Помпеи — древний город Италии. Гибель Помпеи

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Город Помпеи возник в VI в. до н.э. по самой естественной и рациональной причине: там, где сходились дороги, соединявшие северную и южную части Апеннинского полуострова. А значит, это было идеальное место для доходной торговли. К тому же природа, климат создали здесь все для безмятежного времяпрепровождения, что в античности считалось лучшим условием достойной во всех отношениях жизни. Тогда поселения, которые стали предтечей города, располагались на берегу Неаполитанского залива (затем залив от этого места отступил). Жили здесь оски - одно из древних италийских племен. Впоследствии оски ассимилировались с латинянами-римлянами и исчезли с этнического ландшафта истории как племя. Считается, что оски были родственны самнитам, исходя из того, что имели похожие языки. Самая убедительная версия происхождения названия города связана с оскским словом pumpe - «пять»: столько было первых поселений на месте города. А основные дороги, которые сходились здесь, вели на Нолу, Кумы, Стабии. Другая версия происхождения названия города отталкивается от греческого pompe - «триумфальное шествие», согласно мифу об основании Гераклом городов Помпеи и Геркуланум. В пользу второй версии говорит то, что строился город по канонам греческой архитектуры. Что, впрочем, характерно для всех строений Древнего Рима наряду с этрусским влиянием. А Помпеями первыми завладели этруски, затем - греки из Кум и только потом - римляне.

Сначала структура Помпей была по-деревенски произвольной, но с IV в. до н. э. он преображается: были проложены прямые улицы, образовались кварталы двух-и трехэтажных жилых домов, в которых квартиры и комнаты сдавались внаем. Общественные здания этого небольшого, по сути, города, придавали ему едва ли не столичную респектабельность. «План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах...» это цитата из краткого очерка о Помпеях выдающегося русского искусствоведа П. П. Муратова (1881-1950 гг.).

Многие дома здесь не имели кухонь. Хлеб покупали в пекарнях (их было 34), а готовые горячие блюда - в 89 термополиях, древнеримских тратториях. Сибаритский образ жизни утверждала римская аристократия, строившая в Помпеях, Геркулануме и вблизи них роскошные виллы. Так и жили помпеяне: ремесленники трудились, торговцы вели свою коммерцию на рынках и в порту близ устья реки Сарно, патриции отдыхали, и все посещали Форум, храмы, театры, амфитеатр - арену для гладиаторских боев, термы и лупанарии - дома свиданий. И даже военные конфликты этот порядок и безмятежный дух не особо нарушали. А главные события в истории Помпей были таковы: завоевание самнитами - 20-е гг. V в. до н. э., союз с Римом после Второй Самнитской войны - около 310 г. до н. э., Союзническая война - восстание италийских племен против Рима (91-88 гг. до н. э.) и завоевание императором Суллой в 89 г. до н. э.

Неизвестно было жителям Помпей о самом важном для них - что происходит в недрах стратовулкана , стоящего на стыке тектонических плит Европы и Африки. Время от времени помпеяне ощущали подземные толчки, но, поскольку масштабных разрушений не происходило, то и серьезного значения им никто не придавал. Обитателей Помпей не волновало даже то, что часть склонов была ощутимо теплой. Так продолжалось до 62 г.

Античные Помпеи, ныне археологический парк, находятся в итальянской области , в юго-западной части Апеннинского полуострова, на некотором расстоянии от побережья Неаполитанского - в древности Куманского - залива, примерно в 24 км на юго-восток от Неаполя. Город разделен на 9 районов (регионов), которые вполне можно назвать и более привычно - кварталами.

Землетрясение 5 февраля 62 г, нанесло Помпеям весьма ощутимый урон. Правящий тогда император Нерон даже подумывал о том, чтобы выселить всех жителей из города. Но им не верилось, что нечто подобное может повториться.

Ведь до этого Везувий представлялся им по характеру добродушным великаном: на его изумрудно-зеленых склонах паслись стада, на плодородных вулканических почвах обильно плодоносили оливковые рощи и виноградники. Во время землетрясения рушились стены домов, была повреждена система водоснабжения, падали и разбивались статуи.

