Похороны традиции мусульман. Мусульманские традиции,обычаи и праздники

У ислама много приверженцев, но в разных странах эта религия имеет свои особенности. Не многие мусульманские народы придерживаются строжайших законов шариата – смешение культур сильно изменило классические законы исламской религии. Однако вечные ценности остаются неизменными, поэтому свадебный обряд Востока многие века сохраняет основные законы. В исламе считается: насколько будет соблюдена традиция мусульманской свадьбы, настолько молодые будут счастливы. Сочетание браком в мусульманских странах проводится с особым изобилием и пышностью.

Мусульманские свадебные обычаи и обряды

Мужчина-мусульманин не может искать себе жену самостоятельно, этим занимаются женщины его семьи – мать или старшая сестра. Будущий супруг подробно описывает желаемые качества своей избранницы:

  • рост;
  • комплекцию;
  • уровень образованности;
  • интересы;
  • социальный статус.

У мусульман ценятся роскошные формы женщины, поэтому женихам разрешается под одеяниями девушки разглядеть щиколотку и оценить ее толщину. Если результат нравится, то кандидатку продолжают тестировать дальше. Худая или тонкая щиколотка, которая так ценится на Западе, по мусульманским традициям свидетельствует о бедности претендентки, снижая до минимума шанс выйти замуж.

Когда невеста найдена, начинается период ухаживания и подготовка к свадьбе. Молодых знакомят в доме родителей девушки, куда мужчина приходит со своей семьей, и дарит будущей жене дорогие подарки. На первом свидании молодым разрешается короткий разговор и обмен взглядами – не больше. Затем в общении выдерживается пауза, когда семья девушки оценивает претендента на руку дочери. Через неделю сторона невесты должна дать ответ. Если ухаживания жениха по какой-то причине не увенчались успехом, то его подарки возвращаются обратно.

Обряд «Ночь хны»

Самая красивая свадебная мусульманская традиция – ночь накануне бракосочетания. Жениху наносят узор из хны на ладони, а невесте – на ладони и стопы в виде растительных орнаментов, поэтому обряд называют «Ночь хны». Жених отправляется перед свадьбой веселиться с друзьями, а будущую жену наряжают в красивое мусульманское платье с дорогой вышивкой, прикрывая вуалью лицо. Мать жениха раскладывает под ногами девушки ковер, который преподносит в качестве подарка, а приглашенные подруги осыпают ее монетами, желая продолжения рода и семейного благополучия.

Роспись ладоней и стоп хной (мехенди) имеет свой язык. Эти традиции известны еще со времен древнего Вавилона, а доверяют роспись женщине, которая счастлива в браке. Вязь свадебного узора обязательно должна скрывать в себе инициалы жениха, которые он разыщет в первую брачную ночь. Это своеобразный прием узнавания невесты, ведь молодые могли вообще не видеться до свадьбы. Хна выбирается качественная, ведь чем дольше она держится на руках девушки, тем дольше новобрачная освобождается от любых работ по дому.

Церемония «Никах»

По свадебной мусульманской традиции обряд «Никах» предусматривает четыре условия проведения:

  1. Присутствие родственника мужского пола со стороны невесты.
  2. Присутствие свидетелей мужского пола с обеих сторон, являющихся мусульманами.
  3. Полная выплата женихом калыма родителям невесты.
  4. Согласие обоих молодых жить совместной семейной жизнью.

Нарушение какого-нибудь условия становится причиной для расторжения брака. Свадебная церемония на востоке проводится, как правило, в мечети, где мулла зачитывает молодоженам суры из Корана, в которых даются наставления для семейной жизни. Длится «Никах» около часа, в течение которого присутствующие слушают муллу и читают молитвы. Во время церемонии жених вручает ценные подарки своей избраннице, перечень которых находится в списке у муллы и указывается в свидетельстве о браке. Завершается “Никах” по мусульманской традиции обменом серебряными кольцами.

Обряд «Валим»

Традиционное накрытие свадебного стола называется у мусульман «Валим». Этот обряд имеет религиозный смысл: нельзя есть запрещенные Кораном продукты и пить алкогольные напитки. Мусульманский свадебный стол валится от изобилия овощей, фруктов и сладостей. Свадебное застолье никогда не длится долго, и не превращается в бесконечную пьянку. За стол приглашают родственников, друзей молодоженов, а вот люди других вероисповеданий не допускаются к мусульманскому застолью на свадьбе.

Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

Наряды молодоженов имеют большое значение на мусульманской свадебной церемонии. Они обязательно должны соответствовать традициям. Мужчина должен быть в тюбетейке и длинном до щиколоток халате (галабее), дорого расшитом золотыми или серебряными нитями. В отличия от женского платья, свадебная одежда мусульманского мужчины не должна быть шелковой или подчеркивать рельефы тела.

Свадебное платье для невесты шьется с использованием дорогих и ярких тканей разных цветов: атласа или натурального шелка. Важно, чтобы ткань не просвечивалась. Обязательное условие для наряда невесты – длинный рукав, закрывающий руки, а высокий ворот должен прикрывать грудь и плечи. Красавица мусульманка никогда не наденет на свадьбу облегающее или открытое платье, ведь согласно Корану, женщина не должна выставлять напоказ своей красоты.

Видео: обряд бракосочетания в мечети

Создание новой семьи – это один из самых важных мусульманских праздников. По традиции – это не только ответственное мероприятие, но и поклонение Аллаху, поэтому к ритуалу нужно подходить очень ответственно. Современным молодоженам перед заключением «Никаха» следует обратиться к имаму и узнать обо всех традициях, которые сопровождают древний свадебный обряд.

По традициям ислама – в любом союзе следует строго соблюдать правовые нормы, обязанности, и свадебный союз между мужчиной и женщиной не является исключением. После проведения исламского венчания имам советует молодоженам провести «аль Валима», чтобы угощая гостей, публично огласить свой брачный союз. Как правильно проводится мусульманский обряд бракосочетания, давайте посмотрим в видео:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мусульманские обычаи и правила

Мусульманское вероучение

Вероучение ислама обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога -- творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздаяние. Как и в христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства.

