Греческие колонии на берегах средиземного и черного моря. Греческая колонизация северного причерноморья

Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

– Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.»

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

Начиная со второй половины VII в. до н. э. на северных берегах Черного моря появились греческие поселения, на месте которых затем, в VI в., вырастали города, сыгравшие большую роль в исторических судьбах Причерноморья и Восточной Европы в целом.

По своему географическому положению бассейн Черного моря являлся звеном, связывавшим средиземноморские области с обширными равнинами Восточной Европы. Лиманы, заливы, бухты, северного черноморского побережья представляли большие удобства для стоянки судов. Могучие реки - Дунай, Днестр, Буг, Днепр, Дон, Кубань -открывали грекам возможность проникать вглубь причерноморских степей. Устья этих рек были богаты различной рыбой. Соленые озера у Буго-Днепровского лимана, по западному побережью Крыма и по берегам Азовско­го моря давали соль. Но самое главное, что привлекало греческих колонистов к Северному Причерноморью,- это хлеб, скот и, наконец, рабы. Греческий историк II в. до н. э. Полибий рассказывает, что в Понте, т. е. на Черном море, есть много полезного для жизни других народов. Окружающие Понт страны доставляли грекам скот и огромное количество «бесспорно отличнейших рабов», а также вывозили в изобилии мед, воск и рыбу, строевой лес, меха, шкуры и шерсть, но основным предметом вывоза служил зерновой хлеб, в котором так нуждалась значительная часть материковой, островной и малоазийской Греции.

В исторической литературе до недавнего времени господствовали представления, согласно которым греческая колонизация Причерноморья рассматривалась, как эпизод только лишь греческой истории. Сложная социальная и экономическая обстановка, возникшая в Эгейском бассейне в начале I тысячелетия до н. э., вынудила греков, согласно этим представлениям, начать интенсивную колонизационную деятельность. На первом этапе колонизация охватила область Эгейского моря и западного побережья Малой Азии; затем колонии были организованы в ряде областей западного Средиземноморья и, наконец, на берегах Мраморного и Черного морей. Такое представление правильно освещает одну сторону-связь основания греческих городов СеверногоПричерноморья собщим процессом греческой колонизации; но в нем совершенно не учитывается значение степени исторического развития населения областей, в которые направлялись греки. Между тем несомненно, что греческие города-колонии, снабжавшие метрополию хлебом и другими продуктами, могли возникнуть лишь там, где все эти продукты не только имелись, но и выступали в качестве товара. Другими словами, социально-экономическое развитие местных северопричерноморских племен (скифов, меотов, сипдов и т. д.), как земледельцев, так и скотоводов, также обусловило греческую колонизацию северных берегов Черного моря. История античных городов па Черном море должна рассматриваться как факт не только греческой, но и восточноевропейской истории.

Среди других греческих городов в причерноморской колонизации главная роль принадлежала малоазийскому (ионийскому) г. Милету, имевшему большое значение в греческой истории VII-VI вв. до н. э. Милет являлся одним из крупнейших центров ремесленной и торговой де­ятельности восточного Средиземноморья, а также важным очагом античной пауки и искусства. Согласно древнегреческому преданию, несомненно преувеличивающему, выходцы из Милета основали до 90 колоний. Основным стимулом интенсивной колонизационной деятельности служило то, что в Милете в VII-VI вв. до н. э. происходила ожесточенная борьба классов и внутриклассовых группировок. Крупная землевладельческая и торговая аристократия, получившая кличку «вечных мореходов», составляла несколько враждующих групп. Одновременно шла борьба аристократии против демократических слоев населения, главным образом ремесленников. Борьба велась долго и с переменным успехом. Временные победы то одних, то других групп должны были стимулировать колонизацию, так как нередко при победе той или другой группы побежденным приходилось покидать родину и искать себе новых мест для поселений.

Освоение милетяпами Черного моря проходило постепенно. Сначала они укрепились на Мраморном море, затем на южном и юго-восточном побережье Черного моря и только потом уже перешли к колонизации западного, северного и северо-восточного берегов.

