В чем проявляется взаимосвязь глобальных проблем. Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения

ОБЩЕСТВО

Институты

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ:

Институт общества - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами взаимосвязь и взаимодействие между сферами общества.

ОТВЕТ:

2) Формирование институтов гражданского общества, общественных движений и инициатив в основном представителями средних слоев, обладающих экономической независимостью и достатком иллюстрирует взаимосвязи между экономической, социальной и политической жизнью общества;

3) Снижение уровня жизни общества и, следующее за ним уменьшение интереса к культуре, к культурному наследию прошлого иллюстрирует связи между социальной и духовной сферами общества.

Глобальные проблемы

С6. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности

Ответ:

Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

С 7. По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.



Ответ:

Признаки:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на земле;
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества

Происходящая в современных условиях НТР создает реальные технико –технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов, диалогом. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия для совместных действий по решению глобальных проблем.

С 6. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

Ответ:

1) потепление климата приводит, например, к таянию поляр­ных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, погло­тить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества;

2) от изменения климата, являющегося, по мнению большин­ства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов;

3) истребление отдельных видов животных, например мор­ской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобаль­ной экосистемы.

С6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Ответ:

1)значительное количество локальных вооружений конфликтов приходится на страны «третьего мира» некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);

2)из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иранская война);

3)бедность отдельных регионов планеты способствуют распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации)

С 6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Ответ:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2)быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

С 7. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь, каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы .

Ответ:

Демографическая;

Экологическая;

Разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

С 6. Со­вре­мен­ный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, во­оружённых кон­флик­тов. Мно­гие мыс­ли­те­ли от­но­сят ло­каль­ные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным про­бле­мам, угро­зам, сто­я­щим перед всем че­ло­ве­че­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой по­зи­ции.

Ответ:

1) любой ло­каль­ный кон­фликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной при­ме­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния (хи­ми­че­ско­го, бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го, ядер­но­го);

2) в ло­каль­ный кон­фликт могут втя­нуть­ся тре­тьи стра­ны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже ми­ро­вой;

3) любой ло­каль­ный кон­фликт яв­ля­ет­ся поч­вой для фи­нан­со­вой под­пит­ки тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций, ла­ге­рей под­го­тов­ки бо­е­ви­ков, уси­ле­ния опас­но­сти де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов и т. д.

Глобализация

С7. Разделяете ли вы следующую точку зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой её части. В основе же такой колонизации – монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружении, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.»? Приведите необходимые аргументы. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Представленная точка зрения отличается односторонностью и не раскрывает всей полноты такого нового исторического феномена планетарного масштаба, каким является глобализация. Это не только транснационализация производства и потребления, но и стремительное «перемешивание» рас и народностей; концентрация «умов» на ведущих и приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов, в т.ч. сотрудничество и духовное взаимопроникновение различных религий и конфессий; интегрирование миллионов людей в новые, ранее непривычные для них условия повседневной жизни. Глобализация является закономерным процессом. В основе его объективности – научно технический прогресс и экономический рост. Интернет, информационно-комуникационные технологии, спутниковая связь – все это определяет огромное ускорение оборота финансового капитала, а значит и повышение доходности вложенных средств, рост инвестиций и свободно оборачиваемых капиталов в мировом масштабе.

С 7. Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, правительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой экономике. В различных сферах деятельности стараниями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира».О каком явлении идет речь? Приведите 3 признака этого явления.

Ответ:

Речь идет о глобализации.

Глобальные проблемы современности, практикум

Задание 1. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

экологический кризис

угроза новой мировой войны

рост наркомании

распространение СПИДа

угроза XXI века

Задание 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Всемирный банк

5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство

Задание 3. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) возникли во второй половине прошлого века

3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) носят масштабный характер

Задание 4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах  массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север - Юг»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Задание 6. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Задание 7. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Задание 8.

