Игровая деятельность в начальной школе. Игровые технологии как средство адаптации младших школьников

Реализовывая игровые технологии в работе с детьми, тем самым педагоги не только содействуют привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе. Результаты этой педагогической деятельности в дальнейшем могут стать базисом для успешной социализации ребенка в обществе. Посредством игры у детей складываются представления о взаимоотношениях взрослых и социальном устройстве.

Необходимо подчеркнуть типичные особенности игры, которые свойственны при ее применении для младших школьников:

  • 1.Свобода. Игра - это форма детской деятельности, которую невозможно построить на обязательности или принуждении. Ребенок действует не по внешнему ограничению или принуждению, а согласно своей воле и целям.
  • 2.Творчество. Из множества вариантов выбора игра требует наиболее оптимального и удачного, а не повторение уже известного. Этот факт определяет творческую деятельность, которая проходит наряду с познавательным интересом и служит стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению ребенка, дает возможность ему показать свою индивидуальность неординарность. Игра - среда, для проявления ребенком свободы, неординарности и безопасности.
  • 3.Деятельность. Игра для младших школьников является характерным видом деятельности. Ее цель в самом процессе, а не в результате. Данный вид занятий регулируется такими целями как: цель в объекте, связанная с изменением окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с изменением этого самого субъекта деятельности. Все виды игры создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; моделируют проблемные жизненные ситуации; открывают простор для импровизации и фантазии; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не применяются в обыденной жизни. Именно в игре скрыт большой запас возможностей для привития ребенку элементарных бытовых навыков, которые являются весьма необходимыми для жизнедеятельности ребенка в обществе.
  • 4.Общение. Оно служит стержнем игрового взаимодействия. Игра передается через общение, функционирует в нем, организуется им. Таким образом, в этой деятельности учащиеся накапливают опыт общения, который основывается на сотрудничестве и взаимодействии учащегося и учителя. Все это помогает детям справедливо решать вопросы и устанавливать верные взаимоотношения. Общение помогает детям младшего школьного возраста соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями, ставить интересы другого человека выше своих собственных. Здесь деятельность педагога должна направляться на то, чтобы привить детям навыки вежливых взаимоотношений, культурного поведения: научить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; научить детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать товарищеские взаимоотношения со взрослыми; заботливое отношение к людям; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы; побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; учить соблюдать правила культурного поведения дома и на улице (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете и т.д.)
  • 5.Отношения. Этому качеству свойственны установка на оценку (негативную, позитивную, выражающую безразличие), избирательность, готовность и предрасположенность к определенному образу действий. В процессе игрового общения и игровой деятельности они являются связующей частью. Основная их функция - переключить центр ориентации учащегося с предметной среды на личность человека. Отношения одухотворяют общение, придают игровой деятельности преобразующий характер, очеловечивают ее. Огромное множество качеств развиваются и складываются в игровой деятельности у младших школьников. Такие качества, как товарищество, дружба, симпатия, откровенность и сердечность и др. Все эти качества вне игры способствуют развитию других качеств.
  • 6.Эмоциональность. Все игры младших школьников проходят с эмоциональным порывом, что рождает у детей способность к подражанию, стремление к воображению, копированию поведения. В эмоциональном поле игры отражается уровень ее психологической, нравственной культуры, яркость духовной жизни.
  • 7.Кооперативность. Она подразумевает индивидуальную ответственность, положительную взаимозависимость, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности растет интерес друг к другу, товарищеские связи, симпатии. Все эти связующие объединяют детей и дают огромные возможности для установления отношений внутри коллектива.
  • 8.Комплексность. Правильно организованная игра выполняет своеобразную совокупность: во-первых, в формировании личности, во-вторых, в. организации воспитательного процесса Игра выступает средством, формой, методом, работы с детьми, служит носителем содержания, и является основной деятельностью младших школьников. Игровая деятельность комплексно влияет на развитие личности младшего школьника, развивает нравственные, интеллектуальные, духовные, трудовые, эстетические, качества, сформировывает личность в целом. Игра - это есть практическое развитие. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.

Диагностируя социальную адаптацию младших школьников в условиях школы, мы применили метод исследования: проективная методика "Несуществующее животное".

С помощью методики "Несуществующее животное" мы сможем выявить особенности положения школьника в группе, его отношение к членам этой группы и к себе. Данная методика основана на устройстве психической проекции, это значит, что рисуя какое либо животное, ребенок неосознанно идентифицирует себя с этим животным, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие себя и их. Проанализировав результаты этой методики, мы сможем определить, какие поведенческие реакции доминируют у каждого ребенка (агрессия), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности - социальная пассивность, безразличие), его положение в коллективе (отчужденность - привязанность к людям).

В начале экспериментальной работы была выявленна изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало безразличное отношение друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята испытывали трудности во взаимоотношениях и нередко конфликтовали.

В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать словесную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени или совсем не проявляли.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение:

В экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты.

Игры на сплочение коллектива помогли повысить уровень сплоченности в данной группе детей. Ребята стали несколько по-другому смотреть друг на друга, так как в процессе игры многие показали свои черты характера, которые раньше проявлялись в малой степени или находились в скрытом состоянии. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.

На переменах, на внеклассных занятиях и в заданиях на дом ребятам предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.