В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных -- мучения в аду.

Таким образом, ислам, как и другие религии, переносит поиски человеческого счастья на небо, обещая награду тем верующим, кто безропотно следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства.

Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на антинаучных представлениях о сотворении мира, о движущих силах природы и общества. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются все основные принципы ислама.

Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов.

Вера в аллаха

ислам мусульманский религиозный предопределение

Вера в аллаха является первым и основным догматом веры в исламе. Аллах един, всемогущ. Он создатель вселенной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, «у него нет подруги». Аллах управляет миром единолично, без его ведома не совершается ничего («Бог творит, как хочет», «он совершитель того, что захочет» -- 85:16).

За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может покарать человека как при жизни, так и после смерти. За действиями и поступками людей следят специально поставленные для этой цели ангелы.

Мусульмане верят, будто бог в состоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому как одним повелением, выраженным словом «будь!», он сотворил небеса, землю, горы, реки, растительный и животный мир, бог, по представлению мусульман, может в любую минуту нарушить закономерный ход истории, нарушить законы природы, ибо он всемогущ.

Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе аллаха. Иначе он совершает тяжкий грех, искупить который можно лишь дарами в пользу духовенства или совершением хаджа -- паломничества в Мекку и другие «святые» места.

Бессмертие души

Составной частью исламской догматики является антинаучное представление о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти (иногда говорят о различных ее воплощениях). С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда.

В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание их из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т. д.

Вместе с тем в более позднее время возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелесной души, наслаждения которой не поддаются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и привыкших к чисто чувственной форме наслаждений.

Страшный суд

Представление о страшном суде возникло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероучения. Точного описания картины страшного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется.

Обычно духовенство в своих проповедях или беседах с верующими приводит вымыслы о страшном суде в соответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непосредственного или косвенного воздействия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповедуют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовенству и т. п. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма.

Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопровождаться также, по словам мусульманских проповедников, грозными явлениями природы, знамениями и чудесами.

Положения о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугивает верующих, являются одним из действенных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии.

(в исламе рай для женщин не предусмотрен)

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой чистой и холодной, водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии -- девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после любовных утех.

На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Таким рисуют рай проповедники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.

Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

Над адом переброшен мост Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За грешников ходатаем перед аллахом выступает Мухаммед, и в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в адском пламени.

Культ ангелов и демонов

Значительное место в исламе занимает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, -- это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангелами считаются Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил.

В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил всегда стоит готовым протрубить в специальный рог, дать сигнал о пришествии страшного суда, Азраил -- страшный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приводит в исполнение божественный приговор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.

Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записывающих его хорошие и дурные поступки, с тем чтобы их можно было после смерти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.

Кроме того, мусульманам внушается вера в существование ангелов смерти Накира и Мункара, которые производят предварительный допрос, требуют отчета о земных делах и т. п., и ангела Ридвана -- стража рая, и ангела Малика -- стража ада.

Один ангел, который не хотел повиноваться аллаху, известный у верующих мусульман под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят аллахом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Иблисом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.

Догмат о предопределении

Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от бога.

Каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает: «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения аллаха, по писанию с установленным сроком> (3, 139).

Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний.

Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение перед своей судьбой.

Социальные принципы ислама

Учение о всесилии аллаха, о предопределении, о страшном суде, об аде и рае, проповедуемое исламом, преследует вполне определенную цель -- примирить верующих с их положением, увековечить порядки, существующие на земле, оправдать социальные несправедливости в капиталистических странах. Земные порядки, по исламу, являются вечными, установленными раз и навсегда, неизменными. Тем самым освящаются эксплуатация человека человеком, классовое неравенство, оправдываются богатство и роскошь власть имущих в классовом антагонистическом обществе.

В последнее время предпринимаются попытки сделать ислам идеологией национально-освободительного движения в странах Востока. Эти попытки, естественно, не могут изменить сущность мусульманства. Если в наши дни под флагом ислама выступают национально-освободительные движения, то еще совсем недавно под этим же флагом выступали самые реакционные силы. Все дело в том, что противоречивые, эклектичные тексты Корана можно истолковать как угодно, выбрав из них положения, которые более приемлемы в данное время.

По своей же сущности ислам был и остается религиозным направлением, основанным на антинаучных представлениях. Он не может помочь понять и объяснить явления природы и общественной жизни. Будучи фантастическим отражением тех сил, которые господствуют над людьми, ислам уводит верующих на ложный путь. Это вполне устраивает эксплуататорские классы, которые используют проповеди смирения и терпения, покорности и повиновения, отказа от поисков путей к земному счастью в своих интересах. Воспитывая в людях крайний индивидуализм, мусульманская религия мешает их сплочению в борьбе за преобразование жизни.

Таким образом, ислам сохраняет присущие каждой религии черты, которые позволяют характеризовать его, как тот же «опиум народа», отравляющий сознание масс, способствующий их духовному закабалению.

Коран -- это «священная» книга, почитаемая приверженцами всех мусульманских направлений, последователями всех мусульманских сект. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.

Название этой «священной» книги происходит от слова «кара"а», что значит в переводе с арабского «читать». Согласно мусульманской мифологии, она была передана аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. С тех пор Коран якобы и существует в неизменном виде как собрание проповедей и изречений Мухаммеда.

Однако в действительности, как установлено наукой, Коран в окончательной редакции был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). Он является сочинением, принадлежащим перу многих авторов. Об этом можно судить по содержанию и стилю Корана. Достаточно ознакомиться с его текстами, чтобы убедиться в том, что они написаны разными людьми.

По преданию, Мухаммед не записывал свои проповеди, наставления и изречения. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу.

Первые попытки собрать воедино все высказывания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632--634 гг.).

При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные «сподвижниками» пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Слово «аят» означает «знамение», «чудо». Отдельные предложения и мысли, "содержащиеся в одной главе Корана, часто между собой не связаны, а в большинстве случаев они не связаны и с названием главы.

