Весна - чудесная пора классный час на тему. Здравствуй, весна! классный час (1 класс) на тему Классный час на тему весна пришла

Тема: Здравствуй, весна.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания у младших школьников чувства любви к окружающему миру, потребности в сохранении ее природных богатств.

Задачи:

Образовательные : расширить представления обучающихся о природе и ее закономерностях, правилах охраны родной природы.

Воспитательные : формировать у младших школьников чувство патриотизма, гуманного отношения к родной природе и потребности в ее охране;

Развивающие : развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; умение извлекать информацию из текста, схем, иллюстраций; учить видеть необычное в привычном; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные: - понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, адекватное восприятие оценок учителя и высказываний одноклассников; умение слушать, когда говорят другие; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации; умения отвечать на вопросы учителя; умения участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: воспитание эстетического чувства, любви к окружающей природе, бережное отношение к животным, растениям.

Оборудование: презентация, музыка, раздаточный материал.

Форма: познавательная беседа с элементами викторины.

Ход классного часа

1.Организация начала классного часа.

2.Введение в тему классного часа. Целеполагание

Вступительное слово

У: Ребята, на слайде представлены иллюстрации, как вы думаете, что на них изображено?

У: Времена года.

У: А какое сейчас время года?

У: Какое время года наступит после зимы?

У: Все верно, весна.

Тема нашего классного часа «Здравствуй, весна».

У: Что вы знаете о весне?

3.Познавательная беседа.

У: Назовите весенние месяцы?

Д: Март, апрель, май.

У: Все верно.

Март – первый месяц весны.

Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник.

У: Почему его так называли?

В марте еще повсюду синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрит морозное утро, но по тому, как все ярче и теплее пригревает солнце, как с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все явственнее ощущаем приближение красавицы-весны.

Март богат своими приметами и праздниками.

У: Какие вы знаете праздники в марте?

14 марта – "На Евдокию погоже – все лето пригоже". По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег – лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.

22 марта – день весеннего равноденствия, День "40 святых". Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. У славян существовало поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, которые на крыльях приносят весну, поэтому на Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, и мазали их сладким душистым мёдом.

Апрель – второй месяц весны.

В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен, лесных подснежников.

Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения. Наши предки также называли этот месяц берёзозолом, считая его злым для берёз, так как в это время начинали заготавливать берёзовый сок.

В апреле также есть свои особые даты и приметы.

У: Какие вы знаете праздники в апреле?

1 апреля – Международный день птиц. Также на Руси его называли "Дарья-грязные проруби", потому что в это время бурные мартовские ручейки весёлыми потоками устремлялись в реки, пруды, озёра и чистая зимняя водичка становилась взбаламученной: грязной, ни попить её нельзя, ни бельё прополоскать, так как бельё в давние времена полоскали в прорубях.

7 апреля – один из больших православных праздников – Благовещение. В этот день люди выпускали из клеток птиц, веря, что это принесет им много добра, счастья и удачи. Данный обычай сохранился у нас и по сей день.

Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума.

Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.

Одним из майских праздником в старину был семик, во время которого приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Важное место в этом празднике занимала любимая всеми берёза, которая считалась символом неисчерпаемой жизненной силы. Девушки заплетали берёзу венками, водили вокруг неё хороводы, "сестрились" – брали её в сёстры за её привлекательность и красоту, которыми она радует всех с ранней весны до поздней осени. В дом приносили березовые веточки, которые засушивали и хранили в укромном месте весь год.

У: Какие вы знаете праздники в мае?

9 мая мы отмечаем прекрасный, почитаемый всеми россиянами праздник – День Великой Победы, день вечной памяти.

24 мая – Вознесение Господне и Мокей Мокрый. Этот день является показателем погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым – "Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее".

И сегодня мы собрались для того, чтобы порадоваться приходу весны, ведь буквально через три дня она настанет и порадует нас своим теплом. Весна – самое прекрасное время года. Это время, когда природа вновь оживает. Ласково светит солнце, зеленеет трава, покрываются листвой деревья, цветут сады, возвращаются к нам с юга птицы. Люди всегда ждут весну, поют о ней песни и читают стихи.

У: Может кто-нибудь знает стихотворения о весне?

У: Сейчас мы вам прочитаем стихотворение Федора Николаевича Глинки «Весна».

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

3. Обобщение полученной информации.

У: А сейчас мы с вами посмотрим видео о весне.

У: Понравилось ли вам видео?

У: Что было на этом видео?

У: А вам нравится весна?

