Новая экономическая политика (НЭП).

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест ». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б), что тоже в последствии явилось одной из причин перехода к НЕПу. Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. По существу речь шла о кризисе политики «военного коммунизма».

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне, а вначале 20 годов после ведения НЭПа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для нэпманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие основные важнейшие потребительские интересы города и деревни. В. И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути НЭПа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство и т.д.).

С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП являлся обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома всех рыночных структур. Прямой путь к социализму, впрочем, не отвергался им в принципе: Ленин признавал его вполне пригодным для развитых капиталистических государств после победы там пролетарской революции.

НЭП в сельском хозяйстве

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты - объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);
  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);
  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой - это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

Финансовая реформа НЭПа

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.


В соответствии с декретом СНК с ноября 1922 г. начался выпуск параллельной советской валюты - «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику - 78, 24 доли или 7,74234 г. чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926 г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996 г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924 г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924 г.г. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924 г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925-26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926 г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 г.г. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Роль частного сектора во времна НЭПа

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов , управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

«Новая экономическая политика» (НЭП) — проводившийся в 1921-1929 годах экономический курс, сочетавший рыночно-налоговые методы взаимоотношений государства с частными производителями (прежде всего с крестьянством) и административное управление промышленностью.

Была разрешена свободная торговля, разрешалось частное предпринимательство. В частные руки перешли сотни предприятий лёгкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать большую часть тяжёлой промышленности и транспорт. Государственные предприятия объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств из государственных предприятий в частный сектор.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

НЭП закрепил важнейший социально-экономический итог революции — крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в 1922 году было закреплено советским законодательством. В России установился своеобразный бюрократический капитализм, но правящая партия стремилась построить на его основе новое социалистическое общество.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. Стремясь получить средства на борьбу с голодом, в феврале 1922 года правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. В Шуе начались волнения, верующие вышли защищать свои святыни, при столкновении с милицией и войсками были жертвы. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, были арестованы и преданы суду, многие казнены. Удар властей потряс сами основы Церкви. Часть священников во главе с А. Введенским выступила против Патриарха Тихона и потребовала поддержать идеи революции и «христианского социализма», договориться с большевиками. Новое движение — так называемое «обновленчество» — стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. В июне 1923 года Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к Церкви стало более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие и священники ожесточённо спорили по вопросам места Церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было ещё сильнее.

В 1922 году из России были насильственно высланы многие оппозиционно настроенные мыслители, учёные и общественные деятели самого широкого спектра (от философа Н. А. Бердяева до рабочего, лидера анархистов Г. П. Максимова).

Всего в эмиграции оказалось более миллиона подданных бывшей Российской империи. Несмотря на тяжёлые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века.

1922 год был урожайным — сказались и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы — введения стабильного «золотого червонца» в 1922-1924 годах. Но после первых успехов НЭП обнаружилась экономическая неустойчивость и хрупкость этой системы.

Большевистские идеи, которые помогли в условиях революции укрепиться диктатуре, в новых условиях нуждались в значительной коррекции, чтобы способствовать стабилизации режима. Вожди большевизма, приверженные прежним идеям, вытеснялись со своих позиций бюрократическим классом. Это определило динамику внутрипартийной борьбы 1920-х годов.

Идеальным организатором бюрократии стал избранный 3 апреля 1922 года на только что учреждённый пост Генерального секретаря ЦК И. В. Сталин. Осторожный прагматик, талантливый технолог власти, он казался прекрасным исполнителем. Однако, когда выяснилось, что Сталин может отстаивать точку зрения, отличную от ленинской, Ленин подверг его критике и предложил снять с поста (это предложение не было осуществлено).

30 декабря 1922 года из советских республик было сформировано единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Первоначально в него вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР).

В состав РСФСР и ЗСФСР вошли несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики. В 1936 году ЗСФСР была разделена на три республики, из которых первоначально была составлена.

Большая часть Средней Азии вошла в Туркестанскую АССР (ТАССР). Сохранялись Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики, формально находившиеся в союзных отношениях с РСФСР. К северу от ТАССР располагалась Киргизская (с 1925 года — Казахская) АССР. В 1924-1925 годов было проведено национально-государственное размежевание, по которому на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Кара-Киргизская автономная область (АО) в составе РСФСР (с 1926 года — Киргизская АССР, с 1936 года — ССР), Таджикская АССР в составе Узбекской АССР (с 1929 года — ССР). В 1936 году и Казахстан получил статус ССР. В 1936 году Каракалпакская АССР (преобразована из АО в 1932 году) передана Узбекистану.

При проведении территориальных размежеваний центр руководствовался экономическими соображениями и рекомендациями наиболее влиятельных партийных национальных групп, а не мнением населения, которое было перемешано в национальном отношении. Советская политика в этот период предполагала национальную консолидацию в рамках республик.

В январе 1924 года была принята Конституция СССР, повторившая декларацию и Договор об образовании СССР. Конституция 1924 года сохраняла принципы, заложенные в Конституции РСФСР 1918 года.

