Мавлид – день рождения пророка мухаммада. Повседневная жизнь пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва салям) (1) Саллаллаху алейхи ва саллям значение

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).

6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)

12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда утверждал, что намазы являются для него «усладой для глаз» 212 и их выполнение было для него смыслом земного существования. Кроме обязательных видов намазов, при каждом удобном случае Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал дополнительные молитвы. Стоило ему только услышать какую-либо радостную весть, как он мгновенно падал ниц, склоняясь в поклоне перед могуществом Аллаха. Таким же образом он поступал и при неприятных сообщениях. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ни при каких обстоятельствах не пропускал намазы. Никогда не разрешал новообращенным мусульманам, которые проявляли небрежность и леность, пропускать намазы. При этом он утверждал, что без намаза не может быть веры.

Представители племени Сакиф выдвинули перед мусульманами требования, которые заключались в следующем:

– Не брать с них никаких налогов.

– Никогда не призывать их на войну.

– Не требовать выполнения намазов.

В ответ Посланник Аллаха воскликнул:

«Хорошо! Пусть у вас не требуют уплаты налогов. Вас не будут призывать к джихаду, но нет ничего хорошего в той вере, где не совершают намаз!» 213

Намаз, исполнение которого было приказано Аллахом во время мираджа, имеет настолько огромное значение, что даже на поле битвы воины были обязаны совершать намаз. Всемогущий Аллах дал подробное наставление по поводу совершения намаза в подобных обстоятельствах. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Как-то в одном из военных походов правоверные во главе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) остановились на привал в местечке между Даджнаном и Усфаном. Противники стали говорить друг другу:

– У мусульман существует намаз, чтение которого для них важнее, чем родители и дети. Это – намаз Аср. Будьте начеку и, как только они приступят к намазу, мы внезапно нападем на них.

Ангел Джабраиль (алейхиссалям) по повелению Аллаха спустился с небес и подробно объяснил Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) то, как нужно совершать намаз во время военных действий:

«О Посланник! Когда ты будешь предводительствовать при совершении намаза, разрешай стоять за тобой только одной части вооруженных мусульман. Когда эти правоверные завершат молитву, пусть они отойдут и охраняют другую группу вооруженных мусульман, которые еще не совершили намаз. Так как ваши враги, желая внезапно напасть на вас, жаждут, чтобы вы забыли и оставили свое оружие и снаряжение. Но если из-за дождя или вследствие болезни вам тяжело совершать намаз в снаряжении, то в этом нет никакой вины. Все же будьте всегда готовы к опасности. Несомненно, Аллах приготовил для тех, кто отрицает истину, унизительное наказание!» 214

Как видим, ни при каких обстоятельствах мусульманину не позволяется

откладывать выполнение намаза. Даже отказ от коллективного намаза является серьезным проступком. Всемогущий Аллах, указывая, что правоверные только благодаря намазу могут достичь могущества и силы, в Коране сообщает:

الَّذِينَ إِن مَكَّنَّاهُمْ فِي الأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ

وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ

وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الأُمُورِ

«[Аллах помогает] тем, которые, если Мы упрочим их на земле, будут совершать обрядовую молитву, раздавать закят, призывать к благим деяниям и удерживать от дурного. Только Аллах предопределяет исход всех явлений». 215

Таким образом, Создатель дает нам знать, что джихад и правление являются всего лишь средствами, а самым очевидным выражением преклонения перед могуществом Аллаха является намаз. Ради этой святой цели каждый верующий обязан преодолеть любые препятствия и трудности. Согласно рассказу Абу Дарды (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему: «Даже если тебя раздерут на части, даже если тебя сожгут в огне, ни в коем случае не придавай Аллаху сотоварищей! Всегда совершай намазы, так как если кто-нибудь намеренно не совершит намаз, он лишится покровительства и защиты Аллаха!» 216

Даже во время военных действий Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не ограничивался выполнением обязательных видов намаза. Он до самого рассвета продолжал истово молится Творцу. Али (радыйаллаху анху), рассказывая о битве при Бадре, описал следующий эпизод:

«В этой битве, кроме Микдада, у нас не было всадников. Хорошо помню, как в ту ночь мы все заснули крепким сном. Не спал только Посланник Аллаха, так как он до рассвета со слезами на глазах молился Аллаху». 217

Любовь и привязанность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к Аллаху достигла такой степени, что он находил покой и утешение только во время совершения молитв. Когда от насущных мирских забот у него сжималось сердце, и его охватывала тоска, он просил чтением азана развеять тягостное состояние и при этом говорил: «О, Биляль! Обрадуй нас!» Затем он спешил совершить намаз. Когда наступало время намаза, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) откладывал в сторону все земные заботы и, преисполнившись благоговения, устремлялся душой и помыслами к Всемогущему Аллаху. 218 Всю свою жизнь он молился сразу же, как только наступало время поклонения. Где бы он ни находился, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда любил совершать намаз сразу же после наступления времени. Ведь Создатель Вселенной, подчеркивая, что признаком лицемеров является леность по отношению к намазу или совершение его с опозданием, в Коране сообщает:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى

الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ

قَلِيلاً

«Воистину, мунафики пытаются обмануть Аллаха, а между тем Аллах знает их обман. Когда они совершают салят, то делают это с неохотой, только напоказ людям и вспоминают Аллаха лишь временами». 219

فَوَيْلٌ لِلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلاتِهِمْ سَاهُونَ

«Горе молящимся, которые небрежны к молитве своей, которые исполняют ее только для вида!» 220

Известный ученый, толкователь Корана Алмалылы Хамди Языр, опираясь на эти аяты, характеризовал лицемеров следующим образом:

– Они не придают значения намазам, поэтому и не относятся серьезно к этому виду поклонения.

