Происхождение скифов и сарматов. Древние скифы: их история, религия, культура

Скифы это…

Скифы — общее название северных кочевых народов (иранского (предположительно) происхождения) в Европе и Азии, в древние времена (VIII в. до н. э. - IV в. н. э.) Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, которые занимали степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.

Много любопытных сведений сообщает Геродот о скифах, составлявших основную массу тогдашнего населения Северного Причерноморья. По данным Геродота, которые подтверждаются археологическими раскопками, скифы населяли южную часть Причерноморья - от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

Происхождение

Происхождение скифов один из самых трудных и спорных вопросов в исторической этнографии. Одни историки считают что скифы были этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам, или же к монголам (урало-алтайцам), другие ученые, опираясь на указания Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), считают, что название «скифы» охватывало собой этнически разнородные племена, и относят оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же предпочитают не высказываться о них определенно.


Большинство имеющихся данных, говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорей всего к иранской, тем более, что ученым, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами позволяют распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы.

Военное дело

Армия скифов состояла из свободных людей, получавших только питание и обмундирование, но могли принимать участие в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основное оружие, это короткий меч – акинак, лук с двойным изгибом, четырехугольный щит и копья. Каждому скифу принадлежал по крайней мере один конь, аристократы имели огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы поверженных врагов, но и делали из их черепов чаши. Украшая эти жуткие трофеи золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям. Сражались скифы как правило на конях, хотя со временем, по мере роста оседлости, появилась и скифская пехота. Геродот в подробностях описал военные обычаи скифов, но, может быть, в некоторой степени преувеличивал их воинственность.

Расцвет

IV столетие — скифский царь Атей, который прожил 90 лет, смог объединить все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в это время достигла своего наивысшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственные монеты и расширял свои владения. Особенные отношения у этих племен были с золотом. Культ этого металла даже послужил основанием для легенды о том, что скифы смогли приручить грифонов, охраняющих золото.

Нарастающая мощь скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении смог убить Атея, а его сын, через 8 лет пошел войной на скифов. Но Александр не смог разгромить Скифию, и был вынужден отступить, оставив скифов непокоренными.

Язык

Скифы не имели письменности. Единственным источником сведений об их языке являются произведения античных авторов и надписи античной эпохи. Некоторые скифские слова записал Геродот, к примеру, «пата» - означало «убить», «ойор» – означало «человек», «арима» – значило «один». Беря за основу отрывки этих слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами же себя скифы называли себя скудами, что, скорей всего, могло означать «лучники». До наших времен в греческой и латинской транскрипции, также дошли названия скифских племен, имена божеств, личные имена, топонимические наименования.

Как выглядели скифы

Как выглядели и что носили скифы известно в основном по их изображениям на золотых и серебряных сосудах греческой работы, обнаруженных во время археологических раскопок в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба, Солоха и других. В своих произведениях греческие художники с поразительной реалистичностью изображали скифов в мирном и военном быту.

Они носили длинные волосы, усы и бороду. Одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. Обувью служили кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. На голове скифы носили войлочные остроконечные шапки.

Изображения скифов есть и на других предметах, найденных в Куль-Обе. К примеру, на золотой бляшке изображены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам авторов древности.

Религия скифов

Характерная черта религии этих племен - отсутствие антропоморфных изображений богов, а также особой касты жрецов и храмов. Олицетворением более почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносили жертвы. Характер погребальных ритуалов может свидетельствовать о том, что скифы верили в загробную жизнь.

Попытки Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона оказались неудачными. Религия их была до такой степени своеобразной, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.

1) Фиала (Середина IV в. до н.э.); 2) Золотая скифская пектораль; 3) Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль; 4) Кубок шаровидный, золотой (IV век до н.э.)

Золото скифов

Изначально золотые украшения изготавливали лишь для знатных скифов, но со временем украшения могли себе позволить приобрести даже простые люди, хотя количество золота в них было меньшее. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называется - скифско-греческим искусством, а часть приписывают исключительно изделиям скифов.

Появление первых золотых украшений датируется концом бронзового века, тогда человек уже умел обрабатывать золото, придавая ему форму и внешний вид. Если говорить о самом древнем золотом украшении скифов, то его приблизительный возраст - 20 000 лет. В большинстве своем изделия находили в курганах. Первые украшения были найдены еще при правлении .

Золото они использовали потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид, и они считали украшение оберегом даже во время боя. Толщина украшений - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубовато, потому как скифы хотели вместить как можно больше золота в изделие. Существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображались головы животных, при этом в объеме, а не в плоскости.