Предлагаем перечень некоторых игр, применяемых в работе с учащимися экспериментальной группы:

1. Игра "Путаница"

Цель: поддержание группового согласия.

Ход игры: считалочкой выбирается водящий. Он выходит за пределы комнаты. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Они начинают запутываться - кто как сумеет, не разжимая рук. Когда образовалась путаница, водящий возвращается в комнату и распутывает этот ком, не размыкая рук детей.

2. Игра "Скала"

Цель: на взаимовыручку и сплочение.

Ход игры: Все члены команды выстраивается в ряд на бревне. Спереди и сзади - "бездонная пропасть". Каждый член команды по очереди передвигается с одного конца бревна на другой, таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял первым, в результате оказался последним.

3. Игра "Вопрос соседу"

Цель: развитие сосредоточенности и внимания.

Ход игры: Все игроки садятся в круг, ведущий располагается в центре. Он должен подходть к любому из игроков и задавать вопросы, например, "Кто твой лучший друг?" или "Как тебя зовут?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он отдает фант. После игры фанты разыгрывают.

4. Игра "Ласковые шаги"

Цель: формирование гуманистических убеждений.

Ход игры: Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии около десяти шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

5. Игра "Проведи слепого"

Цель: Сплочение коллектива.

Ход игры: Класс делится на группы. Каждая группа выбирает одного игрока, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа ведет слепого игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

6. Игра "День рождения"

Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети жестами, мимикой дарят ему подарки. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

7. Игра "Карусель"

Цель: воспитать у детей доверие друг к другу.

Ход игры: Разбившись на пары, ребята образуют два круга (внешний и внутренний). "Внутренние"; встают спиной к "Внешним" и падают, уверенные, что их поддержат. После этого внутренний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары (расстояние между парами можно варьировать).

8. Игра "Снежная королева"

Цель: сплочение, общение и взаимодействие детей

Ход игры: Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто загадки отгадал. Выбираются два "белых медведя". Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в "лес" - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги игрушки или карточки с написанными отгадками. Учитель может взять на себя роль Снежной Королевы и помогать белым медведям загадывать свои загадки. Попавшие в Царство Снежной Королевы должны "разморозить" мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто "оттаял" замороженного. Тот заулыбался, заморгал или зашевелился.

9. Игра "Пойми меня!

Цель: взаимодействие и общение детей

Ход игры: Заранее приготовленные маленькие листочки с заданиями (например: скорчи мне рожу, улыбнись мне, спой мне песенку, расскажи анекдот, хлопни в ладоши 3 раза, и т.д.), раздаются каждому участнику игры. Участник, не глядя на задание, крепит его себе на лоб. По команде ведущего в течение одной-двух минут все участники подходят друг к другу и выполняют задания, не произнося их вслух. Спустя некоторое время каждый игрок должен догадаться и сказать, что же у него написано на лбу.

10. Игра "Запомни слова"

Цель: Тренировка навыков

Ход игры: Дети по цепочке называют слова. Каждый участник должен назвать слово и все названные слова перед ним.

11. Игра "Кто я такой"

Цель: Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Развитие памяти.

Ход игры: Ребенок называет свое имя и называет понятия, относящиеся к нему (ученик, пассажир сын), нужно их дать как можно больше.

12. Игра "Кто сказал мяу?"

Цель: Развитие слухового навыка. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети выходят к доске по одному, отворачиваются от всех сидящих и по команде учителя кто-то из детей говорит "мяу", ребенок поворачивается обратно и старается отгадать, чей это голос.

13. Игра "Фотография"

Цель: Развитие зрительной памяти. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети рассаживаются в определенном порядке, как на групповой фотографии, затем водящий отворачивается, дети меняются местами. Водящий поворачивается и по памяти восстанавливает фотографию.

План - конспект урока-игры по математике в 1-м классе по теме: "Нумерация чисел первого порядка"

Тема: "Нумерация чисел первого десятка"

Задачи урока:

  • 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о числах и цифрах; закрепление знания последовательности и названий чисел первого десятка; способность сопоставлять числа первого десятка; способность отмечать численность объектов на рисунке числом и цифрой записывать его;
  • 2. Содействовать развитию внимания, мыслительных операций, памяти, речи, творческого воображения, логического мышления, творческих способностей и познавательной деятельности учащихся.

Прививать эстетическую культуру посредством планирования урока, развитие благоприятного расположения к учебному процессу, любопытства к дисциплинам, развитие отношения взаимопомощи, инициативность взаимовыручки, культуры поведения на уроке, доброжелательности.

Тип урока: систематизация знаний и обобщение.

Оборудование:

  • 1. У каждого ученика веер с цифрами.
  • 2. "Светофоры".

Компьютер.

Музыкальный аккомпонимент из мультфильма "Арифметика-малышка"

Плакат - страна "Цифирия"

Плакат "Корабль"

."Залив геометрических фигур", карточки с рисунками "Берег неравенств", "Остров быстрого счета", "Победи Цифрозавра", "Река итогов", "Водопад", "Лейся, песня!", "Сказочный сундучок", конверт

Каждый ученик имеет карточки на которых написаны задания: "Соедини точки", "Зачеркни лишние числа", "Предметные рисунки".

Подготовительная работа:

Разучить физкультминутку "Арифметика-малышка"

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель : - Прозвенел звонок на урок, начинается урок! Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть!