– Не думают о том, был ли выполнен этот намаз, или нет.

– Не обращают внимания на время наступления намаза. Могут в любое время отложить исполнение намаза на потом.

– Их совершенно не волнует, выполнили намаз или нет!

– Если даже и совершают намаз, то исполняют его не ради достижения милости Аллаха, а с меркантильной целью, с целью достижения некоторого положения или обретения состояния.

– При людях всегда совершают намаз, тогда как, оставшись наедине, они его не читают. Намаз исполняют нехотя. У них нет никакого чувства благочестия и богобоязненности. Вся их молитва состоит «из одного взгляда и двух падений на пол». Если Аллах говорит в адрес молящихся: «Горе вам», то что ожидает тех, кто совершенно не исполняет намазы?

Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил откладывать совершение намазов и говорил своим сподвижникам: «Милость Аллаха над теми, кто в свое время исполняет намаз, а тех, кто совершает незадолго до истечения времени, ожидает прощение». 221 То есть, Аллах бывает доволен теми рабами, которые своевременно молятся, а тех, кто по небрежности совершил ошибку и отложил совершение намаза, Он прощает Своей милостью.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) даже в минуты обострения болезни выполнял намазы сразу же после наступления времени моления. Болезнь, в результате которой он скончался, протекала настолько тяжело, что он в конце обессилел и ослабел. Но, несмотря на это, он, опираясь на двух друзей, пошел в мечеть совершить полуденную и послеполуденную молитвы вместе с другими сподвижниками. Хотя Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уже испытывал предсмертные муки, он продолжал свою миссию, напоминая своим сподвижникам о самом необходимом и полезном. Последними его словами были следующие: «Намаз! Намаз! Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих подопечных (детей, жен и слуг)!» 222

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посвятил свою жизнь распространению Ислама и воспитанию своих сподвижников в свете Божественного учения. Для него намаз был источником вдохновения и умиротворения, поэтому он желал, чтобы каждый правоверный исполнял намазы в самом лучшем виде. Во время выхода войска на битву при Муте Абдуллах бин Раваха подошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), от предвкушения разлуки с которым сильно страдал, и попрощался с ним. Затем Абдуллах попросил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

– О Посланник Аллаха! Посоветуй мне что-нибудь такое, что я запомнил бы и никогда не забывал.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

– Завтра ты отправишься в страну, где очень мало людей поклоняются Аллаху. Старайся там как можно больше читать намазы! (Вакиди, 2, 758)

Огромное внимание Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял обучению детей правилам исполнения намазов. Он советовал сподвижникам обучать детей с семилетнего возраста, а по достижении десяти лет следить за тем, чтобы они регулярно исполняли религиозные предписания. Ибо Всевышний Аллах повелел в Коране:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلاةِ

وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا لاَ نَسْأَلُكَ رِزْقاً نَحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى

«Вели членам своей семьи совершать обрядовую молитву и будь терпелив при ее [совершении]. Мы не требуем от тебя удела, Мы Сами наделим тебя уделом, а [добрый] исход [тем, кто] благочестив». 223

Правоверные хорошо усвоили уроки Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), его щепетильность по отношению к намазам, поэтому всегда считали исполнение намазов делом наипервейшей важности. Один из правителей Османской империи султан Мехмед Решад VI, который считал для себя честью идти по стопам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), нанял Сафию ханум в качестве воспитательницы для своих детей. И первое, что он наказал ей, это было следующее:

«Я считаю харамом (запретным) мой хлеб и соль для тех, кто не исполняет молитвы и не соблюдает пост. Пусть моя воля будет передана учительницей наследным принцам и августейшим супругам».

Какая щепетильность! Какая глубокая мудрость!

Умиротворение и благочестие

во время исполнения намазов

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал громадное значение намазам, при молении он преисполнялся любовью, благочестием и благоговением. Он совершал намазы с чувством страха и уважения, прекрасно осознавая ответственность и важность стояния пред Аллахом. Как человек радуется при встрече с любимыми людьми и преисполняется счастьем, так и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перед каждой молитвой, от мысли, что он сейчас предстанет перед Аллахом, ощущал радость в тысячу раз большую. Осман Шамс Эфенди, подчеркивая, что для достижения степени ихсан 224 намазы необходимо совершать с такой же любовью и радостью, писал:

Если нет любви во время молитвы и зикра,

То не достигнешь ты степени ихсана!

Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намазов достигал самой высокой степени хушу (богобоязненности) и скромности. Кроме того, он испытывал неописуемое наслаждение от самозабвенного моления.

