Образовать деепричастие от глагола лить. Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)


Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (я): говорят: говор + я = говоря, учат: уч + а = уча, радуются: раду + я + сь = радуясь.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие глаголы:
  1. если основа состоит из одних согласных: трут, жмут, ткут, лгут, шьют, пьют, льют (исключение мчатся - мчась);
  2. если основа оканчивается на заднеязычные г, к: бегут, берегут, стригут, пекут, секут и т. д.;
  3. если основа настоящего времени оканчивается на шипящий, а неопределенная форма на з, с, cm, х: вяжут - вязать, мажут - мазать, тешут - тесать, пишут - писать, пляшут - плясать, хлещут - хлестать, свищут - свистать, пашут - пахать;
  4. если основа с суффиксом -ну-: пахнут, мерзнут, сохнут;
  5. не образуются деепричастия и от глаголов ехать, драть, лезть, петь, хотеть.
Глагол быть образует деепричастие с помощью суффикса -учи-: будучи.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в- (после гласного), -вши- (после гласного), -ши- (после согласного): прочитать: прочита + в = прочитав; исчезнуть: исчезну + вши = исчезнувши.
Возвратные формы деепричастий образуются только с помощью суффиксов -вши-, -ши-: обнявшись, побоявшись, погнавшись, запершись. Суффикс -в- не используется.
От небольшой группы глаголов с основой на согласные и на -ить деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а- (-я-), который присоединяется к основе простого будущего времени: прочтут - прочтя (сов. в.), увидят - увидя (сов. в.), простятся - простясь (сов. в.).
У таких деепричастий, как правило, имеются параллельные образования с типичными суффиксами деепричастий совершенного вида: -в-, -вши-, -ши-: увидят - увидя, увидев; простятся - простясь, простившись. Эти деепричастия называются двувидовыми.
Образование деепричастий

От какого глагола нельзя образовать деепричастие?

    Есть такие глаголы несовершенного вида. То есть такие, которые означают действие незавершенное во времени.

    Примеры таких глаголов: гнуть, шить, дать, потеть, ждать, тонуть, беречь, радеть, чесать, есть, пить, петь, мерзнуть, гаснуть, жечь. Таких глаголов достаточно много. Форма деепричастия от них звучит некрасиво и поэтому в русском языке их не употребляют для образования деепричастия.

    От ошибок в разговорной речи, появляются ошибки в написании слов. Как говорим спя, так и пишем. Хотя есть конкретное правило в русском языке

    есть глаголы несовершенного вида, которые не имеют деепричастия.

    1 Если в основе глагола в настоящем времени нет гласных, то деепричастия нет

    Например, глаголы шью, тку, рву,лгу, пью. А также глаголы тереть, мять, лить, слать, жать и еще некоторые

    2 Глагол гнать. Деепричастие получается неблагозвучное, поэтому гня не пшем и не говорим

    3 Если в основе глагола в настоящем времени есть чередованием согласных з — ж, с — ш. Например, чесать — чеша. Так говорить чеша нельзя. Есть еще казаться, лизать, весить, резать и некоторые другие

    4 Если глагол несовершенного вида заканчивается на -нуть и на -чь, то деепричастия не образуются Например, глаголы беречь, мочь, тянуть, тонуть, жечь, печь, сечь, крепнуть, мерзнуть и другие как арестовать, хотеть, бежать, колоть, пахать.

    В русском языке глаголы несовершенного вида не имеют деепричастий. Глаголы несовершенного вида длительные или повторяющиеся действия и не имеют указаний на их завершенность. Это такие глаголы, как мокнуть, печь, пить, ждать, класть, брать и так далее.

    Деепричастия не образовываются от глаголов, которые сами по себе предполагают длительное, продолжающееся действие. Это связано с тем, что деепричастие означает растянутость действия во времени: читая, рисуя, бегая… Если глагол подразумевает, что действие совершается не одномоментно (ест, пьет), то деепричастие, как правило, не образуется.

    Деепричастие — это глагольная форма, соединившая в себе признаки глагола и наречия. Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

    Выбивать ковер — выбивая ковер;

    выбить ковер — выбив ковер.

    Деепричастия несовершенногго вида образовываются от основы настоящего времени глагола с помощью суффиксов -а-/-я-.

    Слышать — они слыш-ат — слыша;

    говорить — они говор-ят — говоря;

    Журчать — они журч-ат — журча.

    Не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия. Невозможность образования деепричастий прослеживается в таких случаях:

    1) если основа настоящего времени глагола состоит из скопления согласных звуков

    жать — жм-ут, рвать — рв-ут;

    2) если основа настоящего времени глагола оканчивается звуками Г,К, Х

    беречь — береГ-ут, течь — теК-ут, мочь — моГ-ут;

    3) если основа настоящего времени заканчивается на шипящий

    писать — пиШ-ут, резать — реЖ-ут;

    4) если в глаголе есть суффикс -ну-

    тянуть, всплакнуть, вякнуть.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Правило на заметку Деепричастие объединяет в себе свойства глагола и наречия  обозначает добавочное действие  отвечает на вопросы  что делая?  что сделав?  как? почему? каким образом? когда? и др.  Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют признаки глаголов:  вид,  переходность,  возвратность. Признаки наречий у деепричастий:  не изменяются;  показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, совершаемое глаголом­сказуемым;  в предложении является обстоятельством.  Деепричастный оборот ­ деепричастие с зависимыми от него словами: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.  Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов ­а, ­я, ­в, ­вши, ­ши:  деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов ­а, ­я:  стучать: стуч­ат  разговаривать: разговарива­ют стуч­ → а; → разговарива­ я;

 деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов ­в, ­вши, ­ши: в; закрича­ → вши­сь; записа­ принесши. →  закричать: закрича­ть  записаться: записа­ть­ся  принести: принес­ти →  При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующее: 1. Деепричастия несовершенного вида  Не от всех глаголов несовершенного вида возможно образовать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут): бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.  Не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вязать – вяжут, плясать – пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.  Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на ­чь, на ­нуть: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.  Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.  Ряд глаголов несовершенного вида образует деепричастия с помощью архаичного суффикса ­учи/­ючи, который употребляется в основном для стилизации старинной речи: будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.  Запомните деепричастия от следующих глаголов:

 лазать – лазая,  плыть – плывя,  щипать – щипля,  махать – махая (допустимо – маша),  страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя),  сыпать – сыпля (допустимо – сыпя),  внимать – внимая и внемля (устаревшее). 2.Деепричастие совершенного вида  от ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса ­а/­я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов ­вши, ­ши (оглянувшись, огорчившись и др.).  в подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом ­в: они более кратки и более благозвучны. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма –улыбнувшись, запутавшись. Суффикс ­ши вместо суффикса ­в используется у многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.  употребление суффикса ­а/­я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.  Будь внимателен!  Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого. Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом ­а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса ­а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом ­в (положив трубку).

 Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!  Достаточно часто в речи наблюдается ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал). Переход деепричастий в наречия. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное, добавочное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми. Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов). Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза). Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала).