Миросозерцание
Мировоззре́ние - одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Каждый из этих подразделов основан на выявление источников происхождения предметов изучения, закономерностях развития и способах применения.
Уважаемые участники, если вы владеете возможностями данного сайта, пожалуйста, помогите правильно оформить и дополнить данный раздел. С наилучшими намерениями. --Я. Женщина 07:36, 21 апреля 2009 (UTC) -->
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.
В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
Мифологическим
Религиозным
Философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы , т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии , основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.
Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией .
Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. Тем не менее определенные представления о мировоззрении, отражающем различные его свойства и стороны, стали складываться намного раньше, выражаясь через содержание таких понятий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представления о некоем высшем обобщенном знании, наиболее ценном и труднопостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с непреходящими законами, господствующими в мире.
Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на Окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопедии это понятие трактуется так: «Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей».
Детализируя сущность мировоззрения, ученые оперируют такими понятиями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жизни и занимать в ней определенную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.
Как видим, в качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?
Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Вполне понятно, что овладение научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдельные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют одинаковое мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение человека. Об этом немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня».
Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания следует относить к мировоззренческим? Некоторые исследователи (А.Г. Спиркин, К.К. Платонов, Н.Г. Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщенные знания. Другие же (Э.И. Моносзон, P.M. Рогова) считают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой. Но со вторым мнением здесь вряд ли можно согласиться. Как справедливо отмечает К.К. Платонов, «включение в научное мировоззрение всей суммы научных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, поскольку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания – это означало бы отождествлять научное мировоззрение с наукой в целом».
Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.
Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.
Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда взгляды и оценочные суждения человека не подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Человек может, например, положительно оценивать принципиальность как черту личности, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же человек может резко отрицательно оценивать, например, лицемерие и тем не менее проявлять его, действуя в своих эгоистических интересах. В этом смысле более действенным компонентом мировоззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутренних побуждений на деятельность, поведение и личностное развитие человека. В качестве таких побуждений выступают общественно-политические и нравственно-эстетические идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представляет собой глубокое познание истины и стремление (желание) придерживаться ее при любых обстоятельствах жизни. В этом смысле под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения.
Убеждения – это результат сложнейшего интеллектуально-эмоционального процесса и жизненного опыта личности, вследствие чего усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов поведения и служат основой для укрепления ее волевых усилий. Убеждение – это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.
Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний – менее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для сознания человека, могут забываться или отбрасываться совсем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать с такой же легкостью, как знания. Например, убеждение в том, что центром Вселенной является Земля, долгое время вызывало у многих людей неприятие гелиоцентрической теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в конце концов изменилось.
Фактически изменение убеждений – это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем устойчивость убеждений есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целостность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более сильного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивыми и часто диаметрально противоположными. Такой человек постоянно находится под чьим-то влиянием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, доступное примитивному восприятию решение проблем.
Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением, личности. «Идеал, – пишет С. Л. Рубинштейн, – представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть».
Таким образом, идеал человека – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в служении родине, науке, общественному прогрессу.
Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.
Какие же идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания имеются в содержании образования и воспитания в школе и позволяют формировать у учащихся научное мировоззрение?
1. Мировоззре́ние - философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.
Типы мировоззрения
Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Есть слово, которое кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология - от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение. Но и у этого слова есть "политический" оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла.
Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых
Осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также
Хотя мировоззрение – часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами адаптации.
Любое познание (в том числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого варианта личного воздействия на действительность - с личной оценкой значимости полученного в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в уверенно отработанный автоматизм.
Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного - истину или ложь.
Все последующие обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует понятию "мировоззрение", очень важно понимание - как формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам.
Распознавание любого качества текущего психического состояния определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения - фактически - есть обучение и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня - как результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях корректируются опытом по результатам вариантов поведения.
Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление - очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления ихинтересов основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей.
Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание - оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение.
Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это - мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния.
Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма - как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.
Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию).
Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны.
2. Мироощущение (термин этнологии) - отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.
Позитивное мироощущение
Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.
Негативное мироощущение
Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени - прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее - подготовкой к будущему, а само будущее - единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.
Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах.целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.
Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.
Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.
Одним из важнейших компонентов массового сознания является мировоззрение. Его можно считать элементом сознания, общественного сознания и пр. Но более строго и правильно именовать его составной частью или формой выражения массового сознания. Хотя и в такой его квалификации могут быть скрыты ошибочные суждения, поскольку мировоззрением обладает не только специфическая группа (например, протестанты, политики, студенты), но и каждый отдельный индивид. В последнем случае понятие мировоззрения применимо даже с большим основанием и правом, чем по отношению к большой социальной группе, где вычленить мировоззре-
21 История буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979. С. 266; Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 268-269; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Leipzig; Berlin, 1925.
ние большого количества людей, пусть и обладающих рядом общих признаков, например либералов, крайне сложно. Для того чтобы более глубоко разобраться с этим вопросом, необходимо проанализировать сущность мировоззрения.