Одной из особенностей полноценного намаза является чувство богобоязненности, когда душа наполнена страхом перед могуществом Аллаха, а все органы и части тела неподвижно замерли от чувства удовлетворения. Во время молитвы нужно полностью сосредоточиться, отрешиться от всего мирского, не отворачивать лицо в другую от киблы сторону и смотреть только в одну точку. Абдуллах бин Шиххир (радыйаллаху анху) состояние Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во время совершения намаза описал следующим образом:

«Однажды я пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) домой, где застал его исполняющим намаз, во время которого из-за рыданий у него из груди исходили звуки, словно из кипящего казана». 225

Молитва, во время которой тело, душа и помыслы заняты только Аллахом, имеет огромное значение для достижения Его любви и беспредельной милости. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что намаз нужно совершать в состоянии страха и почтения, молясь и рыдая, говорил:

«Намаз исполняют по два ракята. После каждого второго ракята совершается ташаххуд (сидение между ракятами). Намаз – это выражение чувства страха и своей ничтожности. После окончания намаза нужно поднять руки в небеса и неустанно молить «О мой Господь! О мой Господь! О мой Господь!». Если кто-либо не сделает этого, то его совершенный намаз будет неполноценным». 226

Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время коллективного намаза предстоял впереди правоверных, он, учитывая то обстоятельство, что среди молящихся могут быть пожилые, больные и люди, которым нужно спешить на работу, никогда не читал длинные молитвы. Иногда, услышав плач ребенка, он сразу сокращал намаз, так как среди молящихся людей могла находиться мать ребенка. Только во время намаза тахаджуд 227 Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз так, как ему хотелось, ибо можно было не брать во внимание состояние других. По его словам, долгие намазы предпочтительнее, чем короткие. Вот почему Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая дополнительные намазы, читал их долго, наслаждаясь ощущением пребывания перед Божьим ликом. Хузайфа (радыйаллаху анху), который вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал ночные намазы, рассказал следующее:

«Как-то ночью я встал рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) для исполнения ночного намаза. Он начал молитву с чтения суры «Бакара» 228 и во время намаза я подумал про себя: «Когда дойдет до сотого аята, он сделает поясной поклон». Однако Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил чтение. Тогда я решил, что в процессе чтения этой суры он сделает два ракята, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал читать. Я подумал: «Скорее всего, он сделает поясной поклон в конце этой суры», но он начал читать суру «Ниса», закончив которую, перешел к суре «Али Имран». Читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень медленно. Читая места, где нужно восхвалять Аллаха, он восклицал «субханаллах». Где нужно было просить защиты от наущения дьявола, он произносил «аузу билляхи». Только потом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал рукуа (поясной поклон), произнося «Субхана Раббияль азим», но этот рукуа длился столько, сколько длилось кыям (стояние). Затем он, воскликнув «Самиаллаху лиман хамидах, Раббана лякаль хамд», выпрямился. Немного постояв прямо, упал ниц для совершения суджуда, во время которого он исступленно шептал «Субхана Рабияль ала». В этом положении Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) находился столько времени, сколько он читал суры. 229

Намаз – это такое духовное состояние, при котором все мирские заботы отбрасываются в сторону и душа, обретая чистоту ангелов, стремится приблизиться к Аллаху. Достичь подобного состояния можно лишь в результате постоянного и частого совершения молитв. Чтобы добиться этого, необходимо при первой же возможности молиться Аллаху, чтобы тело и душа привыкли к поклонению. Благодаря постоянным упражнениям проходит чувство тяжести и лености, которое обычно бывает с непривычки, и люди начинают исполнять намазы с огромным желанием и удовольствием. Таким же образом впоследствии можно достичь состояния страха и умиротворения во время моления.

Одним из благочестивых деяний, доступных каждому правоверному, является чтение намазов при каждом удобном случае, так как Всевышний Аллах, характеризуя истинно верующих, следующее их качество выставляет на передний план:

الَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلاتِهِمْ دَائِمُونَ

«Они постоянны в молитвах!» 230

Джалалятдин Руми, утверждал, что только проникновенный намаз может приблизить раба к Аллаху, а приобретенное чувство близости нужно сохранить и в обычном состоянии, в своих стихах он писал:

Намаз, который показывает нам прямой путь, который удерживает нас от дурных поступков, совершается пять раз в день. Тогда как настоящие «влюбленные» совершают намаз все время. Любовь, пылающая в их груди, любовь, занимающая все помыслы, нельзя вместить ни в пяти, ни в пяти тысячах намазах. Слова «посетите меня немного» обращены не к влюбленным. Души влюбленных всегда томятся от жажды! Разве слова «посетите меня немного» подходят для рыб? Разве могут рыбы жить без моря? Бескрайние воды морей страшны для людей, но не для рыб. Разлука даже на короткое время для влюбленных похожа на целый год!

Имам Мухаммад Париса, ученик знаменитого шаха Бахауддина Накшибанда, о том, какое значение придают влюбленные намазу, писал следующее: «Для искателя истины, который поминанием Аллаха осветил себе душу, самым прекрасным благочестивым деянием является намаз, ибо намаз – это такой вид ибады, который вбирает в себя все виды поклонения.