Корану присущи сумбурность мыслей и эклектизм, возможно, это объясняется тем, что многие главы или большая часть из них при спешной редакции были упущены или преднамеренно уничтожены, так что от них остались только заголовки или некоторые стихи. Например, вторая глава (сура) называется «Корова», хотя это название ничем не оправдано. Из 286 стихов (аятов), составляющих главу, лишь в 63, 64, 65 и 66-м стихах имеется случайное упоминание о корове. Однако и оно не имеет никакого отношения к содержанию главы, в которой говорится об основных принципах ислама. Около половины всех глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к трактуемому в главе вопросу.

Противоречивость и туманность коранических положений религиозные люди и духовенство пытаются объяснять или оправдывать слабостью человеческого ума, якобы не способного понять всю премудрость и глубину божьего слова. Современные исламисты пытаются утверждать, будто миссия Мухаммеда и Корана имеет общечеловеческое значение. Однако из Корана явствует, что он предназначался прежде всего для арабов. Чтобы убедить арабов в том, что они являются избранным аллахом народом, в Коране специально подчеркнуто, что он ниспослан на арабском языке (12,2 и другие суры).

Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой обычное собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения в период VI--VII вв. н. э., которые отражают в той или иной мере социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове.

В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Но главным образом в нем говорится об обязанностях верующих по отношению к правителям, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе -- едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. Много места занимают в Коране увещевания быть верными только аллаху, послушными его посланнику и угрозы по адресу инаковерующих (неверных).

Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность. «Мы, -- заявляет в Коране аллах, -- разделили среди них (т. е. людей) пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение» (43, 31). За покушение на собственность Коран предусматривает жесточайшие наказания в этом и загробном мире.

Множество аятов «священной» книги посвящено женщинам. Прежде всего, Коран провозглашает неравенство женщины.

За непокорность, поучает эта «священная» книга, «увещайте и покидайте их на ложах и бейте их» (4, 38); «держите их в домах, пока не успокоит их смерть и аллах устроит для них путь» (19, 4); «женитесь на тех, что приятны вам, женщинах -- и двух, и трех, и четырех» или «на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы» (4, 3). Здесь, как видим, нет и намека на то, что для вступления в брак необходимо согласие женщины, ибо «священная» книга мусульман исходит из того, что женщина не равна мужчине по происхождению («Мужья стоят над женами за то, что аллах дал одним преимущество перед другими», 4, 38), по имущественному положению (при наследовании мужчине полагалась «доля, равная доле двух женщин», 4, 175) и в правовом отношении, о чем говорит положение шариатского суда, приравнивающего одного мужчину-свидетеля двум женщинам-свидетельницам (2, 282).

В Коране имеются и аяты о необходимости затворничества женщин.

Нужно сказать, что затворничество женщины, ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака не является специфически исламским нововведением. Однако Коран сохранил и закрепил обычаи и порядки разных эпох и народов, в которых отражалось унизительное и неравноправное положение женского пола.

Мусульманское представление о мироздании, как оно изложено в Коране, не отличается ни полнотой, ни логической стройностью. Там мы найдем лишь весьма отрывочные, вовсе не оригинальные и нелепые сведения об устройстве и происхождении вселенной, представляющие смесь библейских и талмудических взглядов, приправленных мифами, бытовавшими среди арабов.

В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

Коран учит, что бог сотворил мир в шесть дней: в первый день были сотворены небеса; во второй -- солнце, луна, звезды и ветер; в третий -- твари, живущие на земле и в морях, а также ангелы, обитающие на семи небесах, и воздух; в четвертый день бог сотворил воду и всем тварям назначил пищу, в этот же день по его повелению потекли реки; в пятый день бог соизволил создать рай, обитающих в нем чернооких дев (гурий), определил всевозможные удовольствия; в шестой день сотворил бог Адама и Еву.

К субботе все дела были завершены, а нового творения не было, в мире царил порядок и ничем не нарушаемая гармония.

Небо и Земля, по Корану, первоначально представляли собой одну нераздельную массу, вроде пара или дыма. «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?» (21,31).

Затем бог взошел на небо, которое было, как дым, и сказал, обращаясь к Земле и небесам: «Приходите добровольно или невольно», на что те ответили: «Мы приходим добровольно». Некоторые современные мусульманские богословы, неплохо осведомленные в астрономии, делают попытки истолковать эти стихи Корана (41, 10) как аллегорическое описание «божественного закона всемирного тяготения».

Семь небес (небо состоит из семи этажей) были устроены богом в продолжение двух дней. Небеса расположены друг над другом в виде твердых сводов, в которых нет ни малейшей трещины или щели, они не могут обрушиться, хотя и стоят без подпор. Солнце и луна поставлены на нижнем небе, или своде, с целью украшения небес и службы людям. Бог разостлал землю под ногами людей, как ковер или как ложе, и сделал ее неподвижною (27, 62), скрепив горами, чтобы она не колебалась.

Человек рассматривается как венец творения. «Бог сотворил все прекрасно и потом приступил к сотворению человека» (32, 6). Тело человека бог образовал из земли или глины, дав ему определенное устройство, наделив его зрением, слухом, снабдил сердцем, а потом уже вдохнул в него от духа своего жизнь (32,8; 15, 29; 38, 72).

Коран и опиравшиеся на него люди не только не обогатили знания, но, наоборот, сыграли весьма реакционно-оппозиционную роль в отношении передовой научной мысли, преследуя и наказывая ее выдающихся представителей. Достаточно указать на имена Абу Али Ибн-Сина, Ахмеда Фергани, Аль Баттани, Бируни, Омара Хайяма, Низами, Улугбека и других, немало претерпевших от мусульманского духовенства и поддерживаемых ими властей за свое свободомыслие и научные исследования.

Сейчас в силу громадных изменений в сфере общественной жизни, достижений науки и техники, когда вопиющие нелепости Корана стали видны даже неграмотным, отсталым слоям населения, духовенство, чтобы спасти престиж Корана, говорит о необходимости отличать форму выражения Корана от его содержания, о том, что в Коране «сокрыты величайшие ценности и глубочайшие мысли» для истинно верующих, которым дано проникнуть через внешнюю оболочку коранических слов в недра божественной мудрости. Характерны, например, высказывания некоторых духовных лиц о том, что даже космические полеты человека предсказаны в Коране.

