае не разговаривать на повышенных тонах, обращаться к малышу и друг другу ласково, спокойным голосом. В противном случае крохе удастся заговорить нескоро.

Многие мамочки делают большую ошибку, стараясь понять свое чадо с первого жеста. Сыну или дочке достаточно просто указать пальчиком на нужный предмет, и мамочка спешит скорее дать ему желаемую вещь. Правильно было бы стимулировать карапуза сказать слово «дай» или «хочу». Так он скорее поймет взаимосвязь между словами и действиями.

Первые слова кроха произносит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Здесь многое зависит от поведения родителей и индивидуальных особенностей карапуза. Это абсолютная норма.

Вопрос о произношении буквы «Р» является актуальным для многих родителей. Специалисты считают, что оптимальное время для правильного произношения этой буквы – это период от 4 до 6 лет. Иногда малыши начинают заменять ее другими буквами или произносить так называемое гортанное «Р». В такой ситуации не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой. Лучше сразу обратиться к логопеду.


Случается и так, что эту букву карапузы начинают произносить гораздо раньше. Звук «Р» получается сам по себе, например, во время игры. Родители должны обязательно использовать игры, подразумевающие произношение этой буквы. Это может быть имитация работы двигателя машины, самолета, катера.

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.


Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения. Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.


Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние. Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.


Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:

  • Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
  • Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.

Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

Недостаточная концентрация слухового внимания

Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:

  • Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
  • Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
  • Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

Очень скоро вы заметите первые результаты. С каждым днем ваше чадо будет все лучше концентрировать свое внимание.

Снижение слуха у детей обязательно влечет за собой замедление развития речи и кроха может значительно позже начать говорить. Родителям важно своевременно заподозрить проблему и немедленно обратиться к специалисту.


Симптомы нарушения слуха для различных возрастов:

  • Новорожденные младенцы. Если хлопнуть в ладоши вблизи от младенца, он вздрагивает. Если этого не произошло, можно заподозрить снижение или отсутствие слуха.
  • О проблеме может свидетельствовать отсутствие реакции на разговор с ним у ребенка 3-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев нет лепета и гуления.
  • В 9-12 месяцев кроха должен поворачиваться к маме, услышав ее разговор, улыбаться, лепетать в ответ.

Если вы заподозрили проблему, не стоит оттягивать визит к врачу. Ранняя диагностика той или иной патологии и ее правильное лечение помогает справиться с различными заболеваниями без последствий для маленького человечка.

Встречаются случаи, когда до трех лет дети мочат и произносят те или иные слова крайне редко. Это является, скорее всего, исключением из правил. Такие карапузы начинают говорить целыми предложениями после трех лет.


При этом произносят слова правильно и быстро пополняют свой речевой запас. Так бывает довольно редко, поэтому, если ваше чадо молчит, рекомендуется показать его специалисту.

Уделять должное внимание развитию речи у детей следует с самого рождения. Это очень важно, так как помогает малышу быстрее освоить нужные навыки. Итак, что делать родителям:

  • Старайтесь, чтобы в детской комнате не было телевизора. Это создает дополнительные помехи для восприятия слов родителей маленьким человечком.
  • С самого рождения часто разговаривайте с сыном или дочкой, читайте сказки, стихи, произносите фразы, касающиеся быта.
  • Проговаривайте слова четко и ясно, не сюсюкайте. Коверканье слов только усложнит задачу для карапуза в будущем.
  • Не разговаривайте слишком быстро. Речь должна быть размеренной. В будущем ребенок также не будет торопиться.
  • Отвечайте на лепет, гуление, вступайте в разговор с крохой, даже если он произносит невнятные звуки.
  • Слушайте внимательно детские вопросы и старайтесь ответить на них. Не отмахивайтесь от сына или дочки, даже если вы сильно заняты.
  • Читайте вслух как можно чаще, пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.

Не пренебрегайте этими советами. Чем больше усилий и стараний вы вложите в занятия со своим карапузом, тем раньше он порадует вас первыми словами.

Специалисты придерживаются мнения, что до возраста трех лет дети могут развиваться индивидуально, не оглядываясь на своих сверстников. Если же дошкольник так и не разговаривает после трех лет, необходимо обращаться к таким специалистам, как детский невролог, психолог, дефектолог.


