Дневниковый метод в изучении социальных сетей. Психологическая энциклопедия

Экология сознания: Психология. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях - мы не успеваем занять позицию по отношению к ним.

Дневник - это возможность в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни.

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда).

Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности.

Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА

Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека.

Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта?

Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры.

С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов.

Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека.

Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории.

Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ

Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни.

При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.

Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.

Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию.

Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.

Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ

Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные.

Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь.

Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей.

Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ

Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент.

От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни.

Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть.

Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним , и из них не успевает развиться новое.

Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.

В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем.

Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.

Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни.

Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.

Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют.

Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.

Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента , когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания.

Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ

При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней?

Каково содержание нынешнего периода жизни?

На что похоже его течение?

Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.

Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.

Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».

Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ

Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).

В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ

При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления.

Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.

Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки.

При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.

Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования (diary study), позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев, или даже дольше). С помощью специального дневника или другого инструмента участники исследования фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой.

Контекст и период времени сбора данных — это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории (user-research methods), таких как (surveys, сбор информации о предпочтениях и опыте пользователей) или (usability tests, наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти все так называемые бюджетные версии полевого исследования (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как истинное полевое исследование, и могут служить лишь для приблизительной оценки.

Когда использовать дневниковый метод?

Изучить поведение и опыт пользователей в динамике довольно трудно в лабораторных условиях. Дневниковый же метод исследования без труда позволяет вам осуществить это и узнать, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как именно?
  • Сценарии (usage scenarios): Как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их основные операции и рабочие процессы (workflows) для выполнения долгосрочных задач?
  • Отношение и мотивация: Что побуждает людей к выполнению определенных операций? Каковы их мысли и чувства?
  • Поведение и восприятие: Насколько легко система поддается изучению? Как меняется лояльность клиентов с течением времени? Как они воспринимают бренд после взаимодействия с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя представляют типичный и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией посредством различных устройств и каналов, таких как электронная почта, телефон, веб-сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных услуг?

Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:

  • Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом (например, интранетом) на протяжении месяца.
  • Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, использование смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов или онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, покупка нового автомобиля или планирование отпуска).

Методология

Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:

1. Планирование и подготовка. Определите объект исследования и анализируемое поведение. Составьте план-график, выберите инструменты для сбора данных, произведите набор участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу или телефонный разговор с каждым из участников для обсуждения деталей исследования. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что каждый из участников ознакомлен с технологией; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала исследования.

3. Заполнение журнала. Для обеспечения эффективного ведения журнала участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте как можно более конкретными касаемо того, какая именно информация требуется от них. Предоставьте четкие и подробные инструкции с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте — наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется посредством каналов и устройств, способных обеспечить ввод структурированного длинного текста (электронная почта, анкетные формы, традиционные бумажные дневники, или цифровые инструменты). Также, как вариант, можно использовать аудио- или видео-дневники, однако их анализ может потребовать расшифровки.

Сниппет-техника — участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях и передают ее посредством электронной почты, текстовых сообщений, Twitter или Facebook. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой 2х-этапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.

4. Интервью после проведения исследования. Оцените информацию, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для обсуждения записей в деталях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их оставить отзыв о своем опыте участия в исследовании, чтобы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Поскольку дневниковый метод исследования относится к разряду длительных, он генерирует довольно большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении исследования. Как оно развивается и изменяется со временем? Что способствует такому поведению? Если объектом вашего исследования является конкретный продукт или услуга, взгляните на весь путь пользователя.

Мотивирование участников исследования

Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, 3 дня ведения дневника).

В недавно проведенном подобном исследовании Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из различных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить специальное ПО на несколько персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и принять участие в двух телефонных разговорах (предварительный инструктаж и интервью после проведения исследования).

Вознаграждение было разделено на 3 части, соответствующих определенным этапам исследования. В результате показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Несколько важных советов

Продолжительность исследования. Убедитесь, что продолжительность вашего исследования достаточна, чтобы собрать всю необходимую информацию. При этом слишком затягивать его также не стоит — участники могут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности полученных данных.

