Политическая функция политических партий пример. Функции политической системы с примерами

На вопрос назовите 3 функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах заданный автором Поросль лучший ответ это Функции, отражающие связующую роль партий и государства: 1)Аккумулирование и агрегирование политических интересов граждан (т. е. их интересов, связанных с властью) . Партии призваны отражать интересы крупных общественных групп. 2)Из функции агрегирования интересов напрямую вытекает функция идеологическая. Под политической идеологией понимается социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. 3)функция политической ориентации общества. 4)Представительство политических интересов. 5)Приобретение и формирование власти (собственно политическая функция) . Т. е. представители политических партий осуществляют политическое управление. 6)Политическая организация граждан. Сюда же относится организация действий, на которые реагирует власть (митинги, демонстрации т. д.) . Партии придают определенную форму недовольству людей, направляют его на конкретные социально-политические действия. 7)Политическая социализация. Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения его во властные отношения. Т. е. она включает два аспекта: формирование политического мировоззрения (политических ориентаций, приверженности определенным стереотипам) , приобретение навыков политического участия. 8)Интеграция общества. Партии пытаются сплотить население для борьбы с конкурентами. 9)Легитимация власти. Легитимность власти - законность власти в глазах народа. Т. е. это понятие не связано с реальным соответствием законодательству.
Вторая группа функций - собственно политические функции партий. 1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий. 2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента 3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах. 4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию. 5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)
Внутрипартийные функции: 1. Обеспечение единства и согласия в партийных рядах. 2 Расширение состава партии (особенно важное место занимает в деятельности массовых партий) . 3. Совершенствование партийной структуры. 4. Укрепление финансовой базы политической партии.
5. Развитие отношений с другими политическими партиями внутри и вне государства.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: назовите 3 функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах

Ответ от Невропатолог [активный]
1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий.
2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента) .
3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.
4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.
5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)
6. Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т. е. реакция на изменения в обществе)
7. Защита политической системы от общества (недовольство последнего направляется на партии или персоны, а не на саму государственную машину)

Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

Подготовка и выдвижение кадров.

Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии;

Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.

  • политическое представительство социальных интересов;
  • социальная интеграция - согласование социальных интересов через взаимодействие политических партий;
  • разработка идеологии, политических доктрин и программ;
  • борьба за обладание государственной властью и участие в ее осуществлении;
  • участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата;
  • участие в разработке, формировании и осуществлении политического курса государства;
  • политическая социализация - содействие усвоению индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, привлечению его к политической системы;
  • формирование общественного мнения;
  • политическое рекрутирование, то есть привлечение на сторону партии как можно более широких слоев населения как ее членов, сторонников и избирателей;
  • подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, партии, общественных организаций.

    Сказанное о политических партиях, их место и роль в политической системе, обществе в целом касается главным образом теоретической модели, идеала партии. В действительности оценка политических партий не может быть однозначно положительной. Давно замечено, что им присущи и существенные отрицательные черты; они могут оказать деструктивное влияние на общество.

    К отрицательным чертам политической партии принадлежит, по определению одного из основателей теории политических партий - партології - Г. Михельса, тенденция к олигархизации ее структуры и деятельности. Эта тенденция вытекает из самой природы политики - единства и борьбы общих и частичных интересов. Суть ее заключается в том, что в партии, как и в любой другой крупной организации, власть постепенно сосредоточивается в руках руководителей, образуется разрыв и противопоставление интересов руководителей и рядовых членов, происходит сосредоточение усилий на реализации промежуточных, а не конечных целей. «Признание организации, - писал Г. Михельс, - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т.д.) содержит глубоко аристократические черты. Организационная машина, которая создает массивные структуры, вызывает в организованных массах серьезное изменение. Отношение вождя к массам она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательный разделение любой партии или профсоюзы на руководящую меньшинство и управляемую большинство».