За какие-то 10-15 лет все было восстановлено, и построены новые здания. Пострадал и соседний город подругую сторону Везувия, пострадал больше, но он был и гораздо меньше Помпей. Город Стабии был полностью разрушен еще в 89 г. до н. э. Суллой во время Союзнической войны, но на его месте было возведено довольно много вилл, в 62 г. также сильно пострадавших от землетрясения.

Предвестники новой грядущей беды начали проявляться с первых дней августа 79 г.: пересыхали ручьи, беспокойно вели себя животные, улетели птицы. Наблюдательные и образованные жители города, поразмыслив, сочли за лучшее поскорее покинуть его. Остались в Помпеях в основном рабы, охраняющие оставленное хозяевами имущество, да мелкие ремесленники со своими семьями и одинокие люди. Всего погибло не менее 2 тыс. человек. Есть предположение, что гораздо больше - до 16 тыс. (с учетом Геркуланума, Стабий и мелких селений), но, поскольку раскопки не завершены и по сей день, пока официальная цифра - 2000.

Роковое сокрушительное извержение началось во второй половине дня 24 августа и длилось почти сутки. Сначала произошли взрывные выбросы вулканического пепла, покрывшего все окрестности Везувия. Затем из жерла вулкана, как пробка из бутылки, вылетел толстый слой застывшей лавы, до поры до времени запечатывавший жерло вулкана. Еще в воздухе этот слой разлетелся на большие и мелкие куски, и потекла лава уже раскаленная. А также пирокластические потоки. Это была движимая напором вулканических газов и взлетающая время от времени в воздух смесь из расплавленных глубинных горных пород, раскаленных камней и пемзы - пористого застывшего вулканического стекла, теперь снова плавящегося. По произведенным современным вычислениям, скорость этого смертоносного потока могла достигать 700 км/ч (рывками), а температура - 800°С. Над кратером Везувия залповыми снопами взлетали лапилли - застывавшие на лету мелкие фрагменты магмы.

Затем частота залпов снизилась, и образовалось огромное дымное облако из пепла и вулканических газов, ветром его относило в сторону Помпей и Стабий. Высота облака достигала 33 км. А процесс внутри Везувия продолжался, западная часть вулкана взорвалась и рухнула в расширившийся кратер, оттуда вырвались новые потоки лавы. Люди в Помпеях были обречены. Кто-то пытался укрыться в собственном доме, кто-то, напротив, на открытых местах, чтобы видеть, куда бежать. Но все это оказалось бесполезно. Многие, прежде чем на них обрушились камни, погибли, задохнувшись ядовитыми сернистыми испарениями. Предположительно так же погиб в Стабиях писатель Плиний Старший, автор «Естественной истории» - крупнейшего энциклопедического сочинения античности. Он командовал тогда галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива и, как только началось извержение, устремился в Помпеи, но на галеры уже падали камни, и Плиний повернул на Стабии, чтобы кому-то помочь и вообще понять, что происходит.

Когда извержение закончилось, Помпеи и Стабии покрывал пепел, камни, лахары - грязевые потоки. Толщина слоя достигала 8 м. Над Геркуланумом образовался покров толщиной около 20 м. Уцелевшие люди бежали куда глаза глядят, лишь бы подальше от места пережитого апокалипсиса.

Раскопки

Научные археологические раскопки на месте трагедии 79 г. в Помпеях начались только в XVIII в.

Первым наткнулся на следы погибшего города архитектор Д. Фонтана, руководивший прокладкой подземного канала от реки Сарно к вилле на холме Чивита. Этими следами были фрагменты зданий и, по-видимому, городской стены, но большого значения находкам придано не было. А между тем под этим холмом и находились Помпеи, хотя символическое название холма Чивита - «Город» (в переводе) - прямо на это указывало. В 1607 г. неаполитанский богослов и историк Дж. Капаччо, задумавшись над тем, что могла бы означать латинская надпись с этого холма - decurio pompeis, истолковал ее как «начальник декурии» (группы рабов) или городской советник Помпей (а консул Помпей Великий в истории Рима был) и сделал вывод, что здесь была вилла вельможи, возможно, того самого Помпея Великого. Мысль о древнем городе по-прежнему никому не приходила в голову, и заурядный городок того времени Чивита на холме никак на такие догадки не наталкивал. В 1631 г. произошло еще одно мощное извержение Везувия, покрывшее уже Чивиту слоем пепла, и жители города тоже покинули его.

