Бензопила штиль инструкция по эксплуатации. Устройство бензопилы и важные правила обращения с бензоинструментом Производственная инструкция по бензопилы

Бензопилы помогают быстро и эффективно очистить пространство от деревьев, возвести срубы или заготовить древесное сырье. Но чтобы правильно и безопасно работать с этим инструментом, полезно знать, что у него внутри.

Как устроена бензопила

Устройство бензопилы не слишком сложное. Основные элементы ее конструкции:

  • система зажигания;
  • карбюратор;
  • топливная система;
  • система очистки воздуха.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Система зажигания

В системе зажигания современных бензопил есть элементы, которые в зависимости от скорости пилы регулируют импульс. Большинство производителей сегодня оснащают свое оборудование электронным зажиганием вместо контактного.

Система электронного зажигания состоит из следующих элементов:

  • магнето;
  • свеча;
  • электронный блок;
  • электропроводка;
  • кнопка включения мотора.

Магнето — разновидность генератора переменного тока. Он подает электрическую энергию на свечу зажигания. Любое магнето состоит из катушки с сердечником и высоковольтными обмотками, маховика и магнита постоянного типа. Магнето бывают контактными или бесконтактными.


У контактного магнето есть два вывода обмотки. Первый идет к свече зажигания, второй — к земле. К такой схеме может подключаться конденсатор, чтобы контакты не перегрелись и не окислились.

В бесконтактном магнето регулятор подачи напряжения — катушка. Тиристор, диод и конденсатор регулируют величину тока. Электрическая сеть функционирует в такт с поступательным движением цилиндров и поворотом коленчатого вала. Однако схема соединения всех деталей бесконтактного магнето между собой зависит от модели пилы.

Зажигание работает таким образом:

  • магнит, закрепленный на маховике, вращается вместе с ним и индуцирует в системе электродвижущую силу;
  • в цепи возникает ток, который преобразуется с помощью электронного блока в электрические сигналы;
  • сигналы передаются на свечу;
  • между контактами свечи образуется искра, от которой загорается топливно-воздушная смесь.

В любом зажигании искра образуется, когда поршень двигателя не доходит до своей «мертвой точки» примерно 3-4 мм.

Свеча состоит из корпуса, изолятора и электродов: центрального и бокового. По ее состоянию можно зрительно определить неисправности зажигания.

Смотрите » Главные правила обкатки пильной гарнитуры и двигателя бензопилы

После возгорания топливной смеси мотор начинает работать. Время от времени всю систему зажигания необходимо регулировать.

Карбюратор

На большинстве моделей бензопил карбюраторы устроены одинаково.

Они имеют заслонку в корпусе. С ее помощью регулируются оба винта (главный и холостого хода), диффузор, импульсный канал и входной штуцер. Также заслонка регулирует подачу атмосферного воздуха.


Понимание принципа работы карбюратора помогает правильно выполнять его регулировку. Он работает так:

  • двигатель запускается, в нижней части корпуса открывается воздушная заслонка;
  • внутри поплавковой камеры и в воздушном канале происходит разряжение, потому что поршень перемещается;
  • через диффузор всасывается воздух;
  • из бензинового бака через штуцер в поплавковую камеру попадает топливная смесь;
  • в диффузоре бензин смешивается с воздухом;
  • через впускные каналы топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания.

С помощью заслонки можно регулировать интенсивность поступления воздуха в топливо, с помощью винтов — настроить обороты мотора, с помощью жиклера — скорость поступления бензина в диффузор.

Топливная система

Состоит из фильтра топлива, карбюратора и топливного насоса ручного типа. При этом насос есть не во всех бензопилах: в некоторых моделях бензин из бака поступает в карбюраторный узел просто по шлангу. Конец шланга с топливным фильтром погружают в бензин, и бензин прекращает поступать в узел карбюратора, когда бачок заполнен воздухом. Чтобы избежать этого, на крышку бака приделывают сапун: когда он загрязняется, мотор глохнет.

Топливный насос ручного типа позволяет заранее заполнять карбюраторный отдел топливом, поэтому мотор запускается быстрее.

Бензопилы оснащены системой предварительной и тонкой очистки, чтобы газ, используемый для составления топливно-воздушной смеси, был хорошего качества.