Апологеты Корана слова «Посмотри на твоего осла...» (2, 261) трактуют как указание на необходимость изучения анатомии. Разумеется, нельзя объяснить иносказательностью Корана те несуразности или нелепости, которые содержатся в нем. Коран отражает ненаучные, примитивные взгляды древних арабов, оторванных от цивилизованного мира. Так, географические и астрономические, а также исторические представления и познания составителей Корана не соответствуют научному уровню, достигнутому в передовых странах того времени.

В исламе существуют определенные предписания в области соблюдения правил приема пищи.

Перед началом трапезы мусульмане произносят: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» или же «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».

А закончив еду, говорят: «Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами».

Как до, так и после еды надо обязательно мыть руки. Причем в отличие от западных стран на мусульманском Востоке гости обычно не удаляются для мытья рук в специальное помещение, а моют их, не вставая с места, над тазиком. Как правило, льют из кувшина воду на руки гостям дети хозяина.

Согласно мусульманским традициям хозяин первым начинает трапезу и заканчивает ее последним.

Брать пищу полагается ложкой, вилкой (столовый прибор надо держать в правой руке) или руками, только не двумя пальцами.

Как только на столе появляется хлеб или лепешки, его начинают не спеша есть, не дожидаясь другого блюда. Резать хлеб ножом не рекомендуется, поэтому его разламывают руками.

Если из одной тарелки едят несколько человек, то каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. Однако, если поданы поднос или ваза со сладостями, орехами либо фруктами, гости и хозяева могут выбирать любые из них.

Перед началом чаепития следует сказать: «Во имя Аллаха», а по окончании: «Слава Аллаху».

Сосуд для питья надо держать правой рукой. Воду или какой-либо прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина. На очень горячий чай или кофе не принято дуть, а следует подождать, пока он остынет.

Правила приличия при еде и питье

Обычаи ислама, полезные не только исламистам

Правила приема гостей и поведения в гостях

Когда вы пожелаете принять в своем доме гостей, то должны пригласить не только своих обеспеченных знакомых, но, вместе с ними, и малоимущих. К этому обязывают правила гостеприимства, и сам пророк Мухаммед (мир ему) сказал: "Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив, также, нуждающихся".

Приглашая к себе отца, вы должны пригласить и его сына, а если во время приглашения в доме приглашаемого будут находиться его близкие родственники, то надо позвать их всех - было бы невежливо обойти их приглашением. Принимая гостей, встречайте их у входа в дом, как можно радушнее угощайте их и оказывайте им возможно больше уважения и почтения.

Предупредительность и исключительная заботливость по отношению к гостям обязательны для хозяев в течение трех дней; начиная с четвертого - можно уже несколько меньше заботиться о гостях.

По приходе гостя подавайте угощение как можно скорее, не заставляйте его долго ждать; не следует подавать лишней еды сверх того, что гость в состоянии съесть. Хлеба (лепешек) на столе должно быть в нечетном количестве, ровно столько, сколько нужно по числу гостей; и, если один хлеб разломан для угощения, не следует ломать другой, пока не съеден первый - это была бы непроизводительная трата (исраф).

Когда кушанье подано, хозяин приглашает гостя начать есть, однако правила приличия требуют, чтобы именно хозяин первым протянул руку к блюду. Наоборот, вытирать руки после еды хозяин должен, выждав, когда это сделает гость. Не следует особенно назойливо угощать гостя, достаточно повторить приглашение три раза.

За столом хозяин должен составлять компанию гостю сообразно со вкусами и аппетитом гостя. Закончил гость трапезу, и хозяину следует перестать есть. Во время угощенья гостя хозяину дозволяется держать пост (ураза-нафил), если он начал соблюдать такой пост до прихода гостя. Самые вкусные и изысканные блюда следует предложить гостю, хозяин же ест то, что похуже и попроще.

Если еды приготовлено мало, и видно, что гость обладает хорошим аппетитом, то хозяину следует есть как можно меньше, чтобы побольше досталось на долю гостя. Если гость пожелает удалиться по окончании угощенья, не надо слишком настаивать на том, чтобы он остался. Последуйте за ним, проводите до выхода и, перед его уходом, выразите ему признательность за посещение, сказав: "Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст Вам за это Аллах своею милостью".

Не следует допускать особенной роскоши в угощении, чтобы не создалось впечатления, что вы хвастаетесь своим гостеприимством или пытаетесь затмить других. А как подобает вести себя при получении приглашения на угощение? Принять приглашение нужно обязательно, даже если вам известно, что приглашающий вас в состоянии купить, к примеру, только одну баранью ногу. Будь то значительный человек или бедняк - никого нельзя обижать отказом, а следует принять приглашение и пойти туда, куда вас зовут.

Неприлично прийти на угощение, не получив на то приглашения. Если два человека одновременно приглашают вас к себе, то нужно идти к тому из них, кто ближе живет; если же оба живут одинаково близко, то вам следует отдать предпочтение тому из них, с кем вы ближе знакомы или дружите. Неприлично, будучи приглашенным в гости, привести с собой того, кто не получил приглашения.

Если же какой-нибудь человек, не будучи приглашенным, по своему почину последует в гости за тем, кто был приглашен, то последний у входа в дом должен сказать хозяину: "Этот человек пришёл по своей воле, без моего приглашения. Если Вам угодно, пусть войдет, если же Вы этого не желаете, то пусть удалится". Этим снимается нравственная ответственность с гостя за то, что с ним пришел не приглашенный. Отправляясь в гости, следует несколько утолить свой голод дома, чтобы в собрании не выделяться из среды прочих гостей торопливостью в еде.

