Интересные факты о легендарном самолете Конкорд (Concorde). Сверхзвуковой пассажирский самолет "Concorde"

Самолет «Конкорд», в переводе с фр. - «согласие». «Конкорд» - сверхзвуковой гражданский самолет французско-британского производства. Сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» появился благодаря объединению национальных проектов по разработке сверхзвуковых гражданских лайнеров. Тех, кого можно выделять, как ярких представителей проекта - французские Sud Aviation и SNECMA, английский BAC и британский Rolls-Royce.

Было собрано два десятка самолетов, девять из которых были отданы компаниям Air France и British Airways. В дальнейшем у этих компаний было по семь самолетов Конкорда, в течение 27 лет эти самолеты перевезли больше трех миллионов людей, а время составило более двух сотен тысяч часов.

Первый полет Конкорда произошел в 1969 году, и спустя 7 лет его начали эксплуатировать.

Летом в 2000 произошла авиакатастрофа с Конкордом, где погибло больше сотни человек, после чего использование лайнеров остановилось на 1,5 года, а еще через полтора - их перестали использовать Air France и British Airways из-за увеличения стоимости на топливо.

Начало разработки СПС приходится на вторую половину XX века. Как только появились сверхзвуковые бомбардировщики, резко встал вопрос об организации пассажирского транспорта, который преодолеет звуковой барьер. Активно этим вопросом занимались четыре страны: Советский Союз, Соединенные Штаты, Франция и Великобритания.

История рассказывает, что в 56-м был создан госкомитет Великобритании, который отвечал за создание СПС. В задачах стояло разработать программу, по которой станет возможным создание сверхзвукового транспорта. Спонсором данного проекта по большей части стало правительство Англии. Финал программы - самолет на сотню пассажиров, способный побороть сверхзвуковой барьер и максимально быстро пересечь Атлантику. В 1962 г. первая спроектированная модель подобного самолета получила название Бристол 233.

Bristol имел четыре силовых установки, дельтавидное крыло, и вмещал в себя сто десять пассажиров.

Чуть позже во Франции тоже началась схожая программа, и также при поддержке правительства. Французы не мыслили столь глобально, как англичане. Они не планировали вместить слишком много людей в самолет, и отправлять его на далекие расстояния. Им хотелось создать среднемагистральный сверхзвуковой лайнер, который будет летать над Европой. Сам самолет по проекту оказался не сильно отличным от английского брата - вес, размер и цели были очень похожи. Единственная существенная разница в крыле - у французов дизайн крыла планировалось сделать оживальной формы.

Денег уходило колоссальное количество, задачи и желания росли, поэтому пришлось искать на этот проект партнеров. В 61-м ВАС предложил Sud Aviation совместную разработку СПС лайнеров. Правда возникло непонимание, так как конечные цели у Англии и Франции расходились. Поэтому все обсуждения перешли на государственный уровень, благодаря чему, через год удалось подписать соглашение о начале совместной работы над общей целью. Критерии оставили английские - сверхзвуковой авиатранспорт вместимостью в сотню пассажиров и увеличенная дальность полета.

Языковой барьер не позволял делать работу согласовано. Да, у каждой стороны оказались свои единицы измерения, но французская сторона неплохо знала английский, а размеры писались сразу в двух системах, чтобы каждой из сторон было легче.

С 62 по 66 года создавался этот проект. Было рассмотрено огромное количество идей, и в конечном итоге выбран проект «бесхвостка» с четырьмя силовыми установками и крылом оживальной формы. За год до окончания проектирования партнеры начали строить свой первый экземпляр.

В Тулузе и Бристоле появились первые Конкорды. Во Франции самолет был готов к началу 69-го года, и свой первый полет он совершил уже весной, с аэродрома, где и был собран. Правда на нем не было сверхзвукового оборудования, поэтому проверить аппарат целиком в действии не представилось возможным. Летом того же года английский самолет впервые воспарил в небо.

В мае французский «Конкорд» представили в Ле Бурже, и в начале октября он наконец-то преодолел скорость звука на протяжении девяти минут. С наступлением нового года заводские испытания закончились, и самолеты отдали на доработку. В течение года на них устанавливалось все нужное оборудование и тестировалось в воздухе. Летом 71-го года все испытания для прототипов были закончены, «Конкорд» подтверждал заданные параметры проекта.