Раскопки на холме начались в 1748 г. Глава экспедиции археологов Р. Дж. Алькубьерре, однако, был уверен, что найденный город - Стабии, и вскрыл только три незначительных участка, не связанных между собой. Гораздо больший интерес у него вызывали раскопки Геркуланума, над которым располагался новый город - Резина. Здесь случайно, при рытье колодца, были найдены предметы большой материальной ценности, и началась настоящая лихорадка охоты за ними. Алькубьерре тоже был нацелен только на самое ценное, но, разумеется, в отличие от самодеятельных копателей, ценное с точки зрения высокого искусства. Все прочие находки из найденного им в «Стабиях» и Геркулануме он, будучи по натуре снобом, бестрепетно уничтожал. Пока этим варварством не возмутились его ученые коллеги.

В 1760-1804 гг. под руководством Ф. ле Вега раскопки приобрели, наконец, иной, систематический характер. Поднятый грунт вывозился, на открытых памятниках сразу же начиналась первичная реставрация. И ценные артефакты, и обычные бытовые предметы тщательно классифицировались: век (приблизительно), стиль, происхождение.

В 1763 г. на постаменте одной из статуй была открыта надпись с указанием даты и места ее создания, и стало понятно, что раскапываемый город - не Стабии, а Помпеи. Самый значительный вклад в возвращение Помпей в мировую культуру внес археолог Дж. Фиорелли, руководивший раскопками в 1863-1875 гг. В 1870 г., глядя на скелеты погибших людей, засыпанные слоем пепла и похожие на статуи, он придумал заливать гипсом пустоты, образовавшиеся на месте несохранившихся тел людей и животных. Так были реконструированы их позы, рассказавшие о самых драматических эпизодах гибели Помпей. С 1980 г после очередного землетрясения в районе Везувия в Помпеях ведутся только реставрационные работы: форсирование раскопок может привести к обрушению зданий, что уже бывало. На сегодня примерно четверть территории города не вскрыта.

Среди античных городов Помпеи занимают особое место, с какой строны ни взглянуть. Например, с точки зрения урбаниститической культуры - в городе было все, что нужно человеку для благополучной на то время жизни. Улицы прямые, широкие, вообще все коммуникации - чрезвычайно хорошо продуманы. Высокого уровня был бытовой комфорт - водопровод в Помпеях технически не намного уступает средневековым системам водоснабжения. Монументальные здания Помпей: храмы, постройки для общественных собраний, развлечений, занятий спортом, виллы были настолько безупречны по своим пропорциям и общему облику в духе греческих традиций, что их можно было бы ставить если не вровень с шедеврами античной архитектуры, то сразу за ними, а отдельные - и вровень.

Фрески, скульптуры, мебель, декоративные изделия из металлов, мрамора и других материалов - все это особый, уникальный художественный мир. Высоким уровнем отличались и все технические приспособления, которыми пользовались ремесленники, а также врачебные инструменты. Свой хлеб Помпеи продавали даже в другие города - настолько он был хорош, благодаря применявшейся здесь тонкой технологии хлебопечения.

Общая информация

Античный римский город в Италии, уничтоженный извержением вулкана Везувий в I в. И вследствие этого же сохранившийся как археологический объект.
Месторасположение : западное побережье Аппенинского полуострова, юг Италии.
Административная принадлежность : регион Кампания, провинция Неаполь.
Официальный статус : музей под открытым небом, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1997 г.
Время основания : VII-VI вв. до н. э.
Начало археологических раскопок : 1748 г.
Официально принятая дата гибели : 24-25 августа 79 г.
Денежная единица Италии : евро.
Ближайший аэропорт : Каподичино в Неаполе (международный).

Цифры

Население города накануне извержения Везувия в 79 г. : около 20тыс. чел. (по современным умозрительным оценкам).
Площадь археологического заповедника Помпеи : 0,66 км 2 (внутри городских стен), виллы в предместьях и буферная зона - еще 0,44 км 2 .
Расстояние от кратера Везувия - 9,5 км, от подножия вулкана - 4,5 км, от Неаполя - около 24 км.
Вместимость самых грандиозных сооружений Помпей : амфитеатра - 20 тыс., Большого театра - 5 тыс., Малого театра - 1,5 тыс. чел.