Придя в собрание, займите место, которое будет указано вам хозяином. Следует принимать все, что предложит хозяин, неприлично озираться по сторонам и рассматривать находящиеся в помещении вещи. Также не следует давать указания хозяину относительно приготовления пищи и всего другого. Свое мнение можете высказать только в том случае, если между вами и хозяином давно существуют дружеские отношения. Неприлично гостям передавать друг другу пищу руками, взяв кушанье с блюда. Общее правило обязывает не подавать руками пищу ни бедняку, ни собаке, ни кошке.

По окончании угощения не следует без разрешения хозяина уносить домой что-нибудь из того, что еще осталось на столе. Пища подается на стол для того, чтобы ее съели тут же, а не уносили домой. Когда хозяин, по окончании трапезы, станет свертывать разостланную скатерть, на которой угощались гости, следует помолиться о благополучии хозяина так: "О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему".

После молитвы обязательно попросите у хозяина разрешения удалиться и после этого уже не ведите продолжительных бесед, т.к. известно из предания, что Мухаммед, мир ему, говаривал: "После принятия пищи расходитесь поскорей". (Что на русский язык переводится поговоркой «Не бойся гостя сидящего, бойся гостя стоящего», - долгие беседы в дверях перед уходом неуместны).

При еде и питье следует руководствоваться следующими правилами:

нужно приступать к еде только тогда, когда хорошо проголодался, а лучше есть не досыта, умеренно;

вообще следует остерегаться есть пищу, о которой нельзя с уверенностью сказать, что она, несомненно, чистая. Такой сомнительной пищи (шубха), ешьте как можно меньше - даже когда заставляет голод - с чувством стыда и раскаяния в душе;

так же поступайте и в том случае, если нет оснований считать пищу недозволенной, но предлагается она человеком жестоким или не соблюдающим всех законов Ислама;

не следует есть постоянно мясное без перерыва, но и не следует также обходиться совсем без мяса сорок дней подряд;

остерегайтесь есть или пить одни за другими некоторые продукты, т.к. это может повредить здоровью, например: после рыбы не следует пить тотчас же молоко и наоборот;

вареное мясо не следует смешивать с жареным, а сушеное или вяленое - со свежим;

не следует есть и пить одно за другим два горячих или возбуждающих, или два холодных или холодящих, два мягких и нежных или два твердых и грубых кушанья;

не ешьте подряд два блюда, действующих закрепляюще или два блюда послабляющих, или одно закрепляющее, а другое послабляющее - лучше ограничьтесь одним блюдом (фрукты, конечно, в счет не идут);

если пища готова и вы достаточно проголодались, принимайте пищу раньше обязательной повседневной молитвы, так, чтобы ко времени намаза закончить еду и идти молиться;

приступающие к еде должны выждать, чтобы старший из присутствующих протянул руку к пище, и тогда только сами могут тоже начать есть, однако и старшему не следует медлить - он скорее должен начинать есть, не заставляя ждать других, чтобы кушанье не остыло;

прежде, чем приступить к еде, необходимо прочесть установленную для того молитву или хотя бы произнести вслух: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного";

начинать и заканчивать трапезу надо, непременно, солью - таков обычай;

приступая к еде, возьмите щепотку соли, и вновь произнесите: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного"; если кто-нибудь, по забывчивости, перед началом еды не произнесет положенной молитвенной фразы "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", и вспомнит об этом за едой, ему следует исправить свою ошибку, произнеся: "Во имя Аллаха и начало, и конец еды"; еду и питье надо брать непременно правой рукой; брать пищу с блюда следует прямо перед собой, не выбирая лакомых кусочков, лежащих на другой стороне блюда, так дозволяется брать только понравившиеся фрукты;

следует относиться с особенным вниманием к хлебу и крошкам - мусульмане признают хлеб продуктом священным и принимают все меры к тому, чтобы хлеб не падал со стола на пол;

хлеб, прежде чем начать его есть, полагается разломать на куски - будь это лепешка или весовой хлеб - непременно обеими руками, не торопясь, и честь преломить хлеб для гостей принадлежит хозяину угощения;

ножом хлеб не режут, от целой лепешки зубами не откусывают - все это считается неприличным;

не следует хлебом обтирать жир с рук после мясной пищи;

следует подобрать и съесть случайно выпавшие изо рта во время еды крошки - это приносит много счастья;

выбросить крошки - значит обнаружить свою гордость и самонадеянность; рекомендуется есть медленно, не торопясь, т.к. торопливость в еде вредит пищеварению, не класть в рот слишком большие куски и стараться прожевать все как можно лучше;

не следует дуть на слишком горячую пищу, нужно есть, когда она остынет сама;

рот следует открывать лишь настолько, чтобы поместился взятый кусок. неприлично протягивать руку к блюду за следующим куском, пока не пережеван и не проглочен предыдущий, откусив от своего куска, не следует класть вновь на блюдо оставшуюся его часть, или стряхивать приставшую к руке пищу в посуду, из которой берут еду остальные присутствующие;

не следует выколачивать находящийся в костях жир о хлеб, о край блюда или о скатерть;

считается грехом дремать во время еды, подобно животным, также не следует возвышать голос, говорить неприятные присутствующим вещи или критиковать предложенное угощение;

по возможности, не следует есть одному, потому что чем больше рук протянется к пище, тем больше Бог посылает ее на пользу людям, и благосостояние хозяина дома увеличивается;

до самого конца собрания следует всеми силами поддерживать мир, согласие и веселое расположение духа у собравшихся, а вставать следует не раньше, чем хозяин свернет скатерть, на которой подавалось угощение; встать раньше дозволяется только ввиду какой-нибудь уважительной причины;

вежливость требует, чтобы каждый, берущий еду из общей посуды, старался лучшие куски предоставлять другим, и не протягивал руку за лучшими кусками для себя;

не следует до краев наполнять ложку - это показывает увлечение пищей, а также и брать на ложку слишком мало - это часто обнаруживает гордость;

лучше всего наполнять ложку наполовину; надо стараться, чтобы с ложки не капало на скатерть или одежду;

еду, оставшуюся в ложке, недопустимо класть обратно в посуду, из которой едят другие;

