«перестройка» м.с. горбачева

Введение.

Перестройка затронула всех и каждого в отдельности, поскольку под её воздействием произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, перетряхнувшие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после октября 1917 г. в России, коренным образом изменился европейский и всемирный порядок. Это вызывает неоднозначное к ней отношение.

Существуют различные точки зрения по отношению к Перестройке М. С. Горбачёва.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это контрреволюционный переворот, предательство по отношению к социализму.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возможность развития в русле мировой цивилизации.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это наступление Смутного времени, кризис в партии и гибель страны.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возврат на естественный путь развития, прерванный в 1917 г.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это всемирный заговор сионистов и империалистов, вынашивающих планы ликвидации супердержавы.

Процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю 1917 г. Основное содержание перестройки – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Как и вся модернизация в России, переход к перестройке оказался вынужденным.

В истории Перестройки и реформ М. С. Горбачёва можно выделить четыре периода: 1) март 1985 – январь 1987 гг. проходил под лозунгом “Больше социализма”. 2) 1987 – 1988 гг. – “Больше демократии”. 3) 1989 – 1991 гг. – период раскола. 4) Путч августа 1991 г. и отставка М. С. Горбачёва в декабре 1991 г.

Социально-экономические и политические реформы М. С. Горбачёва в СССР.

В марте 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём был избран самый молодой член Политбюро М. С. Горбачёв. Замысел реформ был изложен Горбачёвым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма .

Констатировалась необходимость реформ из-за назревавшего кризиса. Утверждался тезис о том, что до сих пор в стране не использовались все потенциальные возможности социализма.

Были провозглашены три основных лозунга, выражавшие программу модернизации: ускорение – гласность – перестройка .

Ускорение – этот лозунг содержал призыв к ускорению темпов экономического развития, интенсификации производства.

Гласность – этот лозунг имел целью сделать достоянием общественности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно внутренние проблемы: кризис экономики, отставание страны от мирового уровня. Началось смягчение цензуры, изучение так называемых “белых пятен” истории.

Перестройка – означала стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка в целом. Однако в конечном итоге это привело к распаду системы.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе реформ М. С. Горбачёва. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков и всё это в конечном итоге – ускорить общественно-экономическое развитие.

Экономические реформы. В качестве первого шага по выходу страны из кризиса был провозглашён курс на “ускорение социально-экономического развития страны”. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода следовало за 5 лет увеличить добычу топлива и сырья на 15 %, увеличить инвестиции на 30 – 40 %, дополнительно вовлечь в производство до 2 млн. человек.

Но таких ресурсов не было. Значит, надо было обеспечить рост производительности труда путём внедрения прогрессивного оборудования за счёт роста машиностроения, сосредоточив инвестиции именно в этой отрасли.

Зазвучал призыв активизировать “человеческий фактор”, как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнили про ударников и стахановцев, про мобилизацию “скрытых резервов”, максимальной загрузки имеющегося оборудования в 3 – 4 смены. Следовало укрепить трудовую дисциплину.

В основу экономической реформы была положена новая инвестиционная политика, направленная прежде всего на техническое перевооружение предприятий современной техникой. Ускорение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако, несмотря на огромные инвестиции в машиностроение, никакого эффекта достигнуто не было.

Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, сразу после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС было издано постановление ЦК КПСС “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”. Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьянства вводились меры административного наказания: лишение премий, путёвок в Дома отдыха и санатории.

Производство водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно сокращаться на 10 %. Однако реально антиалкогольная кампания была ускорена и уже в 1985 – 1986 гг. производство алкогольной продукции сократилось в 2 раза. Однако результаты были минимальны. Уничтожение виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому подпольному самогоноварению, и как следствие к дефициту сахара.

Курс на продолжение экономических реформ был подтверждён в 1986 г. на XXVII съезде КПСС. Традиционно завышались предполагаемые результаты, например, обещание в 2,5 раза к 2000 г. повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.

Экономические реформы расширяли самостоятельность государственных предприятий. Государственные предприятия переводились на самоокупаемость и самофинансирование, т. е. хозрасчёт.

Разрешалось устанавливать горизонтальные связи с поставщиками и потребителями, минуя министерства.

Закон о государственном предприятии от 30 июня 1987 г. был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило свободу самому планировать свою деятельность, основываясь на предлагаемых, а не навязываемых министерствами цифрах. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой контакт с иностранными фирмами.

