Говорят глаза зеркало души но зеркало. Глаза – зеркало души


Глаза открывают перед нами Вселенную, и некоторые скажут, они также раскрывают человеческую душу.

Пожалуй, все слышали фразу «глаза человека — зеркало души» и прежде. Люди обычно говорят так, когда они видят боль, гнев или другие эмоции в чьих-то глазах, но недавнее исследование наполняет данную фразу совершенно новым смыслом.

Глаза не только зеркало эмоций, они — зеркало души.

Но как же это возможно? Ответ на этот вопрос хранится в самом зрачке.

Индивидуальность зрачка — уникальность личности

У каждого человека структура линий, точек и цветов в радужной оболочке глаза сочетается в неповторимых и уникальных комбинациях. Некоторые люди могут иметь похожий цвет глаз, но сами линии и точки на радужке так же уникальны , как и отпечатки пальцев.

Несмотря на то, что линии и точки варьируются от зрачка к зрачку, существуют все-таки определенные закономерности в рисунках радужной оболочки глаза, которые довольно широко распространены.

Ученые из университета Эребру, Швеция, решили проверить наличие взаимосвязи между данными узорами и конкретными чертами личности.

Они рассматривали закономерности в криптах (нитях, которые расходятся от зрачка) и контракционных бороздок (линиях изгиба вокруг внешнего края), которые образуются, когда зрачки расширяются.

Всего с целью проследить возможную связь между данными узорами и чертами характера рассматриваемых объектов было изучено 428 пар глаз.

Что могут глаза рассказать о человеке

Ученые пришли к выводу, что обладатели большого количества криптов были более сердечными, нежными, доверчивыми и неравнодушными.

Те же, у кого было много контракционных бороздок, были более нервными, импульсивными и уступали по способности привязываться к кому-либо/чему-либо.

Поразительно, насколько узоры на радужной части глаза способны раскрыть самые глубинные черты характера человека.

Существует очень сильная корреляция между радужкой глаза и характером владельца. Но корреляция не означает причинность, верно? Именно. Однако кажется, будто и детали радужки глаз, и черты характера человека могут быть вызваны общей причиной.

Исследователи отмечают, что строение глаза и характер человека могут быть связаны, потому что генные последовательности, которые отвечают за формирование структуры радужной оболочки, также способствуют развитию лобной доли мозга, которая является своего рода материнской платой нашей личности.

«Результаты нашего исследования позволяют предположить, что люди с различными особенностями радужной оболочки, как правило, формируют различные личностные черты», — сообщил Мэтт Ларссон, специалист по поведенческим наукам, возглавлявший исследование в университете Оребро.

Эти данные подтверждают мысль о том, что люди с различными конфигурациями радужки склонны развиваться в разных направлениях, с точки зрения личностных характеристик. Различия в радужке могут быть использованы в качестве биомаркеров, которые отражают различия между людьми”.

Ученые также упомянули нечто очень интересное касательно гена под названием PAX6 , который контролирует формирование глаз на ранних стадиях эмбрионального развития.

Исследования показали, что мутация гена приводит к тому, что личность формируется со скудными социальными навыками, таким людям свойственны импульсивность и низкий уровень коммуникативных способностей.

Что расскажет цвет глаз о человеке

По мнению исследователей из Университета Питсбурга, женщины со светлым цветом глаз испытывают меньше боли во время родов по сравнению с женщинами с более темным цветом глазам.

Светлоглазые люди также потребляют значительно больше алкоголя, в то время как темноглазые пьянеют быстрее первых.

Все дело в генах. Старший преподаватель кафедры бимолекулярных наук при Ливерпульском университете Джона Мура утверждает, “что цвет глаз формируется из 12 — 13 генных вариаций… эти гены также влияют на другие факторы развития человека”.

Возьмем, к примеру, меланин — пигмент, который формирует более темную окраску глаз. Меланин может также способствовать повышенной восприимчивости человека к алкоголю.

Опросив свыше 12 000 мужчин и женщин в университете штата Джорджия в Атланте, психологи обнаружили, что светлоглазые люди потребляли значительно больше алкоголя, чем темноглазые.

Причина кроется в том, что кареглазые люди быстрее пьянеют , то есть им требуется меньшее количество алкоголя чтобы ощутить его воздействие на организм, соответственно они потребляют меньшее количество алкоголя.

Меланин определяет не только темноту окраса глаз, он также является изолятором для электрического соединения между клетками мозга.

Чем больше меланина в головном мозге, тем эффективнее, точнее и быстрее он способен функционировать, о чем исследователи сообщили в журнале «личность и индивидуальные различия».

Таким образом, вещество, ответственное за формирование окраса глаз, также отвечает и за работоспособность мозга.

Глаза действительно отображают внутренние аспекты нашей личности и черты нашего характера. Глядя в чьи-то глаза, вы сможете легко сказать, страшно ли человеку, грустно, или он чувствует себя истощенным.

Но если посмотреть еще внимательнее, вы сможете различить психологические и личностные черты человека. Глаза действительно представляют зеркало души каждого из нас!

Шекспир назвал наш мир театром, а каждого человека в нём - актёром. Спорь - не спорь, но львиная доля истины в высказывании есть. Мы, действительно, каждодневно играем какие-либо роли. На работе стараемся быть деловыми, собранными, строгими, показать свою компетентность и креативность. Вежливо поддакиваем начальству, опасаясь с ним спорить, или же идём напролом, словно отчаянные гладиаторы. Дома натягиваем доброжелательную мину и выслушиваем жалобы родителей на здоровье, своей второй половинки - на коллег-карьеристов, детей - на нудные уроки, надоевших учителей и нехватку времени на игры. Улыбаемся, шутим, чтобы поднять настроение родным, когда у самих на душе скребутся кошки. И никто ничего не замечает. Разве только кто-то из близких внимательно, пристально взглянет вам в глаза.

Глаза в глаза

Говоря о том, что глаза - зеркало души, автор (Л.Н.Толстой) не солгал. Человек может отлично владеть собой: мимикой, голосом, жестами, походкой. Может вовремя сказать что-то особенное или промолчать благоразумно. Может за смешком или кашлем скрыть дрогнувшие интонации. И только изгнать из глаз глубокую грустинку, огонь ненависти или любви, холод равнодушия и лёд разочарования он не сможет. Да, глаза - зеркало души. Вспомните рассказ Шолохова «Судьба человека». У главного героя, простого солдата с очень сложной, трагической судьбы, они словно подёрнуты пеплом и наполнены «неизбывной тоской». Какая поразительная, говорящая деталь! Мы ещё ничего о герое не знаем, но, прочтя такие слова, понимаем: он прошёл через великие испытания, великие страдания, великую душевную и физическую боль.

Глаза как главный элемент психологического портрета

А почему Толстой решил, что именно глаза - зеркало души? Почему не губы, например? Ведь они тоже могут многое рассказать о характере личности опытному психологу и физиономисту. Но только по глазам можно догадаться об истинном состоянии духа человека, эмоциональном настрое. Лжёт он или говорит правду, уверен в себе или волнуется, печалится или находится на пике радости - обо всех оттенках переживаний, без утайки, поведают нам глаза - зеркало души нашего собеседника. В романе «Война и мир» княжна Марья Болконская внешне совершенно некрасива, иной раз даже выглядит уродливо. Но в минуты особого душевного подъёма, напряжённой духовной работы на лице её начинают сиять «прекрасные лучистые глаза». И Толстой, великий психолог и знаток человеческой натуры, подбирает поразительное по силе и убедительности сравнение: они настолько хороши, что делаются «привлекательнее красоты». Впрочем, не один Лев Николаевич, создавая психологический портрет героя в том или ином произведении, обращает внимание на очи, подробно описывая их, подбирая к ним самые точные, яркие, образные эпитеты.

Глаза в искусстве

Приглядитесь к лицам, смотрящим на нас с картин старинных и современных мастеров. Какая богатая гамма переживаний отражена именно в глазах, сколько жизни сосредоточено в них, мыслительных процессов! А нынешнее искусство фотографии на чём акцентирует внимание зрителя? На выражении лица, на говорящих немым, но всем понятным языком глазах моделей! И даже специалисты профессионального макияжа, стилисты, объясняя, как правильно наносить на лицо грим, советуют тенями, тушью, другими средствами выделять, подчёркивать прежде всего эти самые очи как главное украшение внешности. Ещё привести можно огромное множество примеров, подчёркивающих, что глаза - зеркало души. Сочинение на эту тему часто задают школьникам. С одной стороны, написать его легко, как любую творческую работу на свободную тему. С другой - сложно, потому что требует она хорошей литературной эрудиции, хорошего, складного слога, умения выражать свои мысли правильно, грамотно, ёмко.

Резюме

Что пожелать нашим ученикам? Быть внимательными к людям, стараться разглядеть за внешней оболочкой человеческую сущность, а по глазам научиться читать собеседника, словно раскрытую книгу. Ведь порой один взгляд столько расскажет о человеке, сколько вы не узнаете о нём за месяц общения.

Класс: 6

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с построением “Убеждающего текста”.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

(Актуализация знаний учащихся об информационном тексте и о ТОПах речи (на основе ранее подготовленного материала о глазах).

Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой одного из типов тестов – “убеждающего текста”, который необходим нам для построения речевого высказывания на экзаменах в 9 и 11 классах.

Темой данного текста будут ГЛАЗА, о которых мы говорили на прошлом уроке.

На предыдущих уроках мы познакомились с “ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ”, который строится на передаче определённой информации и пользуется набором риторических формулировок (ТОПов).

Собирая материал о глазах, мы пользовались ТОПами “свойства” и “функции”. Давайте вспомним, какие “свойства” (т.е. определения) и “функции” (т.е. действия) мы подобрали к глазам.

А теперь давайте посмотрим, как описывают глаза писатели

Текст № 1

Я понимаю, что сочетание всех частей лица, движение всех мышц лица могут складываться в ту или иную гримасу, в то или иное выражение. Брезгливость, радостная улыбка, огорчение, удивление, испуг, ужас и прочее. Но глаза... Зрачки и белки. ...глаза бывают то стальными и холодными, то медовыми и теплыми, то сияющими, то потухшими, то грустными, то веселыми, то с прыгающими в них солнечными зайчиками, то озорными, с прыгающими в них чертиками, то зовущими. То отчужденными, то восхищенными, то мертвыми, как осенняя вода в канаве...Что освещает их изнутри, откуда берется этот свет и какова его природа?

В.А.Солоухин “Камешки на ладони”

Работа с текстом № 1:

2. Выпишите в тетрадь те определения, которых нет в наших записях.

Текст № 2

Глаза умеют говорить,
Кричать от счастья или плакать,
Глазами можно ободрить,
С ума свести, пуститься в драку...
Словами можно обмануть,
Глазами это - невозможно.
Во взгляде можно утонуть,

Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,

Их взгляд, как меч, пронзает все,

Они – с душою заодно,
Когда душа любви полна,

В них счастья светится волна.

Работа с текстом № 2:

Подчеркните в тексте слова-функции глаз.

Глаза умеют говорить ,
Кричать от счастья или плакать ,
Глазами можно ободрить ,
С ума свести, пуститься в драку ...
Словами можно обмануть,
Глазами это - невозможно.
Во взгляде можно утонуть,
Если смотреть неосторожно...
Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают ,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.
Их взгляд, как меч, пронзает все ,
Они – как древний врачеватель,
Они – с душою заодно,
Так сотворил их наш Создатель.
Когда душа любви полна,
Глаза загадочны, как вечность,
В них счастья светится волна .