Иногда малышу необходимо пройти тщательное медицинское обследование, которое поможет выявить те или иные отклонения.

Видео

Советы о том, как помочь ребенку научиться раньше разговаривать дает известный педиатр Евгений Олегович Комаровский.

С самого рождения ребенка молодые родители мечтают о том времени, когда их малыш начнет произносить свои первые слова. Однако крошка растет, а заветных слов «мама» или «папа» от него не слышно. В этом случае родители начинают беспокоиться, не отстает ли их чадо в развитии. Сейчас речь пойдет о том, когда маленький ребенок должен начать разговаривать.

В каком возрасте ребенок может начать говорить?

Речевая активность проявляется у всех детей по-разному. Девочки произносят свои первые слова раньше мальчиков, да и речевые навыки у современных детей проявляются позже, чем у их сверстников еще десять лет назад. Педиатры утверждают, что сроки начала развития речи у ребенка ориентировочные.

Ранние сроки

До 7-8 месяцев детка может научиться имитировать различные звуки, подражает интонации взрослых. Активно развивается понимание речи мамы и папы. До 12 месяцев появляются первые слова, некоторые особенно развитые дети даже могут формировать предложения из двух-трех слов. Проще всего ребенку произносить слова, которые состоят из двух одинаковых слогов: «баба», «мама», «папа», «ляля» и так далее. Развитие речи в возрасте до года считается ранним. Для того чтобы детка рано начал говорить по собственной инициативе, родители должны активно общаться с малышом.

Оптимальные сроки

Большинство детей начинают активно применять весь накопленный словарный запас после года. В норме до двух лет ребенок должен уметь строить фразы хотя бы из пары слов: «Папа, дай!», «Мама пришла» и так далее. Большинство слов составляют имена существительные. Чаще всего малыш повторяет словоформы, которые услышал от взрослых. К концу второго года жизни большое количество детей может строить предложение из существительных и глаголов с одним-двумя предлогами. Возраст от года до двух является оптимальным для формирования речи у малыша.

Когда ребенок начинает говорить предложениями? - К концу второго года.

Поздние сроки

Если от двух до трех лет у ребенка нет желания разговаривать, он чаще прибегает к помощи жестов, предпочитает молчать, а речь использует только в редких случаях, то можно говорить о поздних сроках развития речи. Но и такие признаки не всегда должны становиться причиной для беспокойства мам и пап.

Полагаясь на сравнительную характеристику, которую с легкостью можно обнаружить в специальной литературе и в Интернете, родители могут решить, что у малыша отставание в развитии. Однако стоит учитывать, что у каждого ребенка личный алгоритм становления речи. Все дети уникальны и неповторимы, и чаще всего опасения родителей не оправдываются.

Признаки нарушения речи у ребенка

Когда же мамам стоит начинать бить тревогу, если она заподозрила у своего малыша проблемы с речью? Специалисты выделяют несколько достаточно красноречивых признаков:

  • Слишком позднее гуление, лепет, или полное их отсутствие.
  • Малыш не обращает внимания на прикосновения взрослых, отводит глаза во время разговора.
  • Фразовая речь не развивается и после двух лет.
  • К 18 месяцам малыш не в состоянии произнести ни одного слова.
  • Когда к ребенку обращаются взрослые, он не реагирует.
  • Если к трем годам ваш малыш не может говорить связано предложениями, то речь может идти о недоразвитии речи.

Если вы наблюдаете у своего малыша подобные симптомы, то важно срочно записаться на прием к специалисту – детскому неврологу.