У: Чем она вам нравится?

У: Может быть у кого-то день рождение весной?

У: Хорошо. А вы знали, что птицы на зиму улетают на юг?

У: А вы знаете какие птицы улетают на юг? (жаворонки, грачи, журавли, кукушки, ласточки, лебеди, скворцы, соловьи, цапли, дрозды, пеночка-теньковка, чибисы, славки черноголовые, иволги, малиновки, горихвостки, зимородки, жуланы, мухоловки, зарянки.)

У: Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг – отсутствие еды и холод.

Кроме того, некоторые виды птиц одновременно являются и перелетными и зимующими. Они остаются или покидают места летнего обитания в зависимости от погодных условий. В урожайные годы и при небольших снегопадах зимовать могут свиристели, ореховки, чечетки и снегири. А при неблагоприятной кормовой ситуации они примыкают к тем птицам, какие улетают осенью на юг.

У: Итак, мы с вами вспомнили птиц, которые улетают зимовать на юг, и которые скоро вернутся к нам опять.

У: А сейчас давайте отгадаем загадку.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (подснежник).

У: Все верно, это подснежник.

Может, вы знаете, еще какие-нибудь весенние цветы?

Морозник - название говорит само за себя. Морозник цветет на морозе. Благодаря легенде иногда морозник называют «розой Христа». Впервые он был найден около хлева, где родился Христос, и с тех пор как бы в память об этом событии морозник на юге цветет зимой.

Крокусы - любимые цветы садоводов и озеленителей городов. Расцвели крокусы - значит, пришла весна. Древние греки считали крокус цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы.

Пролеска - едва сойдет снег, появляются голубые цветы пролесок, которые многие неправильно, хотя и заслуженно называют «подснежниками». Большинство видов пролесок имеют ярко-голубые цветы. Полянки цветущих растений в саду напоминают озерца, в которых отражается ясное весеннее небо.

Фиалка - любимейший цветок самых разных народов. О ней слагают стихи и легенды. Ее считают символом нежности, скромности и невинности. Насчитывается более 450 видов фиалок, распространенных по всему земному шару. Самые ранние из них зацветают как только растает снег.

Печеночница - в народе печеночницу называют «перелеской», так как она не любит открытых мест и растет только в лесу. Цветущие печеночницы выглядят очень нарядно, невозможно пройти мимо ярко-голубых пышных букетиков.

У: А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или

«Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:

Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)

Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)

Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)

Птицы с юга прилетели. (...)

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде - лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

У: Молодцы. А сейчас мы с вами выполним практическую работу.

Практическая работа.

Включается музыка «Звуки природы в лесу».

Мы раздаем каждому ученику по листочку.

Их задача: под музыку нарисовать природу.

4. Подведение итогов

Что вам запомнилось больше всего на уроке?

Каких вспомнили птиц?

С какими цветами мы познакомились на уроке?

Классный час разработан для учащихся3 класса.

Туманова Н. П. - учитель Лицея №35 ОАО «РЖД, г.Ржев.

Весна идёт! Весне дорогу!

Цель:

Познакомить с интересными фактами празднования прихода весны на Руси.

Обобщить знания учащихся о времени года- весне. Подвести к мысли о том, что каждое время года неповторимо красиво и приносит нам радость, удовлетворение, отдых. Углублять знания детей о поведении в природе.

Оборудование: презентация.

1. Пришла. Улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы запели: « Вить гнёзда пора!»

О каком времени года говорится?

Люди всегда любили весну и ждали её прихода. В честь весны из года в год устраивали праздники. Торжественные встречи весне, некоторые из них сохранились и до наших времён. Например, праздник масленицы, который как бы подводит итог зиме и сейчас всё чаще стали отмечать на Руси.

Весна всегда нам представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Как вы думаете, почему?

Весна- это символ молодости, расцвета.

Солнышко пригрело, и всё вокруг ожило, зазеленело, расцвело.

Сколько дел у весны?

2.Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава.

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех,

Выбрать музыку для птиц,

И поднять лентяев на смех

Нахватавших единиц.

На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой.

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра,

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Ф.Галос.

Вот видите, сколько дел у весны? И всё это нужно сделать в срок.

Инсценировка:

(Дети прогоняют зиму)

3.Уходи, зима седая,

Уж красавицы- весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

(входит весна)

Я- весна- красна

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на полях ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход,

Всюду: В поле и в лесу-

Людям радость я несу.

Догадайтесь, какой это месяц весны?

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки,

С веток падает капель,

И слышна синицы трель. (Март.)