Наиболее распространенными были изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Однако временами попадаются и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно.

1) Браслет с протомами сфинксов (Курган Куль-Оба, IV в. до н.э.); 2) Церемония «питья клятвы» (братание); 3) Золотой гребень с изображением батальной сцены; 4) Бляха в виде фигурки лежащего оленя

Племена скифов. Образ жизни

Хотя материальная культура скифов, которая получила распространение на всей этой громадной территории, в разных районах имела свои особенности, в целом в ней присутствовали черты типологической общности. Эта общность сказалась и в типах скифской керамики, оружия, конских наборов, и в характере погребальных обрядов.

По образу хозяйственной жизни скифы подразделялись на оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие племена. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот в первую очередь назвал каллипидов и алазонов - ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвий. В этом городе Геродот в основном и вел свои наблюдения.

Геродот называл каллипидов и по-другому - эллино-скифами, до такой степени они ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времен Геродота не была этнически единой. В ее составе были и не родственные скифам племена, к примеру земледельческо-скотоводческие, жившие в лесостепи.

Хозяйственная жизнь

Хозяйственная жизнь у большей части скифских племен доходила до сравнительно высокого уровня. Согласно Геродоту, алазоны сеяли и употребляли в пищу кроме хлеба лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-земледельцы сеяли хлеб не только для своих нужд, но и продавали его при посредничестве греческих купцов.

Скифские земледельцы вспахивали землю, как правило, при помощи запряженного волами плуга. Урожай снимали железными серпами. Зерно измельчали в зернотерках. Жители городищ занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицу.

Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которые по мнению Геродота были самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая степной Крым. Эти племена занимались скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

У скифов-кочевников животноводство поднялось на относительно высокий уровень развития. В V–IV столетиях они владели огромными стадами и табунами скота, но распределяли его между соплеменниками неравномерно.

Торговля

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы занимались строительством речных и морских льнокрылых кораблей на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. брал из тех мест мастеров для создания флота, который предназначался для завоевания Японии. Иногда скифы вели строительство подземных ходов. Они прокладывали их под крупными реками, с применением технологии горнорудного производства.

Оживленный торговый путь из Индии, Персии, Китая пролегал через земли скифов. Товары доставляли в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

Упадок. Исчезновение скифов

В течении II столетия сарматы и другие кочевые племена постепенно вытесняли скифов с их земли, за ними остались лишь степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, в результате Великая Скифия стала Малой. После чего Крым становится центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, ведя войны с Херсонесом и сарматами. В конце II столетия Херсонес получил могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который напал на скифов. После многих сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

В I и II вв. нашей эры скифское общество уже сложно было называть кочевническим: это были земледельцы, довольно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы не переставали теснить скифов, а в III веке началось вторжение в Крым аланов. Ими был опустошен последний оплот скифов – Неаполь Скифский, находившийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на завоеванных землях. Уже в скором времени началось вторжение на эти земли готов, которые объявили войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, стало нашествие готов около 245 г. н. э. Все скифские крепости были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на вроде бы очевидный полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, которые оставались на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, еще несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Но и они в скором времени пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, стала так называться из-за того, что слово «скифы» начали использовать для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорей всего, было в этом ложном наименовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в войско готов, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так, Скифия стала первым государством, которое рухнуло в результате Великого переселения народов.

Закончили дело готов гунны, в 375 г. напавшие на территории Причерноморья и уничтожившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не могло быть и речи.

Скифы потомки Ариев живших в Сибири, пришли на Дон вместе с другими родственными племенами. Они приспособились к кочевому образу жизни и свыклись с похолоданием климата. Главным образом это была родовая общность отличных воинов-военноначальников, взявшая власть над остальными племенами евразийских кочевников.

Миф о родоначальнике скифов.

Согласно мифу о родоначальнике скифов, известный персонаж греческих мифов Геркулес странствовал по пустынной местности. А когда устал, лёг спать, укутавшись в львиную шкуру. Каково же его было удивление, когда проснувшись, он обнаружил пропажу своих лошадей. Далее он искал их по всей стране, ведь без лошадей воин не воин. И нашёл в одной из пещер припонтийской области, так называемую ехидну (женщину-змею). Оказалось, что пропажа лошадей её рук дело, а чтобы получит их, геркулес должен её полюбить на один день.

На изображении скифы-лучники, зооморфные бляшки и меч акинак.

Вероятно, лошади действительно были хороши, или сама ехидна была в душе женщиной-змеёй, а на самом деле красавицей. В общем, родила она благодаря кратковременному любовному союзу трёх сыновей - богатырей: Гелона, Агатирса и Скифа. Именно последний сын оказался более приспособленный к царской власти, и ему досталось управлять племенами на огромных территориях.