Итоговые вопросы по текстам:

  • Какова тема обоих текстов? (глаза)
  • Какова основная мысль в текстах о глазах? (о том, что глаза выражают чувства человека и являются отражением его душевных переживаний)
  • Какая половица поможет нам ответить на вопрос, заданный В. Солоухиным? (“Глаза – зеркало души”.)
  • К какому типу текстов можно отнести оба эти произведения и почему? (Эти произведения относятся к информационным текстам, поскольку повествуют о предмете речи, описывают его с разных сторон.)

Работа над новым материалом

(объяснение нового материала: знакомство со структурой убеждающего текста и его особенностями).

[Для объяснения нового материала детям раздаются схемы, отражающие структуру убеждающего текста, и анализируются все параметры этой схемы.]

Как вы думаете, чем отличаются тексты “ИНФОРМАЦИОННЫЙ” и “УБЕЖДАЮЩИЙ”?

Цель информационного текста - передать информацию, которая должна вызвать у читателя интерес. Поэтому основными типами речи в таком тексте будут описание и повествование .

Цель убеждающего текста - заставить читателя поверить автору, доказывающему свою точку зрения. Основным типом речи будет рассуждение .

Для построения убеждающего текста необходимо

  1. определить и уточнить тему ,
  2. выбрать способы ее раскрытия,
  3. доводы (аргументы ) в пользу отстаиваемого тезиса
  4. и другие элементы содержания.

Анализ схемы № 1.

ТЕЗИС – положение, излагающее какую-либо идею.

АРГУМЕНТЫ – доказательства тезиса, основной мысли.

Схема № 1.

УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ.

ТЕМА -> ПРОБЛЕМА -> ТЕЗИС -> АРГУМЕНТЫ
_ | | |
То, о чём... Спорный вопрос, имеющий неоднозначное решение; вечная тема. Ответ на проблемный вопрос. Доказательства тезиса.

Перед работой (написанием сочинения) очень удобно составлять таблицу, содержащую основные элементы убеждающего текста (см. схему № 2).

Схема № 2.

[После анализа элементов структуры убеждающего текста заполняем таблицу по теме “Глаза – зеркало души”.]

Работа над языковым материалом.

Для подбора иллюстраций к аргументам обращаемся к различным отрывкам из художественных текстов:

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
(С.Есенин “Песнь о собаке”)

2. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (М.Шолохов “Судьба человека”)

3. Княжна Марья: Большие, глубокие и лучистые (как будто лучи чистого света иногда снопами выходили из них)... (Л.Толстой “Война и мир”)

4. Взгляд Андрея Болконского перед смертью: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”. (Л.Толстой “Война и мир”)

5. “Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью”. (Коко Шанель)

6. Глаза – самая большая человеческая слабость. Они выдают своего хозяина, почти всегда.

7. Так устроен человек: он может сдержать мимику лица, мысленно связать себе руки, но глаза... Вот что скрыть невозможно. Они отражают всё, что происходит внутри. (Ольга Аннина)

[В сильном классе можно побеседовать над характерами персонажей, имеющими описанные глаза и взгляд: “Что можно сказать о человеке?”].

В результате беседы по теме “Глаза – зеркало души” заполняем таблицу.

Тема Глаза // ТОП ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Проблема Могут ли глаза отражать чувства человека?
Тезис Глаза – зеркало души.
Аргументы Иллюстрации
Аргумент 1 Глаза отражают всё, происходит внутри. Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью (Коко Шанель)
Аргумент 2 Человек может контролировать сознательно мимику, чтобы скрыть эмоции, НО солгать глазами гораздо труднее. Глаза – самая большая человеческая слабость. Они выдают своего хозяина, почти всегда.

Работа над композицией сочинения.

Для создания убеждающего текста мы должны доказать свою точку зрения, используя композицию сочинения-рассуждения: тезис – доказательство – вывод. В то же время для создания интересного, увлекательного текста необходимо использовать приёмы построения информационного текста.

Поэтому начать свой текст мы можем с определения глаз: “Глаза – это...”. (Это будет ВСТУПЛЕНИЕ).

