Род в единственном числе. Как определить род у существительного во множественном числе

→Существительные: род и число

Род и число имен существительных

Род : В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из этих родов: отец, мальчик, писа тель, волк, дуб, дом - существительные мужского рода; мать, девочка, писа тельница, лиса, сосна, шко ла — существительные женского рода; животное, дерево, крыло, поле, здание, чувство — существительные среднего рода.

У существительных одушевлённых род имеет реальное значение, указывая на принадлежность к мужскому или женскому полу. У неодушевлённых существительных связи между значением существительного и его родом нет (даже существительные, относящиеся к одной тематической группе, могут иметь разный род: так, в названиях дней недели существительные понедельник, вторник, четверг — мужского рода, среда , пятница, суббо та — женского рода, воскресенье — среднего рода). Таким образом, у большинства существительных род имеет грамматический характер и определяется по формальному признаку — по окончаниям в именительном падеже единственного числа. Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют (например: духи , каникулы, сутки ).

К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся :
а) на твёрдый согласный — дом, стол, мир, город, вид;

б) на мягкий согласный (в том числе и ) — гвоздь, огонь, январь, ручей, герой;
в) на ж, ш, ч, щ (без мягкого знака) — нож, карандаш, ключ, плащ .

Некоторые существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского пола, а также собственные имена мужчин (чаще уменьшительно-ласкательные), имеют окончание -а, -я (мужчина, юноша, дядя, Боря, Ваня, Саша, Никита) .

К женскому роду относятся существительные, оканчивающиеся :

а) на -а, -я, -ия страна, земля, партия ;
б) на мягкий согласный — ель, кровать, площадь ;
в) на ж, ш, ч, щ (с мягким знаком) — рожь, мышь, ночь, речь, помощь .

К среднему роду относятся существительные, оканчивающиеся :

а) на -о, -е, -ё, -ие — окно, море, полотенце, ружьё, умение ;
б) на -мя вре мя, и мя, знамя, пламя .

Наиболее легко, таким образом, выделяются существительные среднего рода. Существительные мужского и женского рода имеют частично совпадающие формы именительного падежа (на мягкий согласный, на ж, ш, ч, щ ); их род целесообразнее всего запоминать в соответствии с указаниями словаря.

Можно назвать лишь некоторые вспомогательные способы определения рода :

  • существительные мужского и женского рода на ж, ш, ч, щ , совпадающие по произношению, на письме отличаются по наличию мягкого знака после конечного согласного у существительных женского рода и по отсутствию его у существительных мужского рода (рожь - нож, ночь —мяч );
  • все одушевлённые существительные с суффиксом -тель — мужского рода (писатель, читатель );

Морфологически род имён существительных проявляется в падежных окончаниях, синтаксически — в форме согласования с прилагательными, местоимениями, причастиями, а также глаголами в прошедшем времени, ср.: после дний день, день "прошёл (м.), последняя осень, осень прошла (ж.), после днее лето, лето прошло (ср.).

Число : Существительные имеют два числа: единственное и множественное (книга — книги, стол - столы, учитель - учителя ).

Только в единственном числе употребляются некоторые существительные, обозначающие вещества, материалы (молоко, соль, золото ), отвлечённые понятия (изучение, ходьба, присутствие, мужество ), названия некоторых растений (картофель, морковь, лук, клубника ), названия стран света, а также собственные имена (юг, се вер, Москва, Волга, Кавказ, Франция, Варшава ).

Только во множественном числе употребляются существительные, обозначающие так называемые парные или составные предметы (брюки , ворота, ножницы, очки ), названия некоторых веществ (духи, сливки, чернила ).

  • ← Род и число существительных→

Урок русский язык в 3 г классе

Тема урока:

«Имя существительное.

Определение рода имен существительных во множественном числе».

Тип урока: Изучение нового материала

Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных во мн.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование УУД:

Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной

самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за

будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

(постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

Учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

Учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.

1.Организационный момент.

Прозвенел заливистый школьный звонок.

Начинается новый урок.

Мы готовы думать и новые задания выполнять.

2. Постановка учебной задачи:

Какой большой раздел мы начали изучать?

Какие части речи вы знаете?

О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

Дайте определение имени существительного (говорят правило)

2.Работа в группах.

На ваших парт ах лежат карточки с записанными на них именами существительными.Разбейте их на группы.

Обезьяна,объяление,Софья,отъезд,объединение,вьюга,колье,соловьи.

Возможные способы разбиения:

1.по орфограммам

2.одушевлённые –неодушевлённые

3.по родам

Как вы определили род?

3. Изучение нового материала.

А) Прочитайте слова, записанные на доске.

Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

Слова ед.ч. и мн. ч.

Спишем слова в два столбика (ед. и мн.ч) и определим род.

Что заметили? (у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

А всегда ли можно это сделать?

Это и будет проблемой нашего урока.

Б) Стадия осмысления.

Работа по карточкам (комментирование у доски по образцу)

Задание: запишем слова, определить число и род.

Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …

4. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Поскачите, пошагайте,

Наклонитесь, приседайте,

И закончив упражненье

Прекращаем мы движенье!

5.Ззакрепление.

А) Работа в паре. (карточки).