Несомненно, что древние греки задолго до основания городов были знакомы с северными берегами Понта и местным севернопричерноморским населением, что отражено в греческих мифах и подтверждается отдельными археологическими находками, относящимися к более раннему времени. Сначала посещения греками Северного Причерноморья были нерегулярными, затем стали более частыми. Стали завязываться торговые связи греков с местным населением. Торговля часто сопровождалась грабежом и насилием. Греческие купцы-пираты, компенсируя себя за далекие и опасные путешествия по Черному морю, захватывали рабов и другие товары.

Торговля с населением Северного Причерноморья привела к органи­зации сезонных, а затем постоянных торговых факторий, или эмпориев, куда греческие купцы наезжали от времени до времени. Находки греческих предметов, особенно сосудов, VII в. до н.э. в различных местах Северного Причерноморья иллюстрируют упрочение торговых связей через такие фактории. При археологических раскопках в Керчи на горе Митридат 1945-1952 гг., например, найден ряд обломков росписыой родосской керамики VII в. до н. э. Точно установлено, что такие эмпории были на острове Березани у Бугского лимана, на берегу Керченского пролива и в других местах.

В VI в. до н. э. на месте факторий обычно возникали крупные города, ставшие в дальнейшем важными центрами хозяйственной и культурной жизни. Ранние посещения греками северных берегов Черного моря и организация там эмпориев были в значительной степени делом отдельных купцов или их групп, основание же городов-колоний представляло акт более сложный, связанный с решением населения города, который высылал колонистов, с социальной борьбой и экономическим положением в этом городе. Основание колонии обычно сопровождалось соблюдением постепенно сложившихся обычаев и формальностей. Город, основывающий колонию, назначал из среды своих граждан руководителя колонии, так называемого ойкиста, или же его избирали сами колонисты. Ойкнет имел большие полномочия, в частности он был обязан разделить территорию между колонистами. Когда колония была основана, она становилась совершенно самостоятельным государственным организмом, ни в политическом, ни в экономическом отношении не зависящим от своей метрополии. В этом заключается существенное отличие колоний греческих от колоний последующего времени. Каждая колония имела свое собственное государственное устройство, которое могло совпадать с устройством метрополии, по могло и отличаться от него. Население колонии теряло гражданство в метрополии. Например, гражданин Милета, выселившийся в милетскую колонию Ольвию, именовался уже не милстянином, а ольвиополитом. Колонии имели свои законы, свои суды, своих должностных лиц, чеканили свою монету, проводили свою внутреннюю и внешнюю политику, независимо от метрополии, т. е. они представляли собой самостоятельный город-государство, соответствующий древнегреческому понятию «полис». Связь между колониями и метрополией выражалась лишь в известных льготах, устанавливавшихся для торговых операций, а также в знаках внимания и помета, какие оказывала колония метрополии, в религиозных и культурных традициях. В случае необходимости колония обращалась за содействием к метрополии и, наоборот, метрополия обращалась к колонии, но это содействие, как правило, не носило принудительного характера.

К числу крупных городов Северного Причерноморья относится Тира, основанная Милетом в VI в. до н. э. на правом берегу лимана р. Днестра (в древности - Тирас). На правом берегу Бугского лимана находилась Ольвия, также основанная Милетом в первой половине VI в. до н. э.

Район Керченского пролива занимал выгодное географическое по­ложение, он связывал водным путем бассейны Средиземного и Черного морей с Азовским морем (Меотийское озеро) и устьем Дона. Не случайно поэтому, что по обоим берегам пролива около того же времени возник ряд греческих городов и поселений. Старшим и крупнейшим из них был Пантикапей, на месте современной Керчи, ставший впоследствии сто­лицей Боспорского государства; к югу от Пантикапея, на западном же берегу Керченского пролива, были созданы небольшие города Тиритака и Нимфей, к северу - Мирмекий. Значительным городом была Феодосия, на месте современной Феодосии. Позже, уже во второй половине V в. до н. э., на юго-западном берегу Крыма, у современного Севастополя, возник г. Херсонес, основанный городом южного побережья Черного моря - Гераклеей. Херсонес-единственная дорийская, а не ионийская колония на северном берегу Черного моря.

К востоку от Керченского пролива, на южном берегу Таманского залива, были основаны в VI в. до н. э. Гермонасса, на месте нынешней станицы Таманской, Фанагория (основана в 540 г. теосцами), у современной ст. Сенной, являвшаяся вторым по величине после Пантикапея городом в районе Керченского пролива, Кепы - у восточного угла Таманского залива. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти.

Все перечисленные города, за исключением находившихся на Керченском и Таманском полуостровах, на протяжении V - начала IV в. вошедших в единое Боспорское государство во главе с Пантикапеем, были самостоятельными отдельными городами-государствами, политически не связанными друг с другом. Поэтому история крупнейших городов и Боспорского государства в дальнейшем будет рассматриваться особо.

С самого своего возникновения греческие города Северного Причер­номорья развивались в тесном взаимодействии с местными племенами и народностями. Новые археологические материалы показывают, что большинство греческих городов возникло на местах ранних поселений местных племен. Взаимоотношения местного населения с греками были то мирными, то враждебными. В период ранних связей мирные торговые отношения сопровождались вооруженными столкновениями, в период организации эмпориев греки были больше заинтересованы в мирных отношениях, а с момента устройства городов греки проводили и наступательную политику. Античные города захватывали рабов и территорию, однако сколько-нибудь значительных территорий, за исключением Боспорского государства, городам занять не удалось, и они были всегда тесно окружены местным населением, со стороны которого нередко подвергались нападениям. Поэтому города обносились оборонительными стенами с башнями.

Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен.

И карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

Греческие колонии. Карта

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки , с которыми сражались Геракл и Тесей , жили на Фермодоне.

Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов . Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

Руины греческой колонии Ольвия

Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры .

Руины греческой колонии Пантикапея

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов , безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.

Цель урока: изучить греческую колонизациюна берегах Средиземного и Чёрного морей.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с названиями греческих колоний и их расположением.
  • Проанализировать причины основания колоний древними греками.
  • Повторить термины: колония, колонизация, метрополия, демос.
  • Сравнить образ жизни древних греков и местных жителей.

Тип урока:

Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала – "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" – идёт повторение пройденных ранее тем – "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу", "Финикийские мореплаватели" и "Греческие колонии".

Место в общем курсе истории:

Данный урок является частью раздела "Древняя Греция" и материал урока далее будет раскрываться в темах главы "Возвышение Афин в V веке до н. э."

Структура урока:

  1. Сценка по теме: "Почему греки покидали свою родину?";
  2. Повторение: ответы учащихся на вопросы учителя;
  3. Совместная работа учителя с учащимися: словарь и "Линия времени";
  4. Совместная работа учителя с учащимися: карта;
  5. Совместная работа учителя с учащимися: иллюстрация и текст в учебнике;
  6. Инструктаж домашнего задания.

Наглядные пособия:

  1. Термины на доске (закрытые);
  2. Карта на доске;
  3. Иллюстрации в учебнике Годера «История Древнего мира» и на доске;
  4. Атлас для 5 класса по истории Древнего мира;

Методы:

  1. метод драматической интриги – двое учеников разыгрывают сценку перед классом, целью которой является: заинтересовать учащихся и настроить аудиторию на восприятие новой информации;
  2. метод сравнительного анализа – учащиеся сравнивают образ жизни и занятия древних греков и местных племён (скифов);
  3. объяснительно-иллюстративный метод – работа класса с картами и иллюстрациями в учебнике;
  4. метод диалога – беседа как метод повторения и ознакомления с новым материалом;

На доске:

  1. Тема урока и дата;
  2. Карта;
  3. "Линия времени";
  4. Термины (с начала урока закрытые): колония, метрополия, знать, демос, пираты, Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

Учитель: Наш урок сегодня пройдёт как беседа. Мне будут помогать помощники – актёры. А весь класс, пользуясь своими знаниями по истории Древней Греции и Кубановедению, поможет мне рассказать новую тему. Посмотрите на доску. Прочтите название темы. Повторим ранее изученное. Пользуйтесь знаниями, полученными не только на уроках истории, но и кубановедения (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – колония, колонизация, метрополия).