Март- и такою горит вышина

Яркой лазурью.

Будто и вправду облита она

Синей глазурью.

К. Ваншенкин.

Март- первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, а иногда и морозы сильные бывают, да и метель разыграется, но как только выглянет солнышко. Сразу весной повеет. Оно ярко светит и уже пригревает. Небо стало синим- синим, а по нему плывут пушистые облака. Начинается таяние снега. Римляне называли этот месяц мартусом, в честь римского бога войны- Марса. Появляются первые лужицы. Ручейки, проталинки. К концу марта прилетят первые вестники весны- грачи, а следом за ними скворцы, жаворонки.

Март зиму кончает, весну начинает- говорят в народе.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

Отгадайте загадку:

Выросло, повыросло,

Из бороды повылезло,

Солнышко встало-

Ничего не сказало. Сосулька.

Это тоже первый признак весны.

Вот с крыш закапали капели, сверкают на солнышке и звенят.

4.Для полноты картины зимней

Готовит март последний штрих:

Вливает в чистый воздух синий

Капель сосулек озорных.

А о каком месяце говорится в этом отрывке?

Снег сошёл, запахло прелью,

Прокатился в небе гром,

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. Апрель.

Апрель на латинском языке означает- «априкус»- значит согретый солнцем, а «априре»- открывать, расцветать.

Май назван в честь богини весны и гор, богини плодородия Иайн.

5.Долго шла весна тайком

От ветров и стужи.

А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

Я.Аким.

6.Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь- туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И.Бунин.

7.Снег теперь уже не тот…

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

С.Маршак.

А это- последний месяц весны.

Дружно лопаются почки.

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Май.

О весне народ сложил иного пословиц и поговорок.

О чём они нам говорят?

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Апрель с водою, а май- с травою.

Весенний день год кормит.

Весна красна цветами, а осень- плодами.

Ай, ай, месяц май: тёпл, да голоден.

Рано затает - долго не растает.

Не то зерно. Что в поле, а то, что в амбаре.

Весной с землёй не хитри: сам себя обманешь.

До поры до времени не сеют семени.

8.Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот- живут поныне.

Р. Ругин.

Приметы:

Чайка прилетела- скоро лёд пойдёт.

Дружная весна- жди большой воды.

Вода на лугу- сено в стогу.

Длинные сосульки- к долгой весне.

9. Черёмуха весною

Цветёт белым бела.

Крылечко лепестками

Как снегом замела.

Стою, любуюсь ею

Под пересвист скворцов,

А под ногами коврик

Из белых лепестков.

Д. Полуэстов.

Долгожданная весна! После суровых, хмурых зимних дней тёплое солнышко разбудило заспавшуюся природу. От весны многое зависит. Самое главное- весенний день- это залог будущего урожая. Недаром в народе говорят:

Весенний день год кормит. Надо вовремя успеть посеять зерно в землю, чтоб урожай был хорошим. Ещё в народе говорят:

Сей овёс в грязь- будешь князь что это значит?

Где в апреле вода- там в июле трава.

А это тоже очень важно. Ведь для животных нужен корм.

10. Чтение стихотворения Ф.Тютчева « Весенние воды».

Пословицы о мае:

Как в мае дождь- так и будет рожь.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

А какой запах идёт от цветущей черёмухи. Это дерево- приют для главных певцов России- соловьёв. Их звонкие трели часто раздаются из кроны черёмухи.

Не ломайте черёмуху, любуйтесь ею издалека, вдыхайте её аромат на улице, а дома от сильного запаха и голова может заболеть.

Это дерево украшает весной нашу землю.

Чуть пригрело солнышко и вот на бугорках, у домов появились яркие жёлтые звёздочки- цветы мать- и мачехи. Она славится своим нектаром. Пчёлы понесли после зимы первый взяток с этого цветка.

11.Добавив солнечного света

Не отмеряя, на глазок,

Он кисточкою мокрых веток

Зелёный выполнил мазок.

И, краски смешивая нежно,

Снимая зимний слой одежд,

Собрался рисовать подснежник-

Цветок оттаявших надежд.

Т. Долгополюк.

Почуяв запах весны, зазеленела первая травка, появились первые весенние цветы. Весна преподносит нам свои скромные, но необыкновенные подарки.

Сколько радости приносит первая пролеска, которая расцвела на опушке леса. Её нежные цветки и стебельки недолговечны, не стоит их срывать для букета. Лучше запечатлеть ковёр из пролесок или нежного галантуса на фотоаппарат, как память об этой чудной находке. Эти цветы занесены в Красную книгу.