В 1928-1929 годах в России была проведена реформа административно-территориального деления: губернии, уезды и волости были заменены областями (а также краями, статус которых практически соответствовал областному) и районами. Статус автономных республик и автономных областей соответствовал областному. В 1930 году в составе некоторых областей и краёв были образованы 8 национальных округов малочисленных народов Севера. В 1931 году в РСФСР было 14 краёв и областей, 11 автономных республик, 14 автономных областей. Затем количество областей росло, а некоторые автономные области преобразовывались в автономные и даже союзные республики.

В 1924 году ряд уездов РСФСР были переданы БССР, что увеличило территорию Белоруссии более чем в два раза.

Когда попытки Коминтерна спровоцировать революции в Европе закончились крахом, идея мировой революции была отодвинута на дальнюю перспективу. Теоретик партии Н. И. Бухарин при поддержке И. В. Сталина обосновывал возможность построения социализма в одной стране.

Оставаясь единственной легальной политической организацией, партия большевиков оказывалась в центре разных воздействий со стороны различных социальных сил. Это приводило к развитию фракционности и подрывало монолитность партии — основу её власти. В 1923-1927 годах в РКП (б) (с 1925 года — ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)) действовала левая оппозиция во главе с Л. Д. Троцким, к которому присоединились также Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и их сторонники. «Левые» отстаивали радикальные принципы большевизма против прагматизма «центристов» (Сталин) и «правых» (Н. И. Бухарин, А. Н. Рыков и др.).

После организационного разгрома «левых» в руководстве партии и государства вновь разгорелась борьба. Неудача хлебозаготовок убедила Сталина и его сторонников в том, что модель НЭП, оправдавшая себя в короткий период 1924-1925 годов, не в состоянии обеспечить устойчивое развитие страны. Крестьянство не давало государству достаточного количества ресурсов, чтобы обеспечить дальнейший индустриальный рост. Существовавшая промышленность с трудом обеспечивала потребности СССР, и государству не на что было обменять у крестьянства достаточное количество хлеба рыночным путём. Для индустриального рывка нужен был хлеб, и Сталин решил взять его старыми военно-коммунистическими методами.

«Чрезвычайные меры» дали хлеб в 1928 году, но отбили у крестьян желание производить его «излишки». Производство продовольствия сократилось.

Действия Сталина вызвали острый конфликт в руководстве ВКП(б), «правые» критиковали Сталина на заседаниях руководящих органов, указывая на крестьянские восстания, вспыхнувшие вслед за действиями продотрядов. Сталин взял курс на ликвидацию НЭП путём индустриального рывка и превращения крестьян из самостоятельных хозяев в работников крупных «коллективных хозяйств» («колхозов»), подчинённых государству. Колхозы были нужны коммунистической партии, чтобы управлять крестьянством и таким образом получить продовольствие для обеспечения «строек пятилетки», для продажи на внешнем рынке, чтобы получить средства на закупку современной техники.

Осенью 1920 г. в стране усилился социальный и экономический кризис. Крестьянские хозяйства, разоренные войной и неурожаем, находились в тяжелом положении. Начался голод. Рабочие, недовольные нехваткой продуктов питания, безработицей, уравнительной оплатой труда, начали забастовки. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, охвативших Украину, Дон, Кубань, Сибирь, Поволжье. Наиболее крупное крестьянское восстание, длившееся с лета 1920 г. до лета 1921 г., произошло в Тамбовской губернии под руководством эсера А.С. Антонова. Волнения рабочих и крестьян поддержали военные. 28 февраля 1921 г. восстали моряки Кронштадта. Восставшие моряки требовали соблюдения прав и свобод, провозглашенных в октябре 1917 г. Призыва к свержению власти Советов ни крестьяне, ни рабочие, ни моряки не выдвигали. Было недовольство лишь всевластием одной партии - партии большевиков.

Назревал раскол и в самой партии. На повестку дня все острее выдвигался вопрос о демократизации, развитии коллегиальности в управлении и ослаблении диктата центра. Нужны были срочные меры по выходу страны из кризиса и восстановлению разрушенного хозяйства.

13.1. Новая экономическая политика

В марте 1921 г. было принято решение о переходе к новой экономической политике (НЭП). Сущность новой экономической политики заключалась в построении социализма с использованием различных форм собственности, в создании многоукладной экономики при сохранении регулирующей роли государства.

Цели НЭПа были следующие: снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Переход к НЭПу был законодательно оформлен декретами ВЦИК, СНК и решениями VIII Всероссийского съезда Советов. В ходе реализации программы НЭПа продразверстка была заменена продовольственным налогом, который устанавливался до начала весеннего сева и не мог изменяться в течение года. К тому же продналог был в два раза меньше продразверстки. Бедняцкие и коллективные хозяйства от продналога освобождались и получали определенные льготы. Разрешались частная торговля, применение наемного труда, сдача земли в аренду. Укрепился частный сектор. Государственные предприятия переводились на хозрасчет, рабочие получали право перехода с одного предприятия на другое, разрешалось создавать частные предприятия, денационализировались предприятия с числом работающих до 21 человека, отменялась всеобщая трудовая повинность, вводились биржи труда. В декабре 1921 г. государство начало возвращать частным владельцам предприятия, в которых было не более 10 рабочих.


Проведение НЭПа привело к улучшению положения в народном хозяйстве. К 1925 году посевная площадь и валовая продукция крупной промышленности почти достигли довоенного уровня. Производство электроэнергии превзошло довоенный уровень в 1,5 раза. В экономике вводилось плановое начало.

