Консультация для воспитателей
Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков.
Покатаем на машине.
с (сь)
Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с (сь) : слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишки, крокодил, кукла, машина и т.д.
Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребёнку правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли слова на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).
Будьте внимательны.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),после каждого слова делать набольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых не достаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
Назови и отгадай.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь) , а также парные к ним без з , например: зайка - кошка, замок - ключ, коза -корова, ваза-графин
Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика») . Если дети пускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, зззайка - кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з . Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь) , умели выделять эти слова со звуком.
Что в мешочке.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц :цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.
Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички») . Когда все предметы будут вынуты все предметы из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) , и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчётливо, выделяя звук ц , например: овцца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с , который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли слова, содержащие ц , отчетливо произносили этот звук в словах.
Наши имена.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Кукла.
Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш («песенка гуся») . Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику. Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш -«песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш , и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш , например:Танюша, Катюша, Андрюша. Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.
Отбери предметы.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях которых есть звук ч : часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.
Воспитатель ставит на стол все приготовленные предметы (6 - 8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч . Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Кому что подарим.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш )
Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой - девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют остальные предметы, и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку - Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» - спрашивает он, показывая машину. «Это машина», - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие - Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.
Зачем нужно?
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч ).
Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей называть их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?» Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т.д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об их назначении. Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.
Подберём игрушки.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех названиях есть звук ж ).
Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж (песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки, и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука» . Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок и др. Если кто-либо называет не тот предмет - без ж , педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж , выделяли его голосом.
У кого кто?
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж) .
Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д. Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята. Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч : волк - волчата, зайка - зайчата, кролик - крольчата, белка - бельчата, галка - галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.
Выбери слово.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ , а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.
Отгадай, что взял Петрушка.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.
Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ , он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетку, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.
Найди игрушку.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли ответы разбираются всей группой.
Каких животных мы знаем?
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва). - «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель размещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие - с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль ) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.
Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков
Формирование правильного звукопроизношения - не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговаривания» может стать интересным и радостным, что гарантирует получение наилучших результатов.
«Вьюга»
Вьюга воет:
- У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.
«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк
- ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик -
он промок:
- ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька
- ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)
«Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке -
цок-цок-цок!
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят - ш-ш-ш!
Бубенчики звенят - динь-динь!
Дятел стучит - тук-тук-тук!
Вьюга свистит - с-с-с!
Белка на ветке орешки грызет - щёлк-щёлк!
Рыжая лисичка зайца стережёт - ф-ф-ф!
Холод, холод - в-в-в!
Стужа - брр-брр!
Снег пушистый
Кружит, кружит - о-о-о!
Ехали мы ехали - цок-цок-цок!
Наконец доехали:
С горки - ух!
В ямку - бух!
Приехали!
Т.Тютюнникова
«Дождик»
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Г.Бойко
«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а…
Рябиновый - и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
М. Картушина
«Тучка»
Кап-кап-кап! - тучка.
Кап-кап-кап! - плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М.Картушина
«Ветерок»
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева
«Во дворе»
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
- Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Встреча»
Повстречались
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два козленка: «Ме-е-е!»,
Два теленка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Детская потешка)
«Барашек»
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
(Литовская песенка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка - му-му-му!
Розовые свинки - хрю-хрю-хрю!
А козёл рогатый - ме-ме-ме!
Баран бородатый - бе-бе-бе!
Замяукал котик - мяу-мяу!
А собачка лает - ав-ав-ав!
А в лесу кукушка все - ку-ку, ку-ку!
Петушок веселый спел - ку-ка-ре-ку!
А в саду зелёном детвора
Распевает песни - та-ра-ра!
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
А. Барто
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок запоет,
Лишь солнце взойдет.
Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!
Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!
Просыпайтесь! Поднимайтесь!
За работу принимайтесь!
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал, балды-балды!»
Наши гуленьки вверху:
«Гру-гру!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Громко спорят две лягушки -
Кто из них красавица?
Ква-ква, ква-ква-ква.
Как вам это нравится?
В.Лифшиц
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
Теперь ты, петушок, пой!
Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
Ты спой, мурка!
Мяу-мяу, - спела кошка.
Твоя очередь, уточка!
Кря-кря-кря, - затянула уточка!
А ты, Мишка?
Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
Ты, лягушка, спой
Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
А ты, кукла, споешь?
Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис.6)
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис.7)
ГАВ-ГАВ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис.8)
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель: Та же
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
Га-га-га!
Га-га-га!
А индюк среди двора:
Бал-бал-бал!
Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
Грру-грру-грру!
Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис.9)
ЛОШАДКА
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса)«би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)
БАРАБАН
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.
КАП – КАП – КАП
Оборудование: Картинка с изображением дождя.
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ТУК-ТУК
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Похожая информация.
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.
В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.
В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.
В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.
1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.
Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.
11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец
13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Назови и отгадай
Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове
Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука
Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .
Например : замок – ключ, коза – корова.
Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .
Помоги художнику
Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова
Материал : картинки с изображением предметов
Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.
Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.
Продолжи слово
Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .
Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить
Например : Ра –ра-ра начинается иг.
Ры –ры –ры у мальчика ша…
Ро –ро –ро у нас новое вед…
Ру –ру –ру родолжаем мы иг…
Затем предлагает детям самим придумать фразу.
Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах
Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .
Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.
Кто больше
Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .
Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.
Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек
Выдели слово.
Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .
Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .
Что в мешочке
Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.
Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик
Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .
Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком
Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук
Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом
Угадай, кто кричит.
Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .
Материал : игрушки – животные.
Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.
Первый отгадавший – ведущий.
Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .
Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .
Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.
Подберём игрушку
Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .
Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.
Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.
Похожие слова
Цель : учить находить слова похожие по звучанию.
Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.
Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.
Цель : определение первого и последнего звука в слове
Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове
Угадай – ка
Цель : выделение первого звука в слове .
Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :
1 Назвать первый звук в именах детей
2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем
3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .
Игры и упражнения для развития звукопроизношения
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.
Как известно, дети дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.
Что звучит?
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.
Чудеса в мешке
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.
Поедем или нет?
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Повторюшки
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ
Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).
После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).
Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.