Ученики :

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Учитель :

Наш урок будет похож на сказку,

Нам без знаний никуда.

Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку

Отправляемся туда!

Вы согласны оказаться в сказке?

Когда три раза прозвенит колокольчик,

Надо сказать: раз, два, три - сказка в гости приходи!

2. Сообщение целей и задач урока.

На столе лежит конверт, где находится сообщение от пиратов:

"Сундук с сокровищами 1-а класса мы вам отдадим, если вы преодолеете все препятствия, справитесь со всеми заданиями на математических островах и, самое важное, доставите сказочных жителей с каждого острова"

Дети, мы должны отправиться в морское приключение по островам Знаний. Все-таки в этом сундуке лежат сокровища нашего класса. Но, что это за сокровища, вы все увидите в конце урока. Нам предстоит увлекательное и сложное путешествие, в дорогу нам нужно взять внимание, наблюдательность, память, смекалку и сообразительность. Они будут служить нам помощниками.

  • 3. Актуализация, повторение, закреплени0е и отработка полученных знаний.
  • А) "Парусник"

Нужно сконструировать судно. У всех на партах находятся листочки с точками.

Рисунок 3. "Парусник"

Задание: "Соедините точки в порядке возрастания и покажите, что у вас получилось?"

Парусник.

Таким образом, наше судно сделано. Мы урок наш начинаем, в сказку двери открываем.

Б) "Берег быстрого счета"

Давайте выберем команду и капитана. Учитель читает "Задачи в стихах". Дети веером показывают ответы.

Сколько ушей у трех малышей? (6)

Ну-ка, сколько ребят,

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается. (4)

Задумали число, когда его увеличили на 2, стало 3, какое число задумали? (1)

Пять ворон на крышу сели

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело. (7)

Четыре гусенка и трое утят

В озере плавают, громко кричат,

А-ну, сосчитай поскорей,

Сколько в воде малышей. (7)

10 овечек на травке лежали

Потом три овечки домой убежали,

А ты подумай скорей,

Сколько овечек на травке теперь. (7)

На сколько 9 больше 6? (3)

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят

Тут один улегся спать

Поросят осталось … (5)

Три лягушонка у пруда

Один нырнул, осталось… (2)

Вы все ребята молодцы! Отлично справились с первым заданием, теперь направляемся в морское приключение по островам знаний. Команда готова!

В) "Победи цифрозавра"

Капитан - учитель :

Полный, вперед! У нас впереди огромный айсберг в виде ледяного дракона с числами. Вы должны выполнить задания, чтобы благополучно миновать айсберг.

Задание: "Вы видите числа, распределите их в порядке возрастания и скажите, на какие две группы можно разбить эти числа?"

  • 5, 3, 9, 7, 1, 13, 11, 8
  • 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13 (Капитан справляется с заданием у доски, а потом все проверяют)

Данные числа можно разделить на две группы: двузначные и однозначные.

Какие числа называются однозначными? Двузначными?

Числа, которые обозначают одной цифрой (значком), называются однозначными.

Числа, которые обозначают двумя цифрами, называются двузначными.

4. "Страна Цифирия"

Капитан-учитель :

Вижу землю! У нас на пути "Страна Цифирия" и нас приветствует Кот Ученый.

Кот Ученый : "Чтобы попасть на остров, вы должны, верно, назвать пароль"

Что такое цифра?

Цифра - это знак для обозначения числа.

Как получить число?

Чтобы получить число, мы пересчитаем предметы, количество предметов записываем цифрой.

Для чего нам нужны числа?

Для чего мы используем числовой ряд?

Числовой ряд мы используем для счета предметов, сравнения чисел, решения задач.

Как идут числа в числовом ряду?

Числа в числовом ряду идут в порядке возрастания, каждый раз увеличиваясь на один.

1 -е задание "Страны Цифирия" - "Волшебные круги"

Разгадайте правило в каждом круге и напишите следующее число.

Рисунок 4. "Волшебные круги"

2 -е задание "Страны Цифирия"

Зачеркните лишние числа, не соответствующие количеству предметов на рисунке.

Рисунок 5. Страна Цифирия

Е задание "Страны Цифирия"

Запишитете цифрой, сколько птичек, лягушек, цветочков, ведерок и грибочков.

Рисунок 6. Работа в паре - дети обмениваются карточками и проверяют

4."Водопад "Лейся, песня"

Двигательная физкультминутка под музыку "Арифметика-малышка"

Тут везде идёт работа,

Все подсчитывают что-то,

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьёв.

Сколько пальцев на руках,

Сколько в садике скамеек.

Сколько в пятаке копеек.

У стола четыре ножки,

Пять котят у нашей кошки,

Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!

5."Пролив геометрических фигур"

Встреча с жителем этого острова - роботом из геометрических фигур.

Робот просит о помощи:

"После сильного шторма жители нашего острова растеряли свои геометрические части тела - фигуры.

Помогите, составьте жителей этого острова точно таких же, как и я, по памяти. Справившись с заданием, вы сможете путешествовать дальше и забрать одного жителя с этого острова.

  • (У каждого ребенка на парте набор геометрических фигур)
  • 6. "Остров неравенств".

Корабли по морю плыли

К чудо-острову спешили

Ждали там давно гостей

Первоклассных малышей.

На пути говорящий попугай, он предлагает выполнить его задания. Работа по учебнику.

