Когда начинается ифтар. Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)

Время завершения сухура и начала ифтара в 2020 году для сотен городов России и других стран Содружества Независимых Государств вы найдёте .

Пост в месяц Рамазан (равно как и суннат-ураза в другие дни) некоторых пугает, особенно если этот месяц выпадает на долгие и жаркие летние дни.

Чаще всего страх связан с тем, что мусульманину в течение дня предстоит испытывать сильную жажду и у него будет «бурлить» в животе от длительного голодания. Такие мысли не располагают к , изначально создавая психологически барьер и сопротивление организма. Отсюда, подчас, вытекают разные психосоматические заболевания во время месяца уразы, иногда до него или даже после.

С чего начинается сухур?

В первую очередь, начиная держать уразу, мусульманин произносит не только намерение, но и делает дуа (мольбу или, как называют её некоторые, молитву) сухура . Текст её следующий:

Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Именно обращение ко Всевышнему с просьбой не только принять наш пост, но и облегчить его, является важной составляющей начала сухура. И питание как таковое при этом отступает на второй план, потому что самое важное в исламе - надеяться (таваккаль) на Аллаха, на Его милость и помощь. Тем не менее, правильный рацион способствует облегчению уразы.

Что нужно есть на сухур?

Предрассветный приём пищи является важной составляющей поста. В эти несколько минут организм успевает запастись энергией для предстоящего дня. Именно поэтому в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится о важности сухура: «Соблюдайте сухур, поистине в нём есть благодать» (передали Бухари и Муслим).

В первую очередь необходимо отказаться от продуктов, которые вызывают жажду. Это солёная и копчёная продукция, а также кофе. Лучше заменить его на зелёный или травяной чай, а у кого пониженное давление - пить чёрный с сахаром, а лучше - с мёдом. Не стоит злоупотреблять и сладким, особенно мучными изделиями.

Говоря о выпечке - это тяжелая еда для нашего желудка, учитывая, что сейчас вся она относится к быстрым углеводам. Такая еда переваривается буквально за считанное время, после чего так же быстро появляется ощущение голода, не даёт никаких питательных веществ организму, а также способствует повышению сахара и отложению лишних килограммов.

Завтрак мусульманина во время поста должен содержать цельнозерновой хлеб или хлеб с отрубями. В отличие от пшеничной или ржаной муки, в таком хлебе имеются все элементы цельного зерна, включая его зародыш и зерновую оболочку (отруби), следовательно, содержится больше полезной для организма клетчатки, разных витаминов и минералов. Конечно, при этом очень важно правильно выбирать хлеб в магазине. Порой усыпанный семенами злаков и зёрнами хлеб может сбить с толку покупателя. Когда мы видим такие изделия на прилавке, не всегда понимаем, что в них могут присутствовать различные добавки (вкусовые и красящие). Необходимо внимательно читать состав, где всё должно быть указано.

Второй продукт - основное блюдо на сухур - это каша. Горячие и сытные каши помогают постящемуся надолго забыть о чувстве голода. Правда, это не касается продуктов из серии быстрого приготовления. Помимо многих полезных свойств каш, у них есть очень важное для постящегося - они не заставляют поджелудочную железу вырабатывать большое количество инсулина (что происходит при употреблении белого хлеба и других быстроусваиваемых продуктов), усваиваются постепенно, а также на довольно длительное время притупляют чувство голода. Мюсли и злаковые хлопья тоже хорошо подходят на сухур, особенно если их заправить молоком, йогуртом или кефиром.

Существует множество способов приготовить кашу: как на молоке, так и на воде, запекать с мясом, добавлять сухофрукты и орехи. Учитывая, что крупы можно относительно быстро приготовить, не затрачивая много времени и сил, это идеальный продукт для сухура, особенно в летнее время.

Говоря о сухофруктах как добавках к каше, стоит перечислить их полезные свойства для постящегося. 1 столовая ложка смеси разных сухофруктов даёт все необходимые микроэлементы и чувство насыщения. Мусульманам в Рамазан особенно советуют есть изюм и финики. Известно, что последние снимают усталость, что очень важно после бессонной ночи, а изюм способствует избавлению от стресса. Некоторые утверждают, что чернослив помогает им от жажды, поэтому употребляют на сухур и его. Также ряд сухофруктов (тот же чернослив, инжир и др.) помогают при проблемах с кишечником. Когда сбивается привычный образ жизни и режим питания, это становится стрессом для организма. В таких случаях сухофрукты выступают отличными помощниками.