(А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

1) фактический характер

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация - ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур

2) разделение труда

3) общество

4) глобализация

5) противоречивый

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

8) информационное

9) компьютер

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___ (А) и соответственно по уровню ____ (Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа ___ (В), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика ___ (Г) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет ____ (Д). Население планеты составляет уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества ____ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) развитые страны

2) меньшинство

3) отсталые страны

4) подавляющее большинство

5) сокращается

6) уровень

7) благосостояние

8) разрыв

9) развитие

Задание 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере

Задание 13. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Задание 15. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы

Задание 16. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Задание 17. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХ I века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б .

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б .

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б .

11 – 971345 – 3 б .

12 - - 3 б. 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

13 - - 3 б. 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 - 3 б. - Одним из самых положительных эффектов или последствий глобализации - это улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции.

Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно.

Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее.

Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты.

Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление

15 - 2 б. - демографическая;

- экологическая;

- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

16 - 3 б. Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых –сторонники корнукопианцев).

2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями).

3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев).

17 - 3 б . 1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Выставь себе отметку:

30-38 б. – «5»

22-29 б. – «4»

11-21 б. – «3»

2. Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения

В настоящее время экологическая обстановка на планете находится в очень сложной ситуации. Если на данном историческом отрезке человечество не одумается, не попытается найти выход из сложившейся ситуации, то в конце концов произойдет природа не выдержит постоянного вмешательства человека в свои естественные процессы. В этом случае экологическая катастрофа попросту не минуема. Именно поэтому решение имеющихся экологических проблем является первым и наиважнейшим делом не отдельных государств или групп государств, а всего человечества в целом. Так или иначе все существующие в настоящее проблемы взаимосвязаны между собой, и объединяет их именно понятие «Человек». И вызваны эти проблемы численностью проживающего на планете населения, неравномерным его распределением по поверхности планеты, его постоянный рост. Если брать за основу именно это утверждение, то связь между всеми экологическими проблемами будет легко проследить. Вырисовывается следующая цепочка:

Постоянно растущее население требует все больше и больше пищи, жилья и товаров народного потребления. Это в свою очередь вызывает рост городов и строительство все новых и новых промышленных предприятий. Для их создания человек вырубает леса, а для обеспечения населения пищей распахивает ранее не использовавшиеся в сельском хозяйстве земли. Эти действия приводят к уменьшению площадей мест обитания диких животных, а культурные растения вытесняют дикорастущие. Из-за растущих потребностей в древесине увеличивается вырубка лесов, что в свою очередь сказывается на содержании кислорода в атмосфере Земли. Промышленные предприятия загрязняют токсичными соединениями атмосферу, а затем они вместе с осадками попадают в почву и воду. Углекислый газ, который образуется при сжигании топлива, не успевает усваиваться растениями и накапливается в атмосфере. Многие выбрасываемые в окружающую среду вещества вступают в реакцию с озоновым слоем Земли и тем самым разрушают его. Через образовавшиеся «озоновые дыры» проникает ультрафиолетовое излучение, которое совместно с накоплением в атмосфере углекислого газа вызывает явление известное под названием «парниковый эффект», в конечном итоге приводящий к глобальному потеплению климата. Подобный результат рано или поздно способен привести к катастрофе планетарного масштаба, главной жертвой которого и станет человечество. Также нельзя не упомянуть такие проблемы как снижение численности или полное исчезновение некоторых видов животных и растений и связанное с этим серьезное нарушение пищевых цепей в природе, загрязнение почвы выбросами промышленных предприятий, пестицидами и вносимыми в излишке удобрениями. Серьезной проблемой стала эрозия почвы и вызванное эрозией снижение площадей плодородных земель, что в конечном итоге привело к тому, что на отдельных территориях планеты человечество столкнулось с неурожаями и голодом. Неправильная мелиорация быстро приводит к снижению качества и плодородия почвы, уменьшению количества задерживаемой почвой и произрастающими на ней растениями влаги, это приводит к опустыниванию. Вместо того чтобы пытаться восстановить утраченные земли, человек распахивает новые, видя в этом спасение от голода, при этом, как правило, уничтожаются леса.

Следствием вышеприведенной цепочки является нарушение естественного природного равновесия. Под угрозу ставится сама возможность существования жизни на Земле. Если в ближайшее время не произойдет каких-либо изменений в отношении человечества к окружающей среде, то рано или поздно человек как биологический вид может навсегда исчезнуть с лица планеты.