В конце года в Англии взлетел в небо первый предсерийный «Конкорд», он уже сильно отличался от прототипов: более длинный, более тяжелый, с мощными двигателями и измененным крылом. В январе 73-го французский предсерийный «Конкорд» также почувствовал ветер под своими крыльями. Все предсерийные испытания длились вплоть до конца 74-го, что позволило лайнеры довести до конечной модификации и увеличить скорость больше чем в два раза!

Производство

Производство самолета также было разделено между партнерами. Во Франции изготавливались:

  • центральная часть фюзеляжа;
  • крыло;
  • элевоны;
  • автопилот;
  • оборудование, куда входила система кондиционирования, радиооборудование, система управления и навигации;
  • носовое шасси;
  • сопла СУ, система реверса тяги, форсажные камеры.

В Англии производились:

  • двигатели;
  • перед и хвост фюзеляжа;
  • противопожарная, электрическая, топливная и противообледенительная системы;
  • кислородное оборудование.

В Испании изготавливались шасси.

Полный сбор самолетов опять же происходил как в Тулузе, так и недалеко от Бристоля.

Первый серийный «француз» взлетел в декабре 73-го, и через пару месяцев такой же «англичанин» покорил небо . Серийных Concorde было всего шестнадцать, два из которых никогда не были коммерческими, их использовали исключительно для тестов и сертификации. После лета 1980 года производство было остановлено.

Почему перестали выпускать самолет?

Сейчас многие интересуются, почему сняли с производства, такой самолет. Некоторые считают, что его сняли с производства из-за ряда катастроф, которые, спустя двадцать лет эксплуатации, стали возрастать. Другие считают, что это из-за экологической составляющей и ударной волны. В Штатах, например, запрещено таким самолетам летать над сушей.

Но все это в корне неверно. Самолет просто в корне оказался нерентабельным. Относительно небольшие расстояния, на которые он рассчитан, заставляют его совершать посадки и делать дозаправки, что экономически не выгодно.

С другой стороны, у пассажиров спрашивали, сколько, по их мнению, стоит билет. Т. к. большая часть людей - это бизнесмены, которым билеты оплачивает фирма, то они себе слабо представляли стоимость такого путешествия. На тот момент билет стоил четыре тысячи долларов, а люди, которые летали «Конкордом» предполагали, что стоимость в среднем от семи тысяч долларов. То есть если бы цену на полет повысили почти в два раза, то для авиакомпаний это было бы более чем выгодно. Почему-то так не сделали, это остается загадкой.

Конструкция самолета

Самолет Concorde предназначен для долгого полета на сверхзвуковой скорости. «Конкорд» сделан из алюминиевого и никелевого сплавов, стали и титана. Фюзеляж имеет форму овала, вытянутого в высоту, изготовлен их жаропрочных материалов. Делится на три части. В носу находится кабина пилотов. Кабина и отделение с пассажирами герметичны. В хвостовой части фюзеляжа находятся секция для багажа, бак для топлива и кислородные системы.

В носу находится обтекатель, который дополнительно защищает стекло пилотов во время сверхзвукового полета. Эта конструкция опускается во время взлета и посадки, чтобы обеспечить пилотам подходящий обзор. Крыло кессонное, многолонжерное, собирается из многочисленных частей, что облегчает конструкцию.

Силовая установка представлена в виде четырех турбореактивных двигателей с форсажной камерой Олимпус 593. Форсаж дает примерно десять процентов к общей тяге, что использовалось при подъеме в воздух и выхода на сверхзвуковую скорость. СУ размещены парами под крылом, в гондолах.

Эти силовые установки управляются автоматически электронной системой, но есть и резервное управление. Вспомогательные двигатели не предусмотрены. Трехстоечное высокое шасси из-за больших углов атаки. Основное шасси убирается в фюзеляж, как это видно на фото.

Тормоза дисковые, управление ими через электронную систему. Топливная система представлена семнадцатью баками, рассчитанными чуть больше чем на 119 тонн топлива. Также на борту имеются пять балансировочных баков для размещения в них тридцати трех тонн топлива. Они позволяли сместить центр тяжести самолета во время перехода на сверхзвуковую скорость. За топливную систему, ее управление, полностью отвечал бортинженер.