Предварительно воздух фильтрует сетчатый фильтр, потом — фильтры тонкой очистки.

Из-за загрязнения фильтров в узел карбюратора поступает меньше воздуха. Как следствие, падает мощность мотора. Чтобы это предотвратить, фильтры необходимо постоянно чистить: продувать или промывать.

Смотрите » ТОП-2 модели японских бензопил торговой марки Hitachi (Хитачи)

Стартер

Стартером запускается мотор бензопилы. Механизм стартера состоит из рукоятки, троса, барабана и возвратной пружины.

Если резко вытянуть рукоятку с торсом, барабан сцепится с валом, вал начнет прокручиваться. Пружина поможет вернуть ручку в первоначальное положение. Чтобы за поворотом вала последовал запуск мотора, нужно будет вытягивать рукоятку не один раз.

Цепь

Шаг цепи — промежуточное расстояние между тремя заклепками, располагающимися рядом.

Чем больше шаг цепи, тем больше и мощность двигателей, и ее производительность, и прилагаемые усилия для увеличения вращения приводной звездочки.

Зато цепи с малым шагом (больше зубьев и меньше расстояние между ними) меньше вибрируют, их движения более плавные при пропиле, а срез чище.

Шина

Шины для бензопил различаются по длине. Длина шины — длина рабочей части, то есть расстояние от передней части пилы до закругленного кончика носа шины. Как правило, длина шины указана в инструкции.


Но надежность пильной шины определяется не только ее собственными характеристиками, а еще и другими деталями. Например, звездочкой. Если звездочка со сменным венцом изготовлена из прочных материалов, шина прослужит долго. Благодаря сменному венцу уровень биения снижается многократно.

Чтобы износ шины был наиболее равномерным, периодически ее нужно переворачивать, тогда срок службы увеличится.

Тормоз

Если цепь в момент вращения случайно прикасается к дереву, происходит обратный удар. В таком случае в целях безопасности должен сработать тормоз.

Тормозная система пилы состоит из тормозного упора и тормозной ленты. Включить систему можно двумя способами: контактным (тормозной упор нажимает на руку рабочего) и инерционным (при резком ударе в шину возникают инерционные силы, которые действуют на тормоз).

Система смазки цепи

В современных бензопилах цепь и шина смазываются автоматически. На холостом ходу подача масла не происходит, так как масляные насосы начинают работать только после вращения звездочки и запуска движения зубчатой передачи. Чем больше оборотов звездочки, тем больше масла поступает из насоса на цепь. Насос устанавливается со стороны цепи, в него масло поступает из масляного бачка по маслопроводу.

Выбрать для себя подходящую бензопилу - дело не самое сложное, продлить её срок службы намного сложнее. Первым делом перед человеком, купившим , стоит задача - обкатать её. Эта процедура обязательна и является ключевой в жизни инструмента. Нельзя просто завести новую цепную пилу и начать работать. Её нужно полностью проверить и подготовить перед началом выполнения своих задач. Следует использовать , так как работа мотопилой может таить опасность. При распиле древесины летят щепки, поэтому следует защитить глаза. Также при работе с инструментами лучше надеть перчатки, чтобы не поранить руки.

Зачем нужна обкатка новой бензопилы

Это сложный процесс, требующий ответственного подхода. Бензопила - это не исключение, а скорее правило. Все инструменты с двухтактным двигателем требуют обкатки. Без правильной обкатки жизнь инструмента будет намного короче, а работать он будет хуже. Каждый, купивший этот инструмент, должен знать как обкатать бензопилу.

Зачем же делать это? Во время данных манипуляций проводится притирка деталей двигателя и гарнитуры пильного характера.

Нужно понимать, что вам необходимо детально изучить инструкцию к инструменту. Вы должны помнить её и использовать все рекомендации. Также там много информации о том, что нельзя делать или что нужно выполнить обязательно. Если вы “профан” и никогда не сталкивались с обкаткой бензопилы, инструкция к вашему инструменту должна стать вашей настольной книгой.

Как обкатать бензопилу: пошаговая инструкция

Перед обкаткой происходит первый запуск бензопилы. Обязательно нужно подготовить и правильно установить гарнитуру. Топливная смесь уже должна ждать “своего часа”, от неё в большей степени зависит качество обкатки.

