Замкнутый круг. Почему конфликт в Мьянме не закончится? Беспрерывная резня: почему в Мьянме массово истребляют мусульман Сжигают мусульман

: свыше полутысячи мусульман собрались у посольства Мьянмы на Большой Никитской улице, громогласно потребовав прекратить геноцид единоверцев в этой далекой стране. Ранее их поддержал в своем инстаграме глава Чечни Рамзан Кадыров . Но что же происходит на самом деле: «массовые убийства мусульман-рохинджа » или «борьба с террористами», как утверждают власти Мьянмы?

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш . Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

2. С чего начался конфликт?

9 октября 2016 года несколько сотен рохинджа напали на три блокпоста мьянманской пограничной службы, убив десяток человек. В ответ власти ввели в регион войска, начавшие масштабную зачистку от террористов - как истинных, так и мнимых. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что, по данным спутниковых снимков, силовики сожгли свыше 1200 домов в деревнях рохинджа. Десятки тысяч представителей народности были депортированы или бежали в другие страны - прежде всего, в Бангладеш.

Происходящее осудили отдельные должностные лица в ООН и госдеп США . При этом либеральный Запад вновь не смог обойтись без двойных стандартов: так, Аун Сан Су Чжи, член правительства Мьянмы и вдохновительница нынешних антиисламских погромов, в 1990 году получила от Европарламента премию имени Сахарова , а годом позже - и Нобелевскую премию мира за «отстаивание демократии»…

Сейчас официальные лица называют обвинения в геноциде фальсификацией и даже подвергли наказанию нескольких офицеров, ранее запечатленных на видеоролике с избиением арестованных мусульман. Впрочем, последние тоже не остаются в долгу - 4 сентября боевики-рахинджа разграбили и сожгли буддийский монастырь.

3. Как отреагировала Россия?

У Москвы в регионе - важные интересы: и совместные разработки урановых руд, и экспорт вооружений, которые Нейпьидо закупил у нас на сумму свыше $1 млрд. «Не имея реальной информации, я не стал бы делать какие-либо выводы», - прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Десятки тысяч мусульман-рохинджа бегут из Мьянмы, стараясь спастись от насилия со стороны местных властей. В Мьянме множество других мусульманских общин - даже в штате Ракхайн, где живут рохинджа, и они прекрасно уживаются с местными жителями, исповедующими буддизм.

Но мировое сообщество не хочет видеть всей сложности ситуации. Для подавляющего большинства внешних наблюдателей рохинджа - гонимые беженцы, ставшие жертвами геноцида кровавого мьянманского режима. Насилие в отношении народности осудили в ООН, за единоверцев вступились президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Тем временем рохинджа пытаются бежать на территорию Бангладеш, обращаясь за помощью к контрабандистам, которые нередко отбирают у них последнее в обмен на обещание свободы.

Обострение в Мьянме случилось в конце августа. В соседнюю страну устремились около 125 тысяч человек, хотя там уже находятся 100 тысяч беженцев-рохинджа. Беглецы рассказывают об этнических чистках, бессудных убийствах, изнасилованиях и сожженных дотла селениях. Власти Мьянмы в ответ обвиняют радикалов в нападениях на солдат и полицейских и попытках спровоцировать гражданскую войну. Всей правды, как это часто бывает, не знает никто.

Фото: Bernat Armangue / AP
Семья рохинджа пересекает реку Наф, разделяющую Мьянму и Бангладеш. Многие беглецы тонут, когда лодки, в которых они надеются добраться до безопасного места, переворачиваются. Кто-то пытается самостоятельно преодолеть реку вплавь. «Они плывут ночью и тонут», - рассказал один из выживших.

Фото: Bernat Armangue / AP
Сойдя с лодок, рохинджа бредут по территории Бангладеш в поисках помощи. Дорога ведет по рисовым полям.

Фото: Bernat Armangue / AP
Власти Мьянмы минируют границы, чтобы не дать беженцам вернуться в страну. Пожилой женщине на границе при взрыве оторвало ногу.