Идеальным сбалансированным по витаминам и калорийным продуктом на сухур можно считать орехи. Их не стоит употреблять слишком много, ведь в любой еде важна умеренность. В части полезных свойств для организма, как и придания чувства насыщенности, орехи не уступают крупам и сухофруктам.

Превосходно утоляют голод и придают сил молочные и кисломолочные продукты. Желательно выбирать продукцию, обогащенную живыми культурами лактобактерий и пребиотиками, без консервантов, вкусовых добавок и искусственных красителей. Поэтому следует покупать классический творог, наринэ, бифидок, ряженку и другие продукты, отказываясь от брендовых марок с вкусовыми наполнителями. На сухур можно приготовить себе простой бутерброд с сыром и маслом.

Каждый может разнообразить свой сухур всем, чем пожелает: включать мясную продукцию и рыбу, овощи и фрукты. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма человека и личных предпочтений. Главный принцип правильного сухура - есть питания, желательно диетические (не жареное или острое), питаться сбалансированно и умеренно.

Пусть Всевышний облегчит и примет ваш пост!

Дуа для сухура и ифтара

Намерение (Ният), которое произносят во время сухура (после утреннего приема пищи).

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха».

Ду’а, которое читают после разговения (ифтара).

“Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту.”

Перевод: “О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся.

О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу”

Молитва открывающая ифтар

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Молитва открывающая ифтар

Молитва при разговений

"3ахаба-з-зама"у, ва-бталляти-ль-"уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша"а-Ллаху."

Перевод: Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху (Здесь и во всех иных случаях формула "ин ша"а-Ллах" выражает собой уверенность, иначе говоря, заключает в себе благую весть.)

"Аллахумма, инни ас"алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи"ат купля шаййин ан тагфира ли!"

Перевод: О Аллах, поистине, заклинаю Тебя милосердием Твоим, объемлющим собой всё, прости меня!

СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗНОСИТЬ ПЕРЕД ЕДОЙ.

Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

СЛОВА ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗНЕСТИ ПОСЛЕ ЕДЫ.

"Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ат"ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин".

Перевод: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.

"Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда"ин ва ля мус-тагнан "ан-ху! Рабба-на!"

Перевод: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!

СЛОВА МОЛЬБЫ, КОТОРУЮ ГОСТЮ СЛЕДУЕТ ВОЗНЕСТИ ЗА ТОГО, КТО ЕГО УГОСТИЛ.

"Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!"

Перевод: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй

СЛОВА МОЛЬБЫ ЗА ТОГО, КТО НАПОИЛ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ЭТО.

Перевод: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!

СЛОВА МОЛЬБЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ТЕМ, КТО РАЗГОВЛЯЕТСЯ В КРУГУ СЕМЬИ.

"Афтара "инда-куму-с-саимуна, ва акяля та"ама-куму-ль-абрару ва саллят "аляй-куму-ль-маляикяту!"

Перевод: Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные и пусть благословляют вас ангелы!

МОЛЬБА ПОСТЯЩЕГОСЯ, С КОТОРОЙ ЕМУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К АЛЛАХУ, КОГДА ПОДАНО УГОЩЕНИЕ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН НЕ НАМЕРЕН ПРЕРЫВАТЬ ПОСТ.

Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

ЧТО СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ ПОСТЯЩЕМУСЯ, ЕСЛИ КТО-ЛИБО СТАНЕТ РУГАТЬ ЕГО.

Перевод: Поистине, я пощусь, поистине, я пощусь!

СЛОВА МОЛЬБЫ, С КОТОРОЙ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕКУ, УВИДЕВШЕМУ ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ.

"Аллахумма, барик ля-на фи са-мари-на, ва барик ля-на фи мадинати-на, ва барик ля-на фи са"и-на ва барик ля-на фи мудди-на!"

Перевод: "О Аллах, благослови для нас плоды наши, и благослови для нас город наш, и благослови для нас наши са" и благослови для нас наши мудды! (Са" мудд – меры объёма)

Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)

Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:

«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]…» (Св. Коран, 2:187) .

Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре.

О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре - Божья благодать (баракят)!» . Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи] , (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» .

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.

Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» .

Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то - с простой воды .

«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» ;

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста .

Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.

Вода, финики, фрукты.

Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.

Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано: «…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. Св. Коран, 2:187) .