В 1920 году был принят план государственной электрификации России (ГОЭЛРО). Это был первый перспективный план развития народного хозяйства. Впоследствии плановое хозяйство стало характерной чертой государственного руководства экономикой.

В экономике в период НЭПа действовали рыночные принципы. Товарно-денежные отношения стали главным связующим звеном между отдельными частями хозяйственного механизма. В 1922 году был начат выпуск новой денежной единицы - червонца. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар равнялся 1,94 рубля).

В 1921 году был воссоздан Госбанк, кредитовавший промышленность и торговлю на коммерческой основе. Кроме того, был создан целый ряд специализированных банков. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а к октябрю 1926 г. их число возросло до 61.

Самым важным результатом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, не известных истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

В условиях НЭПа изменились и экономические функции государства: если ранее в условиях "военного коммунизма" центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

13.2. Изменения в государственном аппарате в условиях НЭПа

Произошли изменения в государственном аппарате. Совет рабочей и крестьянской обороны был реорганизован в Совет труда и обороны. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения. Государственная казна за долги трестов не отвечала. Тресты стали объединяться в синдикаты на началах кооперации. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов и оборудования производились на оптовом рынке, в связи с чем возникла широкая сеть торговых предприятий, ярмарок, товарных бирж. Функции внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен.

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий, превратился в координационный центр.

В декабре 1921 г. была реорганизована ВЧК. Вместо нее создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. С образованием СССР ГПУ было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и во флоте, и транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и государственных преступлений.

В армии вводился новый принцип организации. Численность ее была сокращена до 600 тыс. человек. Наряду с кадровыми частями стали создаваться территориальные. Вооруженные силы стали подразделяться на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения, ОГПУ и конвойную стражу. Введена обязательная военная служба для мужчин в возрасте от 19 до 40 лет. В 1924 году установлен срок службы в армии - два года, во флоте - четыре.

13.3. Образование СССР

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства. С 1918 по 1920 годы на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Образовавшиеся советские национальные республики - Украинская, Белорусская и другие группировались вокруг РСФСР в силу экономической, военной и иной необходимости.

Сложившаяся между республиками форма объединения получила название договорной федерации. Республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли сырьевые и товарные фонды. Были созданы: единое командование военных формирований, Советы народного хозяйства, железнодорожного транспорта, финансов, комиссариаты труда. При той многопартийности, которая имела место, руководящая роль признавалась и принадлежала коммунистической партии. Социалистическая идея выступала как гарант единства нового государственного образования.

В марте 1922 г. был образован союз республик Закавказья - Закавказская СФСР, в которой объединились Армения, Азербайджан и Грузия. Возникла необходимость по внутренним и международным причинам объединения самостоятельных советских государств-республик в общее государство.

В августе 1922 г. была образована комиссия для выработки проекта будущего федеративного государства. Предлагались различные варианты: конфедерация республик с сохранением своей валюты и армии, автономизация, т.е. образование советских республик, входящих в состав РСФСР на правах автономий, и федерация равноправных республик. Был принят третий вариант. Осенью 1922 г. проект обсуждался на съездах Советов Закавказья, Белоруссии, Украины, а 30 декабря 1922 г. 1-й Всесоюзный съезд Советов Союза ССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) с четырьмя председателями, по одному от каждой республики: М.И. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), А.Г. Червяков (БССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР).

В 1925 году в СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 году Таджикская АССР в составе Узбекской ССР была преобразована в Союзную республику и принята в СССР. В 1936 году СССР состоял уже из 11 субъектов. В него вошли Казахская и Киргизская союзные республики. Образование СССР способствовало усилению военной и экономической мощи страны. Российская империя, распавшаяся в результате революции, возрождалась вновь, на основе добровольного объединения. Объединение республик обеспечивало их независимость и позволяло успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Высшим законодательным органом власти нового государства стал Всесоюзный съезд Советов. Съезды должны были собираться ежегодно, допускался созыв чрезвычайных съездов. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный исполнительный комитет Союза, состоявший из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовал первое союзное правительство - Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. После его смерти председателем СНК стал А.И. Рыков (до 1930 г.).

СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных наркоматов: иностранных, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, Госбанка и Госплана.

ЦИК СССР предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех союзных республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной и исполнительной власти передавалась его президиуму.

Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, края и округа. Создавались национальные округа и районы.

13.4. Кодификация советского права

В рассматриваемый период осуществлялась кодификация советского права. В РСФСР были приняты: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде и Кодекс законов о браке, семье и опеке. В 1922 году проведена судебная реформа и создана прокуратура РСФСР.

Конституционное право. В РСФСР действовала Конституция 1918 г., а с принятием II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Основного закона СССР - Конституции СССР, состоявшей из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР, - встала необходимость принятия новой Конституции, что и было сделано в 1925 г. Москва стала столицей СССР и РСФСР.

Конституция СССР закрепила новое государственное объединение республик - федерацию и установила систему высших органов власти СССР и союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК, СНК СССР.

В ведение Союза входили внешние сношения и внешняя торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ВЦИК СССР.