Савяб (вознаграждение) за выполнение намазов

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал огромное значение намазу и характеризовал его как самое благочестивое занятие. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Будьте постоянны! Достоинства постоянства вы не сможете оценить как следует. Знайте, что для вас самым лучшим поступком является совершение намаза!» 231

Всемогущий Аллах также сообщает, что за каждый благочестивый поступок Он даст огромное вознаграждение. Рассказывает Анас (радыйаллаху анху): «В ночь Мираджа Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было приказано для всех мусульман совершать намазы пятьдесят раз в день. Затем, учитывая возможности людей, количество намазов было сокращено до пяти в день. Вслед за тем Аллах приказал:

«О, Мухаммад! Мое повеление твердо и неизменяемо. Намаз, совершенный пять раз в день, будет равен пятидесятикратному намазу». 232

Особое внимание Аллаха, уделяемое намазу, объясняется его огромным значением для каждого мусульманина. Поэтому каждый ракят намаза имеет для человека большую ценность. Это хорошо раскрыто в следующей истории, которую рассказал Абу Хурайра (радыйаллаху анху).

«При жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) два представителя племени «Кудаа» приняли Ислам. Один из них пал смертью храбрых на поле боя, второй скончался через год. Однажды Талха бин Убайдуллах (радыйаллаху анху) рассказал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) свой сон: «Во сне я увидел, как тот бедуин, который скончался через год, вошел в рай раньше своего товарища. Я сильно удивился этому!» Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), внимательно выслушав, дал такой ответ:

– Разве он после смерти товарища не соблюдал пост в месяц Рамадан, разве в течение всего года он не исполнял намазы?» 233

Намаз, который является самым важным видом поклонения в Исламе, способствует тому, что тот, кто постоянно исполняет его, удостаивается большего вознаграждения. Но, кроме этого, намаз имеет еще одно свойство – удерживает человека от совершения порицаемых поступков. Всевышний Аллах повелевает в Коране:

اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ

وَأَقِمِ الصَّلاةَ إِنَّ الصَّلاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء

وَالْمُنكَرِ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ

«Читай (Мухаммад) Книгу Аллаха и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от больших грехов и оберегает от всех прегрешений, которые запрещают законы Аллаха» . 234

Намаз содержит в себе чистоту и богобоязненность, которые так необходимы для счастья и способствуют духовному возвышению личности. Стоит только человеку обрести прекрасные качества, как у него сразу появляется чувство неприязни ко всему отрицательному, и в дальнейшем он старается этого избегать. Кто исполняет намазы как следует, то есть, правильно совершает омовение, своевременно приступает к намазу, в котором соответствующим образом, следуя предписаниям, совершает поясные и земные поклоны, искренне поминая Аллаха, тот, несомненно, будет всегда избегать всех предосудительных поступков. Таким образом, эта личность погрузится в «океан милосердия» и удостоится Божественной милости.

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в мечети вместе со своими сподвижниками, ожидал времени наступления намаза. В это время один из присутствующих встал и обратился к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям):

– О Посланник Аллаха! Я совершил грех!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не сказал ему. Затем все встали для совершения намаза. После окончания намаза тот человек снова встал и повторил свое признание. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

– Разве ты не был вместе с нами при выполнении этого намаза? Разве ты перед этим не совершил омовение?

Тот ответил:

– Да, о Посланник Аллаха!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) на этот раз сказал ему:

– Так вот, именно этот выполненный намаз послужит искуплением для твоего греха! 235

Как прекрасно написал Мавляна:

«Он, Владыка щедрости – Аллах, скрылся внутри намаза. Раб, который от всей души выполнил намаз и полностью отдал себя Ему, обязательно удостоится милостей и почестей! Всепрощение и милосердие Аллаха «наденет на грехи одежду чести». Таким образом, намаз послужит причиной прощения грехов и обретения вечного спасения»

Написанные Мавляной строки перекликаются со следующими аятами Корана:

إِلا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلاً صَالِحاً

فَأُوْلَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً

«За исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». 236

Чтобы получить от выполнения намаза положительные результаты, чтобы намаз был действительно приближением к Аллаху, необходимо совершать намаз так, как исполнял его Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Нужно достичь того самого духовного настроя, которым преисполнялся Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время выполнения намаза. В намазе, совершенном соответственно правилам, при проникновенном чтении суры «Фатиха» присутствуют множество признаков радостных сообщений, благодаря этому в глазах начинает светиться некий свет, а в душе царить умиротворение. Именно такой намаз является самым действенным и эффективным путем для достижения состояния ихсан, при котором верующий постоянно размышляет об Аллахе, ни на мгновение не забывая Его. Вследствие приобретения такого состояния перед человечеством предстанет совершенная личность, обладающая прекрасными качествами, личность, которая всегда живет помыслами об Аллахе, и не забывает Его даже при малейшем движении. В противном случае, неправильно совершенный намаз, который был выполнен совсем не так, как учил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), никак не может послужить причиной для коренных изменений в нашей жизни, и мы будем дальше опускаться на дно греховного болота, где ожидают вечное разочарование и муки. Мавляна Джалалятдин Руми, оживляя в наших глазах эту картину, описывает это состояние следующим образом:

«О, душа, желающая истины! Сначала постарайся избавиться от мыши в амбаре, и только после этого собирай пшеницу в житницу. Вспомни слова любимого Пророка Мухаммада, который был самым великим человеком: «Только душевно выполненный намаз достигает своей цели». Помни об этом и начинай намаз, сначала избавившись от давления нафса (естества) и наущений шайтана.