Данные слова поставьте в форму мн.ч.

Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

Следующие слова поставим в форму ед.ч.

Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

Б) Сообщения о числе сущ.

В) –Как вы думаете, являются ли слова: Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?

Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

С одним из слов составьте предложение (устно).Самое красивое предложение записываем.(разобрать по частям речи)

6. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)

7.Проверка знаний. (диагностика)

А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

8. Рефлексия. Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

Что узнали новое на уроке?

Что было интересным?

Всё ли мы узнали о сущ.

9. Домашнее задание. (раздаются карточки)

Основной грамматический признак, который присущ практически каждой части речи, это категория рода. Сколько родов имеют существительные и как правильно определить данную категорию у этой части речи? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье.

Что такое род имен существительных?

Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Род является постоянным грамматическим признаком существительных и изучается в 6 классе.

Особенности категории рода существительных

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

  • Мужской (он) . Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных мужского рода : папа, дядя, нож, стол, ястреб.

  • Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных женского рода : жена, няня, ночь, слава, пустыня.

  • Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е.

    Примеры существительных среднего рода : болото, золото, солнце, озеро, варенье.

Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде

(зануда, неженка, плакса, умница, жадина).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Как определить род существительного?

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица (отец, собеседник – м.р., подруга, сплетница – ж. р).

У всех существительных род может определяться по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:

  • Мужской род чей? какой? (белый снег, добрый совет) ;
  • Женский род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чья? какая? (свежая газета, веселая подруга) ;
  • Средний род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чье? какое? (зеленое поле, высокое здание) .

Тест

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1349.

В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, традиционной переписки с друзьями, либо при написании делового письма дозволено столкнуться с обстановкой, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Исключительно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе .Следующие рекомендации помогут вам определиться с верным написанием.

Вам понадобится

  • Любой учебник/справочник по грамматике.

Инструкция

1. В первую очередь для определения рода имени существительного нужно поставить его в форму именительного падежа исключительного числа. Классическим родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода – а/я (машина, краска, земля), для среднего рода – о/е (поле, облако, зеркало).

2. Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм исключительного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные невозможно отнести ни к одному из 3 родов. Множество таких существительных обозначают предметы, состоящие из 2-х частей (брюки, ножницы), следственно такой род называют парным.

3. Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму исключительного числа таких слов следует запомнить. Скажем, ботинки – один ботинок, кеды – один кед, сланцы – один сланец, туфли – одна туфля, сандалии – одна сандалия, тапки – одна тапка. А также: гамаши – одна гамаша, гетры – одна гетра. НО: гольфы – один гольф, рельсы – один рельс.

4. Также в русском языке есть специальная группа имен существительных, владеющих значениями как мужского, так и женского рода : невежа, задира, соня. Такие имена существительные именуются существительными всеобщего рода , и их родовая принадлежность определяется из определенного контекста.

5. Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, традиционно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.

В процессе написании контрольной работы, теста по русскому языку либо легко в ходе переписки по интернету, а то и в устном общении неоднократно появляется срочная надобность определить, какого рода слово, имеющее форму множественного числа . Как это сделать стремительно и верно? Вот некоторые примитивные правила для этого.

Вам понадобится

  • Любой грамматический справочник по русскому языку

Инструкция

1. Раньше каждого, надобно запомнить, что слова (традиционно это существительные), которые не имеют исключительного числа – не имеют и рода : скажем, щипцы, брюки, сани и проч.

2. Нужно, таким образом, исходя из предыдущего пункта, определить форму исключительного числа для слова, которое стоит во множественном. Слово в исключительном числе, почаще каждого, очевидно показывает либо своим окончанием, либо своим значение то, к какому роду оно относится.

3. Дальше глядим на окончание. Обыкновенно, но вдалеке не неизменно окончания -а, -ая, -я, -ь указывают на женский род слова, окончания -о, -е, -ое – на средний род, неимение окончания (либо, как его называют, «нулевое окончание») либо окончание -ой – на мужской род. Правда бывает, что по окончанию род не определить (скажем, дед, дядя, мадам и др.), а сделать это дозволено лишь только если тебе вестим род слова, либо при помощи словаря.

4. Некоторые слова не относятся однозначно ни к мужскому, ни женскому роду, но являются словами всеобщего рода . Они выступают в речи то в значении мужского, то в значении женского рода , смотря по контексту: их род будет таков, каков он в определенном предложении либо фразе, т.е. определяется по смыслу.

5. Необходимо иметь в виду, что сокращения имеют род основного слова сочетания, свернутого в аббревиатуру.

6. Трудность могут представлять слова иностранного происхождения. Если их род вам не знаменит, то понадобится прибегнуть к помощи словаря, т.к. нереально определить их род по выше приведенным правилам.

Видео по теме

Полезный совет
Для школьников и студентов, а также желающих довести навыки по определению рода до автоматизма дозволено порекомендовать потренироваться, скажем, по пособию Ушаковой О.Д. “Морфологический разбор слова” (ссылка в интернете – http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl82.htm).

Полезный совет
Наибольшие затруднения при определении рода имени существительного могут вызвать слова иностранного происхождения. В таких случаях следует обратиться к любому словарю иностранных слов и сверить написание по нему.

На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке.

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().