11 мая 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая закрепляла РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: "РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик", в котором вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. В Конституции РСФСР определялись полномочия органов государственной власти республики, структура которых соответствовала структуре аналогичных органов СССР. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР передавалась в ведение союзных органов власти и управления. Конституция РСФСР вводила и новые органы власти - президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Достаточно подробно говорилось о полномочиях Советов всех уровней и порядке их выборов. Сохранялись прежние нормы представительства, устанавливающие преимущества рабочих перед крестьянами. Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что земля, фабрики, заводы, водный и воздушный транспорт составляли собственность государства. Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Гражданское право. В каждой союзной республике действовал свой гражданский кодекс. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., действовавший до 1964 г., состоял из Общей части, вещного, обязательственного и наследственного права.

В Общей части, состоявшей из нескольких статей, давалась характеристика действия Гражданского кодекса на всей территории РСФСР, отмечалось, что гражданские права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда они вступают в противоречие с социально-хозяйственным назначением. Субъектами права признавались все граждане РСФСР. Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имели влияния на гражданскую правоспособность, которая наступала с 18 лет.

Юридическими лицами признавались объединения лиц, учреждения или организации, которые могли приобретать права на имущество, вступать в обязательства, искать и отвечать по суду.

Сделки, т.е. действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, могли быть односторонними и взаимными. Они могли совершаться в устной и в письменной форме. Письменные делились на простые и нотариально удостоверенные. Недействительными признавались сделки, совершенные с нарушением закона. Срок исковой давности устанавливался в три года.

Гражданский кодекс различал государственную, кооперативную и частную собственность. Земля, недра, леса, воды, железные дороги и их подвижной состав объявлялись исключительно собственностью государства. Предметом частной собственности могли быть немуниципализированные строения, предприятия промышленности, имевшие наемных рабочих в количестве, предусмотренном законом (до 20 человек), орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и всякое имущество, не изъятое из оборота. Кооперативные организации могли владеть всякого рода имуществом наравне с частными лицами. Кооперативные промышленные предприятия в количестве нанимаемых рабочих не ограничивались. Распоряжение государственным имуществом осуществлялось органами государства. Государственное имущество не подлежало отчуждению в собственность частных физических и юридических лиц. Оно не могло быть предметом залога.

Договоры на предоставление городских участков под застройку заключались коммунальными отделами с физическими и юридическими лицами на сроки: для каменных и железобетонных строений - до 65 лет, для смешанных строений - до 60 лет, для деревянных строений - до 50 лет.

Имущество, не изъятое из оборота, могло быть предметом залога. Залогодатель должен быть собственником имущества. Договор залога строения и права застройки удостоверялся нотариально. Заложенное имущество, кроме строения и права застройки, передавалось залогодержателю.

Обязательственное право. В Гражданском кодексе предусмотрены основания для возникновения и прекращения договоров по обязательствам. Договор признавался заключенным, когда стороны выразили друг другу согласие по всем его пунктам. Договор на сумму свыше 500 рублей должен быть совершен в письменной форме. Договор дарения на сумму свыше 1000 рублей заверялся у нотариуса. Определялись проценты по договору займа в размере 6% годовых от суммы долга. Если договор признавался недействительным ввиду нарушения закона, то стороны обязаны были возвратить друг другу все полученное по договору.

Распространены договоры имущественного найма. Срок найма не должен превышать 12 лет. Срок найма государственными и кооперативными организациями государственных предприятий не должен превышать 24 года.

Жилая площадь в домах, принадлежавших государственным предприятиям, сдавалась по договорам на определенный срок.

Предметом купли-продажи могли быть лишь немуниципализированные и демуниципализированные жилые строения при условии покупки лишь одного строения на семью. Продать можно было одно владение в течение трех лет. Договор купли-продажи строения должен быть заверен у нотариуса.

Практиковались договоры мены, займа, подряда, поручительства, поручения, товарищества, страхования.

Договор займа на сумму свыше 50 рублей должен быть совершен в письменной форме. Заимодавец мог требовать проценты лишь в том случае, если они предусмотрены в договоре. Проценты начислялись лишь на основную сумму долга.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязывалась выполнить определенную работу, другая сторона (заказчик) обязывалась уплатить условленное вознаграждение за всю работу или по частям.

По договору товарищества возникала обязанность соединения вкладов для достижения хозяйственной цели. Полным признавалось товарищество, когда участники отвечали за обязательства товарищества всем своим имуществом как солидарные должники. Товарищество на вере состояло из неограниченно ответственных товарищей и вкладчиков. В ТОО все участники по обязательствам товарищества отвечали одинаково не только внесенными вкладами, но и личным имуществом.

Наследственное право. Гражданский кодекс допускал наследование по закону и завещанию. По закону наследниками признавались дети, внуки и правнуки, переживший супруг и лица, находившиеся на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Наследниками могли быть и дети, родившиеся после смерти завещателя. Наследодатель имел право завещать имущество государству или отдельным его учреждениям и предприятиям, партийным, профсоюзным и другим общественным организациям. Нельзя было лишать прав наследования несовершеннолетних детей.

При наследовании по закону все имущество делилось на равные части между всеми наследниками. Наследство признавалось выморочным, если наследники в течение шести месяцев после смерти завещателя не оформили права на наследство у нотариуса.