Для успешного развития речи в первые годы жизни, специалисты советуют:

  1. Развивать мелкую моторику. Как известно, речь и мелкая моторика тесно связаны. Поэтому стоит давать крошке в руки массажный мячик, чтобы крошка катал его в ладошках, делать массаж подушечек пальцев. Не стоит пренебрегать лепкой, играми с крупой, пальчиковой гимнастикой.
  2. Учите дуть. Упражнения для формирования правильного речевого выдоха способствуют развитию речи. Приобретите детке вертушку из фольги, мыльные пузыри или воздушные шарики. Хорошо развивает выдох бульканье жидкостью в чашке через соломинку.
  3. Считайте слоги. Неврологи считают что, сколько лет ребенку, столько слогов он должен произносить в словах. Чтобы избежать «проглатывания» звуков в конце слова, можно поиграть с малышом в следующую игру. Взрослый хлопает в ладоши на каждый слог, а малыш повторяет за ним слова, деля их на слоги, пользуясь хлопками.
  4. Много разговаривать и читать. С помощью общения накапливается пассивный словарный запас, который малыш потом переводит в активный. Совместные игры – один из сильнейших стимулов для выражения собственных мыслей. Поэтому, чаще играйте со своим ребенком.
  5. Общайтесь правильно. Когда вы что-то произносите, постарайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне детского. Так малышу будет проще запоминать ваши артикуляционные движения и запоминать их. Проговаривайте слова медленно и внятно. При общении с ребенком, только начинающим говорить, важна относительная тишина. Так детка не будет отвлекаться на посторонний шум, а станет вникать в смысл ваших слов и правильность их произношения. Чаще задавайте вопросы и хвалите за любые успехи.
  6. Избегайте телевизора. Педиатры считают, что речь, которую слышат наши дети из динамиков телевизора или колонок компьютера, негативно воздействует на формирование детской речи. У нее слишком быстрый темп, она практически лишена интонации и не вызывает у крошки желание ответить.
  7. Уменьшите контроль. Позвольте карапузу изучать окружающий его мир самостоятельно. Не сдерживайте его познавательную активность, откажитесь от гиперопеки.

Рекомендации Комаровского: как помочь ребенку начать говорить

  • Начинайте общаться малышом за три месяца до его рождения. У плода в этом возрасте уже достаточно хорошо развит слух, поэтому стоит разговаривать с малышом вслух, петь песни, комментировать свои действия и не ругайтесь со своей второй половиной.
  • Необходимо активно общаться с младенцем сразу после его появления на свет. Педиатр советует отказаться от радионяни и чаще подходить к манежу новорожденного, чтобы оказать малышу внимание и поговорить с ним.
  • Комаровский считает, что возраст, с которого начинает говорить ребенок, не является наследственным фактором, а целиком и полностью зависит от воспитания малыша и количества уделенного ему родителями времени.
  • Формирование речи – процесс индивидуальный. У одних и тех же родителей при равных условиях развития, речь детей может развиваться по-разному.
  • Читайте книжки. Когда взрослый рассказывает сказку малышу, он постоянно употребляет одни и те же словоформы, которые есть в его активном словаре. Во время чтения книжек родителями, малыш слышит новые слова, которые еще не встречались ему во время общения с родителями. Сопровождайте чтение демонстрацией, показывайте картинки. Используйте пение.
  • Никогда не искажайте слова «сюсюканьем». В противном случае ребенок обязательно будет иметь проблемы с правильным произношением слов.
  • Самое главное в вопросе развития речи у малышей – это желание родителей отыскать силы и время для того, чтобы заниматься со своим ребенком. Постоянное общение – главный стимул к желанию заговорить для малыша.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» - это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова - об этом наша статья.

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Первые годы жизни ребенка - это период ярких событий его стремительного развития.

  • в 1 - 2 месяца агуканье - первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
  • в 2,5 - 5 месяцев гуление - вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
  • в 6 месяцев лепет - это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
  • в 7 - 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
  • в 9 - 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
  • в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
  • в 2 - 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
  • в 3 - 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.

Только успевай ловить радостные моменты!

Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.

Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.

Почему ребенок долго не начинает говорить

Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:

  • в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
  • в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
  • в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
  • в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
  • в 3 года не разговаривает простыми предложениями.

Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.

К причинам отклонений речевого развития относятся:

  • нарушение слуха;
  • нарушение зрения;
  • поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
  • слабое развитие органов артикуляции.

Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!

Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки - это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем - сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь - он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, - больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

  • Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

  • Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
  • Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.

Общайтесь с душой

Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.

Когда ребёнок начинает понимать речь и выполнять простые просьбы?

Девочки, я все с нетерпением жду, пока дочь начнёт показывать где папа, где мама или хотя бы ручкой привет-пока махать, давать что-нибудь на просьбу «дай» «принеси», а ей все равно - только ползает и разрушает все подряд с криками да! Да! Да! Почти год разговоров «с самим собой» меня уже доканал. Когда ваш ребёнок начал вас хоть немного понимать?

Добрый вечер, извините вклинюсь с опозданием, у нас такая же история с сыном и нам почти годик)))как у вас дальше все сложилось, во сколько интеллектуальный скачок произошел у дочи?

Привет -пока начали с 10 месяцев показывать, ходить начали в 9, через 10 дней исполнилось 10)
Дай, принеси вот не помню, но уже даёт что прошу, принеси правда идёт за этой вещью, увидит что-то другое и забудет, что просила)))

Дай/ принеси еще не соображает (тренируем пока), привет/пока машет, глаза /нос показывает.где мама/Папа не спрашивали, но он на нас и так по разному реагирует. Кису знает, мячик, домик игрушек (но не убирает игрушки). Ладушки у него прошли уже, раньше хлопал. Пытается шапки, кофты надеть, носки пока просто на ноги кладет?.А так если ему каждый день что то показывать, то он со временем это осваивает. Но любимое это все ломать, все погрызть и залезть в какую нибудь щель, с бизибоксом еще любит разбираться.

В 8 примерно начал пока пока махать. «Где папа » начал на него оборачивается только недавно

Прям моего описали? тоже ползает и да-да-да. Все игрушки я собираю в разные коробки и ставлю на нижней полке, он может достать. И если видит, что я собрала то, с чем он давно не играет, то ему это срочно надо, достаёт и переворачивает. И ещё ножкой-ножкой так дрыг-дрыг, чтобы подальше раскидать? пирамидку или кубики начинаю собирать, объясняю - он сразу все разбрасывает. Книжки показываю, он книгу закрывает и переворачивает (любит заднюю корку почему-то?)
Ладушки показываю, он разворачивается и уползает.
Читаю иногда, какие бывают дети в нашем возрасте сообразительные. Мой тупышка по сравнению со всеми)))

Когда ребенок начинает говорить

С появлением на свет новорожденного каждая мамочка с нетерпением ожидает первых слов. По мере взросления и развития ребенок говорит все больше и сложнее. Простые звуки складываются в короткие словосочетания. Когда нужно ожидать от маленькой личности осмысленных фраз? Во сколько начинают разговаривать мальчики, и есть ли разница в речевом развитии с девочкой? Почему возникают проблемы с разговором у детей?

Основные этапы речевого развития

В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают агукать, еще через 8 недель появляется лепет. Родителям нужно понимать, что показатели речевого развития индивидуальны и значительно отличаются даже между детьми в одной семье. Наследственный фактор занимает не последнее место: в случае, если один из родителей начал поздно говорить, то первые слова у наследника будут позже, чем у сверстников.

Первые уроки родителей

Исследования специалистов по развитию речевого аппарата выделяют основные этапы. У малыша первично восприятие с пониманием, с течением времени слова складываются в осознанную речевую фразу.

Первые звуки и эмоции

Этапы речевого развития

Особенности развития к 3 годам

Важно! Трехлетний возраст – это период, когда ребенок должен начать говорить предложениями и вести диалог с окружающими. Специалисты считают, что становление речи в три года – это завершенный процесс. Основные понятия усвоены, последующее совершенствование зависит от индивидуальных навыков и способностей.

Когда произносят первые слова

Чаще всего к 1-му году жизни дети, независимо от половой принадлежности, способны сказать от двух-трех до 15 слов. В этом количестве специалисты учитывают упрощенные детские сокращения:

  • вместо слова собака «ава»;
  • слово кошка заменяют на простое «мя» или «мяу»;
  • если ребенок хочет спать, чаще ребенок произносит протяжно «тяяяяя».