не стоит приближать рот к самой чашке, подобно животным, засовывать ложку далеко в рот и издавать неприятные звуки, прихлебывая с ложки;

не следует стучать ложкой, кладя ее на блюдо; и класть ложку следует наружной стороной вниз, чтобы оставшаяся на ложке пища не капала на скатерть;

очищая фрукты, не следует класть снятую кожицу, зерна и косточки на то же блюдо, где лежали плоды, а сложить все это в посуду, предложенную хозяином специально для этих целей;

перед принятием пищи и после еды всем гостям необходимо совершить омовение рук с соблюдением всех формальностей, которые, в общем, довольно точно исполняются во всех мусульманских домах;

после омовения рук, перед угощением и после его окончания, произносятся особо установленные молитвы, в которых благодарят Бога за посланную пищу и просят прощения грехов хозяину дома, всем присутствующим, всем мусульманам;

молитву произносит кто-нибудь из старших по возрасту гостей про себя, подняв перед собой руки ладонями вверх, а закончив, проводит ладонями рук по лицу и подбородку, и этот жест молча повторяют за ним все присутствующие.

Для питья воды существуют свои правила:

воду, по возможности, следует пить сидя;

имеются два исключения из этого правила: стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа, и воду, оставшуюся после омовения, если человеку захочется напиться, а в его кувшине будет вода;

на воду не следует дуть;

неприлично пить воду из чашки залпом, без перерыва, а следует делать это в три приема, каждый раз отрываясь от края посуды - в первый прием делают только один глоток, во второй - три, в третий - пять;

и придерживаясь нечетного числа глотков;

перед первым глотком следует произнести: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", а по окончании питья: "Слава Аллаху, Господу миров".

Нашид -- мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов (разрешены лишь некоторые ударные музыкальные инструменты).

Допустимость использования прочих музыкальных инструментов остается предметом дискуссии: согласно интерпретации многих богословов, в том числе основателей четырех из основных мазхабов ислама, ислам запрещает их использование в песнопениях (за исключением некоторых ударных инструментов); в то же время, в исполнении нашидов существует множество новых направлений, в большей или меньшей степени обращающейся к их использованию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиции, обычаи исламской веры. Коран – священная книга мусульман (приверженцев ислама). Сильное воздействие ислама на культуру и обычаи многих народов Азии и Африки. Роль мечети в исламе, паломничества в Мекку. Исламский джихад, мусульманские праздники.

    презентация , добавлен 18.03.2011

    История возникновения ислама; его направления - хариджиты, сунниты, шииты. Распространение религии за пределами Аравии. Разделение ислама в результате политической борьбы за престол халифата. Основные мусульманские праздники. Структуры и сюжеты Корана.

    реферат , добавлен 22.08.2011

    Ислам как мировая религия. Священная книга ислама – Коран, его важнейшие постулаты и лейтмотивы, социальные и экономические вопросы, повествование о древних пророках. История жизни пророка Мухаммада. Мусульманские страны. Различные течения в исламе.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Понятие и отличительные особенности ислама как одной из мировых монотеистических религий, история и основные периоды ее развития, причины широкой распространенности в современном обществе. Сущность Аллаха в исламе, содержание и основные принципы Корана.

    презентация , добавлен 21.05.2014

    Ислам - монотеистическая мировая религия, особенности его вероучения. Священная книга ислама Коран, ее значение. Сущность Аллаха, Мухаммед - пророк ислама. Буддизм - учение о человеке, который обрел абсолютную мудрость. Основные принципы учения Будды.

    презентация , добавлен 11.12.2012

    Ислам: направления, течения, секты. Основатель ислама. Ислам как образ жизни. Источники вероучения. Символ веры ислама Шариат. Основные ценности ислама. Права женщин по шариату. Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды. Праздники в исламе.

    реферат , добавлен 12.12.2007

    История возникновения ислама - монотеистической авраамической мировой религии. Тайные проповеди Мухаммеда и распространение ислама. Столпы веры: в Аллаха, ангелов, Священные писания, Судный день, предопределение. Описание людей Писания в Коране и Сунне.

    презентация , добавлен 06.01.2015

    Возникновение ислама на территории Аравийского полуострова. Мусульманские государства на территории России. Исламский период Золотой Орды. Мусульманские страны в России после распада Золотой Орды. Роль конфессионального фактора в современной России.

    реферат , добавлен 12.11.2012

    Представление о доисламском Аравийском полуострове и священных городах Мекке и Медине. Жизнь пророка Мухаммеда - видного религиозного деятеля, основателя и распространителя исламской религии и халифата. Проблемы, возникшие на пути распространения ислама.

    презентация , добавлен 09.11.2010

    История возникновения ислама. Отличительные черты религии, ее воздействие на культуру и обычаи многих народов Азии и Африки. Роль мечети в исламе. Мусульманские праздники, традиции древнего культа камней, деревьев и других, одушевленных вещей и явлений.

История,традиции,обряды,обычаи мусульманских народов.

Никах,Традиции и правила мусульманской свадьбы,Имя наречение в Исламе(исем кушу) ,Суннат мусульманский обряд обрезания,Джаназа-намаз. Ураза-байрам,Курбан-байрам.Исламские религиозные праздники, отмечаемые во всём мире.Священный месяц Рамадан,соблюдение поста.

Всё самое полезное для мусульманина.