Фото: Bernat Armangue / AP
Пострадавшая от взрыва.

Фото: Bernat Armangue / AP
С территории Бангладеш видно, как горят оставленные рохинджа деревни.

Фото: Bernat Armangue / AP
Власти Бангладеш не требуют от пограничников принимать беженцев, но и не требуют останавливать их. Многие истолковывают это молчание как разрешение помогать бегущим от разорения жителям соседней страны.

Фото: Bernat Armangue / AP
Долгий путь к спасению оказывается настоящим испытанием для маленьких детей, многие не выдерживают его и умирают. «Я видел женщину с 13-дневным ребенком. Ее молоко пересохло, и она была вынуждена "кормить" малыша грязной водой. Я заплакал, когда увидел это», - описал свои впечатления один из пограничников.

Фото: Bernat Armangue / AP
Зачастую все, что рохинджа успевают взять с собой из Мьянмы, умещается в небольшом мешке.

Фото: Bernat Armangue / AP
Разбитая дорога к спасению.

Фото: Bernat Armangue / AP
Семья рохинджа прибывает в лагерь беженцев.

Фото: Mushfiqul Alam / AP
Столпившиеся у входа в лагерь рохинджа.

Фото: Bernat Armangue / AP
Прибытие в лагерь многие беженцы отмечают как праздник, хотя впереди их ждут голод, болезни и нищенское существование.

Фото: Bernat Armangue / AP
Первым делом изголодавшиеся рохинджа стараются получить еду и приготовить обед.

Фото: Bernat Armangue / AP
Женщины с детьми в очереди за продуктовыми пайками.

Фото: Bernat Armangue / AP
Обитатели лагеря беженцев в Бангладеш ждут раздачи еды, которую часто предоставляют гуманитарные организации.

Фото: Mushfiqul Alam / AP
Бангладеш - одна из самых бедных стран мира, и о нормальных условиях в лагерях беженцев говорить не приходится. Детей, например, зачастую купают прямо в лужах.

Фото: Bernat Armangue / AP
Жилья хватает не для всех, и беженцы сооружают каркасы для тентов из бамбуковых палок, которые находят рядом с лагерем.

Фото: Bernat Armangue / AP
Мать и ребенок ночуют под открытым небом недалеко от границы.

На территории Мьянмы рохинджа живут в штате Ракхайн (Аракан), отмеченном на карте.

Внезапно на первый план в СМИ вышла тема угнетения мусульман в Мьянме. В этой теме успел поучаствовать уже и Кадыров и Путин. Сообтветствено все обсудили уже слова одного и другого.

Вообще конфликт буддистов и мусульман в Мьянме тянется с 1942 года. И как всегда в СМИ много фейков, передергиваний и нагнетания ситуации всеми сторонами.

Вот некоторые примеры:


В Мьянме, к сожалению, действительно имеют место межобщинные столкновения между мусульманами и буддистами. Виновниками этих столкновений часто являются сами мусульмане . В результате этих стычек страдают и мусульмане, и буддисты.

К сожалению, у буддистов нет своей Аль-Джазиры или Аль-Арабии, как справедливо заметил один житель Янгона , и мир часто воспринимает происходящее в Мьянме однобоко. В действительности, буддийское население страдает не меньше, но об этом мало кто говорит.

На фоне этих печальных событий в Мьянме сетевые моджахеды разжигают антибуддийскую истерику с помощью банального вранья. Чего здесь удивляться? Ведь ведь

Аллах - лучший из хитрецов (Коран, 3:51—54)

А вот некоторые воины аллаха, ведущие такой пропагандистский джихад, далеко не самые лучшие из хитрецов. Их примитивные методы воздействуют разве что правоверную гопоту, которая любит по любому поводу и без повода покричать “аллаху акбар!” вкупе с угрозами в адрес неверных.

Рассмотрим несколько «шедевров исламской пропаганды» о массовом геноциде мусульман в Бирме.

Читеаем: Более тысячи мусульман убиты в Бирме вчера ”.

