Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни. Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Педагогическая технология относится к продуманным до малейших деталей моделям комплексной педагогической деятельности, включая проектирование, организацию и проведение обучения.

В наше время интенсивно происходит разработка новейшей системы в образовании, направленной на мировую систему. Данный процесс характеризуется изменениями в педагогическом мышлении и практике образовательного процесса. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом.

С учетом глобальной перестройки каждый учитель должен уверенно ориентироваться в данном спектре современных новшеств. К ним относятся инновационные технологии, идеи, школы, направления. На сегодняшний день грамотный педагог обязан постоянно пополнять свои знания в связи с масштабной реорганизацией школьного образования. Реализация современных педагогических технологий может произойти исключительно в инновационной школе.

Инновационная школа является учебно-воспитательным заведением, образование которого построено на уникальных идеях и технологиях. Кроме того относится к новым образовательным практическим учреждениям.

Инновационная школа считается полисистемной организацией, которая имеет в своем составе учебную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и научную деятельности. Подобные современные школы в основном основываются на базе уже существующих учебных учреждений, параллельно разрабатывая и внедряя оригинальные технологии для выполнения своей первоначальной функции – обеспечение знаниями. Также подобные школы учитывают разные формы общения школьников, педагогов и родителей.

Для того чтобы школа называлась инновационной, она должна отвечать некоторым стандартам и иметь определенные направления в образовательной системе. Например, инновации включают в себя оригинальные авторские идеи и гипотезы относительно изменения учебного процесса.

Альтернативность характеризуется отличием каких-либо главных составляющих учебного процесса (цели, содержание, методы – единый школьный дневник, или средства) от общепринятых устаревших в обычных школах. Концептуальность образовательного процесса подразумевает использование в уникальной модели философского, психологического, социально-педагогического и других направлений.

Социально-педагогическая цель основывается на соответствии школьного образования социальным требованиям. Наличие результатов должно указывать на правильное направление движения инновационной школы. Благодаря им возможна оценка деятельности подобных учреждений. В наше время школьное образование использует разные учебные инновации. Они зависят от традиций и статуса учебного учреждения. Таким образом, можно выделить некоторые современные технологии, которые наиболее часто применяются для учеников.

Введение информационно-коммуникацонных технологий в предметное обучение включает интеграцию разных областей и использованием информатики, что в дальнейшем обеспечивает информатизацию сознания учеников и понимание процесса в нынешнем обществе, особенно для его будущей профессии.

Существенную роль играет осознание новой тенденции информатизации учебного учреждения, начиная со знакомства школьников с начальными сведениями о информатике и заканчивая использованием компьютерных программ с целью более углубленного изучение предметов. В результате происходит глобальная перестройка учебного процесса благодаря введению компьютерных технологий с изменением структуры и содержания образования.

Кроме того в дальнейшем после окончания школы ученики имеют возможность с легкостью приступить к работе с применением инновационных технологий. В процессе внедрения данных инноваций были проведены исследование и контроль над успеваемостью.

Были подведены итоги, что открытый тип информационной среды в школе включает разные формы образования на расстоянии и существенно увеличивает стремление школьников к изучению предметов и наук, особенно с применением методов проекта. Также информатизация образования сняла психологическое напряжение общения между школьником и педагогом с помощью внедрения новых методов контроля над оценками (например, единый школьный журнал).

Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по предметам в школе и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в желаемой ВУЗ и получение любимой специальности.

Используя, например, электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, они могут в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь ученики вряд ли смогут сказать, что задания на дом не было. Кроме того учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний.

Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того сами родители смогут вносить свои коррективы в тематику собрании, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы. Доступ ко всем оценкам каждого ученика есть только у педагога, поэтому родителя доступна информация исключительно о своем ребенке. Также онлайн могут проводиться тестирования родителей на определенную тему для составления статистики и учета некоторых пожеланий по усовершенствованию школьного образования.

Современные технологии в школе позволяют облегчить контроль над успеваемостью школьников и обеспечить их необходимой учебной информацией. Благодаря введению электронных книг ребята могут использовать их в любое время, не нося при этом десяток книг в рюкзаке.

Однако для того чтобы образовательный процесс проходил в нужном направлении следует подобрать определенный планшет или книгу, которая не будет отвлекать школьника имеющимися играми или доступов к интернету. За этим должны следить родители при покупке электронной книги.