Гражданское процессуальное право. В июле 1923 г. на 2-й сессии ВЦИК был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (действовал по 1964 г.), в котором излагались правила ведения судопроизводства по гражданским делам. Основанием для начала процесса служило заявление заинтересованной стороны. Предусматривалось участие прокурора, который по решению суда мог вступить в дело на любой стадии процесса. Судопроизводство велось на языке большинства населения данной местности. Если стороны или свидетели не владели языком, на котором велось производство, суд обязан был пригласить переводчиков. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих представителей. Процесс основывался на началах гласности и публичности. Ведению народного суда подлежали все возникающие из гражданских отношений дела как между частными лицами, так и между государственными, кооперативными и другими общественными организациями, а также споры между колхозами. Все гражданские дела рассматривались судом в составе председательствующего судьи и двух народных заседателей. С каждого искового заявления взыскивалась пошлина. Определены процессуальные сроки: дела по трудовым спорам рассматривались в течение 5 дней, дела об алиментах - от 10 до 20 дней. По делам о взыскании алиментов принимались меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на долю заработка и описи имущества. Разбирательство дел происходило публично и устно. В каждом заседании суда велся протокол.

Основными видами доказательств считались свидетельские показания, письменные доказательства, экспертиза. Решение принималось большинством голосов, судья мог приложить к делу свое особое мнение. Решение народного суда могло быть обжаловано в областном или Верховном Суде в течение 10 дней.

Семейное право. В 1926 году был принят второй Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Устанавливался единый минимальный возраст для вступления в брак - 18 лет. Вступающие в брак могли оставлять добрачные фамилии. Местным исполкомам Советов в исключительных случаях предоставлялось право снижать брачный возраст для женщин, но не более чем на один год. Узаконивался фактический брак. Условиями для признания фактического брака были совместное проживание, ведение общего хозяйства и воспитание детей. Кодекс предоставлял право суду лишать родителей родительских прав и передавать детей органам опеки. Опека устанавливалась над детьми в возрасте до 14 лет, над душевнобольными и слабоумными. Устанавливалась возможность усыновления несовершеннолетних детей. Усыновители по их просьбе могли быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей с присвоением усыновленному ребенку фамилии и отчества усыновителя.

Не подлежали регистрации браки между лицами, одно из которых состояло в другом браке; между слабоумными и душевнобольными; между близкими родственниками.

Супруги пользовались полной свободой выбора занятий и профессии. Порядок ведения общего хозяйства устанавливался по взаимному согласию. Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, оставалось раздельным. Имущество, нажитое в течение брака, считалось общим. Перемена места жительства одним супругом не обязывала другого следовать за ним. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Нетрудоспособный супруг имел право на получение содержания от другого супруга.

Брак прекращался со смертью одного из супругов. При жизни супругов брак мог быть прекращен путем развода через суд. Народный суд обязан был установить мотивы развода и принять меры к примирению супругов. Решение о расторжении брака принимал краевой, областной, окружной, городской или Верховный Суд.

Отец и мать ребенка записывались в книгу записей рождений. При рождении ребенка матерью, не состоявшей в браке, ребенок записывался по фамилии матери с присвоением отчества по ее указанию. Внебрачные дети уравнивались в правах с брачными. Алименты устанавливались в судебном порядке. На содержание одного ребенка взыскивалась одна четверть получаемой зарплаты, на содержание двух детей - одна треть и на содержание трех или более детей - половина зарплаты ответчика.

Фамилия детей и гражданство определялись соглашением родителей. Родители обязаны были заботиться о несовершеннолетних детях, им предоставлялось право отдавать детей на воспитание и обучение. Дети обязаны содержать своих нуждающихся и нетрудоспособных родителей.

Трудовое право. В ноябре 1922 г. был принят второй Кодекс законов о труде РСФСР. Действие КЗоТа распространялось на всех лиц, работавших по найму, на все организации и частных лиц, применявших наемный труд. Особое внимание уделялось регулированию трудовых отношений в частном секторе. Предусматривались санкции для нарушителей трудовой дисциплины. Ряд статей охранял интересы трудящихся от произвола частных предпринимателей. Вводилось социальное страхование, которое охватило все виды выплат: по болезни, беременности, инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца. Все выплаты производились из средств предприятия или нанимателя. Трудовые споры рассматривались в трудовых сессиях судов.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Устанавливался принцип свободного найма рабочей силы. Трудовые договоры заключались по принципу добровольности на определенный (не более одного года) и на неопределенный срок. Трудовой договор мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя и желанию работника, который должен предупредить нанимателя за 7 дней (при договоре на неопределенный срок). Условия трудового договора определялись соглашением сторон. Кодекс в исключительных случаях допускал и всеобщую трудовую повинность. В Кодексе появился институт коллективных договоров, заключавшихся профессиональными союзами с предприятием. Вместо социального обеспечения вводилось социальное страхование, которое распространялось на лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями и всеми пользователями наемного труда, без права вычета из зарплаты страхуемого. Социальное страхование предусматривало не только выдачу пособий по временной нетрудоспособности, но и оказание лечебной помощи, а также выдачу дополнительных пособий, пособий по безработице, по инвалидности, в случае смерти кормильца. Был начат переход от 8-часового рабочего дня к 7-часовому. Этот переход осуществлялся в 1928 - 1932 гг. без уменьшения зарплаты.

Отменено обязательное посредничество бирж при найме на работу рабочих и служащих.