Если в нашем амбаре не было бы мыши, то куда бы делась пшеница ибады, совершенной нами в течение сорока лет? Почему мы не можем каждый день ощутить во время искренне выполненного намаза даже чуточку душевного покоя и умиротворения?

От удара кремния разлетелось множество искр и душа, томящаяся от Божественной любви, приняла их на себя. Но в темноте был таинственный вор, который, чтобы не дать фонарю загореться, гасил искры, закрывая их пальцем».

Сподвижники старались во всем походить на любимого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и, став невольными свидетелями внимания, которое придавал намазу Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), самозабвенно выполняли намаз, отрешившись от мира сего. Для сподвижников не было на свете существа ближе, чем Аллах. Всем известны воспоминания верных сынов Аравии, когда искренние правоверные готовы были умереть, но не лишиться благодати, прервав начатую молитву.

Во время похода «Затуррика» мусульмане решили сделать привал. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) назначил часовыми Аммара бин Ясира и Аббад бин Бишра (радыйаллаху анхума), изъявивших желание охранять покой единоверцев. Аммар отдыхал первую половину ночи, а Аббад, стоя на страже, приступил к выполнению намаза. В этот момент к ним подкрался язычник, который, увидев тень стоящего человека, понял, что это часовой и мгновенно выстрелил из лука. Стрела попала прямо в цель, но Аббад, вынув стрелу, продолжал свою молитву. Язычник выстрелил и второй, и третий раз. Каждый раз стрела попадала в цель, и каждый раз Аббад вытаскивал стрелы и продолжал дальше исполнять намаз. Сделав рукуа и саджду, он разбудил своего товарища и сказал ему:

– Вставай! Я ранен!

Аммар мгновенно вскочил, и язычник, поняв, что часовых двое, пустился наутек. Увидев своего товарища залитым кровью, Аммар с досадой воскликнул:

– Субханаллах! Тебе надо было разбудить меня сразу же после первого выстрела.

Однако Аббад дал следующий восхитительный ответ, который показал его любовь и страсть к намазу:

– Я начал читать одну суру, поэтому, не закончив до конца ее чтение, не захотел прервать намаз. Но так как стрелы летели одна за другой, я начал читать быстро и, закончив чтение суры, разбудил тебя. Клянусь Аллахом, если бы я не опасался потерять этот проход, который мы должны охранять по приказу Пророка Мухаммада, то я бы предпочел умереть, чем прервать намаз, так и не закончив чтение суры. 237

Источником подобной готовности к самопожертвованию сподвижников, вне всяких сомнений, была вера в Аллаха и любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Мисвар бин Махрама (радыйаллаху анху) рассказал другой случай, где сподвижники демонстрировали свое отношение к намазу:

«В результате совершенного покушения Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) потерял сознание. Через некоторое время я зашел к нему. Неподвижное тело Умара было накрыто покрывалом. Я спросил у присутствующих людей:

– Как он?

Мне ответили:

– Как видишь. Он еще не пришел в себя!

Тогда я им дал такой совет:

– Вы призывали к намазу? Если в его теле еще теплится жизнь, то ни что, кроме намаза, не заставит его очнуться.

Услышав мой совет, присутствующие воскликнули:

– О предводитель правоверных! Намаз! Люди уже выполнили намаз!

Умар мгновенно вскочил и закричал:

– Даже так? Клянусь Аллахом, кто не исполняет намаз, тот обделен своей долей в Исламе!

Затем Умар встал и, истекая кровью, начал совершать намаз». 238

Для сподвижников повеление Аллаха было важнее всего на свете. По сравнению с Божественными повелениями богатство и жизнь для них не имело никакой ценности. Все члены общества до глубины души прониклись осознанием важности намаза и хорошо поняли, что намаз является краеугольным камнем ибады.

В последующие времена среди последователей Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда находились такие яркие личности, которые ни при каких обстоятельствах не забывали о намазе. Одним из них был легендарный герой Кавказа шейх Шамиль. В 1829 году, во время обороны Гимри, он был насквозь проколот солдатским штыком. Кроме раны от штыка, пронзившего его легкие, у него было огнестрельное ранение, глубокая рана от сабельного удара, сломаны ребра и ключица. От полученных ран он в течение 25 дней не приходил в сознание. И, когда на исходе двадцать пятого дня он пришел в себя и открыл глаза, то увидел свою мать, сидевшую у его изголовья. Первое, что он спросил у нее:

– Мама! Не прошло ли время намаза?