Несмотря на все положительные стороны инновационных разработок в отрасли школьного образовании, все-таки стоит обратить внимания на некоторые нюансы. Используя электронный дневник, родители не имеют непосредственного контакта с педагогом. Через данное нововведение нельзя рассказать полностью об успеваемости и дисциплине школьника.

Только при общении в реальной жизни можно узнать о реальной ситуации в школе. Также с использованием компьютеризированных новшеств школьники подвергаются негативного влияния на зрение и осанку. Конечно, в наше время существуют определенная защита для глаз и разрабатываются специальные «невредные» экраны, однако ученики большей частью обучения связаны именно с компьютером, что не всегда хорошо.

Инновационные технологии в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Так, ранее при выполнении домашнего задания ученики использовали только выданную им литературу в школьной библиотеке. В то время как сейчас им доступна вся сеть интернета.

В связи с этим желающие хорошо учиться и добиться поставленных целей имеют хорошую возможность осуществить задуманное. Что касается более «ленивых» учеников, то здесь либо родители должны убедить в необходимости школьного образования, либо педагог находит нужную тропинку к познанию ученика, либо он самостоятельно с течением времени начнет осознавать пользу начального обучения. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Ни одна компьютеризованная технология и новшество не способны заменить общение школьника с опытным педагогом. Ведь только при непосредственном контакте можно узнать все непонятное и много интересного для себя. Таким образом, полученный опыт от внедрения инновационных технологий доказывает эффективность примененных методов, которые располагают огромным арсеналом новшеств.

В заключение стоит отметить, что, конечно, успех школьного образования зависит напрямую от желания педагогов обучать школьников и стремления последних к достижению желаемых целей.

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования

акимата Тарановского района»

Районный Методический совет

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

февраль 2014 год

зам. дир. по УВР Боксбергер И.В.

2013-2014 учебный год

«Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы»

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.

Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Современная школа многого требует от учителя - и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Понимая, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться в школе.

Именно поэтому выбирая методическую тему школы, мы остановились на теме «Использование инновационных технологий, компетентностный подход в обучении как средство повышения качества обучающихся». Понимая всю важность вопроса применения инновационных технологий в школе разработали тематику педагогических советов: «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» /август/, «Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы» /ноябрь/, «Качество образовательной среды предпрофильной подготовки и профильное обучение с учетом естественно-математического направления учебного процесса в рамках 12-летнего образования» /январь/, «Инновационные методы в обучении и воспитании личности» /март/, «Определение уровня эффективности и показательной работы педколлектива школы по проблеме повышения качества образования» /май/. Профессиональная компетентность учителя формируется через различные виды деятельности посещение семинаров, конференций, открытых уроков, мастер-классов. Это позволило использовать инновационные технологии, которые способствует повышению профессиональной компетентности, методического уровеня педагогов, что особенно актуально для молодых педагогов, влившихся в коллектив в этом учебном году.

Проведен районный семинар на базе школы «Формирование функциональной грамотности на уроках через использование инновационных технологий», главная цель которого было формирование функциональных навыков компетентностной личности как ключевого ориентира для совершенствования качества образования в условиях школы. На семинаре было дано 12 открытых, показательных уроков, на которых учителями были продемонстрированы способы формирования функциональной грамотности школьников, развитие ключевых и предметных компетенций обучающихся /февраль 2014г/. В школе были проведены мастер - класс «Как я реализую на своих уроках компетентностный подход в преподавании предмета», где учителя школы делились опытом своей работы по реализации компетентностных подходов в своей педагогической деятельности /апрель 2013 год/, результатом проведенного мастер - класса «Проектирование заданий на развитие функциональной грамотности школьников» /январь 2014год/ стала разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам; круглый стол «Компетентностнный подход в преподавании предметов» помог преподавателям школы разработать систему мер по формированию ключевых компетенций учащихся в образовательной среде /апрель 2013г/, заседания МС «Инновационные технологии в преподавании» позволило учителям более подробно познакомиться с инновационными технологиями.

Наша школа имеет возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Учителя школы стараются работать в инновационном режиме, применяют информационно-коммуникационных технологии, работают с одаренными детьми.