– Вспомните и дайте определение, что такое "колония", "колонизация"?

– Как называется страна, владеющая колонией?

– Какое государство – метрополию , кроме Греции, вы можете назвать?

Учащиеся отвечают.

Теперь наши актёры разыграют перед нами действие, значение которого разгадают только внимательные учащиеся. Благодаря нашим актёрам, мы с вами заглянем в Древнюю Грецию, и соприсутствуем во время важного разговора. Вы же внимательно слушайте и не упускайте ни единого слова. Только внимательные смогут ответить на мои вопросы.

Сценка "Почему греки покидали свою родину?": Перед классом двое учащихся в древнегреческих хитонах и произносят диалог:

Первый актёр:

– Надо же что за несчастье! Не хватает нам хлеба! Вся плодородная земля принадлежит знати, а мы – простые греки, всё больше и больше залазим в долги и голодаем!

Второй актёр:

– Ничего не поделаешь, нужно нам, демосу, покидать родину. И от знати подальше и от долгов. А там, на чужбине смотри, и найдём плодородную землю, пригодную для земледелия.

Первый актёр:

– Правильно ты говоришь, друг. Лучше не ждать, пока нас покарает знать, пришедшая к власти. Спокойно подготовимся и снарядим корабли. Другие недовольные греки тоже согласятся и поплывут с нами.

Второй актёр:

– Да! и ещё необходимо снарядить военный корабль! А то…

Учитель: Но тут наших греков прерывают и они уходят.

А теперь, вопросы по сценке, свидетелями которой мы стали (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – демос, знать, пираты . (Повторение и работа со словарём).

– Назовите причины: почему греки основывали колонии? Чем были недовольны греки?

– Что такое "демос"?

– Что такое "знать"?

– Подумайте и самостоятельно закончите оборванную фразу второго актёра. Зачем был нужен грекам военный корабль?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

Термин и определение – "ПИРАТЫ" – записываем в словарь (определение учащиеся находят в учебнике, на полях изучаемого параграфа).

– Чем занимались колонисты?

– Почему их товары были желанной добычей для пиратов?

Учащиеся отвечают.

Работа с картой: Учащейся работает с картой у доски, остальные – на местах с учебником.

Образование греческих колоний в 8-6 веках до н. э.

– Определите, где греки основали большее число колоний? На берегах, каких морей?

Работа учащегося у доски – показывает берега названных морей, колонии, столицу Боспора.

– Назовите колонии на берегах Чёрного моря. Их современное название.

– Назовите государство, которое образовалось при объединении этих колоний.

– Назовите столицу Боспорского царства.

Учащиеся отвечают .

Учитель (по мере ответов учащихся) открывает термины – названия колоний: Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

Работа с "Линией времени":

Учитель: Известно, что греки основали первые колонии на берегах Чёрного моря в VI веке до нашей эры. А уже в V веке до н. э. возникло Боспорское царство.

Учащийся показывает даты на "Линии времени", расположенной на доске. Остальные работают в тетради.

Учитель:

– Мог ли архонт Афин Солон во время путешествий побывать в Боспорском царстве? (Работа с датами и хронологией).

Учитель:

– Предположите, почему греки основывали колонии по берегам морей?

– Как вы думаете, мирно или враждебно воспринимали греков скифы? Почему?

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (иллюстрация на стр. 145).

Греческая колония на северных берегах Чёрного моря.

– Подумайте, какой образ жизни вели греки на чужбине? В каких богов верили, какие дома строили?

– Пользуясь картой, предположите, как называлась эта колония? Найдите её на карте. Работа учащегося у доски – показывает названную колонию на карте.

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (текст на стр. 148).

– Найдите на карте город Танаис.

Работа учащегося у доски – показывает на карте Танаис.

Учитель:

– Опишите одежду грека и скифа.

– Могли ли греки и скифы перенимать традиции и одежду друг друга? Почему?

– Чем именно Трифон был похож на грека, а чем на скифа?

Учащиеся отвечают.

Заключение.

Учитель: Подведём итог занятию:

– что нового мы прошли сегодня на уроке?

– а, что вы уже знали и только повторили сегодня?