Количество туристов в год : 2,5 млн чел.
Современная высота Везувия : 1281 м.
Площадь современного (нового) города Помпеи : 12,42 км 2 .
Население современного города Помпеи : 25 358 чел. (2016 г.).

Экономика

Туризм, торговля.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский, сухое жаркое лето, дождливая осень, мягкая зима.
Средняя температура января : +8,8°С.
Средняя температура июля : +25,3°С.
Среднегодовое количество осадков : 980 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 73%.

Достопримечательности

    Форум и на нем : храм Юпитера (150 г. до н. э.), храмы Ларалий (святилище помпейских Ларов - божеств - покровителей города, спешно построено после землетрясения 62 г.), Веспасиана (2-я пол. I в. н. э.), базилика, общественное здание (130-120 гг. до н. э.), Комиции (место проведения голосований, I в. до н. э.), Евмахия - здание, построенное в I в. до н.э. жрицей Евмахией, предположительно для коллегии красильщиков, ткачей и фуллонов (мужчин-прачек), Мацеллум (крытый рынок, I в. до н. э.).

    Виллы : Дом Фавна (180-170 гг. до н. э.), вилла Мистерий (II-I вв. до н. э.), вилла Оплонтис (I в. до н. э.), дом Большого фонтана, дом Малого фонтана и др.

    Самые известные дома : Трагического поэта, Хирурга, Моралиста, Менадра, Позолоченных амуров, Юлии Феликс.

    Поблизости : Археологический парк Геркуланума, собор Мадонны дель Росарио в Помпеях (1876-1901 гг.), Национальный парк Везувий, Неаполь.

    Национальный археологический музей Неаполя.

Любопытные факты

    Извержение Везувия 24 августа 79 г. началось на следующий день после Вулканалий - проходившего в Риме празднества в честь бога огня Вулкана в древнеримской мифологии.

    В 1944 г., когда произошло последнее по времени значительное извержение Везувия, на аэродроме вблизи современного города Помпеи стояло авиационное подразделение армии США. Во время этого стихийного катаклизма слой вулканического пепла достиг метра. 88 самолетов и разное оборудование получили сильные удары кусками обрушившейся с неба пемзы, и американцы оставили аэродром, бросив всю поврежденную технику.

    Амфитеатр для гладиаторских схваток в Помпеях - наиболее хорошо (хотя и не идеально) сохранившееся из подобных римских сооружений в мире. Размеры его - 104х135 м. Гладиаторские бои проходили там в самый канун извержения 79 г.

    На дне Неаполитанского залива, в 20 км от Помпей, покоятся руины еще одного роскошного античного города - Байи, также ставшего жертвой вулкана.

    Самым известным произведением на тему извержения Везувия в 79 г. стала картина «Последний день Помпеи» русского художника Карла Брюллова, написанная в 1830-1833 гг. Первыми, кто увидел это эпическое плотно, были римляне, оставившие о нем восторженные отзывы. Шедевр Брюллова выставлялся также в Лувре. Картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

    Во время раскопок XVI в. архитектор Фонтана обнаружил фрески эротического содержания и взял на себя смелость снова закрыть их. При следующих раскопках выяснилось, что подобных изображений в городе необычайно много.

    Улицы в Помпеях были замощены каменными плитами, при этом были приподняты по отношению к мостовой на 20-25 см.

    Каждый год 8 мая и в первое воскресенье октября десятки тысяч католиков устремляются в городок Сантуарио, что означает Святилище, близ современного города Помпеи на праздник в честь Мадонны дель Росарио в Помпеях. Над изображением Мадонны и младенца, которое почитается как чудотворное, сияют звездные ореолы, украшенные драгоценными камнями, среди которых есть уникальные изумруды. Все это - дары богатых прихожан. Собор строился в 1876-1901 гг., и сразу по окончании строительства был возведен в ранг папской базилики. В нем хранятся часть тернового венца с головы Христа и фрагмент Святого креста. С 80-метровой колокольни собора, куда можно подняться на лифте, открывается самый захватывающий вид на Помпеи и другие окрестности Неаполя.