Электроника лайнера позволяла посадить «Конкорд» в сложных метеорологических условиях, выполнить автоматическую посадку, совершить перелет через океан, автопилот держал под контролем в случае необходимости весь полет от взлета и до посадки.

Вконтакте

Этот самолет всегда считался символом достатка и роскоши. Если ты мог себе позволить полетать на Конкорде, значит, жизнь удалась. Жаль, но из-за слишком больших расходов в свое время эксплуатация Конкордов оказалась убыточной. В итоге самолет был снят с эксплуатации в 2003 году. И, тем не менее, до сих пор это название ассоциируется с верхом роскоши, крутизны и успеха.

  • В процессе выполнения полета самолет Конкорд разгонялся до скорости 2150 км/ч, при этом фюзеляж нагревался до 127 градусов Цельсия, ограничение скорости было вызвано именно тепловым нагревом. Фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см, в связи с тепловым расширением конструкции.
  • В носовой части фюзеляжа расположен обтекатель в виде конуса, который мог отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлете, посадке и рулении. В обтекатель встроено подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полета.
  • Топливная система Конкорда достаточно сложна, и помимо своей основной функции служит также для перебалансировки самолета при переходе звукового барьера. Топливная система включает в себя 17 топливных баков общей емкостью 119280 литров. При достижении околозвуковой скорости, насосы топливной системы перемещали около 20 тонн топлива из передних балансировочных баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолета на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полета.
  • Для повышения надежности авиалайнер Конкорд оборудован тремя самостоятельными гидравлическими системами, двумя основными и одной резервной, которые различались по цветам – зеленая, синяя и желтая.
  • Конкорд был первым самолетом, на котором применили электродистанционную систему управления: органы управления формировали сигналы, которые передавались к исполнительным гидравлическим элементам. При этом все же существовала автономная механическая система управления по средствам тросиков и тяг, оборудованных гидроусилителями.

  • К 1972 году различные авиакомпании по всему миру разместили заказов на 74 Конкорда, однако ряд факторов помешал этому. В частности, нефтяной кризис 1973 года привел к удорожанию топлива. Также появление самолета Боинг-747 делало авиаперевозки более бюджетными и возрастала роль стоимости билета, а не скорости перевозки. По этой причине большинство авиакомпаний отозвали свои заявки, и было продано лишь 5 самолетов авиакомпании British Airways и 4 Air France, оставшиеся 4 самолета из 14 серийных были предложены им же по цене 1 фунт стерлингов.
  • Самолет Конкорд не следовал на определённой высоте, как обычные авиалайнеры. Поскольку на высоте полета Конкорда не было никакого воздушного движения, использовался более выгодный режим полета - постоянный набор высоты по мере облегчения самолета из-за выработки топлива. Полет а этом режиме осуществлялся полностью автоматически.
  • Авионика Конкорда позволяла в автоматическом режиме осуществлять посадку и трансатлантический перелет практически в любых погодных условиях.

  • За все время эксплуатации Конкорд показал высокую надежность, единственная авария повлекшая катастрофу 25 июля 2000 года в Париже, была вызвана наездом Конкорда при взлете на металлическую деталь, отвалившуюся от другого самолета. В результате было повреждено колесо, которое, разлетевшись, повредило топливный бак и провода управления шасси. После взлета возник пожар, который нарушил работу двигателей и самолет рухнул на землю, погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле.
  • Британская компания Reaction Engines Limited занимается программой по названием LAPCAT, которая планирует построить самолет на водородном топливе на 300 пассажиров под названием А2, способным преодолеть расстояние от Брюсселя до Сиднея на скорости 5000 км/час за 4,5 часов. Это можно считать продолжением эры сверхзвуковых самолетов и даже проектом Конкорд-2.