Вот перед вами лежит новый, сверкающий инструмент. Посмотрев на него появляется вопрос: “Что теперь надо сделать?”. Прочитав инструкцию, выясняете, что нужна обкатка и первый запуск должен быть особенным. Как завести новую бензопилу ещё не понятно, но сейчас всё прояснится.

Первый запуск мы обязательно делаем с гарнитурой. Не стоит запускать двигатель без шины и : инструмент должен поработать с ними, так он получит должную нагрузку. Не стоит делать высокие обороты, это негативно скажется на дальнейшей работе пилы.

После установки гарнитуры нужно сделать следующие вещи:

  • Сделать топливную смесь;
  • Проверить смазывающий материал и убедиться, что к шине подходит масло, а цепь постоянно смазана.

Выбор масла для бензопилы

Особенно надо обратить внимание на выбор масла, от него зависит работа всего инструмента. Чем выше его качество - тем дольше и эффективнее будет служить бензопила. Нужно покупать особое , которое изготавливается специально для таких двигателей. При использовании неподходящего смазывающего вещества частыми проблемами станут:

  • Поломки двигателя;
  • Проблемы с зажиганием;
  • Бензопила будет глохнуть, а иногда просто отказываться запускаться;
  • Перегревания пилы.

Для разных деталей нужны разные смазывающие материалы - одно масло не подойдет для всех задач. Выбор этого материала - одна из самых важных вещей при взаимодействии с бензопилой. От принятого решения зависит продолжительность жизни инструмента.

Для пил Foresta созданы особенные смазочные материалы и масло для мотора прекрасно справится с защитой “сердца” инструмента. Смазочный материал для цепи не подойдёт для мотора, в противном случае может снизится долговечность инструмента. Даже если масло качественное, но используется не по назначению – ничего хорошего из этого не выйдет.

Для пил Foresta специально изготавливают фирменные смазывающие материалы, которые делают работу с ними проще и дополнительно защищают от перегрева.

Топливная смесь для первого запуска

Больше половины пил с цепным механизмом, которые присутствуют на рынке, используют двухтактные двигатели. Для таких двигателей не предусмотрено специального масла для активных деталей. Приходится делать специальную смазку, способную заменить её. Для изготовления понадобится бензин хорошего качества и моторное масло, рекомендуемое компанией производителем.

Выбор составляющих для смеси

Основой для нашей смеси будет бензин. Нужно брать нефтепродукт, октановое число которого больше 90. Не стоит экономить и брать сомнительное топливо, потом вы заплатите больше за ремонт. Присадки, повышающие октановое число тоже сомнительный выбор.

Перед владельцами становится выбор между этилированным и неэтилированным бензином. Для двигателя без катализатора нужно брать первый вариант, соответственно если катализатор установлен берём второй тип.

Выбор масла не составит труда, просто возьмите фирменный смазывающий материал от компании производителя бензопилы.

Если же фирменного нет - используйте масла класса JASOFB или ISOEGB.

Изготовление топливной смеси

Для обкатки инструмента топливная смесь делается в соответствии с пропорцией 1:25, где на 1 литр бензина понадобится 40 мл масла. Обязательно соблюдайте пропорции, несоблюдение может быть фатальным для устройства.

Берём вымытый сосуд и делаем всё по инструкции:

  • Вылейте в емкость половину необходимого бензина;
  • Вылейте всё масло;
  • Перемешайте полученную субстанцию;
  • Долейте остатки бензина и смешайте.

На видео показано как её изготовить, только не забывайте про пропорции. В зависимости от бензопилы они отличаются.

Проверка наличия смазки

Теперь важный этап, нам нужно проверить смазку. Обратите внимание, что делается это всегда, здесь неважно, какой раз вы работаете с пилой. Это защитит инструмент от неожиданных поломок и перегрева. Вам нужно проверить следующие моменты:

  • Сколько масла осталось в бачке;
  • Состояние каналов пильного полотна;
  • Смазка должна быть на игольчатом подшипнике ведущей звёздочки;
  • Есть ли смазка на ведомой звёздочке.

Если вы видите, что каналы забиты - обязательно прочистите их и всё смажьте. Как показали проверки, бензопилы Foresta потребляют на 40% меньше топлива и смазки. Это существенно облегчает работу с ними.