Затем перейти к проблемному вопросу и тезису.

Для доказательства сначала называем аргумент, а затем иллюстрируем каким-либо примером из художественного текста. Аргументов должно быть не менее двух (их мы назвали в нашей таблице).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ нужно подвести итог рассуждениям и аргументам. Для этого также можно использовать высказывания известных людей.

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по теме “Глаза – зеркало души”, опираясь на структуру убеждающего текста с элементами описания (в качестве примеров – аргументов используйте разобранные отрывки из художественных текстов или свои примеры; а в качестве характеристик глаз – ТОПы “определение” и “функция”, подобранные на предыдущих уроках).

Прячется за его взглядом", - говорили наши предки. Сегодня говорят: "Глаза - зеркало души", - что никак не меняет смысл, заложенный в изречении наших предков.

Человеческий взгляд излучает мысли и намерения. Стоит посмотреть в глаза собеседнику, и можно сразу сказать, что у него на уме или в каком состоянии он сейчас находится. По взгляду можно определить, лжет вам человек или говорит правду, счастлив или печален, заинтригован или абсолютно спокоен. Не зря именно наши глаза - зеркало души. Автор этого выражения прекрасно знал, о чем писал. Ведь наши глаза - это, пожалуй, самый выразительный орган нашего тела. В них кроется вся красота, вся полнота жизни и очарования, все краски нашего мира заключены в них. По глазам можно рассказать о человеке, описать его характер и многое другое. Глаза отражают наш Общаясь с человеком, половину информации мы узнаем по одному лишь взгляду, а слова порою становятся лишь дополнением к сказанному им. В наших разноцветных глазах заложена наша память. Это как огромный экран, на который мы проецируем колебания нашей души.

Глаза и эмоции

Глаза - зеркало души? Но почему? Почему не сердце, не разум, не руки, не губы? Ведь руки и губы тоже великие элементы нашего тела, способные также рассказать о многом. Однако нет. Природа распорядилась так, что глаза стали главным органом, через который мы получаем всю поступающую нам информацию. Вокруг глаз функционируют разные мышцы, некоторые из них отвечают за безопасность, другие сокращаются в зависимости от того, какие у человека намерения. Мы так привыкли, что глаза - это зеркало души, что зачастую прячем их, когда нам больно, или неприятно, или совестно. Мы понимаем, что один-единственный взгляд может выдать то, что мы чувствуем.

Если нам грустно, взгляд опускается, и это становится заметным. Никакая улыбка, никакие слова или что-либо еще не убедят нас в том, что все в порядке. Грусть, как и радость, прекрасно заметна по глазам. Что касается радости, мы сразу замечаем ее по широко распахнутым глазам, края которых словно улыбаются. Глаза горят от счастья, и этот огонь обжигает каждого, кто в них смотрит. Если вам больно или вы совершили что-то плохое, то будьте уверены, глаза вас выдадут. Они подставят вас и заставят затем отвечать за содеянное.

Наши души сегодня привыкли прятаться!

Сегодня красоту глаз часто прячут под темными стеклами очков. Многие это делают, спасаясь от назойливых солнечных лучей. Другие же, чтобы просто показаться более элегантными и неординарными. Очки становятся чем-то вроде детали косметики, подчеркивающей суровость, непреклонность и изящество, а также некую отстраненность от всех. Даже если это красиво и помогает от солнечных лучей, носить очки везде - это неправильно. Ведь вы не даете людям возможность заглянуть вам в душу, чтобы немного понять, какая вы. Очками вы закрываетесь от человека. И даже если вам кажется, что вы очень общительны, ваше нагромождение слов окажется лишним и раздражающим, если в это время вы будете в темных очках. Этими очками вы словно не даете гарантий своим словам. Ведь для многих важно, что глаза - зеркало души. "Сочинение о вашей жизни", рассказанное во время диалога, окажется под сомнением, если вы не подкрепите его взглядом. Взгляд - это всегда точка, всегда запятая, всегда восклицание и вопрос. Глаза - зеркало души, а душа - это фраза.