В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1–5 минут позже.

Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.

Утренний прием пищи желателен. Намерение - это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.

До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.

Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.

Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.

С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.

Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.

Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) - для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет .

Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.

Имсак - желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, - азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.

Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?

Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.

У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.

Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.

Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться… Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.

Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.

Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.

Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.

У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.

Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.

Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня, см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.

Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

Оценка 4.9 проголосовавших: 907

Важность и достоинства сухура

Каждому постящемуся мусульманину следует совершать сухур в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» . (аль-Бухари 1923, Муслим 1095.)

Вопрос: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать.» Что имеется в виду под «благодатью сухура»?

Ответ: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.

Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» . (Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.)

Сухур - это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания - это сухур». (Муслим 2/770.)

О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.)

«Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его». (Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683.)

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наилучший сухур верующего - это финики». (Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.)



Время сухура

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.

Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже» ”. (Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/376.)

Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) во время Рамадана мы поели перед рассветом вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». (Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал: “Столько, (что можно было прочитать) пятьдесят айатов”». (Аль-Бухари и Муслим.)

Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть» . (Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 693.)

Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (аль-Бакара 2: 187).

Ибн Аббас сказал: “Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)” . (‘Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. “Фатхуль-Бари” 4/135.)

Сказ шейх Альбани: «Я хочу напомнить о том, что было упомянуто в предыдущем хадисе: «…и задерживать предрассветную пищу» . («Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу». ) Это означает деяние, противоположное ифтару. Он, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы мы поспешили с ифтаром. Но что касается сухура, то он должен быть отсрочен. Но то, что происходит сегодня, полностью противоречит этому, так как множество людей принимают свой сухур задолго до фаджра (утренняя молитва). Не подобает делать так. Это противоречит Сунне, выраженной в высказываниях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его практике. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отсрочивали сухур на такое позднее время, что один из них уже почти слышал азан, продолжая есть. Он задержал сухур.»

Был спрошен шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид:

«Что имеется ввиду под словами «ешьте и пейте пока белая нить не отделиться от черной»?»

Он ответил:

«Это значит, что Аллах разрешил постящимся есть и пить ночью, пока не наступит рассвет. Под белой нитью подразумевается день, под черной ночь.

Аль Хафиз сказал: «Аят указывает границу между днем и темнотой ночи. Это происходит когда наступает истинный восход. Слово «восход» заменено словом «белая нить», и нет нужды объяснять, что имелось ввиду под словом черная нить, потому что объяснение одного факта разъясняет и другой.»
Некоторые из сахабов понимали этот аят в другом смысле. Они думали, что это нить в буквальном значении. Один из них клал две нитки, черную и белую, под подушку или привязывал их к ноге, и он продолжал кушать пока не мог различить между белой и черной. Это произошло потому, что в начале Аллах ниспослал аят без слова «рассвет», а потом (некоторые ученые говорят, что это произошло спустя год) было ниспослан аят со словом «рассвет». Затем они поняли, что имелось ввиду под белой и черной нитью.
Бухари (1917) и Муслим (1091) передали, что Сахль ибн Сад сказал: «Аят был ниспослан, и слова «рассвет» там не было. Когда люди хотели поститься, то один из них привязывал белую и черную нитку к ноге, и они продолжали кушать, пока не отличали одну нить от другой. Затем Аллах ниспослал слово «рассвет» и они поняли, что имелись ввиду ночь и день.»

Сахабы понимали согласно внешнему смыслу, как они понимали, и затем было ниспослано слово «рассвет» , и они поняли истинное значение.

Бухари (1916) передал, что Адий ибн Хатим сказал: «Когда слова «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» были ниспосланы, я взял черную нитку и белую нитку и положил их под мою подушку, и я смотрел на них ночью, но я не мог различить их. На следующий день я отправился к посланнику Аллаха и сказал ему об этом. Он сказал: «Это темнота ночи и свет дня» .

Среди правил которые были ниспосланы с этим аятом, было правило, что если человек не уверен насчет рассвета, то он может продолжать есть и пить пока не будет уверен, потому что Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной».

Абдур-Раззак передал, что Ибн Аббас сказал: «Аллах разрешил вам есть и пить, пока вы не уверены.» (Аль-Хафиз сказал, что иснад сахих.)

Ибн Аби Шейба передал, что Абу Духа сказал: «Человек спросил Ибн Аббаса о сухуре, и Ибн Аббас сказал: «Ешьте пока вы не будете уверены, пока неуверенность не пройдет».

Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль Мумти (6:247):

«Если человек не постится, и он не уверен наступил ли рассвет, то его пост действителен, потому что Аллах сказал: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они устрашатся.» (2:187)

http://www.islamqa.com/ar/ref/50120

«Имсак» или завершение сухура за какое-то время до азана (20 минут и т.п.) является нововведением

Утверждение о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут - является нововведением (бид’а) . Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано “имсак” (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы - это не имеет под собой никакой основы.

Шейх Альбани сказал: «Еда становится запрещенной с начала времени молитвы фаджр. Нет никакого промежутка времени между этими двумя вещами (т.е. началом поста и началом времени молитвы). Нет никакого отказа от пищи и питья за четверть часа, больше или меньше этого, до начала времени молитвы фаджр. Нет совершенно. Поскольку молитва становится предписанной, когда появляется истинный рассвет, и питание становится запретной для постящегося, когда появляется истинный рассвет. Поэтому нет никакого промежутка между этими двумя делами.и мало того противоречит достоверным хадисам.»

(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Эти хадисы будут приведены ниже.

Что должен сделать человек, если он слышит азан во время приема пищи?

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него». (Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1394.)

В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. (См. “Тамамуль-минна” 418.)

Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Допить мне это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да, допей» ”. (Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.)

Шейх Альбани сказал: «Поистине, есть достоверный хадис, переданный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающий на облегчение, предоставляемое Исламом, считающееся одним из принципов Ислама, которым гордятся мусульмане, особенно в отношении вопроса поста. Так как Аллах, Всемогущий и Славный, указал в аятах относительно поста: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения». (Аль-Бакара 2:185)

Из этого облегчения - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него (т.е. пока не доест)».

«Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо»
, посуда с продуктом, будь то молоко, иное питье, вода, что-то, что человек может принимать как сухур, и он слышит азан, то он не должен говорить: «Теперь питание запрещено азаном». Тому, кто слышит азан и еще не удовлетворил свою нужду в пище и питье, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, узаконил питание для него. Он отчетливо сказал, на ясном арабском языке: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него».

Шейх также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». (ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.)

(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Хукм того, кто принимал пищу во время азана или вскоре после него

Вопрос: Всевышний сказал: «И ешьте и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.» Каково суждение в отношении того, кто завершил свой сухур и попил воды во время азана или через четверть часа после призыва к утренней молитве?
Ответ: Если упомянутый в вопросе человек знал, что это произошло до рассвета, то от него не требуется возмещения. В том же случае, если он знал, что уже наступил рассвет, то возмещение необходимо. Если человеку не было известно, принимал ли он пищу и пил до рассвета или после него, то возмещения от него не требуется, поскольку главным является наличие тёмного времени суток. Как бы то ни было, каждый верующий обязан оберегать свой пост и соблюдать необходимые меры предосторожности, то есть воздержаться от разговления, услышав призыв к утренней молитве. Разговляться в таком случае можно только тогда, когда верующий знает, что призыв к молитве прозвучал до рассвета.
(Постоянный комитет, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)

Суждение о посте того, кто принимал пищу во время призыва к молитве

Вопрос: Каково суждение шариата о посте того, кто услышал призыв к утренней молитве, но продолжал есть и пить?
Ответ: Долг каждого верующего состоит в том, чтобы воздержаться от разговления, то есть от еды, питья и другого, после того, как он увидит приход зари, ибо пост является обязательным религиозным предписанием, будь то пост в месяц Рамадан, по обету или искупительный пост, поскольку Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: «И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити. - Затем соблюдайте пост до наступления ночи.»

Если человек услышал азан, зная, что это призыв к утренней молитве, то он должен воздержаться от приёма пищи и всего разговляющего. Когда же муэдзин призвал к молитве до наступления рассвета, то человеку не возбраняется принимать пищу и пить до тех пор, пока не придёт заря. Если же человек точно не знает, призвал ли муэдзин к молитве до зари или после неё, то для него надежнее и безопаснее воздержаться, услышав призыв к молитве. Нет вреда в том, что человек попьёт или съест что-нибудь во время азана, если он не знает о наступлении зари.