Первый запуск бензопилы: пошагово

По выполнению всех выше описанных действий приступаем к запуску. Мотор нашей пилы не нагретый, поэтому производится холодный запуск. Ставим инструмент в устойчивую позицию, а далее действуем по инструкции:

  1. Ставим цепной тормоз в нерабочее положение;
  2. Включаем зажигание;
  3. Заслонку подачи воздуха ставим в положение закрыто;
  4. Если у пилы есть декомпрессионный клапан - закрываем его;
  5. Дроссельную заслонку ставим в пусковое положение;
  6. Левой рукой берём переднюю ручку бензопилы и тянем вниз;
  7. Ногой удерживаем защитный щиток правой рукояти;
  8. Правой рукой тянем рукоятку стартера пока собачки храпового механизма не зацепятся с барабаном стартера.
  9. Когда начнёте чувствовать небольшое сопротивление, сделайте резкий рывок к себе.
  10. В камере сгорания вы увидите вспышку, после этого нужно вернуть воздушную заслонку на прежнее место;
  11. Заводим бензопилу ещё раз;
  12. Двигатель запущен, в этот момент нужно отпустить дроссельную заслонку.

Этапы обкатки новой бензопилы

Вы успешно запустили пилу, теперь пришло время сделать обкатку нового инструмента. Предполагается, что вы уже изучили инструкции и знаете, что нельзя делать. Сама обкатка включает в себя 2 основных этапа, каждый этап воздействует на разные детали и подготавливает их к работе. Рассмотрим эти этапы детальнее.

Компания «Stihl» была основана 90 лет назад немецким инженером Андреасом Штилем в 1920-е годы прошлого века. В то время Штиль работал в немецком городе Штутгарт - он создал конструкторское бюро, в непосредственное поле деятельности которого входила работа с древесиной. Валка деревьев тогда происходила с помощью топоров и такой труд отнимал у рабочих очень много сил.

Бензопила Штиль впервые появилась в 1929 году. Флагманская модель весила 46 кг. и была прототипом современных легких и мощных устройств. Более компактные модели были выпущены компанией Штиль в 1950-х годах, ее вес составлял 12 кг, а мощность - 6 л.с. В рейтинге мировых лидеров бензо и электро пил присутствует не только компания stihl, но и компания husqvarna. Всем владельцам бензопил известно качество изделий двух мировых лидеров бензо- и электроинструмента.

В настоящее время на рынке инструмента участились случаи продажи подделок. Страна, производящая подделки — Китай. Нередко покупателю попадается поддельная бензопила, отличить которую от оригинальной на первый взгляд тяжело. Как можно научиться отличать подделку бензопилы Штиль от оригинала:

  • главное отличие — это цена, хорошая бензопила не может стоить дешево, при этом стоимость подделок, как правило, в три раза ниже, чем стоимость оригинала;
  • качество сборки - чем лучше сборка, тем вероятнее, что вы держите в руках оригинальную бензопилу;
  • качество всех деталей, пластика на корпусе;
  • состояние цепи, длительный рабочий ресурс цепи;
  • высокая мощность и хорошее качество распила (дешевая бензопила не будет пилить качественно);
  • советуем выбирать бензопилу stihl в крупных строительных супермаркетах или в интернет-магазинах официальных дилеров бренда.

Базовая комплектация бензопил stihl:

  • бензопила;
  • руководство пользователя;
  • упаковка;
  • инструкция;
  • ключ универсальный.

Современный ассортимент продукции компании Stihl:

  • бензопилы;
  • электропилы;
  • садовые триммеры;
  • кусторезы;
  • газонокосилки;
  • дрели, а также аккумуляторная техника;
  • мотобуры, ручной садовый и дачный инструмент;
  • экипировка для рабочих и садовых работ, защитное снаряжение;
  • мульти и комби системы для садовых работ;
  • очистительная техника и пилы для бетона.

Модельный ряд бензопил Stihl

Бензопилы Штиль разделены на несколько крупных категорий: для домашнего использования или же бытовые, бензопилы для ухода за деревьями, бензопилы для садоводства и сельского хозяйства, бензопилы для лесного хозяйства.