Начатые в 1955 г. в Великобритании и в 1956 г. во Франции исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета завершились в 1959—1961 гг. разработкой проектов ВАС-223 фирмы «Бристоль» (в 1960 г. вошла в состав корпорации ВАС) и «Сюпер-Каравелла» фирмы «Сюд авиасьон» (SNCASE; в 1970 г. вошла в состав государственного объединения «Аэроспасьяль», SNIAS). Исходя из финансово-экономических соображении, 26.10.1962 г. было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве самолета «Конкорд» (по французскому проекту с использованием английских двигателей). На день ранее подписанное соглашение между ВАС и «Сюд авиасьон» предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран. Предполагалось, что около 67% объема работ над конструкцией двигателя и около 40% работ над конструкцией планера (носовая и хвостовая части фюзеляжа, вертикальное оперение, воздухозаборники, электрооборудование и системы: противообледенительная, кислородная, противопожарная, а также отдельные узлы кондиционирующей и топливной систем) достанется на долю британских предприятий, а около 60% работ над планером (центральная часть фюзеляжа, крыло с элевонами, шасси, система управления, выходные устройства двигателей, гидравлическая система, радиооборудование, радиолокационное и навигационное оборудование, а также оставшаяся часть системы кондиционирования и топливной системы) и около 33% работ над двигателем выпадет на долю французских фирм. Разработку реактивных двигателей «Олимп» 593 вели двигателестроительные фирмы Rolls-Royce («Роллс-Ройс»; Великобритания) и SNECMA («Снекма»; Франция).

Согласованный график работ предусматривал облет опытного образца в 1966 г., облет предсерийного самолета в 1967 г., серийного в 1968 г. и выпуск первых самолетов на линию в 1970 г. Было принято обязательство, в силу которого обе страны в равной степени примут участие в покрытии затрат, связанных с опытно-конструкторскими работами, строительством опытных образцов и подготовкой серийного производства. При этом предполагалось, что стоимость работ по созданию самолета (в течение 8 лет) составит 170 млн. ф. ст., а цена самолета не будет превышать 10 млн. долл.

Одной из основных особенностей Конкорда стало треугольное крыло с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от очень большого у корня (75-85њ) до средних значений в концевой части (50-65њ), получившее название «оживального». Для испытания такого крыла в условиях реального полета было решено, помимо испытаний в аэродинамических трубах, построить самолет-аналог. Такой летающей моделью стал одноместный экспериментальный самолет ВАС 221 фирмы Бритиш Эркрафт. У него был более узкий, чем у Конкорда, диапазон исследуемых скоростей — от посадочных до 1700 км/ч, но начатые в мае 1964 испытания затянулись на несколько лет. Французы же для обучения будущих пилотов Конкорда использовали истребитель Мираж IIIB с доработанной системой управления.

Использование «оживального» крыла снижало смещение аеродинамического фокуса при преодолении «звукового барьера», но для сохранения равновесного состояния самолета в этот момент топливо перекачивалось в специальные центровочные баки.

Возникшие технические проблемы затянули время реализации отдельных этапов программы. Строительство двух опытных образцов (001 строился во Франции, а 002 — в Великобритании) началось лишь в феврале 1965 г. Первый опытный самолет «Конкорд» 001, построенный во Франции, совершил первый полет 2 марта 1969 г., уступив пальму советскому самолету Ту-144, впервые взлетевшему 31 декабря 1968 г. Британский «Конкорд» 002 взлетел в Бристоле 9 апреля. Первый полет СПС был достижением сам по себе, ведь его американский соперник, Boeing 2707-300, был оставлен на стадии макета, несмотря на огромные финансовые издержки.

После этих двух опытных образцов, были построены два предсерийных Конкорда и два для статических и испытаний на усталость. Первый предсерийный самолет «Конкорд» 01 (построенный ВАС) был облетан 17.12.1971 г. Затем, с французского завода в Тулузе 6 декабря (ноября) 1973 взлетел первый серийный самолет 201. Он и следующие три Конкорда летали в арктических и тропических условиях для оценки их летных и эксплуатационных характеристик. Один из них сделал рейс через Северную Атлантику и обратно за один день 1 сентября 1975.