Знакомство с питомцем

Не все дети могут одинаково разговаривать, молчуны чаще или вообще не говорят или произносят минимум слов. Родителям нужно учитывать пассивный словарный лексикон. Даже если малыш вслух слова не произносит, значение фраз мамы он должен однозначно понимать. У разных детей состав запаса слов отличается. Один усвоит название игрушки, другому понятно слово велосипед, третий начинает стягивать одежду при фразе мамы «а теперь идем купаться».

Когда начинают говорить мальчишки

Обычно будущие мужчины произносят первые слова и осознанные фразы позже, чем девочки. Педиатры считают, что нормой будет появление связной речи к 2.5 годам или чуть позже. Если в три года и старше сынок может выговорить до 15 слов или не может соединить слова в законченную фразу, это расценивают как задержку развития. Необходима консультация детского врача.

Во сколько разговаривают девочки

По данным статистики, навыком разговора овладевают в среднем к полутора годам жизни. Не все детки способны четко и ясно выражать свои эмоции и желания словами. Известно, что девочки быстрее развиваются в целом, поэтому и говорить отчетливо начинают раньше.

Важно! Ребенок, независимо от гендерной принадлежности, может научиться проговаривать слова только при активном участии взрослых.

Когда ребенок скажет фразу

Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:

  • органы слуха без патологии;
  • работающий речевой аппарат;
  • общение и речь воздействуют на ребенка;
  • желание малыша вступить в диалог.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.

Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди.

К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.

В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:

Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.

К какому возрасту произносят словосочетания

Возраст, когда ребенок говорит первые слова, зависит от среды воспитания и индивидуальных особенностей. Примерно в два года и старше малыш может высказываться грамотными предложениями, состоящими из двух или трех слов. В его распоряжении – от 250 до 300 единиц речи. Появление в разговоре предлогов, прилагательных помогает проговаривать словосочетания.

К 2.5 и старше речевые функции достаточно развиты. Сложные звуки еще тяжело подчиняются ребенку («Р», «З», «Л» и другие), но с ним интересно общаться, он легко строит предложение из словосочетаний. К трем годам родители часто отдают своих подросших чад в детские коллективы. В окружении детей увеличивается словарный запас, речь становится уверенной и более совершенной.

Особенности развития и речи до 3 лет

Дальнейшее развитие в норме приводит к появлению у 4-х летнего ребенка огромного числа вопросов. Родители должны отвечать максимально грамотно и полно. Не нужно в разговоре с малышом упрощать названия предметов и понятий. Ребенок должен услышать правильные термины. Это стимулирует пополнение словарного запаса и в дальнейшем поможет избежать проблем при общении со сверстниками и старшими.

Почему возникает задержка речи

Когда ребенок начинает говорить, не все идет гладко и без проблем. Родные малыша, особенно мама, обязаны внимательно наблюдать за процессом речи. Иногда могут проявляться нарушения при попытке произнести слова. Важно их распознать, чтобы вовремя оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Проблемы реальны, если у малыша:

  • отсутствуют частично или полностью гуление и лепет;
  • нет ответной реакции на прямое обращение к нему;
  • к 18 месяцам не произнес ни одного слова;
  • в 2 года нет фразовых сочетаний;
  • нет ответа на касания родных, не поворачивает голову и глаза при разговоре или звуках.

Проблемы с речью

При патологиях невралгического характера могут сформироваться проблемы с речевым воспроизведением. Если у малыша заболевания лор-органов или их врожденное недоразвитие, возникают симптомы:

  • звуки и слова невозможно понять из-за нечленораздельного произношения;
  • ребенок не может жевать твердую пищу;
  • когда малыш не спит, у него открыт рот, язык снаружи, обильное выделение слюнной жидкости.

Перечисленные проблемы не могут пройти без соответствующего лечения. Нужны консультации невролога, лор-врача, психотерапевта, логопеда и других специалистов для постановки правильного диагноза. Если в три года малыш не способен сказать фразу самостоятельно, есть риск недоразвития речевого аппарата.