На самом деле это - Таиланд, 2004 год. На снимке протестующие, которых полиция разогнала при помощи слезоточивого газа возле полицейского участка Тай Бай в Бангкоке.

В действительности на фото задержание тайской полицией нелегальных иммигрантов рохинджа . Фото взято с сайта о защите прав народности рохиндж а.

Прилагаем скриншот на всякий случай:


Еще одно фото о "страданиях" мусульманах в Бирме. На фото подавление мятежа в Таиланде в 2003 году.

Пусть сетевые моджахеды вначале сами разберутся, в какой стране их единоверцам позволили позагарать.

Хорошо, что есть такая страна как , которая так богата фотографиями подобной тематики. Форма полицейского вообще не такая как у полиции Мьянмы.



Еще один шедевр исламской пропаганды. Под фото надпись о том, что этого "беднягу-мусульманина сожгли в Бирме ".


А на самом деле тибетских монах поджег себя в знак протеста в связи с прибытием экс-президента Китая Ху Цзинь Тао в Дели.

На русскоязычных сайтах, как-то:


и многих других, имя которым легион, мы также можем познакомиться с удивительными фотогалереями о “геноциде мусульман в Бирме”. Одни и те же фото публикуются на многих сайтах, причем судя по комментариям исламский пипл хавает всю эту информацию с удовольствием.


Просмотрим эти шедевры.


Любой внимательный человек, который был в Мьянме, поймет, что это не Мьянма. Люди, стоящие возле несчастных, не бирманцы. Это чернокожие африканцы. На снимке согласно некоторым сайтам — последствия вопиющего геноцида, который устроила исламистская группировка Boko Haram против христиан в Нигерии. Хотя есть еще одна версия “230 погибших из-за взрыва фуры в Конго “, см. здесь: news.tochka.net/47990-230-p... . В любом случае данный снимок не имеет никакого отношения в Бирме.



См. . На воре и тюрбан горит!


А этот чернокожий парень очень похож на бирманского буддиста?

И это не Бирма. Форма полиции в Мьянме совсем не такая.



А здесь откуда сведения, что это Мьянма, и что эта несчастная - мусульманка? Желтая бейсболка и синие перчатки выдают гражданина Мьянмы?



А это действительно события в Мьянме:


Однако, откуда информация, что на фото избиение мусульман? В Бирме проходило много антиправительственных демонстраций, которые разгоняла полиция. Тем более, несколько женщин в разгоняемой толпе одеты вообще не по исламски.

Врут ли рабы аллаха сознательно, либо по своей глупости, в контексте данной темы значения не имеет. Главное, что они врут.

Какой вывод напрашивается, пусть каждый решает сам.

История конфликта:

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш. Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, - поясняет живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. - С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Пётр Козьма. - Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», - заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане - одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, - добавляет Пётр Козьма. - Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», - говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки - за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», - заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета

источники

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

XXI век и погромы? Обычное явление…

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



История проблемы

Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


А цивилизованный мир делает вид…

И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



Исламские страны молчать не будут

Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.

По данным ООН, почти 60 тысяч мусульман-рохинджа за последние несколько дней бежали из штата Ракхайн в Мьянме в соседний Бангладеш либо находятся на границе с ним в результате операций армии и спецслужб против повстанческих группировок в этом регионе. В соцсетях распространяются видеозаписи с обнаруженными жертвами массовых убийств мирных жителей в этом конфликте. Свидетели рассказывают о беспорядочных расстрелах, казнях задержанных путем перерезания горла, сжигании домов мусульман, спланированных убийствах детей, которых кидают в огонь, массовых групповых изнасилованиях женщин. ООН говорит о гуманитарной катастрофе и этнических чистках.

Ситуация усложняется тем, что мусульманский Бангладеш не хочет принимать беженцев-единоверцев, и предлагает им переселиться на необитаемый остров Тенгар-Чар, затапливаемый во время приливов. В то же время власти Мьянмы препятствуют гуманитарным организациям в доступе в штат Ракхайн. Десятки беженцев тонут во время попыток перебраться в Бангладеш через реки либо доплыть на лодках по морю в мусульманские Индонезию и Малайзию. Однако даже богатая по сравнению с Бангладеш Малайзия не хочет принимать дополнительных беженцев, отмечая, что в стране уже расселены десятки тысяч беженцев-рохинджа. Во время миграции беженцы-рохинджа также рискуют стать жертвами торговцев людьми.