Бытовые бензопилы Штиль

  • мощность кВт1,3/1,8 л.с;
  • , мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 180 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 181, мощность кВт1,5/2 л.с;
  • MS 181 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • , мощность кВт1,7/2,3 л.с;
  • MS 211 C BE, мощность кВт 1,7/2,3 л.с;
  • , мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • MS 230 C BE, мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • , мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • MS 250 C BE, мощность кВт 2,3/3,1 л.с. (модель реализуется без режущей гарнитуры).

Бензопила Stihl 170-MS

Бензопилы Штиль для ухода за деревьями

  • stihl MS 193 T, мощность кВт 1,3/1,8 л.с;
  • stihl MS 201 TC M, мощность кВт 1,8/2,4 л.с.

Бензопилы Штиль для садоводства и сельского хозяйства

  • stihl MS 271, мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 291, мощность кВт 2,8/3,8 л.с.

Бензопилы Штиль для применения в лесном хозяйстве

  • stihl MS 241 C M, мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • , мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 261 C MQ, мощность кВт 3/4,1 л.с;
  • , мощность кВт 3,2-3,4 л.с. или кВт 4,4-4,6 л.с
  • C M, мощность кВт 3,5/4,8 л.с;
  • stihl MS 441 C M, мощность кВт 4,2/5,7 л.с;
  • , мощность кВт 4,4/6 л.с (новинка от производителя Штиль);
  • stihl MS 462 C M, мощность кВт 4,4/6 л.с;
  • stihl MS 651, мощность кВт 5/6,8 л.с;
  • stihl MS 661, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 661 C M, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 880, мощность кВт 6,4/8,7 л.с.

Бензопила Stihl 260-MS

Топовые модели бензопил stihl

В связи с большим ассортиментом бензопил stihl, сложно выделить все самые популярные. По отзывам владельцев можно сделать вывод, что заслуженным признанием пользуются бензопилы таких моделей:

  • ms 271 stihl;
  • stihl ms 880;
  • штиль 120;
  • мотопила штиль мс 210;
  • пила stihl ms 291;
  • штиль 220;
  • штиль 450;
  • stihl 350;
  • штиль 440;
  • ms 5200 stihl;
  • мотопила штиль 108;
  • stihl ms 241 c m;
  • штиль 200;
  • штиль 290;
  • пила штиль мс 341;
  • штиль 181.

Бензопила Stihl MS 271

Инструкция по эксплуатации

Правила эксплуатации пилы Штиль:

  • управление пилой наиболее безопасно в защитной экипировке;
  • эксплуатация бензопилы должна начинаться после периода обкатки (сроки обкатки от 5 до 7 часов), до завершения обкатки запрещается работать пилой на максимальных оборотах - только в умеренном режиме нагрузки;
  • обязательно выключите бензопилу перед тем, как положить;
  • перед запуском убедитесь, что бензопила исправна и заправлена;
  • соотношение смешивания масла и бензина составляет 1:40, данная пропорция рекомендуется для наиболее эффективной функции двигателя, разбавлять бензин маслом нужно в правильном соотношении, согласно инструкции;
  • заправлять бензопилу свежим топливом нужно раз в четыре недели;
  • выполняйте распил по инструкции - продольно либо боковой частью шины, не старайтесь надавливать на пильное полотно при работе, а лишь направляйте бензопилу.

STIHL ElastoStar
Система смазки цепи Ematic Тормоз QuickStop для моментальной остановки цепи

Техническое обслуживание:

  • ежедневно по нормам ТО выполняется - осмотр устройства на предмет повреждений, очистка воздушного фильтра, смазывание шины и цепи, раз в месяц контролируется состояние свечи, системы зажигания, очищается топливный фильтр, готовится свежая топливная смесь, ежегодно - регулировка карбюратора;
  • цепь необходимо натягивать по мере ослабления, если цепь затуплена и больше не подлежит заточке, замените ее на новую, натяжение цепи регулируется болтом на внешнем боковом крае корпуса бензопилы. Для заточки цепи можно использовать специальный станок либо обратиться к специалистам.