По мере развития самолета от опытного образца до серийного он подвергся значительным изменениям, в результате чего изменились не только габариты, масса и характеристики, но и стоимость программы и цена самолета. В проекте «Сюпер-Каравелла» предполагалось, что взлетная масса самолета составит 92 000 кг, а «Конкорд»-130 000 кг. В действительности взлетная масса первого опытного образца составила 148 000 кг, а в процессе доработок она возросла до 156 000 кг. Предсерийный самолет уже имел массу около 175000 кг, а серийный — свыше 180000 кг. Соответственно увеличились и габариты, в первую очередь длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).

Согласно проекту, предусматривалось, что самолет будет перевозить 90-110 пассажиров на расстояние ~ 4500 км со скоростью порядка М = 2,2. Серийные самолеты могли выпускаться в трех модификациях: 108-112-местные (первый класс), 128-местные (стандартный класс) и 144-местные (туристский класс). Максимальная дальность самолета возросла до 6580 км, однако крейсерскую скорость пришлось ограничить величиной М = 2,04 (на опытном самолете была достигнута скорость М = 2,23). Увеличившаяся масса и затянувшийся период разработки (до 12 лет, с 1962 по 1973 г.) повлекли за собой многократное увеличение затрат по программе и продажной цены самолета. После подведения итогов выяснилось, что за период 1962—1976 гг. Франция и Великобритания вместе израсходовали 1200 млн. ф. ст. Цена самолета, которая в начале 70-х годов составляла 25 млн. долл., в 1974 г. — 40,25 млн., возросла в 1976 г. до 60 млн. (включая оборудование и запасные части, необходимые для текущего обслуживания).

Для подготовки к регулярным коммерческим рейсам 5 и 6 серийный самолет были переданы авиакомпаниям British Airways и Air France. С 21 января 1976 г. эти два самолета «Конкорд» начали выполнять регулярные пассажирские рейсы Париж — Рио-де-Жанейро и Лондон — Бахрейн. Несмотря на протесты борцов с загрязнением окружающей среды по обе стороны Атлантики, обе авиакомпании 24 мая 1976 начали рейсы в международный аэропорт Dulles в Вашингтоне, США. Но будущее Конкорда оставалось сомнительным. Подсчеты ученых показали, что лишь один год эксплуатации 500 сверхзвуковых самолетов типа «Конкорд» в районе высот озонного слоя (20-25 км) приведет к необратимым процессам, чреватым гибелью биосферы планеты. К числу эксплуатационных недостатков самолетов этого типа следует отнести и ограничение полетов на сверхзвуковых скоростях: мощный акустический удар, возникающий при сверхзвуковом полете, считается недопустимым для заселенных территорий. ТРДФ «Олимп» 593-1 обладали большим уровнем шума, чем даже НК-144, установленные на Ту-144. Это обстоятельство привело к тому, что ряд стран, и в первую очередь США и Япония, запретили полеты самолетов «Конкорд» над своей территорией. И если первоначально к 1972 г. 16 авиалиний заказали 74 Конкорда, то в марте 1973 они аннулировали свои заказы. Это было вызвано также высокой стоимостью самолетов и их эксплуатации. В общей сложности в 1969—1978 гг. было построено 18 самолетов (2 опытных, 2 предсерийных и 14 серийных), последние из которых были облетаны 21.04.1978 г. Из них первоначально 5 самолетов оказались в эксплуатации у английской компании «Бритиш эруэйз» и 4 самолета у французской «Эр Франс», потом было поставлено еще 7.

Однако, 17 октября 1977, Верховный Суд США снял запрет властей Нью-Йоркского аэропорта на полеты Конкорда, таким образом решая многие из проблем. Коммерческие рейсы между Нью-Йорком и Лондоном начались в конце 1977, с января 1978 г. они стали ежедневными. В декабре 1977, началась совместная эксплуатация Конкорда British Airways и Singapore Airlines на авиалинии Лондон — Сингапур. Были также рейсы в Каракас, Рио-де-Жанейро и Дакар. В течение первых лет расходы на эксплуатацию «Конкорд» брали на себя в основном правительства Франции и Великобритании. Сделано это было по той причине, что довольно быстро была выявлена убыточность самолетов из-за больших расходов на топливо (а в 1970-х гг. разразился энергетический кризис) и обслуживание, а также из-за высокой стоимости билетов. Стоимость 3,5-часового полета из Лондона в Hью-Йорк не опускалась ниже $1500 в один конец — в четыре раза дороже билета на Boeing 747, преодолевающего Атлантику за семь-восемь часов. В итоге снизился коэффициент загрузки самолета — до 0,4, и авиакомпании, в конечном итоге, вынуждены были прекратить полеты в Южную Америку, Африку и Азию. В основном маршруты стали пролегать в США. С 1983 года эти самолеты осуществляют чартерные рейсы: 200 рейсов в год совершает BA, 80 — Air France.