Пройдёт немного времени. И на смену голубым подснежникам и фиалкам придёт ещё один из самых любимых лесных цветов. Догадались?
Белые горошки

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. Ландыш.

Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе уже вовсю звенят голоса птиц,

В сырых и тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Маленькие белые- колокольчики- фонарики разносят по всему лесу неповторимый аромат.

Ландыш- ещё и лекарственное растение. Это маленький лесной доктор. Но это и ядовитое растение. А вот когда приготовят из него лекарство, то оно окажет помощь

больному сердцу.

12.Чернеет лес,

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины.

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

12.Первоцвет весенний-

Золотой цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний-

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого. Душистого

Друга моего.

Дождик песенку поёт:

Кап, кап…

Только кто его поймёт-

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы.

И весенняя листва,

И зелёная трава…

А вот солнечный лучик скользнул к нам. Наверное он хочет с вами поиграть. Лучик принёс вам вопросы. На которые нужно отвечать «да» или «нет».

Может ли сазан забраться в океан?

Нет, это речная рыба.

Может ли дрозд отморозить хвост?

Нет, он зимует на юге.

Может ли оса взлететь под небеса?

Да.

Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Нет.

Может ли кулик прикусить себе язык?

Нет. У птиц нет зубов.

Может ли тюлень на боку лежать весь день?

Да.

Может ли синица на крыше поселиться?

Да.

Песня:

Сл. О. Высотской. муз. А.Островского. «Здравствуй. Весна!»

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Нам радостно смотреть на первый пробившийся из-под снега ручеёк, в котором поплывут весенние бумажные кораблики. Сколько новых звуков, радостных ощущений простора, свежести приносит нам весна!

Как прекрасны первые весенние цветы, первые листочки на деревьях!

Берегите эту красоту! Пусть в вашей душе всегда будут только добрые помыслы! Вслушайтесь в звуки весны и вы узнаете, о чём журчит ручей, о чём поют птицы, о чём шелестят листья деревьев.

13. Весна! Шаловливое солнце

Решило в класс к детям зайти.

Оно заглянуло в оконце,

Свои протянуло лучи.

И вкрадчиво так прошептало,

Что скоро уж лето придёт.

Каникул осталось ждать мало.

Учебный закончится год.

Ответили солнышку дети:

С тобою мы рады дружить,

мы будем вставать на рассвете

И вместе в походы ходить…

Мы в озере будем купаться,

На тёплом песке загорать,

Здоровья и сил набираться.

А осенью- в школу опять1

Л.И. Терникова.


Сценарий познавательного игрового часа "Весна! Приходи скорее!" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара
Описание Мероприятие посвящено празднику "Встреча весны". Предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена.Можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.
Цель Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи: Дать детям сведения о празднике "Встреча весны": истории и традициях празднования;
Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре;
Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

Ход мероприятия

Звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского "Песня жаворонка" выходят ведущие в русских народных костюмах
1 Ведущий
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!

Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!


Учитель
Дорогие ребята! Поздравляю вас с наступлением Весны! Конечно же все мы рады ее приходу, но интересно, а знаете ли вы, как ее встречать нужно? Тогда предлагаю вам не только узнать, но и встретить ее по всем правилам, как встречали ее наши предки.
2 Ведущий
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
3 Ведущий
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок


или кулик.


1 Ведущий: Первая закличка весны.
Гнать зиму- означало: гнать зиму кочергой,из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”



2 Ведущий
Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Иногда в качестве обрядового используют живое деревце.


Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
Весну греть - костёр с соломы.


3 Ведущий
Поют песни. Проводят игры. А игры такие. Сейчас и мы поиграем.
"Дрёма"

Дети встают в хоровод, выбирают Дрёму. Его сажают на стул. Играющие ходят вокруг хороводом и поют песню. Дрёма сидит с закрытыми глазами и делает движения руками - «вяжет». Играющие трогают его, толкают, стараются разбудить.
На словах «Вставай, Дрёма...», хоровод останавливается и размыкается. Дрёма лениво встает, потягивается и медленно обходит полукруг. Хочет выбрать себе одного из поющих, но на последнем куплете опять садится на стул и «засыпает».
Выбирают нового Дрёму, который оказывается не таким соней. Выбрав себе пару, на словах «иди, Дрёма, в хоровод» он танцует.

1. Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма на скамейке.
Сидит Дрёма на скамейке. Да!
2. Вяжет Дрёма,
Вяжет Дрёма рукавицы,
Вяжет Дрёма рукавицы. Пятый год!
3. Столь не вяжет,
Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит...
4. Вставай, Дрёма,
Вставай, Дрёма, стыдно спать. Встань!
5. Иди, Дрёма,
Иди, Дрёма, в хоровод. Спляши!
6. Бери, Дрёма,
Бери, Дрёма, кого хошь. Ну!
7. Вдруг он, Дрёма,
На одну Дрёма взглянул,
На ходу Дрёма заснул. Тьфу!
2 Ведущий
И известная многим игра "Бояре"
«Бояре» - это вариант хоровода-игры «стенка на стенку». Играющие делятся на две шеренги и подходят друг к другу по очереди. В конце песни «Бояре» из одной шеренги в другую переводят девочку.

1. А бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.
2. А бояре, а зачем же вы к нам?
Молодые, а зачем же вы к нам?
3. А бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
4. А бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
5. А бояре, а мы выучим ее.
6. А бояре, а чем будете учить?
7. А бояре, а мы плеточкой ее.
8. А бояре, она плеточки боится.
9. А бояре, мы конфетки дадим.
10. А бояре, у ней зубки болят.
11 .А бояре, а мы к доктору сведем.
12. А бояре, она доктора боится.
13. А бояре, открывайте ворота,
Подавайте нам невесту навсегда!
3 Ведущий
Качели на досочке - для девушек- обязательное действо.


Весну кликали.
Выходит фольклорный ансамбль и поет:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!
1 Ведущий
Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. .
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
2 Ведущий
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.


Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.


Ансамбль:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
Учитель:
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам,


Ансамбль:
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
2 Ведущий
Третья закличка на Благовещенье. Вербохлёст. Ляльник. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают. К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

Ансамбль
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
2 Ведущий
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.

Проводится игра "Ручеек"
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

3 Ведущий

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Классный час на тему «Весна – чудесная пора!»

Цели: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной, учить видеть красоту природы, относиться к ней бережно, с уважением.

Оборудование: презентация, музыка, видео, пословицы и поговорки о весне.

Ход классного часа:

Здравствуйте ребята! Начать наш классный час я хочу со стихотворения, послушайте его и скажите - о каком времени года в нем говорится:

Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

Совершенно верно.

Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа: «Весна - чудесная пора!»

Люди всегда любили весну и ждали ее прихода. А вам нравится это время года? (Хорошо) В честь весны из года в год устраивали праздники, торжественные встречи весне. Например, праздник масленицы, который подводит итог зиме и открывает весну.

Сегодня мы с вами отправимся в весеннее путешествие , выясним, что вы уже знаете о весне, а также узнаете много нового и интересного.

Станция «Весенние месяцы».

Отгадайте, какой месяц начинает весну?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц…. (март )

Март начинает весну. С какими природными явлениями связано наступление весны? Обратите внимание на экран и отберите только те, которые открывают весну.

Снегопад, жара, ледоход , листопад, капель , прилет птиц , вьюга, радуга, таяние снега , увеличение долготы дня , проталины .

Почему опасно выходить на лед весной? Как помочь человеку, который провалился под лед?

Просмотр видеоролика

По настоящему весенним бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел…. (апрель ).

А теперь отгадайте, в каком месяце весна является во всей красе?

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает …. (май ).

Станция «Пословицы, поговорки и приметы о весне».

Объясните смысл пословиц.

О марте:

Март- зиму кончает, весну начинает.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

О апреле:

Где в апреле река, там в июле - лужица.

Апрель с водой, май с травой.

О мае:

Как в мае дождь, так и будет рожь.

Цветущий май – настоящий май.

Станция «Поэтическая».

Учащиеся читают стихи о весне.

Станция «Музыкальная».

Прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Подснежник».

Только что вы услышали произведение Петра Ильича Чайковского под названием «Подснежник». Какую картину вы представили, слушая музыку?

Станция «Прилет птиц».

Одной из примет весны является то, что с юга начинают прилетать птицы. Отгадайте, какая птица прилетает первой?

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится.

Кто там за плугом носится вскачь?

Это птица весенняя … (грач )

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок )

Я выступаю перед всеми, как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями, ну а зовут меня… (скворец )

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка )

Молодцы, все загадки отгадали. А теперь послушайте интересное про птиц.

1. Самые быстрые птицы соколы и стрижи. Стриж летает со скоростью 170 км/ч, а сокол – 300 км/ч.