Трудовому коллективу предприятия предоставлялись весьма широкие полномочия: выборы директора предприятия, определение заработной платы внутри коллектива.

Вводился государственный контроль за качеством производимой продукции – “госприёмка”. Предприятия начали сокращение управленческих штатов. Однако государство сохраняло за собой контроль за ценовой политикой, и сохранялся приоритет госзаказов.

Экономические реформы стимулировали развитие частного сектора. По закону от 19 ноября 1986 г. и 26 мая 1988 г. была легализована частная трудовая и предпринимательская деятельность. После регистрации и лицензирования доходы от этой деятельности подлежали налогообложению в размере до 65 % от прибыли.

Разрешалась аренда земли на основе семейного и коллективного подрядов на длительный срок (до 50 лет) и свободное распоряжение продукцией. Однако аренда была обычно краткосрочная и к тому же арендный договор мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке. В итоге к 1991 г. в арендных хозяйствах сосредоточилось не более 2 % всей обрабатываемой земли.

Однако новая политика вызвала сильное сопротивление аппарата. Реформы, провозглашённые в центре, тормозились на местах.

Предприятия фактически не получили самостоятельности, т. к. государство оставалось главным заказчиком в промышленности и министерства полностью покрывали госзаказом производственные мощности предприятий, не оставляя возможностей для получения прибыли в результате коммерческой деятельности. Государство, как и раньше устанавливало цены и организовывало снабжение предприятий сырьём.

Регистрация кооперативов и лицензирование частной трудовой деятельности было сопряжено с большими бюрократическими трудностями; контроль за качеством продукции при низком его уровне привёл в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987 – 1988 гг. предусматривал широкое внедрение элементов рыночной экономики. Предполагалось, что предприятия, переведённые на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой и эта конкуренция приведёт к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению её себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтересованы в получении прибыли.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”, по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформа ценовой и кредитной политики, развитие частного предпринимательства. В 1990 г. появилась “Программа 500 дней” академика С. Шаталина.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции.

К тому же 30% от общего числа составляли убыточные предприятия, а 25 % получили чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятий государственных дотаций открывало им дорогу к банкротству. Способ же увеличить прибыльность путём сокращения рабочих мест создавал реальную угрозу безработицы, и не был одобрен руководством предприятий и рабочими коллективами.

Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, роста цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции в промышленность значительно истощили Государственный бюджет, который лишился двух крупных источников своего положения. Первым источником был традиционный экспорт сырья: нефти и газа. Падение цен на мировом рынке привело к тому, что СССР потерял только в 1985 – 1986 гг. 1/3 доходов от экспорта.

Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании.

В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в обращение были выброшены необеспеченные товарами деньги, что усилило дефицит в экономике.

Экономика в условиях высокой инфляции свелась к натуральному обмену – бартеру.

Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. В конце 1990 г. новым главой правительства стал В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных кругов и военно-промышленного комплекса. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о либерализации и приватизации уже не было.

Вскоре Павлов обвинил частные банки зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Горбачёв дал разрешение органам КГБ и МВД вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиций иностранного капитала на территории СССР.

В январе 1991 г. была проведена Денежная реформа. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения в течение нескольких дней денежных купюр в 50 и 100 рублей и их обмене на соответствующие новые купюры, что привело к огромной панике среди населения.

Следом за обменом денег последовало крайне непопулярное решение о повышении цен в несколько раз. Одновременно проходила и компенсация роста цен путём денежных выплат населению. Но, размеры компенсации явно отставали от роста цен. Все эти мероприятия вели к потере доверия к национальной валюте – рублю и к руководству страны.

Летом 1991 г. Павлов потребовал от Верховного Совета предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизации в экономике. Верховный Совет не поддержал это требование.

Политические реформы. Проведение преобразований было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным к реформам оппозиционно. Поэтому особое значение приобрела кадровая политика. Главными были два направления. Первое направление кадровой политики развивало андроповскую линию на борьбу с коррупцией, перерожденчеством в партийно-государственной элите, на замену неспособных руководителей более компетентными.