Учить детей учиться - важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.

Современные образовательные технологии, использованные учителями на уроках:

. Информационно- коммуникационные технологии . Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Все активнее применяют учителя школы на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, уроки становятся более интересными, познавательными. Учителя и учащиеся умело отбирают информацию по своему предмету, используя дополнительные Интернет ресурсы, что способствует строить процесс общения на уроке более эффективно. ИКТ применяется на уроках всеми учителями школы. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

. Личностно- ориентированное обучение . Применяется учителями на уроках русского языка, литературы (Гордиенко В.И.), биологии и географии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языка (Бексултанов А.С., Жуманазаров Т.Б.), математики (Уркумбаева Г.М., Марущак Е.А.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), истории (Баянова И.А.), физкультуры (Байер В.Н.). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

. Проектно - исследовательская технология . Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя, планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В результате выполнения проектов должен быть конкретный результат, готовый к внедрению. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема − то конкретное решение, если практическая − конкретный результат. Метод проектов применяется учителями на уроках английского языка (Бексултанов А.С.), химии (Боксбергер И.В.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), информатики (Жуманазаров Т.Б.).

. Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям учащихся, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим школьника. Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Результатом данной технологии является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, школе. Здоровьесберегающие технологии применяются учителями школы на всех уроках, это утренние зарядки, физминутки, подвижные игры на переменах (КПП, начальные классы).

. Технология критического мышления через чтение и письмо . Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочнность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Обучающийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Применяется на уроках русского языка и литературы (Семенкевич В.А., Шварцкоп В.Ю.), химии (Боксбергер И.В.), истории (Баянова И.А.), в начальных классах (Громада Л.П., Чайка М.В., Савченко Л.В.)

. Блочно - модульная технология . Блочно-модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащегося. При организации блочно-модульн6ого обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Эта технология применяется учителями на уроках русского языка (Гордиенко В.И.), биологии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языков (Бексултанов А.С., Альжанова Р.С.), физики (Абенова А.А.).

. Игровые технологии . Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках, в классах предшкольной подготовки, начальном звене.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главное для педагога - увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Уже сейчас мы имеем результаты: /2011-2012 учебный год: 3 место в области Егоренко Анна (11кл) с проектом «Я и ЧС»; 2012-2013 учебный год: участие в конкурсе мультимедийных проектов - 3 место в районе и 3 место в области заняла Головко Юлия (8кл) с работой «Моделирование первого этажа школы» /учитель Жуманазаров Т.Б./, конкурс творческих проектов «Я и ЧС» 2 место макет «Пожар» - Огибалов Илья, Сафонов Алексей - 8 кл.

В школе наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий не только на уроках по предметам, но и в обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников, это позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, школы в целом.

Развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы. Можно проследить динамику роста качества знаний за три года:

Учебный год

Отличники

Хорошисты

Качество

Успеваемость

2013-2014 1 четв

2013-2014 2 четв

В ходе анализа были сделаны следующие выводы :

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

70% учителей прошли курсы повышения квалификации. / За первое полугодие 2013-2014 учебного года 6 учителей школы прошли курсы переподготовки: молодые педагоги по темам «?аза? тілі ?дебиеті саба?тарын о?ытуда а?паратты? ?аза? коммуникативтік технологияларды?олдану м?мкіндіктері» Айдаркулова А.Н, «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении» Баянова И.А., «Эффективное использование специализированного кабинета в обучении предмету» Досмухамбетова Ж.А; «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы» Боксбергер И.В., «Современные библиотечно-информационные технологии в деятельности школьных библиотек» Поплавская С.А. (библиотекарь), «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучение английскому языку» Сейдалинова С.Е.

Учителями школы в этом учебном году посещались районные и областные семинары.

70% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью.

Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создаются презентации к урокам.

Широкое внедрение ИКТ в воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Основными направлениями воспитательного процесса, по которым работает школа являются:

1. Нравственно- правовое воспитание.

2. Культурно- просветительское воспитание.

3. Общественно-патриотическое.

4. Физкультурно-оздоровительное.

5. Работа с родителями.

6. Трудовая деятельность.

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий - это появление у учащихся интереса, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Области применения и возможности ИКТ в воспитательной работе:

Организация воспитательного процесса в классе.