2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. Грач способен уничтожать за день 400 червей и вредителей растений.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

5. Многие птицы – санитары леса. Например вороны, галки и многие другие способствуют оздоровлению местности.

6. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

7. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц, а за лето она поедает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

8. Каждая сова уничтожает за год около 100 грызунов.

9. Голубей и ласточек в древности использовали как почтальонов, прикрепляя к ним важные сообщения.

Станция «Игровая».

Физкультминутка (видео )

Станция «Цветочная».

Тысячи цветов украшают землю, но самые первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей красотой.

Отгадайте, о каких цветах идет речь:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник )

Подснежники занесены в Красную книгу.

Я гадаю, что за цвет –

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветет так рано? (мать-и-мачеха )

Цветок, как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли, не слышно. (ландыш )

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станет беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые раннецветущие растения, такие как мать-и-мачеха, ландыш являются лекарственными. Ландыш – это маленький лесной доктор. Если из него приготовить лекарство, то оно окажет помощь больному сердцу. А мать-и-мачеха поможет от кашля, при головной боли, для сердца, почек и желудка.

Станция «Викторина».

Ответьте на вопросы:

1.Где ласточки вьют гнезда?

2.Что происходит со льдом на реке весной?

3.У птенцов рот ярко – красный или оранжевый. Почему?

4.Из чего ласточки делают гнезда?

5.Какие цветы появляются первыми весной?

6.Какие птицы прилетают первыми весной?

7.Для чего люди вешают скворечники весной?

8.Почему надо беречь раннецветущие растения?

9.Что появляется на полях, когда тает снег?

10.Во что превращается снег на солнце?

Назовите лишнее слово:

1) Март, январь , апрель, май.

2) Подснежник, ландыш, береза , одуванчик.

3) Мороз , ледоход, сосульки, капель.

4) Заяц, лиса, медведь, собака .

Отгадайте загадки:

1.В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (ручей )

2.Новоселье у скворца, он ликует без конца. Чтоб у нас был пересмешник, смастерили мы… (скворечник )

3.Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной )

4.Наконец река проснулась, с боку на бок повернулась, затрещал, ломаясь лед, значит скоро…(ледоход ).

Соедини начало пословицы с ее окончанием:

1.Кто спит весною -плачет зимою.

2.Вода с гор потекла -весну принесла.

3.Весна красна цветами, а осень снопами.

4.Матушка весна всем красна.

5.Грач на горе -весна на дворе.

Ира «Раскрась весенние цветы» (распечанные раскраски ).

В завершении нашего классного часа, я хочу попросить каждого из вас по очереди выходить к доске, выбирать один цветочек «желтого цвета» - если вам понравился урок, «розового цвета» - если урок вам не очень понравился, и «зеленого цвета» - если урок вам не понравился. И порошу приклеить этот цветочек на наше «весеннее дерево»

Учащиеся под видео клеят цветы на ватман

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Подготовила:

Морозова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

Классный час « Весна идет, весне дорогу

Цели:

познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной;

развивать память, внимание, фантазию, творчество, логическое мышление , речь учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

- Здравствуйте! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот с кем, расскажите вы сами своими загадками (См приложение)

- Весна прислала шифровку. Если восстановим ряд чисел, то узнаем, чем будем заниматься на уроке.

(Дети разделены на три группы. У каждой группы карточки: буквы с цифрами. Дети складывают слова)

1 ряд У - 5 Ч - 12 И - 14 Т - 24 Ь - 33 С - 40 Я - 44

2 ряд И - 6 Г - 9 Р - 21 А - 22 Т - 24 Ь - 30

3 ряд Т - 7 В - 15 О - 16 Р - 21 И - 25 Т - 32 Ь - 43

- Давайте прочитаем, что у нас получилось?

- Итак, сегодня мы будем с вами учиться творить и играть , побываем в весенним лесу и узнаем, что там происходит. Поможем весне в скорейшем наступлении.

- В путь!

- Посмотрите. Перед нами 3 дорожки. Давайте вспомним, как называются такие линии? (Ломаная. кривая, прямая)

- Как вы думаете, по какой нам надо пойти, чтобы путь был самым коротким и чтобы быстрее помочь весне?

- Итак, идем по прямой дорожке.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
С прямого пути никогда не свернем.

- На нашем пути – домик, где досматривает последний сон мама - ежиха.

Слай 2 ,3

Справка: Ежи относятся к семейству млекопитающих отряда насекомоядных, спина и бока покрыты иглами, живут на опушках лесов, зарослей; длина тела до 30 см; при опасности свертываются в шар; ведут ночной образ жизни; впадают в спячку.