Произведите тщательный отбор участников. У них должно быть четкое понимание, о чем идет речь и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), которые помогут оценить уровень потенциальной отдачи от людей в ходе исследования, а также убедитесь, что они будут доступны в течение всего периода исследования.

Контролируйте входящие данные. Старайтесь сразу же оценивать информацию по мере ее поступления. Это позволит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и узнать дополнительные детали, пока участники еще помнят их.

Проведите пробное исследование. Оно не должно длиться столько же, сколько и настоящее, а его данные — предназначаться для анализа. Его цель в том, чтобы протестировать ваш план и связанные с ним материалы. Попросите участников пробного исследования оставить отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите затем соответствующие коррективы.

Метод дневников.

Характерным признаком этого метода является его обезличенность и предельная объективность. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым исключительно и проводится акт экспертизы. Чаще всего метод используется в структуре управления с жестко регламентированной системой должностных инструкций. Объектом экспертной оценки выступают, как правило, вахтовый журнал, инструктивные документы, на основе которых вырабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий.

Метод Дельфи.

Метод Дельфи является, пожалуй, самым популярным из экспертных методов, и его популярность напрямую связана с эвристическими возможностями самого метода, позволяющими решать сложные комплексные задачи. Метод Дельфи был разработан в 1964 г. сотрудниками научно исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном.

Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов по интересующей организаторов экспертизы проблеме. Метод предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возможности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получающих информацию о заключениях других лишь по их письменным отчетам. Цель метода заключается в вынесении объективной и точной оценки существующих альтернатив с целью принятия оптимальных и социально приемлемых решений.

На первом этапе экспертам предлагают дать заключение о целесообразности выбора того или иного варианта решения проблемы, основанного на логике доказательства такого выбора и интуиции эксперта. На втором этапе (обсуждения) эксперты обмениваются заключениями через координатора экспертизы, учитывая во втором варианте собственного отчета доводы и аргументацию своих коллег. Процесс экспертизы может продолжаться до тех пор, пока не будет получена максимально консолидированная оценка экспертами сложившейся проблемной ситуации и предложен наиболее оптимальный и обоснованный способ ее решения.

Использование метода возможно лишь при соблюдении ряда условий, способных оказать влияние на его эффективное применение в отборе наилучшей альтернативы. Организационные требования к использованию метода Дельфи.

  • 1. Группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в определенных рамках.
  • 2. Время между этапами опроса должно составлять не более месяца.
  • 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.
  • 4. Число туров (этапов) должно быть достаточно, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин.
  • 5. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.
  • 6. Необходима формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.
  • 7. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
  • 8. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходность этих оценок.
  • 9. В ходе реализации метода должен проводиться систематический отбор экспертов, основанный на данных экспертизы по турам и самооценкам.

Важнейшим достоинством метода является использование в нем количественных показателей, позволяющих делать точные и аргументированные заключения.

Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод применяют для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например, оценка нескольких технических проектов по их степени соответствия заданному критерию, во время соревнования оценка судьями выступления фигуриста.

Одним из способов сбора качественных данных есть дневниковый способ изучения (diary study), разрешающий выяснить, как изменяется опыт и поведение потребителей с течением времени (от нескольких суток до нескольких месяцев, либо кроме того продолжительнее). Посредством особого ежедневника либо другого инструмента участники изучения фиксируют все собственные сотрудничества с тем либо иным продуктом/услугой.

период и Контекст времени сбора данных - это то, что отличает этот подход от вторых распространенных способов изучения аудитории (user-research methods), таких как опросы (surveys, сбор информации о опыте и предпочтениях пользователей) либо юзабилити тестирования (usability tests, наблюдение за конкретными моментами либо сотрудничествами в лабораторных условиях). Эти все так именуемые бюджетные предположения полевого изучения (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как подлинное полевое изучение, и могут служить только для приблизительной оценки.

  • Способы изучения пользовательского опыта: что выбирать и в то время, когда применять?