Благодаря лечению, которое провел его свекор, Шамиль полностью выздоровел через шесть месяцев. 239

Comments Off on Значение, которое Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал намазам

Ежегодно в месяц Рамадан все мусульмане обязаны соблюдать пост. Это поклонение стало фардом — обязательной практикой мусульман — ещё во втором году (по Хиджре). Вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) в этот месяц на протяжении девяти лет постились Асхаб аль-Кирам — его благочестивые сподвижники. Ту эпоху принято называть «саадат аль-аср» — время наилучшей самоотверженности и высокого духовного подъёма. В наследие от первых Рамаданов нам осталось множество полезных наставлений Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Приведём некоторые из них.

ПОДГОТОВКА К РАМАДАНУ

На протяжении двух предшествующих благословенных месяцев Раджаба и Шабана до наступления Рамадана Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проводил специальные беседы и наставления по подготовке к посту. Так, Ибни Хаббан и Сальман Фариси (радыяллаху анхума) передают, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в последний день Ша"бана, читая назидательную хутбу — проповедь, сказал: «Люди! Вас защитит великий и благословенный месяц — месяц, в котором есть ночь "Аяйлят-уль-Кадр", лучшая из тысячи месяцев; месяц, в котором в светлое время суток Аллах велел поститься, объявив это фардом (обязательным для исполнения), а ночью велел совершать нафиля (советуемые дополнительные молитвы) и таравих (специальную молитву в Рамадан). Кто в этом месяце приблизится к Аллаху, совершая благие дела — это будет подобно исполненному фарду в другой из месяцев, кто же в этом месяце исполнит фард — это будет подобно 20 исполненным фардам в другой из месяцев. Это месяц терпения. Награда же за терпение - Рай»
(Имам Мунзири, ат-Таргиб, 2/94).
Убада бин Самит (радыяллаху анху), также передаёт, что, когда наступил Рамадан, в один из дней Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вот пришёл благодатный месяц Рамадан, который принёс вам милость Аллаха. В этот месяц нисходит на землю множество милостей, прощаются грехи, принимаются ду"а. Если Аллах увидит ваше рвение в поклонении — будет прославлять вас среди своих ангелов. Это такое поклонение, в котором вы полюбите Аллаха. Если же кого-то ожидает беда, то, по милости Аллаха, вы её избежите»
(Имам Мунзири, ат-Таргиб, 2/96).
От Абу Хурайры (радыяллаху анху) до нас дошло следующее придание, услышанное им от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «К вам пришел благословенный месяц — месяц Рамадан. В этот месяц Великий Аллах сделал пост обязательным для вас. В этот месяц открываются небесные врата (чтобы возвысить поклонения) и закрываются врата Ада. Не допускается к действию любое зло, с силой разрываются цепи шайтанов. В этот месяц, принадлежащий Аллаху, есть такая ночь, которая лучше тысячи других ночей. Кто в эту ночь преуспеет в хороших делах, поистине, (в большом благе) преуспел»
(Насаи, Саум, 2079; Бухари, Саум,1765-176б; Муслим, Саум,: 1793).

БЛАГО СУХУРА

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), настоятельно советовал своей умме просыпаться на сухур — ко времени приёма пищи незадолго до наступления рассвета. На эту тему существует множество хадисов, в частности, следующий: «В пище сухура скрыта благодать. Выполнит сухур тот из вас, кто выпьет хотя бы один глоток воды. Аллах смилостивится над проснувшимся и принимающим пищу и питьё сухура, а ангелы будут просить за него прощения» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 3/44).

ПОКЛОНЕНИЕ В РАМАДАН

Рамадан — это ярмарка Ахирата — приближающегося мира вечности, на которой все торги происходят сообразно будущим меркам. Это месяц особого поклонения. С приходом Рамадана Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пребывал в состоянии глубокой молитвы, увеличивал количество намазов, совершал более длительные зикры — поминания Аллаха — с помощью коранических формул и много читал Коран. В последние десять дней Священного Месяца он углублялся в различные виды поклонения.
По свидетельствам сподвижников Пророка, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в каждый Рамадан в определённую ночь встречался с Джабраилем (алейхисаллям) — и в это время, таким образом, они по очереди читали Коран.

ОСОБАЯ ЩЕДРОСТЬ И БЛАГОДУШИЕ

Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) асхабы знали как аджвадан-нас ва ахсанан-нас — самого щедрого и лучшего из людей. И, следуя его примеру, в месяц Поста каждый мусульманин должен стараться проявлять как можно больше благодушия и щедрости. Племянник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — Ибни Аббас — передаёт: «Посланник Аллаха в своих качествах был самым щедрым и благодушным из людей. Наиболее сильно он проявлял их в месяц Поста. В каждый Рамадан Джабраиль (алейхисаллям) встречался с Пророком и был рядом с ним на протяжении всего месяца. Во время таких встреч Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был благодушнее дуновения лёгкого ветерка» (Муслим, Фадаиль, 50).