Азан в душе -фильм рассказывает о добрых мусульманских традициях меценатства и благотворительности. Автор сценария, режиссер и оператор – Энвер Габдрахманов. Согласно истории, азан был установлен пророком Мухаммадом в 622-623 годах и первоначально состоял в произнесении фразы ас-салат джами’атан («молитва -…

История нижегородских татар,происхождение,этнические корни. Нижегородская область занимает площадь сопоставимую с территорий современной Франции. В этом огромном крае разные народы мирно соседствуют уже много столетий. Коренным жителям нижегородчины исследователи относят русских, чувашей,мордву, марийцев и татар. Нижегородские татары занимают второе место по…

Образ и жизнь мусульманской девушки.Современная мусульманка — какая она? Редакция информационного интернет-портала Шубино-Видео.ру побывала в Московском Исламском Институте (МИИ). Нам удалось поприсутствовать на одной из лекций и пообщаться со студенткой 3 курса —Гульнур Хасяновой. - Ассаляму Алейкум,Гульнур!расскажите пожалуйста о…

Событие, которое принято отмечать ночью 27-го числа месяца Рамадан, именуется «Ночь Предопределения», или «Ляйлятуль-Кадр». Точная дата этой Ночи никому,кроме Всевышнего Аллаха не известна. Она может выпасть на любую из ночей священного месяца. В Ляйлятуль-Кадр был ниспослан нашему Пророку Мухаммаду (саллаллаху…

ША’БАН И НОЧЬ БАРААТ Ночь Бараат (араб. ليلة البراءة‎ - Ляйлятуль аль-Бараат‎) - одна из почитаемых мусульманами ночей. Держать в месяце Ша’бан пост считается мустахабом. Айша (радыйаллаху анха) передала: «Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ни в каком месяце не…

По Воле Аллаха наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва салям) перенесся из мечети «Аль-Харам», находящейся в Мекке, в мечеть «Аль-Акса», которая находится в Иерусалиме. Оттуда вместе с Ангелом Джабраилем, мир Ему, они вознеслись на Седьмое небо к месту «Сидрату-ль-мунтаха»,…

Месяц Раджаб является первым из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан и Рамадан), являющихся величайшей Милостью Всевышнего Аллаха к Своим рабам. В этих месяцах вознаграждение за добрые деяния, за ибадат (богослужение) Всевышний Аллах увеличивает многократно, и прощаются грехи искренне раскаявшимся. Таким…

Ислам - одна из самых древних религий, число приверженцев которой не уступает христианству. Конечно, в каждой стране есть свои особенности и традиции проведения свадебной церемонии, но в этой статье мы расскажем о классических мусульманских канонах.

Начнем с того, что многое изменилось, далеко не во всех странах строго соблюдаются законы Шариата, всегда можно найти компромисс. Однако в исламе семья приравнивается к вечным ценностям, считается, что именно от того, как молодые сочетаются браком, будет зависеть и дальнейшая жизнь пары. Коран допускает многоженство, но при условии, что мужчина может обеспечить достойное содержание супруг. На самом деле, далеко не каждый восточный мужчина может себе позволить жениться хотя бы раз.

Традиции знакомства

Современные молодые люди знакомятся с понравившейся девушкой сами, а их отношения развиваются по типичному сценарию. В некоторых мусульманских странах поисками невесты занимается мать или сестра. Будущий муж разве что может рассказать о своих предпочтениях: цвет волос, комплекция, образование и так далее. У египетских мусульман была необычная традиция: жениху показывали только щиколотку претендентки. Если она была ухоженная, пухленькая и с золотыми украшениями - значит, эта дочь является любимицей семьи, худая нога без цепочек и браслетов свидетельствовала о том, что девушке приходится много работать, и шансы выйти замуж снижались. Когда выбор сделан, жених и его семья приходят знакомиться, приносят с собой дары. Ровно через 7 дней невеста дает (или не дает) свое согласие выйти замуж. Если она отказала, все полученные подарки возвращают жениху.

Сватовство

После этапа знакомства следует сватовство, во время визита обговариваются важные вопросы вплоть до количества людей на свадьбе или места проведения церемонии. Все финансовые затраты возлагаются на плечи семьи жениха. До свадьбы молодым людям не разрешается даже держаться за руки, невеста носит закрытые одежды, жених может видеть только лицо и кисти рук - считается, что этого достаточно для того, чтобы оценить красоту девушки.

Ночь хны

В мусульманских странах даже девичник носит поэтичное название «Ночь хны». Это удивительно красивый обычай: вечер накануне церемонии жених проводит со своими друзьями, а невеста - с родственниками и подругами. На ладони и стопы наносят красивые орнаменты из хны, у каждого узора - своя символика. Древний смысл мехенди (язык символов) походит еще со времен существования Вавилона. Делать временные татуировки может только женщина, счастливо живущая в браке. Часто в рисунки вплетаются и инициалы жениха: раньше только по кистям рук жених и мог узнать суженую, ведь видеться им не разрешалось. Хна должна быть качественной: считается, что чем дольше продержится роспись - тем лучше для невесты, ведь она освобождается от домашней работы, пока не смоются узоры. Считается, что правильно нанесенный орнамент дарует новой семье покой, благополучие и счастье.

Невесту наряжают в дорогое платье (нередко свадебные наряды, богато расшитые и украшенные, передаются по наследству). Лицо прикрывают вуалью. Подруги поют грустные песни, осыпают девушку монетами, желая богатства и скорее родить наследника.

Обряд никах

У мусульман не принято только расписываться в ЗАГСе, такая церемония перед лицом Аллаха силы не имеет, обязательно проводится "никах" - венчание. Современные молодожены совершают этот обряд за несколько дней до регистрации брака. До этого времени жених и невеста не должны иметь близких отношений, на церемонии обязательно присутствуют свидетели-мусульмане, причем это не могут быть родители. Свидетели дают согласие на проведение церемонии и помогают паре во время бракосочетания.

О свершении союза оглашается всем присутствующим. Интересен тот факт, что жених обязан выплатить махру - свадебный выкуп, он должен быть ценным - недвижимость, автомобиль, драгоценности и так далее. Такой шаг считается подтверждением серьезных намерений жениха. Даже в случае развода этот подарок будет принадлежать невесте.

Брак заключают в мечети мулла или имам, он читает суры из Корана, завершается церемония обменом кольцами. Причем золото дарить друг другу не принято, поэтому кольца в основном серебряные. Европейский стиль одежды на мусульманских свадьбах не используется. Кстати, и белый цвет наряда традиционным не считается, можно выбрать платье и ярких цветов, но закрытого фасона.