Основные неисправности агрегатов марки Штиль и способы их устранения

  1. Бензопила Штиль отказывается заводиться. Причина: засорился топливный, воздушный фильтр, недостаточно топливной смеси. Устранение: очистите фильтры, добавьте топливной смеси, следите за качеством топлива, это способствует более качественной работе устройства.
  2. Бензопила работает не на полную мощность, издает посторонние звуки, например, стук или дребезжание. Причина: требуется регулировка карбюратора. Устранение: проведите регулировку карбюратора в сервисе, если пила на гарантии.
  3. Бензопила перестала набирать мощность. Причина: проблемы с поршневой группой, требуется отрегулировать карбюратор. Устранение: проверьте состояние двигателя, карбюратора и топливного фильтра, а также системы зажигания.

Видео обзор работы цепной бензопилы

Хорошим и надежным помощником для владельцев приусадебных участков является бензопила, без которой не обойтись при уходе за садом, при заготовке дров, при ремонте и строительстве различных построек. Современные модели данного инструмента удобны, легки и просты в обслуживании. Однако, являясь инструментом повышенной опасности, бензопила требует подробного изучения руководства по ее правильной эксплуатации.

Основные правила безопасной эксплуатации бензопилы

Чтобы бензопила не стала причиной серьезных травм, необходимо знать основные правила безопасной работы с ней.

К ним относятся:

  1. Необходимость в специальной защитной одежде.
  2. Соблюдение правильного положения тела во время работы.
  3. Удобное удерживание работающей пилы в руках.
  4. Безопасное передвижение с работающим инструментом.

Защитное специальное обмундирование включает в себя: обувь на плотной нескользящей подошве, яркую одежду из плотной ткани, каску, плотные перчатки, маску, беруши для снижения уровня шума. Нельзя работать бензопилой в свободной одежде, носить различные украшения из-за большой вероятности их попадания под движущую часть пилы.

Обязательно в шаговой доступности от места работы должна находиться аптечка с бинтами и необходимыми лекарственными препаратами, свисток для привлечения внимания при необходимости и мобильный телефон.

При работе с бензопилой необходимо широко расставить ноги, выпрямить спину. Инструмент следует крепко держать обеими руками, но без лишнего напряжения, находясь во время работы немного сбоку от пилы.

При вынужденном передвижении с указанным инструментом его следует выключить, поставив на тормоз.

Вернуться к оглавлению

Подготовка инструмента к основной работе

Прежде чем начать работать бензопилой, необходимо проверить ее на готовность. Для этого следует обратить внимание на следующие основные моменты:

  1. Натяжение цепи инструмента.
  2. Осуществление заправки.
  3. Произведение запуска.

Чтобы проверить натяжение цепи инструмента, нужно потянуть ее за верхние звенья, а нижние при этом не должны провисать. Цепь не должна иметь сильного натяжения. Нужно следить за тем, чтобы ручка тормоза не касалась основной рукоятки. Цепь пилы следует хорошо заточить.

Следующим подготовительным моментом к работе инструмента нужно считать его заправку. Установив бензопилу на ровной горизонтальной поверхности, постарайтесь аккуратно произвести заливку топлива и масла для смазки двигателя и цепи. Чтобы инструмент служил исправно длительное время, нужно использовать специальную смазку для бензопил, а идеальным топливом считается смесь, состоящая из адгезионного масла и бензина.

Другим этапом подготовки считается . Для этого, прежде всего, следует отойти от места ее заправки. Затем нужно положить пилу на ровную поверхность таким образом, чтобы ее цепь ни с чем не могла соприкасаться, поставить рычаг тормоза в положение «выключено» и включить зажигание. Рукой нужно удерживать переднюю ручку, а ногой – заднюю. Для запуска пилы нужно потянуть ручку стартера и несколько раз нажать на «газ», чтобы прогреть двигатель. Следует убедиться, что масло беспрепятственно поступает к цепи. Бензопила готова к основным работам!

Вернуться к оглавлению

Производство основных видов работ бензопилой

Теперь можно рассмотреть основные виды работ, выполняемых бензопилой. К ним относятся:

  1. Валка деревьев.
  2. Обрезание веток.
  3. Распил ствола на части.

