Г.Селевко. В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры

  • Административные и организационные технологии управления поведением.
  • Антипова Л. В., Жеребцов Н. А Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 183 с.

    Антипова Л. В., Глотова И. А., Рогов И. А. Методы иссле­дования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2001. - 376 с.

    Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика струк­туры питания и пищевого статуса населения России: Дис... д-ра мед. наук. - М.: Институт питания РАМН, 1998. - 300 с.

    Биохимия растительного сырья / В. Г. Щербаков, В. Г. Лобанов, Т. Н. Прудникова и др. - М.: Колос, 1999. - 376 с.

    Богданов В. Д., Сафронова Т. М. Структурообразователи и рыбные композиции. - М.: ВНИРО, 1993. - 172 с.

    Воскресенский Н. А. Замораживание и сушка рыбы методом су­блимации. - М.: Агропромиздат, 1987. - 200 с.

    Гигиенические требования к качеству и безопасности продо­вольственного сырья и пищевых продуктов. - СП 2.3.6.1079-01.

    Дуборасова Т. Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. - М.: Маркетинг, 2001. - 184 с.

    Жушман А. Н., Карпов В. Г., Лукин Н. Д. Модифициро­ванные крахмалы как эффективные добавки // Пищевая промышлен­ность. 1996. № 6. С. 8.

    Зубенко А. Ф. Физико-химические основы технологии кондитер­ских изделий. - Воронеж: 1997. - 520 с.

    Мицык В. Е., НевольниченкоА. Ф. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев: Урожай, 1994. - 334 с.

    Нечаев А. П., Кочетков а А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добав­ки. - М.: Колос, 2001. - 256 с.

    НикуленковаТ. Т., Лавриненко Ю. И., Я с тин а Г. М. Про­ектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000.-216 с.

    Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопас­ность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999. - 448 с.

    Ратушный А. С, Литвинова Е. В., Иванникова Т. В. Из­менения белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов. - М.: Издательский центр Российского химико-техно­логического университета имени Д. И. Менделеева, 2000. - 104 с.

    Ратушный А. С, Ширшов А. Т., Соляков А. А. Пищевые гетероциклические амины как потенциальные мутагены и канцероге­ны. - М.: Изд-во РЭА имени Г. В. Плеханова, 1998. - 48 с.

    Рогов И. А., ЗабаштаА. Г., Казюлин Г. П. Общая техноло­гия мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2000. - 368 с.



    Рогов И. А., Горбатов А. В., Свинцов В. Я. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. - М.: Агропромиздат, 1990. - 320 с.

    Родин Е. М. Холодильная технология рыбных продуктов. - 2-е изд. - М.: Агропромиздат, 1989. - 272 с.

    Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище сточки зрения хими­ка. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.

    Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропром­издат, 1987. - 360 с.

    Справочник руководителя предприятия общественного пита­ния / А- П. Антонова, Г. С. Фонарева, С. Л. Ахиба и др. - М.: Минторг РФ, 2000. - 664 с.

    Технология молока и молочных продуктов / Г. В. Тердохлеб, 3. X. Диланян, Л. В. Чекулаева и др. - М.: Агропромиздат, 1991. - 463 с.

    Технология пищевых производств/ Л. П. Ковальская, И. С. Шуб, Г. М. Мельникова и др.; Под ред. Л. П. Ковальской. - М.: Колос, 1999.-752 с.

    Технология продуктов из гидробионтов / С. А. Артюхова, В. Д. Бог­данов, В. М. Дацун и др.; Под ред. Т. М. Сафроновой и В. И. Шендерю-ка. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

    Химия пищи. Книга 1-я. Белки: структура, функции, роль в пита­нии / И. А. Рогов, П. В. Антипова, Н. И. Дунченко, Н. А. Жеребцов. - М.: Колос, 2000. - 384 с.



    Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 427 с.

    Шаробайко В. И. Биохимия продуктов холодильного консерви­рования. - М.: Агропромиздат, 1991. - 255 с.

    Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Введение

    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

    1.2. Структура качеств личности

    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

    1.4. Способы умственных действий (СУД)

    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

    II. Педагогические технологии

    2.1. Понятие педагогической технологии

    2.2. Основные качества современных педагогических технологий

    2.3. Научные основы педагогических технологий

    2.4. Классификация педагогических технологий

    2.5. Описание и анализ педагогической технологии

    III. Современное традиционное обучение (ТО)

    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества

    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    5.1. Игровые технологии

    5.2. Проблемное обучение

    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    6.1. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    6.2. Технологии уровневой дифференциации

    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

    6.6. Технология программированного обучения

    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии

    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)

    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

    IX. Альтернативные технологии

    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)

    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

    9.4. Технология мастерских

    X. Природосообразные технологии

    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)

    XI. Технологии развивающего обучения

    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    12.2. Модель «Русская школа»

    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)

    12.5. Агрошкола А.А. Католикова

    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

    Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

    Творческий путь

    Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

    В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

    В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

    После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

    В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

    Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.