Известно, что жители городов, где много электрических огней, не в состоянии визуально определить наступление зари точно. В таком случае для горожанина будет более надёжным руководствоваться азаном и специальными календарями, которые по часам и минутам указывают время наступления зари. Тем самым человек будет действовать в соответствии с наступлением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Отложи то, в чём ты сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться в этом.» Он сказал также: «Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью.» И весь успех принадлежит Аллаху.
(Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста» )

Если постящийся попил после призыва к утренней молитве, действителен ли его пост?

Вопрос: Если постящийся попил после того, как услышал призыв к утренней молитве, то будет ли его пост действительным?
Ответ: Если постящийся попил после того, как услышал призыв муэдзина к утренней молитве, и рассвет был очевидным, то постящийся не в праве принимать пищу или пить после этого. Когда же муэдзин призывает к утренней молитве прежде чем постящийся увидит наступление утра, то он может принимать пищу и пить до тех пор, пока не увидит рассвет, так как Всевышний Аллах сказал: «Итак, отныне дозволено вам возлежать с ними и искать того, что Аллах предписал вам. И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Биляль возвещает о наступлении ночи и посему ешьте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактум. Истинно, он не призывает, пока не взойдёт заря.» Исходя из этого, муэдзинам следует очень тщательно определять время провозглашения азана к утренней молитве. Они не должны возвещать призыв, пока воочию не убедятся в наступлении рассвета или определят это по точным часам. Это необходимо для того, чтобы не будоражить людей раньше времени, не воспрещать им то, что дозволено Аллахом для них, а также для того, чтобы они не совершали утреннюю молитву раньше времени, ибо в этом кроется опасность.

(Мухаммад бин Салих Аль Усеймин, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)

Советы по поддержанию здоровья

1. Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточ-ным содержанием сахара!
2. Избегайте: переедать во время сухура; пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня)!
3. Употребляйте в пищу во время сухура: сложные углеводы, с тем чтобы пища дольше усваивалась и вы не испытывали чувства голода в тече-ние дня; финики - великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, ка-лия и магния; миндаль - источник протеинов и волокнистого вещества с ма-лым содержанием жира; бананы - источник калия, магния и углеводов.

(«Совеы постящимся по поддержанию здоровья в месяце Рамадан», Доктор Фарук Хафиджи, Исламская медицинская ассоциация)

Чем сухур и ифтар отличаются от обычного завтрака или ужина?

Во время поста Рамадана сунной являются два приема пищи: предрассветная трапеза (сухур) и трапеза разговения (ифтар). Сухур и ифтар – это акты поклонения, к которым надо отнестись серьезнее, чем к обычному завтраку или ужину. Правильный подход к организации этих трапез способствует выполнению Поста.

Верно ли то, что разница между постом мусульман и постом людей писания – это сухур?

Да, верно, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, разница между нашим постом и постом людей писания – это сухур». Сухур является важным предписанием и милостью Всевышнего для мусульман. Отведать предрассветную трапезу - великое благо. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, также сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» (Имам Ахмад); «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать (баракат)» (Аль‐Бухари и Муслим).

В какое время принимают сухур во время Рамадана?

Принимают сухур до второго азана на утренний намаз. Старайтесь просыпаться вовремя, чтобы поесть не спеша.

Сколько времени должно пройти между азаном и сухуром?

На этот вопрос есть ответ в хадисе. Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Столько, (что можно было прочитать) пятьдесят аятов» (Аль‐Бухари и Муслим)

В какое время необходимо перестать принимать сухур?

Еда становится запрещенной, когда появляется истинный рассвет – сигнал для начала поста и утренней молитвы (фаджр). Не предписано отказа от пищи и питья до начала времени молитвы фаджр.

Как быть, если вы услышали второй азан, принимая сухур?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него».

Если нет времени нормально позавтракать, что лучше съесть на сухур?

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «В предрассветной трапезе благодать. Совершайте сухур хотя бы глотком воды» (имам Ахмад). А также: «Прекрасный сухур верующего – это финики» (Абу Дауд)

В чем польза сухура для здоровья?

По мнению медиков, сухур заряжает организм энергией для эффективной работы в течение первой половины дня. Во второй половине дня организм подпитывает энергия распада углеводов и части жиров. Тем самым обменные процессы в организме остаются в норме.

Сколько жидкости нужно выпить на сухур, чтобы днем не мучала жажда?

На сухур лучше ограничиться 1-2 стаканами воды, в идеале – через 20 минут после еды, чтобы не разжижать нужный для пищеварения желудочный сок.

Как правильно употреблять воду и напитки во время поста Рамадан?