Последовала целая серия модификаций. Были усовершенствованы двигатели, что позволило снизить уровень шума и повысить их экономичность. Для уменьшения воздействия окислов азота, разрушающих озоновый слой атмосферы, были снижены эксплуатационные диапазоны высот полета СПС и повышены требования к чистоте выхлопных газов, что удалось добиться путем снижения степени сжатия компрессоров двигателей. Была улучшена аэродинамика самолета, усовершенствована пассажирская кабина. И в начале 1980-х эксплуатация «Конкорда» стала приносить прибыль. В 1983 г. у авиакомпании Эр Франс она составила 3,1 млн. долларов, в следующем — уже 6,3 млн. Рост прибыли наблюдался и в последующие годы. Так, английская авиакомпания Бритиш Эруэйз, начиная с 1983 г., стала в среднем получать ежегодно 12-15 млн. долларов.

Спустя 10 лет после начала эксплуатации компании Эр Франс и Бритиш Эруэйз подвели некоторые «юбилейные» итоги. Они оказались достаточно впечатляющими. К примеру, самолеты Эр Франс за десять лет перевезли 620 000 пассажиров, преодолели расстояние протяженностью почти 70 млн. км и налетали 45 000 часов. Авиакомпания Бритиш Эруэйз перевезла за десятилетие более 800 000 пассажиров. И планировала к 2000 г. значительно превзойти приведенные показатели.

За 20-лет эксплуатации «Конкорда» (с 21.01.76 по 21.01.96) было перевезено 3,7 млн.пассажиров при налете 200 000 часов (из них 140 000 часов на скорости М= 2.2). Конечный срок эксплуатации «Конкорда» определяется 2007 г. Предполагалось, что его заменят СПС нового поколения.

Хотя еще в 80-е жесткая борьба за трансатлантические трассы нашла отражение в фильме «Спасите Конкорд», первая и единственная (!!!) катастрофа этого лайнера произошла 25 июля 2000 г. вскоре после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс Париж-Нью-Йорк. Погибло 9 человек экипажа, 100 пассажиров и 5 человек, оказавшихся в отеле, на который рухнул самолет. Причиной катастрофы послужил пожар, возникший в результате утечки топлива из крыльевого бака. Бак был пробит при взлете осколками лопнувшей шины. шасси. Объятый пламенем самолет упал при попытке довернуть на посадочный курс аэродрома в Ле-Бурже, где экипаж хотел совершить вынужденную посадку.

«Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м². Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.

Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18њ) «Конкорд» снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у самолета «Боинг» 747). Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5њ при взлете и 17,5њ при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130њ, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.

Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.

Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135њС при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145њ С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет эксплуатационной жизни самолета. В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил на 10000 кг больше.

Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение планера также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).

Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей. Шасси — трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.

Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45% взлетной тяги. «Олимп» 593 представляет собой усовершенствованный вариант двигателя «Олимп» 22R тягой на форсаже 14970 кгс, установленного на самолете TSR.2. Первые полеты опытных самолетов 001 и 002 проводились с двигателями 593-1 тягой 13080 кгс, затем вместо них были установлены двигатели 593-2B тягой 14930 кгс и 593-3B тягой 15770 кгс. На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до 18100 кгс.

У каждого двигателя имеется отдельный регулируемый воздухозаборник прямоугольного поперечного сечения. на взлете и полете с дозвуковой скоростью (до М=0,6) воздухозаборники имеют максимальное входное сечение, а впускные створки дополнительных воздухозаборников, находящиеся в нижней части воздушных каналов, перед двигателями и под ними, а также за соплами двигателей на верхней и нижней поверхностях гондолы, открыты. В диапазоне 0,6 < М < 1,3 геометрия воздушного тракта изменяется таким образом, что часть воздуха используется для охлаждения двигателя. при этом находящиеся под воздушными каналами створки закрыты. Во время сверхзвукового полета перепускные створки под воздушными каналами открыты и отводят лишний воздух от двигателя. Находящиеся над соплами створки закрыты.

Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака (в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).

Тактико-технические характеристики:

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова конкорд

конкорд в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

конкорд

сверхзвуковой пассажирский (до 150 мест) самолет фирм БАК (Великобритания) и "Аэроспасьяль" (Франция). Первый полет в 1969. Выпущено 20 самолетов. Взлетная масса 175 т, скорость 2200-2500 км/ч.

Конкорд (значения)

Слово конкорд происходит от имени древнеримской богини Конкордии, богини согласия и взаимопонимания:

Конкорд (Нью-Гэмпшир)

Ко́нкорд - город на северо-востоке США, административный центр штата Нью-Гэмпшир и округа Мерримак. Население - 42,7 тыс. человек (2010 год).

Конкорд (Массачусетс)

Конкорд - американский город в штате Массачусетс, на одноимённой речке, в 32 км к северо-западу от Бостона. Численность населения - 17 тысяч 668 жителей (2010).

Конкорд (музыка)

Конкорд в системе старомодальной гармонии. Термин предложен Ю. Н. Холоповым и разработан впервые в исследованиях его ученика С. Н. Лебедева. Термин «конкорд» указывает только на число разновысотных звуков в звукосочетании (большее, чем 2). Поэтому он не дублирует общеизвестный термин « консонанс », который в равной мере приложим и к интервалам и к многозвучиям.

Конкорд (Арканзас)

Конкорд - город , расположенный в округе Клиберн (штат Арканзас, США) с населением в 255 человек по статистическим данным переписи 2008 года.

Конкорд (Калифорния)

Ко́нкорд - самый крупный город в округе Контра-Коста, штат Калифорния, США, и 46-й по величине во всей Калифорнии по данным переписи 2010 года. Общая численность населения - 122 067 жителей.

Основан в 1869 году, как сообщество Todos Santos Salvio Пачеко. Город находится в 50 км к северо-востоку от Сан-Франциско. В течение последних сорока лет Конкорд был в первую очередь спальным районом городов Сан-Франциско и Окленд, но в последнее время, благодаря компаниям « Шеврон » и « Bank of America », количество рабочих мест в городе увеличилось.

В калифорнийском Конкорде родились:

  • Том Хэнкс - известный актёр.
  • Марк Хэмилл - известный актёр.
  • Дэйв Брубек - американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист.

Конкорд (вокальный ансамбль)

Вокальный ансамбль «Конкорд» - украинский вокальный секстет, основанный в 2006 году. В репертуаре коллектива обработки украинских народных и эстрадных песен, старинная музыка (украинские мотеты 17 -18 вв.), духовная музыка, джазовые композиции, хиты зарубежной эстрады. Большая часть репертуара исполняется без сопровождения, a capella. "Конкорд" - это коктейль, в котором классика, джаз, поп, фольк, регги и другие музыкальные стили смешаны в оригинальных пропорциях и приправлены острым ритмом и импровизацией.

Коллектив принимал участие в музыкальных фестивалях Украины и за рубежом:

  • 16-й международный фестиваль "Бах-фест" (Сумы, 2011),
  • Фестиваль вокальной музыки A Capella "4th International A CAPELLA Contest" (Лейпциг, 2010)
  • Этнофестиваль "Трипільське коло" (2010)
  • 11-й фестиваль классической и камерной музыки «Полесская рапсодия» (Шостка, 2010)
  • Этнофестиваль "Свирж 2009" (Львовская область, Свирж, 2009)
  • «Рождество в волынской семье" (Луцк, 2009).

Ансамбль также участвовал в различных медиа-проектах и телешоу:

  • "От пацанки до панянки" (2011)
  • "Україна має талант" (2010)
  • "Классика по пятницам" ,
  • авторском проекте И.Сиренко «Музыкальные журфиксы в доме М.Булгакова».