Беженцы-рохинджа пытаются переплыть реку, чтобы попасть в Бангладеш

Последняя волна насилия вспыхнула после атаки повстанцев-мусульман на военную базу в регионе 25 августа, власти обвинили их также в атаке на 20 постов полиции и сообщили, что официально за последние дни погибли только 400 боевиков и 17 гражданских. Большого доверия к этим цифрам нет. К тому же кризисная ситуация с преследованиями мусульман в штате Ракхайн сохраняется уже как минимум пять лет. Специальный докладчик ООН по Мьянме Янжи Ли в марте 2017 года заявила, что власти Мьянмы возможно вынашивают план по изгнанию всех мусульман-рохинджа из страны.

Совсем недавно, весной 2016 года, в Мьянме сменилась власть. Впервые за много десятилетий вместо военных к власти пришла демократическая оппозиция во главе с Аун Сан Су Чжи - лауреатом Нобелевской премии мира, которая почти три десятилетия провела в борьбе с военной хунтой в стране, просидела под домашним арестом 15 лет. Эта женщина, дочь одного из фундаторов независимости Мьянмы генерала Аун Сана, была объектом восхищения на Западе - Люк Бессон даже посвятил ей фильм "Леди".


Аун Сан Су Чжи (фото - ЕРА)

С апреля 2016 года Аун Сан Су Чжи является министром иностранных дел и государственным советником Мьянмы - фактически премьер-министром. С ее именем возлагались надежды на демократизацию страны, долгое время находившейся в изоляции. Однако при Аун Сан Су Чжи гонения на мусульман только усилились. В ответ на критику она недавно заявила: "Покажите мне страну без проблем в области прав человека".

США и Великобритания уже предупредили власти Мьянмы о последствиях политики в отношении рохинджа для имиджа страны, но еще не теряют надежду на понимание ситуации лидером Мьянмы. "Аун Сан Су Чжи по праву считается одной из самых вдохновляющих фигур нашего времени, но обращение с рохинджа, увы, не улучшает репутацию Мьянмы. Она испытывает огромные трудности в модернизации своей страны. Надеюсь, теперь она сможет использовать все свои замечательные качества, чтобы объединить свою страну, остановить насилие и положить конец предрассудкам, которые затрагивают как мусульман, так и другие общины в Ракхайне", - заявил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон 3 сентября.

Давление на власти Мьянмы усложняется тем, что Китай и Россия часто блокируют предложенные заявления по ситуации в Ракхайне в ходе обсуждений в Совете безопасности ООН, в последний раз резолюцию о ситуации они заблокировали в марте, сообщает Reuters .

Угнетенный народ

Рохинджа - этническая группа, исповедующая ислам, и компактно проживающая в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы. Их численность оценивается в самой стране в 1 млн человек, еще около миллиона живут или бежали за последние годы в мусульманские страны - Бангладеш, Саудовскую Аравию, Малайзию, Пакистан.

В целом по стране доминируют буддисты, которые составляют 88% населения, а мусульмане - это всего лишь 4,3% населения Мьянмы. В Ракхайне ситуация отличается от других регионов: здесь мусульман 43% населения, тогда как буддистов - 52%, в северных районах региона мусульмане даже составляют большинство. Кроме того, мусульмане-рохинджа принадлежат к европеоидной расе, а местные буддисты, принадлежащие к народности араканцев, - к монголоидной. Штат Ракхайн не вписывается в общую картину по Мьянме, в которой буддисты доминируют, и власти поощряют буддистский национализм. Мусульмане подвергаются дискриминации, жесткому и пренебрежительному отношению: почти все местные этносы, исповедующие ислам, не имеют избирательных прав.