Документальное обеспечение воспитательного процесса.

Разработка и проведение классных часов.

Разработка и проведение внеклассных мероприятий.

Работа с семьей и проведение родительских собраний.

Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя.

При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете.

ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, но и в воспитании.

Современные инновационные технологии в школьном образовании

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Мечта любого преподавателя – инициативные, самостоятельные, способные, творческие, активные, целеустремленные ученики на уроке. Можно продолжать и продолжать этот список. А что мы видим на практике?
Как ответил один первоклашка за несколько дней до первого сентября на вопрос – хочет ли он идти в школу – нет, там будет нудно! И это сказал ребенок, который готов к школе — умеет читать, писать, умеет трудиться, он усидчив, растет в атмосфере добра и любви и имеет заинтересованных родителей, которые занимаются с ним.

Почему «нудно»? – мы выясним в другой раз. А сегодня поговорим о творческой активности учеников и применении инновационных технологий обучения для активизации творческого процесса на уроке.

.
Инновационные и интерактивные технологии

Творческая деятельность не возможна без качеств, перечисленных выше – это инициативность, волевые усилия, активность, самостоятельность, и, конечно же, наличие творческих способностей.
Но давайте вспомним свое обучение в школе, обучение наших детей и внуков. Вывод — творческая активность учащихся заключается в исполнении требований преподавателя, а в остальном мы видим пассивность детей. Однако мы понимаем, что для приобретения знаний требуется активность учащихся. Поэтому цель и учителей, и родителей учеников – активизация работы детей на уроке. Сегодня мы поговорим о том, что может сделать учитель в этом направлении.
Учитель, конечно же, должен постараться вызвать интерес у ребенка, а интерес – это уже желание учиться, познавать новое. Это задача для учителей, заинтересованных в получении учениками качественных знаний. А для этого нужны опыт, желание обучать и обучаться самому, высокие профессиональные и личностные качества учителя.
Чтобы улучшить учебный процесс, следует применять инновационные и интерактивные технологии. Что же это такое? Что скрывается за этими мудреными словами?
Давайте разберемся!

Инновация – что это?

Термин «Инновация» появился в начале 90-х годов 20 века и получил распространение среди учителей. Само слово «инновация» означает «обновление» процесса в обучении. Чем же отличается инновационное обучение от обучения традиционного? Из объяснений следует, что традиционное обучение – это усвоение определенного уровня знаний, изучение конкретного предмета. Цель инновационного обучения – развитие учащегося, в первую очередь, как личность. А фундаментом в обучении выступает приобретаемый учеником опыт. Задача инновационного обучения – вовлечь ребенка в творческий процесс, развить его активность и способности.Инновационное обучение как система

Инновационное обучение предусматривает следующие моменты:

— Цель – развитие ученика как личности
— Активизация форм мышления ученика
— Учитель и ученик выступают равноправными участниками, взаимодействующими в учебном процессе
— Демократический стиль в общении преподавателя и ученика
— Поощряется инициатива детей, проявление фантазии, способность выражать свои мысли и суждения, привлечение опыта учеников
— Освоение материала основано на творческих заданиях
— Формирование у ребенка чувства самоуважения, уверенности в своих силах и возможностях
— Выработка мотивации учеников для успешного обучения и развития

.
Формы работы инновационного обучения

Формами работы в инновационном обучении применяются как индивидуальные, так и групповые. При работе в группе привлекается небольшое количество учащихся, чтобы дети чувствовали свою индивидуальность, а с другой стороны – учились понимать ценность коллектива, умели работать в команде и принимали общее решение при выполнении определенных задач.
Используя индивидуальные формы обучения, следует проявлять больше доверия ученику, вырабатывать у него чувство ответственности за выполнение конкретных задач и стремление к результативности.
И в индивидуальных, и в групповых формах следует активнее включать в работу опыт учеников, а также использовать в обучении задания, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.

.
Интерактивное обучение

Разновидностью инновационного обучения является интерактивное обучение. В переводе с английского интер – взаимный, акт – действовать. То есть, интерактивный – это способный к взаимодействию.
Цель интерактивного обучения – создание активного обучения, при котором ученики учатся думать, принимают самостоятельно решения, понимают суть явлений, умеют выражать свою точку зрения. И главное, они учатся находить необходимую информацию, анализировать, сравнивать и применять на практике.