Задание: "Сравните количество предметов на картинках. Запишите неравенства"

Работа в бортовых журналах - тетрадях и учебниках.

(Учитель предупреждает об аккуратном ведении бортовых журналов - тетрадей.)

Пальчиковая гимнастика "Паук" перед началом письменной работы в тетрадях.

УК-ук-ук - появился вдруг паук.

КА-ка-ка - все боятся паука.

Ок-ок-ок - паук муху поволок.

КА-ка-ка - прогоните паука.

  • 8. "Река итогов"
  • - Ребята, мы выполнили все задания и доставили сказочных жителей с каждого острова: Кот Ученый, Робот из геометрических фигур, Говорящий попугай.

Вы энергично работали, точно и быстро справлялись с заданиями, внимательно слушали своих одноклассников, из вас получилась отличная команда. Пираты не смогли устоять перед вашим стремлением к знаниям и перед вашим упорством. Они возвращают вам таинственный сундучок, в котором…

Что лежит, как вы думаете? Что помогло нам выполнить все задания и пройти все испытания?

Давайте откроем таинственный сундук.

Царица страны "Цифирия" дарит каждому из вас подарок - талисман - грецкий орех.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желание все знать.

Сто вопросов - сто ответов,

В них нашли вы сто секретов.

И спокойна я сейчас

За технический прогресс,

Если к знаниям у вас

Такой огромный интерес.

Все - молодцы! Благодарю вас за работу на уроке!

План - конспект урока-игры в "Знатоки" (1 класс)

  • ·развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;
  • ·научить учеников распознавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, сравнивать, обобщать;
  • ·сформировать у детей умение и навык составления определений.

Оборудование урока:

карточки с заданиями,

Ход урока

Предлагаю вам урок-игру "Знатоки". Мы разделимся на команды, играем и соревнуемся. Дано семь заданий, свои ответы нужно комментировать, анализировать и доказывать. После каждого тура нужно подвести итог и зафиксировать результат на доске. Каждая команда выбирает себе командира. Задания даются на листочке бумаги и на экране, затем надо проверить ответы. Седьмой тур не нужно оценивать. И так, наши команды:

. "Умники"

." Космос"

. "Радуга-дуга"

." Наруто"

Первый тур "Разминка". Дано задание: вставить в слова недостающие буквы. Каждой команде предлагаем по четыре слова. Когда задания выполнены, все комментируют свои ответы.

П.ЛЕ, К.РА, Р.СА, С.НИ.

Г.РА, К.СА, П.РО, Р.КА.

М.РЕ, В.ЗА, М.ХА, К.ША.

З.ЯЦ, Л.СА, К.ЗА, М.ЛО.

Второй тур "Исключи лишнее". Нужно определить лишнее слово и прокомментировать свои выводы.

Книга, тетрадь, ручка, рубашка.

Ромашка, василек, ель, подснежник.

Медведь, рысь, олень, снег.

Вася, Коля, Петров, Катя.

Третий тур "Отгадай загадку".

У красивого цветка

Есть четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул - и улетел. (бабочка)

Нет ног, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать. (часы)

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)

Он пушистый, он красивый

Мой самый верный друг.

Меня до школы провожает

И встречает у ворот. (собака)

Физминутка: Дети стоя показывают соответствующие движения.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - туда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли,

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Четвертый тур "Анаграмма". Задание: нужно найти спрятанное слово.

ОРАЗ (РОЗА)

АРФШ (ШАРФ)

РТОК (КРОТ)

ЕЛТО (ЛЕТО)

Пятый тур "Сходство и различие". Дети советуются, находят сходство и различие, свои выводы доказывают.

Дождь - снег

Яблоко - груша

Луна - солнце

Молоко - вода

Шестой тур "Подбери пару"

Собака - шерсть = рыба - ?

Утро - ночь = зима - ?

Нож - сталь = стол - ?

Волк - пасть = птица - ?

Седьмой тур "Найди и раскрась".

Задание: Нужно найти и закрасить квадраты - красным, круги - зеленым, ромбы - синим цветом. (Карточку с заданием желательно дать каждому ребенку отдельно. На седьмом туре нужно подвести итог урока).

Рисунок 7. "Карточки с геометрическими фигурами"

Подводим итог урока - игры (седьмой тур не нужно оценивать). Победившим командам и всем остальным награда - шоколадные конфеты.

Понравилась ли вам игра - соревнование?

Что узнали нового?

Были ли трудности?

Дома подготовьтесь к подобным заданиям, благодарю за урок!

Игровая деятельность младших школьников

Описание материала: Предлагаю вам небольшой анализ социального характера детской игры и особенностей игровой деятельности младших школьников. Данная статья будет полезна для учителей начальных классов и воспитателей. Основная задача - помочь выявить особенности игровой деятельности младших школьников, а также проанализировать роль игры для всестороннего развития личности младшего школьника.

Социальный характер детской игры
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).
Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и тому подобное. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и многого другого. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях. Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.
С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества [Козлова: 259].
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [Ушинский: 483].
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении детского возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Особенности игровой деятельности младших школьников
Как играют дети? Нужно ли учить младшего школьника играть? И необходимо ли ему ориентироваться в мире игры, ведь важнейшая роль игры в воспитании и развитии подрастающего поколения общепризнанна? Однако на современном этапе развития общества, когда «игромания» стала модной болезнью подрастающего поколения, требуется пересмотр многих устоявшихся решений.
Педагогические и психологические исследования показывают, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности младшего школьника. В период, предшествующий обучению в школе, ребенок открыт к усвоению нового, обладает необходимой активностью и свободой проявлений. Игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою незаменимую роль в развитии личности. Но с приходом в школу ведущей становится учебная деятельность, требующая развития произвольного внимания, целенаправленных волевых усилий. Возникает серьезное противоречие, которое сам ребенок без педагогической помощи разрешить не может. К сожалению, не всегда удается это и школьным педагогам. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо включить ребенка в такие формы деятельности, которые бы способствовали плавному переходу от игры к учению.
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А.М. Горький писал, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и тому подобное. «Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде)» [Гоноболин: 267], такого мнения придерживался отечественный психолог Ф.Н. Гоноболин.
В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно – то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.
Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.
Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и многие другие.
1. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.
В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.
3. Настольные игры . Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и другие. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.
Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.
Использованная литература:
1. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 41-43.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. – 240 с.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. - Т. II. – 734 с.

Современная психолого-педагогическая наука и воспитательная практика свои стремления по совершенствованию процесса формирования и развития подрастающей личности связывают с личностно ориентированным подходом к ребенку. У детей, родившихся в 90-х годах, психологи и педагоги отмечают определенные характерные возрастные различия по сравнению с предыдущими поколениями. Это преимущественно положительные особенности, которые дают ученику возможность воспринять, осмыслить, осознать и понять более сложные явления при упрощенной форме подачи информации. И здесь важным является постоянное создание условий для формирования учебно-познавательных потребностей ребенка, которые воспринимались им как потребности самосовершенствования.

Современный ученик младшего школьного возраста требует простейших знаний о своей психике. При их отсутствии потребность в самосовершенствовании не осознается учеником и не стимулирует возникновение потребности в утверждении себя в качестве субъекта познавательной деятельности. Систематическое освещение позитивных достижений ребенка на организационном этапе - психолого-педагогическое условие успешной реализации любой формы осуществления учебного процесса. При таком подходе эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с большинством успевающих учеников, цель которых - самосовершенствование за счет учебной деятельности.

Способствуя развитию первоклассников, следует опираться прежде всего на психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности ребенка . Некоторые особенности формирования учебных действий детей этого возраста объясняются спецификой познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, ощущения. Возрастные особенности умственных действий первоклассников состоят в том, что каждый из указанных компонентов умственной деятельности насыщен двигательным содержанием, образами, переживаниями. При восприятии информации у ребенка активизируется наглядно-действенная форма мышления, затем добавляется образная и, наконец - понятийно-логическая.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе , следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов , новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, именно игра дает детям возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного». Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Специфическими структурными элементами игры являются дидактическая цель, игровой замысел, правила игры, игровое начало, игровые действия, подведение итогов.

Дидактическая цель игр разнообразна:

Развитие умений сравнивать, определять главное;

Развитие воображения, наблюдательности;

Развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;

Развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;

Формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Игровой замысел должен предстать перед семилетними школьниками в виде мысленных препятствий, активного действия с предметами, чего-то загадочного, таинственного, проверки своих возможностей в соревновании, ролевого перевоплощения, общей двигательной активности и т.д.

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосферу игры можно обеспечить при делении на команды, выбора ведущего или командира (капитана), определения права первого хода с помощью считалок, игровых расчетов или жеребьевки.

Собственно, игровые действия для детей наиболее интересны: выйти за дверь, а затем отгадать, что изменилось; узнать с завязанными глазами товарища или предмет из «волшебной сумки»; быстро и правильно разложить предметы; составить (придумать) слова и т.д.

Игровые действия связаны с игровым замыслом, вытекают из него, являются средством реализации игрового замысла. Поэтому в процессе игры стоит добиваться выполнения учащимися действий, направленных на достижение поставленной дидактической цели . Например, изучая тему «Взаимное расположение предметов в пространстве», маленькие ученики действуют в соответствии с воображаемой ситуацией: перемещают предметы, накладывают их друг на друга, объясняют свои действия одноклассникам. Изменяя местонахождение предмета, дети осознают пространственные соотношения, а объясняя, закрепляют соответствующую терминологию. Выполняя игровые действия, заинтересовавшись ими, дети легко справляются со скрытым в игре учебным содержанием.

Согласно замыслу игровые действия могут быть разными: отгадывание загадок («Волшебная сумка»); ролевые действия согласно игровых ситуаций («Парикмахерская», «Магазин», «Больница») рисование по воображению или инструкции; развитие внимания («Будь внимательным, запрещено движение»), действия, основанные на классификации или сравнении предметов («Подбери по форме») и т.д.

Иногда педагог предлагает: «А теперь поиграем...» и просит решить учебную задачу (посчитать, назвать звук, удалить лишнее слово, сравнить группы предметов...), не использовав структурных элементов игры. В таком случае можно рассчитывать лишь на частичное достижение цели: если нет игровых действий - нет и дидактической игры.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Дети осознают, что, соблюдая правила, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение. Они способствуют достижению дидактической цели: незаметно направляют внимание на выполнение конкретного программного требования учебного предмета. Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик - подбери пример. Если правило не выполняется - игра не получается: не решишь предыдущий пример - не придумаешь свой - команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера).