Войны.

Скифский военный союз кочевых племён поставил перед киммерийцами в 8 веке до нашей эры нелёгкий выбор. Поэтому часть правящей верхушки киммерийцев ушла на запад и на юг в Трою, а мирное население, простолюдины, вступили в боевой союз скифов. Население Дона и Кубани принимают власть скифов безоговорочно, так как многие из них имеют родственную ирано-арийскую связь. И вот уже огромный военный союз нападает на Мидию и Ассирию, разоряют Палестину и Египет.

Попытку разгромить и покорить скифов (512 год до нашей эры) произвёл царь Персии Дарий I. Он удачно высадился на территории современной Украины и начал сухопутную компанию. Но стратегия скифских воинов не укладывалась в его планы. Подразделения кочевников совершали атаку, но не близко не приближались и снова уходили в степь. Этого хватало, так как их стрелы летели на расстояние 400 метров. Будучи лучшими лучниками, они метко стреляли на скаку из любого положения. Чем дальше, вглубь европейской лесостепи уходило войско Дарии, тем быстрее оно таило на глазах.

Выпаливая степь, скифы заманили войско Персов глубоко в степь и принялись разрывать его на куски, постоянно нападая с разных сторон. Персидские воины с ужасом смотрели на несущуюся конную толпу с пиками, но ничего уже не могли сделать. К тому же в ближнем бою остроконечные мечи акинаки пробивали доспехи из меди, не оставляя противнику шанса. Дарий понимаю, что всё кончено, бежит с личной охраной на родину, оставив остатки израненного войска на произвол судьбы.

А.Македонский не пошёл против скифов, недаром он был великим полководцем. А вот его последователь Лизимах сделал попытку в 291 году до н.э., но был захвачен в плен.

Скифское государство.

Государство скифов крепнет, появляются поселения-городища, люди, чтобы прокормить армию выращивают зерновые. Идёт бойкая работорговля. К тому же, чтобы обеспечить на время заготовки кормов и провианта идёт сезонный захват рабсилы. Когда работы заканчиваются, невольников отпускают.

После 3-2 века до нашей эры государство скифов вводится в междоусобные войны за власть. Вскоре улучшившие своё положение представители родственного племени - сарматы, пользуясь слабостью правящей династии скифов, принимает власть кочевых племён в свои руки. Начинается новая эра правления, связанная с большой торговлей и процветанием греко-сарматских отношений.

Краткий доклад про скифов поможет Вам подготовиться к занятию по истории. Также Вы сможете узнать где жили скифы чем занимались.

Сообщение про скифов

В начале VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились кочевые племена. Это были скифы. Они относились к ираноязычной группе. Скифы на территории Украины господствовали около 300-400 лет, оставив после себя большое наследие. В период V- IV столетий эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни и вдоль нижнего Днепра и в Крыму создали целые городища. Каменское городище было самым большим и являло собой главный центр ремесленничества, поставляющий степным племенам изделия из железа.

Чем занимались скифы?

Культура скифов представлена лепной керамикой, амфорами, гончарной посудой, металлическими предметами обихода, орудиями труда. Все было найдено в местах оседлости племен и их погребальных памятниках. Это является свидетельством того, что они были умелыми, изобретательными людьми.

Трудовая деятельность материализовалась в быте и хозяйстве (кроме известного военного ремесла). Главное занятие скифского населения — кочевое скотоводство. Оно основывалось на круглогодичном содержании и разведении овец, лошадей и крупного рогатого скота. Долгое время такой вид хозяйства был господствующим. В середине V века до нашей эры в долине Днепра возникло полукочевое скотоводство. До гибели Великой Скифии эти 2 вида хозяйства составляли основу экономики скифов.

На стыке V-IV веков до нашей эры формируется еще одна отрасль скифской экономики – земледелие, ориентировано на выращивание кормов для подкормки скота зимой. Племена стали запасаться просом и пленчатым ячменем. После они стали выращивать зерно и для себя. Землю обрабатывали перелогом, предварительно выпалив травостой на участке. После двух лет эксплуатации этого участка его превращали в пастбище. И только через 10 лет земля обрабатывалась вновь.

В древних письменах Геродота (V в. до н.э.) описывался народ, господствовавший в Северном Причерноморье. Этому народу даже удалось покончить с амбициями считавшего себя непобедимым Дария I. Имя это было настолько известно, что даже после исчезновения их в конце первого тысячелетия нашей эры, оно еще долго сохранялось в памяти и часто употреблялось по отношению к народам, к скифам отношения не имевшим, но проживавшим на территориях их бывшего обитания.