В то время, когда применять дневниковый способ?

Изучить опыт и поведение пользователей в динамике достаточно тяжело в лабораторных условиях. Дневниковый же способ изучения легко разрешает вам осуществить это и выяснить, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как как раз?
  • Сценарии (usage scenarios): Как довольно часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их рабочие и основные операции процессы (направляться) для исполнения долговременных задач?
  • мотивация и Отношение: Что побуждает людей к исполнению определенных операций? Каковы их мысли и эмоции?
  • восприятие и Поведение: Как легко совокупность поддается изучению? Как изменяется лояльность клиентов с течением времени? Как они принимают бренд по окончании сотрудничества с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя воображают обычный путь клиента и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией при помощи каналов и различных устройств, таких как email, телефон, сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных одолжений?

Дневниковый способ изучения, в большинстве случаев, концентрируется на чем-то одном, в частности:

  • Продукт/Сайт. Изучение всех сотрудничеств с сайтом (к примеру, интранетом) в течении месяца.
  • Поведение. Сбор неспециализированной информации о поведении (к примеру, применение смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия характера. Как пользователи справляются с главными действиями (к примеру, обмен информацией при помощи социальных инструментов либо онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди делают определенные действия (к примеру, приобретение нового автомобиля либо планирование отпуска).
  • Новые тенденции поведения мобильных пользователей в изучении Гугл

Методика

Дневниковый способ изучения в большинстве случаев складывается из пяти этапов:

1. подготовка и Планирование. Выясните объект изучения и разбираемое поведение. Разработайте замысел-график, выберите инструменты для сбора данных, сделайте комплект участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу либо разговор по телефону с каждым из участников для дискуссии подробностей изучения. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что любой из участников ознакомлен с разработкой; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала изучения.

3. Заполнение издания. Для обеспечения действенного ведения издания участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте максимально конкретными касаемо того, какая как раз информация требуется от них.

Предоставьте четкие и подробные руководства с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных способа сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте - самый простой способ сбора данных. Участников просят фиксировать все данные о собственных действиях конкретно в момент их совершения. Он совершенен тогда, в то время, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется при помощи устройств и каналов, талантливых обеспечить ввод структурированного долгого текста (email, анкетные формы, классические бумажные ежедневники, либо цифровые инструменты).

Кроме этого, как вариант, возможно применять аудио- либо видео-ежедневники, но их анализ может "настойчиво попросить" расшифровки.

Сниппет-техника - участники изначально записывают коротко лишь самую основные данные о собственных действиях и передают ее при помощи электронной почты, текстовых сообщений, Twitter либо Facebook. После этого уже, в конце дня либо в то время, когда у них находится время, они детально останавливаются на каждой записи. Таковой 2х-этапный способ гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и так не будет забыта участником), но одновременно с этим от людей не нужно предоставления громадного количества подробностей, что возможно изнурительным и неестественным в определенных обстановках.

4. Интервью по окончании проведения изучения. Оцените данные, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для дискуссии записей в подробностях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их покинуть отзыв о собственном опыте участия в изучении, дабы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Потому, что дневниковый способ изучения относится к разряду долгих, он генерирует большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении изучения. Как оно начинается и изменяется со временем? Что содействует такому поведению?

В случае если объектом вашего изучения есть конкретный продукт либо услуга, посмотрите на целый путь пользователя.

Мотивирование участников изучения

Дневниковый способ изучения требует от участников временных затрат и определённого внимания. Чтобы получить нужный уровень вовлеченности, у участников должен быть некоторый стимул, привязанный к определенному количеству работ. Вознаграждение возможно разделено на пара частей, соответствующих этапам изучения (к примеру, 3 дня ведения ежедневника).

В сравнительно не так давно совершённом подобном изучении Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из разных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить особое ПО на пара персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и учавствовать в двух телефонных беседах (предварительный инструктаж и интервью по окончании проведения изучения).