В случае с рохинджа ситуация выглядит существенно хуже. Они являются одним из самых гонимых этнических меньшинств в мире. У них нет гражданства Мьянмы, и им не позволяется свободно перемещаться по стране без официального разрешения. Рохинджа запрещено иметь более двух детей, а доступ к высшему образованию для них закрыт. Более того, военный режим проводил реквизиции их земельных владений в пользу буддистов, и наложил на рохинджа принудительную трудовую повинность.

Из-за большого количества мусульман в штате Ракхайн правительство Мьянмы почти не инвестирует средств в его развитие - социальная инфраструктура здесь слабо развита. Штат имеет самый высокий по стране уровень бедного населения - 78%, что выступает фактором дополнительной напряженности между буддистами и мусульманами, так как обеим группам буквально приходится конкурировать за рабочие места и скудные подачки из центра. Бедность является питательной средой для развития экстремизма в Ракхайне.

Появление экстремистских группировок в штате привело к масштабной кампании по преследованию всего народа рохинджа со стороны армии и спецслужб Мьянмы. В октябре 2016 года правительство обвинило повстанческое движение Армия спасения Аракан-Рохинджа (ARSA, бывш. Харака аль-Якин) в нападении на пограничные посты в районе города Маундо и убийстве 9 пограничников. В стране началась массированная контртеррористическая операция против всех рохинджа без исключения. 25 августа 2017 года Центральный контртеррористический комитет Мьянмы официально объявил ARSA террористической организацией.


Солдаты армии Мьянмы в штате Ракхайн (фото - ЕРА)

Местные военные, ведя борьбу с ARSA, не гнушается любых средств подавления неугодного этноса. Правозащитные организации, такие как Amnesty International подчеркивают, что практикуются широкомасштабные нарушения прав человека, в том числе внесудебные казни, групповые изнасилования, убийство малолетних детей и женщин, поджоги поселений и уничтожение мечетей. Широкий размах приобрела практика коллективного наказания за проступки отдельных лиц из народности рохинджа. Вместо того, чтобы в судебном порядке наказать виновного местные буддистские экстремисты сжигают целое село, выходцем из которого является виновный.


Этим беженцам-рохинджа повезло - их спасли индонезийские рыбаки (фото - ЕРА)

Спор о происхождении рохинджа

У конфликта есть историческая подоплека - до сих пор остается открытым вопрос на счет того, являются ли рохинджа коренным этносом в Мьянме, либо же они пришлые люди. Рохинджа считают себя полновластными хозяевами штата Ракхайн, ведь их предки появились здесь в XVI веке, и являются потомками арабов, колонизировавшими регион. По этой причине в языке рохинджа много заимствований из арабского, санскрита, персидского и португальского языков.

Но власти Мьянмы распространяют иную теорию, опираясь на исторические факты, они указывают, что рохинджа - это этнические бенгальцы-мусульмане. Их переселили британские колониальные власти из Бангладеш в Ракхайн, как очень дешевую рабочую силу. Еще часть рохинджа нелегально прибыла в тогдашнюю Бирму в период войны за независимость Бангладеш, опасаясь преследования пакистанцев. Выходит, что рохинджа не местные и должны вернуться в Бангладеш. И согласно закону Мьянмы о гражданстве от 1982 года, мигранты из Британской Индии, прибывшие на территорию страны после 1823 года не имеют право на гражданство.

Масла в огонь конфликта между мусульманами и буддистами добавила японская оккупация Бирмы, как в то время именовалась Мьянма. Тогда мусульмане-рохинджа остались верны британцам и начали партизанскую борьбу. В свою очередь буддисты в штате Ракхайн поддержали японских оккупантов, искушенные обещаниями о независимости. Что немаловажно: во главе про-японской Национальной армии Бирмы стоял отец лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи - генерал Аун Сан. Возможно, это еще одна причина, почему нобелевский лауреат не желает реагировать на международную критику из-за чисток против рохинджа.