ПРАВИЛА ИФТАРА

Ифтары — разговения Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) не совсем были похожи на наши — не были полны различными явствами. Кроме того, на протяжении всей своей жизни он никогда не наедался досыта. По этому поводу супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айша (радыяллаху анха) говорит следующее: «После смерти Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), первая беда, которая постигнет умму — это чревоугодие».
Относительно ифтара Анас (радыяллаху анху) рассказал, что «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) до совершения магриб (вечернией молитвы) начинал разговение несколькими свежими финиками, когда же не находил свежих — разговлялся сухими, когда же и сухие не находил — выпивал несколько глотков воды» (Абу Дауд, Саум 22,2556; Тирмизи, Саум, 10).
Муаз ибн Зухра дополняет: «Придя ко мне, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) начинал ифтар с такого ду"а (просьбы к Аллаху): «Аллахумма ляка сумту ва аля ризкыкя афтарту» (О, Аллах, ради Тебя пощусь и данным Тобой мне пропитанием раговляюсь)»
(Абу Дауд, Саум 22).
По свидетельству Маруана бин Салима и ибн Умара (радыяллаху анхума), «Посланник Аллаха, начиная свой пост, говорил: "По воле Аллаха утихнет жажда, наполнятся вены, живительной влагой и назначен будет саваб"» (Абу Дауд, Саум 22).

МОЛИТВА «ТАРАВИХ»

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) считал намаз таравих наилучшим подарком, удачей для мусульман и всегда советовал его совершать. На эту тему существует такой хадис: «Тому, кто будет совершать намаз таравих с надеждой на награду Аллаха, простятся прошлыепрегрешения» (Рияд-ус-Салихин, 2/463).
Во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) намаз таравих не совершался в мечетях. Лишь несколько раз он провёл эту молитву вместе со своими сподвижниками. И только спустя некоторое время, во времена правления Умара (радыяллаху анху), исходя из Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульмане пришли к иджтихаду — единому решению: проводить коллективные намазы таравих в мечети.

ИТИКЯФ

Итикяф — это пребывание на территории мечети с соблюдением определенных условий, что является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), которую следует совершать в месяц Рамадан. О том, как это делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), подробно рассказывает Айша (радыяллаху анха): «При наступлении последних десяти дней Рамадана, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проводил ночи в поклонении, также будил для этого людей и всю свою семью, и по сравнению с другими временами, придавал поклонению больше значения, проявляя большое в этом усердие» (Муслим, Иикяф, 7).
И ещё дополняет: «До самой своей кончины Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в последние десять дней Рамадана входил в состояние итикяф, говоря: "Ищите в последние десять дней Рамадана ночь "Аяйлят-уль-Кадр". После Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его супруги входили в состояние итикяф»
(Бухари, Фадлю Ляйлят-уль-Кадр, 3, Итикяф, 1,14; Муслим, Итикяф, 5, 1172; Муватта, Итикяф, 7, 1, 316; Тирмизи, Саум, 71, 790; Насаи, Масаджид, 18, 2, 44; Абу Дауд, Сиям, 77, 2462,2464; ибн Маджа, Сиям, 59,: 1771).
Относительно игтикяфа Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Хурайра (радыяллаху анху) сообщает: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) каждый Рамадан, в последние его десять дней, входил в итикяф. В год же своей кончины он пребывал в итикяфе двадцать дней» (Бухари, Итикяф, 17; Абу Дауд, Саум, 78,: 2466; ибн Маджа, Сиям, 58, 1769).
Что касается достоинств итикяфа, ибн Аббас (радыяллаху анху) передаёт слова Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Его (совершающего итикяф) грехи скроются, и он приобретёт благодать, равную только совершаемому добру» (Кутуб-ус-Ситта мухтасари, 6512).

Азиз Ускюдарлы

Существует необходимый этикет, который мы должны соблюдать, когда пишем имена наших праведных предшественников. Это великие авторитеты религии, и они заслуживают определенного уважения.

Большинство людей имеет привычку сокращать мольбу за них аббревиатурами как «р.а.» и «а.с.»

Намного хуже этого — использование акронима «с.а.с.» по отношению к Пророку, мир ему и благословение. Величайший человек на земле заслуживает большего уважения чем это.

«Написание аббревиатуры взамен полного написания «салляллаху алайхи ва саллям» — да благословит его Аллах и приветствует, является нежелательным. Согласно ученным-хадисоведам». (Ибн Салах, стр.189. «Тадрибу Рави» 2/22)

«У тех, кто хотел сэкономить чернила, используя сокращённую аббревиатуру салавата на Пророка, мир ему и баслагословение, были болезненные последствия ». («аль-Кавлюль Бадиъ» стр. 494)

В нынешнее время полное написание «салляллаху алайхи ва саллям», «разияЛлаху анху», «рахимахуЛлах» или «алайхи ссалям» не займет так много времени или энергии.

Кто то и вовсе может использовать готовую функцию клавиш для этого — смысл в том, чтобы это было напечатано в полной форме.