Вознаграждение было поделено на 3 части, соответствующих определенным этапам изучения. В следствии показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Пара ответственных советов

Длительность изучения. Убедитесь, что длительность вашего изучения достаточна, дабы собрать все данные. Наряду с этим через чур затягивать его кроме этого не следует - участники смогут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности взятых данных.

Сделайте тщательный отбор участников. У них должно быть четкое познание, о чем идет обращение и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), каковые окажут помощь оценить уровень потенциальной отдачи от людей на протяжении изучения, и убедитесь, что они будут дешёвы в течение всего периода изучения.

Осуществляйте контроль входящие эти. Старайтесь сразу же оценивать данные по мере ее поступления. Это разрешит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и определить дополнительные подробности, пока участники еще не забывают их.

Совершите пробное изучение. Оно не должно продолжаться столько же, сколько и настоящее, а его эти - предназначаться для анализа. Его цель в том, дабы протестировать ваш замысел и связанные с ним материалы.

Попросите участников пробного изучения покинуть отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите после этого соответствующие коррективы.

  • Количественные изучения Vs качественные: что нужнее для оптимизации конверсии?

Заключение

Не обращая внимания на то что дневниковый способ может "настойчиво попросить" значительно больше времени по сравнению с другими способами пользовательского изучения, он дает полезную данные о поведении клиентов в настоящем времени и в настоящих условиях.

Высоких вам конверсий!

По данным: nngroup.comimage source shitsuren

Случайные статьи:

Разведопрос: Игорь Викентьев про А.С. Пушкина, часть вторая

UX (User Experience, пользовательский опыт) - это широкая и все более растущая область знаний, но ее главные концепты в целом не изменяются. Разглядим…

Гладарев Б. С. Дневниковый метод в изучении социальных сетей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2002. № 14. C. 53-69.

Аннотация

В статье приводятся результаты пилотажного исследования, обосновываются преимущества и недостатки данного метода, а также выдвигаются предположения о перспективах его возможного использования в совокупности с другими качественными методами.


Ключевые слова

дневниковый метод; сетевой анализ; персональная сеть; качественные методы; микроуровневая социология; режим повседневности


Литература

Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей//Социологические исследования. 2000. №6. С. 78-87.

Штейнберг И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация//Неформальная экономика. Россия и мир/Под ред. Т. Шанина. М.:Логос, 1999. С. 227-239.

Ожегов С. Словарь русского языка. Русский язык, издание пятнадцатое, стереотипное/Под ред. Н. М. Шведовой, 1984.

Scott J. Social Network Analysis: a Handbook. L.: SAGE Publications, 1991.

Social Structures: a Network Approach/Ed. by B. Wellman, S.D. Berkowitz. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency//American Journal of Sociology. 1994. No.6. P. 1411-1454.

Burt R.S. Models of Network Structure//Annual Review of Sociology. 1980. No.6. P. 79-141.

Радаев В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.

Стендинг Г., Четвертина Т. Загадки российской безработицы (по материалам обследования Центров занятости Ленинградской области)//Вопросы экономики. 1993. №12.

Черныш М. Социальная мобильность в 1986-1993 годах//Социологический журнал. 1994. № 1.

Силвермен Д., Уолш Д., Филипсон М., Филмер П. Новые направления в социологической теории/Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1978.

Lonkila M. Social Network in Post-Soviet Russia: Continuity and Change in Everyday Life of St. Petersburg Teachers. Helsinki: Kikimora Publications, 1999.

Espaces, temporalites, stratifications. Exercises methodologiques sur le reseau/Ed. by M. Gribaudi. Paris: Editions de l"Ecole Hautes Etudes en Sciences Sociales, 1998.

Barth F. Scale and Network in Urban Western Society//Scale and Social Organization/Ed. by F. Barth. Oslo: Universitetsforlaget, 1978.

Вернер Ф.-Х. Биографический метод//Биографический метод в социологии: история, методология, практика/Под ред. Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М., 1994.

Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish//Human Relations. 1954. No.7. P. 39-58.

Bott E. Family and Social Network. 2"d ed. N.-Y.: Free Press, 1971.