– какой новый термин записали в словарь?

– что выяснили, благодаря работе с "Линией времени"?

– почему греки и скифы жили мирно друг с другом?

– какие порядки и традиции сохраняли греки в своих колониях?

– а, что заимствовали греки у своих соседей?

Учащиеся отвечают.

Инструктаж по д/з: почитать параграф "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" № 32. Рассмотреть на страницах учебника и атласа греческие колонии, сделать контурную карту "Греческая колонизация". Ответить на вопросы к параграфу. Выучить новый термин.



Официальная версия начала древнегреческой колонизации:

Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько. К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.
Ещё одна причина массовых отъездов была связана с борьбой между различными группами населения за власть. Проигравшие в этой борьбе вынуждены были покидать родину, переселяться в чужие края.

Как правило, к отъезду из Греции люди готовились заблаговременно: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым. Остальные горожане оказывали помощь отъезжающим, так как были заинтересованы в избавлении от всех голодных и недовольных. Они помогали снарядить корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Оказывая помощь землякам, отправляющимся в чужие края, горожане также рассчитывали на установление с ними торговых связей в будущем.

Ко времени основания греческих поселений в Причерноморье греки уже имели некоторые знания об этом районе. Этому способствовали эпизодические посещения ими черноморских берегов в предшествующую эпоху, что нашло отражение в мифах, часть которых, несомненно, относится еще ко II тысячелетию до н. э. Следы знакомства греков с северным побережьем Черного моря сохранились и в гомеровском эпосе: некоторые исследователи относят к берегам Северного Причерноморья часть плаваний героя Одиссея.

Все крупнейшие греческие города Северного Причерноморья были расположены на побережье моря или лиманов, в удобных в стратегическом и географическом отношении местах. Планировка городского ансамбля находилась в тесной связи с рельефом местности.
Ольвия
Ольвия, находившаяся на правом берегу Бугского лимана, в плане имела трапециевидное очертание (рис. 1), ограниченное с суши глубокими естественными балками.

1. Ольвия. План (с указанием мест раскопок Б. В. Фармаковского)


Ольвия. Современный вид


Херсонес
Херсонес был распланирован на полуострове, и поэтому городская площадь следовала его контурам


Херсонес. План города и крепостные ворота, III в. до н.э. (над ними проем римского времени)


в натуральную величину




Херсонес. Современный вид
Пантикапей

Композиционным центром городского ансамбля Пантикапея, расположенного в глубокой бухте Керченского пролива, являлась высокая гряда, возвышавшаяся над местностью. На ней располагался акрополь. Город террасами опоясывал холм (Митридат) и спускался на равнинную часть.

Пантикапей. Современный вид.


Фанагория
Фанагория в плане имела вид неправильного четырехугольника




Фанагория. Современный вид

Танаис
Танаис - почти квадрат.


Танаис. Современный вид

Довольно часто можно наблюдать расположение городов на двух террасах. Примером тому могут служить Ольвия, боспорские города Фанагория, Кепы и др.

Кепы

больше информации

Тиритака


Оригинал


план-схема городища Тиритака


Тиритака. Современный вид


Раскопки древнегреческого городища Тиритака

Мирмекий


Мирмекий. Современный вид

Территория городов была сравнительно невелика. Ольвия в пору своего расцвета занимала площадь около 50 га, Херсонес - примерно 40 га, Фанагория - около 50 га, Кепы - 20-25 га.

Города обносились стенами. Остатков древнейших городских стен открыто очень мало. Это стены боспорских городов Тиритаки и Пантикапея. Пантикапейские стены были сложены из полигональных или тесаных блоков, образующих два панциря. Пространство между ними заполняли огромные каменные глыбы. Стены Тиритаки были сооружены из сырцового кирпича на каменном фундаменте в начале V в. до н.э. Интересно, что они были построены в промежутках между отдельными домами и потому имели характер простой ограды. Позднее, в IV-III вв. до н.э., первоначальные стены Тиритаки были укреплены (рис. 3). О стенах с башнями, окружавших Ольвию в начале V в. до н.э., мы знаем только по сообщению Геродота.