Условное обозначение воздушной линии на схеме. Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи

Обозначение опор воздушных линий

Обозначение опор.

Для опор ВЛ 35 кВ и выше, как правило, используется следующая система обозначений. Цифра, стоящая перед буквенным обозначением указывает на количество стоек, из которых состоит опора. Если в обозначении опоры присутствует буква Б – это указывает на то, что опора железобетонная, Д – деревянная, М – многогранная металлическая, отсутствие указанных букв означает, что опора металлическая решетчатого типа. Кроме того, в обозначение опор входят буквы указывающие тип опор (см. таблицу ниже). Цифры 35, 110, 150, 220 и т.д., следующие после букв, указывают напряжение ВЛ, а цифра, стоящая за ними после дефиса – типоразмер опор (нечетная – для одноцепных и четная – для двухцепных опор). Если после типоразмера опоры стоит буква Т – это означает, что у опоры есть тросостойка. Цифры, стоящие за типоразмером опоры после дефиса или знака «+» указывают на размер дополнительной секции-подставки.

Таблица - Обозначение опор
Обозначение Расшифровка
П Промежуточная опора.
К Концевая опора.
А Анкерная опора.
О Ответвительная опора.
С Специальная опора. Например, УС110-3 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (с горизонтальным расположением проводов) опора для ВЛ 110 кВ; УС110-5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (для городской застройки - с уменьшенной базой и увеличенной высотой подвеса) опора для ВЛ 110 кВ.
У Угловая опора. Например, У110-2+14 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой высотой 14 м для ВЛ 110 кВ.
П Переходная опора. Например, ППМ110-2 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная переходная двухцепная опора для ВЛ 110 кВ.
Б Железобетонная опора. Например, ПБ110-1Т расшифровывается так: промежуточная одноцепная одностоечная железобетонная опора с тросостойкой для ВЛ 110 кВ.
М Многогранная опора. Например, ПМ220-1 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Д Деревянная опора. Например, УД220-1 расшифровывается так: деревянная анкерно-угловая одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Т Опора с тросостойкой. Например, У35-2Т+5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с тросостойкой и подставкой высотой 5 м для ВЛ 35 кВ.
В Опора с внутренними связями. Например, 2ПМ500-1В расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора с внутренними связями для ВЛ 500 кВ состоящая из двух стоек.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ОПОРЫ , ЗАЖИМЫ
И УСТАНОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.
ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ГОСТ 3.1107-81
( CT СЭВ 1803 -7 9)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система технологической документации

ОПОРЫ , ЗАЖИМЫ
И УСТАНОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.
ГРАФИЧЕСКИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ

Unified system for technological documentation.
Bases, clamps and installing arrangements.
Symbolic representation

ГОСТ
3.1107-81

( CT СЭВ 1803 -7 9)

Взамен
ГОСТ 3.1107
-7 3

Постановлением Гос у дарственного комитета СССР по стандартам от 31 декабря 1981 г. № 5 943 срок введения установлен

с 01.07.82

1. Настоящий стандарт устанавливает графические обозначения опор, зажимов и установочных устройств, применяемых в технологической документации. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1803 -7 9. 2. Для изображения обозначения опор, зажимов и установочных устройств следует применять сплошную тонкую линию по ГОСТ 2.303-68. 3. Обозначения опор (условные) приведены в табл. 1.

Таблица 1

На и менование опоры

Обозначение опоры на видах

сперед и, сзади

1. Неподв и жная
2. Подвижная

3. Плавающая

4. Регулируемая

4. Допускается обозначение подвижной, плавающей и регулируемой опор на видах сверху и снизу изображать, как обозначение неподвижной опоры на аналогичных видах. 5. Обозначения зажимов приведены в табл. 2. 6. Обозначение двойного зажима на виде спереди или сзади при совпадении точек приложения силы, допускается изображать как обозначение одиночного зажима на аналогичных видах. 7. Обозначения установочных устройств приведены в табл. 3.

Таблица 2

Наи м енование зажима

Обозначение зажима на ви д ах

спереди, сзади

1. Одиночный
2. Двойной

П рим ечание. Для двойных зажимов длина плеча устана в лива ется разработчиком в зависимости от расстояния между точками приложения сил. Допускается упрощенное графическое обозначение двойно го зажима: . 8. Ус тановочно-зажимны е устройства следует обозначать так сочетание обозначений установочных устройств и зажимов (справочное приложение 2). Примечание. Для цанговых оправок (патронов) следует применять обозначение - . 9. Допускается обозначение опор и установочных устройств, кроме центров, наносить на выносных линиях, соответствующих поверхностей (справочные приложения 1 и 2). 10. Для указания формы рабочей поверхности опор, зажимов и установочных устройств следует применять обозначения в соответствии с табл. 4. 11. Обозначение форм рабочих поверхностей наносят слева от обозначения опоры, зажима или установочного устройства (справочные приложения 1 и 2). 12. Для указания рельефа рабочих поверхностей (рифленая, резьбовая, шлицева я и т.д.) опор, зажимов и установочных устройств следует применять обозначение в соответствии с чертежом.