Основные принципы эксплуатации бензопилы при валке деревьев:

  1. Нельзя работать в сильный ветер.
  2. Необходимо заранее планировать траекторию падения деревьев.
  3. Подпил дерева для валки осуществляется в 2 этапа: сначала делается верхний наклонный срез, под углом 45 градусов, и горизонтальный нижний пропил до встречи с верхним срезом. После этого выполняется горизонтальный валочный пропил, не доходящий до направляющего подпила примерно на 3 см.
  4. Нельзя перепиливать дерево полностью, т.к. в этом случае становится неясно, в какую сторону будет падать дерево.
  5. При работе лучше всего находиться с правой стороны от дерева, а инструмент держать немного сбоку от себя.
  6. Правильно работать бензопилой следует на максимальной скорости двигателя.
  7. При падении дерева пилу нужно выключить, убрать и отойти в безопасное место.

Валку деревьев лучше всего производить с напарником. Опытные вальщики при выполнении данного вида работ всегда учитывают направление ветра, естественный наклон дерева, степень поврежденности его гнилью, рядом стоящие деревья.

Другим видом частых работ бензопилой является обрезание веток с деревьев. Они выполняются с учетом следующих рекомендаций:

  1. Поваленное дерево должно быть надежно зафиксировано на земле.
  2. Спил веток начинается снизу, производится носовой частью шины – нижним и верхним полотном цепи.
  3. Толстые и сложные ветки срезаются по частям, по направлению «от конца к основанию».
  4. Каждая ветка должна обрезаться одним распилом.
  5. Следует часто убирать срезанные ветки с рабочего места.
  6. При защемлении пилы во время пилки, следует ее выключить и извлечь из сука.
  7. Обращать внимание на технику безопасности при работе с бензопилой.

После того как дерево повалено и освобождено от сучков и ветвей, ствол его нужно раскряжевать, т.е. распилить на несколько частей. Правила работы с деревом те же самые, что и при выполнении работ, указанных выше. Ствол нужно приподнять над землей, подложив под него сучья или бревна. Нажим на бензопилу должен снижаться к концу распила. Распилив бревно, следует выключить пилу, а затем переместиться в другое место работы.

Таким образом, соблюдая основные правила работы с бензопилой и технику безопасности, можно обеспечить высокую эффективность ее работы на длительный срок.

Используемые инструменты:
бензопила Makta DCS 7900 (профессиональная);
бензопила Makta DCS 3435 (любительская).

Тем, у кого еще нет опыта пользования бензопилой, следует запомнить основные принципы работы с этим инструментом:

– пилу нужно держать обеими руками, а рукоятки обхватывать всеми пальцами. При этом большой палец левой руки должен находиться под передней рукояткой;

– при работе нельзя стоять непосредственно позади пилы, стоять надо чуть сбоку от инструмента;

– пилить можно как верхним, так и нижним краем инструмента. При пилении нижним краем цепь ведет пилу по направлению от пользователя. Когда пиление производится верхним краем инструмента, цепь движет пилу по направлению к пользователю;

– переходя на другое место, надо обязательно выключать двигатель инструмента или активировать тормоз пилы. Передвигаться с пилой, у которой вращается цепь, нельзя;

– начинать пилить нужно тем участком шины, который расположен ближе к корпусу инструмента;

– если планируется частая работа с бензопилой, необходимо приобрести защитную одежду: прочные сапоги (желательно специальные, защищенные стальными пластинами), крепкие рукавицы, специальные брюки с защитой от порезов, яркую защитную куртку, которая пропускает воздух, и шлем с маской.

1. Подготовка к работе

Перед началом работы проверяют натяжение цепи – оно должно быть тщательно отрегулировано, чтобы цепь не провисала на шине во время работы. Плохо натянутая цепь быстрее изнашивает шину и звездочку, быстрее выводит из строя амортизаторы и увеличивает нагрузку на корпус инструмента.

– перед тем как приступать к работе с бензопилой, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией пользователя;

– если цепь пилы новая, перед началом работы рекомендуется погрузить ее в масло на несколько часов. Если цепь старая, необходимо обязательно ее заточить: режущие инструменты плохо заточенной пилы быстро изнашиваются.

Пилу располагают на устойчивой поверхности и заправляют топливом. Для заправки следует использовать только «фирменные» масла, предназначенные специально для бензопил. Процент содержания масла в этой смеси должен составлять 1/40-1/50. Для работы импортных пил лучше использовать 92-й бензин (или выше маркой), а для российских подходит и 76-й.