- Давайте не будем мешать маме - ежихе, а поиграем в “молчанку”.

( Игра «Живое – неживое»)

- Молодцы, все справились с заданием, никто не отстал в пути!

- Первыми приносят весну нам на крыльях птицы. Представьте себе, что мы с вами на лесной поляне где много деревьев и на них домики птиц. Как называются дома птиц? (гнёзда, дупло) Слай 4-22

Викторина «Знатоки птиц »

1. Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

3. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

6. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

7.Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

8. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

9.На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах? (Орнитология)

Внешний вид: Верх и бока головы и шеи бурые, спина, хвост и надхвостье буровато-серые, горло, зоб и грудь белые , у европейских птиц брюшко бурое, у азиатских – белое. У молодых низ тела грязно-белый с поперечным серым рисунком.
Размер: Длина тела = 18-20см, масса = 50-70г. Со скворца.

Отличительные признаки: От бурой оляпки отличается белым горлом и грудью.

Повадки: Оляпка держится всегда у воды. Полет стремительный, всегда низко над водой, по изгибам русла. Плавает, ныряет и ходит по дну речки (против течения). Держится в одиночку и парами.
Характер пребывания: Оседлая птица.

Питание: Личинки водяных насекомых, различные насекомые, преимущественно водные.

Внешний вид: Спина, верх головы и шеи, крылья, хвост, полосы от клюва к затылку черные, щеки, лоб, горло, грудь, брюшко, полоски на крыльях и хвосте, широкие полосы на плечах белые, подхвостье красное. У самца затылок, а у молодых весь верх головы красные.
Размер: Длина тела = 24-26см, масса = 85-90г. Крупнее скворца.

Отличительные признаки: Большой пёстрый дятел от белоспинного дятла отличается черной спиной.

Повадки: Держится на стволах или на ветвях, реже на земле. Полет быстрый, типично ныряющий. По стволу дерева передвигается рывками по спирали снизу вверх. Все движения порывисты. Держится в одиночку и парами.
Характер пребывания: Оседлая и кочующая птица.

Питание: Насекомые, зимой – семена хвойных деревьев. Приносит шишки на одно место – пень или сухой ствол («кузницу»), где в итоге накапливается большая куча шишек.

Наиболее обычный из наших дятлов, на глаза попадается чаще других.

Внешний вид : Верх тела, голова, горло и зоб серые, низ белый с черноватыми поперечными полосами на боках, на хвосте белые пятна и узкая полоска на конце. Кроющие перья кисти крыла белые с поперечными черными полосками. Самки иногда бывают рыжими.
Размер: Меньше голубя.

Отличительные признаки: Обыкновенная кукушка от индийской кукушки отличается по голосу и отсутствием черной полосы на конце хвоста, от глухой кукушки - голосом и полосатыми кроющими перьями крыла.

Повадки: Держится скрытно. Яйца подкладывает в гнезда различных насекомоядных птиц (дроздовых, славковых, трясогузок, мухоловок). Держится в одиночку, реже парами.
Характер пребывания: Перелетная птица.

Питание: Насекомые, в том числе мохнатые гусеницы, которых не едят другие птицы. В небольших количествах ягоды и семена.

Внешний вид: Голова, шея, спина, крылья, хвост – черные, с металлическим отливом; остальное оперение чисто-белое; на крыльях белые пятна. Очень длинный хвост.
Размер: Длина тела = 40-50см, масса = 170-250г. Крупнее голубя.

Отличительные признаки: Сорока легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.

Повадки: Полет сороки тяжелый, волнистый, с частыми взмахами коротких крыльев. У сидящей сороки вздрагивает и покачивается хвост. Держится в одиночку, парами и стайками.
Характер пребывания: Оседлая и кочующая птица.

Питание : Сорока – всеядная птица: насекомые, мыши, полевки, разоряет гнезда птиц, семена.

Внешний вид: Все оперение темно-красное; крылья и хвост темные. Самки тускло оливковые. Птицы большеголовые, коренастые. Клюв массивный, концы надклювья и подклювья перекрещиваются.
Размер: Длина тела = 17-19см, масса = 45-50г. С воробья.

Отличительные признаки: От клеста-сосновика в природе отличается с трудом по более тонкому клюву и несколько меньшей величине.