Финансовое право. Упорядочилась налоговая система. Натуральный налог заменился денежным. Кроме прямых налогов вводились косвенные. Был принят ряд решений о передаче в волостной бюджет части сельхозналога, о передаче волостям предприятий и имущества (мельниц и кузниц). Осуществлялась идея превращения волости "в финансово-хозяйственную единицу". В 1921 - 1923 годах проводился обмен денежных знаков: вначале 1 рубль обменивался на 10000 рублей, а затем вторично на 100 рублей. Создавались сберкассы. Наряду с государственными банками создавались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, учреждения сельскохозяйственного кредита, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Восстанавливалась кредитная система, вводились внутренние государственные займы. Устанавливалась единая для всех союзных республик денежная и кредитная система. Был учрежден единый бюджет СССР. Все союзные республики, кроме РСФСР, получали дотацию из общесоюзного бюджета. Союзные республики с разрешения Союза могли вводить дополнительные налоги и сборы, поступавшие в их бюджеты.

Земельное право. В мае 1922 г. был принят Закон о трудовом землепользовании, а в декабре - Земельный кодекс РСФСР. Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Особое внимание уделялось сельскохозяйственным землям. Земельный кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Право пользования землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом. Это право было бессрочным. Запрещались купля-продажа, завещание, дарение и залог земли. Допускались трудовая аренда, применение наемного труда с соблюдением всех норм трудового права. Крестьянам предоставлялась свобода выбора форм землепользования: артели, коммуны, ТОЗы, участковая (отруб, хутор), общинная с уравнительными переделами. Предпочтение отдавалось коллективным формам труда.

15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик, которыми регулировались отношения, связанные с землепользованием и землеустройством.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР был принят 26 мая 1922 г. и действовал до 1961 г. Уголовный кодекс ставил задачу усиления правовой защиты государства трудящихся от преступлений и от общественно опасных элементов. Защита осуществлялась путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказаний или других мер социальной защиты.

Уголовный кодекс состоял из двух частей: Общей и Особенной. Действие Кодекса распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами. Преступлением считалось всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью "на переходный к коммунистическому строю период времени". Уголовная ответственность наступала с 14 лет. К подросткам с 14 до 16 лет применялись меры медико-педагогического воздействия. Статья 20 УК предусматривала освобождение от ответственности в случае причинения вреда в условиях необходимой обороны.

Система преступлений. На первом месте стояли государственные преступления: контрреволюционные, направленные на свержение советской власти; вооруженные восстания с целью захвата территории; шпионаж; пропаганда и агитация, выраженные в призыве к свержению власти Советов; изготовление и хранение литературы контрреволюционного характера; измышление и распространение ложных слухов в контрреволюционных целях.

Преступления против порядка управления включали: участие в массовых беспорядках, организацию и участие в бандах (вооруженных шайках), пособничество бандам и укрывательство, уклонение от уплаты налоговых сборов, уклонение от воинской службы, подделка документов, сопротивление власти, подделка денежных знаков и документов, сокрытие коллекций и памятников старины.

Должностными преступлениями признавались злоупотребление властью, бездействие власти, халатное отношение к службе, служебный подлог, получение взятки, разглашение секретных сведений.

Уголовный кодекс включал составы преступлений, нарушавшие правила об отделении церкви от государства: использование религиозных предрассудков масс с целью свержения власти; совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах; преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений; взимание сборов в пользу церковных и религиозных организаций; присвоение религиозными или церковными организациями административных или судебных функций.

Хозяйственные преступления включали трудовое дезертирство, выпуск недоброкачественной продукции, неисполнение обязательств по договору, нарушение нанимателем КЗоТа, воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, выселение из квартир рабочих и государственных служащих и взимание квартирной платы выше установленной СНК и другие.

Большую группу составляли преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности: умышленное убийство, убийство по неосторожности, содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего лица, искусственное прерывание беременности не в медицинских учреждениях, умышленные телесные повреждения, повлекшие опасность для жизни и здоровья, превышение пределов необходимой обороны, незаконное лишение свободы и другие.

Важное место в УК занимали имущественные преступления: кража чужого имущества, покупка краденого, хищение скота, повреждение и истребление имущества, принадлежащего частным лицам, присвоение или растрата имущества должностным лицом, мошенничество, подделка официальных бумаг и расписок, сбыт негодного семенного материала, умышленное истребление имущества путем поджога или потопления.

Преступления воинские включали оскорбление подчиненным военнослужащим своего начальника, самовольное оставление службы, неявка в срок без уважительной причины к месту службы из командировки, невыполнение воинского устава, уклонение от воинской службы, злоупотребление властью, мародерство.

Уголовный кодекс включал составы преступлений, представлявших нарушение правил, охранявших народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок, а также преступления, составлявшие пережитки родового быта.

В качестве мер социальной защиты судебно-исправительного характера применялись: объявление врагом народа с лишением гражданства союзной республики и обязательное изгнание из пределов республики, лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях, лишение свободы в местах заключения, исправительно-трудовые работы без лишения свободы, поражение в политических правах, увольнение с должности, общественное порицание, конфискация имущества, денежный штраф, возложение обязанностей загладить причиненный вред, предостережение.