Занятие с логопедом

Причины нежелания ребенка говорить

Замечено, что, чем больше времени и общения уделяют родители своему крошке, тем быстрее он осваивает новые слова, складывает их в предложения. Родители делают ошибку, считая своего ребенка несмышлёным и ничего не понимающим. Начинать читать нужно как можно раньше. Доктор Комаровский указывает много факторов, от которых зависит речевое развитие:

  1. Если малыш много времени предоставлен самому себе или сидит перед экраном телевизора или планшета, это может затормозить развитие речи.
  2. У детей с короткой уздечкой возможно отставание в разговорчивости. В ситуации, когда проблема становится выраженной, уздечку под языком лучше подрезать.
  3. Эмоциональные малыши часто начинают говорить позже сверстников. Они просто не успевают называть словами то, что чувствуют или хотят.
  4. Невозмутимые и спокойные карапузы могут долго молчать. У них нет причин звать или просить, они всегда всем довольны.
  5. У очень внимательных родителей дети молчат от того, что взрослые предугадывают все желания.

Факторов, тормозящих возраст, во сколько лет ребенок начинает говорить, немало. Самое главное – нужно активно разговаривать с малышом, разносторонне его развивать. Чтение книжек, показ и повторение новых предметов, занятия по мелкой моторике дадут обязательный результат. Ребенок станет говорить и будет удивлять родных.

Занятие для развития речи

Во сколько ребенок заговорит?

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Основные этапы формирования речевого аппарата

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца - Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев - Малыш смеется, визжит, «поет» - издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев - Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев - Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев - Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года - Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года - Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года - Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» - это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Развитие речи – важный показатель совершенствования психических и мыслительных процессов маленького человека. Вот почему так важен момент, когда ваш ребенок говорит свое первое слово, – по этому показателю можно судить, насколько гармонично он развивается в психоэмоциональном плане.

Когда ждать первых слов?

Конечно, у педиатров существуют ориентировочные нормы, показывающие, когда дети начинают разговаривать. Но они лишь примерные. Ведь каждый малыш развивается индивидуально. То, что может один кроха в год, совсем не показатель для другого – более медлительного или, наоборот, более «скоростного» в своем развитии. В общем случае считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, чем мальчики, но это тоже весьма относительно. Все зависит от общего развития и состояния малыша. Мальчик может начать говорить раньше, чем соседская девочка, развитию которой родители не уделяют должного внимания.

Важно, чтобы речь малыша прошла все последовательные этапы:

  • агукание (4–8 недель);
  • гуление (в районе 2–4 месяцев);
  • лепет (около 6–7 месяцев);
  • первые слова (примерно с 10 месяцев).

Принято считать, что первое «взрослое» слово ребенок должен произнести в период до полутора лет. Чаще всего около года. Но это в случае если мы говорим именно о настоящих, взрослых словах, которые понятны всем (это будут простые односложные слова вроде «баба», «папа», мама», «дай», «там»). Считается, что к году в речевом арсенале ребенка должно быть около 5–10 таких слов.

Но не стоит гнаться за соседским ребенком, который в год декламирует наизусть детские стихи. Не все дети могут так, и не для всех это будет являться отклонением. Здесь важно правильно оценивать общее развитие малыша: его способность ползать, сидеть, хватать предметы, смеяться, лепетать в ответ на речь взрослых, выражать эмоции.

Не пропустить тревожных сигналов

Все навыки своих детей родители оценивают по-разному. Для одних неумение сказать «мама» к 10 месяцам – уже патология, для других «молчанки» после 3 лет – ничего страшного. Как же определить, что у крохи не просто «индивидуальные особенности» (и он заговорит, хоть и относительно поздно), а серьезные отклонения, требующие коррекции?

Существует несколько признаков отставания малыша в речевом развитии:

  • в 1 год в речи малыша нет ни одного слова (пусть даже звукоподражательного);
  • к 2 годам ребенок не может запомнить названий предметов и сути просьб, не выполняет их, не откликается, когда его зовут по имени;
  • в 2 года произносит отдельные слова, не умеет «собирать» их в простые предложения, не повторяет новых слов за взрослыми;
  • после 2 лет не распознает цвета, не знает названий частей тела, окружающих предметов;
  • в 3 года не говорит предложениями по 3-4 слова, не понимает смысла коротеньких рассказов;
  • вместо обычной речи произносит гортанные звукосочетания;
  • говорит невнятно, на «тарабарском» языке, который не понимают даже родители;
  • не может научиться жеванию;
  • гиперактивен;
  • постоянно держит открытым рот;
  • не может смотреть в глаза.

