Презентация: "Формирование реальной экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения". Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данный закон направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств.

Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ-83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач:

Создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

Внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;



Переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;

Ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

Активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

Привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

Создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

Обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя.

(Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в создании (учреждений) субъекта хозяйственной деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в управлении делами учреждения, предприятия права принятия решений по распоряжению прибыли этого предприятия)

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

– финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;

– действует от имени публично-правового образования;

– право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет

– лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

– закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);

– бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.

(Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.)

Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

(Госзадание – это документ устанавливающий требования к составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения)

Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам.

В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом.

Автономные учреждения . Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание.

Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ.

Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

Таким образом, разные типы учреждений имеют

разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

разную степень ответственности руководителя учреждений;

разную возможность использования заработанных учреждением денег.

Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Выходим в автономное плавание

Понятие «финансовая самостоятельность» подразумевает не только наличие собственной бухгалтерии, но и автономность образовательного учреждения. Для муниципальных школ все финансовые потоки, независимо от того, связаны они с субвенциями на заработную плату или с обязательствами учредителя по содержанию хозяйственной части и оплате коммунальных услуг, корректируются муниципальными органами управления образованием. Уменьшить зарплату в связи с нормативом они не могут, а вот сметы, связанные с финансированием расходов на содержание технических работников, капитальный и текущий ремонты, корректируются очень серьезно, и обычно в сторону уменьшения. Автономия подразумевает самостоятельную деятельность без корректировки муниципальными органами управления образованием. То есть сама школа напрямую работает с казначейством, создает свою смету, регулирует вопросы, связанные с приоритетными областями экономического развития на данный период, можно сказать, целиком и полностью ведет свою хозяйственную деятельность. Вплоть до того, что проводит даже аудиторский учет. Бухгалтерская независимость по сравнению с автономией - это капля в море.

Наша школа сейчас находится на стадии оформления документов для перехода в статус автономного учреждения. С этим связаны многие наши надежды. Во-первых, это гораздо более широкие полномочия, потому что школа становится самостоятельной и при составлении сметы расходов, и при определении своих болевых точек развития, что помогает четче расставить приоритеты. Кроме того, автономия даст возможность создавать при учреждении некоммерческие организации, то есть больше заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью и иметь от этого определенную прибыль, например, от той же сдачи помещений в аренду. У нас много молодых родителей, которые хотели бы заниматься в школьном спортивном зале - самостоятельно, вечером, никому не мешая. Но позволить занимать спортзал в учебные дни мы не можем, потому что плотность занятий в зале очень велика. Мы могли бы предоставить эту услугу в воскресенье, однако это предполагает дополнительный обслуживающий персонал.

Решить этот вопрос через договоры оплаты услуг техническому персоналу возможно, когда будут открыты некоммерческие организации на базе школы. Ведь создать сегодня в школе фонд, который бы работал параллельно с казначейством, очень трудно - мы муниципальное учреждение.

Есть у автономии и свои минусы. Первый и достаточно серьезный - это заказ учредителя. Он в обязательном порядке заключается с образовательным учреждением, и это естественно, потому что как бы мы ни хотели самостоятельности, мы все равно никогда не будем коммерческой организацией, да это и не нужно. Каким будет данный заказ, сказать очень сложно, так как здесь есть определенные нюансы, связанные с нормативной базой работы автономного учреждения.

Второй серьезный момент связан с тем, что до сих пор мы полностью самостоятельно хозяйственную деятельность не вели, и все, что связано с аудиторскими проверками, - это, безусловно, дополнительные деньги. Очень трудными окажутся задачи, которые школа ставит сегодня перед собой, например постройка еще одного бассейна или реставрация спортзала. На это при автономии денежные средства уже выделяться не будут. Надо быть к этому готовыми.