Лишение свободы по делам о шпионаже, вредительстве, диверсиям устанавливается на срок до 10 лет. Лишение свободы на срок до трех лет отбывалось в местах заключения, свыше трех лет - в исправительно-трудовых лагерях.

К несовершеннолетним и душевнобольным применялись меры медико-педагогического характера.

По делам, находившимся в производстве революционных трибуналов, применялся расстрел.

Уголовный процесс. В мае 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, действовавший до 1960 г. В Кодексе определены принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность заседаний, ведение процесса на языке большинства населения данной местности. Суд не был ограничен никакими формальными обязательствами, от него полностью зависел процесс. Присяга как доказательство не допускалась. Подробно регулировался порядок дознания и следствия. При вынесении приговора все вопросы решались большинством голосов. Судья, оставшийся в меньшинстве, был вправе изложить письменно свое особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Отменялась апелляция. Устанавливался кассационный порядок обжалования приговоров. В Кодексе имелись и нормы исполнения приговора.

Для регулирования отношений в связи с исполнением приговоров в 1921 г. был принят Декрет СНК "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы". Труд выдвигался на первое место при перевоспитании осужденных.

В 1924 году ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК). Кодекс ставил задачи наказания и перевоспитания преступников, изоляции их от общества. В Кодексе говорилось, что содержание в исправительных учреждениях должно быть целесообразно и не должно иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства. Вместо тюрем должны быть трудовые колонии. Режим содержания заключенных был различен в зависимости от классовой принадлежности. Контроль за местами заключения осуществлялся через общественные комиссии, а надзор за законностью - прокурорами.

На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. работа органов юстиции подверглась серьезной критике. Съезд указал на необходимость улучшения деятельности судебных органов по борьбе с бюрократизмом, привлечения к ответственности административных и хозяйственных работников, виновных в преступной бесхозяйственности. Необходимо было улучшить руководство судебными органами со стороны вышестоящих судов. В 1929 году было принято положение о Верховном Суде СССР, которому предоставлялось право давать директивы Верховным судам союзных республик, проверять качество их работы. Значительно расширились надзорные функции Верховного Суда СССР.

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления страной в условиях мирного хозяйственного строительства, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие 1. Международная обстановка после Гражданской войны.

Осенью 1918 г. закончилась Первая мировая война. Период с 1918 по 1923 гг. характеризуется в мировой истории послевоенным революционным подъемом. За ним в 1923 - 1929 гг. последовала временная частичная стабилизация капитализма, сменившаяся

кризисом и углублением межимпериалистических противоречий (1929 - 1939 гг.), которые привели ко Второй мировой войне.

Первая мировая война привела не только к росту революционного движения. Рухнули Германская, Австро-Венгерская, Османская империи, возникли новые государства. Ситуация в мире значительно изменилась.

Существенным фактором революционного подъема 1918 1923 гг. была социалистическая революция в России. Буржуазно-демократические революции произошли в Германии и Австро-Венгрии. В Германии революция имела социалистические тенденции: в ряде городов была провозглашена Советская власть. В апреле 1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более 4-х месяцев 1919 г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была провозглашена советская республика в Словакии. В других капиталистических странах также происходили столкновения рабочих с правительствами, что было реакцией трудящихся на ухудшение экономического положения в результате непопулярной тяжелой войны. К 1923 г. в социальных битвах рабочий класс потерпел поражение. Капитализм сохранил свою власть и могущество.

Социалистическая революция в России оказала влияние не только на рост революционных настроений в западных странах. Под влиянием Октябрьской революции и под непосредственным руководством большевистской партии из левых групп в партиях II Интернационала создаются коммунистические и рабочие партии. Образованию компартий способствовал также революционный подъем 1918 - 1923 гг.

В 1919 г. молодые компартии объединились в III Интернационал (распущен в 1943 г. в связи с мировой войной).

Стоя на позициях мировой социалистической революции, большевистское правительство считало необходимым создание единой организации для руководства мировым рабочим движением. Положение Москвы как мирового революционного центра в этот период было

исключительно прочным.

Как же отразилось положение в мире после Первой мировой войны на перспективах развития Советской России?Прежде всего следует сказать, что в конце 1920 г. на основной территории страны закончилась гражданская война (военные действия продолжались лишь в отдаленных районах на Дальнем Востоке и в Средней Азии) и перед страной встала задача перехода к мирному хозяйственному строительству.

Сложное внутриэкономическое и политическое положение западных стран, рост национально-освободительной борьбы в Индии, Китае, Турции, Афганистане и других странах, заинтересованность в получении сырья из России и в использовании российского рынка для сбыта товаров диктовали западным странам необходимость мирного сосуществования с Советским государством.

В свою очередь Советское правительство было заинтересовано в получении западных кредитов, машин и оборудования, в использовании европейских и американских специалистов для подъема экономики.

Проводя активную внешнюю политику, Советская республика к концу 1920 года заключила мирные договоры с рядом стран, прежде всего с прибалтийскими республиками. В марте 1921 года было заключено торговое соглашение с Аглией, в мае с Германией, затем с Италией, Норвегией и др. В то же время западные государства, и прежде всего США, продолжали политику экономической блокады Советской России, поддерживали контрреволюционные эмигрантские силы и антисоветские вооруженные формирования, размещавшиеся вблизи границ России, осуществляли политические и военные провокации.