Второе направление кадровой политики заключалось в смещении политических противников М. С. Горбачёва и его курса. Были отстранены Романов, Гришин, Щербицкий, Кунаев, Алиев. За 5 лет (1985 – 1990) состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских “чисток”. К власти в центре и в республиках приходили молодые партийцы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основными направлениями демократизации и реформирования политической системы были:

· Возрождение прежних институтов власти, долгое время лишённых былого значения – Советов и местного самоуправления. Новая организация центральных органов власти.

· Политический плюрализм, формирование общественных организаций и отказ от однопартийной системы.

· Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека.

· Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоотношения центра и республик в условиях демократии.

Создание правового государства с главенством закона и приоритетом прав человека требовало изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: Закон о праве граждан на судебное обжалование действий администрации; Закон о свободе прессы и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за “антисоветскую пропаганду”.

Благодаря закону об общественных организациях появилось большое количество народных фронтов, общественных фондов. Однако доминирующее положение сохранялось у КПСС. В 1988 г. на XIX партийной конференции был выдвинут проект реформы центральных органов власти, который был принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. Вводилась двухуровневая система представительных органов – Съезд народных депутатов (2250 человек) с пятилетним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили на альтернативной основе всеобщим тайным прямым голосованием, причём 1500 депутатов избирались населением, а 750 – партией, профсоюзами и общественными организациями.

Первый Съезд народных депутатов (май 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с Горбачёвым. Критике радикалов подверглась система выборов в Верховный Совет – списки кандидатов в него были составлены без предварительного обсуждения, а все попытки радикалов развернуть дискуссию по этому поводу были пресечены.

На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правозащитник академик Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый в конце 1987 г. с должности за радикальный уклон. Оппозиция осудила систему выборов и их результаты. Опираясь на поддержку популярных средств массовой информации: газеты “Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, журнал “Огонёк”, телепрограмма “Взгляд”, – радикалы начали активную пропаганду своих взглядов.

Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами политическая реформа:

· Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

· Избрание главы государства – президента – прямым тайным всеобщим голосованием;

· Введение особой процедуры выражения недоверия президенту – импичмента;

· Отмену шестой статьи Конституции 1977 г., утверждавшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе и государстве;

· Введение многопартийности и политического плюрализма.

В экономике предложения радикалов сводились к:

· Быстрому введению рыночных отношений;

· Либерализации цен;

· Внедрению частной собственности, как наиболее эффективной.

В национальной политике – образование нового федеративного государства на добровольной основе с широкими правами субъектов федерации.

В декабре 1989 г. собрался второй Съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания Горбачёва в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере – смешанной формы собственности. Было принято решение и о введении в стране новой должности – Президент СССР.

В марте 1990 г. третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и ввёл должность Президента. Новая реформа вызвала критику как справа, так и слева.

Для консерваторов, представлявших партийную элиту, нежелательным было сосредоточение власти в руках президента; для радикалов неудовлетворительным был способ избрания президента. Радикалы настаивали на всеобщем прямом тайном голосовании при избрании президента. Однако умеренное большинство съезда высказалось за избрание президента Съездом.

Первым президентом СССР стал М. С. Горбачёв. Однако на съезде за него проголосовало лишь около 60 % депутатов, что отражало резкое снижение популярности Горбачёва в стране.

Тем временем экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. С прилавков исчезли самые необходимые товары, усилилась скрытая инфляция.

При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале радикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших либеральных экономических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консервативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет России, чтобы иметь возможность провести радикальные реформы на уровне РСФСР. Победа на выборах в Верховный совет России в марте 1990 г. блока радикальных сил “Демократическая Россия” поставила Б. Ельцина во главе РСФСР. Правительство РСФСР было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы реформ.

Опасность для Горбачёва представляла и оппозиция “справа”. В оппозиции курсу Горбачёва обозначилось два течения – национально-патриотическое и ортодоксально-коммунистическое.

Представители национал-патриотического направления (писатели Солоухин, Белов, Бондарев, художник Глазунов) выступали с внеклассовых позиций, отстаивали идею “русской исключительности”, которой угрожал процесс вестернизации. Центрами духовной оппозиции стали журналы “Наш современник” и “Молодая гвардия”. Крайним выражением национал-патриотизма стала деятельность общества “Память”, главной целью которого была борьба с нависшей над Россией угрозой “жидомасонского заговора”. Самым популярным её деятелем стал Д. Васильев.

