Окончание как изменяемая часть слова. Что такое окончание слова и зачем оно нужно

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_ слуша_ мам_.

Добавим к словам части.

Дочка слушает маму .

Дочку слушает мама .

Дочки слушают маму .

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, - это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое - -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.

Понять это название (основа) поможет слово основное .

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

1. берёза

на берёзе

под берёзой

берёзы

2. берёза

березняк

берёзка

подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания - это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы - это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный (какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? - слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.

Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.

Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.

Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом .

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком , а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф » и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь».

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни ) и аффиксальные (аффиксы ) .

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки . Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках - например, суахили семья банту , (Центральная Африка) - используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках , к которым принадлежит русский язык , используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:

  • интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс );
  • конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»);
  • инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском : s um ulat "писать", ср. sulat "письмо");
  • трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском). В арабском языке очень мало гласных, их всего 3, так как язык консонантный:
Akbar - самый большой. Kabir - большой. Kibar - большие.

Литература

  • А. А. Реформатский . Введение в языкознание
  • Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Окончание" в других словарях:

    ОКОНЧАНИЕ, окончания, ср. (книжн.). 1. Завершение, конец чего нибудь. Окончание работы. Ушел, не дождавшись окончания спектакля. 2. Заключительная часть литературного произведения. Окончание романа в следующей книге журнала. Окончание следует… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Окончание - напечатанная в выпуске (номере, томе) сериального издания завершающая часть произведения, публиковавшегося частями в нескольких (многих) выпусках (номерах, томах) этого издания. На странице, где начинается О., в сноске или перед осн. текстом… … Издательский словарь-справочник

    окончание - ОКОНЧАНИЕ, довершение, завершение, конец, финал ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ, конечный, последний, книжн. дефинитивный ОКАНЧИВАТЬСЯ/ОКОНЧИТЬСЯ, довершаться/довершиться, завершаться/завершиться, заканчиваться/закончиться, кончаться/ кончиться,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    В стихе см. Клаузула …

    То же, что флексия … Большой Энциклопедический словарь

    ОКОНЧАНИЕ, я, ср. 1. см. окончить, ся. 2. Конец, завершающая часть чего н. Благополучное о. повести. О. романа в следующем номере журнала. 3. В грамматике: то же, что флексия. Падежное о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    окончание - радиоканала Физическое местонахождение антенны радиооборудования (МСЭ R F.1399). Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы радиоканала EN radio termination … Справочник технического переводчика

    ОКОНЧАНИЕ - (termination). Часть слова, прибавляемая к основе, когда слово грамматически изменяется, как в латинском, так и в греческом языкахТермины ботанической номенклатуры

    окончание - дождаться окончания модальность, ожидание дожидаться окончания продолжение, модальность, ожидание ждать окончания модальность, ожидание ожидать окончания модальность, ожидание окончание следует субъект, приближение / удаление (не)… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.


Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.

Грамматическое значение окончаний разных частей речи.

  1. Имя существительное . Окончания существительных

    река - реки - рекам

  2. Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:

    красивый - красивая - красивых

  3. Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:

    второй - второго - вторых

  4. Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:

    читают - читает

    Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:

    Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела

  5. Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:

    он - его
    свой - своего - своей - своих

  6. Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:

    прочитанный - прочитанная - прочитанных

Окончание - это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.

Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:

  • Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
  • Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
  • Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
  • Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
  • Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
  • Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
  • Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.

Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:

Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто

Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их

Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки

Наречия

Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.