Чтобы внедрять в обучение интерактивные технологии, от учителя требуется качественная подготовка к уроку и планирование учебного процесса – оформление и составление конкретных заданий и вопросов к ним, обширные знания по изучаемой теме, умение организовать работу. И при этом иметь актерский талант для того, чтобы увлечь детей. Как правило, интерактивные уроки вызывают интерес и мотивацию у учащихся, дети активно вовлекаются в учебный процесс, исчезает закомплексованность и пассивность нерадивых учеников. Дети становятся более эмоциональными и открытыми.

Применяя интерактивные технологии, учитель должен определиться со следующими моментами:
— объяснить ученикам суть изучаемой темы, спрогнозировать результаты урока
— выявить мотивацию изучения данного материала
— изложение информации
— основная часть урока – интерактивные упражнения
— подведение итогов, результативность урока

Упражнения, используемые инновационными технологиями

Если подвести итог вышесказанного, инновация – это обновление процесса обучения.
Примером инновационного обучения являются нестандартные уроки. Уроки, тесно связанные с использованием интерактивных методов.
Интерактивное обучение — с английского — интер — взаимный, акт — действовать — способный к взаимодействию, диалогу.

Пример нестандартных уроков

1 Задания для выполнения учениками:

— обсуждение текста, прочитанного дома
— ученик анализирует выступление другого ученика
— в группе подготовить вопросы учителю или ученику, а для этого, естественно, нужно знать самим ответы на эти вопросы
— ученики оценивают ответ своего товарища, как вариант – оценивают друг друга
— сравнить ответы, записанные на конкретные задания

2 Ролевая, или как еще говорят, деловая игра.

Для этой формы работы необходимо умение принимать решения, которые базируются на своем опыте и знаниях. В рамках ролевой игры продумываются и предлагаются ученикам проблемные ситуации, приближенные к условиям жизни. Урок должен иметь конкретный подготовленный сценарий.

3 У рок-семинар

Это итоговый урок, который обобщает изучение конкретной темы. На уроке закрепляются полученные знания, и проверяется их усвоение учениками. Обычно на уроке-семинаре применяется форма работы в малых группах как интерактивный метод. Группа учащихся принимает решение по заданию, данному учителем, и приводит доводы своей позиции.

4 Урок КВН

Когда-то очень популярна была передача Клуб весёлых и находчивых. Создавались команды различных организаций и учебных заведений и состязались между собой — кто более умный и сообразительный. И до сих пор эта форма досуга любима студентами и учащимися. Урок КВН можно проводить для повторения материала. Когда материал хорошо выучен и закреплен, на первый план выходит творческий процесс – умение изобретательно преподнести ответ, быстро мыслить, работать в коллективе, и что очень важно – умение слушать других и подчиняться коллективному разуму.

5 Брейн-ринг

Этот урок можно провести как внеклассное мероприятие. Ученики разделены на команды. Каждой команде дается задание, на который они должны дать ответ. Время принятия решения ограничено. Для проведения мероприятия готовятся столы для каждой команды и сигнальные устройства.

6 Урок-беседа за круглым столом

Заранее участники получают список литературы и темы, необходимые для изучения. Группа учеников, которые изъявили желание, образуют команду. Они отвечают на вопросы, сформулированные остальными учащимися. Вопросы передаются ведущим, а ведущие мероприятия уже зачитывают и дают задание основной группе учеников.

7 Мозговой штурм

Этот интерактивный метод дает возможность продуктивно работать в команде – участвовать в коллективном обсуждении, при этом каждый может высказать свою точку зрения. При проведении мозгового штурма следует объяснить условия – каждый высказывается, говорит все, что приходит в голову, отсутствует критика по поводу высказываний других участников. Следует внимательно слушать каждого выступающего, развивать их мысли и идеи.

Команда получает задание – принять решение по конкретной ситуации, необходимо высказывать свои идеи, продолжать, пока не закончатся выступления, не комментировать и не высмеивать
никакие, даже самые нелепые предположения, поощряя тем самым активность и творческое мышление учеников.
Затем заслушивается выступление капитана, который озвучивает окончательное решение команды.
Учитель оценивает ответ и обсуждает высказанные мысли и идеи.