Памятник генералу Аун Сану в столице Мьянмы (фото - ЕРА)

Цель для буддистских националистов

Центральное правительство стремится сделать рохинджа козлами отпущения для объяснения проблем развития страны. То, что это немногочисленный этнос, делает его удобной целью для постоянного давления со стороны правительства. Если военная хунта в 1970-1980-х гг. обвиняла рохинджа в сепаратизме, то теперь их удобно обвинить в том, что из-за них в стране есть риск появления ячеек террористической группировки Исламское государство.

Против рохинджа направлено острие поощряемого правительством буддистского национализма. Самым ярким примером тому, является деятельность националистического антиисламского Движения 969 во главе с монахом Ашином Вирату, которого журнал Time назвал "лицом буддистского террора".


Ашин Вирату (фото - ЕРА)

Вирату открыто призывает к уничтожению мусульман, указывая: "если мы будем проявлять слабость, то наша земля станет исламской". Его пропаганда привела к антимусульманским выступлениям в 2013 году - тогда погибли 50 человек. Вирату находился в тюрьме в качестве политзаключенного в 2003-2012 годах, и сразу после выхода он возглавил движение в поддержку инициативы президента Тейн Сейна (2011-2016) по насильственному переселению рохинджа в другую страну. От Вирату отрекся сам Далай Лама. В последние дни Ашин Вирату проводит собрания своих сторонников и призывает к решительным мерам против рохинджа.


Акция противников предоставления мусульманам-рохинджа гражданства в Мьянме (фото - ЕРА)

Геополитический фактор

Последний, и наиболее значимый фактор, приведший к обострению ситуации вокруг рохинджа в 2016-2017 гг. имеет геополитическое происхождение. Рохинджа, проживают в стратегически важном регионе на западе Мьянмы - это участок морского побережья, выходящий на Бенгальский залив. Для Китая это важнейший с точки зрения проведения торговых операций со странами Ближнего Востока и Африки коридор, позволяющий снизить зависимость от поставок через Малаккский пролив. Уже сейчас реализованы проекты нефте- и газопровода от города Куакпую (Ситтве), что в штате Ракхайн до китайской провинции Юннань. Нефть по трубопроводу в Китай идет из Саудовской Аравии, а газ поставляет Катар. Обе ближневосточные страны, также как и ОАЭ инвестировали значительные средства в данные инфраструктурные проекты, и теперь хотят чтобы они быстрее окупились.

Чтобы сгладить проблему рохинджа правительство Саудовской Аравии даже разработало план их переселения к себе, только бы ситуация в Мьянме была спокойной. Но это план пока не до конца реализован, только 400 тысяч рохинджа переселены в аравийскую монархию. В то же время, именно Эр-Рияд и Исламабад выступают спонсорами повстанческого движения ARSA, чтобы иметь рычаги давления как на Мьянму, так и на Китай. International Crisis Group подтверждает, что лидер движения Ата Улла имеет связи с частными лицами в Саудовской Аравии и Пакистане.


Беженцы-рохинджа в Малайзии просят защитить их народ от геноцида (фото - ЕРА)

Для правительства Мьянмы существование ARSA тоже выгодно, но в определенных границах, ведь борьбу с ним можно использовать как козырь в торгах с Пекином по привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты. Также при Аун Сан Су Чжи Мьянма уже несколько тяготится братскими отношениями с Китаем, т.к. желает привлечь инвесторов с Запада. В свою очередь в США очень высоко ценят стратегическое положение Мьянмы для оказания давления на Китай. Последний уже оказался плотно окружен союзниками Вашингтона, тут и Индия, и Вьетнам, и Южная Корея с Японией, и Таиланд. В общем Мьянма - это единственный друг для китайцев сейчас, и терять его нельзя. Особенно в условиях роста напряженности в Южно-Китайском море, ведущей к рискам для морского транзита.

Однако если Китай сейчас ведет борьбу с конфликтующими геополитическими стратегиями, то народ рохинджа за свое выживание. Это лишний раз подчеркивает, как опасно в ХХІ веке быть малочисленным народом без государства, живущим в стратегически важном регионе планеты.

Александр Мишин,
к. полит. н., специально для LIGA.net

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в