Такие симптомы могут указывать на задержку психоречевого развития, которая часто обусловлена заболеваниями, требующими лечения, коррекции, адаптации ребенка.

Если вы обнаружили у своего чада подобную симптоматику, обратитесь к педиатру, психиатру, неврологу, психологу, дефектологу. Эти специалисты смогут определить, в чем корень проблемы, и помогут максимально полно ее решить.

Какие они – первые слова?

А теперь развеем миф о первом слове. Сегодня в педиатрии принято считать первым словом то, которое употребляется в одном и том же значении, относится к одним и тем же предметам или действиям. То есть при таком подходе словарный багаж крохи может содержать искажения и звукоподражания (кака, вава, цаца, ав-ав, бибика, ам-ам). При этом «вава» означает множество предметов или действий, причиняющих боль, «кака» – все, что грязное или не пригодное для еды. В таких случаях можно считать, что ребенок говорит первое слово (в противном случае такие слогосочетания являются признаком лепета). Для появления таких слов ориентировочным будет возраст 10–12 месяцев.

В начале освоения навыка говорения малыш произносит слова, состоящие из одного повторяющегося слога или двух разных. Более значимые достижения придут позже – всему свое время.

Кроха говорит первое слово ассоциативно, соотнося с предметом, находящимся в поле зрения, и с теми аналогиями, которые он вызывает у малыша. Далеко не всегда первым словом ребенка является «мама». К примеру, взрослый может не понять, что автомобильная шина называется «катан» (малыш видел, как папа катил ее однажды, и запомнил ассоциацию: папа произнес – «катать»). Или, играя в ванной с резиновыми утятами, запомнил, что «утя» бывает в воде. Увидев на прогулке лужу или озеро, он теперь может сказать «утя».

Если ассоциация устойчива и ее можно распознать – ребенок говорит слова. При этом если ребенок до 2 лет не видел уток в жизни или на картинках, он и не будет говорить этого слова.

Что такое автономная речь?

Та самая: катан, бибика, кыка… Это те слова, которые понятны лишь самому малышу и находящимся с ним близким людям (чаще всего маме). Посторонние люди зачастую не могут «перевести» такую речь на «нормальный русский». То есть это речь, посредством которой ребенок и взрослый общаются автономно. В каком возрасте появляется автономная речь, зависит опять же от общего уровня и темпов развития конкретного ребенка. В среднем это период между 10 и 18 месяцами.

Изучением феномена автономной речи занимались и занимаются многие исследователи. Например, советский психолог и ученый-исследователь Л.С. Выготский выделил ряд особенностей, отличающих первые употребляемые детьми слова.

  • Фонетические различия между речью ребенка и взрослого. По звуковому составу слова, которые говорят дети в период автономной речи, из-за несовершенства речевого аппарата являются искажениями, звукоподражаниями, обрывками «взрослых» слов.
  • Слова автономной речи многозначны. Часто они относятся к целому ряду предметов или действий (например, «кыха» может быть не только «кисой», но и всем, что является ворсистым или пушистым (волосы, меховая шуба, мягкие игрушки, плед).
  • Такую речь могут понимать только сам ребенок и взрослый, который всегда рядом (чаще всего мама). Только он может «перевести» сказанное малышом и объяснить смысл таких высказываний. Ведь, как правило, речевое общение ребенка со взрослым происходит в конкретной ситуации, когда определенный предмет находится в поле зрения.
  • Собственная «грамматика». Автономная речь не имеет установленного способа соединения слов между собой. Малыш строит предложения, следуя своим желаниям и только ему понятной логике.

При этом Выготский, в отличие от большинства других исследователей, главной причиной кризиса первого года называет не освоение ходьбы, а как раз состояние развития речи. А именно – непонимание между малышом и взрослыми. Ведь любое непонимание порождает конфликты. Ребенок начинает выражать протесты, капризничать, все чаще становится в оппозицию, нарушает требования, не слушается в привычных ситуациях. Таким образом он пытается отстоять свою независимость.