Подводить итоги игры стоит сразу после ее окончания: подсчитать баллы и определить победителей, а также тех детей, кто наиболее правильно выполнили игровое задание. В ходе игры и после ее окончания обязательно следует отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатность в высказывании оценочных суждений.

При проведении дидактических игр следует поддерживать дух соревнования, эмоциональную окраску игры, объективно и позитивно оценивать успехи детей с точки зрения не только решение дидактического задания, но и участия в игровых действиях: кто играл честно, не подглядывал, придумал интересный ход в игре, помогал друзьям. Взглядом, интонацией, мимикой, жестами следует пытаться вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.

Подводя итоги сотрудничества с детьми за день или за неделю, обязательно следует предоставить возможность учащимся оценить совместную деятельности.

Готовясь к уроку, нужно стремиться правильно обеспечить игровой план деятельности детей, чтобы интересы одних не удовлетворялись за счет других, чтобы школьники постепенно приучались к нормам поведения во время игры, учились тормозить нежелательные проявления. Следует взвешенно обдумать распределение ролей во время игры, учитывая индивидуальные психологические особенности детей .

Подбирая игру для конкретного урока, стоит продумать соответствие цели дидактической игры учебной цели урока, учесть посильность задач, продумать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые бы способствовали максимальной активизации их эмоциональной сферы и умственной деятельности. Именно парные и групповые формы выполнения задач формируют у детей положительную мотивацию к учебному сотрудничеству.

Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх.

Младших школьников следует приучать к сосредоточенной самостоятельной работе, формировать умение определять посильный объем работы, работать на уроке с полной отдачей, не теряя ни секунды драгоценного времени, чтобы после его окончания почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»

Сборник игр для организации адаптационного периода

«Играем вместе»

Исполнитель: Злобина Т.,

студентка 3 «А» группы;
Руководитель: Митрофанова С.В.

Камышлов 2016 г.

Данный сборник представляет собой подбор игр, направленных на создание условий для успешной адаптации первоклассников. Упражнения поделены на блоки в соответствии с особенностями адаптации к школьной жизни.

Сборник игр разработан для его использования в 1 классе в период адаптационного периода учащихся, также можно использовать в дальнейшем для снятия психоэмоционального напряжения учащихся, также для развития эмоциональных процессов детей.

Пояснительная записка…………………………………………………………4
Игры на знакомство…………………………………………………………......6
«Снежный ком»……………………………………………...………………..…..6 «Знакомство»………………………………………………………………..….....6
«Газетка»………………………………………………………………………......6
«Псевдоним»……………………………………………………………………....7
«Распишись»……………………………………………………………………....7
«Привет!»……………………………………………………………………….....7
«Два хлопка, два щелчка»………………………………………………………...7
«Падающий лист»…………………………………………………………………8
«Одеяло»…………………………………………………………………………...8
«Солнце светит на того»………………………………………………………….8
Игры на сплочение………………………………………………………………9
«Дотронуться до одежды.. цвета»………………………………………………..9
«Лавата»…………………………………………………………………………...9
«Бесконечное кольцо»…………………………………………………………….9
«Пары»……………………………………………………………………………..9
«Рукопожатие»…………………………………………………………………...10
«Гусеница»……………………………………………………………………….10
«Салки - обнималки»…………………………………………………………….10
«Клубочек»……………………………………………………………………….10
«Поворята»……………………………………………………………………….11
«Путаница»……………………………………………………………………….11
Игры на снятие психо - эмоциональное напряжения……………………..12
«Круглый ушастик»……………………………………………………………...12
«Ласковые ладоши»……………………………………………………………...12
«Вьюнок»…………………………………………………………………………12
«Петушки»………………………………………………………………………..12
«Перематывание клубочков»………………............…………………………...13
«Разрушители»…………………………………………………………………...13
«Секреты»………………………………………………………………………...13
«Рваная бумага»………………………………………………………………….13
«Тест»…………………………………………………………………………….14
«Пушистые рисунки»……………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15

Пояснительная записка

Первый класс - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу нередко приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации, которую можно преодолеть с помощью игровой деятельности.

Игра – это сложное социально-психическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностных сферах. Дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Актуальным направлением в работе учителя начальных классов является поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться.

Адаптационные проблемы школьников отражены в работах Г.Ф. Кумариной, А.Д. Гонеева, Р.В. Овчаровой. По определению Р.В. Овчаровой, «школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликт отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии».

Задача, стоящая перед классным руководителем - создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе. Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учитель 1 класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, администрация школы, медицинский работник школы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

Целью данного сборника является обобщение и систематизация игр для организации адаптационного периода первоклассников.

Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

Сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

Установление контакта с учащимися, с учителем;

Формирование адекватного поведения;

Овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благо­приятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школь­ному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

1.Организация режима школьной жизни первоклассников.

2. Создание предметно-пространственной среды. - .

3. Организация оздоровительно-профилактической работы.

4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.

5. Организация внеурочной жизни первоклассников.

6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

7.Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Одним из способов поддержки детей в адаптационный период может являться составление данного сборника игр.

Представленные игры в сборники предназначены для преодоления успешной адаптации в образовательном учреждение. Данный сборник поможет преподавателям начальных классов, психологам, студентам педагогических организаций, воспитателям в организации перемен, свободного времени на уроке, на внеурочной деятельности учащихся.