– чтобы избежать риска возгорания, перед пуском двигателя пилу убирают с того места, на котором ее заполняли топливом, и снова устанавливают на твердое, устойчивое основание.

3. Первый запуск инструмента

Проверив, что цепь не касается твердых поверхностей, включают тормоз цепи. При этом рукоятку тормоза перемещают от себя, чтобы цепь не начала вращаться раньше времени. Поскольку двигатель холодный, рычаг управления воздушной заслонкой вытягивают полностью. Носок ноги продевают в заднюю рукоятку (переднюю рукоятку при этом придерживают рукой). Несколько раз дергают за рукоятку, вытягивая шнур стартера, пока двигатель не «чихнет». После чего воздушную заслонку переводят в рабочее положение и заводят пилу. Кратковременно нажимают на дроссель, переводят пилу в холостой ход. Рукоятку тормоза переводят в прежнее положение на себя. Пила готова к работе.

– перед работой необходимо проверить тормоз инструмента. Для этого следует установить пилу на ровной поверхности и нажать на дроссель. Тормоз активируют, нажав на рукоятку, не отпуская при этом рукоятку инструмента. Если цепь остановилась, значит, тормоз работает нормально;

– также перед работой следует проверить механизм смазки. Нужно найти какую-нибудь светлую поверхность (например, свежесрезанный пенек). Удерживая инструмент над пеньком, надо запустить цепь и увеличить ее скорость, нажимая на дроссель. Если на пеньке появится полоса масла, значит, механизм смазки в порядке.

4. Обрезка веток

Обрезание веток со ствола поваленного дерева начинают с нижней части ствола, стоя слева от него. Работу ведут в медленном, спокойном темпе, стараясь не задействовать носовую часть пилы. Пилят как верхней, так и нижней частью шины, стараясь по возможности прислонять пилу к бедру или к стволу. Ветки с верхней части ствола спиливают, положив инструмент набок (пила должна лежать на стволе всем своим весом). После того как ветки сверху и сбоку лежащего ствола обрезаны, ствол переворачивают и обрезают ветки, которые находились внизу.

– следует помнить о том, что иногда весь ствол может опираться только на один сук: если его обрезать, ствол может сдвинуться или покатиться;

– если ветка толстая, спиливать ее надо по частям – от конца к стволу. При особенно крупной толщине ветки может потребоваться ее подпиливание с двух сторон.

5. Раскряжевка (распиливание ствола на части)

К раскряжевке приступают, когда со ствола спилены все ветки. Ствол лежащего дерева распиливают на части по направлению от ствола к вершине (комлю).

– в процессе раскряжевки запрещается стоять ниже ствола, если тот расположен на наклонной плоскости;

– если пила застряла в стволе, нужно остановить двигатель и наклонять ствол до тех пор, пока пила не выйдет из древесины. Сразу доставать пилу из дерева не нужно.

6. Валка деревьев

Перед тем как спиливать дерево, определяют, в какую сторону ему будет «удобнее» упасть. Для этого учитывается естественный наклон ствола, направление ветра и количество веток на каждой из его сторон. Дерево надо валить в ту строну, в которую ему «удобнее» падать. Непосредственно перед валкой нужно срезать низкие ветки, которые могут помешать работе. Существует несколько технологий валки деревьев, которые подбираются в зависимости от толщины ствола и других факторов. Подобрать оптимальный способ может только профессиональный лесоруб.

– если поблизости есть люди, они должны находиться на расстоянии не менее чем 2 длины ствола дерева;

– перед началом работы следует убедиться, что вокруг нет ничего, что можно было бы повредить упавшим деревом;

– валка деревьев – задача нелегкая: если опыта подобных работ не имеется, лучше поручить это дело профессионалам или попросить их присутствовать при работе!

Уход за инструментом

Каждый раз после работы с бензопилой необходимо выполнять следующие действия:

1. Проверка натяжения и смазки цепи.

Если цепь ослабла, ее необходимо подтянуть, если масло кончается, добавьте его в бак.

Заправлять машину горючим по окончании работы следует после непродолжительного отдыха, чтобы пила остыла.

3. Проверка воздушного фильтра.

Периодически фильтр забивается стружкой – после окончания работы его желательно снять, промыть и продуть. Также периодически надо очищать от загрязнений поверхности вокруг охлаждающих пластин двигателя.