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит Анналы, XIV, 17
  4. Patterns of Reconstruction at Pompeii

Посещение которого поможет вам погрузиться в историю. Помпеи – одно из самых значимых мест на территории Италии, сохранившийся древний город, оставляющий незабываемые впечатления. Добраться до древнего города Помпеи можно, отправившись на юг страны. Рядом с Неаполем находится великолепно сохранившийся древний город Помпеи. Ежедневно тысячи туристов со всего мира посещают мертвый город. Увидеть и погрузиться в трагическую историю древности позволит сохранившийся древний город.

Почему нужно окунуться в мир древности в Помпеях и чем они могут вас удивить можно прочитать в этой статье.

Существует несколько легенд, рассказывающих историю древнего города Помпеи. Одна из них гласит, что древний город Помпеи появился на Апеннинах благодаря очень плодородным землям, близость вулкана не смущала первых поселенцев. В Помпеях первыми поселились авзоны и начали возделывать щедрые земли, позже, в VI веке до нашей эры – племя осков также обустроилось здесь. Древний город соединил на своей территории пять поселений. Художественные творения в виде стенных росписей, мозаик, скульптур – все это красовалось на домах, общественных зданиях, .

Есть более романтическая история, которая гласит, что Геракл одержал победу над Герионом и основал Помпеи в честь своего триумфального сражения.

Древний город Помпеи периода расцвета

В VI веке до н.э. город проживал лучшие годы, этим временем датируются основные достопримечательности, увидеть которые можно и сейчас. Древний город Помпеи был окружен крепостной стеной, в нем возвели древнее святилище. Правили древним городом самниты (народы Италии времен античности), позже Помпеи стали колонией и потеряли статус свободного города. Семьи патрициев перебрались в Помпеи и возводили здесь красивые виллы, очень привлекала их земля, щедрая на солнце и тепло, а также очень комфортный климат. В эти дна в Помпеях были возведены:


  1. Вилла Мистерий. Это здание интересно оформлением стен, на которые наносились дионийские ритуалы, такие графические рисунки применялись раньше в оформлении гобеленов.
  2. Аппиева дорога. Между Римом и югом Италии в период расцвета древнего города Помпеи появилась дорога, связывающая центр и юг страны.
  3. Форум. Невероятное по мощному впечатлению строение, размером 157х38 м, во времена Помпей вмещавшее до 20 тысяч зрителей.
  4. Амфитеатр для различных зрелищ, состязаний и травли диких животных. В Помпеях их было два. Один вмещал 5, второй – 1.5 тысячи.

Этот период существования Помпей отмечен особым вниманием к внешнему оформлению города, огромное количество статуй, фресок, мозаик. Украшения Помпей несут в себе эстетическую составляющую, в древнем городе развивались ремесленные направления.

Долгое время, полтора века после поселения в этой благодатной земле людей, вулкан не подавал признаков жизни. Небольшие извержения не причиняли Помпеи никаких неприятностей. А в 62 году н.э. в начале февраля извержение вулкана принесло городу первые серьезные разрушения. Город еще не успел восстановиться, как в 79 году до н.э. вновь жизнь Помпей зависела от извержения Везувия. Лава сожгла все окрестности Помпей и разрушила город.

Древний город Помпеи возрождается из пепла спустя тысячу лет. Вулкан затих и жители вновь стали заселять плодородные земли, о трагедии, произошедшей много веков назад новые поселенцы не знали. Что же манило в эти земли новых жителей? Яркое солнце, благодатная земля и замечательный климат. Во время земляных работ люди стали находить останки крепостных стен, сооружений, фрагменты фресок и надписей. Уже в 1748 году начали проводить раскопки. Изначально археологи предполагали, что сгоревший город – Стабии. Когда же в 1763 году был найден пограничный столб, всем стало ясно, что найдены сооружения древних Помпей.

Во время посещения Помпей сегодня можно рассмотреть практически весь древний город. Четверть Помпей пока закрыта для посетителей, еще ведутся раскопки.

Во время экскурсии по древнему городу Помпеи вас проведут на арену, вы увидите частную гимнастическую школу – палестру, театры, термы (бани древнего города), частично сохранившиеся древние дома.