8 Собственная позиция

Собственная позиция — это дискуссия. Рекомендуется проводить при изучении нового материала. Выслушиваются различные мнения, высказываемые учащимися. В конце урока, после того, как учитель объяснил изучаемую тему, можно сравнить суждения до и после ознакомления с темой.

9 Микрофон

Эта форма работы приучает учеников коротко и четко высказывать свое мнение, развивает скорость реакции, так как необходимо активно реагировать на поставленные вопросы. Говорит только тот учащийся, у которого находится микрофон, остальные – внимательно слушают.

Вот такие формы работы можно применять для активизации творческого процесса на уроке.

С уважением, Ирина Анищенко

И будущее уже наступило
Роберт Юнг

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»
(Коко Шанель)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема - превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

. Совокупность приёмов - область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

. Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

. Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v Информационно - коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

v Технология мастерских

v Кейс - технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационно - коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач :

· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

2) Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

3). Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х - 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1. характеризуется высокой коммуникативностью;

2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

4. основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

4). Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

v строят гипотезу,

v намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

v аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения : способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5). Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3. По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4. По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5. По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

§ стимулируется познавательная деятельность

§ активизируется мыслительная деятельность

§ самопроизвольно запоминаются сведения

§ формируется ассоциативное запоминание

§ усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

6). Кейс - технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Кейс-технологии - это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс -технологий в начальной школе у детей происходит

· Развитие навыков анализа и критического мышления

· Соединение теории и практики

· Представление примеров принимаемых решений

· Демонстрация различных позиций и точек зрения

· Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Перед учителем стоит задача - научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

· анализировать информацию,

· сортировать ее для решения заданной задачи,

· выявлять ключевые проблемы,

· генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

· Получают коммуникативные навыки

· Развивают презентационные умения

· Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

· Приобретают экспертные умения и навыки

· Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

· Изменяют мотивацию к обучению

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

· метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

· метод инцидента;

· метод ситуационно-ролевых игр;

· метод разбора деловой корреспонденции;

· игровое проектирование;

· метод дискуссии.

Итак, кейс-технология - это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

7). Технология творческих мастерских

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно - урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.

Мастерская - это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель - мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель - мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением.Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика - способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) - это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма - всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция - разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция - воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация - это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю - мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование - это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа - инсайт (озарение).

Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

8). Технология модульного обучения

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ""модульное обучение"" связан с международным понятием ""модуль"", одно из значений которого - функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных взаимодействий между педагогом и учащимися.

Основная цель современной школы - создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Модульное обучение - альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Алгоритм построения учебного модуля:

1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.

2. Выявление учебных элементов темы.

3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.

4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.

5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.

6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.

7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.

8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Разработать модульную программу, состоящую из КДЦ (комплексно -дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели:

1. Структурировать учебное содержание в определенные блоки.
Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания ученикам и ориентация на его использование в практике.

2. Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.

3. ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе выделяются УЭ (учебные элементы).

Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.

2. Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).

3. Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

9). Здоровьесберегающие технологии

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетомосновных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

10). Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  • Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2. один из учителей может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом;

3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный

2. Исполнительный

3.рефлексивный.

1.планирование,

2. организация творческой группы,

3. конструирование содержания урока,

4.репетиции.

Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию . Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

11). Традиционная технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

Группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

Основной единицей занятий является урок;

Урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение, однообразие

Нерациональное распределение времени урока

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)

Слабая обратная связь

Усредненный подход
отсутствие индивидуального обучения

Уровни овладения педагогическими технологиями

овладения

На практике

оптимальный

Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе

Целенаправленно и систе-матически применяет техно-логии обучения (ТО) в своей деятельности,творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике

развивающийся

Имеет представление оразличных ПТ;

Обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения

В основном следует алгоритму технологии обучения;

Владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью;

Использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы

элементарный

Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ;

Выстраивает отдельные технологические цепочки, нопри этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока;

Уклоняется от обсуждения

вопросов, связанных с ПТ

Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно;

Придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения;. допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать,что какая-то из них лучше,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

Интернет и литература.

1).МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 - 2002.

3).Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

4). Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001