Но чьей души-то?

Я могу сделать любой взгляд, какой посчитаю нужным сделать. Какой посчитаю нужным показать. В этом, наверное, и суть. Я сделаю безразличный, пустой, вялый и равнодушный взгляд полузакрытых глаз. И человек, что смотрит в глаза, будет думать, что я на самом деле равнодушна и пуста. Но во мне горит, просто пылает огромных размеров пламя. И бушует ураган эмоций и чувств. А я в это время просто нахожусь рядом с человеком, поднимаю на него этот взгляд и лениво, медленно вскидываю бровь, а-ля: "И что, это все?". А на самом деле внутри я просто бесконечно долго кричу.

Так же и в обратную сторону. Могу сделать заинтересованный, взволнованный и немного испуганный взгляд, а внутри-то что? Ничего. А человек, что рядом со мной интерпретирует это, как правду. Так, как ему хочется. Так, как он сам чувствует.

И все это касается не только меня. Окружающие меня люди тоже используют это иногда.
С одной стороны: зачем же притворяться и выдавать лживые эмоции за действительные? Я не знаю. Но, возможно, люди иногда так защищаются. Либо пытаются защитить того, кто на них смотрит.

И вот, некто, зная все это, ты не понимаешь, что именно перед тобой. Наигранное, лживое или же искреннее и правдивое? Оставляешь это дело паранойе, которая говорит тебе, что все это ложь. Ты не вызвала таких эмоций, которые показали. Ты не вызвала восторг. Ты не вызвала неописуемую радость. Ты не заставляешь людей скучать по тебе. По тебе невозможно скучать. Просто тебя не хотят огорчать.

Я не спорю, во многих моментах все-таки эмоции бывают неподдельными, а люди буквально излучают то, что в их глазах. Но неуверенность, которая всегда гложет, остается на своем законном по ее мнению месте.

А взгляды, что ты посылаешь и те, что посылают тебе, измеряются в восприятии. В восприятии человека, что смотрит в эти глаза.

А может, я не права, и истинные эмоции взгляда нельзя подделать. Может, это выходит подсознательно и автоматически.

Увеличение зрачков при виде приятных объектов.

Это всегда можно списать на плохое освещение. Практически всегда.

Взглядов этих так много. Смотришь прямо в глаза человеку, а он тебе в ответ. Кто-то отводит, чувствуя напряжение, у кого-то глаза бегающие, сверкающие. У кого-то не выражают ничего и смотрят прямо сквозь тебя.
А есть такие люди, что будто просверливают тебя изнутри, испепеляя. Как будто знают о тебе все от и до. Есть взгляды, от которых воздуха не хватает, и ты чувствуешь, как грудная клетка в быстром и глубоком ритме начинает подниматься и опускаться. Опускаться и подниматься.
А есть взгляд в пол, который как бы ты не тянул на себя, в конце концов он все равно опустится.
А есть те, что смотрят в противоположную сторону - прямо вверх. На небо. Или на потолок, выглядывая там что-то.
И те, которые будто потерянные, испуганные. Как у ребенка в огромном магазине, что маму потерял. Оглядываются по сторонам, ища то, что им нужно. Того, кто им нужен. А когда находят - выдыхают, а взгляд их делается более расслабленным, благодарным.
Есть и теплые, благодушные, вызывающие улыбку.
И все эти взгляды могут быть в одном человеке сразу. Так как понять, когда правда, а когда - нет?
Видишь, некто, это только мои ассоциации. Не факт, что истинные. Далеко не факт.

Глаза - зеркало души. Но не смотрящего, а того, на которого смотрят. Он сам определяет и ассоциирует взгляды, посланные ему.

А этот текст снова написан не мной, а моей паранойей, которая дергает что-то в районе солнечного сплетения.

А когда написала, вспомнился стих.

"Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот". (с) Николай Заболоцкий.

Soul.

Nothing But Thieves - Honey Whiskey.