Повадки: Клесты на ветвях принимают разнообразные позы, иногда подвешиваются вниз головой. При лазанье цепляются и клювом. Полет быстрый, волнообразный. Почти всегда держится на деревьях. Держатся стайками. На время гнездования разбиваются на пары.
Характер пребывания: Кочующая птица.

Питание: Семена хвойных деревьев, насекомые.

Африканский страус , поражает своей величиной. Он намного крупнее других современных нам птиц. Высота африканского страуса (до темени) 270 см, вес достигает 70-90 кг, чаще, однако, 50 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощенную голову, не очень крупный, но широкий клюв.

Шея африканского страуса покрыта коротким пухом. Ноги, во всяком случае, та их часть, которая видна снаружи, тоже не оперены. Цвет оперения у самца страуса черный, а маховые и рулевые перья (которые вследствие указанных выше особенностей строения непригодны для полета) белые. Примечательно большое количество маховых (16 первостепенных, 20-23 второстепенных) и рулевых перьев (последних 50-60). Самка страуса мельче самца и окрашена однообразно в серовато-бурые тона.

Внешний вид : Самец рыжий с зелеными крыльями, самка зеленная с беловатым горлом и крыльями, рыжими боками и черными пятнами на хвосте. С широким хвостом и длинным, загнутым вниз клювом.
Размер: Длина тела = 8см, масса = 3-4г. Значительно меньше воробья.

Повадки: Полет стремительный, сопровождается жужжащим звуком. В полете могут с тихим гудением зависать на одном месте.
Характер пребывания: Перелетная птица.

Питание: Колибри питаются нектаром цветов и мелкими насекомыми.

- Посмотрите, с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое прыгает белка.

А знаете ли вы, какая у нее бывает окраска? (летом – рыжая, зимой – серо-голубая)

- Есть даже народная примета: “Коли ранняя белка голубая, весна будет ранняя”

- Наша белочка так закружилась, так забегалась с приходом весны, что ей однажды приснился странный сон. Посмотрите, что в этом сне не так. (Небылица. Ответы детей)

Белка Николаенко Л.

Сидит на елке белка, пушистый хвост!

И вижу - держит белка тарелку звезд.

Нет! Это не тарелка, а вазочка на ножке.

И отгрызает белка от вазочки по крошке.

А это и не вазочка! А сыроежка крупная.

Сыроежка красная. Сыроежка хрупкая.

А белочка хруп-хруп -И нету сыроежки.

Нет тарелки звезд И ускакала белка,

Пушистый хвост!

(На доске солнце с разными лучами, на каждом луче свой номер)

- Посмотрите, как ярко светит солнце. Оно радует не только приходу весны, но и вашим успехам. Улыбается солнце, улыбаюсь я и жду ваших улыбок. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. А с улыбкой легче путешествовать.

Ребята, проверим какие вы внимательные?

Задание : Под каким номером лучик самый длинный, короткий, широкий, узкий? Сколько всего лучиков?

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Ребята, от теплого весеннего солнца проснулись медвежата. А их заботливые мамы наблюдают за ними.

Справка: Медведи относятся к семейству крупных млекопитающих, отряда хищных, существует 8 видов медведей.

- Расшалились медвежата, играют. А один медвежонок очень любопытный, ведь он родился зимой и не знает что такое весна, все спрашивает у мамы, что такое весна? А мама отвечает, что в народе многое о ней говорят, а что узнаем, расшифровав пословицы. (Работа по группам).

1ряд 3,16,5,1. 19. 4,16,18. 17,16,20,6,12,13,1. - 3,6,19,15,21. 17,18,11,15.6,19,13,1. (Вода с гор потекла - весну принесла).

2 ряд 3, 6, 19, 15, 1. 16, 20, 14, 29, 12, 1, 6, 20. 12, 13, 32, 25, 10. 1 0. 3, 16, 5, 29. (Весна отмыкает ключи и воды)

3 ряд 3,6,19,15,1. 12.18.1.19.15.1. , 5,1. 4.16.13,16,5.15,1. (Весна красна, да голодна).

- Весной просыпаются не только медведи, ежи, но и змеи.

- Подходи к концу наше путешествие. На дом было задание приготовить стихи о весне.

(Чтение стихов) (См.приложение)

- Не только поэты воспевали весну в стихах, а композиторы в музыке. Послушайте музыку Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

- Что сегодня нового вы узнали?

Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, – значит,
к нам пришла... (весна).
Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поет пичужек стая – значит,
к нам пришла...
(весна).
Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет – значит,
к нам пришла...
(весна).

- Ребята, я совсем забыла, ведь к нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней? (Посылка от весны, а в ней раскраски)