Развиваем речь с рождения

Как и любой навык, речь развивается тем активнее, чем больше внимания родители ей уделяют. Детки всегда разговаривают лучше, если мамы правильно и активно занимаются с ними. Но что значит – правильно?

Чтобы развить речевые навыки, мало учить малыша произносить звуки или слоги. Развитию речи способствует целый комплекс игр, развивающих самые разные способности малыша.

  • Известно, что центры мозга, отвечающие за развитие речи, напрямую связаны с центрами, ответственными за мелкую и общую моторику, равновесие, мышление. Поэтому, занимаясь мелкой моторикой или равновесием ребенка, как ни странно, мы способствуем развитию его речевых способностей. В самом раннем возрасте важно учить ребенка трогать и хватать предметы, раскачивать, кружить, наклонять его. Это простейшие упражнения для мелкой моторики и вестибулярного аппарата. Кроме того, прекрасным способом активизации моторики являются (с рождения это простой массаж, растирание пальчиков и ладошек). Впоследствии кроха сможет, например, пазлы, завинчивать крышки на бутылочках, кататься на качелях или детском велосипеде.
  • Мелкая моторика неразрывно связана с развитием тактильных ощущений. Малыша с 4–5 месяцев полезно знакомить с предметами самых разных тактильных свойств (гладкими, шершавыми, мягкими, жесткими, твердыми, пружинящими, теплыми, холодными, пушистыми, скользкими).
  • Важным этапом, бесспорно, можно считать и развитие артикуляционного аппарата. Можно говорить с крохой нараспев, имитировать звуки разных животных, птиц, транспорта, позволяя ему в зеркале видеть, что делает мама, и сравнивать с его действиями. Это самая первая артикуляционная гимнастика, позволяющая укрепить нужные для говорения мышцы.
  • И, конечно же, малыш никогда не научится быстро и правильно говорить, если вокруг него говорят мало. Постоянное речевое окружение – один из самых эффективных способов научить ребенка говорить своевременно. Постоянное чтение книжек, детских потешек, стишков наряду с постоянным общением дадут нужный результат. Говорить с малышом нужно всегда, объясняя или называя все, что его окружает, что происходит вокруг или произойдет сейчас, все, что делает мама и для чего. Общение должно быть ласковым, позитивным, эмоциональным. Полезно петь ребенку детские песенки, колыбельные на ночь.

Итак, речь – навык с индивидуальным темпом развития. Но пускать процесс на самотек ни в коем случае нельзя. Если замечены отклонения – ребенка нужно показать специалисту. Если нет – важно постоянно стимулировать речевые навыки крохи, пользуясь приведенными здесь советами. Тогда день, когда кроха произнесет заветное «мама», станет намного ближе.

Каждое новое достижение малыша - настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников - это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.

Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость

Когда здоровый ребенок начинает говорить

Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач - своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.

Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.

Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.

К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.

Последующее речевое развитие выглядит так:

  • 1-1,5 г. - ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
  • 1,5-2 г. - в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
  • 2-3 г. - словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.

Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное - не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.

Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать

Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.

Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие - основы правильного звукопроизношения и речи.

Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев - допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.

При общении с ребенком важно:

  • говорить простыми, понятными предложениями;
  • комментировать все, что происходит вокруг;
  • правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
  • в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
  • стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.

Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.

В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Артикуляционные игры для самых маленьких:

  • кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
  • движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
  • надувание щек;
  • вытягивание языка;
  • тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.

Главное правило при занятиях с детьми - хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.

Занятия для развития речи

В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает

Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:

  • чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
  • игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
  • развитие крупной моторики;
  • пальчиковые игры;
  • игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.

Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.

Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка

Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.

Такая особенность может быть обусловлена:

  • генетическим фактором - если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
  • особенностями перинатального периода - тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
  • снижением остроты слуха ребенка - обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
  • недостаточным общением и отсутствием мотивации.

Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.

В каком возрасте заговорит ребенок - во многом зависит от атмосферы в семье

Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:

  • развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
  • понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
  • развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.

На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.

Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания - главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.

Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.