Таб лиц а 3

Н аименов ание у станов очн ог о устройства

Обозначен и е установочного устрой ства на видах

спереди, сзади, свер х у снизу

1. Центр неподвижный

Без обозначения

Без обозначения

2. Центр вращающийся

3. Центр плавающий

4. Оправка цилиндрическая

5. Оправка шариковая (роликовая)

6. Патрон поводковый
Примечания: 1. Обозначение обратных центров следует в ыполнять в зеркальном изображении. 2. Дл я базовы х установочных поверхностей допускается применять обозначе ние - .

Таблица 4

Наименовани е форм ы рабочей поверх ности

Обозначение формы рабочей поверхности на всех в и дах

1. Плоская

2. Сферическая

3. Ци л индрическая (шарик овая)
4. Пр и зматическая
5. Ко н ическая
6. Ромбическая

7. Трехгранная
Примечание. Указание прочих форм рабочей поверхности опор, зажимов и установочных устройств следует выполнять в соответствии с требовани ями, установлен ными отраслевыми НТД. 13. Обоз н ачение рельефа рабочей п оверхности наносят на обозначение соответствующей опоры зажима или установочного устройства (справочное приложение 1). 14. Для указания устройств зажимов следует применять обозначения в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

15. Обозначение видов устройств зажимов наносят слева от обозначения зажимов (справочные приложения 1 и 2). Примечание. Для г и дропластовы х оправок допускается применять обозначени е - . 16. Количество точек приложения силы зажима к изделию, при необходимости, следует записывать справа от обозначения зажима (справочное приложение 2, поз. 3). 17. На схемах, имеющих несколько проекций, допускается на отдельных проекциях не указывать обозначения опор, зажимов и установочных устройств относительно изделия, если их положение однозначно определяется на одной проекции (справочное приложение 2, поз. 2). 18. На схемах допускается несколько обозначений одноименных опор на каждом виде заменять одним, с обозначением их количества (справочное приложение 2, поз. 2). 19. Допускаются отклонения от размеров графических обозначений, указанных в табл. 1 - 4 и на чертеже.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Примеры нанесения обозначений опор, зажимов и установочных устройств на схемах

Наимено ван ие

Примеры нанесе н ия об означений опор, зажи мов и ус танов очных устройств

1. Центр неподвижный (гладкий)

2. Центр рифленый

3. Центр плавающий

4. Центр вращающийся

5. Центр обратный вращающийся с рифленой поверхностью

6. Патрон поводковый

7. Люнет подвижный

Виды опор ВЛ

При производстве металлоконструкций ЛЭП различают следующие типы опор ВЛ:

промежуточные опоры ЛЭП,

анкерные опоры ЛЭП ,

угловые опоры ЛЭП и специальные металлоизделия для ЛЭП. Разновидности типов конструкций воздушных линий электропередач, являющиеся наиболее многочисленными на всех ЛЭП, это промежуточные опоры, которые предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Все высоковольтные провода крепятся к траверсам ЛЭП через поддерживающие гирлянды изоляторов и другие конструктивные элементы воздушных линий электропередач. В нормальном режиме опоры ВЛ этого типа воспринимают нагрузки от веса смежных полупролетов проводов и тросов, веса изоляторов, линейной арматуры и отдельных элементов опор, а также ветровые нагрузки, обусловленные давлением ветра на провода, тросы и саму металлоконструкцию ЛЭП. В аварийном режиме конструкции промежуточных опор ЛЭП должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса.

Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ВЛ называется промежуточным пролетом. Угловые опоры ВЛ могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые элементы ЛЭП применяют обычно при небольших углах поворота трассы (до 20°). Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые элементы ЛЭП на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры ВЛ в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные элементы ЛЭП, воспринимают суммарные усилия от тяжения проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса по биссектрисе угла поворота линии ЛЭП. Число анкерных угловых опор ВЛ составляет обычно небольшой процент от общего числа на линии (10… 15%). Применение их обуславливается условиями монтажа линий, требованиями, предъявляемыми к пересечениям линий с различными объектами, естественными препятствиями, т. е. они применяются, например в горной местности, а также когда промежуточные угловые элементы не обеспечивают требуемой надежности.