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Теперь мы сами определяем приоритеты

Могу сказать с уверенностью: финансовая самостоятельность - благо для школ. Если раньше деньги из городского или областного бюджета спускались по районам, а уже из районов приходили в образовательные учреждения, причем часто не в том объеме, который был необходим или изначально запланирован, то теперь перевести деньги школы на какие-то другие цели без распоряжения директора невозможно. Поскольку финансирование осуществляется напрямую из областного бюджета строго исходя из числа учеников, приходится бороться за каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы от нас не только никто не переходил в другие учреждения, но и, напротив, к нам приходили из других школ. Развивается конкуренция. Родители хотят выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, значит, мы должны предоставить качественные образовательные услуги, комфортные условия, ввести дополнительные занятия. На все это требуются средства. Сегодня мы получаем их наравне с любой другой школой. Это не значит, что у образовательных учреждений равные возможности: современные новые школы, как ни крути, находятся в более выигрышном положении. А что делать, если здание старое и рассчитано на небольшое число учеников? Остается делать упор на качество преподавания.

Сегодня мы можем сами планировать расходы и тратить отпущенные средства по своему усмотрению. Раньше невозможно было, допустим, своевременно сделать ремонт или закупить необходимое оборудование - нужно было ждать, когда сверху отпустят для этого деньги. Теперь мы сами определяем приоритеты: на что потратить в первую очередь, на что - во вторую, на чем разумнее сэкономить. Разумеется, бюджет не безграничен: нам спускают цифры из областного министерства, и мы в рамках этих показателей планируем расходы.

Комментарий

Нина ЛЕБЕДЕВА, главный экономист Управления образования администрации Брянского района Брянской области:

В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений содержание самостоятельной бухгалтерии - дорогое удовольствие: оплата труда нескольких бухгалтеров, финансовые расходы на приобретение техники, специального программного обеспечения, его обслуживание. Экономически обосновано введение самостоятельной бухгалтерии в крупных школах, интернатах, находящихся в городах, крупных населенных пунктах, где можно привлечь профессиональных, опытных работников и использовать дополнительные средства родителей и спонсоров. А как быть школам малокомплектным, где расходы на содержание школьника высоки и без бухгалтерии в штатном расписании? Где директор зачастую работает один, без заместителя, и на его плечах не только обучение, воспитание, но и все хозяйственные вопросы.

Централизованная бухгалтерия не мешает финансовой самостоятельности школ, привлечению дополнительных средств и их использованию. В то же время грамотная работа ЦБ позволяет директору школы уделять больше внимания главному, для чего школа существует, - образованию и воспитанию детей. А переход на самостоятельное бухгалтерское обслуживание - часто вынужденная мера, так как нагрузка на муниципальный бюджет снижается вместе с сокращением централизованной бухгалтерии, увеличивая расходы на образовательный процесс.

В любом случае руководителям образовательных учреждений надо дать возможность выбирать: пускаться ли в самостоятельное плавание или пользоваться услугами ЦБ.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

Восприняли неоднозначно...

Когда я начала работать в школе в 1982 году, в районе существовала централизованная бухгалтерия. Директора школ приезжали в бухгалтерию, получали заработную плату и эту зарплату сами выдавали своим работникам. Тогда были сельские советы, и средства, которые централизованная бухгалтерия направляла школам на ремонтные работы, приобретение наглядных пособий, приходили в администрации сельских советов. Бывало, что у школ оставались неиспользованные средства. Как помнят многие, это была эпоха дефицита и сложно было достать стройматериалы, краску, мебель, оборудование для школ. Таким образом, получалось, что выделенные согласно бюджету средства иногда оставались неизрасходованными. Но эти деньги, так же как и средства, сэкономленные школой на затратах по воде, свету или на проведении ремонта, оставались в сельсоветах и райфинотделах - школы их не получали.

Первый закон об образовании дал директорам право оставлять

сэкономленные средства внутри школы. Это стало первым шагом к финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Я помню, как радовались наши учителя, когда в 1991 году на сэкономленные средства мы выехали всем педагогическим коллективом в Санкт-Петербург, посетили Ботанический сад, сходили на шоу «Балет на льду». Я напоминаю о прежних временах, потому что сейчас, с постепенным переходом на автономию, директора школ это воспринимают неоднозначно. Но нужно осознать, что мы получили возможность тратить средства, которые сами зарабатываем, на нужды школы. Самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому пришло время, когда каждый директор школы из простого руководителя должен превратиться в менеджера системы образования.