Поскольку, как удалось доказать выше, первопричиной всех проблем является человечество, то борьбу с проблемами должно осуществлять именно общество, а не отдельные люди. Без осознания всем мировым сообществом губительности сложившейся ситуации проблемы просто физически не удастся разрешить. Прежде всего необходимо выработать высокий уровень человеческой сознательности, который станет отправной точкой в деле разрешения экологических проблем. Необходимо, чтобы Человек учился любить и заботиться о природе с младых лет. Для этого требуется внедрение экологических дисциплин в систему начального и среднего образований во всемирном масштабе. Эта обязанность лежит прежде всего на национальных и региональных правительствах, так как без их деятельного участия ситуация на местах не изменится. Ими же должна проводиться политика экологической пропаганды среди населения. Как показал опыт последних лет, такая деятельность привела к успехам. Так, благодаря экологическим роликам на телевидении и в Интернете за последнее десятилетие уровень бытового загрязнения в США упал на 5,4%, в Канаде на 5,9%,в Финляндии и Норвегии почти на 7,5%,а в среднем по Европе на 6,1%, причем значительного снижения добились именно промышленно развитые страны, с многоотраслевой индустрией. Также национальные правительства должны всячески поощрять и способствовать деятельности экологических правозащитных организаций, выступающих против особо грубых экологических нарушений. Так, по состоянию на март 2007 года, офисы международной природоохранной организации «Гринпис» действуют в 41 стране мира, в том числе и в России. За 35 лет своего существования активистам организации удалось привлечь внимание мировой общественности к более 100 000 экологическим проблемам в разных регионах мира, благодаря действиям организации прекращена деятельность около 30 000 вредоносных производств. Не менее важной является роль отдельно взятых государств в области ужесточения наказания за экологические преступления и правонарушения. Обычно ужесточение законодательства происходило уже после наступления печальных последствий, вызванных теми или иными экологическими катастрофами. В настоящее время все более важная роль уделяется вопросам превентивного ужесточения наказаний за потенциально возможные экологические преступления. Серьезные экономические и уголовные последствия снизили число экологических преступлений в среднем по миру на 15-20% за последние 5-7 лет, что можно считать успехом правосудия в области экологии. На межгосударственном уровне должен осуществляться процесс мониторинга окружающей среды, заключающийся не только в наблюдении за природными процессами и явлениями, но и в оценке состояний среды и прогнозировании ее изменений. Результаты, полученные в ходе мониторинга, должны становиться объектом международного достояния, так как комплексный сбор информационных данных помогает комплексно и всесторонне подходить к проблеме. Но все приведенные усилия окажутся безрезультатными, если к решению проблем не привлекается научно-технический прогресс. Организация производств должна вестись не только с позиции экономической выгоды, формируемой рынком, но и с позиций экологической безопасности, формируемых здравым смыслом. В последнее время появился новый термин «экоэкономика», подразумевающий под собой такой тип экономической деятельности, который являлся бы оберегающим для планеты. Примерами такого типа служат достижения ряда стран в энергетической отрасли. Так свыше 30% энергии в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия и Швеция, производится ветром, причем без какого либо вреда для природы. Ряд современных автомобильных концернов внедряет в производство автомобили с водородными двигателями, работающими на безотходном водородном сырье. В настоящее время на смену бензину все чаще приходят газовое топливо-пропан и бутан -, являющиеся более безопасным для среды по причине полного сгорания. В настоящее в мире около 20% автомобилей работает на газовом топливе. Как итог, в результате развития программы экономики существенно сокращается число промышленных выбросов.


Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели очень важный комплекс проблем современности, связанный глобальными экологическими проблемами современности. Удалось, доказать, что главным виновником и главной же жертвой данной ситуации является человечество, которое, само того не ведая в течение всей своей истории существования осуществляя насилие над природой, осуществляло насилие над собой. Только с развитием экологии как науки удалось понять, сколь губительны для человечества последствия неразумного воздействия на природу. Нами рассмотрен целый комплекс загрязнений различных оболочек Земли и космического пространства, составляющий костяк глобальных экологических проблем, достаточно подробно рассмотрены явления, порождающие загрязнения, приведены соответствующие статистические данные. Далее в работе рассмотрена взаимосвязь между собой всех экологических проблем, и возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Постулируется тот факт, что одновременно с их серьезнейшим обострением проблем, наметилось общее стремление искать выходы из складывающейся, порой критической, ситуации. В этой связи, среди наиболее перспективных направлений природоохранной деятельности можно назвать различные общественные движения, внутри- и межгосударственные акции, в силу своей официальности имеющие серьезное воспитательное значение. Уделяется внимание вопросам внедрения нового типа экономических отношений - экокономики, - ставшего возможным только в результате планомерного сотрудничества государственных и международных структур с промышленным комплексом. В работе кратко рассказывается о первых успехах этого принципиально нового подхода.

Стран, всей планеты (вырубка лесов, утрата редких видов флоры и фауны и т.д.). Из-за несбалансированного развития природы и общества на планете возникли и усугубляются следующие глобальные экологические проблемы: · Потепление климата; · Разрушение озонового слоя; · Кислотные дожди; · Загрязнение природной среды; · Сокращение генофонда растений и животных; · ...

Необычайно расширился. Ныне наряду с биологией это экономическая и географическая науки, медицинские и социологические исследования, физика атмосферы и математика и многие другие науки. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру...

Ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие. Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, А.Маршалла, не...

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.

Все общепланетарные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 4). При этом проблему сохранения мира на Земле, предотвращения ядерной войны обычно называют проблемой номер один, так как от нее зависит само существование цивилизации, жизни на планете. Общепринятая универсальность этой «метапроблемы» иногда служит причиной того, что ее выносят как бы за скобки. Между тем она является приоритетной не только вследствие своей «фатальности», но и потому, что высвобождение гигантских средств, идущих на гонку вооружений, даст условия и средства для успешного решения других проблем, может создать принципиально новую обстановку широкого международного сотрудничества в самых различных областях. По мнению многих экспертов, для достижения, например, самообеспеченности слаборазвитых стран продовольствием им необходима целевая внешняя помощь порядка 5 млрд долл, в год, что составляет меньше 1% сегодняшних расходов на вооружение. Думается, это слишком оптимистичная точка зрения на решение продовольственной проблемы, однако она подтверждает жизненно важное значение демилитаризации.
Экологическую проблему условно можно поставить на второе место. Остальные проблемы могут решаться