Мировоззрение (миросозерцание) - это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Развитое самосознание необходимо включает в себя мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через «образ Я», выражая личное отношение человека к миру.
В отечественной философской литературе выделяют три основных типа мировоззрения: а) житейское (обыденное), в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; б) религиозное, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; в) философское, в котором обобщается опыт духовного и практи ческого освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носители мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Труд и быт людей имеют огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы.
На самом деле вопрос решается гораздо шире, нежели это представлено в упрощенной классификации. Из нее, к примеру, выпало научное мировоззрение, которое настолько специфично, что его нельзя свести ни к одному из упомянутых. Помимо того, термин «религиозное мировоззрение» настолько широк, что в силу своей аморфности он начинает терять всякие распознавательные способности. Нет такого собирательного понятия, как религиозное мировоззрение. Вы не можете быть религиозным вообще. Мировоззренческие системы каждой конфессии, каждой секты настолько серьезно отличаются друг от друга, что говорить о каком-то собирательном названии «религиозное мировоззрение» просто не приходится.
Могут возразить в том плане, что верующий человек иначе смотрит на мир, чем неверующий. Он соответственно и ведет себя иначе: более трудолюбив, обстоятелен, совестлив и т.п. При этом указанные свойства присущи и буддистам, и христианам, и мусульманам. Действительно, дело обстоит именно так. Настоящего верующего сразу же можно отличить от неверующего именно по этим (как и многим другим) признакам. Различие слишком очевидное, чтобы его замалчивать. И оно не ограничивается лишь сферой поведения или образом жизни. Кардинально различаются мировоззренческие системы.
Тем не менее говорить о религиозном мировоззрении как некоем собирательном образе для всех конфессий и сект, включаемых в религиозное мировоззрение, неправильно. Мировоззрение, по нашему мнению,
предполагает не просто систему обобщенных взглядов на мир, но также последовательную, убедительно обоснованную для самого себя систему взглядов на мир. В противном случае его трудно отличить от системы обыденных представлений о мире, которым присущи нерасчленимость, неоформленность, аморфность. Обыденные взгляды атеиста сильно отличаются от обыденных взглядов человека, считающего себя верующим, но еще не решившего, кто он, - православный, католик или мусульманин. Для него главное - просто верить в Бога. А что касается отдельных различий между конфессиями, ему это не особенно важно. «Держать Бога в душе» для такого человека вполне достаточно, чтобы контролировать свои поступки, не спиться, не грешить по большому счету, приобрести смысл в жизни, к чему-то стремиться.
Можем ли мы в таком случае говорить, что данный индивид обладает религиозным мировоззрением? По всей видимости, нет. Чем же он в таком случае обладает? Скорее всего, массовым сознанием, которое характеризует определенную часть населения. Именно часть, а не большую социальную группу, выделяемую по общественно значимым критериям, как-то: водители, шахтеры, пенсионеры, студенты и т.д. Термин «часть населения» вполне подходит для обозначения, хотя бы в первом приближении, того, что следует называть субъектом массового сознания. Само массовое сознание, как и его носитель, аморфны. Они не выделяются по каким-либо общественно значимым критериям. В этом случае признаки массового сознания и его субъекта в основном и главном идентичны, а это главный критерий корректности определения.
Если мировоззрение - совокупность взглядов на устройство мира - основано на рациональной составляющей человеческой личности, то миросозерцание представляет скорее совокупность эмоциональных реакций и отношения к миру, а потому относится к чувственной стороне человеческой психики - там, где расположена душа, а не дух. Поэтому оптимизм и пессимизм - это проблема миросозерцания, а рыночник и нерыночник - проблема мировоззрения. Чем оптимистичнее смотрит на жизнь человек, тем она у него дольше. Более того, разработав условную «шкалу пессимиста», врачи подсчитали, что те, кто смотрит на жизнь с оптимизмом, получают 19%-ное «преимущество» в продолжительности жизни. Одним из возможных объяснений такой закономерности медики считают то, что оптимисты реже впадают в депрессию, а в случае заболевания более активно добиваются медицинской помощи. Согласно научным исследованиям, оптимизм не просто продлевает жизнь, но и улучшает ее качество, являясь
хорошим подспорьем в таких сферах человеческой деятельности, как работа, учеба, спорт. С другой стороны, пессимизм явно принадлежит к числу факторов риска, таких как избыточный вес и повышенное содержание холестерина в крови.
«Общеизвестно, что люди счастливые реже болеют, - подчеркивает профессор психологии Миннесотского университета Дэвид Люккен, - а если и заболевают или получают травму, то быстрее выздоравливают». Что же касается тех, кто вечно всем недоволен и брюзжит по любому поводу, то у таких людей, отмечает ученый, «с выздоровлением дела обстоят не столь хорошо». К тому же ворчунам, по его словам, труднее найти спутника в жизни, поскольку «никто не хочет находиться рядом с ними».