Игры на знакомство

Выбранные игры способствуют постепенной адаптации младших школьников, так как в первые дни пребывания ребенка в школе трудно освоиться в новом помещении, в новом коллективе. Поэтому классный руководитель должен применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

«Снежный ком»

Цель:
Инструкция: играющие становятся в круг. Начинает один из игроков, называя своё имя, следующий называет имя предыдущего, потом своё и т. д. (1-Аня, 2- Аня, Маша, 3- Аня, Маша, Петя)

«Знакомство»

Цель: познакомить учащихся, создать эмоциональную атмосфера.
Игра предназначена для того, чтобы быстро перезнакомить всех участников, если это необходимо. Кроме того, она развивает скорость реакции, память и вносит оживление в атмосферу в группе.
Реквизит: небольшой мяч (можно теннисный).
Число учса 10 – 20.
Инструкция : в этой игре с помощью мячика мы пробуем познакомиться. Все встают в круг, один берёт мяч. По часовой стрелке, начиная с того, у кого сейчас в руках мяч, предают друг другу его, называя при этом чётко и громко свои имена. Игра заканчивается, когда всем становится ясно, что имена запомнены прочно.

«Газетка»

Цель: знакомство, разогрев класса.
Инструкция: группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая «газетка». Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро, назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять.

«Псевдоним»

Цель: познакомить детей, снять напряженность.
Инструкция: имя с псевдонимом (или девизом, качеством, характеристикой и т.п.). Все по кругу представляются двойным именем, затем участникам предлагается встать и поздороваться, двигаясь как угодно таким образом: подходя к кому-либо, протягивает руку – «Привет, тот-то!». «Тот» должен ответить, пожимая руку подошедшему: «Привет, тот-то!» (также можно хлопая в ладоши и т.п.). Потом все рассаживаются и рассказывают, у кого получилось со всеми поздороваться, у кого не совсем, что мешало, какие эмоции, какие имена понравились.

«Распишись»

Цель: познакомить детей, устранить скованность в общении.
Инструкция: дать каждому игроку карандаш и листок бумаги, где написаны все фамилии и имена детей. Затем каждый человек начинает обходить других, стараясь выяснить кто, есть кто. Игроки просят каждого назвать свое имя и фамилию и расписаться. Побеждает игрок, первым собравший полный список имен с правильными подписями.

«Привет!»

Цель: познакомить детей, устранить скованность в общении.
Инструкция: все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Два хлопка, два щелчка»

Цель:
Инструкция: участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки – имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел – тот » прошляпил».

«Падающий лист»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми.
Инструкция: играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.
Если игра проводится на старшем возрасте, то обычно каждый новый водящий еще и делит лист пополам, и так он постепенно уменьшается.

«Одеяло»

Цель: з накомство, установление доверительного контакта с детьми .
Инструкция: участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая » перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

«Солнце светит на того…»

Цель: знакомство, разогрев класса.
Инструкция: все ребята сидят в кругу на стульчиках. Ведущий стоит в центре: «Солнце светит на того…». И называет какой – либо признак, который может объединять ребят, например: «Солнце светит на того, кто приехал в наш лагерь первый раз». Все ребята, кто приехал первый раз, должны встать со своих мест и пересесть на другой стульчик. Задача ведущего: занять место на стуле! Если вдруг, такой человек один, то он меняется местами с ведущим. Во время этой игры вожатый может узнать о ребятах много нового, а ребята друг о друге.

Игры на сплочение.

Когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сотрудничество, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности, и развития внимания.

«Дотронуться до одежды …цвета»

Цель: развитие чувства сплоченности.
Инструкция: играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

«Лавата»

Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.
Инструкция: играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться, как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

«Бесконечное кольцо»

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.
Инструкция: Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

«Пары»

Цель: формирование доверительного отношения друг к другу, развитие интуитивного понимания.
Инструкция: Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину, в таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению. Разговаривать нельзя. Главная задача участников – найти каналы интуитивного понимания партнера, которое всем нам необходимо в жизни среди людей.

«Рукопожатие»

Цель: улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.
Инструкция: выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.)

«Гусеница»

Цель:
Инструкция: группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку сзади стоящему человеку. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди одноклассника. Группа начинает двигаться назад. При этом задний человек начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

«Салки – обнималки»

Цель: формирование у детей доверительного отношения друг к другу.
Инструкция: игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

«Клубочек»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
Инструкция: дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Поварята»

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности.
Инструкция: все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет в блюде: мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д. Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра

«Путаница»

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.
Инструкция: «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

Игры на снятие психо - эмоциональное напряжения.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе. Поэтому следует проводить игры на снятие психо-эмоционального напряжения.

«Круглый ушастик»

Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.
Инструкция: наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом, снимается негативное состояние.

«Ласковые ладошки»

Цель:
Инструкция: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

«Вьюнок»

Цель:
Инструкция: упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, «поднимается» по спине другого ребенка снизу вверх (вьюнок растет, тянется вверх).
Примечание: перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).

«Петушки»

Цель: снять напряжение, успокоить волнения ребенка.
Инструкция: дети выталкивают друг друга в круг диаметром 60–70 см, прыгая на одной ноге, заложив руки за спину (старшие дети), дети помладше могут прыгать на двух ногах, также заложив руки за спину. При выполнении этого упражнения для создания доброжелательного фона можно привлекать спокойных детей.