    В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

    В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

    За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

    В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

    Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

    В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

    Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.

    В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
    Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Структура качеств личности.
    В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
    1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
    2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.
    3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение
    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
    1.2. Структура качеств личности
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
    1.4. Способы умственных действий (СУД)
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
    II. Педагогические технологии
    2.1. Понятие педагогической технологии
    2.2. Основные качества современных педагогических технологий
    2.3. Научные основы педагогических технологий
    2.4. Классификация педагогических технологий
    2.5. Описание и анализ педагогической технологии
    III. Современное традиционное обучение (ТО)
    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
    5.1. Игровые технологии
    5.2. Проблемное обучение
    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
    6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
    6.2. Технологии уровневой дифференциации
    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
    6.6. Технология программированного обучения
    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
    VIII. Частнопредметные педагогические технологии
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
    IX. Альтернативные технологии
    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
    9.4. Технология мастерских
    X. Природосообразные технологии
    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
    XI. Технологии развивающего обучения
    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
    XII. Педагогические технологии авторских школ
    12.2. Модель «Русская школа»
    12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
    12.5. Агрошкола А.А. Католикова
    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать файл № 1 - pdf
    Скачать файл № 2 - doc
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.

    М.: 1998. - 256 с.

    В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

    Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Формат: pdf

    Размер: 5,8 Мб

    Скачать: yandex.disk

    Формат: doc

    Размер: 4,5 Мб

    Скачать: yandex.disk

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
    1.2. Структура качеств личности
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
    1.4. Способы умственных действий (СУД)
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
    II. Педагогические технологии
    2.1. Понятие педагогической технологии
    2.2. Основные качества современных педагогических технологий
    2.3. Научные основы педагогических технологий
    2.4. Классификация педагогических технологий
    2.5. Описание и анализ педагогической технологии
    III. Современное традиционное обучение (ТО)
    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
    4.1. Педагогика сотрудничества
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
    5.1. Игровые технологии
    5.2. Проблемное обучение
    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
    6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
    6.2. Технологии уровневой дифференциации
    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
    6.6. Технология программированного обучения
    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
    VIII. Частнопредметные педагогические технологии
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
    IX. Альтернативные технологии
    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
    9.4. Технология мастерских
    X. Природосообразные технологии
    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
    XI. Технологии развивающего обучения
    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
    XII. Педагогические технологии авторских школ
    12.2. Модель «Русская школа»
    12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
    12.5. Агрошкола А.А. Католикова
    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

    Селевко Г.К.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
    ТЕХНОЛОГИЙ

    Москва
    Народное образование
    2005

    Рецензенты:
    В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
    К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
    А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
    А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
    О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
    колледж», г.Ярославль
    Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
    общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
    Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

    Селевко Г.К.
    Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
    2005.
    Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
    В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
    по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
    педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
    Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
    которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
    В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
    технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
    Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
    представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Селевко Г.К.
    Народное образование

    Оглавление
    Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
    Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
    I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
    1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
    1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
    1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
    1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
    1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
    1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
    1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32

    II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
    технологий.......................................................................................................................................34
    2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
    2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
    2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
    2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
    2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
    2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
    2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65

    III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
    3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
    3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
    Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81

    3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89

    IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
    педагогического процесса............................................................................................................ 90
    4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
    4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    .....................................................................................................................................................110
    4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
    Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
    учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
    5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
    Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
    Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
    Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133

    5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
    5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
    5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155

    4
    Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
    Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
    Тренинговые технологии................................................................................................................ 168

    5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
    5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
    материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
    учебного процесса........................................................................................................................193
    6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
    6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
    Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
    Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
    Фирсов)............................................................................................................................................. 207
    Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
    сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208

    6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
    Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216

    6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
    Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
    образования..................................................................................................................................... 229
    Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230

    6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
    Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
    Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244

    6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
    Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
    Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
    Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258

    6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
    опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
    реконструирования материала.................................................................................................266
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
    7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
    Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
    7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
    7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
    Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
    Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
    Модель глобального образования.................................................................................................. 302
    Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
    Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307

    7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
    Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
    Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
    Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312

    7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
    Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
    Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
    Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319

    5
    Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322

    7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
    .....................................................................................................................................................339
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
    8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
    8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
    8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
    Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
    А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
    Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
    года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
    Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
    А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
    О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
    Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
    ........................................................................................................................................................... 373
    Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
    З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
    Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
    «Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
    Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
    А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
    Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
    Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
    В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
    Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
    А.В. Крылова..........................................................................................................................