В частности скифами часто именовались восточные славяне. И даже в начале ХХ века Александр Блок в символическом смысле называл наш народ скифами. Хотя кое в чем он был не совсем прав, поскольку скифы были не обязательно азиатами, и не обязательно с раскосыми глазами.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще , который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо , либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Военное искусство скифов

Само утверждение скифов в Причерноморье происходит в виде военного вторжения, в ходе которого они изгоняют с этой территории древний народ киммерийцев. Их основным оружием были лук со стрелами с бронзовыми или железными наконечниками, короткие мечи-акинаки, которыми было удобно орудовать верхом, метательные дротики и копья.

В войнах участвовали и женщины, что послужило основой для греческих легенд об амазонках.

Конечно, всем известно столкновение скифов с могущественной Персидской державой, в ходе которого персидский царь Дарий I в конце VI в. до н.э. пытался их покорить. С огромным войском он перешел Дунай и начал преследование скифов. Догнать их не получилось, поскольку скифы отходили все далее на восток, заманив персов до бассейна Дона. При этом, как объяснил Дарию скифский царь Иданфирс, они вовсе не отступали, а просто перекочевывали исключительно по своему всегдашнему обычаю. Дарию пришлось бесславно возвращаться, да еще и с большими потерями.

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы , там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Закат скифов

Скифы практически исчезают из исторического поля зрения в III – II вв. до н.э., хотя упоминания о них еще встречаются и в начале новой эры, но неизвестно, идет ли в этих сообщениях речь о скифах или название применяется в отношении других народов, например, славян. Почему же скифы исчезли? Вроде бы в конце I тыс. до н.э. им не встречались враги могущественнее их в зоне их обитания.

Скорее всего, скифы не исчезли как народ, они исчезли именно как единая культура, распавшись на ряд племенных образований со своими названиями. Другими словами, они на самом деле никуда не исчезли. Они образовали новые комбинации племен, в которые влились новые народы.

Так причерноморские скифы в результате этих рекомбинаций, слияния с родственными им сарматами образовали сарматские союзы племен Дона, Днепра и Днестра, к которым вскоре примкнули восточные славяне, в конце концов, их ассимилировавшие. Так что скифы в какой-то степени и сейчас среди нас.

Среди моих любимых книг одно из почетных мест занимает произведение украинского автора Владимира Владко «Потомки скифов». Эта научно-фантастическая книга рассказывает о путешествии ученых в подземный мир скифов. Конечно, в огромной пещере скифы не смогли бы выжить, а вот их обычаи и обряды автор описал с научной точностью. Давайте же расскажу кем на самом деле были скифы.

Каким был скифский народ

Ираноязычные племена скифы начали населять территорию Северного Причерноморья около VII века до н.э . Сегодня это степная и лесостепная зона Украины. Властвовали здесь скифы в течение четырех веков, до прихода сарматов. А перед скифами здесь правили киммерийцы. Сами скифы называли себя сколотами.


Согласно Геродоту, тогдашнее население можно было разделить на следующие этнические группы:

  • Царские скифы . Именно они захватили эти территории и проживали в Приазовье, степном Крыму и около нижнего Днепра.
  • Каллипиды . Смешанное население греков и скифов, которое проживало вблизи греческих полисов.
  • Скифы-пахари и скифы-земледельцы. Занимались земледелием и платили дань царским скифам.
  • Алазоны. Фракийские племена, которые также платили дань скифам.

Территория, которую населяли эти племена, и представляла собой Великую Скифию.

Скифия была военным государством , а скифы - непревзойденными воинами. Даже македонцы , которые поставили на колени полмира, завоевать скифов так и не смогли . Скифские художники кроме своих богов и зверей не рисовали ничего. Поэтому о том, как выглядел скиф, мы знаем из изображений греков. Скифы носили длинные волосы, средней длины бороду и усы. Ни одному своему врагу скифы не давали спасаться. Убив впервые , скифский воин пил кровь павшего. А давали клятву они, выпив вина с кровью.


Водой скифы не умывались. Скифские женщины растирали древесину кипариса и кедра на камнях и обмазывали тело этой жидкостью. Она делала кожу шелковистой и блестящей и очень приятно пахла. Врачей, которые поставили больному неправильный диагноз, скифы сжигали. Поклонялись они преимущественно богу войны Арею и богине любви Аргимпасе. Своего вождя они хоронили вместе с женой и любимым конем (которых предварительно убивали). Ну и, конечно, с золотом. Курганы скифов сохранились, но большинство из них было разграблено.