Резюме

Границы самостоятельности образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения

В новых условиях хозяйствования государственные и муниципальные образовательные учреждения получили права на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности по реализации уставных целей, а также передаче государственной собственности в оперативное управление.

Являясь субъектом финансово-хозяйственной деятельности, образовательное учреждение имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом данного учреждения. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Но использовать бюджетные средства по своему желанию государственные и муниципальные образовательные учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям сметы.

Образовательное учреждение может осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, образовательное учреждение может привлекать дополнительные источники финансирования, формируя таким образом внебюджетные средства.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе.

Образовательному учреждению предоставляется право решать широкий круг вопросов, в частности в области организации и оплаты труда:

Ø утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады и ставки в соответствии с действующими нормами;

Ø устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда оплаты труда. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества выполняемых работ;

Ø устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий;

Ø определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда.



Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются положениями его устава.

Устав образовательного учреждения является основным документом, регламентирующим его деятельность, в котором в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса;

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства;

7) порядок управления образовательным учреждением;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Кроме этого в качестве отдельных разделов могут быть представлены иные направления в виде предпринимательской, научно-консалтинговой, международной и внешнеэкономической деятельности, а также вопросы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. В качестве отдельного раздела должен быть определен порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) трудового коллектива и представителей обучающихся и утверждаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится это учебное заведение.

1. Хозяйственный механизм в системе образования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления этой системой.

2. Развитие образования в настоящее время происходит в соответствии с важнейшими направлениями хозяйственного механизма, охватывающими вопросы финансирования, управления, стимулирования трудовых коллективов и отдельных работников.

3. Переход России на новые условия хозяйствования способствовал формированию рынка образовательных услуг как социально-ориентированного механизма обеспечения связи между производителями и потребителями благ в образовании.

4. Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости использования маркетинга как одного из инструментов повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Объектом маркетинга выступает образовательная услуга, имеющая ряд особых черт.

5. Существующий хозяйственный механизм в образовании предполагает использование на уровне отдельного образовательного учреждения в качестве важнейшего инструмента управления планирование и прогнозирование развития этого учреждения.

6. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» решение вопросов организации и управления образовательной деятельностью осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Первичным звеном в сфере образования являются образовательные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности.

7. Образовательные учреждения вправе самостоятельно решать основные вопросы производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.

8. Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются законодательными актами и положениями устава образовательного учреждения.

9. Устав является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений.

1. Что представляет собой хозяйственный механизм и какова его специфика в системе образования?

2. Каковы основные цели перехода к новой системе хозяйствования в сфере образования?

3. Перечислите главные направления хозяйственного механизма в рассматриваемой отрасли.

4. В чем состоит механизм планирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения?

5. Какие требования предъявляются к целям, которые преследуют образовательные учреждения для достижения максимальной эффективности?

6. Что представляет собой система управления образованием?

7. Почему система органов управления образованием является неотъемлемой частью сферы образования?

8. Какую роль играют общественные структуры управления образованием?

9. В чем проявляется в настоящее время расширение самостоятельности образовательных учреждений?

10. Какова сущность понятия образовательная услуга?

11. Перечислите отличительные черты образовательной услуги.

12. Дайте характеристику Устава вашего образовательного учреждения.


Глава 3. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений

Основной проблемой данной главы является характеристика ресурсов образовательного учреждения, необходимых ему для эффективного осуществления уставной деятельности, учитывая при этом, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта в виде образовательного учреждения, так и общества в целом, ограничены.

3.1.Закон РФ «Об образовании» об основах финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Образовательные учреждения непосредственно занятые оказанием образовательных услуг, выступают составной частью экономической системы России. Поэтому существенные изменения в экономике государства отражаются на деятельности всех учреждений системы образования.

Трансформационные процессы в экономической системе оказали непосредственное влияние на все аспекты деятельности образовательных учреждений, в частности на законодательную базу, финансовую деятельность и организацию учебного процесса.

Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования». Следует подчеркнуть, что понятие «экономика» впервые применительно к образованию было закреплено в этом законе. В нем раскрываются наиболее важные элементы системы образования, так, в ст. 39 характеризуются отношения собственности в системе образования, которые определяют основы организации экономической деятельности образовательного учреждения. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности, которые находятся в оперативном управлении данного учреждения. Поэтому образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективность использования закрепленной за этим учреждением собственности. Образовательному учреждению дано право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

В ст. 41 говорится о финансировании образовательных учреждений, которое осуществляется в соответствии с законодательством на основе договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Ст. 42 «Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования» определяет порядок финансирования и использования финансовых средств этих учреждений. Так, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

В ст. 43 закреплены права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами, что позволяет ему самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат.

В ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» отмечается, что эти учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями. Однако следует особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Образовательное учреждение в соответствии со ст. 47 вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.

Рынок капиталов представляет собой механизм управления потоками денежных ресурсов, платежных средств, приносящих доход, который зависит от спроса и предложения капиталов, платежеспособности продавцов и покупателей.

Рынок капиталов состоит из нескольких частей - относительно самостоятельных рынков платежных средств. Пожалуй, наиболее значительными являются рынок государственных капиталов и рынок ссудных капиталов.

Всё более активизируется рынок ценных бумаг коммерческих организаций и институциональных инвесторов, а также рынок частного капитала. Рынок капиталов объединяет эмитентов и инвесторов, действуя в их интересах. При этом для финансового менеджера важны аспекты, как текущего финансового обеспечения предпринимательской деятельности, так и долговременного.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

В современной учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных принципах организации финансов предприятий. Так, Л.Н.Павлова к современным принципам финансов предприятий относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность. Но эти принципы распространяются на предпринимательскую деятельность вообще, их, естественно в определенном аспекте, следует учитывать и при разработке финансовой политики. Тем не менее, они вряд ли могут служить основой для выработки и практической реализации финансовой политики предприятия.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску всё новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

        Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств, становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

Исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

Предприятие становится менее зависимым от внешнего капитала;

За счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

Облегчается процесс принятия решений по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

«Малокомплектная школа» - Использование опорных таблиц. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Преимущества малокомплектной школы. Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе. Использование тестов в начальных классах. Применение необычного раздаточного материала. Начальные классы. Использование разноуровневых карточек.

«Преемственность в школе» - Психологические возможности детей. Обеспечение. Первостепенные проблемы. Переходный период. Проблемная лаборатория. Условия жизни ребенка. Административный контроль. Использование тестовых технологий. Залог успеха. Школа. Совместный анализ работ. Преемственность. Организация работы по преемственности.

«Школа» - Личностный рост. Развитие личности в школе. Деятельность. Приоритеты совершенствования школьного образования. Миссия школы. Адаптировать учебный процесс. Современная школа. Разум. Схема личностного роста учащегося. Родители. Реализация программы. Востребованность школы личностного роста. Достижение положительной динамики развития личностных качеств.

«Управление в школе» - Компетенции по оказанию помощи детям. Процедуры принятия локальных актов. Правила - локальный нормативный правовой акт. Документы для создания учредителем АОУ. Программы основного и среднего (полного) общего образования. Признаки локального акта. ЗАКОН « О некоммерческих организациях». Осуществление финансовой, хозяйственной деятельности.

«Наша новая школа» - Развитие самостоятельности школ. Система поддержки талантливых детей. Особенности образовательного процесса. Рекомендации по подготовке публичной презентации. Изменение школьной инфраструктуры. Общие характеристики ОУ. Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей.

«Опытно-экспериментальная работа в школе» - О смыслах опытно-экспериментальной работы в современной школе. Основной ориентир. Проекты авторских школ. Авторские школы. Эпиграф. Педагог. Опытно-экспериментальная работа. Эксперимент в образовании. Ориентиры образовательной политики. Методика «выращивания» нового опыта. Инициирование инновационной деятельности.

Всего в теме 35 презентаций