Рис. 4. Взаимосвязь основных глобальных проблем

хуже или лучше, от этого будет зависеть, например, более или менее полное обеспечение продовольствием, энергией и ресурсами, но состояние окружающей среды в наибольшей степени определяют сами условия жизни людей. При этом экологическая проблема теснейшим образом связана с разоружением, о чем свидетельствует, кстати, то обстоятельство, что массовое экологическое движение на Западе (партии «зеленых» и другие движения), начавшееся с проблем окружающей среды, неминуемо вышло на антивоенные, антиядерные цели и лозунги.
Приведем другие примеры связи глобальных проблем. Так, демографическая и продовольственная проблемы ассоциируются как друг с другом, так и с охраной природной среды. Ведь «планирование семьи» в развивающихся странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства, его современная организация ослабят давление на окружающую среду. Просматриваются глубокие связи продовольственной и ресурсной проблем с преодолением отсталости многими странами и с экологией. Так, улучшение питания и более разумное использование ресурсного, и в частности минерально-сырьевого, потенциала - главный путь повышения жизненного уровня населения слаборазвитых государств. В то же время сырьевая ориентация их хозяйства, преобладание «первых этажей» обработки сырья и монокультуры в сельском хозяйстве усугубляются экологическими трудностями. Широкие разнообразные связи с другими проблемами обнаруживает и освоение Мирового океана. Использование его ресурсов поможет решить (или смягчить) такие проблемы, как сырьевая, энергетическая, продовольственная.
Обширными каналами взаимопроникновения характеризуются также глобальные проблемы социального и культурного плана (межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.). В свою очередь, они тесно связаны с проблемами политического, экономического и научного характера.
" Подытоживая сказанное, отметим, что в решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка ранее устоявшихся экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Многое будет зависеть от изменения человеческих качеств, жизненных целей, сознания и морали, умения заимствовать лучший опыт. «Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартом потребления Китая, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее количество населения, чем сегодня», - утверждает профессор Массачусетского технологического института Л. Туроу (правда, он тут же высказывает и альтернативный тезис: «Если производительность везде будет такой же, как в Чаде, а стандарты потребления, как в США, социальное и классовое сознание, как в Индии, и общественная дисциплина, как в Аргентине, трудно будет выдержать и современную численность населения»).
В том случае, если продлится мир на Земле, творческая энергия народов, опираясь на достижения науки и техники, наверняка решит многие вопросы, которые сейчас волнуют человечество. Однако тогда перед нашими потомками возникнут новые, неизвестные проблемы. Что ж, такова диалектика жизни.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Попытайтесь, хотя бы схематично, определить задачи отдельных направлений глобалистики: 1) философского; 2) экономического; 3) политического; 4) прогностического; 5) географического. Могли бы вы назвать какие-то явления или процессы в природе или обществе, которые дали (или дают) импульсы для развития научных исследований в области глобалистики? Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета, т. е. критерий. Попытайтесь классифицировать глобальные проблемы по следующим критериям:
а) острота проявления;
б) время (очередность) возникновения;
в) возможность позитивного решения (смягчения). Какие из глобальных проблем затрагивают ваши личные интересы? В чем состоит практическая сила глобальной географии как научного направления? Разработки в какой области глобальной географии вам кажутся наиболее перспективными? Какова польза глобального моделирования? Чем объяснить трудности с подбором социальных индикаторов при глобальном моделировании (особенно при попытках формализации человеческих качеств и нужд)? Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий:
глобалистика; географическая глобалистика; глобальная гео* графия; геосферно-биосферные модели; алармистские модели; социальные индикаторы в глобальных моделях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. - М., 1999. Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. - М., 1991. Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1: Глобальные проблемы. - СПб., 1999. Медоуз Д. Пределы роста. - М., 1991. Медоуз Д. За пределами роста. - М., 1994. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.
урок з. Меняющийся дик Земли
Планета Земля - место обитания человека. Итак, населенная человеком Земля является главным объектом исследования глобальной географии. Это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», называемого Солнцем. Если «поиграть в масштабы», то Солнце и Землю можно представить размерами соответственно с апельсин и булавочную головку. Последняя, однако, достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. Кроме гравитационного, Земля обладает магнитным и тесно связанным с ним электрическим полем.
Жизнь человека протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн км2. Из них чуть менее трети (149 млн км2) приходится на долю материков. Именно с земной поверхностью ассоциируется выражение, вынесенное нами в название настоящей темы «Лик Земли». Нетрудно видеть, что это и есть географическая среда - та часть географической оболочки, или геоверсума, которая освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.
За 5 млрд лет существования Земли природа постаралась создать условия для развития органической жизни на планете, в частности для обитания человека, близкие к идеальным. Безошибочно можно назвать три важнейших источника жизни на Земле: энергия Солнца, воздух и вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия - главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ей создается биомасса (в процессе фотосинтеза), движутся воздушные потоки, воды в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% - поглощает, а 6% - отражает. Огромное количество опасных для всего живого ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой.
Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, на 21% из кислорода, на 1% из аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). В значительной мере благодаря кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается деятельность его мозга, нервной системы и т. д.
Наконец, все известные нам формы жизни нуждаются в воде, в ее жидкой фазе. Основное условие жизни человека - это чистая питьевая вода, необходимая для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Понятие «чистая вода» в известной мере условно, так как спутниками воды могут быть вещества и микроорганизмы в различной концентрации.
Можно сказать, что освоенное пространство земной поверхности (лик Земли) представляет собой, в сущности, зону взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и социосферы. И то и другое представляет собой тот объект, вокруг которого «группируются» идеи глобальной географии. В то же время заметим, что лик Земли не может считаться «вотчиной» одной лишь географии: он служит неиссякаемым "источником эмпирических данных, поставляемых многим другим научным дисциплинам.