Используются анкерные угловые опоры и в качестве концевых, с которых провода линии идут в распределительное устройство подстанции или станции. На линиях, проходящих в населенной местности, число анкерных угловых элементов ЛЭП также увеличивается. Провода ВЛ крепятся через натяжные гирлянды изоляторов. В нормальном режиме на эти опоры лэп , кроме нагрузок, указанных для промежуточных элементов леп, действуют разность тяжений по проводам и тросам в смежных пролетах и равнодействующая сил тяжения по проводам и тросам. Обычно все опоры анкерного типа устанавливаются так, чтобы равнодействующая сил тяжения была направлена по оси траверсы опоры. В аварийном режиме анкерные стойки ЛЭП должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами ЛЭП называют анкерным пролетом. Ответвительные элементы ЛЭП предназначены для выполнения ответвлений от магистральных воздушных линий при необходимости электроснабжения потребителей, находящихся на некотором расстоянии от трассы. Перекрестные элементы применяются для выполнения на них скрещивания проводов ВЛ двух направлений. Концевые стойки ВЛ устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры ЛЭП, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами стойки прочность и более сложную конструкцию. Для воздушных линий с напряжением до 1 кВ в основном применяются железобетонные стойки.

Какие бывают опоры ЛЭП? Классификация разновидностей

По способу закрепления в грунте классифицируют:

Опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт - Опоры ЛЭП, устанавливаемые на фундаменты Разновидности опор ЛЭП по конструкции:

Свободностоящие опоры ЛЭП - Столбы с оттяжками

По количеству цепей классифицируют опоры ЛЭП:

Одноцепные - Двухцепные - Многоцепные

Унифицированные опоры ЛЭП

На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.

Обозначение опор ЛЭП

Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 - 330 кВ принята следующая система обозначения.

П, ПС - промежуточные опоры

ПВС - промежуточные опоры с внутренними связями

ПУ, ПУС - промежуточные угловые

ПП - промежуточные переходные

У, УС - анкерно-угловые

К, КС - концевые

Б - железобетонные

М - Многогранные

Опоры ВЛ как маркируются?

Цифры после букв в маркировке обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами. Цифра через дефис в маркировке опор ВЛ указывает количество цепей: нечётное, например единица в нумерации опоры ЛЭП - одноцепная линия, четное число в нумерации - двух и многоцепные. Цифра через «+» в нумерации означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим).

Например, условные обозначения опор ВЛ: У110-2+14 - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров ПМ220-1 - Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора У220-2т - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с двумя тросами ПБ110-4 - Промежуточная железобетонная двухцепная опора

Воздушные линии электропередачи. Опорные конструкции.

Опоры и фундаменты на воздушные линии электропередач напряжением 35-110 кВ имеют значительный удельный вес как в части материалоёмкости, так и в стоимостном отношении. Достаточно сказать, что стоимость смонтированных опорных конструкций на этих воздушных линиях составляет, как правило, 60-70 % полной стоимости сооружения воздушных линий электропередач. Для линий, расположенных на промышленных предприятиях и непосредственно прилегающих к ним территориях, этот процент может быть ещё выше.

Опоры воздушной линии предназначены для поддержания проводов линий на определённом расстоянии от земли, обеспечивающем безопасность людей и надёжную работу линии.

Опоры воздушных линий электропередач делятся на анкерные и промежуточные. Опоры этих двух групп различаются способом подвески проводов.

Анкерные опоры полностью воспринимают тяжение проводов и тросов в смежных с опорой пролётах, т.е. служат для натяжения проводов. На этих опорах провода подвешиваются с помощью подвесных гирлянд. Опоры анкерного типа могут быть нормальной и облегчённой конструкции. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.

Промежуточные опоры не воспринимают тяжение проводов или воспринимают его частично. На промежуточных опорах провода подвешиваются с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов, рис. 1.

Рис. 1. Схема анкерного пролёта воздушной линии и пролёта пересечения с железной дорогой

На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры. Промежуточные и анкерные опоры могут бытьпрямыми и угловыми .

Концевые анкерные опоры, устанавливаемые при выходе линии с электростанции или на подходах к подстанции, находятся в наихудших условиях. Эти опоры испытывают одностороннее тяжение всех проводов со стороны линии, так как тяжение со стороны портала подстанции незначительно.

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках воздушных линий электропередач для поддержания проводов. Промежуточная опора дешевле и проще в изготовлении, чем анкерная, так как в нормальном режиме не испытывает усилий вдоль линии. Промежуточные опоры составляют не менее 80-90 % общего числа опор воздушных линий.

Угловые опоры устанавливаются в точках поворота линии. При углах поворота линии до 20 о применяют угловые опоры анкерного типа. При углах поворота линии электропередачи более 20 о – промежуточные угловые опоры.