Туристов в Помпеях заводят в загородный лупанарий (публичный дом), известный знаменитыми фресками, отображающими темы фривольности.

Рядом с развалинами Геркуланских ворот вы увидите виллу Мистерий с сохранившимися удивительными фресками.

Также стоит посетить виллу Диомеда. Во время раскопок Помпей в этом месте обнаружили 20 погибших во время извержения вулкана.

Художественное оформление зданий в Помпеях удивляет вниманием к разным сторонам жизни и уровнем воплощения. Картинки с изображением птиц и зверей, рыб, размещенные в помещениях города когда-то заменяли жителям обои и гобелены. Сейчас подлинники находятся в Неаполе в музее, а в Помпеях воссоздан быт древнего города руками музейных работников.

Достойны внимательно просмотра, например, «Помпейский кот», «Академия Платона»,«Александрова мозаика», «Комедианты».

Прикоснитесь к прекрасному, удивитесь стремлению древних окружать себя искусством в Помпеях.

На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Однако самой известной из них является гибель Помпеев. История знакомит нас с многочисленными фактами этой катастрофы, которая случилась в 79 году в Италии. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. И хотя его вряд ли можно назвать самым сильным, но это событие привело в шок многих людей, свято верующих в исключительность своей родины. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город - Помпеи. Пережитое людьми можно сравнить с той катастрофой, когда в результате теракта произошло разрушение башен-близнецов в США. И это несмотря на то, что временное расстояние между этими двумя трагедиями составило 1922 года.

Интерес для археологов

Что представляли собой Помпеи? Это был один из самых красивых городов древности, благодаря которому мы наиболее полно можем узнать о том, как жили в те времена римляне. На месте, где стояли Помпеи, до сих пор сохранились интересные артефакты, которые свидетельствуют о том, насколько величественным было это поселение. Дома и кварталы, храмы и фрески... Все это осталось практически нетронутым, так как в течение двух тысячелетий после катастрофы находилось под пеплом. Побывать на развалинах этого древнейшего поселения - удача для любого археолога

Возникновение города

Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.

Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.

Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.

Соседние поселения

Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди - прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.

История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.

Инфраструктура

История Помпеев, начиная с момента образования города, характеризовалась возведением огромного количества зданий. Особенно активным строительство было в последние три столетия до разыгравшейся трагедии. Среди объектов инфраструктуры можно выделить:

  • огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест;
  • Большой театр, вмещавший в себя 5 тыс. зрителей;
  • Малый театр, рассчитанный на 1,5 тыс. человек.

В городе также было возведено большое количество храмов, которые были посвящены различным богам. Центр Помпеев украшала площадь - форум. Это территория, сформированная из общественных зданий, на которой проходила основная торговая и политическая жизнь поселения. Улицы города были прямыми и пересекались друг с другом перпендикулярно.

Коммуникации

Город имел собственное водоснабжение. Оно осуществлялось с помощью акведука. Данное приспособление представляло собой большой, стоящий на опорах, лоток. Живительной влагой город снабжался из горных источников. После акведука вода попадала в объемный резервуар, а из него, по системе труб, в дома богатых горожан.

Для простого люда работали общественные фонтаны. К ним также были подведены трубы от общего резервуара.

Огромной популярностью пользовались и построенные в городе бани. В них люди не только мылись, но и общались, а также обсуждали коммерческие и общественные новости.

Производства

Хлеб в Помпеях производили собственные хлебопекарни. Существовало в городе и текстильное производство. Оно было на достаточно высоком для того времени уровне.

Соседство вулкана

А как же Везувий? Да, этот вулкан является действующим. Находится он всего в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 м. Историки и ученые утверждают, что раньше она была раза в два больше. Однако события 79 г. уничтожили большую часть вулкана.
На протяжении всей истории своего существования у Везувия насчитывается 80 крупных извержений. Но, по утверждениям археологов, до 79 г. вулкан не проявлял активности на протяжении 15 веков.

Почему же, несмотря на существующую опасность, именно в этом месте были возведены Помпеи, история которых закончилась столь печально? Дело в том, что людей притягивала эта территория своей плодородной почвой. И они не обращали внимания на реальную угрозу, исходившую от соседствующего рядом с ними кратера.