Обязательна юбка в пол, длинные рукава, закрытое декольте. Лицо прикрывают далеко не всегда, но на голове должна быть многослойная фата или хиджаб - нарядный платок. Ткань украшается многочисленными узорами и орнаментами. Для каждой мусульманской страны свойственен свой цвет: В Палестине это красный или оранжевый, в Пакистане - белый с яркими узорами, в Индии - вишневый или зеленый и так далее.

Праздничное застолье

Свадебный банкет в мусульманских странах всегда считался символом гостеприимства и праздником в честь рождения новой семьи. По традиции, мужчины и женщины сидят в разных залах, но для них предусмотрены всяческие развлечения. Согласно обряду валим, строго запрещен алкоголь, блюда из свинины. Гости много поют, танцуют, а прекрасные восточные блюда никого не оставят равнодушным.

Следует отметить, что друзья и родственники другой веры приглашаются на застолье, а вот в мечети находится только мусульмане, поскольку присутствие неверных во время проведения религиозных обрядов считается грехом.

Интересен тот факт, что в последнее время все больше мусульманских свадеб сопровождается заключением брачного контракта. В перечень даже включаются требования о покупке драгоценностей или подарков в честь какой-либо торжественной даты. Муж обязан полностью взять на себя обеспечение семьи: не только жены и детей, но и родственников. Согласитесь, довольно накладно, неудивительно, что мусульманские мужчины зачастую женятся один раз.

В антураже свадеб появилось много современных веяний, но основные обряды соблюдаются неукоснительно!

Собираясь ехать в страну с преимущественно мусульманским населением даже исключительно с туристическими целями, необходимо иметь хотя бы малейшее представление о традициях мусульманской семьи , что бывает крайне полезно при общении с коренными народами. Не стоит забывать, что никакая профессия (будь то официант, гид или трансфермен) или окружение человека не смогут затмить его религиозные взгляды и семейные ценности. Каждый из нас имеет право на самоопределение, и жители Турции, Египта, Туниса или Марокко в этом случае не исключение.

У народов всех стран, о которых пойдет речь, есть общие черты культурной основы, определяющей образ жизни. Единственное, что нельзя учесть, — степень выдержки верующего и самоограничения, чувство ответственности.

Итак, оказавшись в мусульманской семье , важно обратить внимание на следующие традиции и жизненные понятия:

  • Неприкосновенность личности. Независимо от социального положения, будь Вы христианин или иудей, Вам гарантированы общечеловеческие права и защита от чьих-либо посягательств.
  • Умеренность в одежде. Именно этот термин лучше описывает этот пункт, нежели «скромность» или «закрытость», что относительно. Мусульманки обязаны покрывать тело за исключением лица и кистей рук, мужчины – область от пупка до колен. Хотя все это весьма условно: вряд ли можно увидеть хозяина дома с оголенным торсом, даже при неожиданном визите. И здесь нужно разрушить ложный стереотип: «паранджа» или «никаб» не являются обязательными для женщин, но могут быть одеты по собственному желанию.
  • Следующая важная традиция мусульманской семьи – запрет на опьяняющие напитки, в число которых входит не только вино, что является часто ошибкой перевода с арабского. Девиз приверженцев Ислама в этом плане: «Трезвый ум и здоровое тело».
  • Ограничения в пище. Разумеется, первое, что приходит на ум, — это свинина. Но есть и другие запреты – как мясо, зарезанное во имя языческих богов, еда с добавлением спиртного и пр. Напротив, благой пищей являются финики, черный тмин и мед – на заметку всем, кто хочет порадовать знакомых мусульман вкусными подарками, привезенными из России.
  • Уважение к старшим – этот пункт по праву можно поставить на 1-ое место. Но в традициях мусульманской семьи это слишком очевидно – ни у кого и мыслей быть не может о повышении голоса или даже оскорблении старших. Младшее поколение всегда питает интерес к их мудрости, большому жизненному опыту и просто человеческой мягкости в обращении.
  • Отношение к женщинам. Несмотря на несомненное главенство мужчины в доме, положению женщины на Востоке можно только позавидовать – все, начиная от молодых девушек и заканчивая пожилыми бабушками, постоянно являются объектом всеобщего внимания, заботы и любви.
  • Обязательность важной религиозной практики. Если Вы видите, как один из членов мусульманской семьи совершает омовение или молитву, не удивляйтесь – это обычная жизненная практика, необходимость которой можно сравнить с кислородом.
  • Широко отмечаемые праздники. Мусульмане любят шикарно накрытые столы и большие дружеские компании, но притом не приемлют небрежное отношение к финансовым и прочим ресурсам.
  • Распространенные пожертвования. Накормить и приютить бедняка с хорошим намерением – огромная польза для верующего. На этом строятся и все общественные отношения: нельзя ни в коем случае смеяться над положением обанкротившегося или оставшегося без жилища человека.

Все это, разумеется, теория. Перейдем к практическим советам. Чтобы произвести о себе хорошее впечатление и порадовать хозяев дома, следуйте простым рекомендациям:

  • Приветствуйте всех принятой формой «Ас-саляму алейкум» или аналогично по-русски – «Мир Вам».
  • Будьте более открытыми. Мусульмане – это люди, как правило, высоко эрудированные, но вместе с тем любящие простое человеческое отношение, построенное на доверии, проявление позитивных эмоций и благодарность.
  • Следите за своим внешним видом – как минимум нужно отказаться от шортов, даже если это трудно в жаркий сезон. Тем самым Вы проявите уважение, пожертвовав своими интересами и привычками в пользу местных традиций .
  • Не стесняйтесь проявлять интерес к мусульманской культуре и обычаям, это поощряется в любом случае.
  • старайтесь воздерживаться от дневных визитов в священный месяц Рамадан – мусульмане в течение всего светового дня отказываются от пищи, питья и праздного веселья, что вводит определенные ограничения.
  • Выучите заранее несколько фраз на местном языке – даже сильный акцент не помешает бурному восторгу.

И, наконец, последний пункт, который всегда будет «работать в Вашу пользу», — восточное гостеприимство. Посетив мусульманскую семью один раз, Вы никогда не забудете это море доброжелательности и любви к гостю.