«Перематывание клубочков»

Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.
Инструкция: два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.
Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины.

«Разрушители»

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Инструкция: вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (кубиками могут быть склеенные и покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту крепость, бросая в нее мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание строить и разрушать.

«Секреты»

Цель :
Инструкция: Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) - манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

«Рваная бумага»

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения .
Инструкция: дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу), складывают все это в большую кучу. Потом можно этой бумагой посыпать друг друга, подбрасывать ее вверх. Предварительно нужно договориться с детьми, что после разбрасывания все вместе будем собирать кусочки бумаги и мыть руки.

«Тесто»

Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение, развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.
Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет, нужно добавить немного воды и хорошо его размять.

«Пушистые рисунки»

Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную основу - картон, фанеру. Ребенок пальцем рисует различные предметы на меху. Это упражнение успокаивает ребенка, снимает напряжение.

Список используемой литературы:

    Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. Ужасно интересно... – СПб, 2000.

    Довыдов К.Д. «Психологические особенности сплочённости коллектива» №4.2005г.

    Каткова Александра. Психологические игры - Игры и упражнения на сплочение коллектива, 2010. Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с.

    Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду, 2010.

    Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал "Воспитатель" N9/2008.

    Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.

УДК 372.3/.4


Кизима И. А.

Учитель начальных классов

МОУ Козьмодемьянской ОШ ЯМР

Игровые технологии как средство улучшения адаптации младших школьников.

Аннотация. Игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения, особенно обучения младших школьников, ведь перейдя на новую ступень образования, при переходе из детского сада в школу, игра, как правило должна присутствовать в жизни школьника. И обучение с использованием игровых технологий будет облегчено для младших школьников, им будет легче адаптироваться в новом для них образовательном учреждении.

Ключевые слова. Игра, адаптация, обучение.

Что пред c т a вляет с o б o й игр a в жизни чел o век a ? Ст o ит ли р a ссужд a ть н a эту тему или, следуя известн o й п o сл o вице Делу время – п o техе ч a с, р acc м a трив a ть игру к a к потеху, к o торая имеет пр a во на минимум др a гоценного времени. Ответ на этот вопрос н a йдём в р a ботах психологов и пед a гогов. Обр a тимся к труду выд a ющегося учёного-психолог a Л. С. Выготского «Пед a гогическая психология». Одн a из гл a в этой книги содержит исследование пед a гогического зн a чения игры.

« …Уже давно обнaружено, - пишет Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. …Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.» [ 1, с. 262 ]

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей деятельности».

Интересная игра умственную активность ребенка повышает, и он может решить более трудную задачу, так же игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Очень часто игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Это делает игру важным средством создания направленности ребёнка, которая начинает складываться ещё в дошкольном возрасте.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения, особенно обучения младших школьников, ведь перейдя на новую ступень образования, при переходе из детского сада в школу, игра, как правило, присутствует в жизни школьника. И обучение с использованием игровых технологий будет облегчено для младших школьников.

Исходя из этого и опираясь на труды Л.С. Выгодского, мы задумались над тем, а какие игры могут помочь в проблеме адаптации младших школьников в нашей местности. Ведь Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования, и адаптация детей в младшем школьном возрасте должна быть постепенной.

Развитие активных форм мышления детей дошкольного и школьного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание мощного ресурса, своего рода « интеллектуальной бомбы» будущих поколений. Сегодня каждый педагог и руководитель осознаёт, что современных детей надо учить по – новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологиях.

Главная задача, которую должен решать детский сад – формирование детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, помять, логическое мышление, воображение. В решении этой задачи нам помогут игры Воскобовича, так как основными целями занятий с использованием игрового материала Воскобовича являются:

    Развитие у ребёнка познавательного интереса и исследовательской деятельности; наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;

    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;

    Развитие мелкой моторики;

    Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлений.

Используя в учебной деятельности игры Воскобовича, в начальной школе сокращается через игровую деятельность адаптационный период, происходит мотивированность к учебным действиям, возможность активировать содействия в освоении азов изучаемых предметов (математики, русского языка, обучение чтению). Во внеурочной деятельности игровой материал Воскобовича используется для интеллектуального развития личности ребёнка, как дополнение к уже существующим программам. Особое внимание во внеурочной деятельности с использованием игр отводится развитию творческих способностей детей, развитию вариативного мышления.

Таким образом, чтобы облегчить процесс адаптации ребёнка при переходе из МДОУ в школу мы видим в применении игровых технологий.

Данные игровые технологии практически не используются в детских садах и школах Ярославского муниципального района, но как показывает практика нашей области и других регионов, использование игровых технологий даёт положительные результаты в развитии детей по различным образовательным областям, в том числе в реализации поставленных целей и задач ФГОС.

В связи с этим нашей основной целью стало постепенное внедрение игр Воскобовича в урочную и внеурочную деятельность младших школьников, обеспечивающих успешность ребёнка в овладении различными видами деятельности, средствами игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей в условиях развития ФГОС и улучшить адаптацию младших школьников, особенно при переходе из МДОУ в школу.

Библиографический список

1. Выгодский Л.С. Педагогическая педагогика /. - М.: Просвещение, 1999. – 536 с.