    Правомерность начатого Г. Міхельсом еще в 1911 г. критического отношения к политических партий в дальнейшем нашла свое широкое практическое подтверждение. И не только по противопоставление интересов руководителей и рядовых членов. В XX в. резко обострилась межпартийная борьба, на историческую арену вступили партии экстремистского толка - коммунистические, фашистские, которые в борьбе за власть и в процессе ее осуществления сделали ставку на насилие. В результате сложилось критическое отношение к самому феномену политической партии во многих политологов и политиков. Не без оснований получило распространение мнение, что партии искажают волю народа, разъединяют и противопоставляют различные его части, узурпируют власть и отчуждают рядовых граждан от политической жизни, стимулируют жажду власти, способствуют коррупции. Некоторые политологи единственно приемлемым типом политической партии стали считать деструктуровані и децентрализованные общности, которые бы возникали в процессе самоорганизации граждан и функционировали как центры дискуссий и прямой демократии.

    Однако очевидно, что такие организации были бы неспособны в серьезной конкурентной борьбе завоевывать и эффективно осуществлять государственную власть. Общество не может обойтись без политических партий, потому что они являются выразителями объективно существующих многообразных социальных интересов, уравновешивают эти интересы в борьбе за государственную власть. С помощью политических партий гражданское общество решает ряд важных вопросов своего существования: делегирует до властных структур своих представителей, осуществляет выбор между различными концепциями общественного развития, контролирует деятельность высших государственных органов. Без опоры на партии невозможна работа парламента.

    Партии является необходимым элементом демократической политической системы. Политический режим без партий увековечивает господства традиционных элит, сформированных по признакам происхождения, знатности, богатства. Такой режим делает выборы формальными и навязывает народу чужих ему руководителей. Исторический опыт показывает, что если обществом не управляют политические партии, то им управляют кланы. Конкретизации общего представления о политических партиях, об их достоинства и недостатки, место и роль в политической системе способствует типология политических партий.

  • Ответ:

    1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

    2) разработка варианта политики (политического курса),

    3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
    4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
    5) осуществление связи гражданского общества с государством;

    6) пополнение рядов своих сторонников;
    7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

    С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

    Ответ:

    1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

    2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

    Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

    4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

    С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

    Ответ:

    Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

    С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

    Ответ:

    1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

    2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

    3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

    4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

    С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



    Ответ:

    Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

    С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

    Ответ:

    Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

    Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

    Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

    Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

    Выборы

    С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

    Ответ:

    1)уровень дохода и образования избирателя;

    2)влияния социальной среды и окружения;

    3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

    4)национальные, религиозные, культурные факторы.

    С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



    Ответ:

    1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

    2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

    Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

    Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

    Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

    С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

    Ответ:

    1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

    2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

    3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

    С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    Ответ:

    1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

    2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

    3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

    4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

    С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

    Ответ:

    1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

    2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

    3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

    С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

    Ответ:

    1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

    2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

    2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

    С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

    Ответ:

    1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

    2) приведены следующие аргументы:

    Сказано, что победил в одномандатном округе;

    Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

    С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

    Ответ:

    Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

    Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

    С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

    Ответ:

    1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

    2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

    3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

    С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

    Ответ

    1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

    2) приведены правила, например:

    Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

    Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

    Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

    С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

    Ответ:

    1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

    2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

    3) кандидаты не учли интересы избирателей;

    4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

    С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

    Ответ:

    1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

    2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

    общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

    3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

    видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

    Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

    Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

    Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

    Функции политических партий.

    1. Формирование общественного мнения .
    2. Политическое воспитание граждан государства.
    3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
    4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
    5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

    Виды политических партий.

    По социально-классовому критерию:

    1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
    2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
    3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

    По организации партии:

    1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
    2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

    По степени вовлеченности в государственную власть:

    1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
    2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
    3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
    1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
    2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
    3. Центристы (демократы).
    4. Смешанные.

    По структуре организации:

    1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
    2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
    3. Политические клубы - свободное членство.
    4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

    По типу идеологии:

    1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
    2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
    3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
    4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
    5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
    6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
    7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
    8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

    Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

    Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.