На воздушных линиях электропередач применяются специальные опоры следующих типов: транспозиционные – для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвительные – для выполнения ответвлений от основной линии; переходные – для пересечения рек, ущелий и т.д.

Транспозицию применяют на линиях напряжением 110 кВ и выше протяжённостью более 100 км для того, чтобы сделать ёмкость и индуктивность всех трёх фаз цепи воздушных линий электропередач одинаковыми. При этом последовательно меняют на опорах взаимное расположение проводов по отношению друг к другу. Однако такое тройное перемещение проводов называют циклом транспозиции. Линия делится на три участка (шага), на которых каждый из трёх проводов занимает все три возможных положения, рис. 2.


Рис. 2. Цикл транспозиции проводов одноцепной линии

В зависимости от количества подвешиваемых на опорах цепей опоры могут быть одноцепные и двухцепные . Провода располагаются на одноцепных линиях горизонтально или треугольником, на двухцепных опорах – обратной ёлкой илишестиугольником. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов на опорах схематически изображены на рис. 3.


Рис. 3. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов и тросов на опорах :

а – расположение по вершинам треугольника; б - горизонтальное расположение; в – расположение обратной ёлкой

Там же указано и возможное расположение грозозащитных тросов. Расположение проводов по вершинам треугольника (рис. 3,а) широко распространено на линиях до 20-35 кВ и на линиях с металлическими и железобетонными опорами напряжением 35-330 кВ.

Горизонтальное расположение проводов применяют на линиях 35 кВ и 110 кВ на деревянных опорах и на линиях более высокого напряжения на других опорах. Для двухцепных опор более удобно с точки зрения монтажа расположение проводов по типу «обратная ёлка», но увеличивает массу опор и требует подвески двух защитных тросов.

Деревянные опоры широко применялись на воздушных линиях электропередач до 110 кВ включительно. Наиболее распространены сосновые опоры и несколько меньше опоры из лиственницы. Достоинства этих опор – малая стоимость (при наличии местной древесины) и простота изготовления. Основной недостаток – гниение древесины, особенно интенсивное в месте соприкосновения опоры с почвой.

Металлические опоры выполняются из стали специальных марок для линий 35 кВ и выше, требуют большого количества металла. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками. Однако они обладают высокой механической прочностью и большим сроком службы. Устанавливают металлические опоры на железобетонных фундаментах. Эти опоры по конструктивному решению тела опоры могут быть отнесены к двум основным схемам – башенным или одностоечным , рис. 4, и портальным , рис. 5.а, по способу закрепления на фундаментах – к свободностоящим опорам, рис. 4 и 6, и опорам на оттяжках , рис. 5.а, б, в.

На металлических опорах высотой 50 м и более должны быть установлены лестницы с ограждениями, доходящими по вершины опоры. При этом на каждой секции опор должны быть выполнены площадки с ограждениями.

Рис. 4. Промежуточная металлическая опора одноцепной линии :

1 – провода; 2 – изоляторы; 3 – грозозащитный трос; 4 – тросостойка; 5 – траверсы опоры; 6 – стойка опоры; 7 – фундамент опоры

Рис. 5. Металлические опоры :

а) – промежуточная одноцепная на оттяжках 500 кВ; б) – промежуточная V-образная 1150 кВ; в) – промежуточная опора ВЛ постоянного тока 1500 кВ; г) – элементы пространственных решетчатых конструкций


Рис. 6. Металлические свободностоящие двухцепные опоры :

а) – промежуточная 220 кВ; б) – анкерная угловая 110 кВ

Железобетонные опоры выполняются для линий всех напряжений до 500 кВ. Для обеспечения необходимой плотности бетона применяют виброуплотнение и центрифугирование. Виброуплотнение производится различными вибраторами. Центрифугирование обеспечивает очень хорошее уплотнение бетона и требует специальных машин – цинтрифуг. На воздушных линиях электропередач 110 кВ и выше стойки опор и траверсы портальных опор – центрифугированные трубы, конические или цилиндрические. Железобетонные опоры долговечнее деревянных, отсутствует коррозия деталей, просты в эксплуатации и поэтому получили широкое распространение. Они имеют меньшую стоимость, но обладают большей массой и относительной хрупкостью поверхности бетона, рис. 7.

Рис. 7. Промежуточные железобетонные свободностоящие одноцепные

опоры : а) – со штыревыми изоляторами 6-10 кВ; б) – 35 кВ;

в) – 110 кВ; г) – 220 кВ

Траверсы одностоечных железобетонных опор – металлические оцинкованные.

Срок службы железобетонных и металлических оцинкованных или периодически окрашиваемых опор велик и достигает 50 лет и более.