В 2007 г., сотрудничая с кафедрой старинной музыки Национальной музыкальной академии Украини им. П.И.Чайковского, ансамбль "Конкорд" участвовал в реконструкции рукописей XVII-XVIII веков и впервые исполнил несколько партесных мотетов из киевского нотного собрания.

Конкорд (река)

Конкорд - приток реки Мерримак на востоке штата Массачусетс в США. Это одна из наиболее известных маленьких рек в американской истории, на ней происходила важная битва Войны за независимость США, а также об этой реке написано в книге писателя XIX века Генри Дэвида Торо.

Конкорд (Северная Каролина)

Конкорд - город в штате Северная Каролина, США. По данным переписи 2010 года, население составляет 79 066 человек. Конкорд является окружным центром и самым крупным городом округа Кабаррус. По численности населения, Конкорд является вторым по величине городом в агломерации Шарлотт и двенадцатым по величине городом в Северной Каролине.

Примеры употребления слова конкорд в литературе.

У меня к вам есть просьба: позовите доктора Аша Дэвиса и миссис Дэвис и, пожалуй, мисс Софи Конкорд и позвольте мне угостить вас всех обедом в закусочной, которую я приметил тут недалеко.

Ктаадн и Вахусетт, мысу Код, в Канаду, леса штата Мэн, по рекам Конкорд и Мерримак и, наконец, по уолденскому пруду и его окрестностям.

Спустя три года он и еще три бизнесмена финансировали строительство торговых рядов на окраине Конкорда , столицы штата, где он теперь заседал как полномочный представитель от третьего избирательного округа.

Он поселился на берегу уолденского пруда, в полумиле от Конкорда , в построенной собственными руками бревенчатой хижине и прожил в лесу два года, организовав что-то вроде натурального хозяйства.

Увидимся в Конкорде , - бросил он через плечо Анжеле, выходя из конюшни.

Вернувшись в Америку, поселился в Конкорде и посвятил себя лекторской и писательской деятельности.

Они сделали несколько остановок, чтобы перекусить - в Эпсоне, Конкорде и Уорнере.

Он, видите ли, весной на рысистых испытаниях на Конкорде установил рекорд, а позавчера в третьем заезде.

» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м 2 . Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.
Габариты серийного самолета увеличились, в первую очередь это - длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).
Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) «Конкорд» снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у самолета «Боинг» 747). Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5° при взлете и 17,5° при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.
Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135°С при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет эксплуатационной жизни самолета. В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил на 10000 кг больше.
Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение планера также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
Шасси - трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.
Двигательная установка. Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45% взлетной тяги.
На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до 18100 кгс.
Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака (в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).

шаг кресел - 86 см шаг кресел - 81 см крейсерская максимал форсаж л/ч с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) пустой (M=2,02) на дозвуке дозвуковая
Описание
Разработчик BAC-Aerospatiale
Обозначение Concorde (Конкорд)
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Модификация Серийный
Летный экипаж, чел. 4
Число пассажиров, чел. 125
144
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 62,10 (62,74)
Высота самолета, м 11,40 (11,32)
Размах крыла, м 25,56
Площадь крыла, м 2 358,25
Удельная нагрузка на крыло (максимальная), кг/м 2 517
Удлинение крыла 1,82
Длина салона, м 39,3
Ширина салона, м 2,64
Высота салона, м 1,95
Максимальная взлетная масса, кг 185 000 (181 400)
Максимальная масса при посадке, кг 111130
Масса пустого, кг 78698 (79300)
Грузоподъемность, кг 12700 (11340)
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРДФ «Олимп» 593Mk.602
Тяга двигателя, кгс 4550
14750
17260
Тяговооруженность 0,37
Емкость топливных баков, л 119786
Расход топлива двигателя 28250
удельный, кг/кгс*ч 1,19
Максимальное соотношение массы самолета к форсажной тяге, кг/даН 2,73
Летные данные
Дальность полета, км 4500 (5110)
7500 (6580)
4900
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 2179 (2,04)
Крейсерская скорость, км/ч (М=) на высоте 15600 км 2146 (2,02)
970
Взлетная скорость, км/ч 324
Посадочная скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 19202
Высота крейсерского полета, м 16764 - 18288
Разбег, м 1510
Взлетная дистанция, м 3410
Посадочная дистанция, м 2220