Желательно употреблять около 2 литров чистой питьевой воды в сутки, но на сухур лучше ограничиться 1-2 стаканами воды. Остальную воду надо восполнить по возможности на ифтар и/или в удобное время ночью.

Из напитков лучше зеленый чай, чем черный чай и кофе; намного полезнее напитки из кисломолочных продуктов, приправленные солью, зеленью и травами. После их употребления редко мучает жажда.

В еде стоит ограничить то, что вызывает жажду: жирную, жареную, копченую и соленую пищу, а также рыбу, после которой обычно хочется пить. Лучше исключить фаст-фуд, жареный картофель, традиционные бутерброды, сливочное масло, пирожные и торты, чипсы.

Каким продуктам лучше отдать предпочтение на сухур и ифтар?

Рекомендована пища, которая содержит сложные углеводы жирные кислоты, и потому дольше усваивается организмом, что создает длительное чувство насыщения и не приводит к ожирению. Обратите внимание на свежие овощи и фрукты, зелень, оливковое масло, неочищенный рис, овсяные хлопья, гречневую кашу, хлеб из цельного пророщенного зерна или муки грубого помола, хлеб с отрубями, свежий фруктовый сок без сахара, макароны из твердых сортов пшеницы, сухофрукты (финики и пр.)

Как питаться во время поста при высокой физической активности?

В этом случае нужны белки, которые перевариваются около 8 часов: отварное или запеченное нежирное мясо (говядина, курица и т.д.), яйца, грибы, молочные и соевые продукты, горох, красная фасоль, чечевица.

Когда правильно начинать ифтар?

Первую часть ифтара желательно начинать сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы магриб. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари, 1957, Муслим, 1092)

Почему важно вовремя делать разговение?

«Во время каждого разговения Аллах выбирает людей, освобожденных от Огня» (Ахмад, 5/256, Сахих ат-Таргиб, 1/419)

Что значит «спешить с разговением»?

Каждая часть земли имеет свое время захода солнца, которое не всегда совпадает с астрономическими расчетами. Поэтому, если кто-то может видеть положение солнца собственными глазами, должен, вне зависимости от расписания, ускорять то, что нам приказано Всевышним. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тщательно оберегал эту Сунну, обучая ей и практикуя ее.

Как правильно разговляться во время поста Рамадан?

После азана на вечернюю молитву рекомендуют съесть немного фиников или выпить воды (около стакана). Некоторые разговляются выпечкой, фруктами или сухофруктами, соком и т.п. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699)

Как разговлялся Наш Пророк, мир ему и благословение?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине.

Что лучше для разговления: финики или вода?

По мнению медиков, финики быстро насыщают кровь глюкозой, которая через 20 минут активизирует работу центра голода и насыщения в головном мозге, регулирующего аппетит. При употреблении воды мозг аналогичным образом реагирует на тяжесть в желудке.

Когда начинается основной прием пищи, под которым часто понимают «ифтар»?

Вторая часть ифтара – ужин в семейном кругу или с другими членами общины – начинается после совершения намаза.

Следует ли ограничивать себя в приеме пищи на ифтар?

Организуя такой ужин, следует помнить об умеренности – еды может быть много, но излишнее количество съесть – греховно. Передают, что жена Пророка, мир ему и благословение, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, умер, и ему так никогда и не довелось досыта поесть хлеба с оливковым маслом два раза в день».

Какую пищу готовить на ифтар во время поста Рамадана?

Предпочтение следует отдать салатам из свежих овощей, блюдам из круп, овощным, мясным или рыбным блюдам. Рекомендуют ограничить жареное, жирное, мучное и сладкое, исключить по возможности продукты быстрого приготовления (сублиматы, колбаса и пр.), которые быстро усваиваются организмом, не насыщая его полноценными белками и углеводами.

Какие блюда традиционно готовят на ифтар?

В каждой местности и, тем более, в каждой семье есть свои особые рецепты блюд для сухура и ифтара. Напомним лишь, что меню разнообразит нежирный плов, спагетти, итальянская лазанья, цыплёнок с овощами, тушёное мясо, кебаб из нежирной говядины, хинкал на кукурузной муке или пшеничной грубого помола; запечённая рыба, сваренные на пару овощи, салат из свежих овощей, кукурузные оладьи, сырный суп с овощами и др.

Как правильно питаться, если накануне поста возникли проблемы со здоровьем?

В этом случае лучше обратиться к врачу-диетологу, чтобы он помог вам скорректировать питание на это время.