Предшественники трагедии

Помпеи - один из древнейших городов Италии - в 62 году ощутил толчки сильнейшего землетрясения. В нем практически не осталось ни одного неповрежденного здания. Некоторые из сооружений были разрушены полностью.

Землетрясение и извержение является одним и тем же геологическим процессом, только выраженным в различных формах. Однако жители Римской империи в те времена еще не знали об этом. Они свято верили в то, что их прекрасный город будет стоять веками.

Не успев опомниться от последствий этих возмущений земных недр, Помпеи испытали целую серию новых толчков. Произошли они за день до извержения Везувия, случившегося в 79 г. Именно это событие и привело к тому, что история Помпеев подошла к своему завершению. Разумеется, люди не связывали толчки земных недр с вулканом.

Кроме того, незадолго до случившейся катастрофы резко повысилась температура воды Неаполитанского залива. В некоторых местах она даже дошла до точки кипения. Пересохшими оказались все колодцы и ручьи, находившиеся на склонах Везувия. Недра горы стали издавать жуткие звуки, напоминавшие протяжные стоны. Все это также указывало на то, что история города Помпеи кардинально изменится.

Гибель города

Каким был последний день Помпеев? История кратко может описать его благодаря имеющимся записям политического деятеля тех времен Плиния Младшего. Катастрофа началась в два часа дня 24.08.79 г. Над Везувием возникло белое облако с бурыми пятнами. Оно быстро набирало свои размеры и, поднимаясь в высоту, начало растекаться во все стороны. Почва возле вулкана пришла в движение. Чувствовались непрекращающиеся подземные толчки, а из недр слышался страшный грохот.

Колебания почвы ощущались даже в городе Мизено, располагавшемся в 30 километрах от вулкана. Именно в этом населенном пункте и находился Плиний Младший. Согласно его записям, толчки были настолько сильными, что казалось, разрушаются статуи и дома, которые швыряло из стороны в сторону.

В это время из вулкана продолжала вырываться газовая струя. Она, обладая невероятной силой, выносила из кратера огромное количество кусков пемзы. Обломки поднимались на высоту примерно двадцати километров. И это продолжалось все 10-11 часов извержения.

Гибель людей

Считается, что из Помпеев не смогло выбраться порядка двух тысяч человек. Это приблизительно десятая часть всего населения города. Остальным, вероятно, удалось спастись. Следовательно, настигшая катастрофа все же не застала помпейцев врасплох. Эта информация была получена учеными из писем Плиния. Однако узнать точное число погибших не представляется возможным. Дело в том, что останки людей археологи обнаружили даже за пределами города.

История Помпеев, составленная исследователями, говорит о том, что, по существующим данным, количество погибших составляет шестнадцать тысяч человек. Это жители не только описываемого города, но и Геркуланума, а также Стабий.

Люди в панике бежали к гавани. Они рассчитывали спастись, покинув опасную местность по морю. Это подтверждают раскопки археологов, которые обнаружили множество человеческих останков на побережье. Но, скорее всего, корабли не успели или просто не смогли вместить всех желающих.

Среди жителей Помпеев были и такие, кто надеялся отсидеться в закрытых помещениях или в глухих погребах. После они, правда, пытались выбраться наружу, но было слишком поздно.

Следующий этап извержения

Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.

Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.

Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.

Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.

Слепки тел погибших

В результате извержения Везувия вулканические породы погребли под собой всю округу. Нижний пласт этого слоя, толщина которого достигает 7 м, состоит из небольших кусков плазмы и камней. После находится слой пепла. Его толщина равна 2 м. Общий слой вулканических пород в среднем составил 9 м. Но в некоторых местах он был и значительно больше.

Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. лет. Если рассматривать фотографию, представленную выше, то можно увидеть положение тел, принятое в момент гибели, а также выражение агонии и ужаса на лицах обреченных. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. На местах гибели помпейцев в застывшей лаве образовывались пустоты из-за плотно облеплявшей людей массы, получившейся из воды и пепла. Этот состав высох и затвердел. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки. Несмотря на то что сами тела уже давно стали прахом, смотреть на эти фото все равно жутковато. Эти фигуры отчетливо передают тот ужас и отчаяние, которое пришлось испытать жителям Помпеев.