Великое вознаграждение

Известный табиин Джаъфар ас-Садик, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует », до тех пор, пока чернила сохранены на бумаге». (Ибн Каййим в «Джиляуль Афхам», стр. 56. «аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 484. «Тадрибу Рави», 2/19)

Суфян Саври, да смилуется над ним Аллах, известный Муджахид сказал:

«Достаточна польза для распространяющих хадисы от того, что они непрерывно получают благословение для себя до тех пор, пока выражение “ да благословит его Аллах и приветствует ” остается написанным на бумаге». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 485)

Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, привел множество случаев из жизни на эту тему от разных передатчиков хадисов. («аль=Кавлюль Бадиъ», стр. 486-495. Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, «Джиляуль Афхам», стр. 56)

Среди них следующий случай:

Сына Аллямы Мунзири, Шейха Мухаммада ибн Мунзири, да смилуется над ним Аллах, увидели во сне после его гибели. Он сказал:
«Я вошел в Рай и поцеловал благословенную руку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «Тот, кто напишет руками «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», будет со мною в раю»

Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это сообщение было передано по достоверной цепочке . Мы надеемся на милость Aллaхa, благодаря которой Он одарит нас этим достоинством». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр 487)

Аль-Хаттиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, также сообщил о нескольких подобных снах. («аль-Джамиу ли Ахляки Рави», 1/420-423)

Еще одно замечание

У некоторых из нас есть привычка писать «аляйхи салям» (мир ему) при упоминании имени Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Ученые передали, что такую привычку иметь нехорошо. («Фатхуль Мугис»; сноска на «аль-Кавлюль Бадиъ», стр.158)

На самом деле Ибн Салах и имам Навави, да смилуется над ними обоими Аллах, объявили это нежелательным (макрух). («Мукаддима ибн Салах», стр.189-190, «Шарх сахих Муслим», стр.2 и «Тадриб ва Такриб», 2/22)

Тоже самое относится и к тому, кто говорит: «аляйхи салят» (благословение ему). Причина в том, что нам приказано в Коране просить обе вещи: И Салят (благословение) и Салам (мир) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Сура 33, аят 56)

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране (смысл):

إِنَّ اللَّـهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура 33, аят 56)

Говоря «аляйхи салям», мы посылаем лишь «салам» без «салята».

Если у кого-то есть привычка изредка говорить «аляйхи салям» (мир ему) , а в некоторых случаях «аляйхи салят» (благословение ему), то это не будет считаться нежелательным (макрух).

Давайте будем писать и произносить салават в полном виде, без сокращения, всегда, когда мы поминаем имя нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Заметка:

«Салляллаху алайхи ва саллям» (Да благословит его Аллах и приветствует) – принято говорить исключительно при упоминании имени нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«РазияЛлаху анху» (да будет доволен им Аллах) — в отношении сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

«РахимахуЛлах» (да смилуется над ним Аллах) — в отношении ученых, праведников, познавших Аллаха

«Алайхи ссалям» (мир ему) — в отношении остальных Пророков, мир им.

Имам ас-Суюты сказал: «И было сказано, что у первого, кто сократил написание салавата в виде “с..а.с.”, была отрезана рука». (См. “Тадриб ар-рауи” 2/77)

Табиин (мн.ч., араб. تابعين ) -последователи. Термин «таби’ин» употребляется по отношению к мусульманам, видевших сахабов.

Ничто не могло противостоять распространению Ислама. Хотя были и 13 мучительных лет в Мекке, и жестокость неверующих. Коран имел исключительное влияние на людей: даже самые ярые враги истинной религии признавали, что смысл Книги Аллаха глубок и даёт отдохновение сердцу.

В ту пору жил известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув уши ватой. Однажды стихотворец встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек,

то, наверное, смогу сам отличить правду ото лжи». Он приблизился к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) и стал его слушать. Коран настолько поразил Туфайля, что он ушёл от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.

Мушрик Валид бин Мугира поражался необыкновенному языку и красноречию Корана: «Видит Аллах, то, что я слышал недавно от Мухаммада, - это не слова человека или джина. Эти речи изумительны и сладостны.

Смысл их, словно обильные плоды зелёной долины, где текут реки… Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не рифмы, эти строки выше стихов. Такую смысловую и звуковую гармонию мне ещё не доводилось слушать». И тут же, оправдываясь перед соплеменниками, бин Мугира заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения…» Так мирские интересы мешали многобожникам принять постулаты Небесной Книги, ибо тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного в жизненном укладе.

Мекка была в то время центром бурной торговли, а мушрики - успешными купцами. Если бы они признали Единственного Аллаха, то им пришлось бы прекратить продавать идолов. В Коране шла речь о равенстве людей перед Всевышним, и хозяев, и рабов, поэтому следует забыть о высоком социальном статусе. Но более всего пугал мушриков призыв к ответственности. В Коране говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всём, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были греховными: они относились к рабам хуже, чем к животным, женщины не имели прав и считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики избивали и казнили тех, кто знал Коран, шумели во время его чтения, распускали слухи о колдовстве, запугивая приходящих в Мекку караванщиков. Затем, они посылали известных ораторов на площадь, где мусульмане читали Коран, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Исламу.

Курайшиты поняли, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, и отправились за советом к иудеям Медины. Тем было известно о рождении Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, то он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошёл все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Посланник Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) после того как услышал эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ» . Но откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчён. Но вскоре к нему явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) вестью от Всевышнего. Создатель предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чём никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «Ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)». Всевышний в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах-обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. После этого многобожники не смогли больше возражать.