Если вы проспали сухур и в течение дня ничего не ели) и не пили, будет ли это считаться нарушением поста?

Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное – до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур, ведь наш Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Соблюдайте сухур, поистине в сухуре есть благодать» (имам Бухари 1923, имам Муслим 1095)

В чем ценность времени сухура?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест или пьёт перед рассветом».

Можно ли употреблять пищу или напитки после фаджр намаза до восхода солнца?

Нет, нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета. «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран 2:187)

Почему важно спешить с разговением в Рамадан?

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением» (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Чем лучше всего разговляться во время поста в Рамадан?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает» (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Нарушится ли ваш пост, если днем вы непреднамеренно (по забывчивости) приняли пищу или выпили воды?

Непреднамеренный прием пищи и воды не нарушает пост. Как только вы вспомните, что вы держите пост, необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

На этот случай есть достоверный хадис Пророка, мир ему и благословение: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил» (Аль-Бухари № 6669)

Можно ли поститься непрерывно, например, два дня подряд, без разговения?

Нет, нельзя. Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)» (Аль Бухари № 1963)

Что нужно говорить перед сухуром (утренним приемом пищи)?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Что нужно говорить после разговения?

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر الله

Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

или «Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».

Что говорил наш Пророк, мир ему и благословение, после разговения?

На эту тему есть несколько дуа: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу»

Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

О, Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение.

Что нужно делать в первую очередь, когда наступило время ифтара: совершать вечернюю молитву или разговляться?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «До тех пор, пока мусульмане будут спешить с разговением, им всегда будет сопутствовать успех» (Бухари, «Саум», 45)

Масрук, да будет доволен им Аллах, рассказал Айше, да будет доволен ей Аллах: «Среди сподвижников есть два человека, которые всегда стараются совершать богоугодные дела. Но в одном они различаются: один из них всегда предпочитает быстрее прочитать вечернюю молитву и скорее сесть за стол, а второй спешит разговляться и позже совершить намаз». Айша, да будет доволен ей Аллах, спросила: «А кто тот, кто спешил с разговением?» И, услышав в ответ «Абдуллах ибн Масуд», сказала: «Так всегда поступал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха» (Муслим, «Сыям», 49-50)

В Священном Коране сказано: «...Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от чёрной на рассвете. А после поститесь до ночи...» (Св. Коран, 2:187).

Какие же продукты и блюда наиболее оптимальны для проведения сухура с точки зрения Ислама и медицины?

Позволяет организму получить необходимую ему энергию для эффективной работы в течение первой половины дня. Это приводит к тому, что во второй половине дня необходимая организму энергия извлекается за счёт распада углеводов и части жиров, но не затрагивает белковый обмен, так что обменные процессы в организме абсолютно не страдают.

Однако не стоит ограничивать себя блюдами исключительно полезными, но не вкусными. На сухур примерно одинаковыми по ценности будут и испанское ризотто с морепродуктами, и овсянка с кусочками фруктов, и овощной салат с кусочками мяса и пророщенными зёрнами пшеницы. Так что стол в дни поста вполне можно сделать не только полезным, но и разнообразным, и вкусным.

Стоит отметить, что любимые многими традиционные бутерброды для сухура не подойдут. Но их можно модифицировать. Вместо булки взять кусочек цельнозернового хлеба , вместо сливочного масла – оливковое, вместо колбасы – отварную (или запечёную) грудку курицы и добавить немного сладкого перца и зелени сверху. Такой вариант завтрака тоже будет вполне приемлемым.

Если вы привыкли к чашечке чая или кофе на завтрак, то на время сухура от кофе лучше совсем отказаться (или употреблять его в минимальных количествах), а чёрный чай заменить на зелёный. Но наиболее полезными будут напитки из кисломолочных продуктов с добавками зелени, небольшого количества соли и трав. После их употребления жажда возникает позднее и не бывает такой острой.

Конечно, у каждого народа есть свои особые рецепты блюд для сухура . И, как правило, они оказываются вполне подходящими для данной местности, поскольку веками культура отбирала то, что было лучшим.

Стоит также оговориться, что все приведённые выше рекомендации относятся к относительно здоровым людям . При наличии какого-либо заболевания ещё до наступления поста (или в первые его дни) стоит обратиться к специалисту, чтобы он помог скорректировать питание на это время .

Счастливого Рамадана!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com