Ортодоксально-коммунистическое течение открыто бросило вызов Горбачёву и его курсу в марте 1988 г. в связи с публикацией в газете “Советская Россия” статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами”. Н. Андреева решительно осудила архитекторов перестройки за утрату классового подхода и попытку под видом улучшения социализма насадить в стране чуждую идеологию и строй. Она выступила в защиту Сталина и его политики. Поскольку “Советская Россия” являлась газетой ЦК КПСС, то быстро распространились слухи, что в стране созрел заговор консерваторов во главе с Е. Лигачёвым.

В течение трёх недель газеты, поддерживавшие реформаторский курс, не решались вступить в полемику с газетой ЦК КПСС. И только 5 апреля главная партийная газета “Правда” ответила на статью Андреевой публикацией “Принципы перестройки: революционность мышления и действий”. Публикация шла без подписи, как редакционная статья, выражавшая, следовательно, официальную линию ЦК КПСС. По стилю и идеям она принадлежала идеологу Перестройки – А. Яковлеву. В ней отвергались все положения Н. Андреевой. Сталинской ортодоксии и тоталитаризму противопоставлялись принципы демократического социализма, выдвинутые Лениным. Статья доказывала, что смысл Перестройки заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы вернуться к ленинским принципам, сутью которых является демократия, социальная справедливость, хозрасчёт, уважение к чести, жизни и достоинству личности.

После этой публикации вся перестроечная пресса выступила с осуждением просталинского манифеста Н. Андреевой.

В конце 1989 г. М. С. Горбачёв выступил со статьёй “Социалистическая идея и революционная перестройка”, в которой подверг критике марксистскую ортодоксию. В статье Горбачёв предстал в трёх ипостасях: 1) коммуниста, 2) социал-демократа, 3) либерала. Он впервые признал теоретические ошибки К. Маркса. В частности, недооценку возможностей саморазвития капитализма; призвал к использованию опыта социал-демократии и, что самое главное – объявил общечеловеческими классические либерально-демократические ценности: равенство всех перед законом, права и свободы личности, принципы товарного производства.

Отмена шестой статьи Конституции требовала от КПСС выработки новых приёмов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в КПСС “Демократическая платформа КПСС” (лидеры – Ельцин, Травкин, Гдлян) планомерно настаивала на демократизации самой партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Б. Ельцин заявил о выходе из партии. Вслед за ним из партии вышли ещё 54 сторонника “Демократической платформы”. Политический плюрализм привёл к созданию в СССР большого числа партий и движений, многие из которых стояли на сходных идейных позициях.

Радикальные “левые” – это Демократическая партия России (Травкина); республиканская партия; конституционно-демократическая партия; социал-демократическая партия. Они выступали за развитие капитализма, либерализацию экономики и политической жизни, беря за образец Американскую модель экономики.

Консервативные “правые” – это Российская коммунистическая партия (И. Полозкова), часть КПСС, фракция “Союз” в Верховном Совете, Марксистская рабочая партия. Они выступали против перестройки как антинародной, социалистической. Отвергали концепцию общечеловеческих ценностей, в противовес предлагая ценности передового класса – пролетариата.

Политический центр в лице М. С. Горбачёва всё более терял поддержку и в армии и в обществе. Под влиянием критики и слева, и справа М. С. Горбачёв пошёл на компромисс с леворадикальными силами, передав разработанную радикалами экономическую “Программу 500 дней” на рассмотрение Верховного Совета и Правительства СССР в 1990 г.

Программа предполагала: перевод всех предприятий на аренду; приватизацию госсобственности; децентрализацию экономики; введение антимонопольного законодательства; либерализацию цен; введение частной собственности на все факторы производства; сокращение государственных расходов за счёт отказа от строительства крупных промышленных объектов; ограничение военных расходов; прекращение помощи другим странам.

Программа 500 дней предусматривала сначала стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путём их подъёма, расширения сферы карточного распределения товаров. И только после этого можно было приступать к либерализации экономики.

Однако в результате обсуждения программа претерпела существенные изменения, которые свели на нет заложенные в первоначальном проекте цели. С другой стороны, эта программа вызвала сильнейшее возмущение консерваторов.

Осуществить эту программу при оппозиции консерваторов можно было только усилив саму исполнительную власть и власть президента в частности. Эта цель должна была быть достигнута путём изменения Конституции 1977 г. На четвёртом Съезде народных депутатов СССР в Конституцию были внесены поправки, расширяющие права президента: он получил право непосредственного руководства правительством. Была также введена должность вице-президента с полномочиями – выполнять поручения президента и его обязанности в его отсутствие.

1. Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

2. Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

  • -Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела.
  • -Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)
  • -Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения
  • -Много миллиардные убытки бюджета
  • 3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4. Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5. Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

  • -Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.
  • -Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций
  • -Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.
  • 6. Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

  • -Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)
  • -Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)
  • -Депутатская группа “Жизнь”
  • -И другие.
  • 7. Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8. Итоги “Горбачевской эпохи”

Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева:

  • -Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны
  • -Окончание ядерного противостояния
  • -Вывод войск из Афганистана
  • -Ликвидация монополии на власть КПСС
  • -Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов

I.Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация». В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь. С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Сущность проводимых реформ

Сфера реформирования

Суть реформы

Экономика

    Первое, что было сделано, — начата антиалкогольная кампания. Государство отказалось от монополии на спиртные напитки, в результате чего деньги от продаж стали уходить в теневой сектор экономики.

    Внедряется госприемка, чтобы повысить качество продукции предприятий.

    Вводится понятие хозрасчета, что должно было привести к заинтересованности работников в результатах своего труда.

    Появляется частная собственность на средства производства, а это уже – расшатывание основ социалистического государства.

    Провозглашен курс на переход к рыночной экономике

Внутренняя политика

1) 1988 г. – приняты 2 важных закона, по которым:

  • верховным органом власти в СССР становится Съезд народных Депутатов СССР, избиравший Верховный Совет;
  • определяется порядок, каким образом будут проходить выборы народных депутатов.

Кроме того, Конституция была дополнена предложением о разделении исполнительной и законодательной власти с судебной властью, которая была бы представлена Комитетом Конституционного надзора.

Отныне можно избирать депутатов от общественных организаций, и КПССС была названа одной из таких организаций.

2) 1989 г. – шла работа над проектами Конституции, был принят ряд поправок, которые, в частности, расширяли права союзных республик и увеличили полномочия Советов, частично «отобрав» их у некогда ведущей КПСС.

3) 1990 г. – на Съезде Народных Депутатов принят закон, коренным образом меняющий верховную власть в стране: вводился пост Президента (в чем-то по аналогии со странами Запада), который был наделен правом законодательной инициативы. В целом его полномочия были весьма обширны. Избирать Президента следовало всеобщим голосованием. Тут же (в нарушение собственного закона) депутаты избрали Горбачева Президентом (интересно, что сам он был против этого).

Важнейший шаг – отмена 6 статьи Конституции, утверждавшей руководящую роль КПСС.

Внешняя политика

    Заключены договоры СНВ-1, СНВ-2 – сокращении наступательных вооружений.

    Встречи М.С. Горбачева с Рональдом Рейганом, на которых лидер СССР выразил желание сгладить напряженную обстановку в мире, прекратить «холодную войну», постепенно отказаться от ядерного и химического оружия, чтобы обезопасить мир.

Итоги реформ Горбачева

В целом реформы М.С. Горбачева имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Конечно, далеко не все шло гладко, и практически сразу, как только в стране была объявлена гласность, нашлись желающие покритиковать первого Президента СССР. Да, недостатки были: в частности, произошел очень тяжелый кризис в экономике, с последствиями которого потом трудно было справиться в течение многих лет. Но это вполне закономерно: ведь при сломе старой системы необходимо время для налаживания нормального функционирования новой. Экономика и так пребывала на грани развала, поэтому ее реформирование вместе с сопутствующими потрясениями было неизбежно.

Особенно заметен след, оставленный деятельностью Горбачева, во внешней и внутренней политике страны. Б.Н. Ельцину «досталось» уже совсем другое государство, нежели то, которое существовало буквально за 5-6 лет до его прихода к власти: в нем была провозглашена гласность, свобода проведения выборов, разрешалась многопартийность. СССР при М.С. Горбачеве сделал первые трудные шаги к развитому демократическому государству. Впервые за многие десятилетия можно было свободно высказывать вслух свои мысли, даже если они противоречили взглядам политических лидеров. «Холодная война» закончилась, международная обстановка заметно «потеплела». Люди вдохнули воздух долгожданной свободы и смогли наконец почувствовать себя не винтиками огромной государственной машины, а полноценными личностями с правом на собственное мнение.

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.
В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось
89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.

Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР - отношения с социалистическими государствами - перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.

Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).



Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).



Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.