Наиболее успешно развивались внешнеполитические отношения со странами Востока. Наша страна ликвидировала неравноправные кабальные договоры, заключенные царизмом; впервые в истории, проявляя добрую волю и дружеские чувства, заключила новые равноправные договоры с Ираном, Турцией, Афганистаном и др. Эта политика Советского государства оказала положительное воздействие на всю Азию.

Таким образом, внешнеполитическое положение России в международных делах упрочилось, но оставалось сложным. Отказ западных стран в предоставлении кредитов, накопившаяся за годы

гражданской войны и интервенции ненависть друг к другу, вынуждали Советское государство делать ставку на внутренние ресурсы. Главной задачей теперь являлось восстановление разрушенной экономики, подведение экономической основы под Советскую власть. 2. Внутреннее положение страны..

Внутреннее положение молодой республики было чрезвычайно сложным. Сильная разруха, результат 7 лет непрерывных войн, отбросили экономику страны на несколько десятилетий назад. Вот несколько цифр, дающих представление о внутреннем положении страны: общий объем промышленной продукции упал в 7 раз. Выплавка чугуна была в 2 раза меньше, чем в 1862 году. Из-за отсутствия топлива большинство предприятий бездействовало. Хлопчатобумажных тканей вырабатывалось в 20 раз меньше, чем в 1913 году. Разруха царила и в сельском хозяйстве. Производство зерна сократилось вдвое. Значительно сократилось поголовье скота. В стране не хватало хлеба, картофеля, мяса, масла, сахара, других необходимых продуктов питания. Огромными были невосполнимые людские потери: с 1914 года погибло 19 млн. человек.

Продолжительная война, разруха сказались на социальном составе страны: в 2 раза уменьшилась численность рабочего класса (в Петрограде - в 4,3 раза).

Активная часть рабочих выполняла работу управления, занимала посты в органах Советской власти; до 30% рабочих ушло в деревни, спасаясь от голода. Процесс деклассирования ставил под угрозу социальную базу Советской власти.

В то же время в деревне все ярче проявлялось недовольство политикой военного коммунизма. Если во время гражданской войны крестьяне (а их было в то время 80% от всей массы населения) мирились с продразверсткой, как явлением вынужденным - взамен они получили землю, оборону от захватчиков, свободу от помещиков, то теперь в условиях мира система военного коммунизма пришла в столкновение с интересами крестьянства.

Политикой военного коммунизма были недовольны и в городе: городскому населению не нравилось уравнительное распределение продовольствия, трудовая повинность и др. В результате появилась трещина в союзе рабочего класса и крестьянства - основы Советской власти. Вспыхнули мятежи с участием крестьян-середняков, наиболее сильным был Кронштадтский мятеж матросов - выходцев из крестьян. Им были близки нужды, идеология деревни.

Крестьянство, не желавшее более мириться с продразверсткой, все громче выражало протест, наиболее острой полити ческой формой которого стали мятежи против Советской власти в Тамбовской губернии, Сибири, на Украине. Это стихийное недовольство советской политикой Ленин считал величайшей опасностью для нового строя. Оно свидетельствовало о возникновении такого антагонизма в обществе, которое нельзя было устранить применением военной силы.

С окончанием гражданской войны политика "военного коммунизма" зашла в тупик. Необходимость изменения политического курса осознавалась большинством как руководства, так и рядовых членов партии. Однако при этом одни считали, что для выхода из кризиса надо совершенствовать старую политику и с ее помощью строить социализм, а другие предлагали новые пути.

3.Новая экономическая политика.

В самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа. Отвергались или брались под сомнение возможности новой экономической политики как метода и как плана строительства социализма. Учитывая критическую ситуацию в стране, многие лидеры партии считали необходимым сделать уступку крестьянству, Новая экономическая политика рассматривалась ими главным образом с точки зрения тактики, а не долговременного стратегического курса, как некая передышка между двумя непосредственными штурмами капитализма - "военным коммунизмом" и началом пролетарских революций в других странах. Продолжительность нового курса ставилась в зависимость от перспективы мировой революции на Западе. Господствовало мнение, что в ходе мировой революции отпадет надобность в новой экономической политике, что у советского строя появятся возможности подлинного строительства социализма.

Характеризуя сущность новой экономической политики, Ленин считал, что нормальные отношения должны быть таковы, чтобы пролетариат держал в своих руках крупную промышленность с ее товарами и удовлетворял крестьянство, не толькодавая ему средства к жизни, но и облегчая его положение, делая его лучше, чем при капитализме.

НЭП предполагал не только укрепление союза с крестьянством, но и временное допущение капиталистических элементов, свободу торговли, свободу частного предпринимательства.

Основными направлениями. новой экономической политики были:1. Замена продразверстки продналогом.Вместо продразверстки, проводившейся в годы войны и означавшей безвозмездное изъятие части продуктов у крестьян по разверстке, вводился фиксированный продовольственный налог значительно меньших размеров, что позволяло иметь излишки продуктов для продажи.2. Введение свободной торговли.

Свободная торговля позволяла иметь доход при продаже товаров, вызывала заинтересованность в производстве товаров, значительно активизировала развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревней.3. Передача в частную собственность мелких и средних пред приятий, производящих товары народного потребления.

Страница 1 из 2

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэпозначал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.